Главная страница
Навигация по странице:

  • Философско-педагогическая мысль

  • Обучение первых христиан

  • Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    Дата16.05.2018
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    ТипУчебник
    #19294
    страница5 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма



    В Элладе и на Ближнем Востоке после распада империи Александра Македонского, в III-I вв. до н.э., культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческих городов-полисов. В этот период, получивший название эпохи Эллинизма, идеи греческой образованности распространяются в Средиземноморье, проникают в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию. В эллинском мире в образовании произошли важные изменения. Оно стало делом государства, что, впрочем, не исключало частной инициативы.

    Примером перемен была Греция. В некоторых местах (например, на Ионических островах) девочки получали одинаковое с мальчиками начальное образование. В отдельных местах, например на Крите, обучение, подобно спартанскому, стало совместным. Существенные подвижки произошли в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. «За каждую ошибку я сполна всыплю», — говорит учитель в стихах времен Эллинизма. По окончании мусического и гимнастического образования учеников ждали грамматическая школа и видоизмененная гимнасия. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать представление о музыке. В гимнасии меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого присутствовали уже в грамматической школе. Во всех сколько-нибудь крупных городах была хотя бы одна гимнасия. Окончившие гимнасию вливались в элиту общества.

    Гимнасия была открытым помещением, где можно было заниматься борьбой, игрой в мяч и другими видами спорта. Центральный зал окружала колоннада с комнатами для отдыха, бесед, обучения, переодевания, умаслений и бань. Во многих гимнасиях были залы для лекций и библиотеки. Часто практиковались соревнования, во время которых ученики показывали свои успехи, а учителя — свое профессиональное мастерство.

    Утратила военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись разнообразные теоретические занятия по более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Во II в. до н.э. в Афинах сделалось практикой посещение эфебами философских школ. Если прежде в Афинах обучение в эфебах было обязательным для свободных граждан, то с III в. до н.э. оно становится добровольным и оказывается достоянием имущих классов. Срок обучения в эфебии равнялся одному году.

    Вершиной образования считались риторические и философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. Афины оказались базой философских школ. Кроме основанных ранее академии и ликея были созданы еще две философские школы: стоиков и эпикурейцев. В программах философских школ делались определенные акценты: в академии поощрялся, например, интерес к математике, в ликее — к естествознанию, теории музыки, истории.

    Основатель стоической школы Зенон (335-262) учил, что через воспитание можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У стоиков обучались философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектику (под последней понималась наука правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов).

    Создатель другой философской школы Эпикур (341-272) был сторонником сенсуалистского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей он считал освободить человека от невежества и тем самым открыть ему путь к счастью. Воспитанный человек, по Эпикуру, самодостаточен, трудолюбив, излучает добро, любовь и бескорыстие, пользуется плодами знаний и земными радостями: Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду свежий цветок.

    В эллинском мире, кроме Греции, возникают новые крупные очаги просвещения. К ним в первую очередь следует отнести Александрию Египетскую. С особым вниманием относились здесь к развитию наук и высшего образования. В III в. до н.э. в Александрии был основан научно-образовательный центр мусеум, куда приглашали лучших ученых. Среди его преподавателей и воспитанников были известные всему эллинскому миру Архимед, Евклид и др. При мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н.э. — около 500 тыс.). В нем изучали все тогдашние науки. Александрия послужила своеобразным мостом между эллинистическим образованием и римским. По свидетельству древних, в Риме оказалось множество учителей — выходцев из Александрии.

    4. Воспитание и педагогические идеи в Риме



    В педагогических идеях и практике в Древнем Риме не могли не сказаться особенности этой цивилизации. Ведущей чертой римлян являлось стремление к общественной деятельности. Вот отчего приоритеты в педагогических идеалах отдавались гражданскому воспитанию. Вместе с тем особую роль в формировании личности юных римлян играли домашние обучение и воспитание.

    Уже в так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н.э.) сложились крепкие традиции семьи как ячейки общества и воспитания. Семью оберегало множество богов: они покровительствовали браку и любви, охраняли двери жилища и т.д. Отец выполнял обязанности жреца. Он считался в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашние и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей взрослые творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. Семья считалась ответственной за нравственное и гражданское становление юных римлян. В период расцвета римской империи семья заметно уступила свои позиции общественной системе образования. На закате цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. «Вся наука из родного дома» — читаем мы у одного из римских писателей V в.

    Первые попытки создания учебных заведений в Древнем Риме относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме — месте общественных сборищ римлян. К III в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось для свободных граждан унизительным.

    Уже на заре римской цивилизации греческая образованность почиталась как эталон. По уверениям римских авторов, первым царям Рима было дано прекрасное образование по греческим образцам. Со II в. до н.э. на организацию обучения большое влияние оказывала традиция эллинистических центров. Однако педагогика в Риме никогда не теряла самобытности. При заметном внимании к семейному воспитанию и признании важности как общественных, так и частных учебных заведений эти идеи имели более практическую направленность — на подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства — музыку и пение, ибо, как полагали многие римляне, они побуждают более мечтать, нежели действовать. Девиз «польза» можно назвать главным в римском воспитании и обучении, основной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или искусство оратора.

    В первые века новой эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. В I в. считались основными девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

    Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской — абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

    Грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Число учеников было ограниченным, а обучение — преимущественно индивидуальным. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

    Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях — легионах.

    В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно — философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например «Прославление мухи». Риторические школы выполняли социальный заказ — готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.
    Философско-педагогическая мысль
    Становление философской мысли, в недрах которой развивалась педагогика в Риме, происходило под сильным и непрерывным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники. При этом были выдвинуты оригинальные педагогические идеи.

    Один из первых представителей римского просвещения, Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), будучи эллинофобом, тем не менее опирался на греческие каноны при составлении программы полноценного образования. Катон особенно настаивал на консервации традиции домашнего воспитания. Он сам обучал сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не пользовался его услугами. (Не подобает рабу бранить моего сына.) В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми.

    Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Полноценного образования достойны немногие, считал Цицерон, большинство же нуждается в хлебе и зрелищах. Цицерон рассматривал душевную жизнь как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил должна семья, полагал философ.

    Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I-II вв. Крупный греко-римский мыслитель этой эпохи Плутарх (ок. 45 — ок. 127 г.) с особым вниманием относился к воспитанию и обучению в семье. Его супруга отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало подымать руку на святыню. В трактатах последователей Плутарха повторяются его советы проявлять мягкость к благонравным детям, оставаться матерям воспитательницами собственных детей, выдвинуты идеи обучения в духе требований образованного римского общества, т.е. давать беглое знание наук.

    Видный представитель философско-педагогической мысли начала I в. — Луций Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Он критиковал формализм школы, которая воспитывает ум, но не душу. «Мы учимся не для жизни, а для школы», — писал Сенека, осуждая отрыв организованного обучения от нравственных нужд человека. Он считал, что образование должно формировать самостоятельную личность. (Пусть говорит он [ученик] сам, а не его память.) Проблемы воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию». «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла», — писал философ, полагая, что воспитатель всегда должен помнить о необходимости движения к такому знанию (идеальной нравственной норме) путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории. Задачи педагогики Сенека определял как направление по пути морального самосовершенствования и научение отцов тому, как должны они воспитывать своих детей. Им высказаны меткие замечания относительно принципов и способов воспитания и обучения: «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других»; «Результат достигается скорее примером, чем наставлением» и пр.

    Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал каноном образования семь свободных искусств. Он писал: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?»

    Яркая фигура римской философско-педагогической мысли — Марк Фабий Квинтилиан (42 — ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия. Его главный труд — «Ораторское образование». Из 12 книг трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными. (Дети от природы склонны к худшему.) Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь педагогических результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

    Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети — драгоценный сосуд, с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах. При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравственными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, приучать питомца мыслить и действовать самостоятельно.

    Квинтилиан делал упор на необходимости полезного обществу образования. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей. Квинтилиан ратовал за доступность образования, полагая, что все дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности обучения, считая, например, что ученики-тупицы — на совести педагогов. По его мнению, дети одарены памятью, которая нужна для изучения любой науки, что прилежание учеников зависит от доброй воли, а последнюю нельзя вызвать путем принуждения.

    Квинтилиан отдавал предпочтение организованному обучению по сравнению с домашним. (Свет хорошей школы лучше одиночества семьи.) Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения зачастую бывает причиной добродетелей. Но все же Квинтилиан полагал, что нравственное становление личности предпочтительно в условиях семейного воспитания: «Нравственность детей будет в большей безопасности вне толпы товарищей».

    Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством публичного оратора. (Поэтами родятся, а ораторами становятся.) Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения. Первой ее ступенью было домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматики и частично греческой грамматикой. Предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родного языка. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес похвалой и забавами, чтобы ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру («золотую середину»). В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.

    Обширная программа предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одновременно несколько учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими; центральным предметом называлась грамматика. В риторической школе основным предметом провозглашалась риторика, под которой понималось искусство красноречия. На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. Обучение следовало вести индуктивным путем — от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития точной памяти. Таков, например, топологический прием, когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков мест для запоминания.

    5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан



    Христианские общины возникли в I в. в Палестине, откуда идеи христианства распространились по всей Римской империи. Особенно популярны они были в восточных провинциях у евреев. Воспитание в первых общинах христиан ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого завета (тексты 2-1-го тысячелетий до н.э.), куда уходит начало христианской религиозной традиции воспитания, и Нового завета (создан в I-II вв.), где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Библия провозгласила гуманистические взгляды на воспитание: любовь к людям и идею самосовершенства для спасения и вечной жизни.

    Христианство пересмотрело существовавшее прежде религиозное предписание: «Люби ремесло и отвергай учительство». В противовес этому христиане-книжники сами часто зарабатывали на жизнь, особенно плотницким ремеслом. Всеобщее учительство — овладение и передача знаний, нравственное совершенствование — становится у христиан явным и поощряемым жизненным приоритетом. Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы несколько лет вели жизнь странствующих учителей.

    Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». В Евангелии по-новому раскрыты лежащие в основе воспитания нравственные правила Ветхого завета, облеченные в форму заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Возлюби ближнего своего» и др. Эти заповеди рассмотрены не столько как этические и юридические каноны, сколько как нормы состояния души.

    Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив традицию уходившей эпохи. Философско-педагогические идеалы античности и христианства, имея общие истоки и соприкосновение, существенно отличались. Если в античном мире человек являлся мерилом всех вещей, то высшей мерой христианского мироустройства объявлялся Бог. Идеальное воспитание, согласно христианской традиции, состояло не только в овладении знанием, но и в построении себя по образу Божьему.

    С христианством пришел новый взгляд на ребенка. В древних цивилизациях дитя изначально не рассматривалось самодостаточной личностью, а прежде всего как результат половых сношений (порой нежелательный или неудачный; отсюда довольно широкое распространение детоубийств). Христианство, напротив, решительно отвергло инфантицид как преступное убиение невинной детской души.

    Идеологи раннего христианства иначе трактовали человека и его воспитание. В Новом завете в противовес идеям ряда древних философов, например пифагорейцев, подвергнута сомнению идея «тело — враг души». Апостол Павел высказал совершенно иную мысль:... тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа. Если одной из центральных идей античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, если античная мысль ставила в центр земное существование, то христианство — вечные человеческие ценности. В противовес эллинскому идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали спасение души путем взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма («умерщвление плоти»).

    Один из первых отцов христианской церкви Иоанн Златоуст (ок. 350-407) упрекал античную педагогику, что она печется научить хорошо говорить и тем самым зарабатывать деньги, но не наставить душу и формировать ум. Вместе с тем в проповедях Иоанна Златоуста предложены методы воспитания с учетом античной традиции, в частности наставление и беседа. Считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность), он настаивал на антиавторитарном воспитании: увещевание, совет, предостережение. Учитель не вправе влиять на воспитанника через принуждение. Главным источником обучения называлась Библия.

    Неоднозначное отношение к античной педагогической традиции высказывали другие отцы христианской церкви, которые изучали и по-своему развивали философско-педагогические идеи мыслителей античности. Так, педагогические суждения Василия Кесарийского (330-379) созвучны взглядам Плутарха. Василий Кесарийский — автор трактата «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг». В трактате предлагалось воспитывать позитивное отношение к наследию греко-римской образованности. Светскую образованность Василий Кесарийский оценивал как необходимую на бренной земле, но совершенно ненужную для пребывания в ином мире. Соответственно вершиной воспитания признавались уход от мирской жизни, молитва и пост. Дух человека необходимо воспитывать и направлять, ибо, как думал Василий Кесарийский, проявления духа могут быть благом или злом. Основой воспитания он считал самопознание.

    Аврелий Августин (354- 430) также признавал определенные достоинства античного образования и педагогической мысли. Он почитал Платона, называя его предшественником христианства. Как и некоторые античные мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы. Он высоко ставил дидактические возможности программы семи свободных искусств и предложил обучать христианских клириков по античной программе образования. Вместе с тем утверждалось, что античная педагогическая традиция погрязла в вымыслах, в изучении слов, но не вещей. Августин полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания при обучении следует расценивать как второстепенные и вспомогательные.
    Обучение первых христиан
    Вначале христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях. Однако уже в I в. христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов. Первые школы христиан не принадлежали к определенным социальным стратам и носили явно демократический характер. Они предназначались для катехуменов, т.е. для тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане. Главным было изучение Библии. Давались основы музыкального образования. Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая нравственные наставления священника.

    Школа катехуменов была предшественницей школы катехизиса, где давали образование повышенного типа. Одна из первых школ катехизиса возникла в Александрии в 179 г. Она предназначалась для подготовки священнослужителей. В программе этой школы сочетались элементы христианского и античного образования. Подобные школы были основаны и в других центрах античного мира. В дальнейшем школы катехизиса, в свою очередь, трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме.

    Впрочем, большинство христиан вплоть до V в. приобретали высшее образование в учебных заведениях античного типа. Они посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе «семи свободных искусств». С III в. растет число учителей-христиан: грамматиков, риторов, философов. Этот процесс продолжался, несмотря на запреты христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале IV в. христианство стало государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал это вероучение.

    6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира



    Эллино-римская культура и образованность повлияли на ближних и дальних соседей — так называемый варварский мир, лежавший на окраинах античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного воспитания.

    Так, издревле были знакомы с греко-римской цивилизацией народы Восточной Европы. Например, среди скифов-аборигенов Северного Причерноморья ее очагами стали греческие колонии, возникшие в VII-VI вв. до н.э. (Ольвия, Фанагория и др.). Такими же очагами сделались и появившиеся позже эллино-скифские поселения (Борисфен — порт в устье Днепра). Племенная скифская верхушка осваивала греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования. В VI-IX вв. плодами средиземноморской культуры пользовались восточные славяне.

    Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н.э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами.

    Глава 4. Представления восточных славян о воспитании




    1. Общий взгляд



    До принятия христианства культура восточных славян имела многовековую историю. В их представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонмом богов и мифологических существ. Славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимали мир как дар жизни во всей ее сложности. Едва ли не главным подходом в древних культуре и воспитании славян оказалось эстетизированное отношение к природе (Матушке-земле), которую следовало покорить и направить на пользу людям.

    С VI в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родо-племенной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных изменений. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.

    У основных социальных групп — земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов — подходы к воспитанию все более различались. Наряду с едиными традициями (инициации, к примеру) у соплеменников усиливаются различия в представлениях о воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников ведущим педагогическим идеалом оставалось воспитание в труде как высшая социальная и нравственная ценность. В ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особую важность представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной; для жрецов — умственное воспитание и культовые знания, включавшие, в частности, владение пиктографической праписьменностью («черты» и«резы»).

    Носителями подобных идеалов являлись персонажи эпоса и сказок. Они олицетворяли героев из воинской, крестьянской и ремесленной среды. Будучи образцами трудолюбия и профессионального умения, они были идеальными портретами вождей и воинов, мудрых старцев — хранителей языческих культов, которым подвластна «хитрая наука» общения с богами, перевоплощения в зверей, предсказания судеб.

    Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частых набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, куда входило несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины — в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

    В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие — повседневный труд земледельца и что первейшая обязанность человека — охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины, каждый член которой приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, брать на себя ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников сделалась естественной сутью духовного развития и воспитания.

    Восточные славяне отличались определенным характером поведения, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству византийских и других источников (VI в.), «славам» были присущи вера в высшие божества и магию, добронравие, воинское умение. Говорилось также о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закалка (легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище). Жизнеутверждающий настрой героев древних былин прекрасно передает характерную склонность славян к юмору и смеху.

    У восточных славян сложились важные общие подходы к воспитанию, представления о добре и зле, правде и лжи, силе и слабости и т.д. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо» (7-12-летний ребенок), «отрок» (подросток 12-15 лет).

    2. Народная педагогика восточных славян



    Как и у других племен, у славян в древности воспитание осуществлялось спонтанно, в виде рефлексии на необходимость кормить, оберегать, растить детей. Постепенно формировались простейшие педагогические представления. Особое место в воспитании отводилось матери, которая опекала детей до 3-4-летнего возраста. Под присмотром матери дети помогали старшим, выполняли посильную работу. Ее роль признавалась важнейшей в воспитании. «Какова матка, таковы и детки», — гласит древняя поговорка. Участие матери в воспитании расценивалось как крайне важное. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т.е. воспитанным матерью. Подобное отношение к женщине идет от времен матриархата. Позже в патриархальной семье на главные роли воспитателей выходят мужчины. Перемена отразилась, например, в слове «возмужалый», относившемся к юноше, завершившему воспитание и готовому к самостоятельной жизни.

    Отголоском архаических общинных времен был обычай отдавать детей до 7-8-летнего возраста в другую семью, который именовался кормильством или кумовством. «Кум да кум наставляют на ум», — говорит об этом обычае древняя поговорка. Такой воспитательный обычай отражал намерения поддержать целостность рода.

    До 7 лет все дети находились под опекой матерей. Затем девочки оставались под присмотром женщин, приучаясь к домашнему хозяйству, а мальчики оказывались под опекой мужчин. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах, овладевали ремеслом, у дружинников учились ратному искусству; а с 12-летнего возраста жили в особых домах — гридницах, где осваивали воинское дело.

    В дохристианской Руси педагогические воззрения тесно увязывались с языческими анимистическими природными представлениями и культом предков. Восточные славяне поклонялись Богам солнца, грома и молнии, ветра, матери Земле-сырой, отождествляли себя с внуками Бога солнца (Дождь Бог). Природа виделась населенной множеством духов, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать умерших предков — рода (или щура) и рожениц. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи — дедушка домовой.

    В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где произносила следующие слова:

    «Умываю я своего дитятко в чистое личко, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечею обручальною его осанку соболиную..., его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего...»

    Воспитание рассматривалось как включение в определенные виды деятельности. Особая роль придавалась издревле сложившимся ритуалам. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них передавались конкретные примеры поступков, воспитывались общественно важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Особое место отводилось в воспитании различным обрядам, которые хранили определенные знания и советы для жизни, труда, поведения. Например, зоофические пляски отражали представления о навыках охоты, повадках животных.

    Здравый опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы — будешь плакать»; «Работа да руки — надежные в людях поруки»; «Добро творить — себя веселить» и т.д. Хранилищем представлений о воспитании была также аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где по сути кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Месяц красен — к дождю»; «Во время дождя — подальше от дуба»; «Кукушка закуковала — пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому придалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье — тьма»; «Красна птица пером, а человек ученьем»; «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает» и т.д.

    Вопросы и задания





    1. В каких условиях возникли и развивались примитивные воспитание и педагогическое мышление?

    2. Какими были особенности воспитания в первобытном обществе?

    3. Как и почему менялись нормы и содержание воспитания в первобытном обществе?

    4. Какими были представления о воспитании в Месопотамии и Египте?

    5. Расскажите о «Домах табличек» в Шумере и школах писцов в Египте.

    6. Объясните отличия и сходство индуистского и буддийского воспитания и образования,

    7. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

    8. Какие основные этапы развития воспитания и образования известны вам в истории цивилизаций античного Средиземноморья?

    9. Определите общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

    10. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды одного из них.

    11. Какие новые черты воспитания и обучения возникли в эллинскую эпоху?

    12. В чем вы видите преемственность и различие педагогики Древнего Рима и Эллинизма? Проанализируйте педагогические идеи Катона Старшего, Цицерона, Сенеки и Квинтилиана.

    13. Каковы были взгляды отцов раннего христианства на человека и воспитание?

    14. Что вы знаете о влиянии греко-римской образованности на варварский мир Европы?

    15. В чем и как выражались родо-племенные и сословные представления восточных славян о воспитании? Расскажите о народной педагогике восточных славян.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта