Левченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова. Учебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с
Скачать 1.22 Mb.
|
К разделу II Асмолов А. Психология, искусство, образование// Искусство в школе. - 1993. - № 6. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — М., 1994. Бечак Б. А. Воспитание искусством. — М., 1981. 217 Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1981. Блонский П.П. Избранные психологические исследования. — М., 1964. Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. — М., 1992. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000. Лубовский В.И.Общиеи специфические закономерности развития психики аномальных детей // Развитие словесной регуляции действий. — М., 1978. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: Задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг. - М., 1997. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. — М., 1956. Солнцева Л .И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1999. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989. К разделу III Аловы М. и В. Малыш не слышит. - СПб., 1992. Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. — М., 1974. Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. — М., 1984. Власова Т.А.,Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1973. Гаврилушкина О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974. Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993. Головчиц Л.А., Катаева А.А., Обухова Г.И. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993. 218 Гоноболин Ф.Н.О некоторых психических качествах учителя //Вопросы психологии. — 1975. — № 1. Гринер В. Ритм в искусстве актера. — М., 1993. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. — 1998. — Т. 9. - № 2. Гр ошейков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М., 1982. Гр ошейков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. Гурова В. И. и др. Сценическая речь: Работа над текстом. — М., 1986. Ершова А., Бу катов В. Актерская грамота — подросткам. — Ивантеевка, 1994. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963. Искусство и школа / Сост. А. К. Василевский. — М., 1981. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. — 1987. — №3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М., 1995. Комиссарова Л.Н.,Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986. Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989. Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 2000. — № 1. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального развития, коррекционная ритмика: Программа по спец. 0318 — «Специальное дошкольное образование». — М., 1999. Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 1990. Пеня Т. Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей. — М., 1991. Pay М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. - М., 1989. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. — М., 1963. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993 Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992. Теплов Б.М Психология музыкальных способностей//Избр. тр.: В 2 т. - М., 1985 - Т 1. 219 Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 9. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993. Щербаков А.И. Психология личности учителя // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997. К разделу IV Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. — 1998. — № 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1985. Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. — Т. 3. Власова Т.М., Пфанфенрод А.Н. Фонетическая ритмика. —М., 1996. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985. Вольпер И.Е. Психотерапия. —Л., 1972. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. — М., 1993. Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. — М., 1981. Драпкин Б.З. Терапия радостью — сущность детско-подростковой психотерапии// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. - Т. 3. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М., 1998. Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых// Вопросы изучения и воспитания личности. — 1929.-№1-2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ле-нингр. НИИ психоневр. ин-та. — 1976. — Т. 70. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. — СПб., 1999. Кох И. Основы сценического движения. — М., 1970. Матейнова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. — Киев, 1984. Медведева Е. А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1998.-№4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным твор- чеством подростков // Эстетическое воспитание и экология культуры. — М., 1988. Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения / Тезисы докл. Все-союз. науч.-практ. конф. — Харьков, 1979. Мировская Н.П., Проколова Н.В.,Горянин Л.А. Музыка и пение в лечении заикания у детей // Диагностика и лечение заболеваний нервной системы и вопросы организации психоневрологической помощи на железнодорожном транспорте. — Харьков, 1977. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1991. — № 3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979. Руднев А. Пантомима и ее возможности. — М., 1966. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. — М., 1990. Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. — М., 1966. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. — М., 2000. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки / Тр. Ленингр. науч.-ис-след. института. — 1966. — Т. 38. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. — М., 1994. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. 220 2. Игра-шутка «Идет коза рогатая» (для детей 8-10 мес.). Русская народная мелодия, обработка А. Гречанинова, слова народные. Ребенок, группа детей сидят или стоят у перил манежа. Взрослый в шутливой форме исполняет песенку, приближаясь к манежу, подняв над головой два пальца в виде «рожек козы». На слова «Кто каши не ест» и т. д., взрослый топает ногами, на слова «забодаю, забодаю» — протягивает руки и приближает «рожки» то к одному, то к другому малышу. Игра повторяется несколько раз, вызывая оживление детей. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая За малыми ребятами, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодает, забодает, забодает! Мэ! Мэ! Мэ! Вариант игры (для детей 1 г. — 1 г. 6 мес.). Перед игрой дети рассматривают картинку с изображением козы, или педагог надевает на руку куклу-козу (би-ба-бо). Дети стоят перед взрослым, лицом к нему. Воспитатель, вытянув указательный палец и мизинец («козу»- би-ба-бо) идет к детям, приговаривая стихотворение речитативом. Дети убегают от козы, взрослый пытается догнать. 3. Игровое упражнение «Заинька» (для детей 2-3 лет). Музыка В. Вер-ховинца, слова И. Плакиды. Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог показывает игрушечного зайца, обращает внимание на особенности его внешнего вида и движений: заяц длинноухий, и легко прыгает «прыг да скок» (заяц скачет). Для детей с нарушением зрения подготовка к показу дополняется (малыши по очереди берут зайку в руки, трогают длинные ушки, короткий хвостик, педагог обращает внимание, что зайка пушистый, показывает, как прыгает зайка, при этом ребенок должен держать его в руках, чтобы ощущать «подпрыгивание» зайки). Педагог обращает внимание детей, что зайка боится медведя, большого, мохнатого — он рычит. Предлагает детям порычать, как медведь, и прячет зайца за свою спину. После этого короткая пауза — заяц не появляется. Педагог предлагает детям его позвать: «Зайка, зайка!». Зайка выскакивает из-за спины. Педагог говорит детям, что споет ему песенку, и повторяет показ, сопровождая его пением. 1. Заинька-зайка, Маленький зайка, (зайка прыгает, слегка продвигаясь вперед) Беленький зайка Прыг да скок! 2. Прыгает зайка, Маленький зайка, Беленький зайка Прыг да скок! Педагог предлагает детям порычать как мишка — заяц прячется. 3. Спрятался зайка, (прячется) Маленький зайка, Беленький зайка Прыг да скок! Дети зовут зайку, и повторяется первый куплет. При повторении игры педагог предлагает зайкой стать одному из детей, а образ медведя передается с помощью большой игрушки. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игры с пением и движением под музыку Составитель И. П. Юдаева 1. «Кот и мыши» (для детей 2-3 лет). «Мышки», музыка М. Жилин-ского. Цель: учить эмоционально откликаться, передавать образно-игровые движения, побуждать детей к подпеванию. Взрослый показывает большую игрушку — кота, рассматривает его с детьми, кладет его на коврик в комнате. Затем рассказывает историю про «мышей и кота»: «Маленькие мышки любили погулять, маленькие мышки любили поиграть, но кот-котище, серый хвостище не любил мышек и хотел их поймать. Когда кот засыпал, мышки выбегали из норок погулять». Воспитатель предлагает детям превратиться в «мышек» и пока кот спит погулять. Игра проводится взрослым с детьми под текст, который исполняет педагог: Мышки в норочках сидят, (дети сидят на стульях или на ковре) Погулять они хотят. Но сердитый кот усатый, Очень страшен всем мышатам. Долго котик мышек ждал, Утомился, задремал. Баю-баю, баю-бай, (взрослый с детьми поет песенку) Спи же, котик, засыпай! Потихонечку бегите, (дети выходят из «норок») Но кота не разбудите! Будет крепко котик спать, И не сможет вас поймать. Осторожно! Страшный кот, (педагог берет игрушку-кота) Глаз открыл и привстает. Мышки в норки разбегайтесь, (дети убегают от кота) И коту не попадайтесь! 226 227 2. «Медведь и пчелы» (для детей 4-5 лет). Цель: учить передавать образно-игровые движения, автоматизировать поставленный звук «Ж», сочетать движение с текстом. Педагог рассказывает детям о трудолюбивых пчелках, собирающих с цветов сладкий сок, который потом превращается в мед, и про медведя, который любит отнимать у маленьких пчелок мед. После этого воспитатель предлагает детям поиграть. 1. В ясный солнечный денек, Весело порхая, Собирает сок Пчелка полевая. 2. У пчелы полно забот, Над цветком пчела кружит, Добывать ей надо мед. Про дела свои жужжит, Жу-жу, жу-жу, жу-жу! 3. Друг за другом полетели, ж-ж-ж, (пчелки летают) Дружно песенку запели, ж-ж-ж! Я пчелка полевая, ж-ж-ж! (дети поют) Я устали не знаю, ж-ж-ж! Среди цветов летаю, ж-ж-ж! И мед там собираю, ж-ж-ж! Воспитатель предупреждает пчелок: Осторожно, пчелки! Здесь медведь за елкой! В ульи улетайте И свой мед спасайте! (пчелки улетают) Для детей дошкольного возраста ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для детей 5-6лет с нарушениями в развитии речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с сенсорными нарушениями (выборочно при модификации) Составитель Е. А. Медведева Игровые упражнения серии -«если бы я был актер» 1. «Игра с воздушными шариками». «Шведская мелодия», обработка Л. Вишкарева. Цель: учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую—чувствую—воображаю». Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками. 228 2. «Спокойной ночи». «Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакова. Цель: учить передавать невербальными действиями воображаемый образ. Детям раздаются игрушки, предлагается уложить их спать и покачать на руках. При повторении упражнения дети передают этот этюд с воображаемыми игрушками. 3. «Котик выздоровел, котик заболел». Музыка А. Гречанинова. Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали). Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой. Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика — печального, больного и веселого, здорового. 4. «Легкие бабочки». «Мотылек», музыка С. Майкапара. Цель: учить невербально передавать образ, его характерные особенности. Детям предлагают рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Затем дети слушают соответствующую музыку и, представив себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой. 5. «Найди котенка». Цель: учить создавать воображаемую ситуацию и невербально передавать ее содержание. Педагог предлагает детям поискать в группе спрятавшегося котенка (игрушку), найдя его, «напоить» молочком из мисочки. Затем задание повторяется с воображаемым котенком или щенком. 6. «Я певец». Цель: учить детей создавать образ «певца» (с опорой на звукозапись знакомой детской песни). Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному «с микрофоном» исполнить знакомую песню, представив себя участниками конкурса «Утренняя звезда». В случае затруднений при передаче образа ребенок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри. 7. «Придумай и продолжи действие» (в форме рассказа с элементами инсценирования). Цель: развивать творческое воображение, учить невербальными действиями внешне выражать образы, фантазировать на заданную тему. Педагог начинает рассказ с элементами драматизации: «Девочка Маша решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол: «Ой!..». Один из детей должен, вообразив себя Машей, придумать окончание истории и изобразить ее в действиях (опыт использования упражнения показывает, что дети предлагают много вариантов: «увидел брошку», «раздался звонок», «ползет муравей» и т. д.). |