Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Скачать 5.8 Mb.
|
Раздел V Личность § 3. Ролевой конфликт и способы его преодоления Ролевая напряженность Строго говоря, ролевые противоречия возможны не только в структуре ролей, но и в том их большом количестве, которое обычно присуще деятельности индивида, особенно если он проявляет социальную активность. Поэтому молено считать, что конфликты объективно заложены в систему социальных ролей личности. Р. Мертон назвал ролевым конфликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей1. Однако для возникновения ролевой напряженности вполне может «хватить» и одной социальной роли, особенно если она оказывается главной. Так, руководитель небольшого коллектива в отношениях с подчиненными проявляет доброжелательность и отзывчивость, без чего ему не выполнить успешно свою главную роль. В то же время ему приходится иметь дело с начальством, обвиняющим его в «либерализме», требующим (далеко не всегда обоснованно) увеличения производительности труда и улучшения качества изготовляемых изделий и при этом предъявляющим претензии к работе отдельных членов коллектива. Естественно, что в отношениях с начальством руководителю приходится защищать честь всего коллектива (что означает в итоге и защиту собственной чести), проявляя при этом твердость и наступательность. Таким образом, на почве выполнения главной социальной роли возникает ролевая напряженность. Источниками ролевого напряжения могут быть неправильное понимание будущей социальной роли, а также слабая подготовка к ее выполнению. Следствием этого может стать низкий уровень выполнения данной роли. Примером такой ситуации служит роль студента в том виде, как она часто представляется абитуриенту, и недостаточная подготовка к ней в довузовский период жизни У многих поступивших в вуз «новобранцев» представление о роли студента ассоциируется со словами старой студенческой песни: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Реальное ролевое поведение в соответствии с ролевым предписанием и ролевым ожиданием входит в конфликт со сложившимися ранее представлениями, вызывая большие сложности адаптационного периода. Подготовка к выполнению социальной роли Проблема подготовки молодежи к новым социальным ролям — одна из самых сложных. Прежде всего это касается будущих профессиональных 1 См Merton RK The Role-set Problems in Sociological Theory // British Journal of Sociology 1957 № 8 ролей. Но, разумеется, дело не сводится только к ним. Имеет существенное значение и выполнение в строгом, узком смысле слова социальных ролей. К ним следовало бы отнести в первую очередь многочисленные роли семьянина и гражданина. Когда речь заходит об инфантилизме молодых людей, то имеется в виду как раз личная неподготовленность к выполнению главных социальных ролей В основе этой неподготовленности — дефицит социальной ответственности. Очевидно в таком случае, что один из наиболее надежных способов преодоления (а еще лучше не-допускания) ролевого конфликта либо напряжения — формирование и развитие у индивида социальной ответственности. Значительная часть ролевых конфликтов обусловлена существующей дифференциацией жизни людей, и прежде всего наличием двух основных сфер деятельности — семейной и производственной, роли личности в которых всегда существенно различаются и по содержанию, и по напряженности их выполнения, и по эмоциональному накалу, и по многим другим характеристикам. Далеко не всегда индивид умеет вовремя «выйти» из одной роли и «войти» в другую так, чтобы это прошло безболезненно для окружающих и его самого. Проблема состоит в том, чтобы «выключить» роль из сознания, забыть о ней, хотя делать это часто совсем не просто. Представим себе врача-хирурга, который после операций (иногда с летальным исходом) приходит домой в состоянии крайнего ролевого напряжения. Естественно, возникает необходимость снятия его. Весь вопрос в том, как оно будет происходить, «не пострадают» ли от этого члены семьи, на которых могут «выплеснуться» горечь, раздражение, усталость и т.д. Иная типичная ситуация — муж или жена выполняют очень значимые и высоко престижные социальные роли на работе, будучи руководителями высокого ранга Приходя домой, они часто продолжают вести себя так, будто они все еще находятся в этой роли — руководя, командуя, раздражаясь по каждому поводу Находясь в одной семье, где жена — известная певица, солистка оперного театра, народная артистка Российской Федерации, профессор консерватории, — довелось однажды услышать, как муж сказал ей: «Дорогая, народная артистка ты в театре, профессор в консерватории, а дома ты моя жена — и только, и пожалуйста, помни об этом». Наверняка такие же слова говорят многие жены своим мужьям, занимающим высокие руководящие посты. Ясно, что подобные случаи вызваны конфликтами между выполнением основных ролей дома и на работе. Однако такие конфликты совсем не обязательны Более того, анализ реального ролевого поведения дает многочисленные примеры прямо противоположного характера, когда жесткие и даже жестокие 460 Раздел V. Личность на работе люди оказывались в ролях прекрасных и добрых мужей и отцов. В этом плане представляют интерес письма домой начальников немецких концлагерей, многие из которых сейчас опубликованы. Являясь палачами и убийцами на службе, каждый из них одновременно выглядит, судя по письмам, как хороший и заботливый семьянин. Способы снижения ролевой напряженности Каковы способы снижения ролевой напряженности и преодоления ролевых конфликтов? Их несколько, и они имеют не столько социологический, сколько социально-психологический и даже просто психологический характер. Один из них — регулирование ролей. Это процедура «самоосвобождения» личности от ответственности за выполнение той или иной роли, часто выступающая как механизм бессознательной защиты от возможного ролевого конфликта. К примеру, пришедший после звонка па занятие к строгому преподавателю (не терпящему опозданий) студент начинает оправдываться, ссылаясь на плохую работу городского транспорта (что всегда выглядит правдоподобно в российских условиях). Второй способ получил название рационализации ролей. Он состоит в поиске индивидом оправдательных аргументов для того, чтобы уговорить и убедить себя в нормальности складывающейся ситуации, в том, что ему от этого будет не хуже, а лучше. Часто здесь используются афоризмы: «Все, что не делается, делается к лучшему», «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло» и т.д. Иногда рационализация сводится к бессознательному поиску негативных сторон той роли, к которой человек стремился. Скажем, индивид очень хотел занять освободившееся место начальника, однако по различным причинам этого не получилось, а руководителем стал другой человек. Рационализация роли в данном случае будет состоять в убеждении этим индивидом себя в том, что «слава Богу, назначили не меня, ведь это были бы лишние хлопоты, большая ответственность и дополнительная головная брль, а прибавка в зарплате не такая уж и большая, в конце концов, эти деньги я могу всегда заработать, если захочу». Третий способ — разделения ролей — состоит в том, чтобы научиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции, и «снимать» таким образом ролевую напряженность. Иногда этому помогают даже элементарные вещи, например переодевание. Придя домой и быстро сняв рабочий костюм, надев домашнюю одежду, индивид как бы снимает с себя и ту ролевую напряженность, с которой была связана рабочая одежда, — особенно если это была униформа: военный или милицейский мундир, белый или синий халат и т.д. Глава 24. Социальные статусы и социальные роли 461 Один из широко пропагандируемых на Западе способов снять ролевую напряженность — шутка. В наших условиях он пока, не получил широкого распространения, что является следствием недостаточной раскрепощенности и общества в целом, и индивидов. Между тем ролевого конфликта либо напряженности можно даже избежать с помощью вовремя сказанной хорошей шутки. Умение «качественно» шутить (не обижая тех, кому шутка предназначена, и в то же время остроумно) должно рассматриваться как одно из важных качеств руководителя, равно как и искусство воспринимать юмор и шутки подчиненных и просто окружающих. Еще один способ ослабления ролевого конфликта предлагает Р. Мер-тон в статье, посвященной системе ролей (на нее выше уже была ссылка). Он считает, что индивид должен четко разграничить выполняемые им социальные роли на более важные и менее важные, отнеся к первому виду роли, выполняемые в семье и на работе. Отграничив их лично для себя таким образом и последовательно вводя второе разграничение (роли в семье и роли на работе никак не должны быть связаны между собой, и даже наоборот), индивид способен уйти от ролевого конфликта. Подводя итог рассмотренным выше статусным и ролевым характеристикам личности, отметим их крайнюю важность — и теоретическую, и практическую. Поведение индивида в большой степени определяется тем, как он воспринимает свой статус и социальные роли, которые необходимо выполнять в его рамках, использует внутриличностные механизмы для регулирования собственной деятельности. Эти механизмы «встроены» в структуру личности и явятся предметом специального рассмотрения в следующей главе. Вопросы и задания Почему в социологическом анализе личности понятие социального статуса зани мает одно из ведущих мест? Как соотносятся понятия «социальный статус» и «социальная позиция»? Какие виды социальных статусов принято выделять в социологической науке? Что собой представляет статусный набор? Проанализируйте его применительно к своей личности, определив конкретно целый ряд п агусных характеристик (прав, обя занностей, статусной символики, престижа). Как соотносятся понятия статуса, престижа, имиджа? Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности? Охарактеризуйте структуру социальной роли. Обратитесь к рассмотрению одной из своих ролей с точки зрения ее структуры. Какие виды социальных ролей вам известны? Дайте трактовку роли в жизни и в театре. В каких случаях возникает ролевая напряженность? Можно ли избежать роле вых конфликтов? Каковы способы и механизмы преодоления ролевых конфликтов, снижения ро левой напряженности? 462 Раздел V. Личность Литература Ануфриев Е.А. Социальный сгагус и активность личности. М., 1984. Асмолов А Г. Психология личности. М , 1990. Бери Э. Игры, в которые играют люди. М , 1988. Кои И С. Социология личности М , 1967 Краткий словарь по социологии. М., 1989. Мендра А. Основы социологии. М., 2000. Гл. 4. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. Психологический словарь. М, 1996. Российская социологическая энциклопедия. М , 1998. Смелзер НДж. Социология. М., 1994. С. 72-79. Социология Основы общей [еории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5. Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 90-106. Ядов В А. Социальная идентификация личности. М., 1994. Глава 25 Структура личности § 1, Подходы к изучению структуры личности. § 2. Впутриличностные механизмы. § 3. Структура деятельности личности § 1. Подходы к изучению структуры личности Одна из наиболее сложных задач в изучении личности — анализ ее структуры. Первоначально «структурирование» личности было осуществлено в психологии за счет выявления ряда ее характеристик, связанных с внутренним, психическим миром человека. Собственно, в этом состоит смысл психологии — науки о «закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»1. Нас, однако, будут интересовать подходы к анализу структуры личности, имеющиеся в социологии. Обратимся к отечественным трактовкам этой проблемы. Варианты структурирования личности «Всплеск» интереса к структуре личности приходится на 1980-е гг. Одним из первых свой вариант структуры предложил Л.Н. Коган, положивший в ее основу сущностные силы человека. Это позволило ему выделить такие элементы структуры личности, как способности к выполнению того или иного вида социальной деятельности, социальные потребности, знания, навыки и умения, человеческие чувства^. Как видно, здесь представлена структура лишь внутреннего мира личности. В это же время появляется еще одна трактовка структуры личности, учитывающая ее социальную деятельность. По мнению Е.А. Ануфриева, «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит 1 Психологический словарь. С. 304, 2 См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М, 1984. С. 25—26. 464 Раздел V Личность человек»1. Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности; нравственные нормы и принципы; убеждения^. Иной подход к структуре личности предлагает В.Г. Немировский, включающий в нее: 1) положение личности в системе данных общественных, прежде всего производственных отношений; 2) реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей (или функций); 3) направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения3. Наконец, согласно еще одной точке зрения (она принадлежит авторам монографии «Социология»), важнейшими компонентами структуры личности считаются память, культура и деятельность. Под памятью понимается система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Культура выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми личность руководствуется в процессе практической деятельности. Сама же деятельность характеризуется как целенаправленное воздействие субъекта на объект. При этом под субъектом деятельности понимается человек или социальная общность, под объектом — человек и условия жизни, как материальные, так и духовные4. Можно полемизировать с таким пониманием структуры личности, равно как и с характеристикой ее компонентов, особенно культуры и деятельности. Но нельзя не признать правомерности подобного подхода. Его обоснование дается Г.В. Осиповым. Социолог включает в память информацию и знания, в культуру — социальные нормы и ценности, а деятельность рассматривает как практическую реализацию потребностей и интересов личности. Ядром же социальной структуры личности, результатом взаимодействия памяти, культуры и деятельности являются ее убеждения. Осипов рассматривает их в качестве стереотипа, устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и f См.: Ануфриев ЕЛ. Социальный сгагус и активность личноеiи С. 103. 2 См.: Там же. С. 104. 3 См.: Немировский В Г. Социоло! ия личное ги. С 25. 4 Социология. С. 97. Глава 25. Структура личности 465 группы1. Справедливости ради следует отметить, что впервые этот подход встречается в более ранних работах по социологии, в частности в «Лекциях по социологии» Ю.А. Левады, где специально рассматривалась социальная структура личности^. Системный подход к структуре личности Анализируя структуру личности, следует подчеркнуть важность системного подхода к ней. Необходимо выявление не только отдельных элементов структуры, но и главного, определяющего среди них, а также связей между ними в системе личности. Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основных подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятно и неосознанно «живущий» для самой личности. Второй — деятельно-с т н ы й, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Понятно, что внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь различна. Причем диапазон здесь весьма велик — от полного соответствия, «совпадения» актов сознания и поведения (что практически встречается крайне редко) до их противостояния друг другу, глубокого противоречия между ними. Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения, которые могут быть изучены специально. Не вдаваясь в излишние подробности и детали, назовем рассматриваемые элементы структур с последующей краткой их характеристикой. Но при этом нужно помнить, что все эти элементы и структуры взаимосвязаны. В понимании структуры личности одна из наиболее важных для социологии проблем — ее «ядро». Что им считать? Для некоторых авторов, как было показано выше, это убеждения, для других — ценностные ориентации, для третьих — установки... Здесь нужно определиться с подходом: находится ли это «ядро» во внутреннем мире личности или выходит за его пределы? Строго говоря, речь идет не о «пространственном центре» личности, находящемся «между» структурами сознания и поведения (деятельности) и связывающем их таким образом. Наиболее целесообразным является осмысление перехода, превращения в структуре 1 См.: Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 156. 2 См.. Левада Ю.А Лекции по социологии. М., 1969. Вып. 2 С. 8—16. 466 Раздел V Личность личности факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс перехода, охватывающий обе разновидности личностных структур, можно рассматривать в качестве «ядра» системы личности. Есть все основания считать, что так понимаемое <<ядро» структуры личности выступает как ее образ жизни (рассмотрению которого будет посвящена следующая глава). При этом сам образ жизни характеризуется сквозь призму единства сознания и поведения личности. Интерпретируя образ жизни личности как «ядро» ее структуры, как связь, соотношение, переход, превращение внутреннего (мир сознания) во внешнее (мир поведения и деятельности), следует сказать о недопустимости противопоставления одного другому. Между тем и в научной, и в публицистической литературе оно имеет место. Наиболее часто такое противопоставление выражается в известной рядопо-ложенности понятий «образ жизни» и «образ мысли». Приходится нередко слышать, как говорят о конкретном человеке, например: «его образ жизни и образ мысли не встречают понимания». Но целесообразно ли разделять таким образом эти понятия, за которыми стоит реальный человек? Можно ли обнаружить такой способ деятельности личности, который не предполагал бы в качестве необходимого компонента образа жизни определенное состояние сознания, то, что принято называть словосочетанием «образ мысли»? Социологические исследования образа жизни дают однозначно отрицательный ответ на эти вопросы. Все исследования проблематики образа жизни, имевшие место в нашей стране и за ее пределами, обязательно содержали в качестве неотъемлемых компонентов и изучение ценностных ориентации, установок, интересов личности, и анализ ее повседневного поведения в различных сферах деятельности, и рассмотрение условий жизни — как общих, так и конкретных, непосредственных, характеризуемых с помощью понятия «уровень жизни». После того как были определены подходы к характеристике структуры личности, следует обратиться к краткому анализу ее элементов. Вначале речь пойдет о тех, что составляют внутренний мир личности. Они рассматриваются здесь в рамках трех основных механизмов — мотивационного, диспозиционного, механизма памяти. «Действующие» в структуре личности, эти механизмы и образуют первую подсистему личности. Вслед за ними будет рассмотрена деятельностная структура личности, характеризующая ее вторую подсистему. Эти механизмы и структуры отражены на рис. 10. Как и всякое графическое изображение, эта схема условна, но с ее помощью можно получить наглядное представление о рассматриваемых далее вопросах. 468 |