Левитан К.М. - Юридическая педагогика. Учебник Издательство норма москва, 2007 удк 340. 115(075) ббк 67. 5я71 Л36 Сведения об
Скачать 1.97 Mb.
|
Глава 2. Цели и содержание образования § 1. Понятие педагогического идеала Процесс развития личности определяют в основном следующие факторы: наследственность, социальная среда, семья, воспитание, образование, самообразование и самовоспитание. Именно от них зависит тот или иной жизненный путь человека, качество и продуктивность его жизни. Поэтому исследования становления и развития личности человека в соответствии с индивидуальной генетической программой и особенностями социализации представляют значительный интерес как для практики, так и для теории — многих наук о поведении человека (педагогики, психологии, правоведения, философии и др.). Цели и задачи образования всегда соответствуют представлениям того или иного общества в конкретный период его исторического развития об идеале человеческой личности. Педагогический идеал — это совокупность представлений о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Педагогический идеал тесно связан с духовно-нравственными, эстетическими, общественно-политическими идеалами и формируется под влиянием воспитания и обучения, исторически сложившихся общественных условий, конкретных обстоятельств жизни и деятельности данного человека, особенностей его личного опыта. Представления об идеальном человеке содержатся в фольклоре, народной педагогике, произведениях литературы и искусства. Герои сказок, былин, песен обычно отличаются смелостью, честностью, справедливостью, добротой. Сказочная героиня добра, трудолюбива, скромна, отзывчива, почтительна со старшими. Она послушная дочь и верная жена. Исследователи этнопедагогики подчеркивают, что идеалы личности у разных народов довольно близки друг к другу. Они обязательно включают в себя такие качества, как ум, красота, доброта, трудолюбие, справедливость, физическая сила. 39 Идеал телесной и духовной красоты уходит корнями в античные философские учения. Философам античного мира принадлежит идея всестороннего и гармоничного развития человека. Ее отчетливая формулировка встречается также у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха дала миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки и способности. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле (1494—1553), М. Монтень (1533—1592) в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Опираясь на традиции народного творчества, Рабле создал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который является яркой сатирой, направленной против католической церкви, судей- крючкотворцев, против вымогательств папского двора, мракобесия и схоластической педагогики. Рабле боролся за гуманистическую культуру, за всестороннее развитие человеческой личности. Во второй части романа он изображает свой идеал гуманистического воспитания, создает утопическую картину общественного устройства, обеспечивающего свободу развития всех человеческих способностей. Социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства. Они впервые потребовали соединения воспитания с трудом, включения труда в процесс всестороннего гармонического развития личности. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеций, Д. Дидро включили в содержание понятия всестороннего развития человека умственное и нравственное совершенствование. Русские демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания человека может быть решена только путем революции, после уничтожения экономического и политического гнета правящего режима. К. Маркс и Ф. Энгельс, под влиянием учения которых долгое время находилась советская система образования, объясняли идею и цель всестороннего и гармоничного развития людей экономическими законами и типом общественных отношений. Они считали, что подобную цель можно ставить в коммунистическом обществе, когда исчезнут классы и классовые различия, не будет существенных различий между умственным и физиче- 40 ским трудом, будет достигнут высокий уровень развития науки и техники и общественного производства. Они отстаивали идею общественного воспитания детей. Очевидно, что этот идеал — всесторонне и гармонически развитая личность — является едва ли достижимым, если вообще не утопическим. Целесообразно вести речь о двух параллельно существующих в обществе педагогических идеалах личности. Один высокий, но заведомо недостижимый. Его предназначение — быть своеобразным маяком, высшим образцом, к которому следует подвести воспитанника как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение. «Реальный идеал» — это герой своего времени, этот тот, которому все стремятся подражать, чью личность многие родители ставят в пример своим детям. Силой педагогического идеала можно разрушить нежелательные, антиобщественные установки людей, особенно подростков, и сформировать положительные. Герой повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» провозглашает: «Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что- нибудь лучше, и я за вами пойду». Очевидно, что идеалы могут варьироваться от примитивных до возвышенных, от конкретных до абстрактных. От уровня развития самого человека, масштаба его личности зависит, будут его идеалы примитивными или благородно возвышенными. Вместе с тем человек и окружающая его социальная среда неразрывно взаимосвязаны, поскольку сам человек есть в определенной мере продукт данной социальной среды. В разное время в различных слоях российского сообщества идеалами были блестящий и благородный офицер, для которого честь и Родина превыше всего, тургеневская возвышенно-романтическая барышня и некрасовская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», рахметовский тип революционера, пролетарские вожди и комиссары. Примечательно, что А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин своим идеалом избрали библейского царя Давида (просвещенного монарха, выдающегося полководца, победителя великана Голиафа), который служил им образцом для подражания. Во время Великой Отечественной войны весьма популярным был идеал храброго советского бойца-фронтовика. После войны люди в военной форме еще долгое время оставались кумирами молодежи. Затем они уступили место научным работникам, талантливым инже- 41 нерам, другим высококвалифицированным специалистами. В 70-е гг. XX в. большую притягательность получила карьера партийного функционера и государственного чиновника, которая считалась символом благополучия и успеха. В настоящее время диапазон идеалов молодежи также достаточно широк, от работника автосервиса, топ-модели, «крутого» бизнесмена и звезды шоу-бизнеса до компетентного юриста и успешного менеджера. Стремление личности к совершенствованию себя и окружающего мира есть естественная потребность человека, дающая ему силы и основания для более достойного образа жизни. Конкретизированное в идеалах стремление людей к улучшению своего образа жизни — это объективно существующая форма проявления такой потребности. Противоречие между идеалом человека и его реальным положением в мире является движущей силой развития и совершенствования его личности. Педагоги, родители, юристы должны строить свои педагогические воздействия на знаниях идеалов и законов индивидуального развития воспитанников, развенчивая асоциальные устремления и утверждая гуманистические духовные ценности. Показательно, что подавляющее большинство из более чем 700 опрошенных студентов Уральской государственной юридической академии считают своим идеалом высококвалифицированного юриста, добивающегося значительных успехов в профессиональной деятельности, которую удачно сочетают со счастливой семейной жизнью, успешным воспитанием детей. В качестве иллюстрации приведем выдержки из самоотчета одного из студентов. «В определении человека как целеполагающего существа и кроется понимание моих приоритетных целей: это гармоничное сочетание и разумная расстановка приоритетов во всех сферах жизнедеятельности. Меня не пугает отсутствие в жизни одной глобальной цели, так как мне свойственно смотреть на вещи не абсолютно. Поэтому для меня приемлемым вариантом является постановка краткосрочных целей, достижение которых служит определенной самореализации. Меня можно назвать творческим человеком в общепринятом смысле слова, так как творчество, на мой взгляд, неотъемлемая часть самосотворения человека и его жизни, судьбы. Мне близка психологическая установка: «Будем как боги — сотворим свою Вселенную!» В людях я ценю прежде всего человеч- 42 ность и понимание других. Это делает их людьми. Для меня является необходимым эмоциональное равновесие, умение сосредоточить свои силы на определенном деле. Именно эти качества я хочу в дальнейшем усовершенствовать. Все мое творчество сводится к созданию уютного, здорового, надежного «внутреннего дома», и в мои ближайшие планы не входит прекращение этого строительства. Мне сложно объективно оценить свои достижения, важнее чувствовать их значимость для собственного внутреннего роста. Они важны для преодоления комплекса неполноценности, с которым человек борется всю жизнь. С опытом приходит убежденность, что решать свои проблемы нужно всегда самому и самостоятельно. В моей жизни есть только один принцип — празднование каждого ее момента «здесь и сейчас». Вопрос о смысле жизни некоторое время назад являлся для меня максимально болезненным из всех возможных. Теперь все просто: смысла в жизни нет. И в этом нет ничего страшного. Просто жизнь стоит того, чтобы жить. Войти в «золотую пятерку» лучших адвокатов нашего города, создать крепкую семью, продолжить себя в здоровых и любящих детях». Некоторая категоричность утверждения «смысла в жизни нет» опровергается содержанием последних строчек самого автора. Каждый человек, естественно, сам определяет смысл своей жизни и вносит этот смысл в свое существование на основе собственного жизненного опыта, размышлений, идеалов. Напрашивается вывод о том, что педагогическим идеалом сегодня для большинства учащейся молодежи становится свободный творческий конкурентоспособный специалист, обладающий профессиональной и социально- психологической компетентностью, активной жизненной позицией, моральной и гражданской зрелостью. § 2. Цели образования Каждый, кто оказывает какое-либо педагогическое воздействие на другого человека, всегда преследует определенную цель: уменьшить или ликвидировать незнание, научить чему-то, сформировать определенные качества личности и т. д. Как заметил Аристотель, всякое искусство и воспитание имеют це- 43 лью восполнить то, чего недостает от природы. Стремясь перевести воспитуемого из сущего состояния в должное, воспитатель постоянно имеет перед глазами конкретную образовательную цель. Педагоги, юристы, родители в меру своего разумения и представления о целях образования и воспитания пытаются помочь детям и взрослым преодолеть собственные недостатки и достичь желаемого уровня развития (интеллектуального, нравственного, физического, психического и проч.). Бесцельного воспитания и образования не существует. Цель определяет все: содержание, организацию, средства и методы образования. Поэтому одной из важнейших проблем педагогической науки и практики является проблема целеобразования и целеполагания. Целеобразование включает в себя поиски и определение целей воспитания и образования детей и взрослых. Под целеполаганием понимается легитимизация целей, их закрепление в нормативных актах или на уровне индивидуальных установок. Цель — это мысленное предвосхищение результата деятельности, его образ. Цель выступает как непосредственный мотив человеческой деятельности. Однако цель — не просто образ желаемого результата, а образ такого результата, который характеризуется: 1) фиксированным временем его достижения; 2) соответствием социальным потребностям и возможностям человека; 3) стимуляцией субъекта действовать в направлении достижения этого результата; 4) операциональной определенностью (контролируемостью). Процесс целеобразования и целеполагания в педагогической деятельности таит в себе множество проблем и опасностей, среди них: выбор для обоснования образовательных целей актуальных для современной социокультурной ситуации норм и ценностей; противоречие между различными социальными нормами и ценностями; нереалистические и недостижимые идеалы; ненаучные представления о будущем или отсутствие ясной перспективы; стереотипы массового сознания и идеологические манипуляции; завуалированные притязания различных социальных групп на власть и осуществление своих групповых интересов. Все это обусловливает необходимость научно-педагогического исследования содержания целей образования и воспитания в плане их обоснованности. 44 В первую очередь здесь необходимо исследовать: 1) отражают ли эти цели сущностные характеристики развития человека как уникальной личности, обеспечивая ей условия для наиболее полной самореализации (антропологическое обоснование); 2) предусматривают ли эти цели возможности полноправного участия человека в жизни общества (социально-нормативное обоснование); 3) смогут ли люди при достижении этих целей самостоятельно решать задачи и проблемы своего времени (прагматическое обоснование). В процессе поиска и определения образовательных целей необходимо особенно остерегаться политической ангажированности педагогов и других лиц, причастных к целеполаганию. Как только педагогика включается в политику (а безгрешных политидеологий не бывает), так стоит опасаться последствий такого альянса. Каждый из нас ответствен за то, кто мы и кем становимся. По определению основателя экзистенциализма Ж. П. Сартра (1905—1980), человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Система образования помогает человеку делать свободный выбор среди многих возможностей в соответствии со своими способностями и интересами. Но свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Что выберешь, тем и станешь. Человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей. По меткому выражению другого представителя экзистенциальной философии К. Ясперса (1883—1969), человек — это всегда только возможность. Жить — значит постоянно решать, чем мы будем. Или, как отмечал философ Б. Спиноза (1632—1677), сохранять свое бытие — значит становиться тем, что заложено в потенциал человека. В этом заключается подлинное счастье, и деятельность по достижению этой цели является источником этого счастья. Созвучные мысли относительно пути развития личности высказал известный психолог К. Юнг (1875—1961): «Каждый должен сам выиграть свое сражение, никто не может сделать это за него. Серьезные проблемы жизни никогда не разрешаются полностью. Значение и цель проблемы состоят не в ее разрешении, а в постоянной работе над ней» 4 45 Образовательная цель включает в себя как поиск идеально представленного желаемого результата педагогической деятельности, так и осознаваемый образ этого предвосхищаемого результата. Она может выступать в двух формах: а) цели-образа, непосредственно направляющего и регулирующего педагогическую деятельность на всем ее протяжении; б) цели-задания, регулирующего деятельность через конечный результат. В настоящее время в мире существует многообразие образовательных целей и соответствующих им образовательных систем. Цель является определяющей характеристикой системы образования. Именно цели и средства их достижения отличают педагогические системы друг от друга. История педагогики представляет собой длинную цепь появления, реализации и исчезновения образовательных целей и осуществляющих их педагогических систем. Цели образования не могут быть раз и навсегда заданными или формально-абстрактными, одинаково пригодными для всех времен и народов. Они подвижны и изменчивы, имеют конкретный исторический характер. Изменение образовательных целей обусловлено также вечной проблемой отставания и несоответствия результатов образования потребностям общества. Еще Цицерон утверждал, что основу всякого государства составляет правильное воспитание юношества. Однако во все времена раздавались сетования на снижение уровня образования, на то, что школа выпускает неподготовленную молодежь и что необходима радикальная реформа образования. История образования свидетельствует, что содержание образовательных целей отражает уровень развития общества, государственную идеологию, степень демократизации общества, его экономические возможности, компетентность правительства. Формирование государственных целей образования детерминировано экономическими, политическими, правовыми, научными и организационно- педагогическими условиями. Значительную роль играет политика властных органов, которые могут поддерживать усилия государства, общественных организаций и частных лиц по материально-финансовому обеспечению образовательных учреждений или придавать ему второстепенное значение. Образовательные цели служат ориентирами в профессиональной деятельности педагогов и в учебной деятельности уча- 46 щихся. Описывая предполагаемый результат образования, цель одновременно содержит предписание для педагога относительно его профессионального поведения. Нельзя, например, обучать демократическим ценностям посредством авторитарного стиля педагогического руководства. С другой стороны, цель всегда содержит описание того должного состояния, к которому необходимо стремиться учащемуся, используя адекватные педагогические средства. Поскольку, как утверждал древнеримский философ Сенека, когда человек не знает, куда держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. В качестве долгосрочных целей образования выступают нормы и ценности, которые являются актуальными для данного общества или определенной социальной группы. Социальные нормы — это совокупность требований, предъявляемых той или иной социальной группой или всем обществом к своим членам. Социальные нормы всегда историчны и конкретны. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с 4 Юнг К. Аналитическая психология. М. ( 1996. С. 136. условиями и требованиями реальной жизни и деятельности, в соответствии со своими представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном, желательном, отвергаемом, порицаемом. Одобряя или запрещая те или иные действия людей, социальные нормы регулируют человеческое поведение. Ценности — это значимые для личности и общества в целом объекты, равно как процессы и результаты духовной и материальной деятельности человека. Являясь воплощением общественных идеалов и эталоном должного, ценности, как и социальные нормы, выступают источниками мотивации поведения людей и фактором регуляции отношений между ними. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности к действительности и образует содержательную сторону ее направленности. Ценностные ориентации являются основаниями идеологических, политических, моральных, эстетических и других оценок субъектом окружающей действительности и способом дифференциации объектов по их значимости. Они проявляются в идеалах, убеждениях, интересах, целях личности и формируются в процессе усвоения индивидом социального опыта. Образование как условие и средство социализации должно помогать людям через разнообразные образовательные программы сознательно овладеть социальными нормами и ценностями. Предписываемое социальными нормами поведение все- 47 гда связано с определенными ожиданиями. Эти ожидания зависят от социального статуса личности, т. е. ее положения в группе, места и роли в системе межличностных отношений, определяющего права, обязанности, привилегии. Совокупность предписанных обществом или конкретной социальной группой прав и обязанностей, которые вытекают из социального статуса личности, называют социальной ролью. Если кто-то, имея определенный социальный статус, не соответствует нашим ожиданиям, так сказать, «выпадает из своей роли», то мы бываем разочарованы, и подобное поведение наверняка повлечет за собой соответствующие последствия. В этом смысле социализация понимается как обучение социальным ролям и овладение ими, поскольку каждому приходится исполнять их в обществе. А социальный комфорт и качество жизни непосредственно зависят от успешности исполнения той или иной социальной роли. В процессе образования растущий человек постепенно учится понимать, какие способы поведения являются желательными, а какие отвергаются обществом. Сначала он ориентируется только на просьбы, распоряжения и запреты взрослых. Со временем он интериоризует, присваивает эти предписания и требования, и таким образом формируется совесть (от «соведать», т. е. знать вместе со всеми, сознавать). Совесть — это та инстанция, которая осуществляет нравственный самоконтроль личности, регулирует поведение человека в плане его соответствия социальным нормам и ценностям, а также ожиданиям окружающих. Совесть, как «внутренний голос», помогает различать добро и зло, выступает формой рационального осознания и эмоционального переживания нравственного значения совершаемых действий. В этом смысле конечной Целью образования как средства социализации является формирование совести путем интериоризации, т. е. усвоения человеком внешних социально одобряемых способов поведения. Долгое время в нашей стране целью советской системы образования провозглашалось всестороннее и гармоническое развитие личности. Однако эта цель оказалась мифом и утопией. Ее достижение блокировалось идеологическими догмами жесткой административно-командной системы управления и пронизывавшими всю общественную жизнь стандартами двойной морали. Декларируемые цели образования оказались в глубоком противоречии со средствами их достижения и конечными результатами: падение интереса к образованию; низкий уровень 48 успеваемости; ухудшение психического и физического здоровья учащихся; их асоциальность, духовный инфантилизм и т. д. В результате происходила двойная девальвация: государство обесценивало школу как институт образования, а школа обесценивала образованность, культуру. Образование — это одна из наиболее инертных систем социума. Наблюдающийся упадок общей и профессиональной культуры в обществе во многом обусловлен тем, что образование перестает быть частью культуры. Если понимать культуру как напряженную связь прошлого, настоящего и будущего, то целевая функция педагога как носителя этой связи заключается в отборе, представлении и интерпретации культурно-профессиональных феноменов с позиций гуманистических ценностей. Новая концепция образования в своих основах представляет ценностно-ориентированную теорию гуманизма, которая включает и синтезирует в себе новые образы мира, человека и культуры. Речь идет не столько о гуманистическом аспекте образования, сколько именно об образовании как прямом и непосредственном воплощении идей и ценностей гуманизма. Гуманизм означает, прежде всего, любовь к людям, терпимость и мягкость в человеческих отношениях, уважение прав, свобод и достоинства личности, признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. С позиции гуманизма конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в мире. Гуманизация образовательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает условия для самореализации личности, раскрытия всех ее природных задатков и ее развития как свободного ответственного творческого субъекта. В настоящее время со всей определенностью обозначилась проблема продуктивности жизни каждого человека, повышение ее ценности и самоценности. Естественно, и школе необходимо переориентироваться на продуктивный тип обучения, что требует переструктурирования системы ценностей педагогов, переориентации на развитие творческих качеств личности. Возрастание роли личности как субъекта жизни — показатель со- 49 циального прогресса, важнейшая характеристика нового качества жизни, ее цивилизованности. От веками складывающегося типа социокультурного наследования, основанного на передаче свода прошлых образцов в виде логически завершенной системы знаний, система образования совершает поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным становится формирование проектно- ориентированного сознания, способного к активному выстраиванию будущего и к свободной ориентации в нестандартных ситуациях. Поскольку темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, общество все больше нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии и имеющих аутодидактические навыки. Все это требует непрерывного образования специалистов, под которым понимается способ жизнедеятельности, характеризуемый гибкостью мышления, способностью к быстрой переориентации, отказу от привычных представлений, восприятию нового, нетрадиционного. В современном обществе сформировался устойчивый и долговременный запрос на личность человека свободного и критически мыслящего, раскованного и творческого, самобытного и инициативного. Функции педагога в этих условиях не могут ограничиваться лишь передачей определенной суммы знаний, он должен содействовать формированию генеративных, порождающих структур мышления и поведения обучающихся. Если понимать образование как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности, то педагог при таком понимании процесса образования превращается в организатора развивающего образа жизни учащегося. С этих позиций главной профессиональной задачей педагога становится поиск путей и способов, посредством которых можно помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Прогрессивное профессиональное развитие личности специалиста, начиная с ученической скамьи, происходит через разнообразные процессы, в конечном счете, ведущие личность к самоактуализации. Согласно теории американского психолога А. Маслоу (1908—1970), у абсолютно здорового, нормального, счастливого человека полностью доминирует в системе его мотивов стремление к самоактуализации, определяемой как «непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, 50 как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности» 5 . Процесс самоактуализации связан с переходом от невротических или инфантильных «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным, неизбежным, сущностным проблемам человека. Судьбоносную роль в этом процессе может сыграть воспитатель, раскрывая перед воспитанником мир истинных ценностей. Маслоу выделяет следующие общечеловеческие ценности: истина, добро, красота, целостность, единство противоположностей, жизненная активность, уникальность, совершенство, необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость, игра, самодостаточность. Все они входят в самоопределение человеческой сущности, развертывание которой и является стратегической целью образования. Воспитание молодежи в духе общечеловеческих ценностей является с позиции гуманистической педагогики основным условием ее социализации. Общечеловеческие ценности, как явствует из их названия, общезначимы для всего человечества, а не для отдельных социальных групп. Кроме того, это вечные ценности, которые имеют абсолютный характер. Выражая опыт всего человечества, они выступают образцами поведения для всех людей. Эти ценности входят в различные религиозно-нравственные системы в виде заповедей: «не укради», «не убий», «возлюби ближнего своего», «не сотвори себе кумира» и т. д. Гуманистическая педагогика считает основной целью образования содействие становлению ответственного человека, ориентированного на общечеловеческие ценности и делающего свободный выбор среди предоставленных жизнью возможностей. Гуманистический подход в сочетании с широкой профессиональной подготовкой высококвалифицированных специалистов позволяет определить в качестве главной цели образовательного процесса создание предпосылок для наиболее полной личностной и профессиональной самореализации учащихся в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и собственными потребностями. Ориентированная на построение демократического гражданского общества с рыноч- 51 ной экономикой система образования создает условия для повышения социальной мобильности и психологической устойчивости личности специалиста, который в случае необходимости всегда сможет на базе полученного образования освоить новую работу. Научная футурология предсказывает новый подъем либеральной цивилизации в XXI веке. Показательно, что многие молодые люди осознают личную ответственность за свою судьбу. Так, согласно результатам социологического опроса 2100 молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет в нескольких крупных городах страны 84% респондентов выбрали утверждение: «я хочу жить сам, строить свою жизнь на основе собственных убеждений, а не плыть в общем потоке с другими». Как написал один 16- летний выпускник школы: «я хочу жить так, как хочу, а не как получится!» Молодежь становится более прагматичной и самостоятельной, понимая, что достичь жизненного успеха можно только благодаря личной предприимчивости, инициативности, 5 Maslow A. H. Toward a Psychology of Being. N. Y., 1968. P. 153. активности. Принципы частной автономии, собственности и свободной конкуренции — фундамент возрождения и развития российского общества. В России долгое время нацию создавали из толпы, а надо строить ее из личностей, индивидуальностей. Дорожить собой и любить самого себя — с этого начинается цивилизованная жизнь. Педагогическая наука должна реагировать на эти вызовы жизни, отражая их в соответствующих целях и задачах образования. И здесь мы выходим на сложную проблему совмещения на уровне целеполагания ценностей гуманизма и прагматизма. Э. Фромм (1900—1980) емко и точно выразил ее сущность в названии своей известной книги «Иметь или быть?». Педагоги, выбирающие в качестве образовательных целей гуманистические ценности, безоговорочно придерживаются жизненной позиции «быть», поскольку справедливо полагают, что содержание истинной жизни составляют переживаемые отношения. Приобщая воспитанников к духовным ценностям, педагог существенно расширяет содержание жизни, которое проживает и переживает воспитанник. Жизненная позиция «иметь» означает ориентацию на потребление, т. е. «я есть то, чем я обладаю». Наша задача заключается в том, чтобы убедить воспитанников не отдавать предпочтение материальным ценностям в ущерб духовным, рассматривая первые в качестве лишь средства существования, но не 52 цели и смысла жизни. Вместе с тем, представляется, что диалектическое единство жизненных позиций «иметь и быть» намного больше соответствует насущным интересам современной молодежи, чем жесткая альтернатива Фромма. Трудно оспаривать тот факт, что материальное благополучие для духовно богатого и культурного человека значительно увеличивает его возможности «быть». Тем более, что такие люди нередко сами оказывают активную финансово-материальную поддержку культуре и образованию (вспомним, например, братьев П. М. и С. М. Третьяковых, С. Морозова, А. Нобеля, Дж. Сороса в ряду многих других меценатов и филантропов). Таким образом, цели и задачи образовательной системы должны, с одной стороны, учитывать право человека на свободный выбор жизненного пути, собственный поиск смысла жизни, а с другой — содействовать становлению конкурентоспособной личности, ориентированной на бытийные ценности, обладающей психологической, социальной и гражданской зрелостью. В заключение приведем формулировки целей образования в Законе РФ «Об образовании». В ст. 14 данного Закона отмечается, что «образование должно быть ориентировано на: — обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; — развитие общества; — укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: —адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; —формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; —интеграцию личности в национальную и мировую культуру; —формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; —воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». В ст. 24 Закона, посвященной высшему образованию, указывается, что «высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в уг- 53 лублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования». Вся организация образовательного процесса должна быть нацелена на развитие человека в соответствии с его природой и на основе его конституции. Всякое воспитание направлено на то, чтобы не оставить индивида в сфере субъективности, объективировать его в обществе. Мысль и чувство, ум и сердце следует направить на достижение главной цели — формирование духа для творческой самостоятельности. Важно пробудить у всех учащихся веру в свои силы для достижения поставленных целей и чувство собственного достоинства. |