|
ВСЕ. Учебник для вузов Глава 16. Судебное почерковедение Общие положения
5.3. Основная (базовая) система признаков почерка
| Общие признаки почерка - это свойства почерка, проявляющиеся в рукописи независимо от ее буквенного или иного состава и характеризующие ее исполнение в целом. В зависимости от отображаемых ими свойств письменно-двигательного навыка общие признаки делятся на три группы.
Первая из них - признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка. Под ними подразумеваются степень выработанности, координация
| движений, темп письма, степень совершенства системы движений, а также строение почерка по степени сложности.
Вторая группа включает в себя признаки, отражающие структурные характеристики траектории движений. Это - преобладающие форма, направление и протяженность движений (высота букв,
| разгон, расстановка и наклон), степень связности (непрерывности) движений, степень и характер нажима.
Третья группа - признаки, отражающие пространственную ориентацию (относительное размещение) фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются. При этом имеются в виду специфические особенности размещения самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, резолюций, подписей) в пределах листа бумаги; расположение текста относительно срезов листа бумаги - поля: их наличие, отсутствие, локализация, размер и конфигурация линии полей; размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала других строк и предшествующей строки (размер красной строки и интервалов между абзацами). К признакам этой группы относятся и такие, как размер между строками, размещение линии письма относительно бланковой строки, направление линии письма в строке (положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги), форма линии письма в строке, размер интервалов между словами, размещение знаков препинания
| относительно предшествующего слова, линии письма или бланковой строки.
I. Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка
Выработанность почерка - уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность - это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом.
Выработанность - интегративный признак. Его основными показателями служат координация, темп движений, дополнительными - ритмическая структура нажима, строение, степень совершенства системы движений.
Выработанность по степени дифференцируется на 3 основные группы: высокая, средняя, низкая (малая) и две промежуточные группы - выше средней и ниже средней.
Высоковыработанный почерк - это сформировавшийся почерк, характеризующийся высокой координацией движений 1-й группы и относительно быстрым темпом письма, что свойственно высокоавтоматизированному письменно-двигательному процессу. Координация движений 2-й группы может быть как высокой, так и недостаточной. Дополнительными показателями высокой
| степени выработанности служат: дифференцированный ритмичный нажим, отчетливая выраженность групповой принадлежности по строению почерка и степени совершенства системы движения:
| Средневыработанный почерк - это почерк, не вполне сформировавшийся, отражающий промежуточную, незавершенную стадию практического освоения связного и быстрого письма. Характеризуется в основном высокой координацией движений 1-й группы и недостаточной 2-й, средним темпом письма. Нажим может быть как отчетливо, так и слабо дифференцированным Строение чаще простое либо с элементами упрощения:
|
Маловыработанный почерк (почерк низкой степени выработанности) - это почерк, отражающий начальную стадию освоения навыка письма, когда письменно-двигательный процесс еще не автоматизирован. Характеризуется низкой координацией движений 1-й группы, медленным темпом, простым или с элементами упрощения строением букв.
| Маловыработанные почерки делятся на школьные (ученические) и практические. Для первых возможно слабое проявление низкой координации движений 1-й группы и высокой координации движений 2-й группы, строение при этом приближается к прописям, нажим часто отчетливо дифференцированный. Для вторых характерна низкая координация движений 1-й группы и недостаточная 2-й группы, строение - простое с элементами упрощения, нажим слабо дифференцированный либо недифференцированный вообще:
| Принадлежность к промежуточным группам определяется на основе экспертного опыта.
Степень выработанности имеет как идентификационное, так и диагностическое значение. Различие в степени выработанности, при котором она выше в исследуемой рукописи, чем в образцах, позволяет исключить лицо из числа исполнителей такой рукописи. Под влиянием на процесс письма необычных условий степень выработанности имеет тенденцию к снижению, что важно при решении диагностических задач.
Координату движений при письме - признак, отражающий точность (согласованность) движений, реализующих письменно-двигательный процесс в единую систему. Согласование движений, организация их в единую композицию тесно связана с автоматизацией движений в процессе обучения письму и его практической реализацией.
Координация движений (КД) рассматривается применительно к двум группам движений: а) КД 1 группы - точность в соблюдении параметров мелких движений (пальцев и кисти руки) в
| пределах выполнения букв и их элементов;
б) КД 2 группы - точность в соблюдении параметров крупных движений (кисти и предплечья):, направления, протяженности, размещения и других при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.
Неточность КД 1-й группы выражается в следующих признаках: извилистости, изломах прямых и
| дуговых элементов, углова-тости овалов и полуовальных элементов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных (неточных) началах и окончаниях штрихов:
|
Признаки неточности движений 2-й группы сводятся к неравномерности таких параметров движений, как протяженность, направление, размещение в пределах всей рукописи:
Координация движений 1-й группы отражает уровень сформированности письменно- двигательного ФДК и, как мы видели, очень существенна для дифференциации высокой, средней степени выработанности, с одной стороны, и низкой - с другой. Основным показателем высокой координации движений 1-й группы будет ровность штрихов рукописи, выполняемых сгибательными, разгибательными, приводящими и отводящими движениями, и плавные переключения в нижних или верхних экстремальных участках.
Этот уровень не достигается при несформировавшихся почерках, относящихся к группе маловыработанных. В соответствующих рукописях штрихи не имеют гладкости, ровности, в них присутствуют вышеперечисленные признаки низкой координации движений 1-й группы.
В рукописи, выполненной маловыработанным почерком, признаки низкой координации движений 1-й группы бывают отчетливо выраженными. Причем в рукописях, выполненных маловыработанным школьным почерком, в большей мере угловатость и извилистость проявляются в элементах и штрихах, выполненных разгибательными движениями, практическим - во всех звеньях.
| Отдельные проявления низкой координации движений 1-й группы могут быть и при высоко- и средневыработанном почерке, причем их происхождение бывает различным, в том числе связанным с влиянием как временно, так и постоянно воздействующих «сбивающих» факторов.
Различают также достаточную и недостаточную координацию движений 2-й группы. Для достаточной координации движений 2-й группы характерны равномерные: размер, разгон, наклон, размещение букв и их элементов по вертикали. Однако в процессе формирования почерка далеко не всегда точность и размерность достигаются. В результате закрепляется и автоматизируется недостаточная координация крупных движений, которая проявляется в виде неравномерности размера, разгона, наклона, размещения по вертикали букв и их элементов.
В связи с тем, что координация движений 2-й группы отражает, скорее, не степень, а качество сформированности ФДК навыков, она менее симптоматична для определения степени выработанности. Недостаточная координация движений 2-й группы довольно строго сопутствует только маловыработанному практическому почерку. Во всех остальных случаях почерку может
| быть присуща как достаточная, так и недостаточная координация движений 2-й группы.
Координация движений - признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных условиях письма. Она прежде всего нарушается при изменении внешней обстановки письма. Особенно отчетливы нарушения согласованности движений при изменении позы и состояния пишущего, а также при некоторых способах намеренной маскировки почерка
| посредством изменения механизма письма (например, перемена пишущей руки).
В случаях, когда снижение координации движений становится не единовременным, а стойким, например при нервных заболеваниях, характер и степень снижения координации приобретают большую идентификационную, ценность, чем обычно.
|
Темп выполнения рукописи - признак почерка, отражающий скорость движений при ее написании. Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно различается в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанности. Даже в преде-лах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естественно, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кроме того, даже находясь на одной стадии обучения письму, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.
Привычный темп тесно связан с выработанностью почерка и его строением. Очень условно его можно разделить на быстрый, средний и медленный. В целом, естественно, высоковыработан- ному почерку сопутствуют быстрый и средний темп, средневы-работанному - средний и медленный, маловыработанному - медленный. Однако в пределах одной группы почерков по
| степени выработанности и в почерке одного лица темп может сильно варьироваться.
Основными показателями темпа выполнения рукописи являются степень непрерывности движений при выполнении письменных знаков и их сочетаний, структура начальных и заключительных штрихов, дифференцированность нажима. Опосредованным показателем темпа является строение письменных знаков и почерка в целом.
Для быстрого темпа характерна большая связность, постепенное увеличение ширины начальных и уменьшение заключительных штрихов, дифференцированный нажим, наличие упрощений.
Средний темп характеризуется средней и малой связностью, постепенным увеличением ширины начальных и уменьшением заключительных штрихов, дифференцированным нажимом, простым строением с наличием упрощений и усложнений.
Медленному темпу свойственна малая связность и отрывистое выполнение букв и их элементов, тупые начала и окончания штрихов, недифференцированный нажим, усложненное либо простое строение с наличием упрощений и усложнений.
В пределах группы высоковыработанных почерков темп существенно зависит от строения почерка. В этой группе, характеризующейся относительно быстрым темпом, самого короткого времени требуют упрощенные, самого продолжительного - усложненные, а среднее положение
| займут простые почерки.
Почти у каждого пишущего, в особенности обладающего вы-соковыработанным почерком, варьируется привычный темп. Выделяют 3 варианта привычного темпа: обычный, ускоренный, замедленный.
Темп может изменяться при влиянии на процесс письма необычных условий. Если потребности пишущего в ускорении и замедлении темпа выходят за пределы привычных вариантов, то необычный темп становится сбивающим фактором и вызывает изменения других признаков почерка. Измененный темп бывает 2-х видов: резко замедленный и быстрый, т.е. превышающий пределы, ограниченные соответствующими привычными вариан-[ами.
Замедление темпа определяется по наличию в рукописи при-жаков неравномерного - медленного и быстрого темпа. Обычно в качестве признаков замедленности наблюдаются:
| отрывистое выполнение букв и их элементов; наличие тупых начал и окончаний штрихов; утолщение в штрихах как следствие необоснованных остановок пишущего прибора; сильный, недифференцированный, неравномерный нажим.
Все это встречается в сочетании с фрагментами, содержащими признаки более быстрого темпа,
| упрощенным строением букв и их элементов.
Быстрый, т.е. непривычно ускоренный темп выражается в признаках, свидетельствующих о превышении возможностей лица писать в ускоренном привычном варианте. Такой темп выражается в признаках:
| резкое упрощение письменных знаков; сокращение, недописывание слов; пропуски букв, слов; большая связность, доходящая до сплошной.
Непривычному темпу обычно сопутствует снижение координации движений. Причем резко замедленный темп чаще сопровождает снижение координации движений 1-й группы, быстрый - снижение координации движений 2-й группы.
Степень совершенства системы движений - признак, отражающий рациональность двигательных реакций в высоковырабо-танном почерке. Показателями степени совершенства системы движений являются: темп, связность, преобладающая форма движений при соединении элементов, равномерность (неравномерность) наклона, относительной протяженности по вертикали (размера) и по горизонтали (разгона), цикличность, равномерность (неравномерность)
| размещения текста относительно линии строки, интервалов между строками, конфигурация полей. Степень совершенства может быть определена количественно по значимостям проявлений перечисленных информативных показателей.
В зависимости от них различают:
а) почерки с совершенной системой движений, для которых характерны: быстрый равномерный темп, большая связность, петлевая преобладающая форма движений при соединении элементов, равномерные наклон, размер, разгон, цикличность (при петлевом конфигурационном фоне), равномерные проявления указанных выше признаков размещения:
б) почерки с несовершенной системой движений, которым свойственны: неравномерный темп, малая или неравномерная связность, угловатая преобладающая форма движений при соединении
| письменных знаков и их элементов, неравномерные наклон, размер, разгон, малая или неравномерная цикличность (при прямолинейно-угловатом фоне) или ее отсутствие, неравномерность показателей размещения (всех или большинства):
Строение почерка - признак, отражающий степень сложности ФДК, зависящую от определяющей тенденции (своего рода установки) в формировании почерка: писать в соответствии с прописями либо своеобразно стройно, но с дополнениями (украшениями), либо быстро, игнорируя внешнюю, конфигурационную сторону письма. Эта тенденция отчетливо прослеживается в высоко-ныработанных почерках, которые, в зависимости от строения, делятся на 3 большие основные группы: простые (прописные), упрощенные и усложненные, а также соответствующие
| промежу-точные.
Почерки простого строения в наибольшей мере отвечают зрительному образу и системе движений, предусмотренной стандартными прописями - эталоном при обучении письму. Эти почерки отражают наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи. Поэтому процесс письма у лиц,
| имеющих простой почерк, обычно характеризуется быстрым |емпом, высокой координацией движений 1-й группы и доста-iочной координацией движений 2-й группы:
Почерки упрощенного строения существенно отклоняются от предшествующей группы в направлении большей простоты движений. Упрощенные почерки формируются при установке на быстрое письмо, на скорое получение рукописного результата. Поэтому для обладателей такого почерка характерен быстрый темп письма, который достигается за счет отказа от пространственной точности движений, упрощения письменных знаков, выраженности циклического фона. Формируется недостаточная координация движений 2-й группы (неравномерность протяженности, направления, ориентации движений). При выполнении рукописи в целом и отдельных букв проявляются следующие признаки упрощения:
выпрямление траектории движений как выражение тенденции к ее сокращению, к поиску пути по наикратчайшей прямой (уменьшается кривизна звеньев, дуги становятся выпрямленными или переходят в прямые, утрачиваются некоторые экстремальные участки); утрата элементов письменных знаков и их частей, совмещение элементов, сокращение количества движений, иногда - непрерывность движений:
Усложненный почерк формируется при установке на оригинальность, стройность и часто четкость с меньшим учетом временного фактора. Поэтому для лиц, пишущих усложненным почерком, характерен менее быстрый темп письма, чем у лиц с почерком простого строения. Отсюда усложненным почеркам нередко сопутствует малая связность или отрывистое выполнение букв, а иногда и их элементов. Координация движений обычно высокая. Для усложненного строения свойственно появление большого числа криволинейных и разнонаправленных движений (искривлений, изломов), повторений движений, увеличение протяженности отдельных звеньев и вообще количества движений как результат тенденции пишущего к своеобразию и
| украшательству:
| Принадлежность почерка к определенной группе по строению определяется по большинству букв соответствующего строения. Среди почерков лиц, пишущих на русском языке, наиболее распространены простые, за ними следуют упрощенные, а самыми редкими являются почерки усложненного строения.
II Частно-системные общие признаки, отражающие структуру движении
Преобладающая форма движении - это конфигурационный структурно-геометрический признак. Он рассматривается дифференцированно относительно основных сгибательных движений и нижних экстремальных участков, с одной стороны, и соединений, г с. верхних экстремальных участков, с другой. В первом случае различают прямолинейно-дуговую, дуговую, угловатую, извилистую, во втором - возвратно-прямолинейную, или возвратно-дуговую, петлевую, угловатую преобладающую форму движений. Преобладающий характер проявления определенной формы движений не будет выражен в том случае, если в рукописи проявляются
| примерно в равном объеме разные формы движений или соединений. В этих случаях форма движений характеризуется как смешанная, но преобладающей не является.
Наиболее распространенной преобладающей формой движений при выполнении букв и их элементов является прямолинейно-дуговая, а соединений - петлевая. Редко встречается извилистая форма движений, сопутствующая обычно усложненному строению почерка.
| а) прямолинейно-дуговая;
| б) угловатая;
в) петлевая.
|
Признак может варьироваться, но относительно устойчив при изменении внешних условий письма, а также при изменении темпа. Вместе с тем, может резко трансформироваться при намеренном искажении почерка.
Преобладающее направление движении при выполнении дуговых элементов букв - двигательно- ориентационный общий признак. Имеет два проявления: левоокружное - наиболее распространенное, и правоокружное. При примерно одинаковом соотношении в одной рукописи разных проявлений признак не имеет преобладающего характера, а отражает смешанное направление как общий признак.
Преобладающее направление движений при выполнении основных элементов букв, выполненных сгибательными движениями - наклон - общий двигательно-орентационный признак. Виды наклона следующие: значительно правый (косой), правый (средний), незначительно правый, вертикальный (без наклона), незначительно левый, левый (средний), значительно левый.
| Наиболее часто встречается правый средний, реже - незначительно правый и вертикальный, еще реже - остальные:
а) правый;
б) вертикальный;
в) левый. Преобладающая протяженность движений (высота или размер букв, разгон, расстановка)
| образует группу метрических признаков. Отдельно характеризуется преобладающая протяженность движений, которыми выполняются основные элементы букв и движений, которыми выполняются соединительные элементы. В первом случае говорят о протяженности движений по вертикали, которая выражается в высоте букв, во втором - о протяженности по
| горизонтали, выражающейся в их ширине и интервалах между ними. Соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали составляет содержание разгона почерка.
Рассматриваемая группа признаков имеет определенные количественные характеристики. В зависимости от них по размеру почерки делятся на:
большие (или крупные) - при высоте букв 4 мм и более; средние - при высоте букв от 2 до 4 мм; малые (или мелкие) - при высоте букв 2 мм и менее.
Наиболее распространенными являются средние, реже встречаются крупные и мелкие. Разгон определяется как отношение ширины букв и расстояний между буквами к их высоте.
| Ширина букв определяется по буквам, имеющим два основных элемента. Количественные показатели разгона следующие:
| - большой разгон - размер интервалов между основными элементами букв (ширина) и буквами равен высоте букв или более нее; - средний — размер указанных интервалов колеблется от 1/2 высоты до высоты букв; - малый - равен 1/2 высоты и менее нее:
Наиболее распространен средний разгон, затем по частоте встречаемости следует большой и далее малый:
а) большой разгон;
| б) средний разгон;
| в) малый разгон.
Необходимость в характеристике расстановки букв возникает в тех редких случаях, когда она не поглощается разгоном. Это бывает при отчетливо различных ширине букв и расстоянии между ними. Например, буквы имеют большую ширину, но интервалы между ними малые.
Количественные показатели расстановки такие:
широкая - размер интервалов между буквами более ширины букв; узкая - размер интервалов между буквами менее 1/2 ширины букв:
При изменении внешних условий, а также состояния исполнителя метрические признаки могут увеличиваться и уменьшаться, причем при ускорении темпа чаще высота букв увеличивается, а
| разгон увеличивается всегда. Изменение протяженности, в особенности высоты, может быть способом маскировки почерка, а также сопутствовать изменению его другими способами.
Связность характеризует степень непрерывности движений пишущего. Дифференциация проявлений связности основана на следующих количественных показателях:
| сплошная связность - при непрерывном выполнении всех букв в словах, независимо от их протяженности; большая связность - при непрерывном выполнении шести и более букв в большинстве слов; средняя - при непрерывном соединении 4-5 букв в большинстве слов; малая - при непрерывном соединении 2-3 букв в большинстве слов; отрывистое выполнение букв - буквы вообще не соединены, причем иногда элементы в
буквах могут выполняться отдельными движениями.
Связность - вариационный признак; изменяется неодинаково в зависимости от причины, влияющей на почерк: при изменении внешних условий, позы - увеличивается, материала письма -уменьшается. В случае письма в необычном состоянии, например в состоянии опьянения средней степени, - увеличивается, в тяжелой - уменьшается, что вызвано общим распадом управления движениями. При установке на медленное старательное письмо -уменьшается; на
| быстрое - увеличивается. Маскировка почерка, как правило, сопровождается уменьшением связности.
Нажим - динамический признак, который отражает степень и характер (локализацию) усилий, реализуемых в вертикальной плоскости при письме. Он опосредованно проявляется в ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по 3 параметрам: степени (силе), дифференцированноеTM и стандартности.
Степень нажима - усредненная характеристика, отражающая силу давления пишущего прибора на бумагу. Различается в соответствии с трехчленной градацией: сильный, средний и слабый. При визуальной оценке при слабом нажиме наблюдается общая малая интенсивность красителя во всех штрихах по контуру текста или подписи, независимо от биомеханического типа движения. В остальных случаях степень нажима определяется визуально.
Дифференцированность нажима - это характеристика наличия или отсутствия различия между
| степенью усилий, затрачиваемых на выполнение разных по биомеханическим характеристикам движений (в основном сгибательных и разгибательных). Деление двучленное: нажим различается как дифференцированный и недифференцированный. В первом случае ширина штриха или плотность красителя будет при выполнении определенных движений больше, других - меньше, во втором - они будут одинаковыми.
Дифференцированный нажим, в свою очередь, рассматривается с точки зрения стандартности и различается как стандартный и нестандартный. Стандартный нажим характеризуется большими
| усилиями при выполнении сгибательных движений и меньшими при выполнении разгибательных. Для нестандартного нажима характерна противоположная картина. Недифференцированный нажим всегда нестандартен.
| Наиболее распространенным является стандартный нажим, отражающий естественное распределение усилий, при котором сгибательные движения имеют больший нажим, чем разгибательные.
Проявления степени (или силы) нажима могут резко варьироваться в зависимости от подложки, имея тенденцию к уменьшению при более твердой подложке, например при уменьшении количества листов подложки. При письме без подложки сила нажима проявляется, как правило, слабо. Однако другие проявления нажима могут сохраниться, в этом случае они имеют идентификационное значение. Поскольку нажим подвержен влиянию различных необычных условий, его проявления существенны для решения диагностических задач. Так, например, сильный недифференцированный, неравномерный нажим часто является следствием воздействия на процесс письма сильных «сбивающих» факторов, а слабый недифференцированный, равномерный нажим в определенных случаях может быть связан с письмом без подложки, на твердой гладкой поверхности.
| III. Пространствепно-ориентационные (топографические) общие признаки.
Эта группа признаков отражает свойства глазомерной ориентации пишущего
Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги. Рассматривается относительно срезов листа бумаги, на котором выполняется рукопись, и основного текста.
Если текст выполняется на бланке, изучается размещение фрагментов относительно граф бланка. Примерные варианты:
| • ближе к левой границе графы; • посередине; • ближе к правой границе графы;
Размещение текста относительно срезов листа бумаги, поля: их наличие или отсутствие, локализация, размер и конфигурация линии полей.
Поля — отступы от срезов листа бумаги могут проявиться и могут отсутствовать. В случае их наличия они характеризуются по локализации: горизонтальные - верхние, нижние, вертикальные
| - правые, левые. Наиболее распространены левые поля.
Размеры полей определяются расстоянием, на котором размещаются: начальные или заключительные движения в строках относительно левого или правого срезов листа бумаги, первая и последняя строки относительно верхнего и нижнего срезов. Различают следующие размеры полей: большой - свыше 3 см., средний -от 1 до 3 см., малый - до 1 см.
Конфигурация линии поля определяется размещением начальных или заключительных движений в каждой строке относительно предыдущей строки. По конфигурации линии вертикальных полей различаются следующие:
|
прямолинейная, которая относительно нижнего среза листа бумаги; характеризуется как вертикальная, право- или левонак-лонная; дуговая, которая может быть выпуклой или вогнутой;
| • ломаная или извилистая.
|
а) прямолинейная правонаклонная;
б) дуговая вогнутая.
Размещение начала первой строки относительно начала последующих строк и предшествующей строки, абзацы: их наличие или отсутствие, размер «красной» строки или интервалов между абзацами.
Абзацы выделяются либо красной строкой - отступом от левого поля либо интервалами между ними. Размер красной строки может быть: большим - более 3 см., средним - от 1 до 3 см., малым - менее 1 см. Если абзацы выделяются увеличенным интервалом, отмечается его наличие.
Размеры интервалов между строками (характеризуется при условии, что текст выполнен на нелинованной бумаге). Размеры интервалов могут быть:
большие - больше двойной высоты букв; средние - равные двойной высоте букв; малые - меньше двойной высоты букв;
Размер интервалов между словами. Определяется относительно ширины букв. Возможные
| варианты:
| большой - превышает ширину двух строчных двухэлементных букв (типа «а», «и»); средний - равен ширине двух букв; малый - меньше ширины двух букв.
Размещение линии письма относительно бланковой строки (типографской или иной линовки). Возможные варианты: на строке, выше строки и ниже строки.
Направление линии письма в строке - положение строк относительно горизонтального, обычно нижнею, среза листа бумаги.
По направлению линия письма различается следующим образом: горизонтальная,
| поднимающаяся, опускающаяся, смешанная.
Форма линии письма в строке. Имеет следующие конкретные выражения: прямолинейная, выпуклая, вогнутая, извилистая, ступенчатая:
|
Размещение знаков препинания относительно предшествующего и последующего слова (по горизонтали), линии письма или бланковой строки (по вертикали).
| Размещение по горизонтали различается: ближе к предшествующему слову, посередине, ближе к последующему слову. По вертикали варианты размещения следующие: выше линии письма (или бланковой строки), на линии письма (или бланковой строке), ниже линии письма (или бланковой строки).
Особенные признаки - это в основном структурно-геометрические частные признаки, отличающиеся от последних тем, что проявляются не в одноименных буквах, а в группе разноименных букв, имеющих определенную общность строения в конкретном почерке. Например, размещение точки начала при выполнении букв, имеющих овальные элементы: «а», «о», «ю». «ф», форма и направление движений при выполнении надстрочных элементов «б», «й», подстрочных элементов «д», «у» и т.д. Эти признаки имеют важное идентификационное значение.
Частные признаки.
Строение букв - наиболее интегративный признак из числа частных. Рассматривается с точки зрения степени сложности движений и конструкции в целом. По степени сложности движений строение букв различается как простое, упрощенное и усложненное. Определяется по тем же критериям, что и при характеристике по строению почерка (общего признака). По конструкции буквы рассматриваются с учетом других частных признаков при условии, что их различие относится к зрительно-двигательному образу буквы в целом. Например, размещение основных
| элементов: под, над строкой, количества движений, формы траектории и т п.:
а) простое; б) упрощенное;
| в) усложненное.
Близко к строению примыкает группа рассматриваемых ниже признаков, условно названных топологическими: вид соединения, количество и последовательность движений.
Вид соединения движений при выполнении букв и их элементов характеризует наличие или
| отсутствие разрывов и различается как слитный или интервальный, в том числе примыкающий:
|
а) слитный; б) интервальный.
| Количество движений при выполнении букв или их элементов определяется относительно числа движений, предусмотренных прописной (эталонной) конструкцией букв. Чаще всего характе
ризует наличие или отсутствие дополнительных начальных, заключительных, надстрочных и подстрочных штрихов в буквах*
а) с дополнительным штрихом; б) без заключительного штриха; в) с предварительным надстрочным штрихом.
Последовательность движений при выполнении элементов букв - признак, характеризующий
| отступления от последовательности выполнения элементов в букве, предусмотренной прописями:
Форма движений - признак, относящийся к группе конфигурационных и характеризует выполнение и соединение букв и элементов. Рассматривается следующим образом:
при выполнении букв и их элементов - прямолинейная, угловатая (а), дуговая (б), треугольная (в), петлевая (г), извилистая (д), овальная, круговая;
при соединении букв и их элементов — возвратно-прямолинейная (е), угловатая (ж), петлевая (з), дуговая, возвратно-дуговая, возвратная, переходящая в угловатую, угловатая, переходящая в возвратную: а)возвратно-прямолинейная; б) угловатая; в) петлевая;
| г) петлевая.
| а) угловатая; б) дуговая; в) треугольная; г) извилистая.
Направление движений относится к группе двигательно-ориентационных и рассматривается в двух вариантах:
1) направление движений при выполнении букв и их элементов: обычно характеризуется при одинаковости или близости формы движения, которая имеет приоритетное значение в порядке исследования.
При выделении и описании признака используются следующие характеристики:
| - для прямолинейных элементов - сверху вниз, снизу вверх, вниз влево, вниз вправо, вверх влево, вверх вправо, справа налево, слева направо; - для дуговых элементов: левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке):
а) левоокружное; б) правоокружное; в) направо вверх; г) направо вниз.
2) относительное направление основных (сгибательных) движений при выполнении букв и их элементов рассматривается в сочетаниях следующих вариантов: вертикальное, правонаклон-ное,
| левонаклонное с учетом степени наклона.
Протяженность движений является метрическим признаком. Признак рассматривается как относительная характеристика, т.е. в сопоставлении протяженностей букв и их элементов и дифференцированно по вертикали и горизонтали. Варианты проявления: больше, меньше, равна:
а) по вертикали 1 элемент меньше 2; б) по горизонтали 1 элемент больше 2.
Размещение движений при выполнении букв и их элементов, так же, как и протяженность,
| характеристика относительная и рассматривается относительно вертикальной и горизонтальной ориентации.
Проявления признака по вертикали следующие:
| |
|
|