Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 3. Предмет, задачи и объекты судебно-почерковедческой экспертизы

  • 3.2. Объекты судебно-почерковедческой экспертизы

  • Глава 4. Учение о почерке как объекте криминалистической экспертизы 4.1. Понятие письма и почерка

  • 4.2. Основные свойства (качества) почерка

  • ВСЕ. Учебник для вузов Глава 16. Судебное почерковедение Общие положения


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Глава 16. Судебное почерковедение Общие положения
    Дата19.04.2021
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВСЕ.docx
    ТипУчебник
    #196333
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15



    35 Ланиман РМ. Кибернетика и криминалистическая экспертиза почерка. М., 1968.
    36 Дифференциация подлинных подписей и подписей, выполненных с подражанием после предварительной тренировки. М., 1984; Масюлене Я.И. Исследование цифровых ыписей ограниченного объема при проведении судебно-почерковедческих экспертиз. М , 1984.

    Комплексный характер методических средств означает, что в методики решения задач судебно- почерковедческой экспертизы включаются самые разнообразные по своей природе методы: качественно-описательные, количественные, модельные (математические), инструментальные, в

    том числе анализаторы изображений, а также использование средств современной компьютерной техники.

    Глава 3. Предмет, задачи и объекты судебно-почерковедческой экспертизы

    3.1. Предмет и задачи судебно-почерковедческой экспертизы

    Предмет судебно-почерковедческой экспертизы - это установление фактов (фактических данных) в соответствии с потребностями судебной и следственной практики экспертом- почерковедом в пределах своей компетенции на основе применения метлики судебно- почерковедческой экспертизы.

    Понятие предмета судебно-почерковедческой экспертизы лежит в основе представления о ее задаче - установить факты, содержащиеся в вопросах лица или органа, назначившего экспертизу, имеющие доказательственное значение для расследования или рассмотрения дела в суде.

    В структуре задачи экспертизы выделяют два основных элемента: цели и условия их достижения. Как отправные цель и условия выступают вопрос и исходные данные, содержащиеся в материалах экспертизы, направленных для ее производства. К исходным данным относятся: документ, содержащий исследуем мую рукопись, сравнительные материалы-образцы почерка предполагаемых исполнителей, сведения о предполагаемых исполнителях и обстоятельствах выполнения исследуемого документа, имеющие отношение к предмету экспертизы (устанавливаемым фактам). В начале исследования у эксперта на основе вопроса и исходных данных складывается общее представление о задаче, подлежащей разрешению. В процессе дальнейшего исследования оно уточняется, конкретизируется, благодаря чему эксперт имеет

    возможность правильно построить исследование и выбрать соот-истствующие методы и методику для решения задачи.

    От задачи экспертизы, определяемой ее конечной целью, следует отличать подзадачи или задачи промежуточных этапов исследования. Например, при установлении исполнителя рукописи (конечная задача) возникает необходимость выяснить, не выполнена ли эта рукопись в необычных условиях, допустим в состоянии алкогольного опьянения (подзадача экспертизы или промежуточная задача).

    Систематизация задач экспертизы строится на дифференциации основных целей и условий задачи. По целям задачи судебно-почерковедческой экспертизы образуют три класса1:

    1) идентификационные, направленные на установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи или факта выполнения двух и более рукописей, либо разных их фрагментов одним лицом;

    2) диагностические, направленные на установление условий -состояния исполнителя, обстановки выполнения исследуемой рукописи;

    3) классификационно-диагностические, направленные на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи по полу, возрасту, другим социально-демографическим

    характеристикам.

    Наиболее распространенными в судебно-почерковедческой экспертизе являются идентификационные задачи, предполагающие установление конкретного исполнителя рукописи (текста, подписи). В связи с этим судебное почерковедение долгое время развивалось и формировалось как теория судебно-почерковедческой идентификации. Лишь позднее стали формироваться другие его направления.

    Дальнейшая дифференциация задач в пределах классов проводится по степени общности и имеет свои особенности.

    Идентификационные задачи делятся далее с учетом систематизации объектов исследования, условий их выполнения, сходства (или его отсутствия) почерков исполнителя рукописи и подозреваемых лиц, наличия или отсутствия предполагаемых исполнителей в отношении нескольких рукописных объектов2.



    1 Шляхов А.Р., Орлова В.Ф. Принципы классификации задач криминалистической экспертизы// Актуальные проблемы теории судебной -экспертизы. IVL 1984.
    2 Более подробно основания систематизации объектов будут рассмотрены в следующем разделе.

    Диагностические задачи образуют следующую иерархическую систему задач, связанных с установлением факта наличия или отсутствия необычности письма и при наличии этой необычности:

    • природы необычности выполнения рукописи: естественная, т.е. не связанная с намеренным изменением почерка, и искусственная, т.е. связанная с намеренным изменением почерка;

    • вида (характера) естественной необычности: постоянная, временная;

    • группы естественной необычности: внутренние, внешние сбивающие факторы;

    • конкретных причин естественной необычности;

    • видов искусственной необычности: искажение почерка с цеью маскировки, подражание

    другому почерку;

    • конкретных способов искажения почерка и подражания;

    Каждая из обозначенных задач может быть самостоятельной, т.е. содержаться в вопросе (задании), поставленном на разрешение эксперта, и промежуточной. Наиболее часто следствие и суд интересует установление фактов: намеренного изменения почерка с целью маскировки, подражание, выполнение рукописи в необычном состоянии (опьянение), выполнение рукописи в

    необычной обстановке (движущемся транспортном средстве, темноте, необычной позе).

    Для дальнейшей дифференциации диагностических задач существенны также основы систематизации объекта и наличие (ли-бо отсутствие) сравнительного материала. Последнее важно для выбора схемы исследования: при отсутствии образцов (неполный компонентный состав) оно строится по классификационному принципу, при наличии сравнительного материала (полный компонентный состав) используется развернутая диагностическая схема, включающая натурное сравнение.

    Классификационно-диагностические задачи в судебном почерковедении образуют наиболее узкий круг и в основном сво-дятся к установлению пола, возраста, психологических характеристик исполнителя рукописи.

    Применительно к рассмотренным задачам разрабатываются методы и методики их решения.

    3.2. Объекты судебно-почерковедческой экспертизы

    Объект судебно-почерковедческой экспертизы рассматривают и различных аспектах. В общем процессуальном смысле - это документ-вещественное доказательство как материальный носитель рукописи (почеркового объекта). В качестве объекта судебно-почерковедческой экспертизы - это рукопись, отображающая свойства почерка и являющаяся источником информации о нем.

    Непосредственный и специальный объект экспертного судебно-почерковедческого исследования - система свойств почерка, отобразившаяся в конкретной рукописи.

    В отличие от рассмотренного предметного, специального понимания объекта, встречается преставление о нем в широком смысле, т.е. в качестве объекта экспертизы рассматриваются материалы уголовного, гражданского или арбитражного дела, направляемые для ее производства и относящиеся к предмету экспертизы. При назначении судебно-почерковедческой экспертизы в число исходных данных, помимо исследуемой рукописи и образцов почерка предполагаемых исполнителей, включаются раз-' личные сведения о последних (возраст, профессия, родной язык, заболевания и т.п.). Такого рода сведения эксперт получает из постановления (определения) о назначении экспертизы, а также из иных источников: показаний свидетелей, обвиняемых, справок, заключений врачебных комиссий, историй болезни и т.п. документов, содержащихся в материалах уголовного, гражданского или арбитражного дела. При этом учитываются только факты, а не их оценка, даваемая им обвиняемым, свидетелем, потерпевшим. Получая из материалов дела исходные данные, эксперт оценивает их только с позиции

    специальных познаний и использует для построения рабочих версий, их круга, объяснения происхождения наблюдаемых признаков и других целей.

    В судебном почерковедении разработана систематизация почерковых объектов: по виду рукописи, по ее составу (транскрипции), объему и информативности, а также по условиям выполнения.

    По виду рукописи делятся на тексты и подписи. Текст - это вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью буквенных и / или цифровых обозначений. Подпись - вид рукописи, отражающий фамилию (иногда инициалы, имя отчество) лица в виде букв и / или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение.

    По составу тексты могут быть буквенными и цифровыми. Состав (транскрипция) подписи может быть буквенным, безбуквенным или штриховым, смешанным.

    По объему тексты делятся на большие, средние и малые, а гак же выделятся особый объект - краткая запись.

    Буквенный текст большого объема содержит все буквы алфавита, причем часто и средне встречающиеся в русской скорописи буквы наблюдаются в нем не менее 10-20 раз. Большой цифровой текст включает все цифры в различных их сочетаниях. Обычно большой текст (буквенный, цифровой или смешанный) составляет не менее одной страницы стандартного листа.

    Буквенный текст среднего объема содержит буквы большей части алфавита, а цифровой - все цифры в различных сочетаниях и обычно составляет от 2/3 стандартного листа до 10 слов в первом случае и до 1/2 листа - во втором.

    Буквенный текст малого объема содержит ограниченное число букв алфавита, в нем неоднократно проявляются лишь наиболее часто встречающиеся буквы русской скорописи (а, е, и, о), обычно состоит из 4 - 10 слов. Цифровой текст малого объема может включать все цифры, но имеет ограниченное число их сочетаний, обычно составляет менее половины страницы стандартного листа.

    Краткая запись (буквенная, цифровая, смешанная) по объему дифференцируется в зависимости от конкретного количества содержащихся в ней буквенных или цифровых обозначений. В методических целях выделяются, например, трехсловные и краткие однословные записи.

    Подписи по объему могут быть большими, средними и малыми (краткими). Дифференциация подписей по объему тесно связана с рассмотрением их деления по информативности, в зависимости от которой различают подписи высокоинформативные, среднеинформативные и малоинформативные.

    По условиям выполнения все почерковые объекты делятся на выполненные в обычных или необычных условиях с учетом систематизации последних. Общая систематизация объектов судебно-почерковедческой экспертизы представлена в нижеприведенной таблице.

    Деление объектов судебно-почерковедческого исследования




    1

    ПО ВИДУ РУКОПИСИ

    Тексты

    Подписи

    2

    ПО СОСТАВУ (транскрипции)

    буквенные цифровые смешанные

    буквенные штриховые смешанные

    3

    ПО ОБЪЕМУ

    большие средние
    малые
    краткие записи

    большие (высокоинформативные) средние
    краткие (малоинформативные)

    4

    ПО УСЛОВИЯМ ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. 1)  обычные условия

    2. 2)  необычные условия (сбивающие факторы).

    - постоянные.

    - временные:

    а) не связанные с намеренным изменением

    - внешние (обстановочные)

    - внутренние (функциональные)
    б) связанные с намеренным изменением (искажение, подражание) и т.д




    Глава 4. Учение о почерке как объекте криминалистической экспертизы

    4.1. Понятие письма и почерка

    Почерк - явление, тесно связанное с письмом как средством коммуникации в человеческом обществе. Письмо - это средство впечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности). Письменность имеет свою историю.




    Она развивалась, начиная от пиктографического (рисуночного) письма, прошла этапы идео- графического (или слогового) письма, прежде чем стала буквенной системой, в которой каждой фонеме (звуку) соответствует определенное буквенное обозначение. Буквенное письмо на протяжении времени его существования также трансформировалось в направлении приспособления буквенных обозначений к удобному и быстрому написании). Современной русской скорописи предшествовали различные формы буквенного письма - устав, полуустав, древняя скоропись. Для современной русской скорописи характерны быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов.

    Письмо как процесс выполнения рукописной продукции основано на множественной системе навыков, подчиненных единой цели - фиксации мысли, передаче ее на расстояние и сохранению во времени. Такая система навыков образует письменный функционально-динамический комплекс (ФДК) и имеет сложную структуру. В ней можно выделить тесно связанные между собой и вместе с тем относительно самостоятельные подсистемы -письменно-речевую и письменно-

    двигательную, образующие ФДК меньшей степени общности. Письменно-двигательный ФДК называют еще графической техникой письма, в отличие от смысловой, собственно речевой его стороны.

    Представление о письменно-двигательном ФДК лежит в основе понятия почерка. Основное содержание письменно-двигательного ФДК составляют следующие компоненты:

    а) зрительно-двигательный образ (модель) выполняемых рукописей - психофизиологический регуляторный компонент;
    б) развернутая система движений, специально приспособленная для реализации указанного в п. «а» образа - биомеханический исполнительский компонент1.

    Для представления о почерке важен итоговый характер этих компонентов, получающих свое непосредственное отображение в рукописях.

    Письменно-двигательный ФДК формируется в результате специального обучения и практики письма. Он складывается в итоге субъективного приспособления каждого пишущего к внешним и внутренним условиям овладения навыками. Поэтому итоговая программа выполнения рукописей у каждого пишущего приобретает своеобразные черты, а почерк нередко трактуется как синоним всего своеобразного.

    Таким образом, почерк - это основанная на письменно-двигательном ФДК навыков и получающая отображение в рукописях субъективная итоговая программа их выполнения, содержащая соответствующий зрительно-двигательный образ и приспособленную для его реализации систему движений.

    Процесс письма, состоящий в функционировании письменно-двигательных навыков, является сложной системной деятельностью, реализуемой с помощью соответствующего анатомического аппарата (пишущей руки и верхнего плечевого пояса), биомеханики, управления движениями со стороны центральной нервной системы.

    Центральной проблемой в раскрытии закономерностей реализации ФДК навыков, лежащего в основе почерка, является нейрофизиологическая организация письменно-двигательного процесса. Анализ этой организации строится на базе основных положений отечественной физиологии о принципах управления произвольными действиями человека. Это - учение И.П. Павлова2, реализовавшего в физиологии принципы целостности, об условных рефлексах и динамическом стереотипе, теория кольцевого управления Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина3, суть

    которой состоит в том, что рефлекторный ответ не является заключительным этапом двигательного акта, а обязательна обратная афферентная информация о действии, позволяющая исправлять его с учетом конкретной обстановки (коррекция по ходу выполнения), а также прогнозировать последующие действия, требующиеся по намеченной программе («акцептор действия»).



    1 При подготовке настоящего параграфа использованы данные работы* Судебно- почерковедческая экспертиза. Общая часть. М., 1988. Вып. 1.
    2 Павлов ИЛ. Избранные произведения. М, 1949.
    3 Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968

    Наиболее полное представление о нейрофизиологии любого поведенческого акта, в том числе и письменно-двигательного процесса, дает теория П.К. Анохина о функциональной системе как избирательном центрально-периферическом интегративном образовании целостного организма, направленном на достижение определенного приспособительного эффекта, в нашем случае - на выполнение рукописи. Теория функциональной системы во многих позициях тесно соприкасается и согласуется с концепциями П.А. Бернштейна о физиологии активности и построении движений, а также с учением А.Р. Лурии о функционально-системной организации мозга человека. На основе этих учений письменно-двигательный процесс рассматривается как сложная саморегулирующаяся функциональная динамическая система.

    Начинается любой поведенческий акт, в том числе письменно-двигательный, с раздражения и афферентного синтеза. Афферентный синтез - это способность центральной нервной системы

    (ЦНС) обобщать все сигналы внешнего мира, которые поступают в мозг через различные органы чувств и имеют различное функциональное значение. В процессе письма участвуют различные анализаторные системы: двигательная, зрительная, тактильная, слуховая. Афферентные воздействия, направляющиеся от периферийных и центральных элементов различных анализаторов, синтезируются и лишь после этого начинается акт письма.

    Афферентный синтез как определенный этап формирования поведенческого акта складывается из следующих стадий: мотива-ционное возбуждение, совокупность обстановочных афферентаций, пусковая афферентация, использование памяти. Для того чтобы начать писать, нужен соответствующий мотив, побуждение, которым является потребность приступающего к письму лица.

    Совокупность обстановочных афферентаций - это афферентные возбуждения, учитывающие условия, ситуацию поведенческого акта. Человеку приходится писать в разных, не всегда привычных условиях, и совокупность афферентных раздражений включает информацию о них. Интеграция возбуждений образует их предпусковую совокупность, которая реализуется как приспособительная деятельность при наличии пусковой афферентации, своего рода стимула, толчка.

    Афферентный синтез невозможен без прошлого опыта, памяти о нем. На основе механизмов памяти мобилизуются именно те фрагменты прошлого опыта, которые нужны для наиболее оптимального выполнения поведенческой деятельности. При желании и необходимости что-то

    написать подготовительные нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека, базируются на том, что аналогичные процессы уже были. Этому сопутствуют активные ориентировочно-исследовательские реакции, роль которых тем выше, чем необычнее условия письма для данного пишущего лица.

    Результатом афферентного синтеза является принятие решения писать, выполнить какой-то документ, конкретную рукопись определенным способом. Принятие решения может осуществляться сознательно (со значительно задержанным афферентным синтезом) или моментально, автоматизировано, что, как правило, имеет место при сформировавшемся ФДК навыков.

    После принятия решения вступает в действие письменно-двигательная программа, которая обеспечивает включение соответствующих периферических органов анализаторов (в данном случае пишущая рука, верхний плечевой пояс, зрение) и получение результата - рукописи. Этой программе точнейшим образом соответствуют потоки афферентных возбуждений, идущих от

    нервных центров к периферическим органам.

    Рукопись как результат письма является источником обратной афферентной информации - важного узлового механизма функциональной системы. Как сложная информационная система рукопись условно может быть представлена в виде 3-х взаимосвязанных потоков информации:




    • структурно-геометрическая, воспринимаемая с помощью зрительного и двигательного

    анализаторов;

    • координационная и скоростная, воспринимаемая в основном с помощью двигательного

    анализатора (проприоцептивная информация);

    • нажимная, силовая, воспринимаемая с помощью тактильного и двигательного

    анализаторов;

    На этой афферентной базе образуется модель выполняемого результата, которая лежит в основе зрительно-двигательного образа, с которым далее соотносится получаемый результат. Сведения о конкретных параметрах результата поступают в мозг с помощью обратной афферентации. Она информирует о результатах совершенного действия, давая возможность оценить его успешность. При этом происходит текущий контроль и закрепление наиболее успешной интеграции афферентных возбуждений в процессе письма. Этот контроль и его предсказание осуществляются с помощью специального функционального механизма-акцептора действия.

    Акцептор действия - афферентный механизм, способный предвосхитить параметры будущих результатов и сравнить их в конце действия с параметрами истинных, получившихся. Нейрофизиологической основой акцептора действия является опережающее возбуждение, которое распространяется по коре гораздо быстрее, чем реальные внешние раздражители. Возбуждение отражает реальный раздражитель, который еще только должен подействовать на ЦНС и занимает те области коры, которые он должен возбудить. Роль акцептора действия

    особенно велика при письме в необычных условиях.

    В раскрытии содержания письменно-двигательного процесса большое значение имеет теория построения движений Н.А. Бернштейна4. Сущность этой теории сводится к тому, что работа всей функциональной системы организуется на основании уров-невого принципа. Роль уровней принадлежит воспринимающим (сенсорным) системам и соответствующим центрально-нервным органам, обеспечивающим определенную двигательную функцию. Им выделены 5 уровней построения движений, различающихся между собой анатомическими субстратами, ведущей аф- ферентацией, основными функциями и, главное, - различной степенью осознаваемости, произвольности выполняемых действий. Они условно обозначены латинскими буквами: А, В, С, Д, Е. Из них А и В - субкортикальные, С, Д, Е - кортикальные.



    4 Бернштейн Н.А. О построении движений М. 1947.

    Таким образом, письменно-двигательный ФДК функционирует при ведущей роли уровней Д и Е. Уровень Д обеспечивает согласование находящихся в двигательном составе схем письменных знаков и их смыслового содержания. Всю развернутую геометрическую и метрическую картину

    письменных знаков, образ которых содержится в двигательном составе, обеспечивает уровень С. Координационное, скоростное, ритмическое, нажимное качество соответствующих изображений остается за уровнем В, которому на помощь приходит уровень А, на обязанности которого остается частичная координация и чисто технические навыки.

    Письменный ФДК относится к наиболее сложным системам человеческих навыков. Письму необходимо учиться. Процесс обучения письму длится первые 4 года (1-4 классы). Закрепление полученных навыков и их совершенствование происходит в последующие 3-5 лет. К 15 - 17 годам формирование письменно-двигательных навыков заканчивается, почерк обретает отчетливо выраженную индивидуальность и становится относительно стабильным. Однако развитие письменно-двигательного ФДК продолжается в процессе последующей учебы и практической деятельности человека. ФДК навыков и основанный на нем почерк окончательно складывается к 20 - 25 годам жизни.

    Процесс обучения носит поэтапный характер. Методика обучения предполагает путь освоения

    навыков от простых к более сложным. В психологии обучения письму выделяют 4 стадии формирования навыков письма:

    • ориентировочная;
    • аналитическая;
    • аналитико-синтетическая;
    • синтетическая (речевого письма);

    1. Ориентировочная стадия носит подготовительный характер и состоит из 2-х этапов: элементное письмо и безбуквенное письмо. На первом этапе обучающийся осваивает технические навыки (умение правильно сидеть, располагать тетрадь на столе, держать пишущий прибор) и начинает осваивать графические навыки (умение воспроизводить элементы букв). В

    этот период буквы выписываются медленно, плохо координированными отрывистыми движениями.

    2. Ко второму этапу обучающийся приходит с освоенными техническими навыками и с некоторым запасом элементарных движений, поэтому в пределах букв движения становятся связными, начинается выработка автоматизмов, становится несколько лучше координация движений. На этой стадии преобладает зрительный контроль за выполнением букв и их элементов.

    3. Аналитико-синтетическая стадия формирования навыков характеризуется освоением более сложных двигательных структур. Обучающийся относительно свободно выполняет слоги и слова.

    4. На синтетической стадии обучающийся в основном переходит на быстрое и связное письмо. Развивается двигательный контроль и появляется автоматизация процесса движений. Внимание пишущего переключается почти полностью на содержание записываемых мыслей.

    В начале обучения письму осознается все: содержание технических навыков - поза, положение рук, расположение тетради, способ удерживания ручки пальцами, элементы букв, буквы, их расположение на строке, движения, необходимые для их выполнения, ровность штрихов, затрачиваемое время и т.п. Однако если бы все детали и компоненты навыков всегда оставались на уровне сознательной регуляции, письмо как средство коммуникации было бы невозможно. Оно не отвечало бы основным требованиям - скорости, удобству запечатления мысли и не давало бы возможности сосредоточиться на содержании запечатлеваемой мысли, что является для пишущего самым главным.

    Функциональный смысл рассмотренной ранее уровневой структуры построения двигательных систем состоит именно в том, что она актуализирует заложенные в организме пишущего возможности нижележащих уровней обеспечивать самые многочисленные фоны, освобождая вышележащие для более ответственной работы, требующей при сформированном фоновом аппарате концентрации на ней активного сознания. Благодаря слаженному функционированию всех уровней процесс движений при письме становится автоматизированным при сохранении ведущей функции за уровнем Д.

    4.2. Основные свойства (качества) почерка

    В качестве объекта криминалистического исследования почерк выступает благодаря следующим

    основным свойствам (качествам), существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач: индивидуальности, динамической устойчивости, избирательной изменчивости5.



    5 При подготовке настоящего параграфа использованы данные работы: Судебно- почерковедческая экспертиза. Общая частц. М., 1988. Вып. 1.

    Индивидуальность почерка - это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям,

    трудно говорить об индивидуальности почерка, которая обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3 - 4 классам средней школы.

    Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов:

    а) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор;

    б) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор;

    в) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т.е. системы объективных и субъективных факторов;

    В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента, большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т.п. Однако с автоматизацией письменных движений активно включается непроизвольный компонент. В связи с этим заметное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие, как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные силы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двигательного аппарата и др.

    Типологические свойства нервной системы, особенно ее подвижность и уравновешенность, имеют большое значение в процессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка.

    Анатомические моменты, как правило, непосредственно в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредованно через механизм письма, внося в него индивидуальные черты.

    Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды», обладают разнообразием, многокомпо-нентностью благодаря пространственной и временной изменчивости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор, как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у одного учителя и менее - во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и практике письма, в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формированию и реализации его ФДК. Например, поспешность при выполнении домашних заданий (допустим, связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т.п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык.

    В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов

    формируется неповторимый, индивидуальный почерк.

    Индивидуальность почерка как его существенное, фундаментальное свойство (качество) обусловливает возможность криминалистического исследования последнего с целью решения идентификационных задач, связанных с установлением исполнителя конкретной рукописи и факта выполнения ряда рукописей одним лицом. Индивидуальность почерка проявляется в системе более частных его свойств. Будучи изученными, эти свойства образуют признаки, на исследовании которых строится криминалистическая идентификация.

    Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах. Индивидуальность проявившейся в таких рукописях системы свойств доказана всей практикой судебно-почерковедческой экспертизы, а также специальными исследованиями, показавшими неидентичность сходных почерков, в том числе близких родственников и даже близнецов. Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почерковых свойств.

    Особым почерковым объектом является подпись, как вид рукописи, для выполнения которой в большинстве случаев вырабатывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже освоенного письменно-двигательного навыка.

    В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ расписывающийся сознательно вносит

    изменения с целью: с одной стороны -индивидуализации, учитывая, что подпись - его личный удосто-верительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т.п., с другой -приспособления ее к очень быстрому, непрерывному выполнению, так как подпись - удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию. Отсюда обычно в средней ее части имеет место отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта