Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Скачать 5.8 Mb.
|
Глава 25. Структура личности 475 есть структуры деятельности, изучаемые прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований. Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам и видам. Это деятельность экономическая, политическая, социальная, духовная, равно как и производственно-трудовая, бытовая, досуговая, культурно-образовательная. Каждая из них (так же как и иные, не названные здесь) может быть, в свою очередь, структурирована более дробно, поскольку состоит из множества конкретных видов деятельности. Для примера отметим, что исследователи досуго-вой деятельности в нашей стране насчитали около 300 ее отдельных видов (а зарубежные специалисты называют даже 800 видов). Основные виды деятельности Основными видами человеческой деятельности, играющими решающую роль в возникновении, функционировании и развитии личности, с точки зрения ее онтогенеза являются игра, образование и т р у д. В данном случае речь идет о последовательности основных видов деятельности, в процессе которых происходит становление личности индивида. Если же рассматривать личность с позиций филогенетического подхода, связанного с возникновением и развитием человека как продукта эволюции природы и общества, то здесь, несомненно, на первый план выходит труд, с! ним же генетически связаны (из него «происходят») все другие виды человеческой деятельности. Труд — самый фундаментальный вид личностной деятельности, в какой бы форме он ни выступал — умственной или физической, квалифицированной или неквалифицированной, сложной или простой и т.д. Дело не только в том, что трудовая деятельность — основной источник, инструмент удовлетворения многочисленных личностных потребностей. Вне этой деятельности было бы невозможным развитие сознания, языка, общения, т.е. того, что делает человека личностью. Наконец, труд изначально базируется на совместности, коллективности усилий людей, что приводит к необходимости социальных, рассчитанных на других (а не только на себя) действий личности. Структурируя деятельность, необходимо отметить те ее проявления, которые направлены непосредственно на какие-либо объекты (ими могут быть предметы труда, люди и т.д.). Это так называемая предметная деятельность. Когда она касается других людей, можно говорить о взаимодействии. Кроме того, деятельность личности выступает в форме ее самодеятельности, которая не перестает 476 Раздел V. Личность быть от этого социальной и отчасти предметной, хотя и «сохраняет* своего индивидуального субъекта. Вообще предметность и социальность деятельности личности тесно взаимосвязаны. Верно отмечает В.Е. Кемеров, что «предметность деятельности по сути означает социальность ее, ибо предмет не замыкает че- > ловеческую самореализацию, а открывает ее coi щалыюму м иру, другому ; человеку, представляет ее разным («близким» и «дальним») людям, «транслирует» ее в пространстве и времени социального процесса»1. Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности \ имеется множество. Оно детерминировано богатством человеческих проявлений жизни. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой социальных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Как отмечалось выше, в процессе социологического изучения личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания, способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности. К рассмотрению образа жизни мы приступаем в следующей главе. Вопросы и задания В чем сущееi во системною подхода к анализу струмуры личносш? Какие под системы он позволяет выявить? Как они связаны между собой? Какие вариан гы структурирования личности вам износ ты? ОхарамеризуГис и\ Почему анализ впутриличносгных механизмов явнясчея социоло! ическон про блемой? Охарактеризуйте «работу» основных внутриличшх шых механизмов, покажи ie их взаимодействие и взаимодополняемость. 5 Попытайтесь проанализировать собственную «подсистему сошапия», используя знания о ее строении и функционировании. Раскройте существо диспозициоипой юории саморегуляции В Л. Ядова. Какие подходы к структурированию деятельноеiи вы .inaeie1'' Чем обьяспястся их многообразие? Какие формы деятельности можно счи iai ь основными? Назови ю их и обьяспи- те, почему вы шс считаете. Какие виды деятельности можно счшаи> основными? Назовите их и обьясниге, почему вы так считаете. Литература Андреева Г.М Социальная психолошя М., 1996 С 288—302 Занюк С С. Психология мотивации. Киев, 2001. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, цешюсш. М , 1986. Кои И.С. Социология личности. М , 1907. Современный философский словарь. Лондон... М., Минск, 1998. С. 138 Глава 25. Структура личности 477 Краткий словарь но социологии. М., 1989. Могивационная регуляция деятельное! и и поведения личности. М., 1988. Платонов К.К Струю ура и развитие личности. М., 1986. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Саморе1уляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. Социальная психология. М., 2002. Гл. 2. Социолошя. Основы общей 1еории / Слв. ред. Г.В. Осипов, Л Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5. Энциклопедический социологический словарь М., 1995. Ядов В А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социол жури. 1997 № 3 Глава 26 Образ жизни личности § 1 Понятие обра ш жизни. § 2. Структура обра ш пси ши § 3 Жизненный путь личности § 1. Понятие образа жизни Постановка проблемы Как уже отмечалось, образ жизни личности — важное социологическое понятие, которое позволяет увидеть связь, соотношение, переход, превращение внутреннего мира личности, характеристик ее сознания во внешние, наблюдаемые проявления деятельности человека. Трансформация одной структуры в другую и есть «ядро» личности, которое будем называть ее образом жизни. Поскольку он включает в себя обе структуры личности, теряет смысл противопоставление одной другой. Но вначале необходимо высказать самое общее отношение к проблеме образа жизни. На протяжении примерно 15 лет (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) это была одна из центральных проблем отечественной социологии, ее изучению посвящались десятки монографий и тысячи статей. Однако с такой же внезапностью, с какой проблематика образа жизни актуализировалась, она вдруг сошла с журнальных полос. Перестали, естественно, выходить и книги на эту тему. «Ларчик» открыть было несложно: большинство исследований имело явно выраженный идеологизированный характер, в них шла речь не столько о реальных проблемах и противоречиях образа жизни в нашей стране, сколько подчеркивались особенности и преимущества социалистического образа жизни над буржуазным. Сам же способ жизневыра-жения личности в советском обществе показывался с сугубо позитивных и оптимистических позиций. Поскольку ситуация в стране в 1990-х гг. резко изменилась, последовал проблемный «откат». Именно так сложилась судьба исследований образа жизни в нашей стране. Насколько это было оправданно? На такой вопрос ответить не просто, но, скорее всего, в ряде проблемных «полей» вместе с водой из ванны вы- Глава 26. Образ жизни личности 479 плеснули и ребенка. Можно и нужно было отказаться от понятия «социалистический образ жизни» как насквозь идеологизированного, но чем помешало абсолютно нейтральное понятие образа жизни личности? В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным на «круглом сюле» редакции журнала «Социологические исследования»1 о том, что «в социологии накопилось немало терминов, которые вышли из употребления и не "работают" ("образ жизни", "соревнование", "контрпропаганда" и т.д.)». Не вдаваясь в дискуссию, отметим справедливость этого суждения в отношении последнего термина, отчасти — соревнования (только как социалистического), но следует подвергнуть сомнению корректность такого утверждения применительно к понятию «образ жизни». Познавательные возможности понятия «образ жизни» Что дает категория «образ жизни» для более глубокого знания личности на уровне ее социологического анализа? Во-первых, благодаря этой категории появляется возможность комплексного изучения личности. Оно касается как единства условий жизни, состояния сознания, форм и видов деятельности, так и представления о целостности и взаимосвязанности самой деятельности, точнее, способа ее осуществления. Во-вторых, использование понятия образа жизни личности дает возможность расширить ее изучение за счет анализа участия личности в производстве, детерминирующем деятельность любого вида. Речь, стало быть, идет о производственно-трудовой основе образа жизни. Целесообразно отметить в этой связи, что К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым рассматривать способ производства «не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами»2. Есть основания считать, что в данном контексте способ производства следует толковать не в традиционном для марксизма смысле (единство и связь производительных сил и производственных отношений), а как способ деятельности личности в сфере производства. В-третьих, благодаря такому подходу, включающему в анализ рассмотрение способа деятельности человека в сфере производства, возникает возможность изучения влияния образа жизни на личность: какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. Перефразируя изве- ^ См. Социологические исследования. 1996 № 9 С 4 2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т. 3 С 19. 480 Раздел V Личность стный афоризм, можно выразиться так: «Скажите мне, каков ваш образ жизни, и я скажу, кто вы как личность». ПереЕЮдя афоризм на язык социологии, следует отметить, что наиболее полное знание о личности можно получить, изучая ее образ жизни. Изучение образа жизни личности и социальной группы Возникает вопрос: как это делать? Ведь социология не исследует обособленного индивида, ее интересует типическое в массовом сознании и поведении. Можно ли в таком случае претендовать на изучение личности? Ответ на поставленный вопрос будет только положительным. Прежде всего, это позволяет выявить специфику образа жизни личности, выступающего как определенный синтез, единство социально-типического и индивидуально-неповторимого в способе деятельности человека. Далее, изучая социальный объект как совокупность людей, имеющих ряд общих признаков (демографического, профессионального, образовательного или иного характера), всегда можно выделить в составе этой совокупности группы, отличающиеся какими-либо доминантами— ценностными ориентациями, формами поведения, видами деятельности. Эти группы в рамках изучаемого объекта представляют собой своего рода типизированные личности. Вот пример такого исследования. Изучая в конце 1970-х гг. образ жизни учительства, мы обнаружили следующие его типы (критерий — ведущие ценностные ориентации педагогов): 1) с выраженной доминантой производственно-трудовых ориентации; 2) с явно выраженной доминантой семейно-бытовых ориентации; 3) с доминантой досуговых ориентации; 4) с рядоположенными, но не связанными между собой ценностными ориентациями на профессионально-педагогическую, се-мейно-бытовую и досуговую деятельность; 5) с разносторонней структурой основных ценностных ориентации, характеризуемой их взаимосвязью. Исследование показало, что наиболее распространены первый, второй и четвертый типы образа жизни, наименее — пятый. Было, в частности, обнаружено, что треть учителей ориентируется исключительно на деятельность, связанную со школой. Эти данные подтвердились в ходе анализа реального поведения педагогов. Про таких учителей иногда говорят, что они днюют и почуют в школе. Сейчас не обсуждается вопрос, хорошо это или не очень, хотя точки зрения на этот счет различны. Руководство органов образования и школ в массе своей считает, что таких учителей надо ставить всем в пример, а их фотографии вывешивать на доски почета. Еще бы: когда учитель превращается в пастуха или наседку, постоянно находится около школь- Глава 26 Образ жизни личности 481 пиков, как-то спокойнее па душе и меньше шансов, что они что-нибудь «учудят». Однако с точки зрения общественной потребности в постоянно работающих над собой педагогах такой образ жизни «днюющих и ночующих» в школе — атавизм, от которого нужно как можно быстрее освободиться. В конце 1980-х гг. было проведено повторное исследование, которое охватило не только школьных педагогов, но и преподавателей профессионально- юхнических училищ. Оно показало значительное (поч i и двукратное) сокращение удельно] о веса учителей, репрезентирующих первый тип образа жизни и некоторое увеличение учителей, oiносящихся ко второму, третьему и четвертому (без изменения остался пятый тип). Образ жизни педагогов стал меняться в сторону увеличения внимания к собственной личной жизни, самообразованию, повышению квалификации. Почему это произошло? Прежде всего потому, что изменились социальные условия, возросли требования общества к образовательному процессу и педагогической деятельности. Изменилось сознание педагогов, которые начали понимать необходимость интенсивной работы над собой в новых условиях. Образ жизни как социологическое понятие Что же такое образ жизни как социологическое понятие? В самом общем виде его можно рассматривать как способ деятельности людей, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов их бытия. Субьекюв образа жизни существует множество (личность, социальная группа, город, село и т.д.), но главный среди них — личность, поч ому что именно ее образ жизни составляет содержание, если угодно, «начинку» любого другого. Основным в понимании образа жизни и его изучении в социологии является деятельности ы й п о д х о д. Это значит, что главное внимание уделяется сущностпо-содсржательным характеристикам способа деятельности, а не чертам, свойствам и качествам личности. Но при этом нужно иметь в виду, что последние формируются под влиянием как раз способа деятельности (еще раз вспомним: какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами). Если человек ведет активно-дея-телыюстный образ жизни, основанный на широких взаимодействиях с другими людьми и на производстве, и в социально-политической области, и в образовании, и в семейно-бытовой сфере, и в свободное время, то под ei о влиянием, несомненно, будут формироваться соответствующие черт ы личности: активность, энергичность, инициативность, деловитость, предприимчивость, общительность и др. 482 Раздел V. Личность Выше были рассмотрены типы образа жизни, а еще ранее, в главе 23, типы личности. Конечно, типология личности существенно отличается от типологии образа жизни. Ведь он характеризует способ деятельности не только личности, но и различных социальных групп, общностей. Субъектом образа жизни может выступать тип поселения (город или село). Поэтому полностью совмещать категории образа жизни и личности, их типы нельзя. Однако благодаря образу жизни социологический анализ личности получает более широкие перспективы. Они становятся заметными и в том случае, когда речь идет об изучении социальных отношений личности и общества, его структур. Нельзя забывать, что личность интегрирует в своей деятельности социальные отношения, «пропускает» их через себя, прежде всего вследствие того, что создает определенные системы социальных связей и взаимодействий. Личностное отношение к миру, окружающей среде — это то же общественное отношение, преломленное на индивидуальном уровне, в структуре образа жизни. § 2. Структура образа жизни Трехэлементная структура Для анализа структуры образа жизни наибольшее значение имеет знание трех ее элементов: условий жизнедеятельности (труда, быта, досуга, образования и др.); потребностей, интересов и ценностных ориентации личности; форм и видов деятельности и поведения. Среди последних важно выделять основные, определяющие или, как часто говорят в социологии, доминантные. Это могут быть профессиональный и любительский труд, общественная деятельность и бытовая занятость, образование, культурное участие, досуг. Многие социологи США, Франции, ФРГ и других развитых стран часто сводят образ жизни к деятельности и поведению человека, исключив профессиональный труд. При этом производственная сфера и ее содержание — трудовая деятельность — изначально характеризуются как элементарно необходимая предпосылка образа жизни человека, специальное рассмотрение которой геряет свой смысл вследствие одинаковости, общности ее воздействия на любую личность. Иная традиция сложилась в отечественной социологии, для которой деятельность на производстве — не просто предпосылка, а важнейший компонент образа жизни человека. Без ее учета нельзя получить целостной картины способа деятельности. В значительной мере это обусловлено тем, что влияние профессионально-трудовой дея- |