Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.3.1. Характеристика упражнений

  • Силовые упражнения

  • Маховые упражнения

  • 8.3.2. Упражнения начальной подготовки На начальной стадии обучения упражнениям на кольцах зани­ мающиеся должны овладеть основными положениями (позами), а

  • 1. Упражнения в висах.

  • гимнастика смолевкий. Учебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика


    Скачать 3.75 Mb.
    НазваниеУчебники по своим видам спорта Спортивная гимнастика
    Дата02.05.2022
    Размер3.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлагимнастика смолевкий.doc
    ТипУчебники
    #507522
    страница10 из 33
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   33

    «5








    ручками и без ручек) поочередными перехватами вперед (вправо, влево, назад). Эти упражнения организуются чаще всего сорев­новательным методом с целью повышения моторной плстности за­нятий и увеличения их физической и эмоциональной нагрузки.

    8.2.2.4. Спортивные упражнения

    Начальная спортивная подготовка на коне заключается в разу­чивании размахивания, одноименных перемахов и их соединений, разноименных перемахов и их соединений с одноименными, скре­щений и соскоков перемахами двумя ногами боком и утлом. Собст­венно перемещения ног над снарядом — перемахи — это не само­стоятельные действия только ногами, а следствие колебательного движения всего тела с добавлением к нему небольших поворотов тазового пояса вокруг продольной оси. Движения гимнаста на коне подчиняются общим законам механики, в частности законам коле­бания физического маятника (см. раздел 8.1). Но следует учесть особенности конструкции снаряда. В частности, тело коня не поз­воляет гимнасту принимать строго вертикальные положения; часть усилий постоянно направлена на удержание тела в наклонном по­ложении, так как моменты сил тяжести ног прижимают их к коню, а гимнаст не должен этого допустить. Руки и плечевой пояс, являясь опорными для рабочих звеньев — туловища и ног, непосредственно взаимодействуя с опорой, управляют перемещением тела в целом. Действия плечевым поясом имеют «ведущее» значение для управле­ния колебательным движением всего тела (В. И. Говердовский). Эффективное выполнение опорной и «ведущей» функций требуют относительной стабильности положения плечевого пояса, огра­ничения его перемещений над опорой. На рис. 82 видно, что вели­чины перемещений плечевого пояса относительно центра площади опоры значительно уступают амплитуде движения ступней. В ма-ятникообразных, маховых движениях эти различия еще значитель­нее (рис. 83). Общность техники всех базовых движений на коне — махов разведенными ногами и кругов двумя без поворотов — про­является в сходстве траекторий ц.т.т. При всех типах колебатель­ного движения тела в упоре на коне: маятникообразном, круговом и смешанном — все точки тела совершают колебательные движения вокруг центра масс, место которого в пространстве остается постоян­ным: над серединой площади опоры. Общность всем спортивным упражнениям на коне придают и единые требования к рабочей осанке, как основе рациональной техники. При всех круговых дви­жениях двумя ногами тело удерживается выпрямленным, но слегка «закрытым» в грудной части. Особенности маятникообразных махов определяются тем, что при подъеме ног фронтальным махом всего тела гимнасту приходится преодолевать сопротивление внешних сил, в основном моментов сил тяжести звеньев нижней части тела; но зато при опускании из верхних точек пути они же помогают под­держивать и увеличивать скорость и размах колебательного дви­жения. Обособленное положение ног, чаще всего расположенных по разные стороны снаряда, создает возможности для более актив*

    96

    ных, чем при кругах двумя, действий каждой из них. И, что особен­но характерно, не только в двухопорных (ДОФ), но и в одноопор-ной фазе действий (ООФ). Увеличение давления на опору одной рукой в ООФ в сторону, противоположную маху ногами, приводит к увеличению размаха колебания тела и создает условия для пере­скока, т. е. перехода в фазу полета, безопорную (БОФ). Обобщен­ной моделью, эталоном всех маховых движений на коне не случайно считаются скрещения. В их механических характеристиках все при­знаки совокупности махов предстают в наиболее чистом виде. Вполне оправданно и их центральное место в системе базовой техни­ческой подготовки гимнастов: скрещения надо начинать разучивать сразу после освоения размахиваний в упоре верхом. На рис. 84 показано модельное, эталонное скрещение вправо. Для его выпол­нения с максимальной высотой подъема нижней части тела и ног необходимо еще предыдущим махом влево отвести тело от правой руки до горизонтали. При спаде в вертикальный упор (кадр 1) под действием момента силы тяжести тело получает вращение вокруг ц.т.т. против часовой стрелки. Его можно увеличить дополнитель­ным провисанием в сочленениях плечевого пояса. После прохож­дения вертикали ускорение вращения достигается взмахом правой, «ведущей» ногой, резким отведением и сгибанием ее в тазобедрен­ном суставе (кадр 2), вызывающим реактивно увеличение давления на правую ручку. После отталкивания правой рукой мах вправо-кверху продолжается обеими ногами (кадр 3). Причем торможение правой ноги реактивно вызывает ускорение в том же направлении движения нижней части туловища и левой ноги. В сочетании с от-

    97





    водящими усилиями левой руки это приводит к увеличению угла отведения туловища от левой руки. Встречные перемахи в самом конце подъема ног получаются в результате небольшого поворота тазового пояса налево (кадр 4). Во время опускания нижней части тела под действием момента силы тяжести гимнаст удерживает прогнутое положение и стремится как можно раньше опустить правую руку на опору (кадр 5).

    Обучение основным движениям. Прежде чем осваивать основ­ные элементы начальной спортивной подготовки, необходимо сфор­мировать у занимающихся базовые навыки рациональной осанки и «маятника» во фронтальной плоскости в простейших условиях опоры. Это достигается применением общеразвивающих и специ" альных упражнений, перечисленных выше.

    Размахивания на коне начинают изучать в упоре верхом. Для маха вправо из упора верхом левой все звенья нижней части тела нужно отвести влево до отказа. После свободного спада в верти­кальный упор с небольшим провисанием правую ногу резким брос­ком поднять вправо-кверху. Левая нога остается внизу и лишь при торможении правой реактивно достигает крайнего правого положения. Мах влево начинается с опускания правой ноги; гим­наст удерживает нижнюю часть туловища у правой руки, пока тело не выпрямится вследствие опускания ног. После этого уско­рение маха влево продолжается активным приведением правой и последующим отведением левой ноги. В каждом подходе размахи­вание выполнять как в упоре левой, так и правой. Акцент в броске ведущей («задней») ноги необходим на обеих крайних точках маха как влево, так и вправо; как левой, так и правой ногой.

    «Маятник» в упоре верхом. Когда освоено размахивание в ДОФ, надо научиться отталкиванию рукой в конце каждого взмаха и постепенно увеличивать ООФ. Одновременно приступать к разу­чиванию соединения перемахов вперед из упора и назад из упора верхом («маятник»), для чего последовательно выполнять: на ком­бинированном снаряде перемах правой — мах влево — перемах правой назад — перемах левой — мах вправо — перемах левой назад и т. д. Помощь оказывать стоя сзади и одной рукой подтал­кивая ведущую ногу снизу, а другой — нижнюю часть туловища сбоку. То же на коне с ручками, предварительно осуществив про­водку по всему упражнению и фиксацию граничных поз — край-

    98

    них верхних положений ног. Многократно, в каждом занятии само­стоятельно выполнять «маятник», добиваясь увеличения амплитуды колебания всего тела и высоты подъема каждой ноги. Систематиче­ское применение на протяжении всей базовой подготовки этого упражнения служит сначала контрольным, классификационным для начальной ступени подготовки, а затем разминочным и настро­ечным фактором на предстоящую работу.

    Скрещение. Аналогичным путем осваиваются размахивание в упоре и упоре сзади, перемахи из упора верхом в упор сзади и об­ратно. Из упора верхом правой перемах левой — перемах правой назад — мах влево — перемах правой — перемах левой назад — мах вправо и т. д. На основе «маятника» легко освоить разноимен­ный перемах назад из упора верхом и одноименный круг из упора. После этого следует довольно длительный период освоения темпо­вых обратных и прямых скрещений на комбинированном снаряде. Их сначала выполняют без акцентированных взмахов ногами, толь­ко за счет колебательного движения всего тела, затем добавляют акцентированные, бросковые взмахи «ведущей» (в обратном скре­щении — «передней», а при прямой — «задней») ногой. На коне каждое скрещение сначала выполняют в виде проводки с фикса­цией верхних положений ног, затем из размахивания с оказанием помощи, чередуя работу на основном снаряде и комбинированном. Начальный этап подготовки заканчивается примерно следующим контрольным упражнением, которое нужно освоить одинаково хо­рошо в обе стороны: с прыжка перемах правой — мах влево — перемах правой назад — круг левой — перемах левой — перема­хом правой с поворотом налево соскок.

    8.2.3. Особенности обучения и организации занятий

    При обучении на коне применяется в основном целостный метод. Но с помощью тренажеров и приспособлений добиваются частичной или полной разгрузки занимающегося при замедленных движениях. Аналогичную роль играет также прием проводки по движению с помощью партнера. Раздельный способ разучивания дополняет целостный на начальном этапе обучения каждому новому элементу и в случаях появления устойчивых ошибок в технике. Специфиче­ским приемом раздельного метода на коне —■ фиксацией поз в ООФ — добиваются большей точности ощущений в наиболее труд­ных для самостоятельного исполнения положениях.

    Специфика организации процесса обучения и подготовки гим­настов на коне связана с тем, что основной снаряд — стандартный конь с ручками — приспособлен лишь для индивидуального поль­зования. Поэтому для увеличения плотности занятия многие уп­ражнения, особенно общей физической подготовки, лучше проде­лывать на многокомплектных снарядах, в том числе на удлиненном коне и бревне. Тренажеры, дополнительные снаряды и приспособ­ления кроме повышения моторной плотности занятий способствуют повышению эффективности освоения сложной техники, освобож­дают преподавателя от непродуктивной физической нагрузки по

    99

    оказанию физической помощи каждому ученику; позволяют уде­лить больше внимания общему руководству и контролю, органи­зации взаимопомощи и другим творческим сторонам деятельности на занятии. В начальной подготовке гимнастов на коне, когда число занимающихся в отделении на снаряде достигает 12—15 человек, особенно важно иметь несколько комплектов снарядов, а также организовать поточный способ их применения. Темп освоения но­вых движений и интенсивность нагрузки можно существенно повы­сить, если научить занимающихся постоянно оказывать помощь друг другу, выработать привычку к организованным коллективным действиям на занятии. Начинать основную часть занятия (после общей и специальной разминки) на коне можно с нескольких на­строечных и контрольных движений, по которым преподаватель корректирует план тренировки и определяет индивидуальные за­дания. Сам преподаватель остается у коня с ручками, где начина­ется разучивание новых соединений (или продолжается их освое­ние). Гимнасты, начавшие с выполнения заданий на тренажерах, комбинированных снарядах или с помощью партнеров, по мере готовности или по очереди переходят к самостоятельной работе на основном снаряде. После проверки выполнения первых заданий устраняются индивидуальные технические ошибки, решаются за­дачи специально-дигательной подготовки, повышения уровня обу­чаемости, развития двигательной фантазии, совершенствования координации движений. Завершают занятие выполнением заданий на специальную выносливость. Эта часть занятия организуется преимущественно соревновательным методом: состязаются в коли­честве и качестве исполнения перемахов, скрещений, кругов, соеди­нений и комбинаций из них. Применяются также и разнообразные комплексы ОРУ с целью корректировки специальной физической подготовленности и специально-двигательные задания. При этом широко используются тренажеры и приспособления, грибки, удли­ненные и комбинированные снаряды.

    8.3. УПРАЖНЕНИЯ НА КОЛЬЦАХ

    8.3.1. Характеристика упражнений

    Широкий диапазон упражнений на кольцах дает возможность ■использовать их для развития силы, гибкости, ловкости, коорди­нации, подвижности в суставах с самыми различными континген-тами занимающихся.

    И хотя кольца отсутствуют в женском спортивном многоборье, они могут быть использованы в занятиях с женскими группами. Так, для развития силы сгибателей рук могут с успехом использо­ваться размахивания в висе на согнутых руках, сгибания рук на махе вперед и назад; для повышения гибкости позвоночника — круговые движения ногами в висе («воронка»); для развития силы брюшного пресса — размахивания в висе, вис согнув ноги с вы­прямлением их в угол.

    Упражнения на кольцах имеют специфику, обусловленную кон-

    струкцией снаряда. В отличие от других гимнастических снарядов кольца подвижны, и это вносит определенные особенности в тех­нику упражнений, даже одинаковых по названию (например, подъем махом назад, оборот назад в упоре и другие выполняются как на перекладине, так и на кольцах).

    Однако техника этих упражнений имеет глубокие отличия. Они заключаются в том, что при работе на кольцах, даже при ма­ховых упражнениях, все точки тела движутся не по дугам окруж­ностей, как, например, на перекладине, а описывают сложные кри­вые. Ц.т.т. гимнастов стремится перемещаться в вертикальной плоскости, проходящей через точки подвеса колец. Поэтому вы­полнение махов на кольцах всегда связано со значительно большим, чем на перекладине, рывком при прохождении телом вертикального положения. Об этом всегда следует помнить и быть готовым преду­предить возможный срыв.

    Упражнения на кольцах подразделяются на силовые и маховые.

    Силовые упражнения требуют большой физической силы, но в связи с незначительными отклонениями ц.т.т. от вертикали они допускают некоторые неточности в действиях гимнаста. Это объяс­няется тем, что в процессе выполнения силового упражнения гим­наст всегда находится в уравновешенном положении. Иными сло­вами, при наличии достаточной физической силы гимнаст мог бы остановиться в любом промежуточном положении.

    Маховые упражнения требуют меньших физических усилий, но значительно более точно скоординированных действий, так как ц.т.т. в этих упражнениях заметно отклоняется от вертикали (осо­бенно в крайних точках маха). Гимнаст в процессе выполнения упражнения никогда, за исключением конечных положений, не находится в уравновешенном положении. Поэтому малейшая не­точность в его действиях приводит к невыполнению упражнения в целом. Уравновешенным может быть только такое конечное поло­жение, при котором ц.т.т. и точки опоры (кольца) находятся на вер­тикали, опущенной из точек подвеса колец.

    8.3.2. Упражнения начальной подготовки

    На начальной стадии обучения упражнениям на кольцах зани­мающиеся должны овладеть основными положениями (позами), а также размахиваниями и различными переходами из статических положений в статические или маховые и наоборот. Ниже приводит­ся примерный перечень упражнений начальной подготовки. Упраж­нения распределены в порядке возрастающей трудности.

    1. Упражнения в висах.

    1. Висы стоя, лежа, присев — на низких кольцах.

    2. Вис завесом на руку.

    3. Вис прогнувшись завесом носками в кольца.

    4. Вис завесом в кольца; то же, отпуская руки.

    5. Вис.

    6. Вис на согнутых руках.

    7. Вис согнувшись.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   33


    написать администратору сайта