ЛОГИКА (учебник Кириллов А.+Старченко А.). ЛОГИКА (учебник Кириллов А.+Старченко А. Учебник для юридических вузов. Авторы В. И. Кириллов гл. I, 1, 2, 3, 5
Скачать 0.89 Mb.
|
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. Авторы: В.И. Кириллов гл. I, § 1, 2, 3, 5, 6, гл. II, III, IV, § 1, 2, гл. VI, VII, § 1—5; А. А. Старченко гл. I, § 4, гл. IV, § 3—5, гл. V, гл. VII, § 6, гл. VIII—XI Кириллов В.И., Старченко А.А. К43 Логика: Учебник для юридических вузов. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 256 с. ISBN 5-7975-0059-0 (в пер.) В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста Даны предметный указатель и перечень логических символов Данное издание является пятым, переработанным и дополненным. Предыдущие издания. М/ Высшая школа, 1982 (удостоено бронзовой медали ВДНХ); М.: Высшая школа, 1987; М.: Манускрипт, 1992: М : Юристъ, 1995. Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей © «Юристъ», 1998 ©КирилловВ.И .СтарченкоА.А., 1998 ОГЛАВЛЕНИЕ Логические символы Глава I. Предмет и значение логики § 1. Роль мышления в познании ...............……………………. 5 § 2. Понятие о форме и законе мышления .................……….. 8 § 3. Основные логические законы................……………….. 12 § 4. Язык логики ....................... ……………………………. 18 § 5. История логики (краткий очерк) ...................…………. 23 § 6. Значение логики ..................... …………………………... 27 Контрольные вопросы ................... ………………………….. 29 Глава II. Понятие § 1. Понятие как форма мышления ....................…………… 30 § 2. Содержание и объем понятия .....................…………… 34 § 3. Виды понятий ..............................……………………... 36 § 4. Отношения между понятиями .....................……………. 40 Контрольные вопросы ............................…………………… 44 Глава III. Логические операции с понятиями § 1. Обобщение и ограничение понятий .................……… 45 § 2. Определение понятий ..........................…………………. 47 § 3. Деление понятий .............................…………………..... 54 § 4. Операции с классами ..........................…………………. 60 Контрольные вопросы ............................……………………. 62 Глава IV. Суждение § 1. Суждение как форма мышления ...................……….... 63 § 2 Простые суждения ................. …………………………… 66 § 3. Сложные суждения ...........................………………….. 78 § 4, Логические отношения между суждениями .............…. 86 § 5. Модальность суждений ...............………………………. 94 Контрольные вопросы .............. …………………………...105 Глава V. Логика вопросов и ответов § 1. Виды вопросов ............................……………………..... 108 § 2. Виды ответов ................. ………………………………...112 Контрольные вопросы . . ……………… .......................... 116 Глава VI. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений § 1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений…119 §2. Непосредственные умозаключения .... …………………121 § 3. Простой категорический силлогизм ....……………….128 § 4. Умозаключения из суждений с отношениями ……….. 141 Контрольные вопросы ............................…………………… 143 Глава VII. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений. Сокращенные и сложные силлогизмы § 1. Чисто условное и условно-категорическое умозаключения……144 § 2. Разделительно-категорическое умозаключение....... ….149 § 3. Условно-разделительное умозаключение …………. ... 151 § 4. Сокращенный силлогизм (энтимема). ................……... 153 § 5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы .........… 155 § 6. Понятие о логике высказываний …………………………….157 Контрольные вопросы ……………………………………………160 Глава VIII. Индуктивные умозаключения § 1. Полная индукция……………………………………..…162 § 2. Неполная индукция. Популярная индукция ………….165 § 3. Научная индукция ……………………………………...168 § 4. Статистические обобщения .......……………………...181 Контрольные вопросы .............………………………….….183 Глава IX. Умозаключения по аналогии § 1 Понятие аналогии ...............…………………………….184 § 2. Виды аналогии .................………………………….…..185 § 3. Условия состоятельности выводов по аналогии …....187 § 4. Роль аналогии в науке и правовом процессе………....189 Контрольные вопросы ..........………………………………194 Глава X. Логические основы аргументации § 1 Аргументация и доказательство.……………………………….195 § 2. Состав аргументации: субъекты, структура…………………….197 § 3. Способы аргументации: обоснование и критика ………………202 § 4. Правила и ошибки в аргументации…………………………….212 § 5. Поля аргументации……………………………………….........224 Контрольные вопросы………………………………………..230 Глава XI. Гипотеза § 1. Понятие и виды гипотез. Версия………………………….…231 § 2. Построение гипотезы (версии)………………..……………..236 § 3. Проверка гипотезы ………………………………………….241 § 4. Способы доказательства гипотез …………………………...244 Контрольные вопросы…………………………………….…..247 Литература……………………………………………..………...248 Предметный указатель…………………………………………249 ЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ Кванторы — общности — существования Связки — конъюнкция (и) v — дизъюнкция нестрогая (или) — дизъюнкция строгая (или) — импликация (если..., то...) — эквиваленция (если и только если..., то...) — отрицание (неверно, что...) Символы для модальных операторов М — модальность V — доказано (верифицировано) F — опровергнуто (фальсифицировано) О — обязательно F — запрещено Р — разрешено — необходимо — случайно — возможно — невозможно ГлаваI ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ Логика[1] — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо выяснить вопросы, ответы на которые составляют задачу первой главы. §1. Роль мышления в познании Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального[2] познания. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов[3] — их цвета, формы, запаха, вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п. Формой чувственного познания является также представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившимися в памяти человеке, предмете, событии. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим основные особенности мышления. 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется[4] от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы. 2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека. 3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания. 4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке. Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Было бы, однако, неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления. § 2. Понятие о форме и законе мышления Форма мышления Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы. Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков. Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, в, с и т.д., определенным образом связанных друг с другом. Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается. Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—» — обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель». Подобным же образом, т.е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Таким образом, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Законы мышления Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления. Для уяснения этого вопроса необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, утверждение «Вологда находится в европейской части России» истинно, оно соответствует действительности. То же утверждение, относящееся к Красноярску, ложно, оно не отражает действительного географического положения этого города. Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей. Так, из истинных мыслей (суждений) «Произведения Л.Н. Толстого нельзя прочитать за одну неделю» и «Рассказ «После бала» — произведение Л.Н. Толстого», казалось бы, следует, что рассказ «После бала» нельзя прочитать за одну неделю. Но такое заключение ложно: рассказ «После бала», занимающий 10 страниц печатного текста, можно прочитать за полчаса. Ложный вывод из истинных суждений получен в результате отождествления нетождественных понятий: в первом суждении понятие «произведения Л.Н. Толстого» употребляется в собирательном смысле — речь идет о всех вместе взятых его произведениях, которые действительно нельзя прочитать за одну неделю; во втором суждении имеется в виду одно из этих произведений — понятие «произведение Л.Н. Толстого» берется в разделительном смысле. Поэтому понятие, которое должно связать два суждения, на самом деле отсутствует. Рассуждение построено логически неправильно. Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. В приведенном примере отождествление нетождественных понятий связано с нарушением требования закона тождества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредствованное многовековой практикой человеческого познания. Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления. Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия и т.д. Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить логику вещей. |