Левченко И.Ю., Артпедагогика и арттерапия в специальном образова. Учебник для вузов Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М. Академия, 2011. 248 с
Скачать 1.22 Mb.
|
Игровые упражнения серии -«если бы я был режиссер» 1. «Покажи знакомую сказку» (с опорой на плоскостные модели персонажей). Цель: действовать в режиссерской игре, учить подбирать модели персонажей к сказке, создавать воображаемую ситуацию, планировать свои 229 действия «в театре на столе», последовательно передавать сюжет, интонационно передавая образы. Детям предлагается (с помощью педагога) расставить «декорации», подобрать фигурки персонажей к сказке, а затем показать ее в «театре» для детей-зрителей. 2. «Измени сказку». Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез». Ребенок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры педагог «включает» в сюжет персонаж из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: "Ой! меня укусила оса!"». Ребенку предлагается придумать, что может произойти в сказке, если Волк станет помогать Лисе, рассказать свой вариант или показать продолжение измененной им сказки. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЬЬ Для детей 6-7лет с нарушениями речи, задержкой психического развития Составитель Н. Н. Юрина Цель: способствовать овладению детьми в доступной им форме элементами техники передачи и воплощения «сценического» образа и средствами интонационно-пластической выразительности, формировать умение действовать в условной театрализованной ситуации. 1. Речевые сценические игровые упражнения Упражнение на развитие дыхания «Прокололи шину» Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух через прокол в шине со звуком «Ш». Упражнение на «освобождением голоса «Орган» Детям предварительно дается представление об органе и они знакомятся с его звучанием. Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание заканчивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей. Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается* Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу (губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (растянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается. Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка» Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звукосочетание «птки-птке-птка-птку-пткы». 230 Упражнение на автоматизацию звука («/С») и четкое его произношение в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо» Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочередно построчно произносить четверостишие в диалоге: Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! (дети) Едет по катку пикап, (педагог) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Окунька поймает кот, Ка-ка-ка! Ка-ка-ка! Дай котятам окунька, Ку-ку-ку! Ку-ку-ку! Бегут котята к окуньку. Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение» Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (обращаясь по очереди к каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении, постепенно переходя от первого к последнему слову. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим ударением выделяя это слово. Первый вариант: Педагог: «Маша, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т.д. Упражнение на интонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радость, огорчение) Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», «Щенок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью, давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния. 2. Сценическое движение Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу» Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают. Палъчиковый игротренинг «Дом на горе» Сидя за столом, дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая содержание действиями с пальцами, руками. На горе мы видим дом, (кисти сложили в «домик») 231 Много зелени кругом. (поставили локти на стол) Вот деревья, вот кусты, (пальцы растопырили как «ветки») Вот душистые цветы, (собрали пальцы, ладошки соединили в бутон и сразу «раскрыли цветок») Окружают все забор. (указательным пальцем изображаем «забор») За забором — чистый двор. (поглаживаем ладошками стол) Мы ворота открываем, (разводим ладони в стороны) К дому быстро подбегаем, (пальцы «пробегают» по столу) В дверь стучимся: (стучат кулачками по столу) «Тук-тук-тук!» Кто-то к нам идет на стук. (ладошку приставить к уху) В гости к другу мы пришли (руки вытянуть вперед) И гостинцы принесли. (навстречу друг другу) Упражнение «.Свободное движение» (ориентировка в пространстве сцены) Дети (4-5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений, предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить упражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощущениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга. 3. Ролевая гимнастика «Маски»- (с куклами би-ба-бо) Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «медведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки с текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки). 4. Итог занятия Анализ работы детей, поощрение, положительная оценка. 232 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия по изобразительной деятельности серия «Лето» Для детей 5-6лет с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением слуха Составители Т. В. Балашова, Л. М. Новикова 1. Лепка «Грибы для ежа». Цель: вызывать интерес к рисованию, развивать сюжетно-игровой замысел, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, обеспечивать коррекцию мелкой моторики руки. Оборудование, материалы: картинки грибов, глина, дощечки, корзинки. Предварительная работа. Рассматривание муляжей разных грибов, иллюстраций к сказкам, где изображен еж, несущий на себе грибы. Краткая беседа о том, кто из лесных зверей запасает на зиму грибы. Проведение занятия. Организационная часть, где педагог называет тему, показывает образец («белый гриб», «подберезовик»), рассматривает и обсуждает с детьми, из каких частей состоят грибы, какая форма у каждой части, чем грибы отличаются один от другого. Затем ставит грибы перед детьми. Во второй части занятия педагог показывает последовательность выполнения работы (деление куска на части), обращает внимание на движения рук при выполнении задания. Затем выполняет с детьми несколько упражнений «Пальчиковой гимнастики» для разогрева рук и предлагает детям лепить, в процессе работы оказывая им помощь. Выполненные работы складываются в корзиночки, стоящие на каждом детском столе. В конце занятия дети с педагогом исполняют песенку про «ежа». 2. Аппликация «Грибы в лесу» Цель: учить вырезать из бумаги овальные формы, разные по величине (грибы), составлять несложную композицию и дополнять ее деталями, осуществлять коррекцию мелкой моторики. Оборудование, материал: детские работы по лепке, бумага в четверть или половину альбомного листа, цветная бумага, формы. Предварительная работа: «печатание на песке», игры с грибками, лепка в свободное от занятий время. Проведение занятия. Педагог загадывает детям загадку про гриб. После того, как дети отгадали, показывает корзинку с грибами, которые они слепили на предыдущем занятии. Воспитатель говорит, что грибы можно вырезать и из бумаги и сделать лесную полянку, где растет много грибов. Показывает образец, объясняет последовательность работы, предлагает детям вырезать и наклеить грибы (по 2-3) и травку. По ходу работы оказывает детям помощь. Тем, кто быстро выполнил аппликацию, предлагает дополнить ее вырезанным маленьким «жучком». Свои работы дети собирают на общий стол (как будто на полянку). Педагог обсуждает с детьми, какие грибы, сделанные детьми, похожи на настоящие и почему. 233 РИТМИКА План-конспект занятия Для детей 6-7лет с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью Составитель М. Л. Афанасьева Цель: учить передавать средства музыкальной выразительности (мет-роритм, темп, форму, динамику) через движение; формировать ориентировку в пространстве, произвольную двигательную активность, необходимую для функционирования всех психических процессов; обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивать «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку. 1. Ритмическая разминка Поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на приветствие. Упражнение на организацию и концентрацию внимания («Марш», музыка Б. Годара): ходьба по кругу с остановками. 2. Ритмическая гимнастика («Марш», «Вальс», «Лендлер», «Экосез», музыка Ф. Шуберта) Упражнения на коррекцию общей моторики, регуляцию мышечных ощущений, согласование движений с музыкой: «Крепкие руки»; «Ставим точки носочком ноги на полу»; «Кто стоит сзади?» (повороты); «Поднимем камушки» (наклоны); «Мягкие прыжки». 3. Ритмический калейдоскоп Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук («Качели», музыка В. Золотарева). Упражнение на регуляцию мышечного тонуса ног («Вчера», музыка П. Маккартни). Упражнение на переключение внимания в движении: танцевальные движения, плавный хоровод со сменой направления движения и рук (русская народная мелодия» «Сударушка»). Упражнение на воображение: сюжетно-образная, музыкально-ритмическая импровизация «Бегаем по горячему песку» (швейцарская народная мелодия); «Поплаваем» (музыка В. Золотарева). 4. Ритмическое прощание Релаксация «Звенящий ручей» (аудиокассета «Наедине с природой»). Ритмическое «Эхо» (педагог прохлопывает ритмический фрагмент из материала занятия — дети отвечают хлопками, повторяя заданный ритмический рисунок). Поклон девочек, затем мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). 234 Для детей школьного возраста МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Фрагменты занятий с младшими школьниками с нарушением слуха Составитель Е. 3. Яхнина На занятиях аппараты глухих детей работают в режиме, определенном для постоянного ношения. Фрагмент 1. Цель: обучение восприятию темповых соотношений в музыке. Ученики слушают фрагмент из «Польки» (музыка М. Глинки) и «Адажио» (музыка Д. Штельбельта), видя клавиатуру фортепиано и учителя, исполняющего музыку. Педагог предлагает учащимся: «Сядьте удобно. Будем слушать музыку, слушайте быструю музыку». После прослушивания он спрашивает: «Какая музыка?». Школьники отвечают: «Быстрая музыка». Аналогично они знакомятся со звучанием медленной музыки. Затем учитель дает школьникам задание: «А теперь узнайте сами, какая музыка: быстрая или медленная». Дети слушают музыку в разном темпе — быстром и медленном — и отвечают на вопрос. Если учащиеся ошибаются, учитель предлагает им: «Проверьте себя. Придумайте движение под музыку». Ученики выполняют задание. Фрагмент 2. Цель: обучение восприятию метрических соотношений, моделирование хлопками сильной доли такта в музыке двудольного размера (музыка — русская народная мелодия «Полянка»). Учитель сообщает школьникам: «Будем хлопать только на счет "раз" (громко), на "два" (тихо) опустите руки». Дети выполняют движения три-четыре раза под счет учителя без музыки. Хлопки выполняются в умеренном темпе. Затем школьники учатся фиксировать хлопком сильную долю такта под музыку двудольного метра. ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД Для младших школьников с нарушением речи, слуха, задержкой психического развития Составитель 3. П. Панчук Тема: «Декоративно-прикладное искусство» Цель: воспитывать у учащихся любовь к народным мастерам, познакомить с различными видами народно-прикладного искусства, расширять представления школьников о художественных особенностях каждого из них, учить сравнивать, вербально обозначать различие в элементах каждой техники изображения. 235 Материал. Набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецская роспись, вологодские кружева). Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов, обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они изготавливаются, обращает внимание на узор, его детали. Сравнивает с детьми разные узоры. Во второй части занятия, учащимся предлагаются различные элементы узоров (хохломы, гжели), а также вырезанные из картона и нерасписанные изделия (вазу, солонку, чашку, салфетницу, миску, чайник, блюдце, тарелку). Учащиеся подбирают к ним узоры, комбинируют детали, подбирают краски. Тема: «Хохломскаяроспись посуды». Занятие «Травный узор». Цель: учить раскрашивать деревянную чашку «травным орнаментом» с использованием ранее изученных элементов, учить контролировать свои мышечные ощущения руки при работе с кистью. В первой части занятия педагог показывает учащимся чашку, расписанную травным узором, обращает внимание на его элементы. Затем напоминает приемы изображения элементов узора «Травка», демонстрируя их на большом листе. Во второй части занятия детям предлагаются полоски бумаги, где они пробуют изобразить ранее выученные элементы орнамента: «травинка», «капелька», «усики», «завиток», «кустики». После чего дети самостоятельно раскрашивают деревянную чашку травным орнаментом. РИТМИКА Для младших школьников с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью Составитель М. Л. Афанасьева Цель: овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, динамику, темп, форму музыкального произведения); формировать пространственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические возможности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осознания телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать условия для коррекции коммуникативной сферы. 1. Ритмическая разминка Ритмическое приветствие: поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка А. Дворжака). «Ритмическое эхо» (прохлопывание ритмического рисунка педагогом и повторение детей движениями ног на месте). 2. Ритмическая гимнастика Упражнение «Мягкие руки» («Вальс», музыка В. Ребикова). При повторении дети выполняют его с закрытыми глазами, концентрируя внимание не только на музыке, но и на мышечных ощущениях. Упражнение для ног «Скользящее движение» («Танец на площади», музыка В. Ребикова). Энергичные прыжки и ходьба («Мячики», музыка Шитте). 3. Ритмический калейдоскоп Упражнение на воображение («Бабочки», музыка В. Золотарева). 236 Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложенные ритмические фрагменты на ударных музыкальных инструментах, в ходьбе, хлопках. Упражнение на концентрацию внимания «Канон», передача его движениями (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»). Современные танцевальные ритмы, ритмический контрапункт («Регтайм», музыка Джоплин). 4. Ритмическое прощание Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета серии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (ноги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают. Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). План-конспект «театральная азбука»- Для младших школьников с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью Составитель Н. Н. Юрина Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству; обеспечивать процесс самопознания ребенка, раскрытие его творческих возможностей; формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в речи, в движении при создании образа; учить действовать в условной театрализованной обстановке; овладевать навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности. |