Главная страница
Навигация по странице:

  • Размещение заголовков и обращений

  • Взаиморасположение подписи и даты

  • Наличие и расположение полей

  • Форма линии левого поля

  • Наличие, количество и размер красной строки

  • Размещение линии письма относительно бланковой строки

  • Направление линии письма в строке

  • Форма линии письма в строке

  • Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом

  • Положение знаков препинания относительно линии письма

  • Положение знаков переноса

  • ВСЕ. Учебник для вузов Глава 16. Судебное почерковедение Общие положения


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Глава 16. Судебное почерковедение Общие положения
    Дата19.04.2021
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВСЕ.docx
    ТипУчебник
    #196333
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Подписьособый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение.

    Индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реализуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.

    Подписи классифицируются в зависимости от: а) принадлежности лицу — от имени существующего лица, от имени вымышленного лица;

    б) удостоверительного значения — подлинные, неподлинные; в) условий выполнения — в естественных условиях, намеренно или ненамеренно измененных.

    Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит только из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и безбуквенных элементов (рис. 7). Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные; усложненные — при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключительной части подписи — росчерк. Наибольшую сложность в исследовании представляют безбуквенные подписи. Однако при глубоком их исследовании можно выявить мелкие особенности (например, своеобразное свойство движений), являющиеся дополнительными идентификационными признаками.

    К графическим признакам подписи относятся:

    1) росчерк — направление заключительного штриха;

    2) соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;

    3) гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;

    4) положение подписи относительно текста документа и линовки на бумаге (топографический признак).

    Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.

    Видами автоподлога являются: 1) искажение признаков подписного почерка; 2) обводка подписи карандашом или чернилами; 3) выработка нового варианта подписи.

    В следственной и оперативной практике нередко возникает задача розыска преступника по письму. Эта работа проводится в три этапа.

    На первом необходимо попытаться обнаружить на документе следы пальцев рук путем обработки бумаги порошком железа, раствором нингидрина в ацетоне. Далее — изучить бумагу, чернила (пасту) или графит, которыми исполнен текст. Заканчивается первый этап анализом содержания документа, уяснением фактических данных, которыми располагает пишущий и которые, в известной степени, помогают определить круг подозреваемых лиц.

    Второй этап — составление розыскной таблицы. На этом этапе анализируются признаки письменной речи, в розыскной таблице дается их краткая характеристика. Затем анализируются общие и частные признаки почерка, которые также фиксируются в таблице (рис. 8).

    Эта работа, как правило, выполняется экспертом-почерковедом. Третий, самый ответственный этап — проверка почерков. Предварительно определяется круг лиц, которыми мог быть выполнен исследуемый документ, затем — собственно розыск исполнителя рукописи по письму. Для этого признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка проверяемых рукописей сравниваются с аналогичными признаками, зафиксированными в розыскной таблице. В тех случаях, когда большинство признаков почерка не совпадает с указанными в таблице, проверяемая рукопись исключается из дальнейшего сравнения. Работая таким образом (по методу исключения), следователь, оперативный работник может проверить значительный массив документов, отобрать для экспертного исследования рукописи с наиболее близкими характеристиками.


    Рис. 8. Розыскная таблица.

    Криминалистическое исследование почерка

    Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

    В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

    а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

    б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

    Свойства почерка

    К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно- криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка — это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

    Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

    а) анатомические особенности пишущего — строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

    б) психофизиологические особенности — восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

    К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16—17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

    Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

    На изменение почерка влияют следующие факторы:

    • естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

    • искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица;

    • патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

    • вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

    Избирательная изменчивость— это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

    Судебное почерковедение

    Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

    • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;

    • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

    История судебного почерковедения

    В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.

    Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого

    исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.

    Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

    Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

    История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно- почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

    Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

    Методы почерковедения

    • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение,

    измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.

    • Частнонаучные методы — методы физиологии, психологии, физики,

    математики и других наук.

    • Специальные методы — графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА), качественно- описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).



    Система почерковедения

    • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.

    • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.

    Классификация объектов исследования почерка

    — по составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

    — по объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4—10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1—7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

    — по условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

    Общие признаки почерка

    Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно- двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

    Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

    Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

    Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

    • заголовков и обращений:

    Размещение заголовков и обращений

    В начале текста

    На вышележащей строке

    На расстоянии от текста







    В центре листа бумаги

    В левом углу листа бумаги

    В правом углу листа бумаги







    • даты:

    Размещение даты

    Над текстом

    Под текстом

    На вышележащей строке

    На нижележащей строке









    На некотором расстоянии от текста

    В центре

    В левом углу

    В правом углу









    • подписи:

    Размещение подписи

    На нижележащей строке

    На некотором расстоянии от текста

    В центре

    В левом углу









    В правом углу

    Параллельно горизонтальному срезу

    В поднимающемся положении

    В опускающемся положении









    • взаиморасположению подписи и даты:

    Взаиморасположение подписи и даты

    Выше

    Ниже

    Слева







    Справа

    На одном уровне

    Непосредственно под датой



    Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

    Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.



    Наличие и расположение полей

    Левое

    Правое

    Левое и правое










    Форма полей

    Прямоугольная

    Трапецивидная (левонаклонная)

    Трапецивидная (правонаклонная)







    Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой — свыше 3 см, средний — от 1 до 3 см, малый — до 1 см.

    Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

    Форма линии левого поля

    Прямолинейная

    Дугообразная

    Ломаная (ступенчатая)

    Извилистая









    Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

    Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

    Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.



    Наличие, количество и размер красной строки

    Большой (более 3 см)

    Средний (от 2 до 3 см)

    Малый (не более 2 см)

    Смешанный











    Размер интервалов между строками

    Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

    Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой — более двойной высоты строчной буквы; средний — равен двойной высоте буквы; малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.

    Размер интервалов между словами

    Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой — более ширины двух букв; средний — равен ширине одной-двух букв; малый — менее ширины одной буквы; смешанный.

    Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

    Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.



    Размещение линии письма относительно бланковой строки

    Над строкой

    Под строкой

    Совмещено со строкой

    Смешанное











    Направление линии письма в строке

    Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

    Направление линии письма в строке

    Горизонталь ное

    Поднимаю щееся

    Опускающе еся

    Смешанное

    С загибающими ся вниз строками













    Форма линии письма в строке

    Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).



    Форма линии письма в строке

    Прямолинейная

    Дуговая выгнутая

    Дуговая вогнутая







    Извилистая

    Ступенчатая

    Смешанная









    Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

    Размер интервалов может быть: большой — больше двухэлементной буквы; средний — равен ширине буквы; малый — меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.



    Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом

    Большой

    Средний

    Малый

    Смешанный












    Положение знаков препинания относительно линии письма

    На линии письма

    Выше линии письма

    Ниже линии письма

    Смешанный











    Положение знаков переноса

    Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

    Положение знаков переноса

    На линии строки

    Выше линии строки

    Ниже линии строки

    Параллельно линии строки



    Опускающееся

    Поднимающееся

    Смешанное



    Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

    Выработанность почерка

    Выработанность почерка — это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными — ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

    • Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

    а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;



    б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

    • Средневыработанный почерк — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.





    • Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой (Рис. 4).

    Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

    Темп движений при письме

    Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть — замедленным, ускоренным и неравномерным.

    Координация движений

    Координация движений — это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:



    а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

    б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

    Строение почерка

    Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно- двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

    Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

    Преобладающая форма движений.

    Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломанной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

    Преобладающее направление движений

    Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

    Наклон

    Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.



    Наклон

    Отсутствие наклона



    Правый



    Левый



    Смешанный



    Размер почерка

    Размер почерка — протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой — более 4 мм; средний — от 2 до 4 мм; малый — до 2 мм; смешанный.

    Разгон почерка

    Разгон почерка — это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

    При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.

    Степень связности

    Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах; большая— когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать — все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно

    отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

    Степень и характер нажима

    Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

    Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

    Частные признаки почерка

    Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

    Сложность движений (строение) при выполнении букв

    Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

    Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.



    Нажим

    Слабый

    Средний

    Сильный

    Смешанный













    Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

    Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

    Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

    Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

    В заключении эксперта исследователь обязан не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков. Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т.д.



    Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов

    Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учетом формы движений при выполнении определенных элементов.



    Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов

    Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов. Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка... протяженности движений при выполнении:

    а) по вертикали буквы “з” — больше других букв, буквы “о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы “д” — в 2 раза больше строчного элемента;

    б) по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы “т” — в 2 раза меньше ширины буквы...» и т.д.



    Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов

    В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный и интервальный.

    Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов

    Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.

    Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках

    Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.

    Относительное размещение движений

    Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта