Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы

  • Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


    Скачать 5.8 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
    Дата04.12.2022
    Размер5.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
    ТипУчебник
    #827399
    страница54 из 59
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59
    Раздел V[. Социальные изменения и процессы

    действиями с запланированным результатом. В реальности оба эти вида социальных процессов — стихийные и сознательные — часто вза­имосвязаны. Так, если посмотреть на современные экономические ре­формы в России, то нетрудно увидеть, как переплетаются в них сти­хийные и сознательные процессы, причем многие трудности реформ как раз и обусловлены превалированием в них стихийного.

    В соответствии г критерием эффективности социальные процессы можно характеризовать как эффективные, недостаточно э ф -ф е к т и в н ы е, н е э ф ф е к т и в н ы е. Важной характеристикой эффек­тивности социального процесса является достижение результата, успех как таковой. В разработке этого понятия приняли активное участие американские социологи, учитывая традиционные ценности американ­ской культуры, среди которых личный успех, эффективность и полез­ность деятельности, активность и упорный труд занимают доминирую­щие позиции. Не случайно Парсонс еще в конце 1930-х гг., создавая типологию обществ, назвал США наиболее ярким образцом общества «универсалистского образца достижения», т.е. страной, в которой глав­ной целью, даже самоцелью для всех (отсюда — «универсалистское») являются достижение и успех как таковые.

    Еще одна классификация социальных процессов связана с их со-держанием. Здесь можно выделить экономические, полити­ческие, духовные, информационные и иные процессы. Каж­дый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности. Накладываясь друг на друга, переплета­ясь в ходе взаимодействий, они создают то сложное образование, ко­торое мы определяем как социальный процесс в целом.

    § 3. Социальные процессы, противоречия и конфликты

    Единый социальный процесс и его конкретные виды имеют противо­речивый характер. Любой социальный процесс противоречив по оп­ределению, ибо он означает движение, изменение, а источником его не мо­жет быть что-либо иное, кроме как «борьба противоположностей» (Гегель). Значит, вопрос не в том, чтобы доказать, что социальные процессы отмече­ны печатью противоречивости, а в том, чтобы проанализировать эти проти­воречия и выявить пути их разрешения. Собственно, к этому сводится зада­ча любого социологического исследования, поскольку каждое из них сопряжено с анализом конкретных социальных процессов. Более того, сама исследовательская проблема формулируется на основе выявленных реаль­но существующих противоречий. Если нет противоречия, нечего изучать.

    Глава 29. Динамика социальных процессов

    535

    Проблема основного противоречия

    Поскольку противоречий бывает много — внутренних и внешних, содер­жательных и формальных, антагонистических и неантагонистических, главных и второстепенных, всегда возникает вопрос: какие из них необ­ходимо учитывать в первую очередь? Для анализа социального процесса наиболее значимо то противоречие, которое определяет его суть и, следо­вательно, является основным. Выделение основного для данного социаль­ного процесса противоречия и есть задача социологического исследования. Правильно определив такое противоречие, наметив пути его изучения и разрешения в рамках данного процесса (либо даже выходя за них), соци­олог может провести эффективное научное исследование, которое, при соблюдении ряда условий, даст важный теоретический и практический результат, направленный на изменение самого социального процесса.

    В качестве основного противоречия социального процесса могут вы­ступать как внутренние, так и (в ряде случаев) внешние противо­речия. Первые, как правило, более значимы для социальных процессов, именно они определяют их характер и «лицо». Однако в определенных условиях на ведущее место могут выходить и внешние протийоречия. Так, если страна находится в состоянии войны с каким-либо государст­вом, то именно внешние противоречия окажутся в этой ситуации ре­шающими. Более того, они будут влиять на характер и содержание вну­тренних процессов, заставляя их, к примеру, «работать» на войну.

    В отечественной литературе 1960— 1980-х гг. с регулярностью раз в пять лет проводились дискуссии относительно характера противоречий в обще­стве, причем излюбленной темой было обсуждение вопроса о том, какое противоречие считать основным. Одни авторы полагали, что таким являет­ся противоречие между производительными силами и производственными отношениями, другие — между производством и потреблением, третьи — между новым и старым, четвертые — между обществом и природой, пятые...

    Поскольку в этих дискуссиях участвовали не только философы, но и социологи, создавалось впечатление, что для социологии эта проб­лема является животрепещущей. Между тем никакого реального зна­чения она не имела, пользы науке не принесла, зато сама дискуссия приобретала идеологическую направленность. Последняя была за­метна особенно явно в отрицании антагонистических противоречий в советском обществе, чем, собственно говоря, и подчеркивалось его принципиальное отличие от капиталистического.

    На деле же антагонистические противоречия существовали, многие из них не находили и не могли найти своего разрешения в имевшихся условиях, потому просто «подавлялись». Нарастая и усиливаясь, они в

    536

    Раздел VI Социальные изменения и процессы

    конечном итоге привели к краху самой системы. Собственно, в том и состоит особенность антагонистических противоречий, что они не мо­гут быть разрешены в рамках одного и того же социального процесса и «требуют» перехода к новому-процессу, повой системе.

    Социальный конфликт

    Высшей формой противоречий в социальных процессах является соци­альный конфликт. Он характерен для определенного тина взаимоот­ношений и взаимодействий между социальными общностями и охва­тывает все виды социальных процессов, в которых они участвуют. Следует отличать социальные конфликты от индивидуальных, в ко­торых принимают участие отдельные люди. Подчеркнем, что в рамках социальных процессов имеют место прежде всего социальные кон­фликты, и именно о них пойдет дальше речь.

    Определяя социальный конфликт, отметим прежде всего его тесную связь сантагопистическим противоречием. В социологиче­ской литературе такой позиции придерживается, в частности, извест­ный английский социолог Э. Гиддеис. В двух своих работах, вышедших одновременно в 1989 г., — «Социология: учебник 90-х годов» и «Уст­ройство общества»1, он характеризует конфликт как «антагонизм меж­ду индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы: столкновения интересов двух и более индивидов и групп и активной коллективной борьбы друг с другом». Рассматривая отличие противоречия от конфликта, Гиддеис указывает на то, что первое выра­жает уязвимое звено в социальных конструкциях, тогда как второй под­черкивает наличие противоборства сторон. При этом далеко не всегда противоречие приводит к конфликту. Для того чтобы это произошло, необходимо осознать противоположность интересов и сформировать соответствующую мотивацию поведения.

    Иную сущностную трактовку конфликта предлагает А.Г. Здраво-мыслов. По его мнению, конфликт — это «форма отношений между по­тенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нор­мами, интересами и потребностями. Существенная сторона социально­го конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках неко­торой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта»2.

    А.Г. Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов: 1) конфликты по поводу жизненных средств, 2) конфликты как столкно-

    1 Guldens A. Sociology, Idem The Constitution of So( icly

    2 Здравомыслов А Г Социолошя конфликта. М , 1994 С 94.

    Глава 29. Динамика социальных процессов

    537

    вения интересов, 3) ценностные конфликты^. Первая группа касается кон­фликта потребностей и связана прежде всего с распределением жизнен­ных средств. Такие конфликты возникают из-за ограниченности ресурсов и — в качестве результата — возможностей удовлетворить в достаточной степени как краткосрочные, так и долговременные потребности. Они мо­гут быть весьма длительными и напряженными. Так, уже несколько лет в России возникают, временно затухают и потом вспыхивают с новой силой конфликты в связи с задержками и невыплатой заработной платы, в кото­рых участвуют десятки миллионов человек.

    Вторая группа конфликтов связана со столкновением интересов. В отличие от потребностей, стимулирующих людей (социальные общ­ности) к обладанию жизненно необходимыми благами, интересы ори­ентируют субъектов социальных процессов на определенный тин взаи­модействия. В ряде случаев оно выступает в форме столкновения, цель которого — нейтрализовать, нанести ущерб или даже уничтожить про­тивоположную сторону конфликта. Некоторые международные про­цессы, сопровождающиеся столкновением диаметрально противопо­ложных интересов сторон, приобретают характер военных конфликтов.

    Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. Если пер­вые две группы чаще всего сопровождаются «материализованными» акциями социальных общностей (стачки, забастовки, голодовки, во­енные действия и т.д.), то конфликты ценностей имеют преимущест­венно «идеологизированную» направленность. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей, перспектив тех или иных общественных процессов. Так, в России переходного периода существуют принципиально расходящиеся оценки ее будущего и пу­тей его достижения, связанных с рыночными реформами и демокра­тизацией политической жизни страны. Реформистски ориентирован­ным партиям и движениям противостоит блок так называемых народно-патриотических сил во главе с коммунистами, ратующих за возврат к государственному социализму.

    Конфликты в отечественной социологии стали изучать сравнитель­но недавно, с середины 1980-х гг. (Ф.М. Бородкин, А.К. Зайцев, А.Г. Здравомыслов, Н.М. Коряк и др.). Причины столь позднего вни­мания к конфликтам вполне объяснимы, и они заключаются не столь­ко в отсутствии к ним социологического интереса, сколько в существо­вании «табу» на некоторые проблемы, в том числе и на эту. Общество «развитого социализма» по определению не могло быть изнутри кон­фликтным, в нем признавалось наличие лишь некоторых противоре­чий, среди которых антагонистическим не находилось места.

    'Тамже С 106-129

    538

    Раздел VI. Социальные изменения и процессы

    Здесь содержится один из любопытнейших парадоксов: общество «развитого социализма», считавшее себя наиболее последовательным воплощением идей марксизма в жизнь, не хотело замечать, что как раз К. Маркс был основателем первой социологической парадигмы кон­фликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социаль­ные процессы и изменения, именно они пронизывают жизнь общест­ва во всех его направлениях, именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому обществу.

    Идеи Маркса о всеохватности и универсальности социальных кон­фликтов, о том, что они пронизывают жизнь общества в целом, в той или иной форме поддержали социологи последующих поколений. В конце XIX — начале XX в. подобные (однако вместе с тем и отлича­ющиеся) положения высказывали Г. Зиммель, М. Вебер и В. Парето. В современной социологии наиболее последовательно выражают по­зицию всеобщности и универсальности конфликта, его ведущей роли в жизни общества английский социолог Р. Дарендорф (живший до 1960-х гг. в Германии) и американский социолог Л. Козер.

    Они полагают, что конфликт является естественным результатом лю­бой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом ос­новной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономи­ческих и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не «разрешение» (против этого термина резко высту­пал Дарендорф, считая, что он создает ненужную иллюзию полного уст­ранения конфликта), а «регулирование». Для этого должны быть созданы специальные социальные институты с соответствующими полномочиями для регулирования конфликтов, принимающие решения, обязательные для конфликтующих сторон; эти институты вырабатывают правила пове­дения для них (что также признается данными сторонами); власти макси­мально способствуют реализации арбитражных функций.

    В социологической науке существует и иная парадигма конфликта, ос­нованная на признании его неестественности и опасности для общества. Конфликт рассматривается как социальная болезнь. Такой точки зрения придерживаются Э. Дюркгейм (из классиков мировой социологии), Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Бродаль (из современных социологов). Осо­бенность этой парадигмы состоит в том, что конфликт характеризуется как нарушение структурно-функционального равновесия в социальном процессе (Парсонс), поэтому главная задача — вовремя конфликт обнару­жить и принять эффективные меры по его преодолению. Сам конфликт рассматривается как социальный процесс, имеющий свою биографию (история, корни, фон, кризисы, поворотные точки), свои фазы и этапы.

    Глава 29. Динамика социальных процессов

    539

    Развитие социологических теорий конфликта (а их достаточно много и обо всех сказать невозможно) способствовало возникновению его прикладных исследований, которые привели к появлению научно-практического направления — конфликтологии. Ярким примером работы, выполненной в ее рамках, служит книга американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или Переговоры без пораже­ния» (она была переведена на 30 языков, в том числе на русский в 1990 г.). В этой книге, равно как и во многих других конфликтологи­ческих работах, недостатка в которых в последнее время не ощущает­ся, даются практические советы и рекомендации по разрешению кон­фликтов, поиску путей примирения противоположных интересов.

    Вопросы и задания

    1. Как происходило становление идей динамизма социальных процессов в истории
      социологии?

    2. Что такое социальное изменение и социальный процесс?

    3. Проанализируйте понятие социального процесса в рамках его пространственно-
      временных характеристик, фаз, основных факторов.

    .4. Чем обьясняется видовое разнообразие социальных процессов? Какие критерии составляют основу их классификации?

    1. Почему социальные процессы имеют противоречивый характер? Какие виды
      противоречий лежат в их основе?

    2. Что такое основное противоречие? Почему в науке придается большое значение
      его определению?

    3. Какие виды конфликтов вы могли бы выделить в современном обществе?

    4. Какие теоретические разработки проблемы социального конфликта вам известны?

    5. В чем особенности изучения социальных конфликтов в нащей стране'?

    Литература

    Бородины Ф М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1994.

    Волков Ю.Г., Добренькое В.И, Нечипурепко В.Н, Попов А,В. Социология. М., 2000.
    С. 413-444 «

    Гиддеис Э. Социология. М., 1999. Гл. 20.

    Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социол. исслед. 1994. №5.

    Зайцев А К. Социальный конфликт. М , 2000.

    КозерЛ Функции социального конфликта. М , 1993.

    Кравченко С.А., Мнацаканяи М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 51-63, 429-462.

    Российская социолошческая энциклопедия. М., 1998.

    Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 16, 17.

    Фишер Р., Ури У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

    Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 267-284, 323-344.

    Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М., 2001.

    Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 19—44.

    Глава 30

    Социальное поведение и общественные движения

    § 1 Социальное поведение и е/о типы §2 Обща таенные движения и их ш(ледования в iоциопогии

    § 1. Социальное поведение и его типы

    Социальные изменения происходят благодаря тому, что люди объеди­няются и осуществляют коллективные действия, которые мы будем называть социальным поведением (в литературе, особенно западной, его часто называют коллективным поведением). Одной из наиболее значимых форм социального поведения являются общественные дви­жения, поэтому им далее будет уделено особое внимание. Сейчас же о том, что такое социальное (коллективное) поведение, почему и как оно способствует осуществлению социальных изменений.

    Теории коллективного поведения

    В американской социологической литературе коллективное поведение очень часто характеризуют как необычное, нестандартное, несоответст­вующее установленным образцам. Н. Смелзер определяет его как «относи­тельно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагиру­ющих на неопределенную или угрожающую ситуацию. Согласно этому определению, существует коренное различие между коллективным пове­дением и повседневной деятельностью людей...» *. В таком случае его нуж­но рассматривать как определенную разновидность дсвиантного (откло­няющегося) поведения. А если речь идет о «нормальном» социальном поведении групп людей, не являющимся «экстремистским»?

    По всей видимости, традиция рассматривать социальное поведение групп людей как отклоняющееся от установленных стандартов идет еще от французских социологов конца XIX— начала XX в. Г. Лебоиа и Г. Тар-да. Первый из них разработалг понятие толп ы, под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чув­ствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером. Толпа рас-

    Смел >ер НДж Социоло) ия С 578

    Глава 30 Социальное поведение и общественные движения

    541

    сматривалась Лебоном как разрушительная, иррациональная, бессозна­тельная сила, поведение которой регулируется законом «духовного едине­ния толпы». Другой закон, действию которого толпа также подвержена, — закон подражания (это понятие наиболее подробно было разработано Тар-дом, который считал подражание основным социальным процессом).

    Во второй половине XX в. появился целый ряд новых теорий, объяс­няющих коллективное поведение. Это теория конвергенции Г. Олпорта, суть которой состоит в том, чго участники совместных социальных акций собираются и действуют в соответствии с уже существующими предрас-положенностями, а коллективное поведение рассматривается как следст­вие повседневной жизни, но не влияния голпы. Это теория возникновения норм Р. Тэрнера, смысл которой состоит в объяснении коллективного по­ведения как результата, принятого большинством вследствие освоения норм, характерных для небольшой группы лиц. Это теория коллективно­го поведения как политического протеста (основные положения сформу­лированы Дж. Школьником), согласно которой оно становится прежде всего формой политической борьбы. Наконец, это теория прирастающей ценности Н. Смелзера, объясняющая коллективное поведение стремле­нием изменить господствующие социальные условия путем прохождения последовательных этапов, начиная с изменения структурных факторов коллективного поведения, появления структурной напряженности и кон­чая мобилизацией к действиям и установлением социального контроля.

    Главная особенность этих теорий состоит в том, что, при всех раз­личиях между ними, коллективное поведение рассматривается как нечто особенное, не типичное, не повседневное, а скорее как экстраор­динарное. Другими словами, сохраняется принципиальное различие между коллективным поведением как определенного рода отклонени­ем от нормы и повседневной деятельностью групп людей.

    Такой подход представляется не соответствующим в полной мере ре­альным социальным процессам и изменениям. Изменения в обществе осу­ществляются не только за счет экстраординарных коллективных действий, может быть, даже не столько за их счет, сколько в результате повседневной деятельности групп людей, социальных общностей в самых различных сферах общественной жизни. Поэтому под социальным поведением мы бу­дем понимать коллективные, групповые действия людей, преследующих об­щие цели и сплоченных общими интересами, как в обычных, стандартных, так и в экстраординарных, нормативно не санкционированных условиях.

    Типы социального поведения

    Согласно широко распространенной в американской социологии точке зре­ния Дж. Лофланда, типы коллективного поведения толпы или массы (иные

    542

    Раздел VI Социальные изменения и процессы

    его субъекты не предполагаются вследствие изначальной трактовки тако­го поведения как отююняющегося от принятых норм) базируются на трех типах эмоций: страхе, враждебности, радости. Примеры таких типов коллективного поведения приводятся следующие: поведение, осно­ванное на страхе, — поведение зрителей в театре в связи с начавшимся по­жаром; поведение, базирующееся на враждебности, — поведение толпы линчующих людей; поведение, основанное на чувстве радости, — поведе­ние на спортивном соревновании в результате победы любимой команды.

    Можно ли конструировать типологию социального поведения, исхо­дя только из чисто эмоциональных характеристик? Не будет ли такой подход излишней психологизацией коллективного поведения? И что вообще оно собой представляет, если уйти в сторону от предложенного Н. Смелзером определения?

    Прежде всего нужно признать, что социальное поведение совсем не обя­зательно подразумевает некое отклонение от норм и стандартов, принятых в обществе. Конечно, некоторые типы социального поведения могут им не соответствовать и выступать гак нечто противоречащее институционально принятому поведению тех или иных социальных общностей. Естественно, что на этом построено любое экстраординарное коллективное поведение, будь то преследование гомосексуалистов, поведение заложников в средст­вах транспорта, захваченного террористами, или праздничный карнавал.

    Однако социальным (именно социальным, и никаким другим) поведе­нием заполнена вся обыденная, повседневная жизнь людей. Разве поведе­ние тех или иных социальных общностей, трудовых коллективов в сфере производства — не социальное поведение, которое вполне укладывается в институциональные рамки? Почему коллективное поведение обязатель­но должно быть «стихийным» и «неорганизованным»? Оно может таким быть в отдельных случаях, но может и не быть. Кстати, поведение трудо­вых коллективов далеко не всегда кто-то специально организует. Оно ча­сто рождается из определенной необходимости достичь какой-то цели.

    Социальным может быть поведение участников какого-либо общест­венного движения. Когда «зеленые» или их сторонники объединяются в целях экологической защиты какого-либо объекта природы, они харак­теризуются в этом случае социальным поведением, которое, кстати, в од­них случаях может соответствовать тем или иным нормам, в других — противоречить им (если, скажем, какие-то формы поведения институ­ционально в данном обществе не закреплены). Во время испытаний Францией ядерного оружия на атолле Муруроа сторонники «зеленых» в Москве очень быстро объединились и продемонстрировали у ворот французского посольства протестующее социальное поведение, за что немедленно были разогнаны милицией. В то же время аналогичные по

    Глава 30. Социальное поведение и общественные движения

    543

    формам коллективные протесты (плакаты, надписи, письменные и уст­ные лозунги) в других странах не вызывали соответствующих реакций полиции, ибо институционально, нормативно были разрешены.Итак, социальное поведение является универсальным, охватывая любые сферы общественной жизни в самом широком диапазоне ее проявлений — от обычной, нормальной, повседневной до различных форм отклонений. По­этому в самом общем виде типология социального поведения включает в се­бя две основные градации: 1) социальное поведение в институционально принятых, нормативно санкционированных условиях повседневной жизни; 2) социальное поведение в экстремальных и экстраординарных условиях.

    Первый тип социального поведения может быть конкретизирован в за­висимости от сфер его проявления: производственно-трудовой, бытовой, общественно-политической, образователь­ной, досуговойи т.д. Второй тин социального поведения, имея такую же «сферную» структуру, подразделяется на отклоняющееся от принятых норм социальное поведение, не представляющее общественной опасности, и общественно опасное социальное поведение. Конечно, жестких границ меж­ду двумя последними видами социального поведения не существует, и пер­вые в определенных условиях могут перерастать во вторые (коллективная «радость» болельщиков спортивной команды в связи с ее победой на со­ревнованиях может перерасти в разгул, в драки, равно как и коллективная «печаль» болельщиков команды, потерпевшей поражение, и тогда возни­кает угроза общественно опасного социального поведения).

    § 2. Общественные движения и их исследования в социологии

    Понятие социальных движений

    Коллективные действия и социальное поведение групп людей состави­ли основу нового общественного явления, возникшего лишь в XX в. и < по-настоящему зарекомендовавшего себя во второй его половине. Речь идет о мощном развитии социальных движений, которым был обуслов­лен и стимулировался динамизм человеческого общества в течение не­скольких последних десятилетий. Социальные движения выступали и выступают и как источник социальных перемен, и как импульс напряже­ний и конфликтов, и как средство и инструмент их преодоления. Вместе с тем они указывают на те особенности и скрытые возможности данного институционального порядка, которые ранее не были известны.

    Исходя из этого, социальные движения можно определить как совокуп­ность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных общественных процессов и изменений или со-

    544

    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59


    написать администратору сайта