еуіе. Учебник шахматной игры
Скачать 7.44 Mb.
|
нотация Так как разум для своего проявления нуждается в языке, в системе подходящих способов выражения, то шахматисты наряду со многими искусственными словами создали свою систему обозначения (нотацию) полей и ходов. У одних народов введена та алгебраическая нотация, око- торой мы говорили поле в ней обозначается буквой и цифрой, а ход – указанием двух полей. Например, запись ее означает на выигрыш обязан в течение 50 ходов снять с доски фигуру или пешку партнера или по крайней мере сделать ход какой-нибудь пешкой 2 Здесь ход белых. Черные угрожают дать мат посредством Ih3- g2. Чтобы предотвратить его, белые дают черным шах, играя 1. Ib6-a6. Черные вынуждены отвечать 1…Ka8-b8. Тогда белые идут ферзем обратно на b6 и снова дают шах уходит затем черный король на а или с – белые снова дают шах ходом Ib6-a6 и партия заканчивается вничью вечным шахом». Задача шахматной стратегии Мы установили, таким образом, правила, согласно которым должна протекать шахматная партия по этим правилам играют и начинающие, и искушенные опытом, и плохие шахматисты, и знатоки. Тот, кто не соблюдает ГЛАВА ПЕРВАЯ ход с поля е на поле е. У других народов употребляется не алгебраическая, а описательная нотация. В настоящее время во всем мире употребляется только алгебраическая нотация. – Прим. ред.) Она исходит изначального положения в ней говорят не о линии а, а о линии ферзевой ладьи, не о линии е, а о королевской линии в ней говорят, правда, ом, м ряде и т.д., но никогда не говорят ом ряде, поля которого заняты вначале партии фигурами, названиями которых эти поля и обозначаются. В этой описательной нотации не выделяется положение белых, а ходы черных описывается сих стороны, так что, например, й ряд доски называется м рядом черных 3 Общими для той и другой систем являются следующие обозна- чения: взятие шахмат короткая рокировка длинная рокировка любой ход Наша задача Пользуясь приведенными выше правилами в алгебраической системе нотации, мы поставим себе задачу выяснить внутренний смысл, содержание шахматной игры. В соответствии с требованиями логики мы начнем с самого простого и путем ряда умозаключений будем восходить от простого к более сложному. При этом мы вскроем все проявления разумности и целесообразности в шахматной игре и объединим их водном общем русле. Выгоды материального перевеса. Перевеса в силах на ладью достаточно для выигрыша партии. В момент получения мата наличие на доске фигуру проигрывающей стороны ничего не меняет, сколько бы этих фигур ни было и если мат в течение ближайших нескольких ходов неизбежен, то все фигуры, которые не в силах этот мат предотвратить и потому являющиеся простыми зрителями, не имеют ни малейшей ценности нов равных положениях, то есть когда фигуры противника не занимают более благоприятных позиций, чем наши, перевеса в силах на ладью достаточно для выигрыша. Таков тезис, который должен быть положен в основу всей шахматной стратегии, ибо к нему сводятся все остальные. Метод, обосновывающий эту истину, составляет альфу и омегу шахматного мышления. Этот метод предполагает, что в силу из ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ вестного процесса, а именно размена, белые, равно как и черные, лишились одинакового количества равноценных фигур. Так что под конец на доске осталась лишняя фигура – ладья, та ладья, которая создавала перевес. Такое предположение, что путем размена, не ухудшающего положения ни одной из сторон, партия упрощается, вполне допустимо, ибо размен производится ведь в равном положении. Доказательство того, что с королем и ладьей против короля сильнейшая сторона при своем ходе всегда может вынудить мат, опирается на тот факт, что матовые позиции с королем ила- дьей против короля существуют и всегда могут быть достигнуты путем применения известного приема. Мат королем и ладьей, правда, невозможен, пока король противника находится посредине доски, но он возможен, как только король оттеснен к краю доски. Дело в том, что посредине доски король, если он не стеснен неприятельскими фигурами, имеет восемь ходов, на краю же доски – только пять. Король собственными силами может отрезать другому королю самое большее три поля король же вместе с ладьей могут отрезать максимум пять полей, если при этом ладья дает шах. Это легко проследить на диаграмме. Здесь короли стоят друг к другу настолько близко, насколько они вообще имеют на это право, так как, конечно, ни один из них не может встать под удар. Они находятся, как говорят, в оппозиции, отнимая другу друга три поля d3, d4, Короли находятся в оппозиции, ладья дает шахи отнимает при этому короля три поля, которые расположены параллельно полям, отнятым благодаря оппозиции. Таким образом, король, находящийся на линии с, оттесняется на линию «b». ГЛАВА ПЕРВАЯ Сильнейшая сторона сначала гонит неприятельского короля к краю доски, а затем оттесняет его в угол, поступая при этом как рыбак, который сперва загоняет рыбу в сеть, а затем все туже затягивает эту сеть свободное пространство, имеющееся в распоряжении неприятельского короля, систематически суживается до тех пор, пока король не окажется совершенно запертым. или выше го ряда до тех пор, пока ладья d5 находится под защитой короля. Белые затягивают сеть еще туже, играя 1. Ke6-d6 и ожидая ответа противника. Конечно, если бы таковой со стороны черных не последовал, белым не удалось бы ничего достигнуть. Однако право хода является в шахматах одновременно и обязанностью отказаться отхода нельзя. Обязанность сделать невыгодный ход называется «цугцван- гом». На ход 1…Kc4-b4 последует после чего и линия с становится недоступной для черных. Приходе же 1…Kс4-с3 белые занимают оппозицию посредством, чтобы продолжать затем Gd5-d4 и овладеть м рядом. Таким образом сеть затягивается все теснее и теснее, отнимая у черного короля линию за линией, ряд за рядом. В конце концов противник оттесняется к краю доски безразлично вертикальному или горизонтальному. При этом возникает примерно такое положе- ние: Король, стоящий нас, немо- жет проникнуть далее линии с ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ Следует: 1...Ke8-f8 2. Kc6-d6 Kf8-e8 3. Kd6-e6 Ke8-f8 4. Ke6- f6 Kf8-e8 5. Черные, находясь в положении цугцванга, должны занять оппозицию ходом Ke8-f8, после чего они получают мат посредством На этом примере логика разбираемого процесса выступает с достаточной ясностью. Король и слон или король и конь делают против короля только ничью. Если мы проследим потому же методу, достаточно ли перевеса на слона или коня для достижения мата, то тотчас же убедимся в противном. С помощью этих фигур нельзя создать матового положения даже при самой выгодной позиции у нападающего и при самой невыгодной у защи- щающегося. Поставим короля противника в угол, откуда ему доступны всего три поля, и попробуем отрезать их у него королем и слоном или королем и конем, давая одновременно шах. Эта задача неразрешима. Король и две легкие фигуры выигрывают против короля, за исключением того случая, когда обе легкие фигуры – кони. Ввиду того что слон и конь обладают меньшей силой, их называют легкими фигурами в противоположность тяжелым фигурам – ладье и ферзю. С помощью двух легких фигур всегда можно найти матовые позиции. Вот примеры таких позиций. Однако не каждая из таких матовых позиций может быть достигнута методическим оттеснением короля – постепенным уменьшением его подвижности и нападениями на него. С помощью двух легких фигур (кроме двух коней – вторая позиция создана искусственно) еще можно добиться некоторых матовых положений в углу доски однако посредине крайней линии или ГЛАВА ПЕРВАЯ ряда, где подвижность короля больше, матовые положения легкими фигурами не достига- ются. Двумя слонами (поскольку они владеют как белыми, таки черными полями) короля можно легко поймать в сеть, состоящую из двух расположенных рядом диагоналей, как видно из следующего примера. Здесь для черного короля недоступны все поля, расположенные налево от диагоналей g1-a7 и f1-a6 и направо от диагоналей d1-h5 и С помощью короля легко затянуть эту сеть и, оттеснив неприятельского короля в угол, дать ему мат. Вынудить мат с помощью двух коней невозможно. Если мы допустим даже, что король оттеснен на край доски на поле, соседнее с угловым, то наши дальнейшие попытки оттеснения все жени к чему не приведут. Здесь перед нами критическое положение. Чтобы достигнуть мата, короля необходимо загнать в угол. Для этого нужно отрезать у него поле f8, через которое он может ускользнуть. Если мы для достижения этой цели сыграем 1. Ce5-d7 Kg8-h8, то ход 2. Cd5-e7 окажется невозможным, ибо черные получат пат. Если же предположить, что конь вместо е стоит уже на d7 и ход за белыми, то мы опять-таки ничего не можем достигнуть, так как на ход 1. Cd5- f6+ король уйдет в угол, а конь d7, стороживший поле f8, теперь не в состоянии сделать ход, которым достигался бы мат. Белые должны снять блокаду, так как в противном случае они добьются только пата. Таким образом, преследование окончилось неудачей. Наконец, слоном и конем мат вынуждается, хотя и сложным способом. Принцип оттеснения короля заключается в следующем король, слон и конь должны при выполнении своей задачи по возможности дополнять друг друга, нив коем случае не конкурируя между собой, то есть избегая отрезать те поля, которые находят ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ ся в сфере влияния союзника. Руководствуясь этим принципом, можно всегда оттеснить короля на край доски и затем – в один из углов. Мат может быть, правда, достигнут лишь в углу цвета слона ясно, что неприятельский король будет стремиться в противоположный угол, недоступный воздействию слона, и, таким образом, задача сводится к оттеснению короля из невыгодного для нас угла в надлежащий угол. При этом бывает драматические моменты, когда кажется, что оттесняемому королю все же удастся прорваться. Игра ведется следующим образом Это отнимает у короля угловое поле а. ... Kb8-c8 5. Ed4-a7 Этим ходом отрезается и поле, соседнее с угловыми конь с теперь свободен для новых заданий. ... Kc8-d8 6. Cc7-d5 Черный король делает попытку прорваться. Kc6-d6 Черные стремятся через g6 на g5 или h5. Волнующий момент. Cd5-e7 Kf7-f6 9. Ea7-e3 Сеть держится прочно, так как слон и конь в решающий момент дополняют друг друга. ... Kf6-f7 10. Ee3-d4 Kf7-e8 11. Kd6-e6 Ke8-d8 12. Теперь конь должен создать угрозу полю е, покуда слон b6 охраняет поле d8. 13. Ce7-f5 Ke8-f8 14. Cf5-d6 Kf8-g7 15. Ke6-f5 Kg7-h6 16. Eb6-d8 Kh6-h5 17. Cd6-e8 Kh5-h6 18. Ed8-g5+ Король не может вернуться обратно, иначе он будет немедленно заматован. 18. ... Kh6-h7 19. Kf5-f6 Kh7-g8 20. Kf6-e7 Kg8-h7 21. Ke7-f7 Kh7-h8 22. Eg5-h6 Kh8-h7 23. Eh6-f8 Kh7-h8 24. Ef8-g7+ Kh8-h7 25. Ce8-f6#. ГЛАВА ПЕРВАЯ. Преимущества на одну пешку если и не всегда, тов большинстве случаев достаточно для выигрыша. Выдвигая этот тезис, нужно еще сильнее, чем раньше, подчеркнуть, что размен равноценных фигур без риска сохраняет достигнутый перевес. Тогда при наличии надо- ске после всех разменов одной- единственной лишней пешки мы получим следующее) неприятельский король должен находиться в определенном прямоугольнике, чтобы помешать пешке достигнуть последнего ряда и превратиться в фигуру) если наш король владеет двумя полями перед пешкой, неприятельский король может найти спасение лишь в оппозиции, да и тоне всегда) если король противника находится непосредственно перед пешкой, то получается ничья, так как белые могут вынудить только пат. пасть на е, то есть достигнуть 8- го ряда. Следовательно, черный король должен находиться от поля е на расстоянии, не превышающем двух ходов. Он должен, стало быть, находиться где-нибудь в прямоугольнике с. Этот прямоугольник состоит из двух квадратов e6-e8-g8-g6 и e6-e8-c8- c6. Поэтому говорят о квадрате проходной пешки, то есть такой пешки, которая не может быть остановлена никакой неприятельской пешкой. Белая пешка стоит на е. Ей достаточно двух ходов, чтобы на- Здесь король владеет двумя полями перед своей пешкой – d5 и d6, и черные не находятся в оппозиции. Белые должны стремиться к тому, чтобы удержать это преимущество. Конечно, они не должны теперь продвигать пешку сперва им нужно оттеснить черного короля. Kc5-d5 Белые занимают оппозицию, чтобы благодаря цугцвангу овладеть полем d7 и затем продвинуть пешку на d5. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ. ... Kd7-c7 2. Kd5-e6 Kc7-d8 3. d4-d5 Теперь черные владеют оппозицией, однако в данном положении она бесполезна. d5-d6 Ke8-d8 5. d6-d7 ... Цугцванг! Король должен снять блокаду спешки. Белые выигрывают. ролю удается занять угол, партия заканчивается ничьей но даже это обстоятельство является необязательным условием. Если белый король попытается отрезать черного короля от угла, он сам может легко оказаться запертым в нем, причем ничья тогда неизбежна. Эта борьба за угол ясна из следующих двух поучительных примеров. Белые не могут выиграть. Если они сделают ход королем, то последует и игра затянется, не приближаясь, однако, к развязке. Если же белые сыграют 1. d6-d7+, они окажутся после 1…Ke8-d8 перед дилеммой либо запатовать черных ходом 2. Ke6- d6, либо сделать какой-нибудь другой ходи потерять пешку d7. Из этих соображений вытекает стратегия игры королем и пешкой против короля. Если налицо имеется ладейная пешка, то выигрыш затрудняется, так как даже господство над двумя полями перед пешкой ник чему не приводит. Коль скоро неприятельскому ко- Если в данном положении ход белых, то они выиграть не могут, так как конь не может воспрепятствовать черным ходить королем с сна си обратно. Если же ход черных, то они не могут пойти нас и вынуждены отойти на d8 или d7, после чего белые выигрывают, поскольку их король выбирается из своей темницы на свободу ГЛАВА ПЕРВАЯ Если неприятельский король достиг поля превращения ладей- ной пешки, которое к тому же, как в настоящем случае, неподвластно слону, то белые выиграть не могут, так как ни королем, ни слоном, ни пешкой нельзя отнять у черного короля углового поля. Всякая попытка приводит лишь к пату. Выгоды нападения на короля, лишенного защищающих фигур Если неприятельский король открыт для шахов и не в состоянии быстро укрыться за своими фигурами от нападения неприятельских ладей, слонов и ферзя, то он безусловно погиб. Нина одном из доступных ему полей он не может найти безопасного убежища. Ih6-g6+ Kg8-h8 3. Черные фигуры стоят совершенно в стороне от своего короля и не могут оказать ему никакой поддержки. Поэтому незначительным силам белых удается произвести успешное нападение. Черные обнажили своего короля. Белые при своем ходе могут решить партию в свою пользу еще до того, как черные успеют посредством создать на g7 безопасное место для отступления. Gb1-b6+ Kf6-e7 2. Лучше всего. Gb6-b8+ Ih4-d8 4. Gb8:d8+ Ke8:d8 5. Ga7-a8+ Kd8- 6. Белые выигрывают благодаря превосходству в силах ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ Белые оставили своего короля без всякой защиты против грозящего нападения ладьи пой горизонтали, причем ладья поддержана конем и пешкой, занимающими превосходные по- зиции. Здесь следует 1…Ga8-a1+ с неизбежным матом например, 2. Kg1-f2 Чтобы уяснить себе причину успеха подобных атак, проанализируем возможные защиты от шахов. На шах пешкой можно либо взять эту пешку, либо уйти коро- лем. На шах конем можно либо взять коня, либо уйти королем. На шах слоном, ладьей или ферзем можно либо взять фигуру, дающую шах, либо ограничить ее действие, перекрыв линию, по которой фигура действует (то есть закрыться от шаха, либо уйти королем. Против двойного шаха, при котором шах дается одновременно двумя фигурами, существует только одно средство уйти коро- лем. Таким образом, если нет фигур, которыми можно было бы закрыться от шаха или же взять дающую шах фигуру противника, и если король подвергается нападению превосходящих сил, то ему остается лишь безостановочное бегство в надежде достичь участков доски, занятых собственными фигурами, за которыми можно будет укрыться. Но все это труднодостижимо, когда имеешь дело с противником, умело пользующимся своим преиму- ществом. Чтобы дать мат, совсем не требуется располагать большим количеством фигур. Нужно лишь, чтобы сила этих фигур была использована наиболее рациональным образом. Приведем несколько приме- ров. Стесненный собственными ладьями на краю доски, король матуется одним ферзем. Пешка, ферзь и конь матуют короля посредине доски ГЛАВА ПЕРВАЯ Теперь приведем пример мата, достигаемого посредством двойного шаха. Две фигуры белых, борясь с подавляющим превосходством сил противника, пользуются огромной силой двойного шаха и дают мат посредством |