Главная страница
Навигация по странице:

  • Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).

  • Жив Бог - жива

  • Учебник Васильев С. Ф., Вознюк Е. Б., Демин И. В. Базовый курс философии для бакалавров. Барнаул, 2015


    Скачать 123.26 Kb.
    НазваниеУчебник Васильев С. Ф., Вознюк Е. Б., Демин И. В. Базовый курс философии для бакалавров. Барнаул, 2015
    Дата27.03.2023
    Размер123.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDusha - 2.docx
    ТипУчебник
    #1018530
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    а) Каковы идеи сильной версии искусственного интеллекта?

    б) Что возражает Дж. Сёрль против этой концепции?

    в) В чем смысл мысленного эксперимента с «Китайской комнатой»? Что он доказывает?

    г) Согласны ли Вы с мнением Дж. Сёрля или нет, и почему – приведите свои аргументы?
    Согласно крайней версии этого взгляда, мозг является цифровым компьютером, а сознание — компьютерной программой. Можно суммировать данный взгляд, — я называю его «сильной версией искусственного интеллекта», или «сильным ИИ», — сказав, что сознание относится к мозгу так же, как программа — к аппаратным средствам компьютера.

    Следовательно, в человеческом сознании нет ничего биологического. Мозг оказывается одним из видов компьютерной аппаратуры, способной выполнять программы, которые составляют человеческий интеллект. Согласно этому взгляду, сознанием обладает любая физическая система с правильной программой и правильными устройствами ввода и считывания данных, Например, вы можете соорудить компьютер из пустых пивных банок, а в качестве источника энергии выбрать ветряные мельницы. Если в компьютер заложена правильная программа, то он обладает сознанием. И дело не в том, что он мог бы обладать мыслями и чувствами. Он должен ими обладать, потому что для этого требуется только одно: выполнение правильной программы.

    Считается, что мы еще не разработали программу, которая является сознанием. Но при этом все, кто придерживается сильной версии ИИ, соглашаются с тем, что это лишь вопрос времени. Специалисты по компьютерам и искусственному интеллекту рано или поздно построят компьютерную аппаратуру и программы, эквивалентные человеческому мозгу и сознанию. Это будут искусственный мозг и искусственное сознание, во всем равные человеческому мозгу и человеческому сознанию.

    Люди, не знакомые с областью исследований по искусственному интеллекту, очень удивляются, когда узнают, что кто-то вообще придерживается такого взгляда. Поэтому, прежде чем подвергнуть его критическому анализу, приведу высказывания ученых, которые занимались этим предметом. Герберт Саймон из университета Кар-неги-Меллона утверждает, что у нас уже есть машины, которые в буквальном смысле мыслят. Речь идет не о какой-то будущей машине — уже существующие цифровые компьютеры мыслят точно так же, как и мы с вами. Представляете? На протяжении столетий философов волновало, может машина мыслить или нет, а сейчас обнаруживается, что в Карнеги-Меллоне мыслящие машины уже имеются. Коллега Саймона Алан Ньюэлл заявляет: мы открыли (заметьте, что он говорит «открыли», а не «предположили» или «сочли вероятным»), что интеллект есть всего лишь манипуляция физическими символами и не связан существенным образом с какой-либо особой биологической или физической аппаратурой. Интеллектом обладает любая система, способная правильно манипулировать физическими символами. К чести Саймона и Ньюэлла, оба они подчеркивают, что в их заявлениях нет ничего метафорического: смысл этих заявлений буквален. Далее, Фримен Дайсон утверждает, что если говорить о дальнейшей эволюции, то компьютеры имеют преимущество перед людьми. Поскольку сознание — это формальные процессы, в компьютерах они могут выполняться на таких субстанциях, которые имеют гораздо больше шансов выжить, чем мы — существа, состоящие из влажных и мягких материалов. Марвин Мински из Массачусетского технологического института утверждает, что следующее поколение компьютеров будет настолько разумным, что нам «повезет, если они захотят оставить нас при себе в качестве домашних животных». Но наилучшим преувеличением являются слова Джона Маккарти, изобретателя самого термина «искусственный интеллект». С его точки зрения, даже «столь простые машины, как термостаты, придерживаются определенных убеждений». Убеждения есть практически у любой машины, способной решать проблемы. Я восхищаюсь мужеством Маккарти. Однажды я спросил его: «Какие же именно убеждения есть у вашего термостата?» Он ответил: «У моего термостата три убеждения: здесь слишком жарко, здесь слишком холодно, здесь нормальная температура». Как философу, эти тезисы нравятся мне по одной простой причине: им присуща ясность и они допускают простое и решающее опровержение. Именно такое опровержение я и собираюсь изложить в этой главе. Опровержение это не имеет в виду ту или иную стадию развития компьютерной технологии. Мы склонны полагать, что решение всех наших проблем заключено в каком-то еще не случившемся технологическом чуде. Наше опровержение не имеет ничего общего с такого рода аргументацией. Оно касается самого определения цифрового компьютера.

    Для нашей концепции цифрового компьютера существенно важно, чтобы его операции можно было определять чисто формальным образом: иначе говоря, мы определяем шаги в терминах абстрактных символов — например, в виде последовательностей нулей и единиц. Типичное компьютерное «правило» определяет, что когда машина находится в определенном состоянии и на ленте напечатан определенный символ, она выполняет некую операцию, например стирает символ или печатает другой символ; затем она переходит к другому состоянию, например передвигает ленту на один квадрат влево. Но у символов нет семантического содержания, и они должны быть конкретизированы исключительно в терминах своей формальной пли синтаксической структуры. Например, нули и единицы — всего лишь символы чисел; они даже не являются заменой для чисел. И именно это свойство цифровых компьютеров делает их столь мощными инструментами. Одна и та же компьютерная аппаратура может быть использована для выполнения бесконечного числа различных программ. А одна и та же программа может выполняться на различных типах компьютерной аппаратуры.

    Но это свойство программ — их чисто формальный или синтаксический характер — фатально для взгляда, согласно которому ментальные и программные процессы тождественны друг другу. Объяснить это можно очень просто. Сознание есть нечто большее, чем формальные или синтаксические процессы. Наши внутренние ментальные состояния, по определению, обладают содержанием. Если я думаю о Канзас-Сити, или не прочь был бы выпить холодного пива, или интересуюсь, не упадет ли процентная ставка, — в каждом из этих случаев мое ментальное состояние обладает определенным содержанием в дополнение к любым формальным свойствам. Иначе говоря, даже если мои мысли представляются мне в виде цепочек из символов, в самом мышлении должно быть нечто большее, потому что цепочки сами по себе не обладают никаким смыслом. Если мои мысли являются мыслями о чем-либо, то и цепочки должны иметь смысл, и это делает их мыслями об этих вещах. Словом, в сознании есть не только синтаксис, но и семантика. Компьютерная программа не может стать сознанием, если это чисто синтаксическая программа. Сознание же семантично в том смысле, что оно обладает не только формальной структурой, но и содержанием.

    Проведем следующий мысленный эксперимент. Представим себе, что группа программистов составила программу, позволяющую компьютеру имитировать понимание китайского языка. Если компьютеру задается вoпpoc по-китайски, он сверяет его со своей памятью, или базой данных, а затем выдает подходящие ответы, тоже по-китайски. Допустим, ответы компьютера оказываются не хуже ответов настоящего китайца. Можно ли сказать, что компьютер понимает по-китайски не хуже самих китайцев? Вообразите, что вы находитесь в комнате, где расставлено несколько корзинок с китайскими иероглифами. Вы не понимаете по-китайски ни слова, но вам дали книжку на английском языке, содержащую правила манипулирования этими иероглифами. Это чисто формальные правила, касающиеся синтаксиса, а не семантики. Например: «Возьми знак фигли- мигли из корзины № 1 и положи его рядом со знаком фогли-могли из корзины № 2». Предположим теперь, что в комнату поступили другие китайские иероглифы, а вас снабдили новыми правилами, предписывающими, как возвращать эти иероглифы. Предположим также, что находящиеся снаружи люди называют неизвестные вам иероглифы вопросами, а те, что вы возвращаете назад, — ответами. Допустим также, что программисты поднаторели в составлении программ, а вы — в манипулировании символами. Ваши ответы практически неотличимы от ответов настоящих китайцев. Итак, вы заперты в комнате, перекладываете иероглифы с места на место и посылаете одни в ответ на другие. В этой ситуации нет никакой возможности изучить китайский язык, дело сводится к простому манипулированию этими чисто формальными символами.

    Смысл примера состоит в следующем: выполняя формальную компьютерную программу, вы, с точки зрения внешнего наблюдателя, ведете себя так, как будто понимаете по-китайски, однако на самом деле вы не понимаете по-китайски ни единого слова. Но если выполнения компьютерной программы недостаточно для того, чтобы вы стали понимать по-китайски, то этого недостаточно и для того, чтобы его стал понимать любой другой цифровой компьютер. Объясняется это очень просто. Если вы не понимаете по-китайски, то и никакой другой компьютер не сможет понять этот язык, потому что у цифрового компьютера нет ничего такого, чего бы не было у вас. Все, что у него имеется, — это формальная программа для манипулирования неинтерпретированными иероглифами. Повторим, у компьютера есть синтаксис, но нет семантики. Суть притчи проста. Понимать язык, или иметь ментальные состояния — значит иметь нечто большее, чем просто совокупность формальных символов. Предполагается, что у вас есть интерпретация, или смысл, которым наделены символы, А у цифрового компьютера не может быть ничего, кроме формальных символов, потому что работа компьютера, как я уже говорил, состоит в выполнении программ. Эти программы чисто формальны и не имеют семантического содержания.
    6. Напишите:

    а) какие свойства присущи духу, согласно автору,

    б) какие свойства вы бы добавили,

    в) какое значение имеет дух для жизни человека,

    г) какое воздействие оказывает дух на вашу жизнь – к какому разряду людей вы можете себя отнести – плотскому, душевному иди духовному и почему?

    Николай Николаевич Фиолетов «Очерки христианской апологетики». Таким внутренним центром, собирающим воедино силы души и направляющим их к единой высшей цели, является дух, духовная сторона души. Он выходит за пределы не только пространства, но и времени и обращен к вечности. Дух связывает человека с высшим миром, временное с вечным в самом человеке, поднимает его над ограниченностью внешних условий земного, временно-пространственого существования и направляет самое это земное существование к высшей цели.

    По библейскому учению, дух — это «та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая его сотворение» (еп. Феофан). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7). Именно в этой стороне заключается «образ Божий», по которому создан человек. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию (Быт 1, 27). Только с появлением духовной жизни, с принятием «дыхания жизни» человек поднялся от «праха земного» до человека в собственном смысле слова, выделенного из всех других тварей. «Образ Божий» по христианскому пониманию заключается в наклонности и способности к истине, добру и красоте абсолютной, источник которой есть Бог, а «подобие Божие» - в стремлении к развитию в себе этих способностей, в богоуподоблении, в стремлении к бесконечному совершенствованию. В стремлении к совершенству и заключается жизнь духа. Духовная жизнь делает человека причастным жизни божественной, вечной…

    Есть, однако, такие простейшие проявления жизни духа, которые переживаются в непосредственном опыте даже людьми, не сознающими этого ясно или не желающими сознавать. Запросы духа сказываются, например, в стремлении к цельному, знанию - знанию не только нужному для удовлетворения текущих внешних потребностей, но и к знанию, дающему полную картину мира, открывающему смысл существующего и его значение. Знания, помогающие ориентироваться практически во внешнем мире, достигаются при помощи душевных сил и способностей, искание цельного знания, искание истины есть проявление жизни духовной. Мыслительная деятельность опирается на внешний опыт и наблюдения и ограничивается ответом на вопрос: как происходят те или иные окружающие нас явления. Но этим не ограничиваются наши познавательные потребности, не удовлетворяется наш разум: он ищет ответа на вопрос о «значении каждого круга вещей и общей совокупности творений», о смысле всего существующего и самой нашей жизни. Ответ на данные вопросы не дается внешним опытом и открывается лишь духовному опыту, духовному познанию.

    Проявлением духовной стороны нашей природы является «совесть». Совесть (по-русски «со-знание») есть способность оценивать свои собственные поступки и свою жизнь. Сознание хорошего поступка создает при этом чувство удовлетворения, дурного - неудовлетворенности собой, раскаяния, того, что называется «муками совести».. В совести проявляется действие «естественного нравственного закона», заложенного в природе человека и свойственого, по ап. Павлу, и язычникам… Совесть определяется в христианском богословии как «законодатель», блюститель закона, «судия и воздаятель», так как через нее проявляется и сознание «естественного закона», и собственное внутреннее воздаяние за свои поступки…

    Совесть дает оценку нашим поступкам, мыслям и чувствам независимо от мнений окружающих: по суду совести человек может сознавать себя правым и в тех поступках, которые осуждаются «общественным мнением», и наоборот. Стремление непременно следовать моде и постоянно колеблющимся мнениям и настроениям толпы, «плыть по течению» есть признак душевной слабости, бесхарактерности и слабо развитого сознания и противоположно требованию совести. Наконец, «общественное мнение» человек во многих случаях может обмануть, скрыть от него подлинный характер своего поступка, но нельзя обмануть подлинный голос совести или уйти от него. Совесть оценивает поступки не по их внешним последствиям, а по их внутреннему достоинству. Сознательно или бессознательно она свидетельствует о соответствии или несоответствии нашей жизни, ее высшим целям, достоинству и назначению человека. Она свидетельствует о наличности «образа и подобия Божия» в человеке, его стремлении к Богу, хотя часто и неосознанном. В этом смысле она есть голос Божий в человеке…

    К проявлениям духа относится и стремление к красоте. Красивым, прекрасным кажется не только то, что услаждает взор и слух человека или приносит внешнюю пользу человеку с точки зрения каких-либо выгод (например, материально-бытовых), ибо для грубого сознания невежественной черни, по словам Пушкина, печной горшок дороже Аполлона Бельведерского. Эстетическое чувство содержит элементы бескорыстия, искание идеи, идеала во внешнем образе (воплощение идеи в образе составляет сущность искусства). Стремление к красоте, даже в элементарных его проявлениях, есть поэтому действие духовной стороны в человеке. Она дает себя знать и во внутренней неудовлетворенности человека внешними благами и достижениями, в постоянном искании нового и лучшего. Внешние блага (материальные, власть, слава и пр.) кажутся ценными только до тех пор, пока не будут достигнуты. После их достижения живой человек обычно перестает удовлетворяться ими и ищет иного. Эта неутолимость исканий и потребностей свидетельствует о высшей духовной' природе, для которой никакое временное, внешнее благо не может быть последней целью. Ничто временное и тварное вполне и до конца удовлетворить человеческий дух не может. Он ищет, хотя часто и бессознательно, бесконечного совершенства, которое может быть дано только в Боге…

    Более углубленные проявления духовной жизни обнаруживаются у людей, обладающих непосредственным духовным и религиозным опытом. Одним из таких обнаружений силы духа является действие молитвы. Молитва есть непосредственное обращение мысли и чувства к Богу и на высших ступенях переживание живого общения с Ним. Люди, имеющие опыт молитвы, свидетельствуют о переживании ими особого состояния мира души, при котором утихают все страсти и противоречия, возникает состояние легкости, спокойствия и радости…

    Высшие проявления духовной жизни обнаруживаются в особых духовных дарах… Дары эти проявлялись в высшем художественном вдохновении, при котором художник созерцает образы, воплощаемые им в его произведениях, и в озарениях мысли («творческая интуиция»), создающей творческие идеи в области познания (у великих ученых и философов), и в подвигах любви и самоотвержения, и в даре «прозорливости», основанном на проникновении в самые глубины чужой души человеческой, при котором видны ее сокрытые мысли и намерения, и в даре пророческом - даре вдохновенного предвидения духовных судеб, и в подвигах веры и благочестия. Жизнь и подвиги святых подвижников (явление которых никогда не прекращалось в течение всей истории христианства, хотя не всегда замечалось в мирских кругах общества) свидетельствуют об этих чрезвычайных действиях духа…

    Характерной чертой духовной жизни является ее вневременность, несвязанность ни пространством, ни временем. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин 3, 8). Если бы жизнь человеческая ограничивалась только душевно-телесной природой - душевными переживаниями, связанными с преходящими впечатлениями внешнего мира, с повседневными заботами о материальных благах и условиях существования, то она не имела бы никакой цельности, вся растворилась бы в отдельных моментах времени и поглощалась бы ими. Наше «я», наша личность распалась бы в отдельных переживаниях и оставалась бы только простой формой без содержания. Только наличность высших духовных целей, выходящих за пределы отдельных моментов и обнимающих всю Жизнь, может образовать действительное содержание человека от «вещей» и внешних условий и получает внутреннюю свободу. Свобода - характерная черта духовной жизни. Где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).

    Только наличность духовной жизни существенно отличает человека от животного. В своей телесной природе человек близок к животному миру. Также и душевная жизнь в ее элементарных проявлениях свойственна и животным. Если бы человек не обладал, кроме того, и духовной жизнью, то различие его от животного было бы только различием в степени. Лишь с появлением духовной жизни сознание появляется в человеке в настоящем смысле. Только духовность, или «умность» (под умом в святоотеческих творениях понимается не рассудок, исходящий из внешнего опыта, а высшие духовные способности) «делает нас, - по словам Антония Великого, - достойными называться людьми; не имея же такой умности, мы разнимся от бессловесных одним расположением членов и даром слова.

    В духовной стороне, по существу вневременной, содержится и бессмертное начало в человеке. Выше уже говорилось, что при постоянной смене всех наших переживаний остается все время сознание одного и того же «я», одной и той же личности. Душевные переживания наши связаны с внешним миром временно, но самый центр личности, самое «я» вне этого временного потока, В отличие от мира физического и даже от мира животного (который живет по преимуществу родовой жизнью, родовыми «инстинктами»), человек обладает личностью и личным сознанием. Центр этой личности составляет дух, духовная жизнь: чем слабее она, тем слабее проявляется и личность (тем более в жизни по «инерции», жизни «стадной»); чем она глубже, тем содержательнее жизнь личности, тем сильнее в ней непреходящий центр. Здесь основание для личного бессмертия: В сущности все существование, в известной мере, причастно бессмертию, как это признает и естественная наука. С точки зрения физики - физическое бытие не уничтожается совершенно, но меняет свою форму и после этого продолжает появляться в круговороте вещей (сохранение материи и энергии). В животном мире, который живет преимущественно родовой жизнью, - это бессмертие проявляется в сохранении рода. Но жизнь человека носит личный характер, связанный с его духовностью, и потому нет оснований ограничивать его бессмертие только родовым бессмертием. Если духовное: бытие неуничтожимо (как неуничтожимо и физико-биологическое бытие), то оно неуничтожимо именно как личное, ибо духовное начало не есть начало безличное, но начало свободное, активное, самосознающее, а потому личное. Чем глубже духовная жизнь, тем больше она во время жизни в теле связана с вневременным и вечным, тем глубже и жизнь последующая, после разделения с телом.

    По христианскому учению, источник духовной жизни заключается в Боге и в Нем же и источник вечной жизни. Вера в Бога и в образ Божий в человеке непременно связаны поэтому и с верой в бессмертие человеческого духа. Жив Бог - жива душа моя, - выражают эту мысль псалмы Давида.

    Духовное начало по самому своему существу должно было господствовать в человеке и направлять другие стороны его природы, так как только оно, как указывалось, может дать цельность и осмысленность жизни человека, только оно делает человека действительно человеком, существом разумно-свободным. Но в силу извращений, связанных с грехом, это нормальное состояние духа, души и тела часто утрачивается, и; вместо духа получает преобладание или чисто душевная сторона человека, или даже просто телесная, или «плотская».

    По преобладанию той или другой стороны в человеке в апостольских и святоотеческих творениях различаются три типа людей: плотский, душевный и духовный человек. «Плотский» человек ставит выше всего в своей жизни влечения своей плоти, которым отдается всецело, без какого-либо направления их со стороны высших сил своей природы. Самые эти потребности и влечения, превращаясь из средства в самоцель, получают неизбежно преувеличенный, неестественный характер, становясь извращениями природы. Такие извращенные влечения, овладевающие человеком и порабощающие его душу, в святоотеческих творениях носят названия «страстей»…

    «Душевный» человек не находится в порабощении страстям (его поступки управляются его рассудком и волей). Но в нем преобладающей является та сторона души, которая направлена на устроение его положения во внешнем мире, которая живет временными интересами каждого дня. «Душевный» человек ставит себе отдельные временные цели, направленные к достижению временных благ, но не сознает вневременного смысла всей своей жизни, той высшей цели, которой он должен служить. Он живет на поверхности жизни и не проникает в ее глубину, чувствует и сознает лишь поверхность явлений и о всем судит поверхностно, кругозор его ограничен: он живет интересами места и времени и обо всем судит с этой точки зрения. В этом смысле к «душевности» нужно отнести то, что называется «мещанством», «обывательщиной». Такой человек может соблюдать правила общежития и обычной житейской морали, может иметь добрые расположения и чувства, может быть «хорошим человеком» в обывательском смысле, но он не может дать осмысленного направления своей жизни и принести настоящие плоды добра (по слову Евангелия: без Меня не можете творить ничего).

    Добро для него не путь жизни, а проявление отдельных настроений, и большей частью делается постольку, поскольку «хорошие» дела не сталкиваются серьезно с житейскими интересами. Эти «хорошие» настроения у «душевного» человека, не имея твердой основы, неустойчивы и непостоянны, в особенности в трудные моменты испытаний…

    Цельным и подлинным человеком, воплощающим свое назначение и осуществляющим смысл своей жизни, является, по христианским понятиям, лишь «духовный» человек, в котором духовная сторона его природы (образ Божий) направляет всю его жизнь и руководит другими сторонами его природы (душевной и телесной). В чистом виде каждый из этих типов не встречается в действительности. О «плотском», «душевном» и «духовном» человеке говорят лишь по преобладанию в нем той или другой стороны (и в «плотском» человеке действуют и душевные силы и иногда сохраняются проблески духовных начал; в «душевном» человеке также проявляются, в известной мере, следы его духовной природы).

    В нормальном человеке духовная сторона его является направляющей, но не исключает действий и других сторон, а только «одухотворяет» их. Эти стороны в нем гармонически объединены и направлены к высшей цели. Поэтому, только через человека и может произойти преображение и одухотворение всей твари.

    Отсюда особое значение, которое придает христианское учение человеку среди всех тварей, в отличие от язычества.
    6. Напишите:
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта