еуіе. Учебник шахматной игры
Скачать 7.44 Mb.
|
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ Для лучшего обозрения доски эти поля окрашивают попеременно в белый и черный цвет, так что с давних времен шахматная доска имеет такой вид: Очень важно, чтобы желающий изучить шахматную игру точно знал доску и мог ясно представить себе расположение каждого поля, равно как и взаимное расположение групп смежных полей. Для облегчения этого всю доску делят натри части середину и два фланга. Первая и вторая вертикальные линии (слева) образуют левый фланг седьмая и восьмая линии, примыкающие к правому краю доски, – правый фланг третья, четвертая, пятая и шестая линии – середину. Середину этой середины образуют четыре поля, лежащие в четвертой и пятой линиях ив четвертом и пятом рядах эти четыре поляна- зываются центром. Чтобы получить возможность коротко и ясно объяснять происходящее на доске, каждому полю дали название. В прежние времена им давали названия картинные описательные, в наш естественнонаучный век – названия математические. Эти математические названия напоминают систему координат, вроде той, которая была установлена Декартом. При этом линии, идущие снизу вверх, обозначаются по порядку буквами ряды же, идущие слева направо, обозначаются цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Говорят, таким образом, о линии а, о линии «b» и т.д. до линии «h» или ом ряде (горизонтали, м ряде и т.д. до го ряда. Так как каждое поле может принадлежать только одной линии и одному ряду, то оно совершенно точно определяется указанием этой линии и этого ряда. Например, поле b5 – это поле линии «b», которое находится в м ряду. Вошло в привычку ставить сперва букву, а потом цифру, так что всегда говорят и пишут поле b5», а не поле 5b». Эта система дает, таким образом, возможность простои единообразно обозначать каждое полена доске. О другой системе, системе описательного обозначения, речь пойдет ниже. В математической системе обозначений указанное выше разделение доски на отдельные части выражается так левый фланг образуют линии аи ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ правый – линии «g» и «h», середину линии се и «f»; центр составляют четыре поля d4, d5, e4, e5. В шахматах говорят также о крае доски, который составляют линии аи и ряды горизонтали) й и й, а также – о четырех угловых полях a1, a8, h1, Шахматист, который хочет научиться свободно читать шахматные книги, должен прежде всего научиться быстро и правильно обозначать поля, которые указываются ему на доске пальцем, а также быстро и правильно находить на доске поля, которые указываются ему в математическом обозначении, и ясно представлять себе их геометрическое положение. Шахматные фигуры Войска, которые сражаются на шахматной доске, состоят из белых и черных шахматных фигур. Белые фигуры образуют одну партию, черные – другую, противостоящую. Коротко называют эти партии просто белыми и «черными». У белых и черных имеются одни и те же фигуры король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Таким образом, в каждой партии насчитывается фигур. Фигуры расставляются на доске, причем каждая из них занимает только одно поле. Поле, таким образом, может быть либо пустым, либо занятым только одной фигурой. К началу игры фигуры расставляются определенным, рази навсегда установленным образом, а затем играющие изменяют это первоначальное расположение фигур, делая поочередно ходы, то есть передвигая свои фигуры с одного поляна другое. В этом и заключается ведущийся по определенным правилам бой между шахматными фигурами, каждая из которых стремится защитить своего короля и помочь овладеть королем противника. Внешний вид фигур бывает различен в книгах фигуры обозначаются следующими условными буквами король – Кр, ферзь – Ф, ладья – Л, слон – С, конь – К пешки же никак не обозначаются сейчас вместо буквенных обозначений чаще используется так называемый интершах: король – K, ферзь – I, ладья – G, слон – E, конь – C. – Прим. ред. На диаграммах фигуры изображаются следующими условными знач- ками: Король K Ферзь I Ладья G Слон E Конь C Пешка A B ГЛАВА ПЕРВАЯ Тот из игроков, чья очередь делать ход, должен переставить одну из своих фигур с того поляна котором она стоит, на какое- нибудь другое поле. В этом и заключается хода в чередующейся смене таких ходов состоит все течение битвы. Конечно, это описание не совсем полно оно передает только суть дела. Отметим, что иногда – при рокировке и превращении пешки – сразу движутся две фигуры одной и той же стороны. Все ходы, однако, делаются по определенным правилам, которым игроки обязаны подчиняться. Правила ходов Король может двигаться сто го поляна котором он стоит, только на одно из соседних полей, ладья может двигаться только по прямой линии, слон – только по косой (по диагонали, ферзь – и по прямой и по диагонали, конь делает прыжок, то есть кратчайший непрямо- линейный путь, возможный на шахматной доске, а пешка двигается только впереди только на одно поле. Все эти ходы допустимы лишь на такое поле, которое незанято другой своей же фигурой, и при условии, что путь к этому полю свободен. Если путь ладьи, слона или ферзя к какому-нибудь намеченному полю прерывается, поскольку одно из полей по дороге занято, то фигура немо- жет перепрыгнуть через эту преграду. Для занятия поляне служит препятствием нахождение на нем фигуры противника мы берем эту фигуру, завладеваем полем и снимаем неприятельскую фигуру. Для данной партии все эти снятые фигуры являются мертвыми и бесполезными. Остальные фигуры – король, конь и пешка – также могут взять фигуру противника король и конь – если они могут пойти на поле, занятое этой фигурой, пешка – если неприятельская фигура стоит передней на смежном по диагонали полено отнюдь непрямо передней. Все фигуры могут быть взяты и все могут быть поставлены под удар за исключением короля. Если ему грозит опасность, если, как говорят, противник дает шах, то играющий обязан защищать своего короля если же королю не остается никаких путей к спасению, он получает мат шахи мат, и партия кончена. Приведенные правила ходов неполны и изложены в слишком сжатой форме, но они дают четкое представление о шахматной борьбе. Теперь мы рассмотрим их подробнее в отдельности и выясним все сопутствующие логические моменты ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ Король Король может передвинуться со своего места на любое поле, удовлетворяющее следующим условиям) оно является соседним стем полем, которое король занимал раньше) оно незанято никакой фигурой того же цвета, что и король) оно не находится под ударом неприятельской фигуры (пешки). Только один разв течение партии король может отступить от этих правил, то есть пойти не на соседнее поле, а именно при рокировке. При рокировке король и одна из ладей его партии передвигаются одновременно, причем ладья ставится рядом с королем, а король переставляется через нее по современным правилам, сначала передвигается король, а затем ладья. – Прим. ред. При этом предполагается, что) король не находится под шахом (то есть под ударом) король и ладья в течение партии до этого момента еще не двигались) путь ладьи свободен) ни король, ни ладья не попадают в результате под удар. Оживим теперь изложение примерами. Белый король, находящийся на поле с, имеет в своем распоряжении только один хода именно на b2. Но для этого он должен взять черного слона, стоящего на поле Он может пойти туда, ибо, во- первых, это поле является соседним с полем сна котором он в настоящее время стоит во-вторых, это поле занято не своей фигурой, а неприятельской, и, в-третьих, оно не находится под ударом ка- кой-либо из вражеских фигур. Действительно, на доске находятся следующие неприятельские фигуры король на f8, ладья на f1, слон на b2 и пешка нас и ни одна из этих фигур не угрожает полю b2. С другой стороны, белый король не вправе пойти на поля b1, c1 или d1, так как эти поля находятся под ударом ладьи f1, а также на поля b3 или d3, так каким угрожает пешка сне может он также пойти нас или d2, так как эти поля заняты своими же пешками все другие поляна доске для него недоступны, потому что они не являются ГЛАВА ПЕРВАЯ смежными с полем, которое он занимает в настоящий момент. Убедитесь сами, что и у черного короля имеется только один хода именно – взять коня на Ход черных. Их король стоит под шахом, так как ему угрожает белый ферзь. Он не может взять этого ферзя, так как полена- ходится под ударом пешки f6, не может он пойти и ни на какое другое поле. Ферзь g7 не может быть взят ни одной черной фигурой. Поэтому черному королю нет спасения, он получил мат – черные проиграли партию. Здесь короли и ладьи стоят на своих первоначальных местах. Предположим, что они в данной партии еще не двигались. В этом случае белые могут произвести рокировку как ладьей h1, таки ладьей а как говорят, белые могут рокировать ив короткую ив длинную сторону. При короткой рокировке белая ладья с h1 перейдет на f1, а король – на g1; при длинной рокировке ладья а перейдет на d1, а король – нас. Черные могут рокировать в длинную сторону, переместив короля нас, а ладью сана, нов короткую сторону они рокировать не могут, так как король не вправе перейти через атакованное белым ферзем поле f8. Как уже было отмечено выше, начинать рокировку надо с короля. – Прим. ред.) Ладья Ладья, стоящая нас, имеет в своем распоряжении следующие ходы на b2, d2, e2, f2 и побить на ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ она не может пойти нас или с, так как вынуждена защищать своего короля от вражеской ладьи g2. Ладья сможет пойти на аи побить на e4, ноне может пойти на f4, так как белая ладья e4 преграждает ей путь и защищает этим белого короля. Ладья е имеет только два хода на d4 и побить нас ладья же g2 имеет в своем распоряжении 12 полей, а именно h2, f2, e2, d2, g1, g3, g4, g5, g6, g7, g8 и побить на с2. Слон В этом положении на доске имеются три слона нас, с, f6; кроме них – три ладьи нас и, конечно, два короля – ведь короли не снимаются – на аи Так как слоны ходят по диагоналям, то слон сможет взять слона f6, и наоборот. Однако взять ладью d2 слон сне может, так как он связан слоном f6, заставляющим его защищать своего короля. Слон сможет взять ладью f7; последняя же вообще никуда уйти не может, так как она связана, будучи вынужденной защищать своего короля от нападения слона с4. Число полей, на которые могут пойти в данном положении слоны слон сна четыре поля (b2, d4, e5, f6), слон сна десять (a2, b3, d5, e6, f7, a6, b5, d3, e2, f1) и, наконец, слон f6 – на девять полей (h8, g7, e5, d4, c3, d8, e7, g5, h4). Ферзь На доске два ферзя, одна ладья, один слон и оба короля. Черный ферзь а, соединяя в себе ходы ладьи и слона, может пойти на b4, c4, d4 и е, где он берет белого ферзя, на b3 и с, где он берет слона, на b5, c6, d7 и а, а, а, а, а, а, а. Белый ферзь е может пойти только на ее, ее, е и е, так как ладья е обязывает его прикрывать короля. Если ГЛАВА ПЕРВАЯ бы не это обстоятельство, он мог бы на h7 дать мат черному королю. Теперь же он должен взять ладью на е или позволить взять себя. Конь Здесь из четырех коней два неподвижны конь е не может двинуться со своего места из-за слона h5, конь g7 – из-за ладьи g3; они обязаны защищать своих королей. Конь f5 может пойти на одно из следующих полей e7, d6, d4, e3, g3 (при этом он берет ладью. Итак, кратчайший прыжок на доске осуществляется следующим образом сперва отсчитываются два поля вправо или влево, вверх или вниз, а затем одно поле в направлении перпендикулярном к ним. Это дает для коня, стоящего на f5, восемь возможностей, но одна из них, именно ход на g7, отнимается у него, так как это поле занято своей фигурой. У коня f6 имеются все восемь возможностей он угрожает неприятельскому королю, дает ему шахи король, чтобы спастись, вынужден бежать куда- нибудь, например на f7. Пешка На доске мы видим 16 пешек, то есть все пешки, участвующие в игре, и кроме них две ладьи, одного слона, одного коня и обоих королей. Вначале партии белые пешки занимают й ряд доски, а черные – й. С этих мест они движутся вперед или берут фигуры противника, но всегда продвигаются по направлению к врагу. Таким образом, белые пешки движутся всегда снизу вверх, черные сверху вниз. Белая пешка d4 может, например, взять черную пешку е и наоборот, потому что пешки движутся по прямой линии, берут – по косой. В приведенном положении мы видим три пешки, которые немо- гут двигаться, ибо они блокированы это пешки g3, g4, f7. Пешка g3 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ блокирована пешкой g4 (пешка берет ведь не по прямой, а по косой линии. Девять пешек a2, b2, e2, f2, h2, a7, b7, c7, f7 стоят еще на тех местах, которые они занимали вначале партии, остальные же семь пешек – c3, d4, g3, d6, e5, g4, h5 – уже продвинулись со своих первоначальных мест. Пешка d4 может сделать один из двух ходов либо продвинуться на d5, либо взять пешку е. Пешка сможет сделать один только ход – продвинуться вперед нас. Пешки же, стоящие еще на своих исходных местах ипритом неблокированные, могут сделать два хода это одно из тех отступлений от общих правил, которые на протяжении столетий завоевали своей целесообразностью права гражданства. Эти пешки могут по выбору играющего продвинуться вперед на одно или два поля. Например, пешка а может пойти либо на а, либо на а. Обратим теперь внимание на положение белой пешки f2 и черной g4. Пешка следит затем, чтобы белая пешка f2 не прошла безнаказанно через поле f3; если она станет на это поле, черная пешка может ее взять. Взятие должно являться непосредственным ответом на двойной ход пешки. Например, если бы в приведенном положении белые сыграли f2-f4, то черные могли бы ответить на это ходом g4:f3 и забрать неприятельскую пешку. Такое взятие называется взятием на проходе или, пользуясь очень употребительным французским выражением, взятием «en passant». Если же пешка, проскользнувшая мимо сторожившей пешки, небе- рется ближайшим ходом, то позже брать ее уже нельзя, иона остается на своей выдвинутой позиции в нашем примере если после f2-f4 черные не берут пешку сейчас жена проходе (на f3), то она остается на поле Так как пешки не ходят назад, то, продвигаясь вперед, они в конце концов достигают последнего ряда. Это, однако, не означает их смерти, ибо участвовать в бою и наступать на врага почетно. Поэтому пешка, достигшая последнего ряда, воскресает для новой, чрезвычайно достойной жизни она превращается в фигуру – ферзя, ладью, слона или коня (по выбору играющего это, конечно, для нее повышение, так как фигура обладает гораздо большей подвижностью и силой, чем пешка ГЛАВА ПЕРВАЯ Если в этом положении ход белых, то они продвигают пешку е на е, то есть в последний ряд, ставят вместот нее ферзя и объявляют мат черному королю. Если же ход черных, то они двигают пешку f2 наменяют ее на коня и дают мат белому королю. С давних времен фигуры вначале партии расставляются так, как показано на диаграмме, и первый ход делают белые. В углах стоят ладьи, первый ряд занимают белые фигуры в такой последовательности G, C, E, I, K, E, C, G; угловое поле с левой стороны от играющего белыми – черное во м ряду стоят белые пешки, в м ряду – черные пешки, в м – черные фигуры, причем каждая из них находится против соответствующей белой фигуры король против короля, ферзь против ферзя и т.д. Белый ферзь всегда стоит на белом поле, черный – на черном, то есть ферзь всегда стоит на поле своего цвета. Исход игры мат, пат, ничья С объявлением шаха и мата партия кончается, но матом одному из королей кончается не всякая партия. Если играющий при своем ходе не может сделать никакого хода, которым бы он не подставлял своего короля под удар, причем его король не стоит под шахом, то такое положение называется патом Получивший пат не проиграл партию, ибо проигрывает партию только получивший мата обязательное условие мата заключается в том, что король должен находиться под шахом, чего в данном случае нет в этом случае партия признается ни- чьей. Если ни тот, ни другой из противников не чувствует себя в силах довести партию до мата, то партия по взаимному соглашению признается ничьей. Это соглашение может быть добровольным или вынужденным. Ничья вынуждается, во-первых, повторением одних и тех же ходов и, стало быть, одних и тех же положений, во-вторых, правилом, гласящим, что играющий Здесь и далее примечания спец- редактора (см. стр. 376). ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАХМАТНОЙ ИГРЕ эти правила, не играет в шахматы кто соблюдает их, принадлежит к великой семье шахматистов, насчитывающей миллионы членов. Шахматисты, при единых правилах, отличаются друг от друга стратегией игры, то есть планомерностью, целесообразностью, разумностью их ходов. Эта разумность не заключает в себе ничего отличного от всех других проявлений разума. Напротив, она является его частью, ответвлением его ствола она сильна его силой и отягощена его затруднениями. Оттого же ствола, маленькой веточкой которого является логика Аристотеля, произрастает и другая веточка, называющаяся стратегией шахматной игры. |