Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания

  • Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


    Скачать 5.8 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
    Дата04.12.2022
    Размер5.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
    ТипУчебник
    #827399
    страница55 из 59
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59
    Раздел VI. Социальные изменения и процессы

    противление им. В ряде случаев одно и то же движение имеет и конструк­тивную, и деструктивную направленность. Так, движение сторонников мира, появившись в конце 1940-х — начале 1950-х гг., было изначально на­правлено не только на его укрепление, но и на борьбу противддерной уг­розы. Это же касается и движения «зеленых», оказывающего с самых пер­вых шагов своей жизни сопротивление загрязнению окружающей среды.

    Социальные движения стали характерными как для человеческого общества в целом, так и для отдельных стран, поскольку люди осозна­ли полезность своего объединения для достижения определенных це­лей и возможность выполнить новые социальные роли, придававшие им вес в собственных глазах и в глазах значимых других.

    Каким образом происходит формирование общественных движе­ний? Как правило, причиной их появления являе гея недовольство, не­удовлетворенность жизнью в целом или какими-либо ее сторонами. Другими словами, в основе возникновения общественных движений чаще всего лежат объективные явления. Однако не всюду, где существу­ет недовольство, такие движения возникают. Для этого необходимо еще и наличие субъективной готовности людей к объединению, к созданию социальных движений. Такая готовность предполагает определенный уровень сознания, образованности, устойчивости ориентации, устано­вок, диспозиций, состояния культуры данной общности в целом.

    Социальные движения — это особые образования в обществе, под­черкивающие его динамизм. Дело в том, что они, в отличие, скажем, от социальных институтов, обладающих устойчивостью и стабиль­ностью, высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Общественные движения появляются «по поводу» и прекращают свое существование в связи с исчезновением конкретной причины их возникновения и деятельности. В них задействовано ограниченное число людей (хотя оно может быть немалым), большинство же насе­ления относится к общественным движениям равнодушно (а иногда и неприязненно). Ярким примером таких общественных движений яв­ляются выступления «антиглобалистов». Они приурочиваются обыч­но к встречам руководителей ведущих держав мира (так называемые саммиты) и стремятся выразить протест (часто в разрушительной форме — поджоге автомобилей, разгроме магазинов, забрасывании камнями полицейских и т.д.) против усиливающихся процессов гло­бализации, которые, по мнению участников этих движений, имеют исключительно негативные последствия для человечества.

    Если к стабильной работе социальных институтов проявляет инте­рес большинство населения, то в деятельности общественных движе­ний заинтересованы лишь их непосредственные участники. Таковы,

    Глава 30 Социальное поведение и общественные движения 545

    скажем, религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, экологические, революционные, политические движения.

    Социальные движения могут иметь свою о р г а н и з а ц и ю, но боль-ш инство из них ею не располагают. При этом под организацией будем по­нимать формальное социальное образование с официальным членством, -фиксированными правилами и нормами поведения, инструкциями, санкциями, жестко закрепленными статусами и ролями. Если общест­венное движение достигает стадии формальной организации, обрастая установленными правилами и нормами поведения своих членов, оно пе­рестает быть движением, превращаясь в саму организацию.

    Стадии жизненного цикла общественных движений

    В связи со сказанным встает вопрос о стадиях, которые проходит боль­шинство общественных движений в рамках своих жизненных циклов. Первая стадия возникновения в литературе часто называется ста­дией беспокойства. Ее исходным пунктом, началом является с о ц и а л ь -' нос недовольство, неудовлетворенность теми или иными сторона­ми жизни. Так, еще в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России возникло движение солдатских матерей, выражавших возмущение ситуацией, сло­жившейся в армии, «дедовщиной», бесчеловечным отношением к солда­там, особенно новобранцам. Новый импульс этому движению дала война в Чечне, методы и формы ее ведения, бессмысленные жертвы, большин­ство которых составляли молодые, необученные солдаты, становившие-■ ся, по существу, пушечным мясом.

    Вторая стадия общественного движения стадия сращения, соедине­ния, объединения. В ее рамках оно должно ясно и четко заявить о себе, раз­вивать свою стратегию для того, чтобы стать действительно обществен­ным и массовым. Лидеры движения на этой стадии определяют политику и тактику поведения, стараются привлечь новых членов. Коллективные действия его участников становятся достоянием общественного мнения, прежде всего через средства массовой информации.

    Движения могут формировать союзы с другими движениями и органи­зациями ради обеспечения необходимых ресурсов для дальнейшего разви­тия. Продолжая приведенный выше пример с движением солдатских мате­рей, отметим, что это движение объединило свои усилия с рядом поддержавших его организаций, провело несколько крупных акций проте­ста, серьезно увеличило свои ряды и получило финансирование для расши­рения деят ельности. Будучи созданным в 1988 г., движение уже в 1989 г. до­билось принятия решения правительства о возвращении из армии в вузы на учебу 176 тыс. бывших студентов. За 1989—1996 гг. под влиянием Комите­та солдатских матерей (создан в апреле 1989 г.) были внесены изменения в

    546

    Раздел VI Социальные изменения и процессы

    нормативные акты: впервые в истории армии России введено страхование жизни и здоровья солдат и матросов, закреплены нрава на альтернативную службу; 7,5 тыс. юношам, покинувшим свои части из-за неуставных отно­шений, оказана помощь; идет поиск пропавших без вести солдат. В конце 1990-х гг. резко активизировалась борьба движения солдатских матерей за принятие закона об альтернативной воинской службе.

    Третья стадия — формализации и бюрократизации — достигается только успешно развивающимися общественными движениями, кото­рые для реализации своих целей (часто они бывают очень серьезными и труднодостижимыми) и активизации деятельности стремятся создавать элементы формальной организации. Формализация и бюрократизация (хотя бы частичная) превращает движение в активно действующее и ре­зультативное, повышает роль лидера. Применительно к нашему приме­ру следует отметить, чго благодаря формализации деятельности и созда­нию организации движению солдатских матерей удалось сделать то, что очень часто не могли выполнить армейские и иные структуры — освобо­дить из плена (иногда с выкупом) многих молодых российских солдат.

    Наконец, четвертая стадия спада и исчезновения. Существует не­сколько причин спада общественного движения. Одна из них — движе­ние полностью выполнило свои задачи, вследствие чего перестает быть нужным. Вторая — исчезают сами причины того или иного движения. Можно предположить, что окончание войны в Чечне, реформирование российской армии, очищение ее от явлений, подобных «дедовщине», со­здание нормальных условий службы сделают ненужным общественное движение солдатских матерей и оно постепенно прекратит свое сущест­вование. Третья причина — общественные движения получают закончен­ность и определенность, обретают устойчивые традиции, культурные об­разцы, символику и, постепенно институционализируясь, превращаются в социальную организацию. Именно таким путем создаются многие по­литические партии. Наконец, еще одна причина исчезновения общест­венного движения связана с обстоятельствами «неестественного» харак­тера (в отличие от первых трех). Речь идет о разгроме или уничтожении общественного движения, запрете его властным органом. Чаще всего та­кие акции имеют место в том случае, когда деятельность общественного движения становится опасной и нежелательной для властей.

    Теории общественных движений

    Существует ряд теорий общественных движений, которые посвяще­ны преимущественно причинам их возникновения. Одна из них — те­ория депривации (американские социологи Дж. Роуз, Д. Моррисон). Суть ее состоит в том, чго люди объединяются в общественные дви-

    Глава 30 Социальное поведение и общественные движения

    547

    жения в результате определенных потерь и лишении преимуществен­но материального характера, а участие в самих движениях выступает как средство поиска источников доходов. Интерес к этим движениям возрастает в периоды крушений надежд и ожиданий.

    Другая теория общественных движений была сформулирована изве­стным американским социологом У. Корнхаузером и получила название теории массового общества. В соответствии с ней общественные движе­ния есть результат объединения людей, испытывающих явный дефицит социальных связей и общения. Участие в общественном движении высту­пает как средство приобретения чувства социальной принадлежности.

    В теории мобилизации ресурсов (американский социолог Л. Кил-лиан) источником общественных движений, включения в них широ­ких слоев населения считается стремление людей реализовать свои ценностные ориентации. При этом термин «ресурсы» трактуется до­статочно широко и включает в себя человеческий труд, деньги, ком­муникации, людей, их контакты со средствами массовой информации, позитивный общественный имидж и др. Судьба общественного дви­жения зависит от того, как оно организует реализацию этих ресурсов.

    Наконец, следует сказать о широко распространенной в 1980—1990-х гг. теории новых социальных движений (американский социолог Дж. Маккар-ти, голландский социолог X. Кризи). Согласно этой теории, в отличие от прежних общественных движений, характерных для индустриальных об­ществ США и Западной Европы и касавшихся в основном сферы производ­ства, новые социальные движения связаны прежде всего с глобальной эко­логией, угрозой ядерной войны, защитой прав женщин, охраной животных и т.д. Их фокусом является качество жизни (в отличие от прежних движе­ний с доминированием экономических проблем). В новых социальных дви­жениях принимает участие преимущественно средний класс (в отличие от прежних с доминированием рабочего класса). Эти движения — ответ на экспансию государственной власти, средств массовой информации.

    Типология общественных движений

    Поскольку общественных движений очень много, необходима их ти­пология. Критериев для выделения типов общественных движений существует несколько. Назовем некоторые из них. Так, в качестве ос­нования выступают цели общественных движений. Ими могут быть: социальный переворот (революция, контрреволюция), политические результаты (движение в поддержку президента), экономические, со­циальные, культурные реформы (движение реформ в России) и т.д.

    Общественные движения можно классифицировать в соответствии с их интересами в тех или иных сферах деятельности, тогда будем вы-

    548

    Раздел VI Социальные изменения и процессы

    делять политические, религиозные, расовые движения, движения за ре­формы в области образования и т.д. По характеру общественные дви­жения могут быть направлены на изменение поведения своих членов (движение анонимных алкоголиков, различные культовые движения, секты и др.) и трансформацию окружающего общества (политические движения). Каждый из этих видов движения, в свою очередь, может быть подвергнут дальнейшей классификации. Так, политические дви­жения в зависимости от их характера выступаю г как реформаторские, радикальные (революционные), консервативные.

    Одни движения преследуют ограниченные по масштабам переме­ны (например, движение за спасение вымирающих видов животных и растений), другие являются чрезвычайно широкими (так, многие женские движения направлены не только на лмапсипацию женщин, но и на приход их к власти).

    В конце 1960-х гг. в американской социологии (Г. Блумер) была предпринята попытка использовать в комбинации два критерия для оп­ределения четырех типов социальных движений — широту и глу­бину изменений, которые они несли с собой (рис. 11).

    К альтернативным социальным движениям американские социологи относяг те, что стимулируют отдельные группы людей изменить свое поведение по отношению к тем или иным принятым в обществе его пор-мам. Примером является движение в пользу планирования семьи в сто­рону роста числа детей.

    Социальные движения религиозного характера могут радикально изменить жизнь определенных групп людей. В качестве примера при­водится деятельность христианских организаций, занятых поиском новых членов, которых они обращают в свою веру, тем самым спасая их духовно. Причем результат этих действий настолько глубок, что про таких людей говорят, будто они родились вновь.

    Третий тип социальных движений — реформаторский — имеет ог­раниченную для общества глубину. Особенно это касается реформа­торских движений, влияющих на политические процессы. В качестве примера часто приводят давно начавшиеся дебаты в конгрессе и сена­те США относительно разрешения или запрета абортов и наличие со­ответствующих общественных движений.

    Революционные социальные движения относятся к четвертому типу. Они влияют на жизнь всего общества. Как наиболее яркие при­меры таких движений американские социологи приводили револю­ции в США и России. Однако недавно в США начал меняться взгляд на революционные социальные движения. Если раньше считалось, что революция — это установление власти левого правительства, то в







    550

    Раздел VI. Социальные изменения и процессы

    щееся со стремлением улучшить отдельные его стороны. Широкое движе­ние за реформы возможно, как правило, в демократическом обществе. В нашей стране к таким движениям еще только начинают привыкать.

    Нужно иметь в виду, что реформаторы могут встречаться с сопро­тивлением властей, особенно если их действия авторитарны. В том случае, если реформы не удаются, часть реформаторов может перейти на позиции революционных движений. Значит, последние возникают там, где реформы блокируются. Наличие сильных реформаторских движений гораздо больше способствует динамизму общества, чем ре­волюционных, поскольку те означают не столько динамизм, сколько взрыв и резкий переход к новому социальному состоянию, тогда как движения реформ есть эволюционный, постепенный процесс.

    Специфика общественных движений в России

    Некоторые западные социологи считают, что размах общественных дви­жений свидетельствует об уровне демократии в стране: чем их больше, тем страна демократичнее. Возможно, это и так. В таком случае Россия, конеч­но, отстает от США, хотя бы потому, что у нас еще не сформировались дви­жения в поддержку гомосексуалистов и лесбиянок (в США их цель — по­ложить конец дискриминации при приеме на работу, в частности учителями в школы), равно как и движения за спасение тюленей и афри­канских слонов. Дойдет ли до «такой жизни» когда-нибудь и наша страна?

    В связи с этим необходимо отличать общественные движения в России от существующих в развитых западных странах с богатыми демократичес­кими традициями. Для нашей страны добровольное участие людей по их инициативе в общественных движениях — дело новое. Подчеркнем два мо­мента: добровольное участие и инициатива самих людей. Дело в том, что и в условиях авторитарного режима общественные движения (чаще называв­шиеся общественными организациями) существовали, но инициатором их была компартия, а добровольность имела, как правило, вынужденный, при­нудительный характер: приглашали людей в партийные комитеты и «пред­лагали» принять участие в той или иной общественной структуре.

    Поэтому естественно, что опыт создания общественных движений в России пока невелик. Сами же общественные движения, в связи с резкой политизацией жизни в стране, изначально приобретали в ос­новном политическую окраску. Только в последние годы стали появ­ляться экологические, женские, антивоенные (в связи с войной в Чеч­не) движения. Практически не развито волонтерское направление общественных движений, что резко отличает Россию от развитых за­падных стран. Но не следует забывать, что волонтерское движение требует наличия немалого количества обеспеченных людей, которые,

    Глава 30. Социальное поведение и общественные движения

    551

    во-первых, могли бы жертвовать средства для оказания той или иной помощи, во-вторых, и это, пожалуй, главное, могли бы сами принимать участие в ее оказании (что предполагает возможность не работать).

    Подводя итог, можно сказать, что общественные движения, которые рассматривались преимущественно в рамках отдельных стран, на, так сказать, национальном уровне, существуют либо для стимулирования, развития социальных процессов, либо для их сдерживания и даже подав­ления. Природа и характер этих движений, их направленность варьиру­ют в зависимости от содержания мировых, региональных и националь­ных процессов, от состояния человеческого общества в экономическом, политическом, военном, экологическом, культурном и ином отношени­ях. Другими словами, ситуация с общественными движениями зависит от характера взаимодействия различных стран, определяющих дина­мизм человеческого общества. Испытывая на себе его влияние, общест­венные движения сами в немалой степени способствуют динамике соци­альных процессов и социальным преобразованиям в мире. Проблеме социальных изменений и ее социологическому анализу посвящается по­следняя глава учебника.

    Вопросы и задания

    1. Проанализируйте теоретические источники формирования концепции социаль­
      ного поведения.

    2. Как вы можете определить и типологизировать социальное поведение?

    3. Что такое социальные движения? Каковы причины их возникновения?

    4. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла общественных движений.

    5. Какие теории, объясняющие причины возникновения общественных движений,
      вы знаете?

    6. Что дает классификация (типология) общественных движений? Раскройте суще­
      ство типов общественных движений.

    7. Охарактеризуйте особенности общественных движений в России.

    Литература

    Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 171—186.

    Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. С. 445-468.

    Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 16,19.

    Кравченко С А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 450-461.

    Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

    Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

    Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 27.

    Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 285-306.

    Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 337—366.

    Ядов В А. Россия в мировом пространстве // Социол. исслед. 1996. № 3.

    Глава 31

    Социальные изменения, модернизация и постмодернизм

    § 1 Инновация как < оциальиыи процесс и источник (оциальных и шенепип § 2 Модернизация и not тмодерпи ш в социоло/ии

    § 1. Инновация как социальный процесс и источник социальных изменений

    Понятие инновации

    Одним из наиболее важных средств социальных изменений являются ин­новации. Сам термин «инновация» приобрел популярность в социологии не так давно. Классики мировой социологи XIX — начала XX в. им, как правило, не оперировали. Только с развитием пауки во второй половине прошлого столетия к понятию «инновация» стали проявлять интерес.

    В самом широком и общем виде под ней понимают открытие, шобрете-ние, новшество, нововведение. Понятно, что именно на основе важных отк­рытий и нововведений происходят значительные социальные изменения. То, что термин «инновация» стал популярным сравнительно недавно, свидетельствует отсутствие его в словарях: Большом энциклопедическом, Философском энциклопедическом, социологических словарях, в том чис­ле во многих зарубежных.

    Формирование российской школы специалистов по инноватике свя­зано с деятельностью Н.И. Лапина, Г.П. Щедровицкого, А.И. Пригожи-на и др. В 1979—1983 гг. Н.И. Лапин возглавил работу семинара «Соци­альные факторы нововведений в организациях». Началось становление особой отрасли социологии — социологии инноваций (нововве­дений), причем происходило это в основном в рамках социологии органи­заций. (Отметим, к слову, что и в западной науке изучение нововведений также происходило преимущественно в рамках социологии организа­ции.) Большую роль стали играть инновационные игры— дело­вые, организационно-деятельностные и другие. К социологам активно подключились психологи. Стада разрабатываться технология этих игр. Появились специально обученные игротехники. В ходе игр ставились и

    Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм

    553

    решались важные задачи производственного и социального характера. Руководители разного уровня, игравшие в эти игры, постепенно прони­кались инновационной идеологией. Инноватика из теории превратилась в практическую область деятельности.

    Сказать об инновации лишь то, что это — нововведение, открытие, — значит умолчать о главном. Ибо инновация не просто создание различ­ною рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изме­нения в социальной жизни и практике. Отношение в обществе к иннова­циям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Одни инновации обществом принимаются, другие — отвергаются, одни внедряются немедленно, другие — спустя длительный период.

    Процесс проникновения инноваций в жизнь общества принимает характер диффузии — распространения инновационных черт и образ­цов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проник­новения относительно новых для европейцев продуктов питания (кар­тофель, кофе, некоторые фрукты). Одни социальные новообразования принимаются (например, мусульманство в ряде восточных и африкан­ских стран), другие — отвергаются (католическая религия в России).

    Инновация есть всегда разрыв с существующей традицией, в этом ее особенность. Но он не должен быть резким, иначе инновация обре­чена на неудачу. Дело в том, что традиция — один из самых консерва­тивных элементов общественной жизни, равно как сознания и поведе­ния отдельных людей. Всякий разрыв с ней всегда болезнен. В 1930—1970-х гг. в нашей стране было модно изобретать новые (со­ветские) праздники, которые должны были заменить традиционные, в том числе и религиозные. Что из этого вышло, сейчас хорошо видно. Наиболее популярные в прошлом праздники вернулись «на круги своя» (Рождество, Пасха, масленица и др.), некоторые же «советские» праздники либо совпадают с ними (сохраняясь таким образом), либо просто умирают (например, праздники улицы).

    Инновация имеет процессуальный характер, о чем свидетельству­ет ее жизненный цикл, включающий ряд этапов. Первый этап — са­мый мучительный — стартовый. Как правило, инновация первона­чально не признается большинством, т.е. имеет отрицательный социальный эффект. Затем, когда она принимается, наблюдается быс­трый рост инновационного движения (процесса). Это второй этап — этап успеха. Третий этап инновации — ее зрелость, вслед за которой следует четвертый этап — насыщения. Наконец, на финишном, пятом этапе процесс теряет свою инновационность, а само новшество стано­вится всеобщим достоянием.

    554

    Раздел VI Социальные изменения и процессы

    Виды инноваций

    Инновации весьма многочисленны и подлежат классификации. Видов инноваций может быть очень много. Так, в зависимости от области применения можно говорить о социально-экономических, технико-технологических, организационно-управленческих инновациях. В со­ответствии с таким основанием, как сфера деятельности, инно­вации могут быть экономическими, политическими, культурными. Иногда инновации имеют комплексный характер, включая в се­бя целый ряд их видов. Такова инновационная по своей сути рыночная модель развития общества.

    В нашей стране она переживает сегодня свой первый, стартовый этап, который проходит весьма мучительно и трудно, о чем свидетельствует глубокий всесторонний кризис общества. Чего стоит в рамках этой общей инновации такой ее элемент, как изменение ориентации производства и менеджмента с производителя на потребителя! Десятки лет экономичес­кая и политическая система игнорировала потребителя, не знала и не хо­тела знать его подлинных реальных потребностей, формировала квазипо­требности, которые тут же бралась удовлетворять, причем это касалось самых различных сфер и сторон жизни — не только производства, но и быта, образования, культуры. Но в новых условиях перехода к рынку воз­никают принципиально иные потребности у людей, производственных и иных коллективов. Более того, именно эти новые пробуждающиеся по­требности и являются для общества по своей сути инновационными, они-то как раз и вызвали к жизни модель перехода к рынку.

    Инновация связана не только с производством, но и с другими об­ластями деятельности. Сегодня очень широко представлены педа­гогические инновации, среди которых одной из главных в Рос­сии является педагогика сотрудничества. Смена парадигм в образовании, уход от тоталитаризма и авторитаризма в сторону демо­кратизации и гуманизации всего образовательного процесса — это ин­новация гигантского масштаба.

    Социологический подход к инновациям

    Что означает социологический подход к инновациям, их социологи­ческий анализ? В первую очередь он подразумевает выявление соци­ального значения инноваций, их места в системе общественных про­цессов, в развитии общества. Анализ инноваций в социологии осуществляется часто сквозь призму социальных ролей, полярными среди которых оказываются роли новатор — консерватор. Многие конфликты в обществе, в различных коллективах, социальных общ-

    Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм

    555

    ностях связаны прежде всего с носителями этих социальных ролей и процессом их реализации в конкретных условиях.

    В настоящее время в социологии (прежде всего в американской) можно выделить два основных подхода к изучению инноваций: органи­зационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный1. Суть первого состоит в том, что инновация выступает как комплекс взаимо­связанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной па решение проблемы и практическое применение нового явления. В ходе реализации инновационной концепции исполь­зуются экономические, материальные и иные ресурсы.

    Индивидуально-ориентированный подход к инновации означает рас­смотрение се как изобретательской деятельности, в ходе которой соединя­ются индивид и инновация. Сама же модель так понимаемого инноваци­онного процесса включает в себя: а) разработку новшества, б) принятие решения о способах его осуществления, в) реализацию решения.

    Следует отметить, что оба подхода, равно как и рассмотренные ни­же представления об инновации в рамках'индустриальной социоло­гии и менеджмента, относятся к микросоциологической парадигме. Что касается взглядов на инновацию в рамках макросоциологической парадигмы, то о них речь пойдет чуть дальше, в связи с рассмотрени­ем концепций Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, И. Валлерстайна.

    Впервые в социологии инновация стала изучаться в рамках индус­триальной социологии и в концепции менеджмента. Это и понятно: ведь речь идет об открытиях и внедрении нововведений. Большую роль здесь сыграли инновационные идеи Ф.Тейлора. Еще одна инно­вационная деятельность в сфере наукоемкого бизнеса — венчурное (или рисковое) предпринимательство, связанное с созданием и рас­пространением принципиально новых технологий.

    Особо следует отметить попытку осмыслить инновационную деятель­ность в индустриальной социологии и менеджменте, предпринятую П. Дракером (США). По его мнению, инновации в производстве обладают экономической ценой и социальной ценностью. Изобре­тение ткацкого станка, паровой машины, ядерного реактора — это не толь­ко технические изобретения, которые дают экономическую прибыль. Это революционная социальная инновация, поскольку она ведет к принципи­альному изменению технологии и характера производства, росту жизнен­ного уровня, к переходу в новые режимы жизнедеятельности. Внедрение такого рода инноваций приводит к изменению образа жизни людей, к по­явлению более высокого уровня неопределенности и риска.

    1 См Мешков А А Основные направления исследования инновации в американ­ской социологии//Социол исслед 1996 №5

    556

    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59


    написать администратору сайта