Главная страница

Левченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова. Учебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с


Скачать 1.22 Mb.
НазваниеУчебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с
Дата29.08.2022
Размер1.22 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛевченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова.doc
ТипУчебник
#655367
страница10 из 21
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

Восприятие музыки сложный чувственный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Восприятие музыки у дошкольников с проблемами должно развиваться как активная деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, а затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими глубокими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами, представленными через средства музыкальной выразительности (характер, ритм, темп, динамику, форму музыкального произведения).

Процесс формирования активного восприятия музыки у дошкольников с проблемами в развитии предполагает решение следующих задач:

— формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными детям художественными образцами современной, классической и народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, формирование представлений о «жанре», о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;

— формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);

— развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).

В музыкальном воспитании дошкольников восприятие музыки присутствует как самостоятельный раздел и как составная часть других видов музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмического движения, игры на инструменте). Перед пением ребенок

108

воспринимает мелодию, перед движением под музыку ребенок сначала воспринимает ее особенности (темп, ритм и т. д.), а затем выражает это в движении. В этом случае восприятие предшествует действию ребенка в другом виде музыкальной деятельности. Активным видом деятельности восприятие становится в том случае, когда ребенок слушает народные, классические и современные музыкальные произведения и учится их оценивать.

Для того чтобы восприятие музыки детьми стало активным, требуется специальное обучение, при этом учитываются особенности, характерные для конкретного варианта отклонения в развитии ребенка.

Так, у дошкольников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью несовершенство психических функций, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация создают трудности в сосредоточении на музыкальном материале во время слушания. А несовершенство эмоционально-волевой сферы обусловливает недостаточность эмоциональной отзывчивости, неадекватные эмоциональные реакции при восприятии вокальных и инструментальных произведений. У детей данной категории слабо выражена музыкально-слуховая дифференциация, затруднено различение звуков по силе (динамике), длительности (ритму), при достаточной сохранности различения звуков по высоте.

При условии своевременной коррекционной работы с такими детьми в дошкольном детстве наблюдаются существенные сдвиги в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку, в формировании слуховых ощущений. Этому способствуют музыкально-дидактические игры, направленные на умение различать высоту, тембр, ритм, динамику, характер музыкальных произведений. Развитие музыкального восприятия, эмоциональных реакций ребенка обеспечивается использованием различных игровых приемов, применением сочетания словесных и наглядных методов перед слушанием музыки с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Так, показ игрушки, иллюстрации по содержанию музыкального произведения, проведение перед слушанием мини-беседы создают не только интерес и мотивацию, но и вызывают положительную эмоциональную реакцию ребенка. А слушание контрастной по характеру музыки (радостной и спокойной), сопровождающейся действием воспитателя с куклой («кукла пляшет», «кукла спит») или действиями самих детей с игрушкой, конкретизирует воприя-тие, делает его более устойчивым. В этом случае образуются более тонкие слухо-зрительные связи разных компонентов восприятия.

Процесс формирования музыкального восприятия детей с нарушением слуха осуществляется с использованием на занятиях слухового аппарата, в электромагнитном поле (индукционная петля), получаемом с помощью индукционной установки, а также вне его. Перед слушанием музыки всегда уточняется режим работы ап-

109

паратов, проверяется, не возникают ли у ребенка неприятные ощущения. При этом дети при слушании выполняют несложные движения под музыку (если хорошо слышат — хлопают, нет музыки — нет хлопков).

При развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением слуха используется слухо-зрительное восприятие, а также тактильно-вибрационное. Когда дети слушают, то наблюдают за движением рук играющего на фортепиано, за эмоциональной настроенностью исполнителя, его мимикой. Это помогает детям определить характер музыкального произведения (веселый или грустный), темп (быстрый или медленный), динамику (громко или тихо) Целенаправленное прослушивание детьми музыкальных пьес как в форме «живой музыки», так и в звукозаписи сочетается с показом иллюстраций по содержанию произведения перед слушанием, краткой беседой, вопросами, а также с предметным моделированием (во время движения мелодии «вверх» — кукла поднимается по ступенькам игрушечной лесенки). Одним из методических приемов, помогающих детям данной категории овладевать восприятием музыки, является двигательное моделирование музыкальных структур, когда используются элементарные движения (хлопки, притопы). Например, в дидактических музыкальных играх дети реагируют сменой движений на изменение характера, формы, темпа, высоты звуков (дети стоят на месте или двигаются вперед, поднимают руки вверх или вниз и т. д.). Постепенно восприятие музыки осуществляется только на основе слуха, без зрительной опоры.

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения развивается в основном теми же темпами, как и у нормально видящих детей. Однако более интенсивное использование детьми с нарушением зрения слухового восприятия как единственного сохранного (не считая обоняния) дистантного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает более тонкую дифференцировку звуковых характеристик окружающего предметного мира. Процесс целенаправленного музыкального восприятия способствует развитию обостренного слуха, слухового внимания и памяти. Более дифференцированное слуховое восприятие является центральным звеном в слухо-двигательных связях у детей с нарушением зрения, в их пространственной ориентировке. Именно поэтому развитие музыкального восприятия так важно для этих детей.

При обучении слушанию музыки детей данной категории основными методами являются словесные. Предварительный рассказ или беседа о содержании пьесы перед ее слушанием помогают детям сопоставлять средства музыкальной выразительности и образ или явление окружающей действительности. Сначала детям даются контрастные по характеру музыкальные произведения, а затем для более тонкой дифференцировки — близкие по характеру музыкальные

НО

отрывки. Важно формирование отношения ребенка к услышанной музыке, его эмоциональная отзывчивость. У малыша сначала проявляется избирательное, предпочтительное отношение, а потом появляется оценочное отношение, что является основой формирования эстетического вкуса. Только в этом случае восприятие становится активным видом музыкальной деятельности как у нормально развивающихся, так и у дошкольников с проблемами в развитии.

Пение — это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие. Уже в раннем возрасте дети реагируют на интонации песни, еще не понимая ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес к песне, к ее содержанию.

Обучение пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, оценивать качество исполнения. Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с проблемами является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой, — средством коррекции различных вторичных отклонений.

Певческая деятельность — это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Исследования природы детского пения подчеркивают особое значение развития слуха для правильной вокальной интонации. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, отсутствие связи между ними. Голосовой аппарат дошкольников с проблемами еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Он укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы (голосовая мышца развивается у нормальных детей в возрасте от 5 до 12 лет).

Различные отклонения в строении голосового аппарата, слуха, речи, мышечного тонуса, несовершенство вокально-слуховой координации у детей с различными нарушениями, безусловно, оказывают влияние на качество пения у детей. Но, обучая ребенка с проблемами пению в общей системе коррекционной работы, можно сгла-

111

дить вторичные отклонения в развитии: недостатки развития слуха, голосового аппарата, вокально-слуховой координации, речи, слухового внимания, памяти, воображения. Решение этих коррекцион-ных задач осуществляется по нескольким направлениям:

— формирование основ певческой, вокально-хоровой культуры детей, развитие у них художественно- эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;

— развитие музыкального слуха и как особого его проявления — вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

— накопление вокальных навыков — певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции; формирование певческих умений детей — исполнение песни с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него, на занятиях и вне их в игровой, досуговой деятельности;

— активизация творческих проявлений детей в пении.

Обучение пению и формирование вокально-хоровых навыков дошкольников с проблемами осуществляется в процессе работы над вокальным репертуаром различного характера и тематики. Это песни о природе, о животных, о жизни детей в детском саду, о маме, о профессиях, о труде и т. д. Через содержание песни ребенок учится различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе и животным, с нежностью общаться с мамой. Пение помогает решению познавательных, воспитательных задач, формированию нравственно-эстетической культуры ребенка.

Певческая деятельность имеет у детей с различными проблемами свои характерные особенности.

Так, у детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития нарушены ритмический, динамический компоненты музыкального слуха, а звуковысотный в большинстве случаев является сохранным, отмечается неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая, размытая дикция, слабость праксиса. Занятия пением формируют естественное звукообразование, улучшают дикцию, развивают голос ребенка, мелодический слух, интонационную выразительность пения, голосоведение. Это обеспечивается различными методами: специально подобранным песенным репертуаром, учитывающим ограниченность певческого диапазона детей данной категории; игровыми приемами вокально-хоровой работы; дидактическими упражнениями — на распевание, пение цепочкой по фразам, сочетание речитативного пения и исполнения фрагментов песни без слов на слоге «ду-ду», «да-да» и т. д. Все это способствует коррек-ционной направленности пения. Пение помогает развитию познавательной деятельности ребенка, особенно речи. Ритмическая и мело-

112

дическая основа песни содействует овладению самостоятельной фразовой речью, преодолению трудностей в художественно-речевой деятельности, особенно проявляющихся при чтении стихов.

Работа по пению у детей с нарушением слуха строится с учетом характера нарушения анализатора. Задания по развитию голоса и ритмической стимуляции усваиваются и выполняются детьми на вибрационно-тактильной, слухо-зрительной основе, с опорой на остаточный слух, с использованием слухового аппарата. Развитие голоса детей неразрывно связано с музыкально-слуховыми впечатлениями, с восприятием регистров фортепиано. Одним из методических приемов формирования умения изменять голос является сопоставление детьми своих голосовых проявлений с регистрами клавиатуры фортепиано. Дети учатся владеть низким, средним, высоким регистрами голоса в звукоподражательных упражнениях (воспроизводя на слог «дон» — низким звуком звон большого колокола, «дан» — среднего, «динь» — высоким — звучание маленького колокольчика). Вокальная работа с такими детьми направлена на формирование и активизацию речевой деятельности через ритмо- и мелодекламации в сопряженном и отраженном пении, коллективные ритмодвигательные упражнения, содействующие структурированию речи, укреплению речевой зоны голоса, развитию согласованности речи и двигательно-мышечных ощущений.

Для детей с нарушением зрения пение является видом музыкальной деятельности, в котором уже дошкольники могут достигнуть положительных результатов. Этому способствует обостренное слуховое восприятие такого ребенка, которое обеспечивает у дошкольников развитие вокально-слуховой координации. Именно пение помогает такому ребенку и в преодолении речевого несовершенства. Особое внимание в процессе обучения пению уделяется разъяснению смысловой стороны песни, поскольку ограниченность общения этих детей с микросоциальной средой и несформированность образов-представлений обусловливают непонимание содержания песен. Перед восприятием песни с такими детьми проводятся мини-беседы о ее содержании, характере, о событиях, происходящих в ней. Работа над вокально-хоровыми навыками эффективна, если сочетается с двигательно-мышечными ощущениями ребенка (чтобы научить вести мелодию песни «вверх», ребенку предлагается сопровождать движение мелодии поднятием руки вверх и т. д.). Сначала дети совместно с педагогом, а затем самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него исполняют знакомые и новые песни.

Сформированная певческая деятельность расширяет возможности малыша с проблемами, обеспечивает его приобщение к вокальному искусству и художественной культуре, тем самым создает условие для его социальной адаптации.

Движения под музыку — это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и

ИЗ

ритмического движения. Он дает возможность ребенку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру. Музыкально-ритмическое воспитание оказывает положительное влияние на деятельность организма в целом. И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений, подчеркивал ее значение для онтогенеза.

Система музыкально-ритмического воспитания осуществляется в процессе развития слуха и умения согласовывать движения с музыкой. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Работа по музыкально-ритмическим движениям предполагает несколько направлений:

— формирование музыкально-ритмических навыков: умения передавать движениями средства музыкальной выразительности (характер, темп, ритм, динамику, форму музыкального произведения);

— формирование навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

В процесс овладения движениями под музыку решаются задачи, общие для всех категорий детей с отклонениями в развитии:

— развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, напевную песню, вальс, народный танец и т. д.);

— овладение семиотическими формами движений, «языком движений», умением пантомимически, жесто-мимически в танце, игре передавать музыкальный образ;

— развитие творческих проявлений детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игро-вых этюдах, танцах;

— осуществление коррекции отклонений в развитии психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы средствами движений под музыку.

Решение этих задач осуществляется через основные виды музыкально-ритмических движений: музыкальная игра (сюжетная и несюжетная), пляски, хороводы, упражнения, музыкально-двигательные импровизации, этюды, образная и танцевальная гимнастика. В процессе работы по овладению движениями под музыку с детьми

1

с отклонениями в развитии используются разные методы — зрительно-двигательный, слухо-двигательный, словесно-двигательный.

Естественные для ребенка подвижность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делает музыкальное движение одним из самых любимых видов художественной деятельности. При каждом конкретном отклонении в развитии этот вид музыкальной деятельности имеет особенности, определяющие и содержание, и специфику его использования.

Так, у детей с нарушением слуха формирование звуковой и интонационной структуры речи базируется на развитии слухо-кине-тической связи, на основе которой построена вся фонетическая ритмика для данной категории детей. Занятия по музыкально-ритмическим движениям выделяются в самостоятельный раздел и по содержанию включают в себя различные виды деятельности, направленные не только на формирование музыкально-ритмических основ и овладение «языком движений», но и осуществляющие формирование речевой деятельности посредством использования движений.

С этой целью в занятия включаются такие разделы, как ритмическая стимуляция речи, хоровая декламация, фонетическая ритмика (система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала: фраз, слов, слогов, звуков), развитие движений под музыку и ориентировка в пространстве. Овладение музыкально-ритмическими навыками необходимо ребенку с нарушением слуха, поскольку совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны таким детям. Непринужденность, приобретаемая детьми в процессе выполнения ритмических движений телом, оказывает положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. На музыкально-ритмических занятиях с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, постоянно используются музыка, движение и устная речь, что и составляет основу коррек-ционного воздействия на такого ребенка. При обучении движениям под музыку дошкольники упражняются не только в их правильном и ритмичном исполнении, но и в эмоциональной пластической выразительности образа. У детей формируется понимание красоты движений, желание грациозно двигаться.

Для детей с нарушением зрения формирование музыкально-ритмических движений особо значимо, так как звуко-двигательная информация является для таких детей средством ориентировки в окружающем мире. Двигательный анализатор у детей с нарушением зрения позволяет точно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности. Занятия ритмикой, усвоение двигательного действия, формирования чувства ритма и имеют существенное значение в жизни детей с нарушением зрения. Музыкально-ритмиче-

114

115

екая деятельность организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальными движениями, с помощью музыкально-речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

Музыкально-ритмическая деятельность дошкольников с задержкой психического развития и с легкой степенью умственной отсталости, как и детей с нарушением зрения, обеспечивает овладение выразительным «языком движений», умение с помощью пан-томимики, жестов не только передавать музыкальный образ в танце и игре, но и использовать эти навыки в бытовом общении. В процессе движений под музыку происходит эмоционально-художественное развитие ребенка, он учится передавать различные эмоциональные состояния образов, испытывает чувство удовольствия от участия в музыкальном движении. Выполнение движений в соответствии с характером музыки и другими средствами выразительности (темпом, ритмом, динамикой, формой) способствует также развитию психических функций детей (внимания, памяти, образного мышления), формированию их произвольности при передаче образа в сюжетных музыкальных играх. Выполнение разнообразных танцевальных композиций, двигательных упражнений под музыку развивает произвольность их двигательной сферы. Дети начинают выполнять движения не только по показу, но и по словесной инструкции взрослого, а также самостоятельно.

Музыкально-ритмические движения обеспечивают формирование общей музыкальной и двигательной культуры дошкольника с проблемами.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


написать администратору сайта