еуіе. Учебник шахматной игры
Скачать 7.44 Mb.
|
1. Из сказанного ясно, что нетрудно загнать обнаженного короля в матовую сеть, если для этой цели можно использовать несколько фигур, в числе которых одна тяжелая. Выгоды, получаемые несколькими одновременными нападениями Даже если нет преимущества в силах и положение неприятельского короля достаточно прочно, все же возможны объекты для нападений, ибо в конце концов каждая фигура и каждая пешка являются таковыми. Ведь Здесь мат также достигается посредине доски при помощи двух слонов и ладьи. Чтобы заматовать короля в углу, достаточно ладьи и коня. Неисчислимы позиции, в которых мат достигается малым количеством фигур. Но это происходит только при ограниченной подвижности короля соперника его собственными фигурами, когда они отнимают у него поля для бегства. Для примера приведем так называемый спертый мат, в создании которого принимает участие один лишь конь ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ взятие фигуры или пешки, если противник не может получить ничего взамен, обеспечивает по- беду. Конечно, редко имеет какой- нибудь смысл угрожать неприятельской фигуре, так как фигуру можно либо защитить другой фигурой, взяв под удар полена котором она расположена, либо, если защита почему-либо невыгодна, атакованную фигуру можно просто увести. Иначе обстоит дело при ряде одновременных нападений. Так как, согласно основным правилам игры, защищающийся может одним ходом передвинуть только одну фигуру, то, следовательно, не все атакованные фигуры могут быть уведены сразу, и некоторые из них остаются под ударом. Они могут быть спасены лишь значительным напряжением например, если защищающийся в свою очередь нападает на несколько фигур, или если он, отступая, дает шах, или же если отступающие фигуры создают настолько серьезные угрозы, что препятствуют нападающему брать фигуры, оставшиеся под ударом. Под понятие многократной атаки подходит также занятие ферзем, ладьей или слоном такого поля, откуда они угрожают нескольким неприятельским фигурам, расположенным на одной линии. Правда, в этом случае неприятельские фигуры не подвергаются одновременному нападению, так как одна фигура является заграждением и защитой для другой, расположенной дальше от нее на той же линии. Однако и такое нападение очень сильно. Если между атакованными таким образом фигурами находится вражеский король, то заграждающей фигуре бегство отрезано, ибо она связана. Еще хуже обстоит дело, когда король сам является заграждением стоит на атакованной линии первым. Если нет фигуры, при помощи которой король мог бы закрыться от нападения или взять нападающую фигуру, он вынужден отступить и бросить на произвол судьбы находящуюся за ним фигуру. Белые, находясь под шахом, играют 1. Ec1-b2, закрываясь от ГЛАВА ПЕРВАЯ шаха и связывая неприятельского ферзя. Черные при своем ходе играют белые отвечают 2. h7-h8I, дают шахи выигрывают ферзя. Белые при своем ходе играют 1. Gf2:f7+, нападая одновременно на короля и ферзя. Черные отвечают 1...If8:f7. На это следует выигрышем ферзя. Слон g7 связан ладьей g3, а связанная фигура является лишь заграждением, ноне защитой. Поэтому ферзь е берет пешку h6, которая только по видимости защищена слоном g7, и решающим образом усиливает нападение ладьи на связанную фигуру. Белые дают шах сперва на b8, а затем на аи выигрывают ладью ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ Могут ли белые напасть одновременно на короля и ферзя и таким образом выиграть последнего Белые играют 1. d2-d4, нападая пешкой одновременно на слона си коня е. Такой удар называется «вилкой». Белые дают вскрытый шах посредством 1. Gg7:c7+. Черные отвечают 1...Kh8-g8. На это следует вынуждая короля вновь встать на h8, то есть на диагональ слона. Затем следует. Gg7:b7+ Kh8-g8 4. Gb7-g7+ Kg8-h8 5. Gg7:a7+ Kh8-g8 6. Белые получили преимущество в силах 4 Слон связывает коня, но связывает не абсолютно, как, например, в том случае, когда конь защищает короля. Здесь конь защищает лишь ферзя, ценность которого хоть и велика, но относительна. Это дает коню право уйти от связки посредством создания угрозы фигуре более ценной, в данном случае неприятельскому королю. Черные играют 1…Cf6- e4+ и выигрывают фигуру ГЛАВА ПЕРВАЯ Белые при своем ходе развязывают коня f3 посредством создания скрытой угрозы мата. Они играют 1. Cf3:e5, нападая одновременно ферзем на слона h5. Если 1...Eh5:d1, то. Eb3:f7+ Ke8-e7 3. Эта комбинация встречается часто 5 Использование превосходства в решающем пункте Если связанная фигура, защищенная лишь королем, подвергается атаке вторично, то необходимо подвести еще одну защиту в противном случае фигура погибает. После вторичной защиты может последовать нападение в третий рази, таким образом, вокруг связанной, пригвожденной к месту фигуры начинается бой, в котором нападающему достаточно использовать преимущество в силах, чтобы добиться перевеса приостановить же атаку нападающий может всегда без всякого ущерба для себя. Ладья d4 связана она атакована один раза именно слоном, и защищена один раз – королем. Следует 1. Cg3-e2 с вторичным нападением на ладью. Черные защищают ее ходом 1...Gb5-d5. Теперь конь берет ладью d4, ладья берет коня и оказывается после этого связанной. Ходом 3. Kf2-e3 она подвергается новому нападению и погибает вследствие превосходства силу противника. Подобное проявление превосходства встречается часто. Я хочу, допустим, занять пешкой поле, многократно защищенное противником, или поставить туда свою фигуру для этого мне необходимо располагать преимуществом в силах в опорном пункте, чтобы фигура была по крайней мере столько же раз защищена, сколько раз она атакована. Белые могут пойти пешкой на d4, так как это поле хотя и защищено три раза (а именно пешкой е, слоном си конем с, но зато ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ и трижды атаковано (ферзем, пешкой си конем f3). Поэтому ход d2-d4 вполне возможен, и пешка при нем не теряется. Конечно, преимущество в силах не следует определять чисто арифметически. Известную роль играют заграждения и связывания, и их необходимо тщательно взвешивать. Некоторые защиты оказываются иллюзорными, другие, хотя и кажутся действенными, могут быть уничтожены противником путем размена или отвлечения. Ладья дважды атакована и дважды защищена. Однако, несмотря на то что ладья не подвергается атаке превосходящих сил, она все же проигрывается. Белые играют 1. Ic3:c5+. Этим ходом снимается одна защита. Ладья, находящаяся в опасности, немо- жет уйти с шахом на d1 или g4, так как черные сами находятся под шахом. Таким образом, черные вынуждены взять ферзя конем, а этим он отвлекается от защиты ладьи. В результате ладья остается беззащитной и завоевывается белыми без всякой компенсации для черных. Защита ладьи f7 ферзем g7 только кажущаяся, так как ферзь связан. Следует 1. Ee8:f7+Kg8-f8. Теперь король отвлекается от защиты ферзя посредством 2. Ed8- e7+, и после 2...Kf8:e7 3. Ig6:g7 белые выигрывают. Белые рассматривают связанную пешку d5 как объект для ГЛАВА ПЕРВАЯ атаки и прежде всего блокируют ее ходом 1. Gd1-d4. Если черные теперь не развяжут пешку, то есть не откажутся от защиты ее, то белые сыграют 2. с2-с4 (атака превосходящими силами). Атака и защита пункта d5 уравновешивают друг друга, ноу белых преимущество на другом участке. Они используют проходную пешку а для того, чтобы отвлечь черных от пункта d5 и получить там решающий перевес. Игра продолжается так. a2-a4 Kd6-e6 2. a4-a5 Ke6-d6 3. a5-a6 Kd6-c6 4. a6-a7 Kc6-b7 5. И белые выигрывают. Сравнительная ценность фигур при размене В приведенных выше примерах от желания нападающего часто зависело, отдавать свою фигуру за неприятельскую или же нет. Отдача своей фигуры зане- приятельскую называется разменом. Некоторые шахматисты охотно разменивают коня на слона, другие предпочитают об- ратное. Кто из них поступает правильно Или, может быть, вообще нельзя говорить о правильности или ошибочности того или иного размена и дело решает какая-то непонятная для нас случайность? В партиях большинства любителей дело, по-видимому, действительно сводится к счастливой или несчастливой случайности, которая, правда, не совсем уж непонятна и находит себе объяснение в психологии играющих. Однако усильных шахматистов можно заметить известную закономерность разменов, ау мастеров закономерность эта выступает уже совершенно отчетливо. В равных положениях слон и конь, по-видимому, равноценны коня или слона можно отдать затри пешки, две легкие фигуры за ладью и две пешки, ферзя – за две ладьи или затри легкие фигуры. Однако в некоторых положениях пешка может оказаться ценнее ферзя, как, например, в следующей позиции ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ Если бы у белых вместо пешки е находился на е ферзь, то выиграли бы черные. Но пешка е берет на d8 и превращается в коня с шахом таким путем белым удается завоевать еще ферзя и ладью, и они выигрывают благодаря превосходству в силах. Таким образом, указанные соотношения справедливы в равных положениях, хотя в каждом отдельном случае справедливость их все же несколько сомнительна тем не менее эти соотношения могут служить шахматисту компасом. Если играющий доверится этому компасу, его суденышко почти всегда, иногда только через много ходов, достигнет спокойной гавани. Эти соотношения можно проверить, расставляя на доске несложные позиции, чтобы их разобрать – проанализировать. Мы легко убедимся, что ладья сильнее, чем слон спешкой, но несколько слабее слона и двух пешек. У белых инициатива, так как черные ничего не могут предпринять. Белые выигрывают следующим образом 1. Gh6-h7+ ... Чтобы отрезать черного короля от его пешек. 1. ... Kd7-d8 2. Kd5-e6 Черные могут пойти как угодно, белые неизбежно завоюют все пешки посредством 3. Gh7-d7, 4. Gd7:d6 и т.д. Ферзь слабее двух ладей, если неприятельский король в безопасности, но сильнее их, если король ГЛАВА ПЕРВАЯ подвержен шахам. Отсюда следует, что в равных положениях две ладьи несколько сильнее ферзя. Простой пример поможет нам уяснить это. Белые играют здесь 1. Gh3-c3, 2. Gh1-c1 и через несколько ходов завоевывают пешку с. Выиграть пешку а, правда, трудно, однако очевидно, что инициатива на стороне ладей, ферзь же может надеяться лишь на вечный шах. Даже одна ладья может создать затруднения для ферзя, если на доске нет слабых пешек и к тому же ладья имеет в пешке опору. Белые делают ничью, играя 1. Gc3-a3. Они никогда не попадут в цугцванг, а все их фигуры защи- щены. Ладья, не имеющая поддержки, однако, всегда проигрывает против ферзя, а именно из-за цугцванга. Если наследующей диаграмме ход за черными, то ладья вынуждена удалиться от короля, так как ход 1...Gg2-h2 опровергается ответом 2. Ih4-e1#. Как только ладья остается без защиты, она проигрывается. Например. ... Gg2-a2 2. Ih4-g5+ Kg1-h1 3. Ig5-c1+ Kh1-h2 4. Ic1-h6+ Kh2-g1 5. Ih6-g6+ Kg1-h2 6. Ig6-h7+ Kh2-g1 7. Если же в положении на диаграмме ход за белыми, они легко приводят игру к такому же или сходному положению, при кото- ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ ром ход оказывается за черными, хотя бы посредством. Ih4-d4+ Kg1-h2 2. Id4-e5+ Kh2-h1 3. Ie5-h8+ Kh1-g1 4. Число подобных примеров исследования сравнительной ценности фигур нетрудно умножить. Эти упражнения чрезвычайно полезны для изучающего, и мы рекомендуем читателю заняться ими До изложенного выше шахматный мир дошел уже несколько веков назад. Доказательством тому – шахматные рассказы прошлых времен, которые повествуют об описанных нами приемах. Такие шахматные термины и выражения, как, например, держать под шахом, сделать тонкий ход, ничья, давно вошли в повседневную речь. Приведенные в предыдущей главе соображения и наблюдения являются элементами всякой шахматной стратегии, понятными каждому шахматисту, как его родной язык. Пятьсот лет назад этим исчерпывался весь объем шахматных знаний. Но вот появилось нечто совершенно новое возникла проблема, разрешению которой всецело отдался шахматный мир, – проблема, которая и теперь продолжает глубоко интересовать его. А именно каким способом следует вводить в бой фигуры, которые поначалу не связаны между собой и мешают друг другу? В течение многих столетий игру начинали на авось. После нескольких ходов осложнения создавались сами собой, ив этих осложнениях проявлялась сила игрока начало же партии казалось почти не имеющим значе- ния. Однажды какой-то неизвестный нам гений обратил внимание на различия в началах партий. И если бы его роль свелась лишь к тому (что, как мы предполагаем, было им сделано, чтобы выделить несколько начал, назвав их именами шахматистов, которые отдавали этим началам предпочтение, уже это было бы чрезвычайно большим достижением. Неожиданно в XV веке мы встречаем начала партий (дебюты, носящие определенные названия и разобранные в книгах, причем находим своеобразные термины, как, например, гамбит или «giuoco piano» (итальянское «джоко пьяно – тихая, спокойная игра. С этого момента разыгрывание дебютов становится проблемой, приковывающей к себе внимание всего шахматного мира. Появились собиратели вариантов, и игроки стали делиться на людей, руководствующихся книжной мудростью, и на природных талантов. Если бы содержание шахмат ограничивалось бы небольшим числом вариантов, то работа такого собирателя могла стать исчерпывающей. Однако число Глава вторая УЧЕНИЕ О ДЕБЮТАХ ГЛАВА ВТОРАЯ вариантов выражается миллионами. Поэтому нужно было искать правила, которые могли бы в сжатой форме подытожить тысячи и десятки тысяч вариантов. Так оно и случилось. Первый результат попытки такого рода гласил sortez les pieces (выводите фигуры) – принцип, относящийся, вероятно, к XVIII веку 7 Смысл его в том, что главное – это развитие фигур, которые вначале партии стеснены. А раз так, то, естественно, напрашивается вывод нужно препятствовать развитию фигур противника, а самому стремиться к быстрейшему и лучшему развитию и начинать атаку, пока часть боевых сил противника еще не выведена и вынуждена ограничиваться ролью безучастных зрителей враз- вертывающейся борьбе. Значительно позднее Адольф Андерсен установил следующее правило до тех пор пока нападение непосредственно не обещает какого-либо успеха, необходимо делать ход той фигурой, которая в данной момент расположена хуже других, – укреплять наиболее слабое место своей позиции. А спустя еще некоторое время стали скептически относиться ко всякому вообще продвижению пешки, предписывая величайшую экономию в такого рода ходах и рекомендуя делать их в крайних случаях. К этим правилам я добавил бы еще одно коней следует выводить раньше, чем слонов. Таким путем природные таланты получали возможность обходиться без собирания и запоминания вариантов и данных голой статистики. Но так каких партии и дебюты этих партий вновь и вновь коллекционировались, то творцы их в конце концов оказались вынуждены бороться против своих же собственных методов. Поэтому никто не может избавиться от необходимости как сопоставления между собой дебютов, таки собирания и отбора вариантов, и такое собрание вариантов, хотя бы ив самом сжатом виде, должно быть приведено в учебнике. Ниже следует собрание вариантов, в выборе которых мы ограничимся лишь самыми примечательными, существенными и поучительными и только вскользь упомянем о многочисленных других, чтобы не только дать материал для запоминания, но и оставить место для проявления инициативы. Для изучающего важно, чтобы он сохранил свою предприимчивость и развивал ее. Поэтому они в период обучения должен проявлять инициативу. Он нив коем случае не должен механически заучивать вариант за вариантом, а разбирать лишь те немногие, ко УЧЕНИЕ О ДЕБЮТАХ торые могут пригодиться ему на практике. Применив какой-ни- будь вариант, необходимо затем проанализировать свою партию особенно в том случае, если проиграл ее) и при этом установить, явился ли проигрыш результатом неправильной игры в дебюте или какой-нибудь ошибки в позднейшей стадии партии. Стечением времени изучающему придется встретиться за доской с другими партнерами, которые, возможно, применяют новые для него дебюты. Попытавшись разыграть их в соответствии с изложенными выше и дополненными еще в конце этой главы советами, изучающий может позднее сравнить свою партию с приведенными здесь вариантами и получить необходимую ориентировку. Таким путем, всегда оставаясь инициативным, изучающий двигается впереди в процессе своего развития постепенно знакомится с дебютными вариантами, приучается давать этим вариантам оценку. |