Учебник Васильев С. Ф., Вознюк Е. Б., Демин И. В. Базовый курс философии для бакалавров. Барнаул, 2015
Скачать 123.26 Kb.
|
УЧЕНИЕ О ДУШЕ И СОЗНАНИИ Соблюдайте правила относительно названий файлов работ, присылаемых на проверку преподавателю. В названии файла ЛАТИНСКИМИ БУКВАМИ надо указать ваше имя и фамилию, группу и название работы. Внутри файла надо указать свои фамилию, имя и отчество, группу и название работы РУССКИМИ буквами. Учебник: Васильев С. Ф., Вознюк Е. Б., Демин И. В. Базовый курс философии для бакалавров. - Барнаул, 2015. РАЗДЕЛ 6. УЧЕНИЕ О ДУШЕ И СОЗНАНИИ С. 68 – 83. Тема № 13. Проблема души как субстанции, Тема № 14. Психофизическая проблема. Гилозоизм. Дуализм Р. Декарта, Тема № 15. Пантеизм Б. Спинозы о связи души и тела. Психофизический параллелизм, Тема № 16. Теория предустановленной гармонии В. Г. Лейбница, Тема № 17. Материалистическая теория психики, Тема № 18. Субъективный идеализм, Тема № 19. Строение души. Душа и дух. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ а) У человеческих существ есть определенное представление о самих себе, составленное на основании здравого смысла, и это представление очень трудно сообразовать с «научным» представлением о физическом мире. Мы считаем себя сознательными, свободными, разумными существами, действующими в мире, который, как утверждает наука, состоит из лишенных сознания, бессмысленных физических частиц. Как же согласовать эти два представления? Возможно ли, чтобы мир не содержал ничего, кроме не обладающих сознанием физических частиц, и в то же время содержал сознание? Возможно ли, чтобы механическая Вселенная содержала интенциональные человеческие существа, то есть человеческие существа, которые способны формировать представления о мире? Короче говоря, возможно ли, чтобы бессмысленный мир содержал смыслы? (Джон Серль) б) Порождает ли мозг сознание? Как мозг порождает сознание? И как может мозг порождать сознание? в) Американский философ Дэниэл Деннет считал, что всех нас можно назвать зомби. Зомби демонстрируют совершенно естественное, сопровождаемое вниманием и речью, живое поведение, но при этом в действительности полностью лишены сознания, будучи чем-то вроде автоматов. По мнению Д. Деннета, сознание – это иллюзия. Прав ли Д. Деннет? г) Как следует понимать такой феномен душевной жизни как совесть с точки зрения теории З. Фрейда и С. Франка? Какая теория лучше объясняет свойства совести? д) Предложите свой вопрос для обсуждения. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА Первый уровень обязателен для тех, кто претендует на оценку «удовлетворительно», первый уровень+ второй уровень обязателен для тех, кто претендует на «хорошо», первый уровень+второй уровень+ третий уровень обязателен для тех, кто претендует на «отлично». Работы присылаются преподавателю через Илиас ДО семинарского занятия, проверяются ПОСЛЕ него (комментарий к семинару присылается после него). Плагиат недопустим и не будет засчитан. Пишите развернуто по ВСЕМ пунктам задания. ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО) №1. Прочитайте данные высказывания и напишите: а) какое учение: субстанционализм или феноменализм лучше объясняет каждый из приведенных здесь фактов, и почему, б) Ваша теоретическая позиция по поводу существования души как субстанции – приведите наиболее убедительный для Вас аргумент. в) Как ваша позиция по проблеме существования души помогает вам в жизни? г) напишите развернутый комментарий к одному из приведенных высказываний, которое вас «задело», заинтересовало. 1) Власть над болью. После первой мировой войны в цирках Европы гастролировал артист, именовавший себя То-Рама. Он демонстрировал полную власть над болевыми ощущениями, прокалывая себе плечи, ладонь и шею толстой и длинной иглой. В дальнейшем выяснилось, что он не индийский йог, а австриец. Участвуя в военных действиях солдатом, он был тяжело ранен и испытывал сильные и длительные боли. Путем упорнейшей тренировки волевых качеств и других свойств психики он научился превозмогать боль и, наконец, получил полную власть над нею. То-Рама говорил: «Я выработал свою систему победы над самим собой и вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать». Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1989. 2) Действие гипноза Приведенные примеры можно дополнить менее экзотическими, но более наглядными и воспроизводимыми в любых подходящих условиях. Они показывают необычайную действенность влияния психического раздражителя на физиологические системы организма. К руке человека, находящегося в глубоком гипнотическом состоянии, прикладывают обычный медицинский пинцет, вынутый из холодного дезинфицирующего раствора, и внушают, что пинцет раскален на спиртовке. Через несколько минут на месте прикосновения пинцета возникает покраснение кожи, а в некоторых случаях может образоваться и настоящий пузырь от «ожога». Аналогичным образом свернутым в трубку листом бумаги экспериментатор ударяет испытуемого по руке, внушая, что удар нанесен твердым предметом, и через некоторое время в месте «удара» развивается типичный «синяк». Нам неоднократно удавалось даже в неглубоких стадиях гипноза внушать испытуемым укус комара, имитируемый легким прикосновением карандаша, и спустя 2–3 минуты в месте «укуса» ощущался зуд и появлялся волдырь. Стоило лишь при повторном погружении в гипноз внушить, что «комара не было», как зуд прекращался, а через некоторое время исчезал и волдырь. Повседневная жизнь постоянно убеждает в том, что наше физическое самочувствие определяется психическим состоянием. Представления полуинтуитивного, полуэмпирического происхождения о глубокой зависимости здоровья от «душевного состояния», от психики необычайно стойко удерживаются на протяжении всех исторических эпох, находят яркое отражение в художественной литературе, в традициях и верованиях всех народов. Идея психического влияния на телесные функции являлась ведущей идеей и всей преднаучной психологии, в которой понятие психики теснейшим образом связывалось с понятием «души» как непознаваемой божественной сущности. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1989. 3) Внетелесный опыт Оперировали женщину средних лет (судя по тому, что ее мать была жива и имелась школьница-дочь). Поводов умереть именно от операции у этой женщины почти не было. И тем не менее на операционном столе развилась клиническая смерть. Больную вернули к жизни, и о своей короткой «смерти» она ничего не знала. А проснувшись, рассказала об удивительном сне. Ей снилось, что она вышла из тела, находится где-то наверху, видит свое тело лежащим, врачей вокруг него и понимает, что, скорее всего, она умерла. Стало страшно за мать и дочь – она их не предупредила об операции, хотела сказать тогда, когда все будет позади. И, подумав о домашних, внезапно оказалась дома. Дочка примеряла голубенькое платьице в горошек. Вошла соседка и сказала: «Люсеньке бы это понравилось». Люсенька – это она, здесь присутствующая и невидимая. Все спокойно, мирно дома – и вот она снова в операционной, проснулась. Психотерапевт предложил съездить к «Люсеньке» домой, успокоить домашних. Предложение было встречено с благодарностью, и он немедленно поехал. Удивлению матери и дочери не было предела, когда он упомянул о голубеньком платьице и соседке. Они никак не могли понять, откуда он знает о событиях, о которых «по всем законам природы» он знать не мог. Кто ему сказал?! Надо сказать, что тогда, когда Моуди и другие начали описывать феномены, развивающиеся во время клинической смерти, произошло резкое изменение отношения к ним. Неожиданно многих то, что писалось, не удивило. Они сами или их близкие испытали этот «выход из тела» с возможностью наблюдать события, происходящие здесь же или в отдаленных местах, но тщательно скрывали это от посторонних, считая то, что они наблюдали, во-первых, уникальным, а во-вторых – того рода отклонением, с которым очень легко попасть в психиатрическую больницу, откуда, как это было в недавние времена, выбраться сложнее, чем войти. Да и «клеймо» останется, которого, как известно, поголовно не страшатся только работники искусств. Для них это что-то вроде медали за эмоциональность, в сфере их деятельности – в истинном или хорошо имитированном варианте – необходимую. Сейчас оттуда, «откуда никто не возвращается», вернулась целая армия людей, и что-то около 10% (по разным статистикам цифры разные) описывают довольно схожие «сны», причем достоверность явлению придает и (1) то, что субъект описывает в своем «сне» события, реально происходившие, но которых он не мог видеть, и (2) факт схожести снов, виденных умершими и ожившими в разных концах земли, во всяком случае – в типовом варианте. Следует подчеркнуть, что и опрашивали больных разные люди, что также (3) повышает достоверность сходных событий. … Прежде всего – хоть и далеко не во всех случаях реанимации, но и не исключительно редко – феномен обнаруживается. У людей, разделенных морями и материками, картина «воспоминаний», «снов» оказывается не только в общих чертах, а иногда и в типовых деталях схожей. Впечатляет, когда «воскресшие» рассказывают о том, что они видели, что на самом деле происходило. Но, лежа на операционном столе, они ни при каких условиях не могли видеть описываемых событий, происходивших иногда даже на известном пространственном отдалении от операционной. Сходный феномен (а возможно, один и тот же) может наблюдаться, причем столь же нечасто, при родах (Л.И. Спивак, Д.Л. Спивак, сотрудники лаборатории). При популяционных исследованиях феномен появляется у 6–10% рожениц. Женщина ощущает себя в течение некоторого времени вне тела, наблюдая за происходящим со стороны. Те из женщин, кто пережил это состояние, единогласно (!) утверждают, что оно характеризуется не только чувством выхода из тела, но и полным исчезновением боли на период этого выхода и наблюдения всего, что происходит и что делают с телом. Что это? Коротенькие «клинические смерти» во время родов? Феномен, не обязательно связанный со «смертью»? Скорее всего – последнее. Явление сейчас уже, после исследований, проведенных независимо друг от друга в разных клиниках, нуждается не в «еще одном» или «еще многих» исследованиях, но в анализе. При анализе явления не последним должно быть то, что рассказывает о виденном и слышанном человек не от «имени» тела, но от «имени» души, отделившейся от тела. А тело – не реагирует, оно клинически умерло. Кто же думает (видит, слышит), когда человек жив? Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М., 2018. 4) Эксперименты Эклза Когда много лет назад я вслед за сэром Чарльзом Шеррингтоном теоретически допустил, что существует определенная зона мозга, которая связана с сознанием, я, конечно же, не мог вообразить, что через несколько лет будут проведены четкие экспериментальные тесты. Однако теперь мы имеем четкое различие между доминирующим полушарием, которое находится в связи с сознательным «я», и второстепенным полушарием, не имеющим такой связи… Мы обнаружили, что ментальные намерения воздействуют на двигательные зоны коры головного мозга крайне избирательно и специфично. Хотя этот процесс еще до конца не понят, ментальные намерения способны активировать на границе разума/мозга особые нейроны двигательной зоны коры головного мозга, и инициировать действие определенных двигательных программ, вызывающих осознанные движения. Как я отмечал ранее, это может стать «непреодолимой» трудностью для ученых-материалистов, однако факт остается фактом: как демонстрируется результатами исследования, нематериальный разум воздействует на материальный мозг. Джон Эклз 5) Эксперимент Пенфилда Стимулируя при помощи электрического тока определенную часть моторной области коры головного мозга, Уайлдер Пенфилд из Монреаля вызывал движение конечностей испытуемого. При этом пациенты неизменно характеризовали происходившее следующим образом: «Я этого не делал — это сделали вы». Джон Серль Сознание, мозг и наука 6) Признаки духа Признаки, без которых нельзя ни вообразить, ни мыслить внутреннюю жизнь духа, суть прежде всего следующие: 1) единство духа; 2) его самоопределяющаяся активность; 3) творческий характер протекающих в нем процессов; 4) телеологизм его самодеятельности, т.е. ее направление на какие-нибудь цели. Я не говорю, что это единственные существенные признаки всего духовного и никаких других нет, я хочу только сказать, что эти признаки составляют неотменные свойства всякого духовного бытия. Лев Михайлович Лопатин Спиритуализм как монистическая система философии №2. Определите: а) какому решению психофизической проблемы (гилозоизм, дуализм Р. Декарта, монадология Лейбница, пантеизм Спинозы, материализм, субъективный идеализм) соответствуют данные высказывания. Обоснуйте ваш ответ, б) какое решение данной проблемы вы считаете правильным, и почему? 1.Раз лишь что-нибудь есть, то есть и всеобщая сущность – Вещь всякой вещи, где все вместе плаваем мы. Фридрих Шиллер 2. Прямо обратное я говорю: вещей не бывает Вне меня, и весь мир вплыл во мне, как пузырь.Фридрих Шиллер 3. Я ж на два бытия согласен – на мир и на душу: Друг до друга им нет дела, но смысл их один.Фридрих Шиллер 4. Серж К. Кинг «Городской шаман». Жизнь есть лишь сон. Это значит, что все, что мы видим на протяжении всей нашей жизни, - не более чем сновидения. Но это не подразумевает, что жизнь есть лишь иллюзия. Имеется в виду, что сны реальны, а реальность есть сон. Таким образом, реальность, в которой вы пребываете прямо сейчас, есть лишь один из многих снов… Если вы не являетесь сторонником какой-либо разделяемой всеми точки зрения или она вас раздражает, то вы говорите, что это «массовая галлюцинация». И вы правы. Для шаманов то, что мы привыкли считать повседневной реальностью, есть лишь массовая галлюцинация или, выражаясь более вежливо, совместное сновидение… Если уж жизнь есть лишь сон и мы можем проснуться в нем, значит, мы можем изменять наши сны, изменяя само сновидение. 5. Людвиг Бюхнер «Сила и материя». Материя существовала гораздо раньше духа, и в той первоначальной туманности, из которой образовалась пли возникла наша Солнечная система со всеми ее чудесными явлениями и обитателями, уже должны были содержаться в виде возможности пли способности все будущие образования, включая разумные существа... Дух может существовать лишь на основе организованной материи, и ... нет ни малейшего доказательства в пользу возможности самостоятельного существования духа вне материи... 6. Жан-Батист Робинэ «О природе». Я осмеливаюсь утверждать, что наша земля есть … животное. Если по своей форме и по своему строению она не похожа в, точности ни на какое другое животное, то это свидетельствует лишь о новом варианте плана животности. Но во всяком случае она представляет собой, подобно другим животным, систему жидких и твердых элементов. Твердые элементы ее непрерывно орошаются, питаются и оживляются жидкими элементами, которые, исходя из океана как своего наибольшего вместилища, распределяются благодаря бесконечному множеству более или менее крупных каналов по всем членам этого огромного тела, а благодаря более тонким сосудам – по самым нежным тканям. 7. Однако существуют, несомненно, различные акциденции, которые мы называем материальными, как величина, форма, движение и все другое, чего нельзя себе мыслить без пространственной протяженности. Субстанцию, которой эти акциденция присущи, мы называем телом. Нельзя предположить, что субъекты формы, пространственного движения и т.д. являются различными субстанциями, так как все эти акциденции сходятся в общем понятии протяжения. Но существуют другие акциденции, которые мы называем духовными, как познание, хотение, фантазирование, ощущение и т.д., которые все сходятся в общем понятии мышления, или представления, или сознания, а субстанцию, которой они присущи, мы называем мыслящей вещью, или духом, или как-нибудь иначе, если только не смешиваем ее с материальной субстанцией. Ведь духовные акциденции не имеют никакого сходства с материальными, а мышление, являющееся понятием первых, отличается радикально от протяжения, являющегося понятием последних. 8. Франсуа Мари Вольтер.Если бы в нашем теле пребывал божок, именуемый свободной душой, который столь часто оборачивается дъяволенком, то либо этот божок должен быть создан от века, либо в момент вашего зачатия, либо в вашем зародышевом состоянии, либо в миг рождения, либо, наконец, когда вы начинаете чувствовать. Однако все члены этой альтернативы одинаково смехотворны. 9. Лев Михайлович Лопатин. критерий, которому мы должны с неизбежностью следовать при оценке метафизических теорий: он прежде всего заключается в объяснимости нашего сознания… беда материализма заключается в том, что при всей наглядности свойств, которые он приписывает материи. Эти свойства все же представляют явное отрицание свойств и переживаний нашей психической жизни. Свойства духа и свойства в себе абсолютной материи совершенно инородны друг другу, и исходя из одних ничего нельзя объяснить в других… если единственная реальность принадлежит безусловно и в себе внешнему и абсолютно бессознательному бытию, свойства которого сводятся к протяженности, непроницаемости, инерции, подвижности и другим чисто геометрическим и механическим определениям, тогда в природе очевидным образом никаких других явлений происходить не может, кроме движения в пространстве разных масс различной скорости и в разных направлениях. А это значит, что в ней присутствие внутренних, субъективных переживаний, с точки зрения материализма не только непонятно, оно просто невозможно. 10. Поль Анри Гольбах. Если существо, именуемое духом, может получать или сообщать движение, если оно действует и приводит в движение органы тела, то это существо должно последовательно изменять свои отношения, свое устремление, свое соответствие, положение своих частей по отношению к различным точкам пространства или различным органам приводимого им в движение тела. Но, для того чтобы изменять свои отношения к пространству и к приводимым им в движение органам, этот дух должен обладать протяжением, твердостью и, следовательно, различными частями; если же субстанция обладает такими качествами, она является тем, что мы называем материей, и не может считаться простым существом, как его понимают современные философы. № 3. Прочитайте эти тексты и напишите |