Главная страница

Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


Скачать 5.8 Mb.
НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
Дата04.12.2022
Размер5.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
ТипУчебник
#827399
страница44 из 59
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   59
Раздел V Личность


,

отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как пра­вило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое со­кращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.).

Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к то­му, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобрете­нию новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса.

Статусный набор

Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности при­нято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отноше­ний, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «соци­альным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает.

Однако при наличии любого набора статусов обязательно существу­ет главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с ос­новным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и обще­ния. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента.

Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в дан­ной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студен­та университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лабо­рант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди.

Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характе­ристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак-

терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызываю­щие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту харак­теристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных).

Статус бывает постоянным и временным, последний не за­висит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобре­тает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, чело­век теряет соответствующий статус.

Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения оп­ределенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса явля­ется идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода.

Статусные обязанности и права

Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их лю­дей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, при­вилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социаль­ные позиции.

Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузов­ского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведе­нии выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полно­мочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-ис­следовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут про­фессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата.

452

Раздел V. Личность

Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые дол­жен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследователь­ской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: пеизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выпол­няемых обязанностей на основании соответствующих решений и пред­ставлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанно­стей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.

Статус, престиж, имидж

Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстри­ровать. Для этого существует статусная символика, представля­ющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более не­притязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в та­ком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содер­жательное наполнение: например, сократить дистанцию между препода­вателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпа­дения внешних символов разных статусов — профессора и студента.

Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет не­маловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус чело­века выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную ко­манду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от каче­ства игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научны­ми поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д.

Престиж — сравнительная общественная оценка положения соци­ального субъекта — имеет определенную шкалу (мы говорим о высоком,

Глава 24. Социальные статусы и социальные роли

453

не очень высоком, среднем, низком, очень низком престиже личности). Положение индивида на престижной шкале определяется понятием «ранг», который как раз и соответствует этому положению (высокий, низкий и т.д. ранги). Иногда под рангом в социологии понимают фор­мальный, т.е. утвержденный властью статус индивида (к примеру, ранг посла, государственного служащего).

В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ чело­века. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имидж это комплексное представление, общественное мнение о поведе­нии человека, имеющего определенный статус. Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что пред­ставляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, ра­бочего, высокопоставленного чиновника и т.д.). Что касается статусного образа, то он относится больше к конкретному лицу, а не к собирательно­му представлению, доминирующему в обществе о чем-то (ком-то).

§ 2. Понятие и структура социальной роли -

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему (рис. 9). Поэтому перейдем к рассмотрению этой, не менее значимой характеристики личности.

Понятие роли

Социологи шутят, что основателем теории социальных ролей являет­ся... Шекспир. При этом они часто ссылаются на слова великого дра­матурга в пьесе «Как вам это понравится»1:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемые социальные роли нельзя. На этом поло­жении в значительной степени базируется вся социологическая тео­рия ролей личности, основные положения которой были высказаны еще в 1920—1930-х гг. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Лин-тоиом. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности.

1 См: Шекспир В. Поли. собр. соч : В 8 т. М., 19S9 Т. 5 С. 47.







Глава 24 Социальные статусы и социальные роли

455

им приводится роль проститутки. Первая характеристика имеет практи­чески нулевую отметку в связи с тем, что сама роль не предполагает про­явления чувств к клиентам. С точки зрения способа получения это до­стигнутая, а не предписанная роль, поскольку для ее реализации необходим определенный опыт соответствующей деятельности. Мас­штаб эгой роли имеет совершенно конкретные очертания — сексуаль­ные услуги за плату. Описываемая роль отличается формализованным характером в том смысле, что выполняется в соответствии с принятыми нормами — за конкретный вид услуг устанавливается определенная плата. Наконец, мотивация этой роли очевидна — получение материаль­ной выгоды за оказываемые услуги.

Социальная роль формирует определенную модель поведе­ния, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации. В этом смысле каждая роль имеет свою «внутреннюю дисциплину». Она воспитывает индивида, создает определенные рамки его деятель­ности, предлагает ему типовой образец поведения и его самого как действующею лица (в социологии принято обозначать индивида в этом случае термином «актор»).

Роль в театре и в жизни

Здесь возникает один непростой вопрос, связанный с проведением па­раллели между исполнением роли актером в театре и индивидом в жиз­ни. Вполне возможна иллюзия прямой аналогии, но ее не должно быть в силу по меньшей мере трех обстоятельств — временного, пространствен­ного и содержательного характера. Роль в театре играется только во вре­мя представления, тогда как выполнение той или иной социальной роли в жизни, как правило, длительно и охватывает не часы, а годы и даже де­сятилетия. В пространственном отношении различие еще более очевид­но: в одном случае это сцена, в другом пространство не имеет границ (да­же если эта роль замыкается, скажем, рамками семьи — роль сына, мужа, отца человек выполняет всюду, где бы он ни находился).

Наконец, самые разительные отличия существуют в содержатель­ном плане. В театре роль играют, в жизни этого делать нельзя, ибо иг­рать социальную роль означает возможность быстро выйти из нее, де­лать что-то имеющее внешний характер по отношению к сущностным потребностям человека. В крайней форме это может означать даже то, что человек кем-то (чем-то) «притворяется» Можно ли «притворять­ся» сыном, мужем, отцом, студентом, профессором, владельцем собст­венности? В определенной степени, конечно, да, но если именно играть эти роли, а не быть в жизни сыном, мужем, отцом и т.д., т.е. выполнять их по отношению к родителям, жене, детям. Поэтому понятие социаль-

456

Раздел V Личность

ной роли существенно отличается от понятия просто роли (не обяза­тельно театральной: например, мы обращаемся к кому-то с просьбой сыграть отвлекающую роль в данной конкретной ситуации). Здесь есть один терминологический нюанс, который подчеркивает показанное различие: социальные роли выполняются, остальные — играются.

Виды социальных ролей

Социальные роли могут быть как институциональными, т.е. офи­циально санкционированными, так и н е и н с т и т у ц и о н а л ь н ы м и. В первом случае они опираются на право и закон, во втором — контро­лируются силой общественного мнения, обычаями, нравами. К примеру, в трудовых коллективах часто оказываются два лидера — формальный (начальник, назначенный по приказу) и неформальный — человек, к ко­торому обращаются за помощью и советом и надеются на его поддерж­ку. В первом случае роль лидера институциональна, во втором — нет.

Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них яв­ляются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высо­ким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, про­сто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значе­ния. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия».

Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему сво­ей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педаго­га), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятиле­тий, предшествовавших современному периоду развития нашего об­щества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ро­лях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не зани­мался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным.

Возникала парадоксальная ситуация: выигрывала личность, про­игрывало общество, и наоборот. Думается, в этом противоречии за­ключена одна из основных причин глубочайшего социально-экономи­ческого и морального кризиса, в котором оказалось наше общество и

Глава 24. Социальные статусы и социальные роли

457

из которого оно нс выбралось до сих пор. Лишь то общество может процветать, где личность выполняет, притом качественно, прежде всего свои основные социальные роли — работника, студента и т.д. Все остальные могут выполняться ею более или менее удачно, но это не должно приводить к подмене первых вторыми.

К сожалению, стремление уйти от качественного выполнения ос­новной социальной роли характерно для значительной части молоде­жи. Об этом свидетельствуют нежелание приобретать знания, рабо­тать над собой, надежда проскочить «на шермачка», выехать па подсказке, шпаргалке. Любопытная с этой точки зрения ситуация воз­никла, когда начались визиты американских и российских школьни­ков и студентов соответственно в Россию и США и их совместные за­нятия. Юные американцы никак не могли понять сверстников из России, ждавших от них подсказки на уроках, и удивлялись, когда на­ши ребята просили о такой «помощи». Не с этого ли начинаются хо­рошие и плохие работники? Суждение это имеет, конечно, частный характер, но думается, что пищу для размышлений оно дает.

Структура роли

Какие бы социальные роли личность не выполняла, все они «заданы», т.е. предписаны обществом и социальной средой. Поэтому, говоря о структуре роли, нужно иметь в виду в первую очередь ролевое предписание и ролевое ожидание. Это то, что общество (конкретная социальная общность, организация, социальный инсти­тут) требует от личности (предписывает ей) и в то же время ожидает выполнения. Поэтому в социологической теории ролей обращается особое внимание па то, как личность исполняет роль (ролевое исполне­ние — еще один элемент структуры роли), насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевым предписанию и ожиданию.

Необходимо отметить, что зависимость между ролевым ожидани­ем и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Она не укла­дывается в рамки жесткой, предсказуемой схемы. Это происходит по­тому, что поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Люди не исполняют свои роли по заданному сценарию, часто они просто импровизируют по ходу действия.

Отсюда следует возможность возникновения ролевых напряже­ний и даже конфликтов. Значит, сама структура социальной роли имеет противоречивый характер и содержит в себе предпосылки кол­лизий между личностью и ее социальным окружением — как ближ­ним, так и дальним.

458

1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   59


написать администратору сайта