История Российского государства и права Учебник (Исаев М_. Учебник" (Исаев М. А.) ("
Скачать 2.67 Mb.
|
Именным указом от 19 февраля 1864 г. в Польше вводится следующее сельское самоуправление. Община (гмина) избирала на своем сходе войта и солтыса гмины, далее избирались так называемые лавники - исполнительный аппарат гмины, назначаемый в помощь войту и солтысам. Войты утверждались в своей должности уездным начальством и действовали в качестве прямого исполнительного органа этих властей. Одним из главных достижений новых органов гминного самоуправления стало то, что, пожалуй, впервые в своей новой истории польское крестьянство полностью освободилось от гнета шляхты, причем как политического, так и экономического. В 1867 г. упраздняется особый Госсовет Царства Польского, а в 1874 г. наместничество заменяется генерал-губернаторством. После 1906 г. в отношении Царства Польского были предприняты некоторые общие шаги, с одной стороны, ослабившие русификацию, от чего поляки особенно страдали, но с другой - Польша еще крепче связывалась с Россией конституционными узами, разрубить которые смог только февраль 1917 г. Управление Бессарабией. Местное законодательство. При присоединении в 1812 г. Бессарабии к России за ней в качестве привилегии сохранились ее прежние узаконения и права, коими жители ее пользовались еще со времен турецкого владычества, а в некоторых случаях эти законы восходили еще к временам независимого Молдово-Валашского княжества (XIV - XV вв.). Но на поверку оказывалось, что это было на самом деле реципированное молдавскими господарями греко-римское (византийское) право в следующих своих формах. Вплоть до 1917 г. в Бессарабии в качестве ее местного права применялись: Шестикнижие (Hexabiblos) Константина Арменопуло от 1345 г., в 1831 г. и 1854 г. состоялось издание официального перевода этого акта на русский язык; следующим актом, действовавшим здесь также до 1917 г., были Василики (Basilika) византийского императора Льва Философа (Мудрого) 829 г., на русский язык этот акт был переведен и издан в качестве официального закона в 1831 г. под заглавием: "Краткое собрание законов, извлеченных из царских книг для руководства обучающихся оным, с указанием на книгу, титул, главу и параграфы Царских законов". Для краткости, однако, этот акт именовался "Собранием законов, извлеченных из Царских книг (Василик) Андроником Донишем". Кроме двух указанных актов византийского права в Бессарабии действовала особая Утвердительная княжеская грамота господаря Александра Маврокодато, изданная им 28 декабря 1785 г. В истории права это один из немногих актов, регулировавших жизнь цыган, которые традиционно кочевали по Бессарабии и Румынии. На применение этих актов в качестве источников местного законодательства, между прочим, ясно указывает п. II Мнения Госсовета Империи от 15 декабря 1847 г.: "Предоставить Правительствующему Сенату подтвердить кому следует, чтобы в случае недостаточности местных бессарабских законов, заключающихся в Шестикнижии Арменопуло, книге Дониша и Соборной грамоте от 28 декабря 1785 г., которые остаются в своем действии, были согласно ст. 3585 Св. зак. гр. Т. X Св. зак. принимаемы в основание российские; при неясности же, противоречии или неудобстве в исполнении закона поступаемо было по общим постановленным на такие случаи правилам" (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. XXII. N 21794). Как известно, после неудачной для России Крымской войны часть Бессарабии (Измаильский уезд) отошла к Румынии, но ст. 45 Берлинского трактата 1878 г. вновь присоединила ее к России. В этой части воссоединенной Бессарабии продолжали действовать некоторые румынские законы, что неоднократно подтверждалось практикой кассационных департаментов Правительствующего Сената. Область применения этих норм была вместе с тем невелика. Местные учреждения. В 1818 г. в Бессарабии учреждается особое областное управление, во главе Бессарабской области становится особый генерал-губернатор. Генерал-губернатор соединял в своих руках военное и гражданское управление областью, одновременно гражданское управление поручалось особому губернатору. При генерал-губернаторе находился областной совет в составе: генерал-губернатор (председательствующий), губернатор, областной предводитель дворянства, вице-губернатор, председатель казенной палаты, управляющий палатой казенных имуществ, председатель областного суда и два бессменных члена, назначаемых в совет высочайшей властью по представлению генерал-губернатора. При губернаторе состояло областное правление, по своему статусу и возможностям равнявшееся губернскому правлению в губерниях Европейской России. Данный порядок окончательно утвердился с 1828 г. и был зафиксирован в Об. уч. губ. Т. II Св. зак. изд. 1832, 1842 и 1857 гг. В 1873 г. на Бессарабию было распространено действие Уч. губ. и она стала управляться на общих с остальными губерниями Империи основаниях. Управление казачьих войск. Состав казачьих войск. Вопрос об этнической принадлежности казаков в принципе не имеет смысла. Казаки в расовом отношении ничем не отличаются от русских, т.е. являются точно такой же смесью народов и народностей, единственно, что необходимо отметить, в некоторых областях казачьих земель более или менее сильное влияние оказывали на них соседние народы. Например, казачество северокавказских областей испытало сильнейшее влияние горских народов (терские и гребенские казаки), Забайкальское казачье войско состояло почти сплошь из метисов - потомков от браков русских с бурятами. Также следует указать, что к казачеству приписывались некоторые нерусские народности, например отдельные роды равнинных чеченцев и отдельные улусы ставропольских калмыков. Всего в России до 1917 г. насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Уссурийское и Амурское. Исходя из названий казачьих войск видно, что все они расположены по окраинам государства, откуда можно сделать вывод, что происходил этот слой людей Русского государства из так называемых вольных ("гулящих") людей, бежавших на окраины государства; со временем население этих областей поступало на службу Московскому царю. Именно принцип поголовной воинской службы отличал казачество от остального населения России и именно с этим принципом были связаны права и преимущества казачества. Так, оно поголовно было освобождено от уплаты всех видов податей и налогов, отличалось повышенным верстанием земельных угодий, составлявших собственность всего войскового товарищества, и получало особые права внутреннего самоуправления. Исход истории казачества оказался ужасным. Приняв самое активное участие в гражданской войне (1918 - 1920 гг.), оно оказалось полностью уничтоженным; остатки казачьих войск вынуждены были эмигрировать за границу. Сказалась на этом процессе также и целенаправленно проводимая политика заселения казачьих земель пришлым, так называемым иногородним населением. Войсковое казачье управление. В строго юридическом смысле привилегией особого управления в Российской империи пользовалось только донское казачество, все остальные войсковые земли входили, как правило, в состав обыкновенных губерний, краев и областей Империи и соответственно подчинялись военным и гражданским властям этих административно-территориальных единиц. В Московскую эпоху казаками заведовал Посольский приказ, в эпоху Империи казачьи войска переходят в управление Военной коллегии (с 1720 г.), а со временем подчиняются напрямую военному министру. Кроме того, со времен императора Николая I наследник престола, цесаревич, считался по должности наказным атаманом всех казачьих войск России. Управление каждым казачьим войском распадалось на два отдела: общевойсковое и станичное. Войсковое управление изначально возглавлял наказной атаман. Должность эта была выборной, затем право выбора атамана была ограничено: войско избирало несколько кандидатур, из которых затем высочайшей властью утверждался один; со второй половины XIX в. постепенно входит в обыкновение назначение центральной властью на должность атамана лиц даже не казачьего происхождения. При наказном атамане состоял особый административный орган (с правами губернского правления), как правило, он назывался войсковой канцелярией, иногда войсковым правительством. Войсковая канцелярия включала в себя наказного атамана, начальника штаба, нескольких асессоров (помощников атамана). При канцелярии полагалось иметь несколько отраслевых органов управления, таких, например, как войсковой приказ общественного призрения, войсковая врачебная управа, войсковая прокуратура и т.д. Войсковое управление включало в себя особый войсковой суд, организация которого не совпадала с общеимперской, установленной Судебными уставами. Войско подразделялось на округа или области, иногда использовался специальный термин - "полк". Окружное управление в основном наделялось полицейскими функциями и соответствовало уровню уездных учреждений губерний остальной России. В округах существовали особые судебные инстанции - окружные суды и окружная прокуратура. Низовое войсковое управление сосредоточивалось на уровне станиц. Территория, прилегающая непосредственно к станице, называлась станичным юртом и все население юрта, даже не казачьего происхождения, подчинялось станичным органам управления. Главным учредительным органом станицы считался сбор (рада, сход) ее жителей, которые избирали сроком на три года станичного атамана и двух судей (стариков). Нередки были случаи, когда станичный сбор выступал in corpore в качестве особого судебного органа. Станичный атаман и судьи подлежали утверждению войсковым атаманом в своей должности. Определенной особенностью управления пользовались казаки, происходившие из калмыков и других народов. В частности, в 1710 г. небольшой части Дербентовой орды (тайши Мунк-Тимура) разрешено было откочевать на земли при реке Маныч, где в 1723 г. эта часть орды была введена в состав донского казачества, в котором и находилась до 1920 г. Весной означенного года выжившие в кровавых боях с большевиками казаки-калмыки эвакуировались из Новороссийска вместе с остатками армии генерала А.И. Деникина. Особое калмыцкое кочевье составляло отдельный округ войска Донского. Кочевье подразделялось на три улуса, которые, в свою очередь, делились на сотни, возглавляемые сотником, при котором находились двое судей, избираемых населением улуса. Сотни, в свою очередь, делились на хутуны, которые управлялись особыми приказными из калмыков. Управление калмыков. Калмыцкие орды, спасаясь от преследований китайцев, в самом начале XVII в. откочевали к низовьям Волги. Оказавшись в ближайшем соседстве с русскими владениями, калмыки не замедлили нападением на них. Стычки заканчивались, как правило, поражением степняков, после чего ханы их принуждаемы были давать шерть (присягу) на верность Цаган Хану (Белому Царю - официальный титул российских монархов на Востоке). Однако шерть калмыки соблюдали плохо. Более тесное сближение калмыков с Россией начинается при Петре Великом. De iure оформление подданства калмыков состоялось в 1710 г. и сопровождалось заключением Статей (договора) хана Аюки с астраханским губернатором Апраксиным от 5 сентября 1710 г. Статья I этого договора, между прочим, гласила: "По той первой статье Аюка хан говорил: что он Великому Государю служить обещался до смерти своей во всякой верности и кочевьям улусов своих от реки Волги отходить никуда не будет, и обещается он чинить и всем тайшам приказывать во всем Его Великого Государя изволению" (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. IV. N 2291). Однако и после указанной даты калмыки чувствовали себя вполне не стесненными, заключали международные договоры, например договор 1741 г. с киргизами, и иногда предпринимали набеги на русские пределы. Но вместе с тем помощь их в войнах с горскими племенами, походы на Крым, участие в подавлении Булавинского восстания и движения некрасовцев не могут быть не отмечены с положительной стороны; часть Дербенской орды откочевала на реку Маныч и вошла в состав Донского казачьего войска. В 1771 г. значительная часть калмыков, поддавшись на пропаганду китайских эмиссаров, снялась с кочевок и попыталась уйти обратно в Джунгарию, куда их усиленно заманивали манчжуры. Вдогонку были посланы яицкие казаки, которым удалось вернуть только некоторую часть калмыков обратно. Правда истории заключается в том, что в результате выжили только те улусы, которые были возвращены казаками, остальные, с трудом добравшись до Китая, были поголовно истреблены циньцами. В результате правительство вынуждено было пойти на уничтожение самостоятельной ханской власти у калмыков и ввести особое управление, в общих чертах продержавшееся до 1917 г. Местное законодательство. Калмыки по приходу в пределы России обладали довольно высокоразвитой культурой, не в последнюю очередь они обязаны были этому буддизму, который исповедуют вплоть до сего дня. Так, в области права они пользовались не примитивными образцами распространенного среди кочевников обычного права, а тщательно разработанной системой законодательства, сведенной воедино в Ойрато-калмыцкий устав 1640 г. Это был достаточно обширный свод постановлений, регулировавший все стороны жизни степняка. Следует отметить, что основными источниками этого акта явились священные книги буддизма. В 1758 г. постановления Ойратского устава были дополнены Законами хана Дондок Даши. Во многом этот акт содержал в себе нормы, регулировавшие те стороны жизни калмыков, которые сформировались за столетнее их пребывание в русских пределах. В 1762 г. выходит особое Положение о суде Зарго, узаконившее специальные судебные инстанции и процессуальные нормы, принятые среди калмыков. В 1786 г. действие этого Положения было отменено, но в 1802 г. восстановлено вновь. Наконец, в 1822 г. специально для калмыков издаются так называемые Зинзилинские постановления, источником которых послужили устав 1640 г. и закон 1758 г. В основном этот акт регулировал вопросы организации степной полиции и содержал нормы уголовного процесса. Местные учреждения. Калмыки вплоть до 1771 г. управлялись властью собственного хана, который избирался на совете тайшиев - владетельных князей и зайсангов - родовых старейшин. Как правило, правительство только утверждало вновь избранного хана в его звании. Само сношение с калмыками вплоть до указанной даты велось только через Коллегию иностранных дел, а астраханский губернатор выполнял при этом общие надзорные функции. После указанной даты власть хана была упразднена, вместо нее при астраханском губернаторе учреждалась калмыцкая войсковая канцелярия в составе русского офицера, трех тайшей и трех зайсангов. В 1797 г. канцелярия была переименована в калмыцкое правление, в состав которого уже входили русские чиновники, а представители калмыков выполняли при ней роль консультантов. В 1762 г., как мы говорили выше, учрежден был специальный суд для калмыков (суд Зарго), в который входило по одному представителю от каждого улуса, эти представители утверждались в своем звании русским правительством. В 1771 г. в состав суда Зарго введен был в качестве экзекутора (исполнителя решений) русский офицер, основной обязанностью которого было следить за должной быстротой рассмотрения в суде дел. Суд Зарго рассматривал в основном только гражданско-правовые иски среди самих калмыков, по остальным же делам калмыков судили русские судебные инстанции. Необходимо заметить, что свой особый суд у калмыков сохранился до 1917 г., поскольку действие |