Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогические идеи итальянского Возрождения

  • Педагогические идеи Возрождения во Франции

  • Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы

  • Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    Дата16.05.2018
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    ТипУчебник
    #19294
    страница9 из 33
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33

    Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации




    1. Общий взгляд



    Эпоха позднего европейского средневековья (XIV — начало XVII в.) ознаменовалась событиями, которые в корне меняли приоритеты и подходы к воспитанию и образованию. Подобная «педагогическая революция» была связана культурными и идейными движениями, получившими название Возрождения и Реформации. Представители этих движений осуждали суровость традиционного воспитания, были не удовлетворены состоянием связей воспитания с внешним миром, преподаванием научного знания. Они с сарказмом говорили о схоластических штудиях и учебниках. Педагогическая мысль отразила конфликт между средневековой католической педагогикой, с одной стороны, и Возрождением и Реформацией, с другой, что не исключило конвергенции философско-педагогических взглядов участников конфликта. Так, один из идеологов Реформации Мартин Лютер (1483-1546) советовал хранить средневековую традицию обучения латыни — общего языка республики письма. В свою очередь, один из вдохновителей контрреформации, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола (1491 ? — 1556), считал своим учителем в вопросах воспитания выдающегося деятеля Возрождения Хуана Луиса Вивеса.

    В основе компромисса лежал поиск «третьего пути» между формулами римско-католической педагогики и подходами к воспитанию и обучению, которые выдвинуло светское государство. Итогом поиска оказались радикальные изменения в программе воспитания и обучения. Первыми из них стали пересмотр места грамматики в программе образования и превращение ее из главной во вспомогательную учебную дисциплину. За ним последовали иные действия, которые заметно повернули в сторону светскости предпочтения в педагогической мысли.

    Развитие западноевропейской школы в XV — первой трети XVII в. тесно связано с происходившими социальными, экономическими, политическими и педагогическими процессами в обществе. Феодальные отношения прошли за этот период путь от безраздельного господства и расцвета до застоя и упадка. Рождалось индустриальное общество, которому требовались иные педагогика и учебные заведения.

    2. Педагогические идеи Возрождения



    Прекрасным событием в истории мировой педагогической мысли оказалось культурное движение, прошедшее под знаком гуманистических идей Возрождения. Принадлежавшие к нему лучшие умы Европы провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.

    Ростки педагогического гуманизма появлялись в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV-XVI вв. стал для европейца более пространным и многоцветным. Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретенное в середине XV в. книгопечатание.

    Гуманисты заново открыли, как много в культуре и образовании сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время Возрождением, т.е. восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классической литературы. Классическая литература из материала обучения становится олицетворением идеалов воспитания. В классическом наследии стремились черпать то, чтобы было утеряно, — традицию воспитания физически, эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

    Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя. Философы-гуманисты разрушали идейную основу средневекового воспитания схоластику.

    Схоластика изживала себя, поддерживая отрыв мысли от реальной действительности, логическую несвободу, авторитаризм, субъективизм и произвольность, играя в дефиниции, поощряя компилятивизм, комментаторство. Она сводила цель гуманитарного образования к приобретению навыков апологетики, что доходило нередко до абсурда. Философы-гуманисты обвинили схоластику в самоуверенном невежестве. Они возвратили в философско-педагогическую мысль скепсис, поиск истины.

    Сигнал уничтожающей критике схоластики был подан трудами Николая Кузанского (1401-1464). В противовес схоластике он говорил о сложности и противоречивости процесса обучения. Единственно возможным путем познания мира и Бога признавалось отрицательное мышление. Кузанский говорил о прирожденной способности суждения, которая проявляется в общении с миром природы при интеллектуальном ее созерцании: «В своей простоте ум все созерцает, как бы свою величину в одной точке, и все вне всякой сложенности из частей, и не так, что одно есть это, а другое — иное, а так, что все есть одно и одно есть все». Познание, по Кузанскому, беспередельно, ибо истина неисчерпаема. Знание характеризуется как интеллектуальное прозрение, постижение непостижимого.

    Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда помышляли о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты имели в виду формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: идей античности, доказавших свою жизненность идей средневековья, идей — предвестников нового общества.

    Представители Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив правильный латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в стремлении извлекать из античной литературы воспитательно-дидактический материал: идеи государственного устройства — у Аристотеля, уроки военного искусства — у Цезаря, агрономические познания — у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.
    Педагогические идеи итальянского Возрождения
    Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л. Альберти (1404-1472). В. да Фельтре (1378-1446), Б. Гуарини (1374-1460) и другие). В Италии заговорили о новом типе человека-гражданине. Речь шла о формировании члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л. Альберти, позволит приобретать совершенные добродетели и полное счастье. Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания нового человека — изучение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана. К ним, например. обратились Витторино да Фельтре и Леон Батисто Гуарини.

    Итальянские гуманисты произвели радикальные перемены в методиках обучения, имея в виду специфику детства и ребенка. Так. Л.Б. Гуарини совершил подлинный переворот в представлениях о детских учебниках. Он отверг темные средневековые тексты с невнятной, изложенной в стихах грамматикой, предложив вместо этого доступные детям учебные грамматические комментарии.

    Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568-1639). Он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город солнца». В утопии «Город солнца» рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования.

    Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В городе солнца заботятся об улучшении породы людей, так как убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря воспитанию и жесткому биологическому отбору жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До 7 лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с 7 до 10 лет к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет — математику, медицину и прочие науки. Предлагалось оживлять обучение путем наглядности: городские стены разрисованы превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки...Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста. Широко используется принцип соревновательности. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. В качестве учебника используется пособие «Мудрость», где сжато и доступно изложены все науки. Солярии воспитаны в духе религии как закона природы. Их бог — Солнце, природа. Они вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.
    Педагогические идеи Возрождения во Франции
    Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится важным очагом идей гуманизма Возрождения. Из Сорбонны эти идеи распространились в Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и образования, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.

    Франсуа Рабле (1494-1553) едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

    Гаргантюа — герой одноименного романа Рабле — забывает, как ненужный хлам, все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа сильного, воспитанного и разносторонне образованного человека. Чтение служит пищей для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме (например, счету Гаргантюа учится, играя в карты). Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведут беседы, которые помогают узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы.

    Мишель Монтень (1533-1592) в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в неисчерпаемые человеческие возможности, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению. По меткому замечанию французских историков педагогики, Монтень предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени. Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем разъедает общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это настоящая тюрьма, откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение (трубят в уши, будто воду льют). По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу.

    Признавая необходимость опереться в воспитании на склонности и задатки детей, Монтень сетовал, что сделать это с раннего возраста затруднительно: «Склонности детей в раннем возрасте проявляются так слабо и так неотчетливо, задатки их так обманчивы и неопределенны, что составить себе на этот счет точное суждение очень трудно».

    Воспитание Монтень видел очень широко: «Мир наш только школа, где мы учимся познавать». Основная цель образования усматривалась в самом знании, а также в научении достойно жить и умереть. Он замечал, что люди и животные — дети одной матери Природы, так что следует прививать детям уважительное отношение ко всему сущему. В познании он отдавал преимущество чувственному опыту.

    Размышляя, каким должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Предлагая добиваться осмысленного отношения к учебе, он писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его». Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования (нельзя обучать многому). Полезно организовать разнообразные связи учащихся с окружающим миром — со знатоками наук, умными и благожелательными друзьями, посещать иные страны. В ходе образования следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности. Умственное образование, по Монтеню, — это своеобразное личное присвоение знаний: «Мы берем на хранение чужие мысли и знания. Нужно, однако, сделать их собственными». Идеалом для Монтеня был не умудренный голой ученостью человек, а человек, одновременно обладавший добрыми нравами и умом.
    Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы
    Из Италии и Франции педагогическое движение перекинулось в остальные страны Европы, оставив заметный след в истории школы и педагогики. Так, Р. Агрикола (1445-1485) воспитал немало учеников, которые создали школы в германских государствах и на севере Европы. А. Гегиус (1468-1498) возглавлял «школы братьев общей жизни» в Девентере и Люттихе. Ректор Гёйдельбергского университета Я. Вимпфелинг (1450-1522) сформулировал концепцию национального воспитания, воспринятую передовыми учебными заведениями гуманистического типа, ратовал за введение новой школьной дисциплины — национальной истории и написал учебник «Очерк германских деяний», который использовался при преподавании такого предмета. Школы нового типа на началах христианского гуманизма (например, школу св. Павла в Лондоне) основал Дж. Коллет (1464-1519). Благородные традиции рыцарского воспитания отстаивал У. фон Гуттен (1488-1523) (Германия).

    Европейскую славу снискал Хосе Луис Вивес (1492-1540). Он родился в Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании. Известен как автор ряда педагогических трактатов и наставник дочери английского короля. Выступал против схоластики, в защиту опытного познания. «Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным», — писал о нем современник, английский мыслитель Т. Мор.

    Вивес полагал необходимым гибко отнестись к педагогической античной традиции. Он отвергал упор университетского философского образования на аристотелизме и противился слепому подражанию педагогическим установкам Квинтилиана. Вивес считал весьма эффективной сократовскую методу обучения путем бесед.

    Главный педагогический труд Вивеса — «О порче нравов». В этом и других сочинениях («О преподавании наук», «Воспитание христианской женщины») Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. При этом школьное обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать кротость и строгость с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания.

    Один из властителей дум Возрождения Эразм Роттердамский (1467-1536) в сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества — невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. В основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» и других трудах по воспитанию («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Эразм Роттердамский подчеркивал, что вне воспитания нельзя достичь эффективного развития человека. Он был среди первых мыслителей, приоткрывших особый мир детства, положив начало изучению этого мира.

    Эразм писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни: «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». С раннего возраста целесообразно насаждать образование, особенно изучение языков. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивают желание учиться.

    Осуждая грубых учителей, Эразм писал: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа». Эразм не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников: «Не следует приучать ребенка к у дарам... Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух к упрекам... Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»

    Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме естественнонаучные знания.

    Среди тех, кто заслужил память благодарного человечества, — английский мыслитель Томас Мор (1478-1533). В книге «Утопия» им намечено несколько принципиальных педагогических идей: равенство образования независимо от пола; равное начальное обучение; преподавание на родном языке программы полезных светских знаний (чтение, письмо, математика, музыка, естествознание, агрономия и пр.); необходимость освоения какого-либо ремесла; непременность самообразования.

    В центре утопической теории Т. Мора стоял человек, который имеет право на всестороннее гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт, исключительно честный человек. Будучи лордом-канцлером, был казнен, отказавшись пойти против своих религиозно-политических принципов.

    В своей «Утопии» Т. Мор описывал идеальное общество и излагал идеалы воспитания и обучения. Цель социальных учреждений в таком обществе выражалась в том, чтобы каждый мог развивать свои духовные силы, заниматься изучением наук и искусств. В деятельности человека выделены общественные и личные стороны, которые проявляются в любви к труду, скромности, добродетели, взаимопомощи.

    Человек, по Мору, рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию. В этих суждениях заключен протест против педагогического религиозного аскетизма. Вместе с тем Т. Мор строил нравственное воспитание на началах религии (священники должны наставлять в нравах). Правоверный католик, он, однако, далек от религиозного фанатизма. В Утопии царит свобода вероисповеданий. Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: «Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке».

    Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. В стихотворном послании «К моим возлюбленным детям» он пишет: «Много я вам надавал поцелуев, побоев же мало».

    Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. «Способности у утопийцев, — писал он, — изощренные науками, удивительно восприимчивы к изобретению искусств, содействующих удобствам и благам жизни».

    Мор подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в труде. Труд не мешает утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они умеют прогнозировать погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке.

    Томас Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. В Утопии такое образование осуществляется в виде ученичества и в государственных школах. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания.

    Особое внимание Мор уделял проблеме женского образования. Мужчины и женщины Утопии равны в образовании, ибо природа одинаково благоволит ко всем. Он ценил в женщине ученость в сочетании присущих ей добродетелей. Когда существо женского пола соединяет хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю ее выше сокровищ Креза и красоты Елены... Разница пола в смысле учености значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зерна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины, одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости.

    Между идеалами Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие. Безусловно, идеи Возрождения (природосообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Однако они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Нередко эти идеи носили утопический характер. Ряд педагогических идей Возрождения был попросту выхолощен. Именно так произошло при распространении в первой половине XVI в. установок так называемого филологического образования. Трактовка гуманистического образования как программы духовного, общественного, физического становления личности сузилась до знакомства с частью классической литературы изучения латинской грамматики, изощрения в навыках красноречия.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33


    написать администратору сайта