Левченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова. Учебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с
Скачать 1.22 Mb.
|
ГЛАВА 4 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз- 'Неменский Б.М. Пути очачовечивания школы //11овое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. — С. 132. 147 личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям возраста и специфике ведущей деятельности. Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. Художественные Отличительной чертой художественных заня-занятия с тий с детьми с проблемами является то, что они дошкольниками решают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка. Занятия, приобщающие ребенка с проблемами к искусству, начинаются с первого года жизни. Эта форма обучения обеспечивает целенаправленное развитие ребенка с проблемами в соответствии с программой, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия, организованные педагогом, направлены на приобретение тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для общего и художественного развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения. В младенческом возрасте первыми занятиями по художественному развитию с малышами с проблемами являются музыкальные занятия, которые проводятся индивидуально по 5-7 мин 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель (или мать дома) побуждает ребенка находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого; вызывает «комплекс оживления», двигательную реакцию на звучащую музыку, голос. Во второй половине года занятия проводятся с подгруппой детей. В занятии выделяются отдельные виды музыкальной деятельности: слушание коротеньких музыкальных произведений в манеже — 1,5-2 мин, с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения (пляска под пение взрослого) — с каждым ребенком индивидуально по 5 - 7 мин. В это время музыкальный руководитель побуждает детей подражать отдельным певческим интонациям взрослого («а-а-а...»), откликаться на игровые действия взрослого с игрушкой под музыку (кукла идет — топ-топ-топ, пляшет, уходит — «до свидания»; звукоподражания животным: кошка мяукает, собака лает). В раннем возрасте с ребенком с проблемами формирование художественной деятельности осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, музыкальному развитию, знакомству с художественной литературой. В этом возрасте малышам трудно заниматься тем, что не вызывает интерес, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Интерес к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает детям, о чем рассказывает. Важным моментом в формировании художественной деятельности в этом возрасте является речь педагога, кото- 148 рая должна быть интонационно выразительной, четкой, грамотной, с короткими фразами, понятной детям, при этом большое значение имеет использование художественного слова педагогом. Не менее значимым в развитии ребенка с проблемами в этот период является предметно-игровое звучащее поле (музыкальные образные игрушки, погремушки), используемое в занятии. Полисенсорный ансамбль воздействия (звук, цвет, форма, тактильное прикосновение к звучащей игрушке, мягкой, двигающейся) обеспечивает комплексное развитие малыша с проблемами на занятии. В раннем возрасте ведущим методом обучения художественной деятельности ребенка с проблемами в развитии является наглядно-действенный. Детям должна предоставляться возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, включаться в речевое общение с педагогом, проявлять эмоциональное отношение к предмету. Организуя музыкальное занятие или занятие по знакомству с художественной литературой, по изобразительной деятельности с малышами с проблемами, педагог должен помнить, что чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный) участвуют в восприятии, тем глубже впечатление ребенка, прочнее запоминание, а значит выше обучающий эффект занятия. Нервная система малыша с проблемами характеризуется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью, поэтому занятия по художественному развитию должны быть не более 7-10 мин на втором году жизни и 10-15 мин на третьем году жизни. Нельзя насильно заставлять малыша заниматься искусством, так как это может надолго вызвать отрицательное отношение к занятиям. Такие занятия всегда должны сопровождаться состоянием радости и успеха для малыша с проблемами. В дошкольном возрасте занятия, связанные с искусством, являются основной формой обучения художественной деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованно-игровой). По организации они подразделяются на индивидуальные занятия, подгрупповые и фронтальные занятия. Индивидуальные занятия по разным видам искусства являются обязательными для специального дошкольного учреждения. Если ребенок не усваивает программный материал, если он болел и пропустил занятия, тогда ему нужна не только направляющая помощь, а обучающая каким-либо навыкам в художественной деятельности. Такие занятия разными видами искусства может проводить и де-фектолог (художественно-речевая деятельность), и музыкальный руководитель (музыкальная, театрализованная деятельность), и воспитатель (изобразительная деятельность). Подгрупповые и фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания как обязательные. Объе- 149 диненные общими переживаниями, стремлением выполнить общее задание, дети лучше проявляют свои способности. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого. При этом он использует положительный пример сверстников, помогающий отстающему преодолеть трудности. По структуре и содержанию занятия по художественным видам деятельности могут быть традиционными, тематическими, доминантными и комплексными. Характерной особенностью занятий в дошкольном возрасте является наличие пропедевтического и основного этапов, обязательное присутствие игровых моментов, создание атмосферы радости, поддержка даже незначительных положительных проявлений в художественной деятельности, смены разных видов деятельности на одном занятии (рисуют мячик — поют песенку, слушают колыбельную — качают кукол, рассказывают знакомую сказку — смотрят или совместно с педагогом показывают ее на фланелеграфе или в настольном театре). Занятия по художественному развития дошкольников с проблемами должны отвечать определенным требованиям: — учитывать специфику нарушения в развитии ребенка; — иметь коррекционно-развивающую направленность; — осуществлять дифференцированный подход к детям, учебный материал должен быть различной степени трудности; — соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности; — активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве; — обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий; — использовать в художественных занятиях с детьми разные виды помощи взрослого; — использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности. Занятия по художественным видам деятельности проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания по каждому виду искусства. Они направлены как на художественное развитие ребенка, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами. Музыкальные занятия в специальном детском саду проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин в младшей и средней группах, по 30-35 мин в старшей и подготовительной группах. Один раз в неделю проводится коррекционное занятие по ритмике. Кроме этого, обязательными являются индивидуальные занятия по 10 -15 мин с детьми, требующими дополнительного внимания. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию, а также по знакомству с художественной литературой проводятся 150 не менее двух раз в неделю на каждое направление в соответствии с программой воспитания и обучения для конкретного вида нарушения развития ребенка. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу. От его профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, от умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь его творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности детей с проблемами зависит успех коррекционно-развивающего обучения средствами искусства. Другой формой использования искусства в специальном детском саду является организация воспитателем художественной деятельности детей вне занятий. Она имеет важное Художественная значение для дошкольников с проблемами, по-деятельность до- скольку воспитатель имеет возможность в ин-школышков с дивидуальной форме средствами искусства проблемами вне осуществлять художественное развитие ребен-занятий ка с проблемами. Художественная деятельность детей вне занятий организуется: — в музыкальной деятельности: музыкально-игровая (музыкально-дидактические игры, игры с пением, включение песни в сюжетную игру или различные бытовые моменты жизни в группе); музыкально-театрализованная деятельность (инсценирование взрослым песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, разыгрывание песен по ролям с детьми, пантомимические игры руками под музыку); мини-концерты по слушанию музыки в сюжетной форме; — в художественно-речевой (чтение сказок, рассказов, разучивание стихотворений, потешек, разыгрывание их содержания с педагогом в настольных режиссерских играх, в играх со словом и движением); — в изобразительной деятельности (в групповой и индивидуальной формах; индивидуальная работа педагога с ребенком по рисованию, лепке, аппликации используется, когда ребенок не усвоил программный материал на фронтальных занятиях и ему требуется помощь в овладении навыками в изобразительной деятельности); — в художественно-ручном труде (совместное изготовление с педагогом поделок, ремонт книжек, изготовление игрушек, обучение ребенка вышиванию, разным видам плетения шнура, изготовление украшений к празднику и т. д.). Третьей формой использования искусства в Культурно-досу- специальном дошкольном образовательном уч-говая деятель- реждении является культурно-досуговая дея-ность дошколь- тельность. Это праздники и развлечения, кото-ников рые запоминаются детям надолго. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, особо торжественная музыка, яркие детские костюмы, родители, зрители — все это обеспечивает сильные, незабываемые впе- 151 чатления ребенка с проблемами в развитии. Но праздник и развлечение — важное средство художественного воспитания, которое формирует эстетический вкус ребенка. Праздники — это торжество, объединяющее детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем. Тематика и форма их проведения может быть различной. Народные праздники Масленица, Рождество с колядками по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое действие и взрослых, и детей. Такие праздники, сохранившие традиции прошлого, уходящие корнями вглубь веков, создают духовную атмосферу, оказывающую положительное влияние на духовно-нравственное развитие детей. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, лишенное народных корней, — бессильно. В практике специальных дошкольных учреждений отмечаются традиционные праздники «Нового года», «Выпуска детей в школу», «Мамин день — 8 Марта». Форма их организации может варьироваться. Это может быть концерт, музыкально-театрализованное представление или детский спектакль, открытое занятие и т. д. Однако нужно помнить, что содержание, объем материала должны соответствовать особенностям и возможностям детей с проблемами. Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. В ткань праздника может вводиться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация. Важно только, чтобы педагоги проявляли творчество в выборе форм проведения. Музыкальное оформление праздника предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, чтобы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике праздника, возрасту детей. На детском празднике всегда звучит художественное слово и взрослого и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие стихов, многословие ведущего делают праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он понятен детям по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересным. На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др. Главное для ребенка с проблемами — активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неверной организацией и проведением праздников, где основной целью ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, натаскивание детей, активное участие только способных. Недопустима на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов, 152 пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника или утомленными, или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является кор-рекционно-направленным. Интересной и достаточно приемлемой для специализированного детского сада формой культурно-досуговой деятельности может быть детский спектакль, где совместно со взрослыми дети с проблемами могут продемонстрировать свои возможности в разных видах художественной деятельности. Театральное искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-плас-тическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей с проблемами. Украшенные афиши, декорации, костюмы, музыкальное оформление, игра на «сцене» — все это создает приподнятость настроения ребенка. Драматизация позволяет детям проявить свои способности в разных видах художественной деятельности, занять в спектакле всех детей, распределив роли по их возможностям. Такая форма праздника может предполагать и активную художественную деятельность детей, не занятых в спектакле, а демонстрирующих свои возможности в художественной деятельности в импровизированном «фойе» театра. Это может быть чтение стихов отдельными детьми, индивидуальное пение, общая пляска для гостей, выступление детского ансамбля инструментов и т. д. Досуговая деятельность не ограничивается только праздниками, она может быть организована и в форме развлечений самой различной тематики и направленности (зрелища с участием самих детей). Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др. Развлечения имеют большую педагогическую ценность. Они обогащают ребенка с проблемами новыми впечатлениями, закрепляют их умения в художественной деятельности, развивают их инициативу, учат использовать речь в свободном общении, формируют художественный вкус. В организации и проведении развлечений детей с проблемами в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, де-фектолог, воспитатель, руководитель физического воспитания, изобразительной деятельности). Также привлекается медицинский и даже технический персонал, они могут принять участие в исполнении отдельных номеров, быть жюри или зрителями. Планировать развлечения следует заранее, примерно за месяц, при этом исходить из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми, 153 Уроки искусства в специальной школе учитывать их возможности, степень подготовленности, интересы, условия, наличие оформления развлечения, досуга. Виды досугов для дошкольников с проблемами следует чередовать (зрелища и с участием детей), начиная с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Необходимо, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически. В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок. Его продолжительность в первом классе — 35 мин, в других классах — 45 мин. Структура урока по художественным видам деятельности (литературе, рисованию, музыке, ритмике) в специальной школе или классах определяется дидактическими, образовательными, воспитательными, коррекционно-раз-вивающими целями и задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим материалом, а также со всей предшествующей работой учащихся и готовит школьников к изучению последующего материала. На уроках по разным видам искусства решение поставленных задач достигается как общедидактическими, так и специальными приемами, обеспечивающими усвоение материала школьниками с проблемами. Наиболее распространенной формой обучения школьников является комбинированный урок, где присутствуют различные компоненты деятельности учителя и ученика: информационно-познавательная часть урока, практическая деятельность детей, а также обобщающая и систематизирующая знания школьников. На уроках по искусству в младших классах широко применяются игровые моменты, разные виды опор (наглядная, слуховая, звуковая, словесная). В зависимости от вида искусства определяются и компоненты, и структура урока. Так, урок музыки и пения включает знакомство с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки и формирование вокально-хоровых навыков через пение детей. Курок по изобразительному искусству предполагает как восприятие художественных произведений, объектов для изображения, беседу об изобразительном искусстве или о его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (предметное, сюжетное, по замыслу, декоративное) или лепка, аппликация. Своеобразием отличаются и уроки чтения в младших классах (и литературы в старших), где младшие школьники, например с нарушением слуха, не только учатся читать сказки, но и пишут слуховой диктант, действуют, разыгрывают ее содержание по ролям с фигурками персонажей. 154 Урок по художественно-ручному труду предполагает как знакомство с образцами, готовыми изделиями, так и изготовление самими детьми различных художественных поделок. Сенсорное развитие школьников с проблемами обеспечивается использованием комплексных, синтетических уроков, в которых сочетаются разные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т. д.). Особенности организации и содержания уроков по искусству определяются в специальной школе спецификой нарушений, имеющихся у детей, возрастными особенностями, необходимостью формирования умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение, художественное развитие и адаптацию в социальной среде. Внеклассная работа является неотъемлемой частью коррекци-онно-развивающего процесса в специальной школе. Среди направлений внеклассной работы художественно-эс-Внеклассная тетический блок выделяется как самостоятель-художественная ный. Он призван углублять, обобщать художе-деятельность ственно-эстетические знания учащихся. Вмес-в коррекционной те с тем он образует с процессом обучения еди-школе ный непрерывный коррекционно-развиваю-щий и воспитательный комплекс. В практике работы со школьниками с проблемами выделяются несколько форм организации внеклассной художественно-эстетической работы: — культурно-досуговая общешкольная деятельность; — художественно-факультативная, кружковая работа; — индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства. Выбор тех или иных форм работы, а также их сочетание зависит главным образом от целей и содержания работы по художественно-эстетическому воспитанию в специальной школе, от характера нарушений в развитии детей, их возможностей и интересов. Практика существования специальной школы для детей с проблемами убеждает в возможности и целесообразности организации для школьников с разными отклонениями в развитии хоровых, вокальных, танцевальных кружков, театральных и изостудий. Исключительно большое образовательное, воспитательное и кор-рекционно-развивающее значение имеют для школьников с проблемами все формы внеклассной художественно-эстетической работы в школе. Система внеклассного художественно-эстетического воспитания включает два направления взаимосвязанных задач: — всемерное использование специфических возможностей каждого вида искусства с целью многостороннего художественно-творческого развития личности школьников, расширения форм его духовных потребностей; — обогащение на этой основе общеэстетических представлений и знаний учащихся, необходимых для формирования у них художе- 155 ственно-эстетических вкусов, мировоззрения, художественной культуры. Во внеклассной работе в специальной школе театральное искусство получило распространение в виде драматических и кукольных кружков. Театр обладает большими возможно-Театр в специаль- стями многогранного воздействия на школьни-ной школе ка в силу своей синтетической природы. Театр — это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами. Однако воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление опыта, театральных впечатлений. Во внеклассной работе театрализованная деятельность организуется в двух вариантах: посещение спектаклей в театре и практическая театрализованная деятельность самих детей в театральном школьном кружке или студии. Воспитание мотивационного компонента, накопление впечатлений, а также развитие способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни осуществляется в процессе посещения с детьми театра. Привлечение внимания учащихся к специфическим средствам сценической выразительности помогает осмыслить значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля. Приобщение в начальных классах к основам театрального искусства может органически сочетаться с комплексом учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, решаемых педагогом на уроках по развитию речи, чтению, музыкальному воспитанию, изобразительному искусству. В более старших классах художественно-эстетическое воспитание средствами театра осуществляется как в процессе обогащения школьников более сложным и разнообразным в жанрово-тематическом отношении репертуаром (романтическая и сатирическая сказка, спектакль о современном герое-сверстнике, красоте труда, дружбе), так и путем расширения круга художественно-образовательных задач. Впечатления о посещении спектаклей у школьников закрепляются. Многообразие форм творческой работы по спектаклю (рисунки, письменные работы, сочинения, беседы) могут использоваться для того, чтобы закрепить в эмоциональной памяти, воображении, в сознании детей конкретные образы, мысли, вызванные спектаклем. Другой формой использования театра во внеклассной работе является театральный кружок или факультатив. Такая практическая 156 форма работы в художественной педагогике рассматривается как элемент общей системы воспитания, поскольку формирование художественной культуры средствами театра строится на активизации собственной театрализованной деятельности детей. Театр — искусство действия, и овладевать основами сценической грамоты с младшими школьниками с проблемами можно только в самом театральном действии. Передовая практика в поисках наиболее эффективных путей не случайно обращается к наследию К. С. Станиславского, где вопросы профессионального обучения рассматриваются в непрерывной связи с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности. Опыт показывает, что театральное искусство в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии. Театрализованная деятельность предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей. В то же время занятия — не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе. Театрализованная деятельность в специальной школе присутствует в форме кукольного театра, в репертуаре которого могут быть сказки, басни, рассказы, песни. Этот вид театра способствует развитию речи, ее выразительности, пластичности и дифференцированное™ мелкой моторики руки, формированию памяти, произвольного внимания школьников. Под руководством педагога учащиеся овладевают техникой владения куклами би-ба-бо, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Важное место занимают во внеклассной работе и драматические образно-ролевые спектакли, где дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения педагог добивается у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, правдивости, целенаправленности действий в условиях сценических обстоятельств, непосредственного, эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнерами-сверстниками, выразительной речи, посильного овладения основами сценической грамотности как необходимого условия формирования театрализованно-художественной деятельности. Свои театральные успехи школьники показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям. Это имеет значение для ребенка с проблемами, поскольку в этот момент он наполняется чувством своей социальной значимости. Театральное искусство — лишь одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школь- 157 ника с различными формами недостаточности развития. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников с проблемами в развитии. Другой важной формой внеклассной работы со школьниками с проблемами являются занятия хоровым или сольным пением. Хоровое и сольное пение — не только средство Вокально-хоро- воспитания и развития школьников, но и сред-вая деятельность ство коррекции различных отклонений у де-вне урока тей, связанных с развитием речи, артикуляционного аппарата, дыхания, слуха, с формированием произвольного внимания, памяти, а также с развитием личностных качеств, чувства ответственности, коллективизма, самостоятельности. Использование хоровой работы с детьми с проблемами как одного из путей приобщения к художественной, вокальной культуре продиктовано новыми задачами наиболее полного раскрытия способностей каждого ребенка в условиях комплексного обучения, а также необходимостью его адаптации в дальнейшем в макро-социальных условиях. Занятия основами танцевального искусства для школьников с проблемами является одной из любимых форм кружковой работы. Целью таких занятий является обучение ре-Танцевальное бенка в силу его возможностей свободно, неискусство в спе- принужденно двигаться, быть интересным, циальной школе привлекательным в танце, не стесняться сверстников. Поэтому основным направлением кружковой танцевальной работы оказывается не столько подготовка исполнителей отдельных танцев, сколько посильное развитие в каждом ученике творческих способностей, овладение танцевальными движениями как формой невербального общения. Танцевальное искусство помогает школьникам с проблемами удовлетворить свои эмоционально-двигательные потребности, обеспечить развитие ритмопластической выразительности, культуры тела. Формируя у подростка через «танец» умение разумно организовывать свободное время, педагог влияет на эффективность решения школьником проблемы свободного времени в будущем, когда он станет взрослым. Важное место в формировании художественной культуры в условиях специальной школы занимают массовые школьные мероприятия. Это и внутришкольные вечера, неде-Культурно-досу- ли музыки, детской книги, музыкальный лек-говые мероприя- торий и др., организованные силами педагогов тия и детей. Это и внешкольные мероприятия художественно-эстетического содержания, связанные с посещением выставок, театров, музеев. Массовые мероприятия художественной направленности в специальной школе мо- 158 гут решать задачи эстетического развития школьников, если репертуар и исполнение номеров соответствуют художественным требованиям, если разработан единый сценарий или план праздника, вечера и в него включены разные виды художественной внеклассной деятельности школьников, если дети и педагоги в процессе сотворчества готовятся к проведению такого мероприятия, если создается зрителями ситуация доброжелательности и успеха по отношению к участникам выступлений — детям с проблемами в развитии. ГЛАВА 5 РОЛЬ ПЕДАГОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ Учебно-воспитательную коррекционно-направленную работу по художественному воспитанию и развитию в специальном образовательном учреждении для детей с проблемами ведут педагоги. Им принадлежит решающая роль в приобщении детей к искусству и формировании художественной культуры. В детском саду это музыкальный руководитель, дефектолог, воспитатели, в школе — учите-ля-дефектологи, преподаватели изобразительной деятельности, музыки и пения, ритмики. Положение о ведущей, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Оно отмечается классиками педагогической мысли — Я. А. Комен-ским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и др. В начале XX в. П. Ф. Каптерев (1982) подчеркивал значимость личности учителя в педагогическом процессе, при этом он выделял те или другие свойства, повышающие или понижающие воспитательное влияние обучения. К таким качествам относятся научная подготовка учителя и учительский талант. К нравственно-волевым свойствам педагога были отнесены объективность, внимательность, чуткость (особенно к слабым, трудным ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. В работе с детьми с проблемами значение педагогического руководства возрастает. Без помощи педагога дети с отклонениями в развитии зачастую оказываются не в состоянии овладеть знаниями и умениями в художественной деятельности, которыми нормальные дети овладевают обычно самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. В научных исследованиях по специальному образованию и в практике работы в специализированных детских садах и школах выяснена роль личного примера педагога в художественном воспитании и обучении детей с проблемами. Интерес к личности педагога, особенно в школе, положительное отношение к нему часто является важным фактором, определяющим интерес и от- 159 ношение детей с проблемами к тому или иному учебному предмету, связанному с искусством. Педагог по одному из видов искусства в школе, музыкальный руководитель в детском саду, будучи примером для детей с различной недостаточностью, является в то же время их ближайшим советчиком, помощником, особенно если дети, находясь в интернатах и даже бывая дома, не всегда получают в семье необходимое им соучастие в художественной деятельности. На педагога-дефектолога, музыкального работника, учителей музыки и пения, изобразительной деятельности и ритмики возлагаются определенные обязанности, обеспечивающие развитие детей с проблемами посредством искусства. Обязанности каждого из них определяются соответствующими квалификационными характеристиками. Дефектолог специального дошкольного образовательного учреждения участвует в работе по художественному воспитанию детей: — предоставляет результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер на каждого ребенка, которые помогут музыкальному руководителю и воспитателю, педагогам дополнительного образования составить общую картину отклонений в развитии ребенка и определить его возможности и перспективу в художественном воспитании; — совместно с музыкальным руководителем, воспитателем определяет коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с искусством и включения его в художественную деятельность; — осуществляет помощь музыкальному руководителю и воспитателю в планировании направлений коррекционно-развивающей работы по художественному воспитанию дошкольников с проблемами в детском саду; — участвует в подготовке и организации культурно-досуговой деятельности дошкольников с проблемами в дошкольном учреждении. Музыкальный руководитель в специальном детском саду: — отвечает за постановку музыкального воспитания и развития детей с проблемами; — проводит диагностическое обследование возможностей детей с проблемами в музыкальной деятельности; — планирует коррекционно-направленную работу по музыкальному воспитанию дошкольников с проблемами в развитии в соответствии с особенностями их нарушений; — проводит различные по структуре и организации музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные); — совместно с воспитателем организует разные виды коррекци-онно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровую, музыкально-театрализованную, игру на детских музыкальных инструментах); 160 — организует и проводит культурно-досуговую деятельность дошкольников в специальном детском саду, составляет план проведения праздников, утренников, досугов, руководит их подготовкой и проведением, участвует в изготовлении костюмов, праздничного оформления; — консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников с проблемами. Воспитатель в организации художественной деятельности: — активно участвует в работе по всестороннему гармоническому развитию и воспитанию дошкольников с проблемами средствами искусства; — совместно с дефектологом планирует коррекционно-направленную работу средствами искусства (изобразительную деятельность, художественно-ручной труд, знакомство с художественной литературой); — принимает участие в музыкальных занятиях, оказывает детям практическую помощь в овладении движениями под музыку в играх и плясках, совместно с детьми играет на детских музыкальных инструментах; — проводит занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации и т. д.) и художественно-ручному труду, обеспечивает коррекционную направленность подобных занятий с учетом особенностей и характера наблюдаемых нарушений в развитии ребенка; — организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для художественной деятельности детей (музыкально-игровой, театрализованной, индивидуальных занятий по изобразительной деятельности, художественному труду), наполняет их необходимыми материалами, атрибутами; — организует и проводит художественную деятельность детей вне занятий в индивидуальной и подгрупповой формах, способствует развитию творческих проявлений детей в свободной художественной деятельности; — активно участвует в культурно-досуговой деятельности в детском саду, помогает музыкальному руководителю в подготовке и проведении праздников и досугов. Учитель музыки и пения в специальной школе: — планирует работу по музыкальному развитию детей с проблемами в разных формах; — проводит уроки музыки и пения; — совместно с учителями-дефектологами, педагогом изобразительной деятельности организует внеклассную работу по музыкально-эстетическому воспитанию детей, организует кружковую, факультативную работу (хоровой, вокальный коллектив); — участвует в проведении культурно-досуговой деятельности в специальной школе. 161 Педагог по ритмике в специальном дошкольном и школьном образовательном учреждении: — совместно с дефектологом проводит диагностическое обследования моторики детей (мелкой и общей, артикуляционной), уровня развития чувства ритма; — планирует коррекционную работу средствами движений; — проводит занятия с дошкольниками и уроки ритмики в школе; — организует работу с детьми вне занятий (танцетерапия, хорео-терапия). Преподаватель изобразительной деятельности в специальной школе: — проводит диагностическое обследование возможностей детей в изобразительной деятельности, выявляет отклонения в развитии моторики, пространственных представлений, сенсорных эталонов (цвета, формы, пространства), представленных на листе бумаге; — планирует уроки по изобразительному искусству, подбирает материалы к ним; — проводит уроки по изобразительной деятельности; — организует и проводит кружковую внеклассную работу по изобразительной деятельности с детьми по интересам; — принимает участие в культурно-досуговой деятельности в школе, в оформлении праздников, концертов. Чтобы успешно осуществлять работу по художественному развитию детей, дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель, педагог по изобразительному искусству, по ритмике должны обладать знаниями, умениями и качествами, необходимыми для проведения такой работы. Эти специалисты должны иметь знания по общей, возрастной и специальной психологии и педагогике, что является фундаментом их профессионально-теоретической подготовки. Важным для педагога специального образовательного учреждения являются знания по клиническим дисциплинам, которые позволяют понять природу того или иного нарушения — первичные причины нарушений в психофизическом развитии с точки зрения действия биологических факторов в единстве с социальными, определяющими особенности и перспективы коррекции отклонений в развитии ребенка. Особое значение имеет владение педагогом коррекционными технологиями, которые могут им использоваться в процессе художественного воспитания детей с проблемами. К профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с проблемами, предъявляются достаточно высокие требования — дидактичности, коммуникативности, общей культуры поведения. В отечественной педагогике и педагогической психологии (в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, в исследованиях Ф. И. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. И. Щербакова, В. А. Сластенина, И. В. Страхова и др.) определены основные компоненты профессиональности педагога. Психологическая характе- ристика педагога, работающего как с нормально развивающимися детьми, так и с их сверстниками с проблемами, включает описание его способностей, умений, посредством которых реализуются основные педагогические функции. Педагог, занимающийся художественным развитием детей с проблемами, должен иметь следующее способности: — академические художественные — способности в определенном виде искусств: педагог, работающий в области искусства, обязан уметь петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, лепить, танцевать, чувствовать музыку, владеть искусством выразительного чтения, пластикой тела; — креативные — способности к творческому видению проблем, созданию новых ценностей, предполагающие наличие мотивов, знаний, умений, творческого потенциала, обеспечивающих решение коррекционно-развивающих задач в художественном развитии детей с проблемами; — дидактические — способности передавать детям учебный материал по искусству, учитывая их возможности, преподносить материал ясно и понятно, вызывать интерес к разным видам искусства; такие способности дают возможность педагогу при необходимости реконструировать предлагаемый детям материал, трудное сделать легким, сложное — простым, непонятное — понятным, организовать поэтапную самостоятельную работу детей; — перцептивные — способности проникать во внутренний мир ребенка: наблюдательность педагога, связанная с тонким пониманием особенностей личности ребенка с проблемами, которые могут проявляться в процессе общения с искусством; умение в нужный момент оказать ребенку поддержку в преодолении трудностей в художественной деятельности, сопереживать его успехам; — речевые — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, владеть художественно-речевой выразительностью; — организаторские — способности сплачивать детский коллектив на основе интереса к художественной деятельности, активизировать творческие проявления детей; а также правильно организовывать свою собственную работу, связанную с решением коррекционно-развивающих задач средствами искусства, планировать разные формы работы, правильно распределять время; — коммуникативные — способности к общению с детьми; умение найти правильный подход к ребенку, установление контакта посредством общения в художественной деятельности — изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной; создание атмосферы успеха в работе с детьми с проблемами; — прогностические — способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном коррекционно-развивающем проектировании личности ребенка путем использова- 162 163 ния искусства, художественной деятельности; умении прогнозировать развитие тех или иных положительных качеств личности ребенка в процессе обучения искусству; определение возможностей и путей компенсации отклонений в развитии ребенка средствами искусства и художественной деятельности. Деятельность педагога, организующего художественную деятельность детей с проблемами, реализуется в определенных педагогических ситуациях, совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-образующих, исследовательских, контрольных, оценивающих и т. д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных коррекционно-развивающих, педагогических задач, в том числе и средствами искусства. Практика работы в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида свидетельствует о том, что педагог, работающий в области художественного воспитания с детьми с проблемами, может успешно выполнять свои обязанности по художественному развитию ребенка и компенсации отклонений в развитии детей средствами искусства при условии постоянного глубокого изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников и применении современных коррекционных технологий художественной педагогики, артпедагогики. Вопросы для самостоятельной работы 1. Назовите основные группы принципов, использующихся в артпеда-гогике. 2. Дайте характеристику основным методам артпедагогики. 3. Раскройте содержание и средства художественного развития детей с различными проблемами. 4. Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии в младенческом и раннем возрасте. 5. Раскройте педагогические подходы формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в дошкольном детстве. 6. Раскройте педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у младших школьников. 7. Покажите, что характерно для формирования основ художественной культуры у старших школьников с проблемами в коррекционной школе. 8. Охарактеризуйте формы организации художественной деятельности детей с проблемами в развитии в специальном образовательном учреждении. 9. Покажите роль педагога в художественном развитии детей с проблемами. 10. Раскройте основные функции педагога, организующего художественную деятельность детей с проблемами в специальном образовательном учреждении. |