Главная страница
Навигация по странице:

  • Брахманизм и воспитание

  • Буддизм и воспитание

  • Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    Дата16.05.2018
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    ТипУчебник
    #19294
    страница3 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке




    1. Общий взгляд



    Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тысячелетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущественно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

    Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпадало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Убедительным подтверждением этого служат возникшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

    Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало появление специальности учителя, который был хранителем и «ретранслятором» педагогических идей.

    Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

    Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало экономическим, культурным, политическим запросам общества. Эти запросы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, методам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециального образования. Возникнув как результат развития общества, педагогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

    Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

    2. «Дома табличек»



    Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

    Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

    Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

    Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Семейно-общинный уклад обучения и воспитания сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. В «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.) подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Как следует из «Законов», за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.

    Вначале организованное обучение служило только для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппгур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

    Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали и переписывали в таблички-упражнения. В крупных «Домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и др. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.

    Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей. Быт и учеба «Дома табличек» напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу отец-учитель; остальные учителя именовались братьями отца. Сами ученики делились на младших и старших детей эдуббы.

    Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое многократное повторение, запоминание словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

    Зарождались и другие методы обучения: беседы, разъяснение трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым оппонентом. Ученики делились на пары и под руководством учителя утверждали и опровергали что-либо. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу: Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу: «Почему ты не отвечаешь мне?..».

    О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички, найденные на развалинах Ниневии — столицы Ассирии. В них говорилось: «Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия». Другой клинописный документ (2-е тысячелетие до н.э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится:

    - Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

    - Я хожу в школу, - отвечает ученик.

    - Что ты там делаешь?

    - Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.

    - Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мне мой завтрак».

    - Я иду в школу, В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.

    Процесс обучения в «Домах табличек» был сложным и трудоемким. Вначале учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в «Доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии..

    Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

    Некоторые «Дома табличек» становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями — словарями и хрестоматиями, изготовленные в Шумере в 3-м тысячелетии до н.э., содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.

    В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

    Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи торговцев и ремесленников на различных документах того времени.

    Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались сведения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

    Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

    3. Школы писцов в Египте



    Первые сведения об организованном обучении древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н.э. Воспитание было призвано перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила складывался определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Базой такого идеала было обучение и воспитание.

    Доступ к системным знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало связать в единый узел, открывался лишь привилегированному меньшинству.

    Воспитание отражало характер взаимоотношений детей с родителями. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. К обучению мальчиков и девочек относились одинаково.

    Согласно верованиям египтян сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь. Выполняя родительский долг наставника, египтянин считал, что поступает праведно и обеспечивает себе счастливое существование в загробном мире. Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начинать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения. Они служили стимулом для формирования нравственности и отражали идею необыкновенной значимости воспитания и обучения. (Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец.) Принятые педагогические приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

    Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. Девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

    Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор «Поучения гераклеопольского царя» (XIII в. до н.э.) писал: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству.

    Нравственное воспитание осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»; «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль». Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшимся от живой речи.

    Как ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Свиток, относящийся к 1-му тысячелетию до н.э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно осуждал тех, кто отходил от традиционной покорности и пассивности. Он писал, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.

    Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Ремесленники при обучении использовали порой детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали их силу, выносливость, ловкость.

    Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: «Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник».

    Получение образования требовало немалого труда. Занятия шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. В одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика, есть запись: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

    Учебные заведения возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги. Для овладения грамотой следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик осваивал деловой стиль для светских нужд и уставный стиль для составления религиозных текстов.

    В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в эту эпоху появилась бумага — папирус из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. Имелся своеобразный письменный прибор: деревянная чашечка для воды, дощечка с углублениями для краски из сажи и охры и тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску применяли для пунктуации и выделения главных фраз. Папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.

    На первоначальной стадии обучения особенно заботились об отработке техники изображения иероглифов. Затем большое внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качеством: «Речь сильнее оружия»; «Речь спасает, но может и погубить».

    В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Передавали знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пирамид, для определения количества урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы научиться рисовать план местности. Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в V в. до н.э. появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и сделаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

    Особое место занимали царские школы, где дети знати учились вместе с детьми фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

    4. Воспитание и обучение в Палестине



    На протяжении 1-го тысячелетия до н.э. на территории Палестины существовали государства Израиль и Иудея. В условиях древнееврейской цивилизации в религии установилось единобожие. Единый Бог якобы вручил евреям нравственные заповеди, где были очерчены границы добра и зла и которым должен был следовать каждый человек. Гонения, которым подвергались древние евреи, отразились на отношении к воспитанию как к способу выжить и сохранить целостность разбросанного по миру рода. Почтение к наставнику воспитывалось с младенчества: Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему. Важнейшей ценностью в воспитании считалось внушение идеи сохранить чистоту крови, отказа смешиваться с другими народами.

    Педагогические основы древнееврейской патриархальной семьи были закреплены в Ветхом завете. Так, в «Притчах» иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н.э.) мы читаем. «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Центральная педагогическая идея «Притч» — призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей». В «Притчах» представлены идеалы воспитания, которые, говоря современным языком, основаны на гуманистических, общечеловеческих ценностях. Большинство притч начинается с обращений отца к сыну, в которых Соломон призывает не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, которая «дороже драгоценных камней», т.е. быть рассудительным, не отказывать в благодеянии нуждающимся, избегать насилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, верным в дружбе, стремиться к добру. Способом такого воспитания являлось наказание: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой».

    Основными предметами обучения были Тора и Талмуд — свод религиозных и правовых норм иудаизма. Важнейшим при обучении считалось развитие ума (Тору заучивали фактически наизусть). У иудеев была своя письменность. Письму учили мальчиков и девочек.

    5. Воспитание и обучение в Индии



    Цивилизация дравидских племен коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была главной.

    Зачатки организованного образования в долине Инда скорее всего появилось в доарийский период в городах Хараппской культуры (3-2-е тысячелетия до н.э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Около пятисот печатей с надписями на своеобразном пиктографическом письме, глиняные чернильницы для письма — вот, пожалуй, и все вещественные свидетельства об образовании тех времен.

    Жрецами ариев около 2-го тысячелетия до н.э. на классическом санскрите была составлена Ригведа, куда вошли свыше тысячи священных наставлений — гимнов (веды), которые являются древнейшими документами культуры, воспитания и обучения дравидско-арийской цивилизации Индии. Позднее к «Ригведе» прибавились сборники других вед.

    Специфическое влияние на развитие воспитания и обучения в Древней Индии оказал кастовый строй. Не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
    Брахманизм и воспитание
    В дравидско-арийскую эпоху сложились устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Представления эти основывались на идее, что каждому следует развивать нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев — сила и мужество, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность.

    Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Оно предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

    Развернутые характеристики идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индо-арийцев «Бхагавата-пурана» дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь — воин и пастух — рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих умений и искусств и овладев людской премудростью. Носителем идеального воспитания служил также Рама, герой другого эпоса — «Махаб-харата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга. Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н.э.). В ней предлагались примеры содержания и методов воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у наставника разъяснения для выхода из трудного положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения. Способ приобретения знаний выглядит так: вначале целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий с конкретными примерами. Суть обучения сводилась к тому, что перед Арджуной ставили различные цели, расширяя и углубляя их так, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором, Арджуна двигался к совершенству.

    К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложились определенный канон образования и традиция семейно-общественного воспитания. Главным объектом изучения служили веды. К VI в. до н.э. существовала сеть ведических школ под началом брахманов. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для высших каст оно начиналось после упанаямы — ритуала посвящения. Непрошедшие инициацию считались отверженными, лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так общество контролировало результаты семейного воспитания, вырабатывало отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни достойного человека.

    Сроки, программа упанаямы, дальнейшее обучение у представителей высших каст не были одинаковыми. Для брахманов инициация приходилась на 8-летний возраст, для кшатриев — 11-летний, вайшьев — 12-летний. Программа образования брахманов была более полной, кшатриев и вайшьев — менее насыщенной, но более профессионализированной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Продолжительность их обучения обычно не превышала восьми лет. Обучение брахманов было на 3-4 года больше. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни. Формально все высшие касты имели право на самое высокое образование, но на практике редко пользовались этим правом, вайшьи занимались коммерцией и ремеслом, кшатрии — военной службой. Так что фундаментальное образование получали прежде всего брахманы.

    Брахманы-ученики (брахмачарины) занимались у умудренных учителей — гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью предназначенных для глубокого философского размышления вед (упанишад) они овладевали высшим знанием — брахмавидья, постигали абсолютные истину и реальность — брахману. Брахманское образование носило подчеркнуто религиозный характер, включая, правда, грамматику и другие подсобные науки: правила почитания и поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Обучение принимало мистическую окраску откровения свыше.

    Программа начального образования включала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование получали, как правило, немногие юноши. В программу его входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые ввели ноль и счет с помощью десяти знаков, которые позже заимствовали арабы и европейцы.

    Центром обучения служил обычно дом учителя — гурукула. Появились своеобразные семейные гурукулы, где мужчины обучали молодежь, передавая знания. Порядок обучения строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи и, помимо получения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий не было. Занятия проходили на открытом воздухе. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические гимны. Обучение, следовательно, было словесно-звуковым. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. (Записи на медных табличках появились на исходе древней эпохи.) Во-вторых (что еще более существенно), устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи знаний. Основная часть вед звучала на санскрите. Вот почему на особом месте стояли санскритская грамматика — веда вед, фонетика и этимология.

    Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать взрослым по дому, предаваться аскезе, т.е. поститься и усмирять плоть. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

    Приобретавшие повышенное образование юноши либо продолжали посещать известного своими познаниями гуру, либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы упанишад, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
    Буддизм и воспитание
    В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Существенные изменения в экономике, культуре, сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии — буддизма, который в свою очередь оказал воздействие на весь уклад жизни древней Индии.

    У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н.э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. В отличие от философии брахманизма, которая предусматривала достижение высшего знания через напряжение чувств и самоистязание, Будда полагал, что подлинные истина и счастье (нирвана) постижимы при непротивлении злу, через благородный путь праведной жизни. Согласно буддийскому учению главной задачей воспитания является очищение человеческой души, которую следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенство. В этом очищении различали три основные стадии: предварительную, сосредоточенности, окончательного усвоения. Будда выступал против монополии индуизма в духовной жизни и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании. По преданию Будда начинал просветительскую деятельность отшельником — гуру в лесной школе близ города Бенареса. Буддизм обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

    Распространение буддизма привело к важным изменениям в обучении и воспитании. Основными центрами буддийского образования сделались монастыри, двери которых были открыты послушникам из всех каст. Вначале обучение (во всяком случае, элементарное) велось на родном для учеников языке. Позже внимание уделяли грамматике санскрита, который (с I в. до н.э.) стал ведущим языком обучения в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в. н.э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Алфавитно-слоговое письмо заметно повышало результативность образования. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение трактатов по философии, математике, медицине и пр. Наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.

    Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. Необрахманизм внес изменения во взгляды на воспитание. Оно стало рассматриваться как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела». Программы обучения постепенно приближались к жизненным потребностям. Предусматривалось расширение доступа в учебные заведения представителей разных каст. Происходило постепенно нараставшее слияние буддийской и брахманской педагогических традиций. Согласно буддизму, как и индуизму, важнейшим условием воспитания считалось служение ученика наставнику. В свою очередь, учитель должен был разделять с учениками все, что имел.

    В период сосуществования буддизма и необрахманизма образование получали в брахманских школах вед и в буддийских монастырях. В ведических школах обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст; акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии. Кроме санскрита обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа школ вед: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. В программах аграхаров постепенно стали учитываться житейские потребности. С притоком в аграхары кшатриев и особенно вайшьи увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

    В буддийских монастырях учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. Сложились крупные просветительские центры буддизма. В VI в. в Индии насчитывалось не менее 5 тыс. буддийских монастырей с более чем 200 тыс. ученых монахов. Получил известность, например, комплекс в Такташиле (г. Таксила в Пакистане), в монастырях которого жили известные ученые и философы, которые учили медицине, искусству, астрономии, естествознанию, коммерции, магии, заклинанию змей и пр. Не меньшую славу получила просветительская деятельность в Наланде (близ г. Бхуванешвара), где в период расцвета (IV в. до н.э.) действовали 13 буддийских монастырей с множеством учеников и наставников — знатоков философии, логики, вед, медицины, филологии, языкознания, права, астрономии и др. Ученые-просветители Такташилы и Наланда поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

    6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае



    В основе богатых и своеобразных педагогических традиций древнего Китая лежит семейно-общественное воспитание, уходящее корнями в первобытную эпоху.

    Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев. Считалось, что у каждого дома есть покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые вредят старшим и родственникам. Представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика жилища — картинки с изображением нравоучительных сценок. Веками складывался педагогический идеал, который предполагал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренней сдержанностью человека, умеющего заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе. В основе воспитательных отношений было уважение младших к старшим. Корневой являлась идея семейного родства. Детям следовало всячески угождать старшим, быть кроткими и беспрекословно подчиняться отцу. Уважение к родителям и покорность им считались залогом благоденствия. Это нашло отражение в нравоучениях: «В разговоре со старшим нужно понижать голос. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший» и пр. В ходу были сентенции: «Всем добродетелям угрожает опасность, когда сыновнее благочестие поколеблено»; «Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека более, чем отца».

    Традиция почитания родителей питала идею минимизации самостоятельности детей, лишения их личных прав. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Получение образования рассматривалось как крайне престижное дело.

    Первые заведения воспитания и обучения в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях XVI-XI вв. до н.э. В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью и колесницей.

    В XI-III вв. до н.э. в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (Го Сюэ) и менее родовитой знати (Сан Сюэ): То Сюэ — в столице. Сан Сюэ — в провинциальных городах. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение для родовитых юношей — своего рода университет (Да Сюэ). В Го Сюэ и Сан Сюэ учились 7 лет (с 13 лет), в Да Сюэ — 9 лет (с 20 лет).

    Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения учебных заведений иероглифическим письмом владели немногие — так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось крайне медленно. Первые иероглифы высекали на костях различных животных. С X в. до н.э. появились иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. Когда в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс изображения иероглифов и обучения письму стал более простым.

    Подход к обучению сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

    В итоге в Китае грамотность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Организация обучения, экзаменов превратились в неотъемлемую часть государственной политики. В успешной сдаче экзаменов видели путь к общественной карьере.

    Китайские мудрецы попытались теоретически осмыслить воспитание и образование. Одной из основных философских школ, которые сформировались в Китае к VI в. до н.э. и влияли на воспитание и обучение, был даосизм. Основатель даосизма Лао-цзы (род ок. 599 г. до н.э.) рассматривал организованное обучение как искусственную преграду на пути гармонии человека и неба. Основное внимание даосизм уделял опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.
    Конфуций
    Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций (551-479 гг. до н.э.) и его последователи. Конфуций почитался как божественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогический опыт древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи. Воспитание, нравственное самосовершенство рассматривались как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному предназначению: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец — отцом, сын — сыном».

    Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека — тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь (воспитание возмещает дефекты от рождения), Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки», — писал он. Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости (сыны неба, правители), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам (благородные мужи, опора государства), людей, неспособных к трудному постижению знаний (чернь).

    Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» шести искусствам (мораль и этика, церемонии и обряды; чтение и письмо; счет; музыка; стрельба из лука; управление лошадью и колесницей).

    Важнейшей педагогической целью Конфуций определял воспитание терпимости. Подобная терпимость, по его суждению, — условие гражданского согласия. Чтобы сформировать толерантность, каждый должен иметь свои жизненные цели и добиваться их при серьезной и упорной учебе.

    Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, — это трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»). В нем предложены методики обучения: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Приведем некоторые изречения из этой книги: Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?; Учиться без пресыщения: Учиться и время от времени повторять изученное.

    Последователями Конфуция (IV-I вв. до н.э.)был составлен трактат «Книга обрядов» (Ли цзи). В ней образование признается необходимым и первостепенным для человека: Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении. В трактате изложены важные педагогические принципы, методы и приемы: Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть; Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца; Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься; Питай почтение к последовательности; Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны; Учитель и ученик растут вместе и т.д. Трактат содержит программу 9-летнего организованного обучения и воспитания. Авторы стремились сформулировать программу воспитания человеческих чувств в некоем чистом виде. Соответственно трактовались отношения воспитателя и воспитанника: первый должен быть ласков, человеколюбив, снисходителен, милостив, второй — покорен, почтителен, предан.

    По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание его последователи Мэн-цзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н.э.). Сюнь-цзы придерживался мнения о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Мэн-цзы утверждал, что в каждом можно встретить задатки, по крайней мере, четырех добродетелей: сострадания, милосердия, почтительности, способности руководствоваться справедливостью. Он уверял, что если людям дать возможность свободно развивать эти качества, в мире воцарятся добро и истина.

    На исходе древней эпохи (II в. до н.э. — II в. н.э.) конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта