Главная страница
Навигация по странице:

  • Период возникновения и становления ранних форм искусства

  • Период развития ранних Форм искусства

  • Период античного мифологизма

  • Стадия слиянности человека с Богом

  • Стадия надежд и иллюзий

  • Период очарования свободой

  • Период разочарований (кризис Возрождения)

  • Период надежд на долг, нормы и разум

  • Период надежд на чувства и веру

  • Период традиционного реализма

  • Период модернизированного реализма

  • Эстетика - Юрий Борев. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 3.74 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорЭстетика - Юрий Борев.doc
    Дата19.02.2018
    Размер3.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭстетика - Юрий Борев.doc
    ТипУчебник
    #15711
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница31 из 69
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   69

    I. ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ


    Стадия слиянности человека с природой

    ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА:

    оставаясь частью природы, человек выделяет себя в субъекта, способ­ного ее осваивать практически и эстетически

    Период возникновения и становления ранних форм искусства

    Магические реалии (тождество изображения и реальности) и проис­хождение искусства

    Миф — форма перехода от магических реалий к художественной ре­альности

    Период развития ранних Форм искусства

    Мифологический космизм: (шумерское, аккадское, древнеегипетское, хеттское, угаритско-финикийское): человек в мире неустойчивого равно­весия глобальных сил, борющийся за жизнь

    ДРЕВНЯЯ ЭПОХА:

    доверчиво-наивное ощущение бытия: радостно, трудно и страшно жить в мире гармонии и рока

    214

    Период развития классических форм искусства

    Классическое искусство древности (древнекитайское, древнеин­дийское, древнеиранское, древнееврейское искусство): художественная космогония: устройство мира загадочно и человеку трудно адаптироваться к жизни в природе и обществе

    Период античного мифологизма: героический человек в обстоя­тельствах гармонии, определяющей красоту, и рока, определяющего тра­гизм мира

    Мифологический реализм (мир каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни

    Мифологический романтизм (мир каким он должен быть): героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия

    Мифилогизм обыденного сознания (мир как о нем думают и говорят многие): героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами

    Стадия слиянности человека с Богом:

    судьба человека решается на небе

    ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

    человек в черно-белом мире борьбы добра и зла

    Рыцарский романтизм (литература Замка): герой в сражениях, му­ченик в любви

    Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповаю­щий на волю Бога

    Карнавальный натурализм (искусство Города): народный смех каз­нит несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его

    II. ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ


    Стадия надежд и иллюзий:

    уповая на Бога, действуй сам, однако оказывается, что действия имеют разные векторы и могут быть разрушительными

    215

    ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:

    свободный человек — высшая ценность мира

    Период очарования свободой: «делай что хочешь!»

    Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтобы по­бедить их в единоборстве

    Маньеризм: элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты

    Период разочарований (кризис Возрождения): свобода порождает индивидуализм и возможность творить не только добро, но и зло

    Барокко: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедо­нист в неустойчивом мире

    «Плеяда»: жизнерадостный человек, ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности

    Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и безза­ботно живущая среди изящных вещей

    Готика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную

    ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ:

    человек надежд и иллюзий, ищущий верного вектора действия че­ловека

    Период надежд на долг, нормы и разум

    Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве Ампир: государственно ориентированный и регламентированный че­ловек в империи, охватывающей видимый мир

    Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире

    Период надежд на чувства и веру

    Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся доброде­тели и ужасающийся злу

    Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; мировая скорбь — состояние мира, ставшее состоянием духа

    216

    III. ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)


    Стадия утраченных иллюзий

    (включает в себя две параллельно развивающиеся эпохи — авангардизм и реализм): А может быть не удалось творенье? Все­мирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Че­ловека? Бога? Или все дело в Обществе пороках?

    ЭПОХА АВАНГАРДИЗМА:

    мир враждебен личности; поиски смысла жизни

    Период предмодернизма: свобода и удовольствие

    Натурализм: человек плоти в вещественно-материальном мире

    Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту

    Прерафаэлиты: современная жизнь далека от идеала, оставшегося в рыцарской эпохе Средних веков

    Символизм: «в закате утонула так (пышно!) кровать»; мечты о рыцар­стве и Прекрасной Даме

    Эклектизм: демократизм, равенство, доходность

    Период модернизма: ускорение истории и усиление ее давления на человека

    Модерн: мир в лучах заката

    Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос

    Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира

    Примитивизм: упрощение человека и мира

    Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира

    Абстракционизм: бегство личности от банальной и иллюзорной дей­ствительности

    Лучизм: трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом лучами света.

    Фовизм: художник извлекает из форм вечность, тем самым приобща­ясь к вечности.

    217

    Период неомодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком

    Дадаизм: мир — бессмысленное безумие

    Сюрреализм: смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире

    Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире

    Имажизм, имажинизм: личность, образно видящая многокрасоч­ность и трагичность мира

    Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него индустриаль­ных сил

    Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда

    Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопря­женный с реальностью

    Неоабстракционизм: поток сознания, выраженный в цвете

    Период постмодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком

    Поп-арт: зомбированный масс-культурой демократ-приобретатель общества массового потребления

    Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире

    Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном, обы­денном мире

    Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора)

    Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из ос­колков состоит»

    Алеаторика: человек — игрок в мире случайных ситуаций

    Хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире случайных событий

    Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»

    Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на по­сткоммунистические ценности.

    Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эс­тетизированных продуктов интеллектуальной деятельности

    ЭПОХА РЕАЛИЗМА:

    человек страдает, несет потери, но выстоит

    Период традиционного реализма

    Критический реализм XIX в.: что делать? кто виноват? установка лич­ности на доброту и порядочность; непротивление злу насилием и самосо­вершенствование. Проповедь любви враждебным словом отрицанья

    218

    Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами

    Крестьянский реализм (деревенская проза): крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни

    Период модернизированного реализма

    Неореализм: человек из народа, ариентированный на простые жизненные ценности

    Магический (фантастический волшебный) реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъесте­ственное и естественное, паранормальное и обыденное.

    Психологический реализм: личность ответственна; заполняя ее духов­ный мир, культура способствует братству людей и преодолению их эго­центризма

    Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути изменения мира?

    Предложенная выше схема исторического развития искусства будет подробно освещена в следующей главе (Теоретическая история искусства), однако в эту схему вносятся упрощающие изменения для облегчения усвоения предлагаемого материала
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   69


    написать администратору сайта