Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания

  • Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


    Скачать 5.8 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
    Дата04.12.2022
    Размер5.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
    ТипУчебник
    #827399
    страница52 из 59
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   59

    ется обществом как «своя», выступает как антипод господствовавшей ранее, как отклонение от нее, стимулирующее борьбу нового со старым. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести выступления диссидентов (инакомыслящих) в СССР в 1960—1970-х гг. (А.Д. Саха­ров, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович и многие другие). Эта форма отклоняющегося поведения предвосхитила перестройку, критику тота­литаризма и отказ от него, свободу слова, гласность и т.д.

    Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению про­грессивных культурных норм и моделей поведения. Преступность, наркомания, алкоголизм никогда не создадут для этого основы. Отсю­да следует, что наука (в первую очередь социологическая) могла бы фиксировать, анализировать, пропагандировать ростки новых куль­турных норм и ценностей в тех или иных прогрессивных формах от­клоняющегося поведения.

    § 2. Теории отклоняющегося поведения

    Биологические теории

    Каковы причины отклоняющегося поведения? Ответ на этот крайне важный вопрос наука ищет давно. Если обобщить ее поиски, то возник1 нет три группы теорий социальных отклонений. Представители первой пытаются объяснить происхождение девиантного поведения с помо­щью биологических факторов. Основоположником такой пози­ции следует считать итальянского судебного психиатра, врача и крими­налиста Ч. Ломброзо, который в конце XIX в. установил зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чер­тами человека. На этом основании им было выдвинуто положение о су­ществовании типа человека, предрасположенного к совершению пре­ступлений в силу определенных биологических признаков.

    В середине XX в. американский врач и психолог У. Шелдон опре­делил связь между предрасположенностью к девиантному поведению и строением тела человека и сделал вывод, что более всего «близок» к нему «мезоморф» — человек, чье тело характеризуется стройностью и силой, в психическом же отношении для него типичны беспокойство и стремление к активности. В 1960—1970-х гг. в биологической кон­цепции В. Прайса (Шотландия) была сделана попытка доказать, что большую склонность к девиации, чем другие, имеют мужчины, обла­дающие дополнительными хромосомами типа Y. Однако четкой при­чинно-следственной связи между девиантным поведением и наличи­ем тех или иных хромосом установить не удалось.

    514

    Раздел V. Личность

    Психологические теории

    Вторая группа теорий объясняет причины отклоняющегося поведе­ния психологическими факторами. Большая роль в разработ­ке идеи связи девиаций и психического состояния человека принад­лежит 3. Фрейду, создателю психоаналитических теорий. Согласно его взглядам, отклонения от социальных норм в поведении есть ре­зультат крайней формы противоречия — конфликта — между челове­ческим Я и бессознательным, между физиологическими потребностя­ми индивида и социокультурным содержанием его среды. Следствием подобных конфликтов и является отклоняющееся поведение. Если принять такую точку зрения, то возникает по меньшей мере один во­прос: раз эти конфликты, как утверждает Фрейд, являются универ­сальными, почему далеко не все люди становятся девиантами?

    В неофрейдистских концепциях, особенно у Э. Фромма, совершает­ся переход от психоаналитических к социопсихологическим объяснениям девиации, хотя не всегда и не во всем он соблюдается. Так, в одной из ин­тереснейших работ Фромма «Адольф Гитлер: клинический случай не­крофилии», опубликованной впервые в его книге «Анатомия человече­ской деструктивности»1, представлен психоаналитический «портрет» Гитлера как субъекта отклоняющегося поведения, основной чертой ко­торого было стремление к разрушительности, одержимость тягой к смерти и ко всему мертвому. Но при этом Фромм, как бы полемизируя с Фрейдом, доказывает, что девиантное поведение не регулируется не­кими врожденными, спонтанными, подсознательными и самонаправля­ющимися стимулами. Оно связано с действительными условиями суще­ствования реального человека.

    Социологические теории

    Наконец, сторонники третьей группы теорий, объясняющих причины отклоняющегося поведения, обращаются к анализу прежде всего социо­культурных явлений и процессов, хотя не отказываются и от рассмот­рения биологических и психологических факторов. Это — авторы соци­ологических теорий. Первая серьезная попытка такого анализа содержится в теории аномии Э. Дюркгейма. С ее помощью он анализи­рует явление и сущность самоубийства как формы девиантного поведе­ния. По мнению французского социолога, несоответствие поведения социальным нормам возникает во время резких перемен в жизни обще­ства, отдельных групп, личности, причем изменения могут касаться как

    1 Опубликована в 1973 i , русский перевод. Фромм Э. Анаюмия человеческой дес-трукшаиосш. М, 1994

    Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

    самих норм, так и реакции индивидов на них. В подобных ситуациях люди теряют почву под ногами, нечто стабильное и привычное. Возни­кающая социальная дезорганизация порождает отклоняющееся пове­дение. Эта точка зрения Дюркгейма на основной социальный фактор девиации и сегодня признается всеми как главное ее объяснение.

    Восприняв эту идею Дюркгейма, Р. Мертон создал свою функцио-налистскую теорию аномии1. По его мнению, основной причиной отклоняющегося поведения является противоречие, конфликт, раз­рыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Другими словами, если люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь принятыми в данном обществе средствами, они пытаются найти иные средства, в том числе и социально осужда­емые. Естественно, это ведет к разного рода девиациям.

    Проблема заключается в том, чтобы определить, что это за средст­ва, что это за социальные силы, которые заставляют человека искать социально неодобряемые пути достижения цели. Вероятно, большая их часть относится к числу агентов социализации. Это семья, школа, среда ближайшего окружения, трудовой коллектив, средства массо­вой информации.

    Однако необходимо иметь в виду, что названные факторы влияют не автоматически на появление девиации. Социологи давно уже дока­зали, что неблагополучие в семье гораздо сильнее и активнее способст­вует возникновению отклонений в поведении, чем благополучие. Эта ' тенденция прослеживается и в отношении иных агентов социализации.

    Но вместе с тем девианты появляются и в благополучных семьях, классах, школах, бригадах и др. Значит, девиация представляет собой следствие комплексного воздействия многих факторов на личность, что требует учета ее особенностей, предшествующего образования, вос­питания, склада характера, психологических черт, ситуации в обществе и в конкретной социальной среде.

    § 3. Типология отклоняющегося поведения

    Один из важных вопросов, возникающих в ходе изучения социальных отклонений, состоит в выявлении типов девиантного поведения. Таких типологий существует немало, причем создаются они в тех отраслях знания, которые так или иначе связаны с проблематикой социальных и личностных отклонений. Это не только социология, но и психология (в

    1 Подробнее см Мертон РК. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992 № 2—5; Покровский Н Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995.

    516

    Раздел V. Личность

    том числе социальная), криминология, судебная психиатрия и др. Есте­ственно, здесь будут рассмотрены типы отклоняющегося поведения с точки зрения социологической науки.

    Первичная и вторичная девиация

    По происхождению различают первичную и вторичную девиацию. Под первичной понимают нарушения некоторых социальных норм поведения, которые допускают многие люди в своей повседневной жизни. Скажем, какая-то часть водителей автомобилей регулярно на­рушает правила уличного движения: превышает скорость, не там, где положено, паркуется, может поехать на красный свет, неправильно обгоняет и т.д. Еще один пример: некоторые представители молодежи (да и более старших возрастных групп тоже) время ог времени курят сигареты с наркотиками. Считают ли себя упомянутые водители и ку­рильщики девиантами? Скорее всего, нет.

    Однако если их, что называется, «поймали с поличным» работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общест­венности, то возникает вторичная девиация, связанная с наклеивани­ем ярлыка девианта: злостный нарушитель правил дорожного движе­ния, наркоман. Происходит то, что описал американский социолог Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) своей теорией стигматизации (наклеивания ярлыков, от греч. stigma — клеймо, пятно). В результате стигматизации человек начинает себя чувствовать и осознавать деви­антом. В данном случае стигма — не просто ярлык девианта, а обвине­ние человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно последовать суровое наказание: заключение в тюрьму, психиатричес­кую больницу или еще что-либо «антигуманное».

    Индивидуальные и коллективные девиации

    Рассмотрим типологию девиантного поведения в связи с его харак­тером. В соответствии с этим критерием можно говорить об индиви­дуальном и коллективном отклоняющемся поведении. Любая девиа­ция вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный (групповой) характер. В этом случае действие ее значительно усили­вается, что приводит к дополнительному влиянию девиации в обще­стве — в сравнении с результатом одиночных действий субъектов. В качестве примера можно назвать ситуацию коллективного рэкета в России в 1990-х гг., когда занятие им превратилось в достаточно массовое и он стал одним из самых прибыльных видов криминально­го бизнеса в стране.







    518

    Раздел V. Личность


    стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выжи­вания. Без наличия конформистского поведения нельзя говорить о ста­бильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем шире представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

    Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. С другой стороны, все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерным для данного общества. Мертон не противопоставляет их другу другу, точно так же, как не считает де­виацию исключительно негативным явлением (что делают многие).

    Инновационный способ адаптации предполагает согласие с обще­ственно одобряемьши целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристи­ки инновационного типа поведения, присущей отечественной социо­логии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выражен­ные негативные средства достижения цели.

    Р. Мертон, например, пишет о таких из них, как использование мо­шенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: «В об­ществах, подобных нашему (имеются в виду США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. — Г.З.), культурное акцентирова­ние денежного успеха для всех и социальная структура, слишком силь­но ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспосо­бления возможна только при несовершенстве социализации индиви­дов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху»1.

    Следующий тип отклоняющегося поведения — ритуалистский. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институцио­нальных средств достижения целей, но отказом от некоторых из са­мих целей. В частности, это касается цели безудержного стремления к успеху. Для многих ритуалистов характерен афоризм «Высоко взле­тишь — больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мер-тона, высказывания «Я стараюсь не высовываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отмечает американский социо­лог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избе-

    1 Мертон Р К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992 № 3. С. 110


    Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

    519

    жать опасностей и неудач посредством отказа от основных культур­ных целей и приверженности любому обещающему безопасность ру­тинному распорядку и институциональным нормам»1.

    Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами от об­щественно одобряемых целей и от подобных же средств их достижения. Этот тип отклоняющегося поведения связан с уходом или даже бегст­вом от реальности жизни (от англ. retreat — бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевно­больных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую суб­культуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направ­лена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, тре­буя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому типу отклоняющегося поведения лю­ди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отка­за от взаимодействия с ним.

    Наконец, пятый тип девиации — мятеж, т.е. отрицание господст­вующих в обществе целей и средств и их замена новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризу­ется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мя­теж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах сво­ей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

    Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов ин­дивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, рассмотренные Мерто-ном, и есть основные пути поиска равновесия в отношениях между лич­ностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в пер­вую очередь он сам. Задача современного развитого общества — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «кон­сенсуса», создать благоприятные условия деятельности, которые снизи­ли бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, стоит проблема социального контроля.

    1 Там же С 111.


    520 Раздел V. Личность

    § 4. Социальный контроль

    Понятие социального контроля

    Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот Г. Тар-дом и означал в его первоначальной трактовке средство возвращения правонарушителя (преступника) к нормальной жизни. Затем сам Тард стал рассматривать социальный контроль как. фактор социали­зации личности. Находясь под влиянием идей Тарда, представители Чикагской социологической школы, прежде всего Р. Парк, характери­зовали социальный контроль как целенаправленное влияние общест­ва на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социаль­ного порядка. В свою очередь, под влиянием работ Чикагской школы, идеи социального контроля очень быстро распространились и в аме­риканской, и в европейской социологии.

    В самом общем виде под социальным контролем будем понимать ре­гуляцию поведения субъектов социального действия с помощью норма­тивных механизмов и санкций. Социальный контроль связан не только с девиантным поведением, он имесг отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведе­ния. Поэтому, когда А.М. Яковлев характеризует социальный контроль как «способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативно­го (в том числе правового) регулирования»*, он прав. Но нас в данной главе социальный контроль интересует с точки зрения его связи с от­клоняющимся поведением. Отсюда внимание будет обращено прежде всего на эту сторону дела.

    Вместе с тем есть некоторые аспекты теории социального контроля, которые одинаково значимы для изучения любого вида поведения. Нач­нем с того, что социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Чем она эффективнее, тем эффек­тивней социальный контроль, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, т.е. соответствую­щего принятым в обществе правилам, нормам, обычаям и т.д. Тем самым социализация формирует внутренний контроль на основе индивидуаль­ных самооценок, что делает менее нужным внешний контроль.

    Далее, социальный контроль проявляет себя через групповое дав­ление и групповой контроль. На поведение индивида влияет норматив­но-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и

    ' Российская социологическая энциклопедия С 213

    Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль

    521

    традиций начинает работать «механизм» группового давления и груп­пового кон гроля.

    Наконец, социальный контроль выступает в форме принуждения, осуществляемо/о через санкции. Они могут применяться как в рамках группового давления, так и — более широко — через институциональ­ные и социаяьпые механизмы. Принуждение — э го крайняя форма со­циально! о контроля. Она используется тогда, когда индивиды не хотят строить свое поведение в соответствии с действующими в обществе ре­гуляторами социальных отношений. Другими словами, принуждение применяется относительно отклоняющегося поведения.

    Социальный контроль и отклоняющееся поведение

    Н. Смелзер, полагая, что социальный контроль — это совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуще­ствления, делает важное добавление: в исследованиях девиации он «озна­чает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление»1. Здесь он исходит из понимания основных разновидное ten социального контроля Т. Пар-сонсом, который писал об использовании в целях его установления изоля­ции, обособления и реабилитации девиантов^. Эти три разновидности ха­рактеризуют такую форму социального контроля, как принуждение.

    Изоляция означает использование тюрьмы для отлучения деви­анта от общества, не предусматривающее реабилитации (пожизнен­ное заключение). Обособление связано с частичной (временной) изоляцией девианта, скажем, в психиатрической больнице. Что каса-егея реабилитации, то она имеет самые разные формы и програм­мы — с помощью труда, образования, лечения (в группах типа «аноним­ных алкоюликов», с использованием методов психотерапии и т.д.) — и направлена на то, чтобы помочь девиантам наш и свое место в жизни.

    В работах многих западных социологов проблема социального контроля была поставлена именно в связи с анализом отклоняющего­ся, прежде всего агрессивного, поведения определенной группы деви­антов. Необходима была реакция общества на такое поведение, и ею мог стать лишь социальный контроль. Социологи установили, что он в состоянии оказывать двоякое действие на отклоняющееся поведе­ние: либо смягчать его характер и последствия, либо, наоборот, спо­собствовать усилению девиаций в обществе.

    Возникает вопрос, при каких условиях появляется первое и в ка­ких обстоятельствах — вюрое. Смягчение социальных отклонений

    ' Смелзер II ДжСоциология С 227 ^ См Pat sons T The Sotial System

    522

    Раздел V Личность


    \1 i

    происходит тогда, когда насилие в обществе минимизировано, его официальные структуры проявляют известную толерантность (тер­пимость) по отношению к различным проявлениям девиаций. Суще­ственную роль играет общая экономическая и политическая ситуация в стране Благоприятные условия жизни ее населения способствуют оптимизации социального контроля и снижению удельного веса нега­тивных девиаций в обществе Обострение обстановки, тем более на­ступление кризисных периодов не способствуют эффективности со­циального контроля; скорее, наоборот, это делает использование его механизмов затруднительным.

    Активизация девиат ного поведения в обществе и неэффектив­ность социального контроля возникают тогда, когда его структуры ис­пользую г экстремистские и догматические методы давления, наси­лия. Эго усиливает маргинальность и, выражаясь терминами Р. Мсртона, ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определен­ных обстоятельствах способно даже привести к мятежу как способу смены целей и средств их достижения в обществе В качестве приме­ра активизации отклоняющегося поведения в России в резулыате не­эффективного социального контроля назовем недальновидную, а по­рой и преступную государственную политику, выступающую факюром алкоголизации населения1

    Формальный и неформальный социальный контроль

    Социальный контроль выступает в двух основных видах: как формаль­ный и неформальный. Первый осуществляется соответствующими ор­ганизациями и является официальной процедурой. Так, правом фор­мального контроля пользуются органы правопорядка. Работники правоохранительных органов следят за соблюдением законов, подзакон­ных актов, многочисленных правовых норм и правил поведения в обще­стве. Их деятельность сопровождается выполнением большого количе­ства бюрократических процедур, т.е. она формализована. В системе органов правопорядка, осуществляющих функции формального кон­троля, занят громадный штат сотрудников — в милиции, суде, прокура­туре, тюрьмах и др. Крайне важными органами формального контроля являются налоговые службы, от которых благополучие в стране зависит не меньше, чем порядок — от правоохранительных органов. Отклоняю­щееся поведение является проблемой «номер один» для формального социального контроля.

    1 Подробнее см 3auepa.ee Г Г Государе! венная политика как фактор алкоюлша-ции населения//Содиол ж след 1997 №4

    Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 523

    Если формальный контроль осуществляется в больших, государст­венного значения организациях, то неформальный часто реализуется через небольшие группы. Можно говорить о нескольких типах нефор­мального контроля. Одни из наиболее распространенных — награды (вознаграждения) и наказания. Первые проявляются в виде улыбок, добрых жестов, аплодисментов, одобрительных кивков, рукопожатий, словесных поздравлений и т.д Вторые — наказания — выражаются не­довольным тоном и взглядом, нахмуренными бровями, критическими суждениями, резкими замечаниями, даже руганью и угрозами.

    В ряде случаев неформальный социальный контроль находит весь­ма специфические формы подчеркнутого игнорирования группой сво­его члена. Если, к примеру, студент не считается с интересами группы, ведет себя эгоистично, то это может вызвать его отторжение, а иногда и молчаливый бойкот. Как видно, отклоняющееся поведение члена груп­пы встречает соответствующую реакцию в виде неформального соци­альною контроля.

    В заключение следует отметить, чго социальный контроль не сво­дится только к воздействию общества, социальных групп, институтов и организаций на личность. Это лишь одна сторона социального кон­троля, хотя и очень важная, особенно когда речь идет об отклоняю­щемся поведении. Если же иметь в виду многообразие видов челове­ческих действий, то социальный контроль представляет собой широкое социальное поле взаимодействующих индивидов, их различ­ных общностей, социальных структур, общества в целом. Его главная задача — наиболее полно учитывать интересы и потребности челове­ка с помощью базирующегося на социальном порядке рационально организованного общества.

    Вопросы и задания

    1. Какое поведение называскя отклоняющимся?

    2. В чем проявляется позитивная и neiai-ивная направленность девиаций1'

    3. Как можно отличить девиантное поведение о г норма гивного?

    4. Какие теорешческие объяснения причин девианшого поведения существуют'''
      Обратите особое внимание на социоло1 ические теории и расскажите о них

    5. Проанализируйте известные вам типологии девиашного поведения (включая
      выполняемые ими функции), достоинства и ограничения каждой

    6. Раскройте содержание гиполоши девиат пою поведения (способов индивиду­
      альной адаптации), принадлежащей Р Мерюну

    7. Что такое социальный контроль?

    8. Какие виды социального контроля вы знаете?

    9. В чем специфика девиаций в современном российском обществе? Каковы их при­
      чины?

    524

    Раздел V. Личность

    Литература

    Волков ЮТ., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. Гл 5.

    Гидденс Э. Социология. М., 1999 Гл. 5.

    Добренькое В.И., Кравченко AM. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 3. Гл. 9.

    Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

    Мертоп Р. Социальная теория и социальная структура // Социол. исслед. 1992. № 2-5.

    Рывкиш Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социол. исслед. 1997. № 4.

    Социология в России М., 1998. Гл. 29.

    Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 107-126.

    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   59


    написать администратору сайта