Главная страница

Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


Скачать 2.9 Mb.
НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
Дата16.05.2018
Размер2.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
ТипУчебник
#19294
страница6 из 33
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Раздел II. Воспитание и школа средневековья



Глава 1. Воспитание и школа в Византии

Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке

Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья

Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и Реформации

Глава 5 Воспитание и учение в славянском мире

Глава 1. Воспитание и школа в Византии




1. Общий взгляд



В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византийская империя просуществовала более тысячи лет, рухнув в 1453 г. под ударами турецких завоевателей.

Византия — прямая наследница эллинско-римской культуры и образования. Однако находившиеся у власти социальные группы Византии не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в ее истории были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, распоряжением императора в 529 г была закрыта Платонова академия в Афинах — один из важных хранителей греко-латинской педагогической традиции. Тогда же было запрещено выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, после чего в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.

После крестовых походов и короткого существования Латинской империи в Византии с XIII в. усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлянами и другими народами Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи были прежде всего грекоязычными. Другая особенность состояла в том, что Византия одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал возник как переходный от античного к средневековому.

По уровню образованности Византия значительно превосходила вплоть до XIV в. Западную Европу. Формальных социальных ограничений на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. Образованность — величайшая из добродетелей. — гласил один из императорских указов. Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

В Византии, в отличие от большинства раннесредневековых государств, отсутствовал а монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. Но, в отличие от античной греко-римской традиции, религия занимала ведущее место в программах обучения и воспитании. Учебный день школяра начинался с молитв. Вот одна из них: Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово Твое и научился творить волю Твою.

В истории просвещения и педагогической мысли Византии выделяются несколько этапов. На первом этапе (IV-IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и античной образованности. Следующий этап (IX-XII вв.) известен наивысшим подъемом просвещения. Были открыты новые учебные заведения, и появились различные труды энциклопедического содержания. Поощрялась деятельность ученых по организации образования. На последнем этапе (XIII-XV вв.) просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Это было время, когда в педагогической мысли Византии усилились клерикальные тенденции, что выразилось в оформлении монашеского направление исихиастов (от слова исихия — умная молитва). Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию. Главным при становления личности они считали нравствено-религиозное воспитание, трактуя его предельно мистически.

2. Педагогическая мысль



Эллинистическая педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV-V вв. Ее развивали неоплатоники из Афинской академии и высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии. Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся на познание собственной души, самосовершенствование. Познание предлагалось осуществлять через божественное озарение и экстаз путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы предложили идеи, составившие основы религиозного воспитания и обучения. Светская образованность рассматривалась как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему. Душа человека определялась как микромир, который следует путем воспитании привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю как силу стремления к слиянию с природой.

Один из первых средневековых схоластов, Иоанн Дамаскин (675-753), в философско-педагогическом трактате «Источник знания» развивал идею универсальной, энциклопедической образованности. Другой видный философ, патриарх Фотий (820-897), полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации. Фотий был наставником Кирилла-Константина и Мефодия — славянских первоучителей. Он создал в Константинополе элитарное учебное заведение, где стремился осуществить важные педагогические установки: искреннее и простое общение учителя с учениками, универсализм образования (сочетание светского и богословского), беседу как активный метод обучения.

Продолжателем раннехристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь миром духовного учительства и ученичества. Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018-1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не подвластен религиозному фанатизму, будучи личностью гуманистической, физически развитой, светски образованной, чувствующей прекрасное, душевно благородной, с твердым умом.

Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Достижение совершенства — цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству — это нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования.

3. Система воспитания и образования



Традиционно важную роль играли в Византии домашние обучение и воспитание. Для основной части населения это был способ получить начальное христианское воспитание. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей осваивали грамоту и получали книжное образование. В дошедших до нас поучениях детям подчеркнуты важность и необходимость книжного образования: «Читай много и узнаешь много».

В IV в. система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей. Первой ступенью обучения были школы, где мальчики (часто и девочки) под руководством грамматистов получали элементарное образование (пропедиа). письмо, чтение, счет, церковное пение. Грамматистами обычно были малообразованные, занимавшие низкое общественное положение вольнонаемные люди. Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5-7-летнем возрасте и длилось 2-3 года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Используемые в античной школе свитки, пергамент, папирус, стило были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучали буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, поскольку разговорный язык того времени значительно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты, дополненные Псалтырем и житиями святых. Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки. Нерадивых наказывали розгами. Помимо школ грамоты существовали начальные учебные заведения, в которых преподавали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

Для большинства учеников обучение завершалось ступенью элементарного образования. Немногие продолжали получать образование в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педua, или энкиклиос педua) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). В школах изучали сочинения классических авторов, прежде всего Гомера. Работа над текстом включала четыре операции: разбор, декламирование, объяснение и критический анализ. Помимо того, изучались грамматика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Постепенно учебные заведения, где давалось образование выше начального, сосредоточились в столице империи Константинополе. В IX-XI вв. там насчитывалось до десяти таких учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10-12 лет до 16-17, т.е. 5-6 лет.

До первой трети X в. в начальной и грамматической школе обычно был один учитель (пайдатес, или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников-репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии. Мнение гильдий обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными. До нас дошел документ XI в., где учитель, ссылаясь на бедность, просил патриарха перевести его в более доходную школу.

Постепенно структура и программа грамматических школ сделались более сложными. В некоторых учебных заведениях работали группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Направления их деятельности санкционировались представителями императорской власти. Программы школ становятся более насыщенными, и они превращаются в своеобразные высшие учебные заведения. Фактически все дети гражданской и церковной знати учились в подобных школах. Цель обучения состояла в овладении эллинской наукой (пайдейя), которая считалась преддверием высшей философии — богословия. Программа представляла собой вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую четверицу входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика, во вторую — арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основное число учащихся, однако, ограничивалось усвоением предметов первой четверицы.

Высшие учебные заведения являлись венцом образовательной системы. Часть из них была создана еще в эллинскую эпоху. Высшие учебные заведения приобретали определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делался на изучении риторики, в Бейруте — на изучении права, в Александрии — на изучении философии, филологии и медицины. Во всех высших школах, однако, непременно преподавалась риторика. Среди методов обучения риторике были популярны состязания школьников. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Школьники учились цитировать по памяти, составлять пересказы, комментарии, описания (экфразы), импровизации (схеды).

Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Школяры изучали поэмы Томера, произведения древнегреческих писателей, Библию, поучения отцов церкви и т.д. В X в. из программ исключили латынь и все, что было связано с «варварским» Западом. Итак, учащимся нужно было много читать. Литература была важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру следовало самому разыскивать нужные книги. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.

Высшие учебные заведения являлись главными очагами педагогической мысли и просвещения. Одним из наиболее заметных среди них оказалась учрежденная в 425 г. в Константинополе высшая школа — Аудиториум (от лат. audireслушать). С IX в. ее стали именовали Магнавра (Золотая палата).

Школа находилась в полном подчинении у императора. Преподаватели считались государственными служащими, получали жалованье и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. Среди них были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные научные кафедры, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени, Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса. Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII-VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке. В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки, с течением времени обучение приобретало специальную направленность, все большее предпочтение отдавалось юридическому образованию. Ведущим направлением в константинопольской высшей школе было освоение античного наследия. В пору расцвета в Магнавре изучались философия Платона и неоплатоников, другие классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, в частности Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в форме публичных диспутов. Идеальным выпускником считался энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

Помимо Магнавры в Константинополе действовали другие высшие школы, находившиеся в непосредственном подчинении у императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны — своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Здесь обсуждались различные мировоззренческие вопросы, в частности и воспитание добродетелей.

Наряду со светскими учреждениями усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался толкователем. Обучались в такой школе около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один из подобных уставов, в котором регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).

4. Место Византии в истории мировой педагогики



Византия оказала огромное культурное воздействие на страны Востока и Европы. Византийская образованность для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Византийское просвещение не угасло и с гибелью самой империи. После падения Константинополя в 1453 г. ученые-беглецы принесли на Запад не только сохраненные духовные богатства античности, но и христианско-античную любовь к человеку и истине.

Педагогику Запада нельзя полностью уяснить без учета византийского влияния. Византия передала через Италию (ее провинцию в V в.) интерес к изучению античной литературы. В XIII-XIV вв. важным передаточным звеном византийского влияния сделались европейские университетские центры. Западная Европа и Византия совместно вырабатывали гуманистическую концепцию человека, которая стала знаменем эпохи Возрождения с XIV в. Антично-византийские традиции светского образования дали мощный импульс эволюции образования и педагогической мысли Западной Европы. Труды византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. Среди таких трудов можно указать «Источник знания» Иоанна Дамаскина, который оказал влияние на воззрения виднейшего богослова западноевропейского средневековья Фомы Аквинского. Византийские идеи о воспитании и обучении проникали в Западную Европу и через арабское посредничество. Но постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано прежде всего с расколом христианства на православие и католицизм. Тем не менее средневековый Запад не прекращал использовать педагогический опыт Византии. После падения Константинополя часть греческих ученых и писателей перебралась в Италию. Труды последних представителей византийской традиции заняли свое место при выработке педагогических идей европейского Возрождения. Многие философы-педагоги, например Гемист Плифон, покинув Византию после краха империи и закрытия Магнавры, сделались профессорами европейских университетов Западной Европы. В свою очередь, в Византии преподавали ученые из Европы (например, Флавий Касаюдор).

Воздействие византийского образования испытали исламский мир и христиане Закавказья. Так, после закрытия в 529 г. Афинской академии многие ее преподаватели перебрались ко двору персидского шаха и организовали там дворцовую школу. Арабы, завоевав в VII в. многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. Многие наставники знаменитого на Востоке «Дома мудрости», созданного в Багдаде (832 г), были христианами — выходцами из Византии. Одним из них был Иоанн Дамаскин. В интеллектуальных кругах средневекового Кавказа были хорошо известны педагогические и религиозные труды отцов христианской церкви из Византии.

Византия оказала сильнейшее влияние на воспитание и образование в славянском мире. Византийцы Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) создали славянскую письменность. В Велиграде — столице Великоморавского княжества братья основали в 863 г. первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения в которых восходили к византийской традиции. В Киевской Руси после принятия православного христианства (988 г.) создавались школы учения книжного, где изучались семь свободных искусств и применялись методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Немало сделали для развития школьного дела на Руси ученики Кирилла и Мефодия. В славянском мире, Киевской Руси особым вниманием пользовались философско-педагогические идеи Иоаннна Дамаскина, Иоанна Златоуста и других византийских авторов.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


написать администратору сайта