Главная страница
Навигация по странице:

  • Состояние начальной школы

  • Изменения в среднем образовании

  • Профессионально-техническое образование

  • Педагогика традиционализма

  • Нетрадиционная педагогика

  • Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 2.9 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    АнкорДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    Дата16.05.2018
    Размер2.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДжуринский_История образования и педагогической мысли_2003.doc
    ТипУчебник
    #19294
    страница28 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

    Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в.




    1. Общий взгляд



    В конце XIX — начале XX в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингенты учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной сферой реформирования оказалась частная школа.

    Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Появляется значительное число изданий новой литературы по вопросам педагогики.

    В обществе было осознано, что потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы, где давались знания, умения, навыки, к школе, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

    Педагогическая проблематика привлекла внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.

    Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической мыслью ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.

    Образование и педагогика в России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907,1917 гг., русско-японская, первая мировая войны),что оставило глубокий след в образовании и педагогической мысли, привело к резкой политизации педагогических проблем. Впервые в российской истории вопросы образования обсуждались при участии политических партий.

    2. Вопрос о школьных реформах



    Вопрос о реформах образования оказался в центре общественного внимания в России на рубеже XIX-XX вв. Либеральные партии и педагогические организации (кадеты. Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу бесплатного обязательного начального обучения, увеличения ассигнований на школу, усиления местного самоуправления в системе просвещения, преемственности ступеней образования, равенства мужского и женского образования. Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг.

    Сходные требования выдвинули радикальные партии, прежде всего социал-демократы. Марксистская педагогика использовала опыт отечественной и западно-европейской педагогической мысли. Наиболее влиятельный лидер РСДРП Владимир Ильич Ленин (1870-1924) уделял особое внимание связям экономики, политики и образования, заявлял о классовом характере школы, воспитания и обучения в классовом обществе. В программе РСДРП (1902 г.) провозглашались демократические реформы школы: обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Непременным условием подобной перестройки образования называлось революционное свержение самодержавия.

    После Февральской революции 1917 г. либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования определились еще яснее. Большевики помышляли о перспективе уничтожения буржуазной республики и не намеревались участвовать в школьных реформах Временного правительства. Иную позицию заняли либеральные партии, меньшевики и эсеры, Всероссийский учительский союз. Они встали на путь конструктивной оппозиции и поддержали планы Временного правительства о демократических реформах образования.
    Всеобщее образование
    Первым шагом реформирования школы политические партии и педагогические организации рассматривали введение всеобщего начального обучения. Этот вопрос был поставлен в конце 1890-х гг. Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств. Тот же вопрос обсуждался в 1895 г. на II съезде по техническому и профессиональному образованию (проект Вахтерова). Проект предлагал земствам запросить у правительства субсидии на всеобщее обучение. Участники съезда отвергли проект из опасений, что субсидии приведут к усилению правительственного контроля над земской школой. В 1890-х гг. вопрос о всеобщем обучении обсуждался в 24 из 34 губернских земств; 20 из них создали фонды организации всеобщего обучения.

    В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. были выделены государственные субсидии на такую реформу, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией и последовавших вскоре революционных событий.

    Экономический рост настоятельно требовал расширения масштабов грамотности населения. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906 г.). Проект не получил хода ввиду отрицательной позиций Государственного совета. В 1907 г. II Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Согласно закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Субсидии, однако, оказались недостаточными, чтобы осуществить эти планы.

    Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909-1911 гг. (проекты Министерства народного просвещения, партии кадетов, Лиги народного образования и др.). На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроект 1911 г. предусматривал сообразовывать программы начальных школ с этническими, бытовыми, религиозными особенностями местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных (народных) училищ. Вводилось преподавание элементов геометрии с черчением, географии, отечественной истории, кратких сведений по природоведению и по возможности рисования и физических упражнений. Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Курс обучения устанавливался сроком на 4 года или 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

    Законопроект 1911 г. не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-приходских школ. Их не устроили пункты законопроекта, по которым подобные учебные заведения переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Министерства просвещения.

    Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 г. в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870-1945). Его предложения во многом повторяли проект 1911 г В качестве начальной ступени обучения намечались 1-4классы народной школы, либо 1-3 классы высшего начального училища или гимназии. Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий в феврале 1917 г.

    3. Эволюция образования



    На рубеже XIX-XX вв. учебные заведения всех уровней претерпели в России серьезные изменения в масштабах, программах, структуре и пр.
    Состояние начальной школы
    На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования. В нее входили сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы, а также школы различных ведомств. В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Увеличивается количество начальных учебных заведений повышенного образования — 5-6-летних городских училищ. Растет число начальных школ и обучающихся в них детей.

    Если в 1909 г. количество учеников и начальных училищ при Министерстве просвещения составляло соответственно 4 млн. и 50 тыс., то в 1913 г. эти показатели выросли до 5,2 млн. и 63.4 тыс., т.е. на 27 и 30%. В 1911 г. общее число начальных школ и учеников таких заведений составило соответственно около 100 тыс. и 6 млн. В 1914 г. контингент учащихся начальных школ вырос до 7 млн.

    Меняются приоритеты развития разных видов начальных школ. До середины 1890-х гг. сеть церковно-приходских школ расширялась быстрее, чем других начальных учебных заведений. В дальнейшем картина меняется. Рост земских и городских начальных школ превысил темпы увеличения церковно-приходских школ.

    В результате в 1906 г. насчитывалось до 48 тыс. земских и городских начальных школ и около 43 тыс. церковно-приходских школ. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. К 1911 г. число церковно-приходских школ сократилось до 40 тыс. Сеть земских школ, наоборот, продолжала расти. В 1917 г. Временное правительство приняло постановление об окончательном упразднении церковно-приходских школ.

    Увеличивается число начальных школ с более длительным сроком обучения по сравнению с 3-4-годичными учебными заведениями начального обучения. Растет количество двухклассных начальных училищ с 5-6-летним курсом (впрочем, их было очень мало: в 1911 г. — лишь около 1,8 тыс.).

    В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-годичным сроком обучения (после 3-4-летней элементарной школы). Прежние городские училища (созданы по Положению 1872 г.) были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 г. 1,5 тыс. Большинство начальных школ (около двух третей), однако, были заведениями с 3-летним обучением.

    Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ. Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890-1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897-1902 гг. — 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения: Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.

    Постепенно улучшались материальное положение и методическая база начального образования, особенно в промышленно развитых уездах. Например, в половине обследованных в 1911 г. уездов имелись музеи наглядных пособий. Повсеместно устраивались учительские библиотеки, летние курсы, конференции. Ученики некоторых школ совершали учебные экскурсии; организовывались поездки учителей в различные регионы России.

    Застрельщиками новой организации начального обучения выступили частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка» (1906-1909), «Сеттльмент» (1907-1908), «Детский труд и отдых» (1909-1918).

    По инициативе Константина Николаевича Вентцеля в Москве был создан Дом свободного ребенка. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В Доме свободного ребенка старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ. Затем, однако, руководители Дома сочли необходимым планировать занятия. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей рассматривалась как магистральное направление учебно-воспитательного процесса. В ходу были собрания детей, коллективный труд воспитанников в мастерской, совместные дежурства и пр. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни Дома решались на общем собрании педагогов и родителей учащихся.

    В Москве Александром Устиновичем Зеленко и Станиславом Теофиловичем Шацким было создан просветительно-воспитательное учреждением Сеттльмент. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе. Сеттльмент был возрожден С.Т. Шацким под новым названием — Детский труд и отдых. В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось связям обучения и воспитания с социокультурным окружением. Была создана вертикальная педагогическая система — от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Педагоги стремились учитывать возрастные и индивидуальные запросы детей и подростков.

    Несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже XIX-XX вв. оставалась неграмотной (27%). По данным земской статистики на 1906 г., при существовавших темпах роста сети элементарных школ для достижения всеобщего начального обучения в центральной России потребовалось бы не менее 120 лет.
    Изменения в среднем образовании
    В период с конца XIX в. до начала XX в. происходили количественные и качественные изменения и в среднем образовании, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908-1913 гг. число учебных заведений (гимназий, прогимназий и реальных) и учеников увеличилось соответственно с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. Кроме того, действовали свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.

    Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира. В 1896г. один учащийся средней школы приходился на 564 человек. На Западе в 1910 г. (к этому времени ситуация в России мало изменилась по сравнению с концом XIX в.) успехи были гораздо значительнее: во Франции один ученик средней школы приходился на 300 жителей, в Пруссии — на 122, в Англии — на 202, в США - на 83.

    Классическое среднее образование вызывало все больше нареканий. Первым шагом к его реформированию стала деятельность в 1899-1900 гг. особой комиссии в составе представителей министерства, профессоров университетов, педагогов, врачей, которая выработала принципы реформы средней школы. Комиссия 1900г. предложила: 1) создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы; 2) улучшить материальное положение преподавателей средней школы; 3) сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища; 4) усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в средних школах; 5) сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка (последний сделать необязательным); 6) повысить статус реальных училищ (в частности, допускать их выпускников на физико-математический и медицинский факультеты); 7) облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и, наоборот, из реального училища в гимназию.

    Предложения комиссии были реализованы только частично. Так, в гимназиях было сокращено число часов преподавания древних языков.

    Очередная правительственная Комиссия по средней школе (1901 г.) пошла дальше в предложениях по ослаблению монополии классического образования и усилению современного. Предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение. Было намечено оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык. Одновременно предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике. Намечалось включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания.

    Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 г. Осталось лишь несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях за счет сокращения преподавания древних языков было усилено изучение русского языка, истории и географии.

    Перемены не сняли остроты вопроса реформы средней школы. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был составлен План реформы средней школы (1916 г.), которым намечалось создание единой школы (гимназии) с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1-3 и 4-1классы). После 4 класса должны были создать 3 ветви обучения: новогуманитарное (базовые предметы — литература и языки), гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), реальное (с двумя отделениями — естественных наук и математики). Предусматривалось покончить с многопредметностью. В учебном плане должны были доминировать отечественные язык и литература, история и география. Нерусские могли осваивать культуру собственного народа. В 1916 г. Игнатьев был отставлен с поста министра и план не получил хода.

    В обстановке обострения социальной напряженности накануне первой мировой войны средняя школа испытывала давление реакции. Были урезаны права родительских комитетов, возобновлен внешкольный надзор за учащимися и пр.

    Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли в начале XX в. экспериментальные учебно-воспитательные заведения.Так, пообразцу новых школ Запада были устроены несколько учебных заведений: школа в Царском Селе (1900 г.), гимназия в Новочеркасске (1906 г.), гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г.). Наподобие западных сельских воспитательных домов под Москвой (станция Лосиноостровская) и Петербургом (станция Поповка) после 1905 г. были созданы сельские гимназии. Они располагались в сельской местности, что позволяло увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом.

    Помимо учебных заведений, в значительной мере копировавших западный опыт, появились пилотные (впервые применяющие что-то новое) школы среднего образования. Несколько таких заведений создали товарищества петербургских учителей, например, школу при Педагогической академии (1910 г.). Тогда же нетрадиционные гимназии появились в Москве.

    В опытно-экспериментальных заведениях вводили совместное обучение, ученическое самоуправление, коллективное управление: школьные советы с участием педагогов, родителей и учеников. В некоторых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждениях ликвидировали возрастные классы и создавали группы для изучения тех или иных дисциплин. Применялось разделение учеников на сильных и слабых; сильные ученики усваивали учебный материал в более быстром темпе, а слабые получали дополнительное время и индивидуальные задания.
    Профессионально-техническое образование
    Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения. Оно шло в двух основных направлениях: расширение преподавания ручного труда в начальной школе и учреждение ремесленных и низших технических училищ. Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе находился в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889-1890, 1895-1896, 1903-1904 гг.

    В конце XIX — начале XX в. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. В 1913/1914 учебном году средние и низшие профессиональные учебные заведения посещали более 100 тыс. учащихся.
    Высшее образование
    В системе высшего образования к началу XX в. насчитывалось более 60 учебных заведений. Большая часть (60%) находилась в Москве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс.; из них женщины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94% финансировались из местных средств. Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916 г.). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать несколько новых высших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то степени восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временному правительству в 1917 г.

    Высшее образование было ареной острейшего политического противостояния. Материальное положение студентов ухудшилось из-за уменьшения стипендиального фонда, сокращения числа учащихся, освобожденных от платы за обучение. Это вызвало студенческие волнения, которые переросли в политические выступления. В ходе революции 1905 г. были приняты Временные правила (август 1905 г.). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 г. реакция привела к возврату консервативного устава 1884 г. Профессора вновь стали назначаться министром просвещения. Вышел запрет на любые студенческие организации. Из нескольких вузов были уволены выборные ректоры (например, ректор Одесского университета). В ответ на протесты студентов только в январе-феврале 1911 г в одном лишь Петербурге было арестовано свыше 700 студентов и более 4 тыс. выслано из столицы.

    После Февральской революции 1917 г. Временное правительство взяло курс на демократизацию университетов. Решено было начать с восстановления Временных правил 1905 г.
    Кризис школы
    Развитие образования было остановлено первой мировой войной. Школа, как и вся страна, оказалась в глубоком кризисе. Особенно пострадали начальные учебные заведения: сократилось число учащихся, поредел учительский корпус. Война принесла в школу хаос и разруху. Вот что писали осенью 1917 г. о положении народного образования: «...Хочется теперь кричать, плакать, биться головой об стену... Нет учебников, нет учебных принадлежностей, нет книг. Школы занимаются лазаретами и военным постоем; учителя частью сидят в окопах, частью обезумели от голода; детишки... успели окончательно исхулиганиться... Ратуйте, добрые люди!»

    4. Педагогические направления и идеи



    В общественной педагогической мысли России на рубеже XIX-XX вв. можно выделить три крупные тенденции, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование: во-первых, тенденция развития классической педагогики XIX столетия; во-вторых, линия на философское осмысление проблем воспитания и развития личности; в-третьих, идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой (новым воспитанием) Запада.
    Педагогика традиционализма
    Заметный наследник отечественной и мировой классической педагогики Петр Федорович Каптерев (1849-1921) продолжил традицию антропологического обоснования воспитания, подчеркивая бесперспективность развития педагогики без данных физиологии и психологии. По его мнению, педагогика — прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на капитальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика как наука не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, являющиеся обобщением личного опыта.

    Излюбленное суждение Каптерева — о целесообразности автономии педагогического процесса от государства, церкви и политической борьбы. Он отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание, заниматься которым следует прежде всего родителям. Каптерев отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, сочетания национального и общечеловеческого воспитания, предостерегал от идеологизации и национализма в педагогике. Универсальные законы воспитания, говорил ученый, проявляются в отдельно взятой стране, отчего нелепо говорить о немецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практическом осуществлении научных педагогических начал в условиях английской и немецкой жизни.

    Каптерев разделил идею о полезности как критерии отбора содержания образования. В его трудах имеются указания о соблюдении принципов воспитывающего обучения, учете психологических особенностей детей, сочетании гуманитарного и естественнонаучного обучения в гимназии, налаживании связей в обучении, особенно между родственными дисциплинами, и др. Для него было характерно стремление опереться на классификации наук как основу построения системы общеобразовательного знания.

    Введя в педагогику понятие образовательного процесса, Каптерев пытался вскрыть одновременно его психологическую и социальную сущность. Он понимал образовательный процесс как один поток развития личности — саморазвития и самоусовершенствования. При саморазвитии педагог должен помочь воспитаннику, опираясь на знание свойств его организма и развития. Самоусовершенствование — это прежде всего гармоничная социализация воспитанника, развитие всех духовных и физических сил человека. «Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие есть та самая необходимая почва, на которой школа только и может существовать», — писал П.Ф. Каптерев.
    Философская педагогика
    При осмыслении воспитания заметно проявилось влияние классических философских воззрений. Так, Василий Порфиръевич Вахтеров (1853-1924) главным чувством, которое следует вскрыть и развить с помощью воспитания, считал кантиански трактуемое чувство долга. (Развить чувство долга — это значит сделать человека высоконравственным существом.) Вахтеров исходил из «категорического императива» Канта, будучи согласным, что подчинение чувству долга наиболее важно с точки зрения нравственного воспитания.

    Вместе с нравственным воспитанием Вахтеров отводил ведущую роль и умственному воспитанию. Последнее предполагало, с одной стороны, передачу человеку накопленных культурных ценностей, а с другой — трансформацию богатств культуры в нравственном облике человека. «...Если когда-нибудь мы дождемся того, что разлад между словом и делом соверешенно отойдет в область преданий, то это сделают прежде всего знания и человеческий ум».

    Вахтеров сформулировал идею эволюционной педагогики. Как писал он в работе «Основы новой педагогики», следует озаботиться обеспечить естественное стремление ребенка к прогрессивному развитию, сделать все для гармонического развития нормальных прирожденых задатков ребенка. По утверждению Вахтерова, составляющие элементы педагогики надо объединить на базовой идее развития индивида и исторического процесса. Воспитание трактовалось как спонтанный, биологически предопределенный процесс, при котором у ребенка надо выявлять и поощрять врожденное эволюционное начало (стремление к развитию).

    Группа представителей философско-религиозной педагогической мысли, встав на позиции христианской антропологии, стремилась соединить достижения отечественной культуры и гуманистической традиции православия. Они исходили из идеи личного и общественного спасения человека в сотрудничестве с Богом. Так, Николай Александрович Бердяев (1874-1948), прошедший путь от марксизма к религиозной философии, разрабатывал вопросы развития творческой, склонной к самосовершенству и самопознанию личности. В работе «Смысл творчества: Оправдание человека» (1916 г.) он исходит из дуализма души человека, которая является точкой пересечения двух миров — божественного и органического: «...Человек есть смертный Бог... и Бог небесный есть бессмертный человек». В воспитании, следовательно, надо отталкиваться от идеи, что человек — микрокосм, который нуждается в посвящении в тайну о самом себе и что спасение души человека в созидании и мистически трактуемом творчестве. Трагизм времени Бердяев усматривал прежде всего в господстве посредственностей, в том, что воспитание ложно направляет дарования и они чахнут.

    Н.А. Бердяев говорил о необходимости приобщать человека в ходе воспитания к тайне исторического — судьбе народов и всего человечества. В этом усматривались одновременно национальный и общечеловеческий смысл воспитания и образования. Он расценивал как благо для русской культуры и образованности способность к европеизации, считая такую открытость в сочетаниии с национальной неповторимостью залогом успешного воспитания.

    Источник развития человека Бердяев видел в присущих ему особых дарах свободы: свободы выбора между добром и злом, собственной ответственности за духовный рост, способности преодолевать собственное первородное зло. Важнейшим путем такого «перерастания» самого себя Бердяев видел личный свободный труд, который развивает личность во всех наилучших проявлениях.

    Философ и педагог религиозного толка Василий Васильевич Розанов (1856-1919) много лет преподавал в провинциальных гимназиях. Свои взгляды на личность и воспитание он суммировал в работах «Сумерки просвещения», «Педагогические трафаретки», «Беспочвенность русской школы» и др. Розанов говорил о человеке как любимце Божием, наделенном душой с богатейшим внутренним миром, которая ожидает извне прикосновения, чтобы дать трещину и обнаружить свое содержание. Воспитание — это те толчки, которые пробуждают, раскрывают крылья души. Вследствие таких толчков у воспитанника поначалу появляется стремление понять, а затем и делать.

    Капитальной целью воспитания Розанов считал приобщение человека к религиозным ценностям, осознанию своего Я и места в жизни. Подобное воспитание невозможно без всех тех знаний, о которых молчит наука, в которых немо государство, которых не знает искусство и которые озаряют нашу жизнь, осмысливают наше лицо в религии, в церкви. Розанов размышлял о том, как объединить в индивидуальном зерне ребенка народно-христианскую нравственность, науку и поэзию.

    Розанов ставил и анализировал педагогические проблемы, используя конкретные факты жизни общества и школы. Он считал, что принятые в школе программы рассчитаны на некоего усредненного учащегося. Будучи поклонником классического образования как наиболее эффективного способа умственного воспитания, он, однако, полагал, что полемика о преимуществах и недостатках классического и современного образования уводила отечественных педагогов от более существенных проблем — бескультурья, бездуховности подрастающего поколения, которые во многом, по его суждению, являлись результатом формализованного, чуждого даровитым учащимся обучения. Школа стала интенсивно работающей фабрикой под наблюдением государственных инспекторов и с государственными рабочими.

    Критикуя постановку воспитания и обучения в государственных гимназиях, Розанов видел выход в расширении масштабов частных учебных заведений, где создается теплая атмосфера семейных отношений между воспитателем и воспитаниками. С большой симпатией в этой связи он расценивал работу опытных учебных заведений, возникших на рубеже XIX-XX вв.

    Розанов с болью говорил о том, как общество пренебрегает христианским понятием, по которому свет, просвещение есть высшее земное благо, есть украшающее и возвеличивающее человека занятие. Он с тревогой размышлял о состоянии национального воспитания. Ссылаясь на данные, по которым в конце XIX в. на гимназический курс русской истории отводилось не более 3,5% учебных часов, он писал: «Удивляться ли при этой постановке дела в самом зерне его, что мы на всех поприщах духовной и общественной жизни представляем слабость национального сознания, что мы не имеем ни привычек русских, ни русских мыслей, и, наконец, мы просто не имеем фактического русского материала как предмета обращения для своей хотя бы и «общечеловеческой» мысли. Мы учимся патриотизму на образцах римского патриотизма; чувству чести - на образцах французской «чести», семейной домовитости — на исторических рассказах о швейцарцах и средневековых германцах».

    Одну из причин, что у русских не воспитано сознание своих предков и нет сознания своего потомства, Розанов видел во влиянии ортодоксального христианства, которое, по его суждениям, слишком много внимания уделяет смерти и слишком мало — жизни человека на земле.

    Розанов отнюдь не считал, что национальное воспитание неизменно и должно сторониться иных культур. Но он полагал, что при обновлении национального воспитания всегда следует опираться на отечественные традиции: «У нас Грановский, Белинский, Герцен, ранее — Жуковский и Карамзин и прототип их всех — великий Петр были все-таки воспитаны по-русски. И от этого они знали, что отрицали; и они отрицали с болью».
    Нетрадиционная педагогика
    На отечественной почве обильные всходы дали идеи ненетрадиционой педагогики: экспериментальной педагогики, педологии, свободного воспитания и др.

    Возникновение экспериментальной педагогики в России относится к 80-90-м гг. XIX в. В 1901 г. в Петербурге появилась первая лаборатория экспериментальной педагогики. Затем аналогичные лаборатории появились еще в 9 городах. Состоялись съезды по экспериментальной педагогике (1910,1913,1916 гг.). Представители экспериментальной педагогики намеревались создать объективную эмпирическую базу воспитания и обучения, сосредоточившись на детальном изучении психо-физического развития детей. Инструментарием исследований оказались различные тесты.

    Один из первых отечественных представителей экспериментальной педагогики, Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919), проведя исследование утомляемости школьников от умственной работы, применил тест в виде диктанта. До и после определенной умственной работы дети писали сравнительно одинаковый по трудности диктант; процент увеличения числа ошибок служил мерой утомляемости.

    При исследовании детей и учебно-воспитательного процесса осуществлялся эксперимент с различными количественные измерениями, с помощью математического аппарата. Так, Георгий Иванович Челпанов (1861-1936) проводил эксперимент преимущественно для изучения субъективных состояний человеческого сознания. Экспериментаторы часто изучали познавательную деятельность ученика, проявляющуюся в его обучаемости, приобретении ассоциативных связей. Ученые открывали новые возможности, прежде всего в выработке педагогических технологий исследования детства.

    Экспериментальная педагогика по-новому подошла к решению важных проблем эмоционального развития и воспитания. Так, И.А. Сикорский сформулировал общий принцип руководства эмоциональным развитием, суть которого состоит в подавлении аффектов и поощрении здоровых и сильных чувств. Он предложил строгую программу воспитания чувств в порядке их усложнения, начиная с детского возраста до юношеского. Стратегия воспитания чувств должна быть следующей: сдерживание, подавление, обуздание страстей, перевод их в чувства с интеллектуальным оттенком, преобразование простейших и низших чувств в более тонкие и сложные, выработка умения не поддаваться непосредственным порывам чувств (последнее отнюдь не означало их ослабления или уничтожения). На особое место ставилось формирование высших чувств — интеллектуальных, нравственных, эстетических. В их совершенствовании виделся залог здоровья общества и отдельного человека: «Тупость нравственного чувства у человека низводит его ум до звериной хитрости, которая чует инстинкт, но не ведает долга».

    Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека была плодотворно осуществлена Петром Францевичем Лесгафтом (1837-1909). Идеально воспитанный человек, по Лесгафту, прежде всего разумен и мудр. Такой человек осознанно относится к своему поведению, в состоянии соединить прошлый и настоящий опыт, предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений. Мудрость человека должна помочь ему подняться над личными интересами и подсказать, что его долг в содействии совершенствования общества.

    Лесгафт предложил пять основных периодов развития человека: 1) хаотический, в котором пребывает новорожденный; 2) рефлекторно-опытный (до появления речи); 3) подражательно-реальный (до школьного возраста); 4) подражательно-идейный (до 20 лет); 5) критико-творческий (жизнь взрослого). В каждый период должны соблюдаться определенные правила воспитания.

    Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем изложены целесообразные принципы и условия физического воспитания: естественность, сознательность при выполнении упражнений, постепенность и последовательность упражнений и др.

    Усилиями представителей нетрадиционной педагогики делались попытки создания новой науки о воспитании и обучении — педологии. Шел поиск места и роли этой науки. Педология нередко виделась как искусство индивидуального воспитания, при котором используется знание открытых педагогической психологией и экспериментальной педагогикой общих физических и психических законов детского развития соответственно возрасту и полу. Поначалу педология рассматривалась в качестве аналога педагогической психологии. Но педология опиралась не только на психологические исследования, но и на достижения нейрофизиологии и медицины (Иван Петрович Павлов (1849-1936), Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)), на основе которых разрабатывались педагогические проблемы выработки навыков, развития памяти и внимания, динамики познания и эмоциональной жизни.

    Научный статус педологии оставался неопределенным. Например, В.М. Бехтерев рассматривал ее как базу для подготовки практиков-педагогов. Вместе с ним обещающую перспективу видели в педологии другие ученые (например, ПФ. Каптерев).

    Собственно педологические исследования в России начали проводить в первом десятилетии XX в. Главными проблемами, которые заинтересовали педологов, были профилактика переутомляемости ребенка, развитие детского внимания и памяти, воспитательное воздействие уличных групп и семьи, нравственное воспитание. В центре внимания первого поколения педологов, большинство из которых были врачами, находилось физическое и психическое развитие ребенка. Их привлекали в первую очередь одаренные дети, а также дети-калеки, дефективные, трудные в воспитательном отношении. В результате возникла педология исключительного детства.

    Врач и психолог Александр Федорович Лазурский (1874-1917) предложил типологию личностей, где намечались педагогические принципы взаимодействия ученика и учителя на началах гуманизма, признания вечных общечеловеческих качеств ребенка.

    Особое внимание воспитанию нравственных чувств детей уделял Александр Петрович Нечаев (1870-1948). Как он считал, чувства получают название нравственных лишь тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или иного явления.

    Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) создал в 1908 г. в Москве школу для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. Врачи и педагоги тщательно исследовали ребенка клиническими методами, одновременно лечили и воспитывали. В основу воспитательной системы были заложены гуманистические принципы: вера в духовные и физические возможности ребенка, забота о его здоровье. Утверждалось, что программа и методики обучения должны приноравливаться к ребенку.

    Педология выработала ценные рекомендации по воспитанию трудных детей, профилактики душевных катастрофических состояний у подростков и юношей. Педологические методики переносились из лаборатории в естественные условия учебного процесса. Например, В.П. Вахтеров проверял возможности таких методик обучения в условиях классно-урочной системы.

    В начале XX в. отечественной педагогикой были выдвинуты новые версии свободного воспитания, которые возникли под влянием толстовства и западных идей. Среди сторонников свободного воспитания определились два подхода. Так, Николай Владимирович Чехов (1865-1947), призывая покончить с традиционными формами образования и воспитания, полагал правильным не отказываться от определенным образом планируемой и организуемой учебно-воспитательной деятельности.

    Иначе трактовал свободное воспитание Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). Цель воспитания Вентцель выводил из природы того, кого мы воспитываем. Эта цель состояла в выработке в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой. Вентцель обосновывал независимость воспитания и школы от каких-либо общественных и государственных предписаний, полагая, что дети сами должны искать истину, формировать духовные ценности. Подчеркивая независимость педагогики, Вентцель мечтал о некоем космическом воспитании, где основой выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Он настаивал на организации учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставлена полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. Если в учебном заведении на первом плане стоит учеба, то в идеальном воспитательно-образовательном учреждении — воспитание, имеющее в виду цельную личность человека, причем интеллектуальное образование или учение входит сюда только как второстепенный и подчиненный элемент.

    Особое место в самостоятельном творчестве ребенка отводилось ручному труду, воспитанию активного альтруизма (нравственной любви) — чувства гармонии человека с человеком. Рисуя педагогический идеал, Вентцель писал: «Мы создадим не только место труда, но место полной, цельной и всесторонней жизни; не только место, где ребенок производит те или другие материальные предметы, но место, где ребенок живет широкой, всеохватывающей жизнью и где эта полная жизнь ведет его к гармоническому, всестороннему, индивидуальному развитию».

    Отвергая авторитарное воспитание, Вентцель противопоставлял ему педагогическую систему, где ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное сообщество, которое тем совершеннее, чем ближе к соединению на равных началах.

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта