Главная страница

Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


Скачать 2.9 Mb.
НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
Дата16.05.2018
Размер2.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
ТипУчебник
#19294
страница12 из 33
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33

Вопросы и задания





  1. Расскажите об особенностях и этапах генезиса просвещения и педагогической мысли в Византии.

  2. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

  3. Какими были система и типы учебных заведений в Византии?

  4. В чем вы усматриваете византийское влияние на представления о воспитании и образовании в Западной Европе и Киевской Руси?

  5. Назовите и охарактеризуйте главные этапы развития педагогической мысли средневекового исламского мира.

  6. Охарактеризуйте педагогическое творчество философов-энциклопедистов Арабского Востока.

  7. Какие уровни обучения были предусмотрены в средневековом исламском мире? Опишите их.

  8. Что нового по сравнению с прежней эпохой появилось в представлениях о воспитании и образовании в средневековой Индии?

  9. Расскажите о главных этапах развития образования, об особенностях педагогической мысли и обучения в средневековом Китае.

  10. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли, воспитании и обучении?

  11. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе?

  12. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.

  13. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?

  14. Проследите историю церковных школ средневековья в Западной Европе.

  15. Откуда произошли городские школы? Что вы знаете о программах и методах первых городских школ? Какие учебные заведения возникли из городских школ?

  16. Расскажите о возникновении европейских университетов. Расскажите об эволюции университетов в Европе в XIV-XVII вв.

  17. Дайте характеристику педагогических идей представителей европейского Возрождения и Реформации.

  18. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви Возрождения и Реформации. Найдите в них общее и особенное.

  19. В чем вы видите общеславянские корни воспитания и образования в средневековую эпоху? В чем проявлялась взаимосвязь культуры и образования славянского мира с остальной Европой?

  20. В чем состояла самобытность педагогики древней Руси? Что вы знаете о литературных источниках сведений о педагогической мысли в Киевской Руси?

  21. В чем состояли отличия и преемственность между учением книжным и обучением у мастеров грамоты?

  22. Проанализируйте эволюцию книжности, воспитания и обучения в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.

  23. Какими были особенности педагогической мысли и обучения на Украине и в Белоруссии в XIV-XVII вв.?



Раздел III. Школа и педагогические учения нового времени



Глава 1. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения

Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в.

Глава 3. Педагогика и школа Запада XIX в.

Глава 4. Школа и педагогика России XIX в.



Глава 1. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения




1. Общий взгляд



В XVII-XVIII вв. педагогика и школа Западной Европы и Северной Америки развивались в экономических и общественных условиях, переломных для человечества. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

Появляется небывалое число трактатов, в которых выражено стремление сделать личность свободной, обновить посредством воспитания и образования духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Общественная мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и Просвещения. Эти идеи носят гораздо более рациональный, светский смысл. Провозглашается свобода совести и право на религиозное образование согласно своей конфессии. Усиливаются стремления обеспечить национальное воспитание. Ускоряется формирование иных общественных и духовных ценностей, пересматривается концепция человека и мира. Меняются трактовки воспитания идеальной личности. Если В XVII в. речь шла прежде всего о благородном человеке, то в следующем столетии — о просвещенном гражданине.

Новый педагогический идеал был ориентирован на развитие человека, постигающего окружающую действительность как целостный мир и одновременно часть множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую «школьную премудрость» на латинском языке.

Педагогика позднего Возрождения и Просвещения должна была приспособить полноценное образование к обслуживанию иной клиентуры: промышленников, ремесленников, торговцев. Была выдвинута новая программа воспитания и обучения. Пересматривались цели, направленность воспитания, провозглашались активное, мотивированное обучение, включение в программу образования родного языка, расширение преподавания точных и естественных наук, отказ от исключительно вербального преподавания, поощрение преподавания национальной истории и пр. Были поставлены вопросы о всеобщности начального обучения, изменения роли изучения древних и современных языков и литературы. Подчеркивались потребности обновления воспитания детей, образования взрослых, формирования гражданина.

В итоге общественной мыслью Запада к концу XVIII в. была намечена новая парадигма целей, содержания воспитания и образования, изучения ребенка и взрослого и, наконец, предмета педагогической науки. Но это был скорее эскиз, нежели развернутые теории. Завершить оформление новой педагогики предстояло мыслителям XIX столетия.

Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) — таковы исторические точки отсчета возникновения новых педагогики и школы. Западная педагогическая мысль в указанные исторические сроки прошла два принципиальных этапа развития: начало Нового времени (первые три четверти XVII в.) и эпоха Просвещения (конец XVII — XVIII вв.)
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33


написать администратору сайта