Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы

  • Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва


    Скачать 5.8 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 Социология москва
    Дата04.12.2022
    Размер5.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла12870_92d9ec46d685501f0f6091c867374c51.doc
    ТипУчебник
    #827399
    страница40 из 59
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   59

    тогда, когда он взаимодействуют с другими институтами, прежде всего с государством, правом, общественным мнением, религией, образова­нием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регу­лируют с помощью самых разных социальных механизмов ее создание, функционирование и изменение. В рамках этих институтов создаются правовые и моральные нормы и разрабатываются санкции, направлен­ные на поддержание семьи как важной социальной общности.

    В ходе изучения взаимодействия социального института семьи с другими институтами возникает целый спектр проблем, среди кото­рых самыми животрепещущими оказываются: браки (в том числе по­вторные) и разводы, добрачное поведение и стабильность семьи, но­вые формы семьи и механизмы ее функционирования, отношения разведенных супругов и детей, меняющиеся функции семьи и соци­альные роли ее членов, взаимодействие семьи с дошкольными учреж­дениями и школой, супружеские конфликты и распределение обязан­ностей в семье и т.д.

    Социальный институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведе­ние членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статусы. Они, естественно, связаны с теми социальными функциями, которые ре­ализуются семьей как социальным институтом.

    Функции семьи

    Две из них могут быть названы центральными: воспроизводство семьи (рождение детей) и их первичная социализация. К .этим функциям, кото­рые чаще всего определяются в отечественной литературе как репродук­тивная и воспитательная, часто добавляют и другие: гедонистическую (которую иногда называют функцией эмоционального удовлетворе­ния), защитную (семья действительно должна защищать своих членов), сексуальную (связанную с удовлетворением сексуальных потребнос­тей), функцию организации свободного времени членов семьи, функцию заботы о престарелых и др.

    Правильнее было бы вообще не перечислять функции и не рассма­тривать каждую из них, как чаще всего делается в работах по пробле­мам семьи, а характеризовать их как общественные и индиви­дуально-групповые. Если семья определяется как социальный институт, значит, речь идет о ее общественных функциях. Когда же она выступает как социальная общность (группа), точнее обращать внимание на индивидуально-групповые функции. С учетом этого об­стоятельства к функциям семьи как социального института можно было бы отнести прежде всего: воспроизводство общества, социализа-

    404

    Раздел IV. Социальные институты

    цию молодого поколения, воспроизводство социальной структуры че­рез предоставление определенного социального статуса членам семьи, социальный контроль, сексуальный контроль, экономическую и соци­альную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества1.

    Институт брака

    В социологической литературе институт семьи часто анализируется вместе с институтом брака. Под ним подразумеваются, как правило, со­циально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, uuemu-туционализация отношений между мужем и женой как гражданами го­сударства. В отличие от брака, под семьей понимаются межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родствен­никами, связанными общностью быта, взаимной моральной ответст­венностью и взаимопомощью.

    Каждый из этих институтов имеет разные формы. Институт брака включает в себя эндогамную и экзогамную формы. Первая, преобладавшая в доиндустриальных, примитивных обществах, предпо­лагает выбор брачного партнера лишь в пределах своей группы. Экзо­гамный брак требует выбирать брачных партнеров за пределами своей социальной общности. Возникнув также в доиндустриалыюм общест­ве, эта форма брака стала характерной сегодня для подавляющего большинства стран. Одна из важных задач такого брака — избежать кровосмешения, что обусловливает запрет жениться на близких родст­венниках.

    Еще две формы брака — моногамия и полигамия. Первая оз­начает брак одного мужчины с одной женщиной, вторая — брак, при ко­тором в супружестве существует более одного партнера. Полигамия предполагает три формы брака. Наиболее распространенная среди них — полигиния, означающая брак одного мужчины с несколькими женщинами (многоженство). Во многих странах, где господствует му­сульманство, многоженство разрешено законом. Вторая форма полига­мии — полиандрия, при которой одна женщина имеет нескольких мужей. В наше время это крайне редкая форма брака, сохранившаяся в отдельных примитивных, в основном островных сообществах. Наконец, третья форма полигамного брака, столь же редко встречающаяся среди немногочисленного населения нашей планеты, ведущего родоилеменной образ жизни, — групповой брак, при котором несколько мужчин и женщин состоят одновременно в брачных отношениях между собой.

    1 См. подробнее о функциях и сгруюурах семьи: Антонов А Я, Медков В.М Соци­ология семьи. М., 1996. Гл. 3.

    Глава 21. Социальные институты в социальной сфере

    405

    Формы семьи

    Теперь поговорим о формах семьи. Наиболее распространенной в на­шем обществе является нуклеарная семья, которая состоит из взрослых родителей и зависящих от них детей. В отличие от нее рас­ширенна я семья включает в себя, кроме родителей и детей, кого-ли­бо из родсч вечшиков мужа или жены, живущих вместе с ними.

    Семьи можно также подразделять (по числу детей в них) на мно­годетные (более трех детей), средисдетные (двое-трое детей), мал одет пые (один ребенок) и бездетные. По структуре распре­деления власти между супругами выделяются эгалитарные семьи (в которых существует равенство супругов в принятии основных ре­шений) и традиционные (когда основные решения принимает муж). Для традиционной семьи характерно подчинение младших старшим, жены мужу. Здесь существует строго дифференцированная половая мораль: что позволено мужчинам, запрещено женщинам.

    Кризис семьи и поиск выхода из него

    Последняя четверть XX в. отмечена кризисом семьи как социального ин­ститута (эта точка зрения принимается почти всеми социологами). Кризис проявляется и в возрастании количества разводов, и в увеличении числа одиноких мужчин и женщин, и в росте занятости женщин в общественном производстве, и в возникновении новых стилей и форм семейного поведе­ния, означающих зачастую отказ от сложившихся традиций, и т.д.

    В сущности, кризис семьи это прежде всего утрата ею в значи­тельной степени своих традиционных функций — репродуктивной, вос­питательной, гедонистической. Другой наиболее существенный показа­тель кризисного состояния семьи,—резко возросшее количество разводов. Их причины разнообразны: несовместимость характеров и взглядов су­пругов, пьянство, вынужденное раздельное проживание, взаимные из­мены, невозможность иметь детей, сексуальные расстройства и т.д.

    Социология активно исследовала феномен развода не только с точки зрения его причин, но и последствий, и установила в этой свя­зи, что легкость и частота разводов стали основным фактором возник­новения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становит­ся обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Повторные браки формируют новый тип семейных отношений между родственниками от разных браков. Получаст широкое развитие сожительство вне брака (добрачное, вне­брачное) со всеми вытекающими отсюда последствиями как положи­тельного, так и отрицательного характера.

    il

    406

    Раздел IV. Социальные институты

    В то же время следует отметить, что, несмотря на кризис семьи как социального института, ценность его (равно как и ценность брака) в сознании большинства людей сохраняется. Это связано, в частности, с тем, что кризис семьи оказывается не только деструктивным обсто­ятельством, но и началом складывания новых нетрадиционных форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой струк­туры и ценностных ориентации в данной сфере жизнедеятельности людей.

    Происходящие изменения требуют иного осмысления социального института семьи. Дело не только в том, что появляются новые формы и типы семьи, меняется поведение людей в ее рамках. Возникает новая парадигма этого социального института, в основе которой — изменение предназначения семьи. На смену тысячелетнему господству хфинципа «человек для семьи» приходит новый — «семья для человека».

    Традиционно личное растворялось в семейно-групповом, что име­ло под собой объективную социально-экономическую основу в виде определяющей роли семьи в жизни человека. Но отсюда же вытекало противоречие между этой ролью и интимным, личным, глубинным, что живет в каждом из членов семьи. Подчиняться «интересам семьи» означало зачастую подавлять в себе это личное. На такой почве и воз­никали противоречия, то и дело доходившие до антагонизма.

    Сегодня общество переживает обновление семьи и супружества, формирование его нового типа, что впервые в истории становится возможным за счет внутренних ресурсов этого социального институ­та. Такими ресурсами являются и любовь-страсть, и романтическая любовь, и любовные переживания, и эротические влечения. Разумеет­ся, значительную, подчас ведущую роль играют положительно на­правленные духовные запросы супругов.

    Современный этап развития института семьи можно определить как переломный, поскольку старые силы, поддерживавшие традици­онные семейные отношения, уходят в прошлое (вместе с отношения­ми), новые же силы, призванные укреплять возникающие формы и образцы семьи, еще не заявили о себе в полную мощь

    Вопросы и задания

    1. Какие социальные институт ы относятся к социальной сфере? Почему их вычле­
      нение связано с определенными сложностями?

    2. Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими и полити­
      ческими институтами? Каково их мест в социальной поли iикс юсударства?

    3. Чю означает остаточный подход к социальной сфере? Какие пути его преодоле­
      ния вы могли бы назвать?

    4. Охарактеризуйте существо социального института образования и его функции.

    Глава 21. Социальные институты в социальной сфере 407

    1. Почему в социологической науке более предпочти] ельлым является использова­
      ние не системного, а инештуционалышго подхода к образованию"? Покажите различия
      этих подходов к образованию

    2. В чем суть образования как глобальной проблемы общества?

    3. Охарактеризуйте кризис образования и покажите, каковы пути выхода из него.
      Попытайтесь ответить на эти вопросы с позиции социолога

    4. В чем состоит специфика семьи как социального института? Какие обществен­
      ные функции она выполняет?

    5. В чем социолог видит различие понятий семьи и брака? Какие формы того и дру­
      гого социального института можно выделить?

    10. В чем видят социологи кризис семьи? Следует ли его, по вашему мнению, дра-
    матизи рова гь?

    Литература

    Антонов А.И., Медков В.М. Социолошя семьи. М., 1996.

    ГиддеисЭ. Социология. М., 1999. Гл.12, 13.

    Григорьев СИ., Матвеева НА Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000.

    Григорьева МА. Социальная полигика и социальное реформирование в России в 90-х гг. СПб., 1998.

    Зборовский ГЕ. Образование: ог XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000.

    Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. 2000. № б.

    Кораблева Г.Б Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатерин­бург, 1999.

    Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

    Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социол. исслед. 1999. №11.

    Образование в России. Федеральный справочник. М., 2001.

    Осадчая ГЛ. Социология социальной сферы. М., 1999.

    Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новго­род, 1998.

    Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994. Гл. 13, 14.

    Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 13, 21.

    Холостова ЕЙ. Социальная политика. М., 2001.

    Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной ас­пект. М, 1997.

    Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.

    Глава 22

    Социальные институты в духовной сфере

    § 1 Понятие института в духовной i фере. § 2. Институт науки § 3. Институт религии. § 4 Иш титут культуры

    § 1. Понятие института в духовной сфере

    Духовное производство

    Вначале необходимо выяснить, что нредставляет собой духовная сфера жизни общества. Как уже отмечалось в главе 19, существо экономичес­кой сферы общества связано прежде всего с производством вещей, ма­териальных благ, т.е. с материальным производством. Подчеркивалось, что в отличие от него существует духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и являет­ся содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, час­тью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление.

    Само понятие духовного в нашем обществе долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внут­ренним, нравственным миром человека и с религией1, то в официаль­ных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее. ■

    Это было не что иное, как проявление вульгарно-материалистичес­кого мировоззрения, которое не могло не сказаться на социологии. Ее интерес к вопросам духовной жизни общества был крайне ограничен­ным, а конкретные исследования касались не столько внутреннего, ду­ховного мира человека и социальных групп, сколько вопросов идеоло­гического воздействия на них и эффективности этого процесса.

    Правда, справедливости ради следует отметить, что некоторые проблемы институционального характера поднимались. В частности, исследовалось функционирование учреждений науки и культуры,

    ' См., например: Словарь русского ячыка. М , 1985. Т. 1. С. 455.

    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   59


    написать администратору сайта