Главная страница
Навигация по странице:

  • В ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

  • 1. Требования к квалификации

  • 2. Требования к личности психолога

  • Способы регистрации и оценка работы психолога Ведение документации

  • Оценка работы

  • Кабинет психолога

  • Вопросы для самостоятельной работы

  • ЛИТЕРАТУРА К разделу I

  • Левченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова. Учебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с
    Дата29.08.2022
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛевченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова.doc
    ТипУчебник
    #655367
    страница18 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    ГЛАВА 6

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

    В ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

    УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ

    АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

    Психолог — один из ведущих специалистов, организующих процесс психолого-педагогической коррекции, в том числе и средствами искусства. Конечно, все специалисты учебно-воспитательных учреждений также отвечают за коррекционный процесс и выполняют свои функции, но именно психолог, профессионально знающий особенно-

    209

    сти психического развития каждого конкретного ребенка, владеющий методами психологической диагностики и коррекции, может не только осуществлять психологическую коррекцию, но и способствовать созданию единой идеологии всего коллектива в отношении работы с ребенком. Для того чтобы психолог был именно таким специалистом, он должен соответствовать ряду требований. К сожалению', эти требования пока еще не имеют под собой нормативной базы, но все же они чрезвычайно важны и поэтому находят отражение в специальной литературе, кодексах практического психолога, арттерапев-та и т. п. Эти требования можно разделить на две группы.

    1. Требования к квалификации

    Практический психолог для работы с аномальными детьми должен иметь хорошую теоретическую подготовку в самых разных областях знаний — это медицинские, психологические, педагогические дисциплины; иметь навыки практической работы в области психодиагностики, психологической коррекции, психотерапии. Помимо базового образования (а эти знания можно получить на дефектологических факультетах педагогических вузов), желательна курсовая подготовка по различным специализациям (различные направления психотерапии и психологической коррекции).

    Если психолог использует в работе с детьми арттерапевтические методики, то весьма желательно иметь специальную подготовку в этой области. В большинстве стран, где арттерапия выделяется в самостоятельные направления коррекции, специалист обязан иметь два соответствующих образования (т. е. медицинское или психологическое и по творческой специальности). Зарубежный опыт образования специалистов по терапии средствами искусства (у нас в стране он крайне мал) показывает, что на последипломные курсы целесообразно принимать людей с художественным, музыкальным и другим образованием. Это необходимо потому, что психолог, специализирующийся в данной области, должен очень хорошо знать особенности художественного, музыкального, драматического творчества, возможности соответствующих средств искусства — изобразительных материалов, музыкальных инструментов, аранжировки музыкальных произведений, уметь направленно формировать художественные и музыкальные образы. На специализированных курсах изучаются помимо психологических и педагогических дисциплин социология, психиатрия, культурология, эстетика, психология искусства и пр. В идеале подготовка психолога в области арттерапии и коррекции предполагает не только освоение суммы знаний и теоретических представлений, но и интенсивную практическую работу и самоанализ, привлечение личного творческого потенциала студентов.

    Подготовка специалиста в области терапии средствами искусства подразумевает обычно овладение каким-то одним инструментом (изотерапия, драматерапия). В то же время требования практи-

    210

    ки таковы, что наиболее целесообразно иметь фундаментальную подготовку в какой-то одной области, но владеть основными знаниями и умениями в смежных областях. В последнее время в нашей стране появляется возможность такую подготовку получить.

    К сожалению, даже в развитых странах на сегодняшний день психологи, использующие в качестве самостоятельного терапевтического метода средства искусства, имеют довольно низкий статус. Хотя их роль в сфере образования повышается, их профессиональная роль и нормы оплаты труда определены недостаточно четко, несоразмерны их вкладу в коррекционную работу; нередко они официально трудоустраиваются в качестве социального работника, социального педагога и пр. (А. И. Копытин, 1999).

    2. Требования к личности психолога

    Психолог, оказывающий практическую помощь детям, должен обладать рядом личностных черт, облегчающих взаимодействие с ними и усиливающими терапевтический эффект.

    Прежде всего, он должен быть зрелой личностью, с осознанной иерархией мотивов и ценностей, не отягощенной хроническими негативными эмоциональными переживаниями (тревогой, депрессией), в результате которых он не может воспринимать ребенка адекватно.

    Он должен быть открытым, т. е. не маскировать свои чувства и переживания — если дети почувствуют двойственность отношений, нарушится терапевтический контакт с ними. Он должен иметь мужество для того, чтобы признавать свои ошибки (а они обязательно бывают!) и исправлять их; чтобы поделиться собственным «Я», собственными переживаниями — не превращая, разумеется, ребенка в собственного психотерапевта. Кроме того, он должен быть открыт и по отношению к самому ребенку, к его миру, он должен уметь вчувствоваться в мир ребенка. Такая открытость позволит психологу максимально полно и точно воспринять вербальные и невербальные сигналы ребенка, обеспечит эмпатическое понимание, без которого работа с ребенком может осложниться.

    Он должен быть доброжелательным, уметь сохранять ровный стиль общения с ребенком.

    При работе с ребенком очень важно уметь принимать его таким, какой он есть, принимать безоценочно (напомним правило гуманистической психологии — осуждать не самого ребенка, а его неблаговидные поступки, ясно давать ему понять, что его все равно любят). Психолог должен уважать ребенка, ценить его уникальность, признавать его право на любые эмоциональные переживания (в том числе и социально неприемлемые — в этом случае ребенку удастся от них избавиться).

    Необходимо также обладать способностью к анализу собственных ощущений, переживаний и действий, обладать достаточно гибким мышлением, чтобы уметь вовремя изменить характер взаимодей-

    211

    ствия с ребенком; постепенно, с опытом место этих свойств может занять интуиция, но процесс самосознания психолога должен идти постоянно. Осознание своих сильных и слабых сторон, своих проблем поможет в работе — человек, который ничего не знает о собственных нуждах и ценностях, не сможет разглядеть их у ребенка. Не случайно многие специалисты говорят о том, что прежде чем за4 ниматься психологической коррекцией или психотерапией, нужно самому побывать в роли клиента.

    Очень важно, чтобы психолог мог подойти к работе творчески, не замыкаясь в рамках жестких правил; стремление делать все «по правилам» блокирует творчество.

    Наконец, необходимо соблюдать и этические принципы — прежде всего, принцип конфиденциальности. Все, что происходит между ребенком и психологом, должно оставаться между ними; исключения из этого правила чрезвычайно редки.

    Обобщенно характеризуя требования к личности психолога, можно согласиться со словами гуманистических психологов — он должен быть таким человеком, с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности, и это пробудит в нем активность.

    Способы регистрации и оценка работы психолога

    Ведение документации, связанной с коррекционной работой, необходимо не только по формальным причинам «отчетности», но и для облегчения анализа работы, ее эффективности. Способов регистрации может быть много — это и формализованные бланки и журналы, и развернутые описания процесса занятий по специальной схеме, и пр.

    В качестве примера можно привести регистрацию сеанса изоте-рапии с помощью формализованного бланка (А. И. Копытин, 1999).

    1. Ф. И. О. участника.

    2. Дата и время сессии.

    3. Тема.

    4. Используемые материалы (глина, краски).

    5. Особенности невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы.

    6. Взаимодействие между участниками группы (для групповой работы).

    7. Отношение к работе.

    8. Процесс изобразительной работы (этапы создания образа).

    9. Описание изобразительного продукта.

    10. Предполагаемое содержание изобразительного продукта (с точки зрения арттерапевта).

    11. Осознание содержания изобразительного продукта самим клиентом (формальное объяснение или «инсайт», мгновенное понимание).

    212
    Развернутое описание по схеме используется в основном для групповых форм работы:

    1. Ф.И.О. участников и присутствующих. 2 Ведущие арттерапевт, ассистент.

    3. Дата и время сессии, какая сессия по счету.

    4. Цель занятия.

    5. Тема, используемые упражнения, задания.

    6. Общая атмосфера в группе в начале, середине, конце сессии, общий характер взаимодействия.

    7. Что происходило в группе, как вели себя участники (что делали, как участвовали в обсуждении).

    8. Каково было участие арттерапевта и ассистента в работе группы, их взаимодействие.

    9. Итоги сессии, план дальнейшей работы.

    Это лишь ориентировочные схемы регистрации, которые можно усовершенствовать применительно к конкретным направлениям работы.

    По возможности вербальные способы регистрации дополняются уменьшенными образцами изобразительной продукции, фотографиями готовых работ или процесса их выполнения; иногда используется видеозапись (она имеет большое значение при коррекции средствами драматического искусства, музыкотерапии, где «конечный продукт» не может быть зафиксирован, как в случаях применения некоторых видов арттерапии). Материалы сохраняются в течение нескольких лет.

    Содержательно работа может обсуждаться с коллегой-профессионалом, а также с самими детьми (разумеется, с учетом возраста и уровня психического развития).

    Оценка работы совместно с группой проводится путем опроса участников периодически раз в 1 - 2 мес. и предполагает ответы на следующие вопросы:

    какова общая атмосфера в группе, характер взаимодействия между участниками, степень их вовлеченности в работу;

    — какова степень общего интереса к происходящему, основные ощущения и чувства, связанные с работой, достигнутые результаты или отмеченные изменения в собственном состоянии;

    — пожелания или предложения участников относительно дальнейшей работы.

    Сам психолог должен уметь анализировать свою работу по таким параметрам, как:

    — было ли проявление положительных эмоций у участников занятий, какова была степень их вовлеченности в работу;

    — были ли отрицательные чувства, с чем они были связаны и как были восприняты другими;

    — что получили участники группы от работы;

    213

    — был ли результат работы позитивным, т. е. имел ли место определенный лечебно-коррекционный или развивающий эффект;

    — были ли решены основные задачи работы и если нет, то почему.

    Оценка эффективности коррекционной работы достаточно сложна и может быть проведена лишь частично. Динамика ряда параметров (уровня активности ребенка, развития психических функций, самооценки, психологического комфорта и пр.) может быть объективизирована с помощью психодиагностических методик, применяемых на различных этапах работы (в начале, середине, конце). Но не все изменения удается зафиксировать; многие изменения могут не иметь конкретных, объективно регистрируемых проявлений, так как невербальные артметодики воздействуют не только на сознание, но и на подсознание. Для улучшения оценки эффективности целесообразно использовать не только количественный подход, но и качественный анализ, выявлять изменения в системе отношений, в общей картине поведения и т. п. Может помочь экспертная оценка общего состояния ребенка со стороны других специалистов, работающих с ним.

    Кабинет психолога

    В кабинете психолога должны быть созданы условия для организации и проведения арттерапевтических методик.

    Прежде всего в нем должно быть создано так называемое «психотерапевтическое пространство», т. е. особая терапевтическая атмосфера. Кабинет психолога — не такой, как другие, он сам по себе создает «фасилитирующие» (облегчающие) условия.

    Зарубежный арттерапевт Дж. Шэверьен пишет: «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено от повседневной жизни и являться предметом для наблюдения. Это имеет очень большое значение, так как без ощущения пространства, вынесенного за пределы внешнего мира, будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно — то есть так же, как мы себя ведем в повседневной жизни. Наличие же определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира, что дает ему возможность... функционирования в качестве наблюдателя за своим собственным поведением»1.

    Такое психотерапевтическое пространство создается не только взаимоотношениями терапевта и ребенка, но и организацией процесса во времени (четкие временные границы, регулярность занятий, постоянное время и место их проведения).

    1 Цит. по: Копытин А.И. Основы Арт-терапии — СПб., 1999. — С. 92

    214

    Фактически кабинет психолога, в котором проходят занятия с детьми, должен быть «творческой ареной», местом, где ребенку предоставляется много свободы для творчества. Это не означает, что нет никаких ограничений; напротив, терапевт в начале занятий четко оговаривает границы допустимого поведения (например, вводит запрет на повреждение изобразительных средств, музыкальных инструментов и т. п.).

    Атмосфера кабинета хорошо продумывается, здесь нет мелочей. В частности, специалисты, работающие с детьми, отмечают особую роль, которую играет поддержание относительного порядка в кабинете при том, что детям позволено вести себя свободно и пользоваться материалами любым образом (например, размазывать краски ногами): если ребенок запачкает чистый кабинет, он почувствует, что создал беспорядок, и начнет восстанавливать его, научится организовывать свою деятельность конструктивно. Заметим, что ребенок почувствует нарушение порядка в кабинете и начнет его восстанавливать лишь тогда, когда этот кабинет станет для него особым местом.

    Кабинет должен быть достаточно просторным, чтобы была возможность как индивидуальных, так и групповых занятий. Желательно, чтобы он обладал звукоизоляцией, поскольку часто сессии проходят весьма шумно, особенно если речь идет о музыкотерапии или терапии средствами драматического искусства. Нецелесообразно использовать дорогую мебель, ковры (коврики могут пригодиться, но лучше, если их можно убирать на то время, когда ими не пользуются), полы желательно покрывать таким материалом, который легко моется. Тогда ни у ребенка, ни у взрослых не возникнет дискомфорт из-за страха что-то испортить, и, следовательно, не будет ограничена свобода самовыражения.

    Что касается конкретного оборудования, то оно зависит от того, какие средства искусства преимущественно используются. Но всегда должна быть раковина для свободного доступа к воде; очень полезно иметь видеомагнитофон для записи занятий.

    Для изотерапии требуются столы и стулья; на каждом рабочем месте — набор материалов (бумага разных форматов, фактуры, цвета; краски, пастель, карандаши, фломастеры; глина, пластилин, специальное тесто; материалы для коллажей и т. п.). Изобразительных средств должно быть много, чтобы ребенок мог выбрать то, что ему больше нравится. В хороших кабинетах есть также песочница с набором разных фигурок, позволяющих моделировать мир.

    Для музыкотерапии в оборудование кабинета включаются различные музыкальные инструменты (фортепиано, струнные, духовые, ударные) — так, чтобы ребенок тоже мог выбрать подходящий.

    Кроме того, при музыкотерапии используют технические средства воспроизведения музыкальных произведений.

    Музыкальные инструменты и технические средства могут понадобиться и для танцетерапии, и для различных драматизации, а так-

    215

    же в том случае, если используются суггестивные приемы, некоторые виды поведенческого тренинга, рисование под музыку.

    Для имаготерапии и вообще для терапии средствами драматического искусства желательно иметь наборы театральных костюмов, ширму, марионетки, би-ба-бо, материалы и инструменты для изготовления несложных костюмов.

    Для библиотерапии потребуется соответствующая литература.

    В идеале кабинет делится на рабочее пространство и «чистую зону», предназначенную для общения с детьми после завершения работы. Но можно просто отодвинуть ненужные рабочие места и расположиться на стульях. Соответственно мебель должна быть легкой.

    Желательно также иметь подсобное помещение для хранения детских работ, документации, психодиагностических методик.

    Вопросы для самостоятельной работы

    1. Назовите виды арттерапии и раскройте их коррекционное и терапевтическое воздействие на человека.

    2. Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии занимают арттерапевтические методики.

    3. Раскройте основные принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии.

    4. Охарактеризуйте диагностические подходы к изучению личности ребенка с проблемами в развитии.

    5. Раскройте арттерапевтические методики, которые могут использоваться в специальном дошкольном образовательном учреждении.

    6. Охарактеризуйте арттерапевтические методики, применяемые в практике психолога, работающего в специальной школе.

    7. Опишите оборудование кабинета психолога и пособия, необходимые для проведения арттерапевтических методик с детьми с различными проблемами.

    ЛИТЕРАТУРА

    К разделу I

    Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.

    Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.

    Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

    Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.

    Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

    Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.

    Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит? // Химия и жизнь. — 1987. — №11.

    Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.

    Д енеш 3. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М., 1977.

    Джола Д.Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.

    Искусство в жизни детей. — М., 1991.

    Каган М.С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.

    Клизовский А.И. О красоте и искусстве// Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. - Рига, 1991. - Т. 2.

    Межу ев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. — М., 1987.

    Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. — М., 1966.

    Неменский Б.М. Искусство — школа формирования личности. — М., 1983.

    Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.

    Полунина Е. Катарсис в музыке// Сов. музыка. — 1991. — № 11.

    Радугин А.А. и др. Эстетика/А.А.Радугин, В.И.Авдеев, Л.Я.Ку-рочкина, В. А.Куценко, И.Т.Пархоменко, С.Н.Титов / Под ред. А. А.Раду-гина. - М., 1998.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта