Главная страница
Навигация по странице:

  • Фотографирование в ультрафиолетовых лучах

  • Фотографирование в инфракрасных лучах

  • ПАТЛЕЕВ И.Ф. КРИМИНАЛИСТИКА. УчебникПод ред. И. Ф. Пан телеева, Н. А. Селиванова. М. Юрид лит., 1993. 592с


    Скачать 4.65 Mb.
    НазваниеУчебникПод ред. И. Ф. Пан телеева, Н. А. Селиванова. М. Юрид лит., 1993. 592с
    Дата30.01.2022
    Размер4.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПАТЛЕЕВ И.Ф. КРИМИНАЛИСТИКА.doc
    ТипУчебник
    #346578
    страница11 из 49
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   49
    § 3. Методы исследовательской фотографии

    Микрофотография

    Микрофотографией называется съемка, применяемая для выявления и фиксации микроструктуры и микроре­льефа исследуемых объектов. Она применяется при ис­следовании документов, в частности с целью установле­ния последовательности нанесения пересекающихся штрихов, дифференциации штрихов карандаша и краси­теля копировальной бумаги; в трасологических исследо­ваниях, например, для идентификации орудий взлома по 141

    оставленным ими следам; при идентификации огнест­рельного оружия по выстреленным пулям или гильзам; в ряде других криминалистических исследований.

    Микросъемка с небольшим увеличением может быть произведена фотоаппаратом, у которого расстояние от передней стенки до плоскости негативного материала (рабочий отрезок) в несколько раз больше главного фо­кусного расстояния объектива. Для такой съемки можно приспособить любой обычный фотоаппарат. Наиболее удобны аппараты с наводкой по матовому стеклу. Мало­форматные фотоаппараты с наводкой по дальномеру или метражной шкале рекомендуется применять в сочетании со специальной приставкой, имеющей матовое стекло. Рабочий отрезок фотоаппарата увеличивают путем уста­новки между камерой и объективом жесткого или раз­движного тубуса. Длина жесткого тубуса в зависимости от желаемого масштаба увеличения рассчитывается по формуле:







    где aF — длина тубуса, F — главное фокусное расстояние объектива, a m — масштаб изображения, т. е. число, показывающее, во сколько раз линейные размеры изобра­жения больше натуральных размеров предмета съемки.

    Если приставка с матовым стеклом отсутствует, рез­кость изображения обеспечивается с помощью шкалы расстояний и расположением аппарата на определенном расстоянии от объекта. Рекомендуется установить указа­тель шкалы на «да» и расположить аппарат так, чтобы между объектом и задней стенкой камеры было расстоя­ние, вычисленное по следующей формуле:







    где D — расстояние между объектом и задней стенкой камеры, d — расстояние от объекта до оптического цен­тра объектива, F— главное фокусное расстояние, aF — длина тубуса, 3 — примерное расстояние от плоскости пленки до задней стенки камеры в миллиметрах. Значение d нетрудно определить по формуле:



    Микросъемка со значительным увеличением осущест­вляется через микроскоп посредством: обычного фотоап­парата (с матовым стеклом или снабженного приставкой,

    142

    имеющей матовое стекло); микрофотонасадки1; микро­фотокамеры2 .

    При пользовании обычным фотоаппаратом из него извлекают объектив, а затем с помощью универсального штатива укрепляют на штанге фотоувеличителя или спе­циально изготовленной. После этого фотокамеру соеди­няют с тубусом микроскопа так, чтобы в нее не проникал свет. Применяя малоформатный аппарат (типа «Зенит», «Киев» и т. п.), на место объектива вставляют специально изготовленное металлическое кольцо высотой 3—4 см и надевают матерчатую трубу с резинками, одним кон­цом на это кольцо, а другим на тубус микроскопа.

    Микроскоп располагают так, чтобы изображение ока­залось в центре матового стекла фотокамеры. Масштаб изображения выбирают перемещением матового стекла вверх-вниз. Чем больше расстояние между окуляром микроскопа и матовым стеклом, тем крупнее изображе­ние.

    Наводку на резкость производят при помощи винтов микроскопа. Для получения резкого изображения объек­тив микрофотоустановки располагают на относительно небольшом расстоянии от исследуемого предмета. Од­нако иногда приблизить объектив на достаточное рассто­яние к исследуемому участку не удается (например, при исследовании канала ствола оружия). В этих случаях применяется способ телемикрофотографии. При этом в установку вводится дополнительный объектив (напри­мер, «Юпитер-9», «Юпитер-11»), который укрепляется с помощью специальной муфты, вставленной в обойму конденсородержателя микроскопа. При этом оптическая часть конденсора и зеркало удаляются. Свет, отразив­шись от исследуемого объекта, проходит через дополни­тельный объектив в конденсородержателе, микрообъек­тив и окуляр микроскопа на матовое стекло камеры. По способу телемикрофотографии возможна съемка с рассто­яния от нескольких сантиметров до нескольких метров.

    Освещение при микрофотосъемке должно быть дос­таточно сильным и равномерным. В качестве источников света применяют те же средства, что и при микроскопи-ровании.

    1 Выпускаются микрофотонасадки с различными размерами кадра,
    например 24 х 36 мм, 6x6 см, 9x12 см.

    2 Для этого удобны микрофотокамеры вертикальной конструкции,
    например ФМН-2, ФМН-3, снабженные раздвижным мехом и позволя­
    ющие снимать на пластинки и пленки форматом 9x12 см.

    143

    Чтобы лучше выявить микрорельеф объекта, свет на­правляют под острым углом к его поверхности и перпен­дикулярно к особенностям, имеющим форму линий (на­пример, к царапинам).

    Для смягчения резких теней применяется второй ос­ветитель, менее мощный, чем первый, или расположен­ный несколько дальше первого, со стороны теней.

    В этих же целях полезно применять отражательный экран в виде листа белой бумаги или картона. Лучи света, отразившись от экрана, должны направляться на объект и смягчать образовавшиеся тени.

    Микрофотосъемка в проходящем свете производится обычно через микроскоп.

    Микрофотосъемку лучше производить на контраст­ных фотоматериалах с высокой разрешающей способнос­тью. Хорошие результаты обеспечивают специальная фо­топленка «Микрат», пленка «Кинонегатив МЗ» и специ­альные фотопластинки для микрофотографии.

    Выдержку рекомендуется определять путем ряда проб. Если применяется пластиночная камера, выдержку лучше всего определять по способу «ступенчатой экспозиции».

    Контрастирующая съемка

    Контрастирующей называется съемка, осуществляе­мая главным образом с целью повышения яркости кон­траста, т. е. различия объектов по светлоте, включая теневые контрасты, обусловленные наличием на рельеф­ных поверхностях теней от деталей рельефа.

    Такая съемка позволяет, в частности, выявлять неви­димые и слабо заметные тексты в документах (удаленные подчисткой, травлением, выцветшие и др.).

    Самой простой является съемка с использованием контрастных, особоконтрастных и сверхконтрастных ма­териалов (штриховых, диапозитивных пластинок или фо­тотехнических пленок ФТ-10, 20, 22, 30, 31, СК) и об­работкой их в контрастно работающем проявителе.

    Дополнительное повышение контраста достигается применением сверхпропорционального усилителя, напри­мер ртутного.

    Более сложный способ контрастирующей съемки представляет контратипирование, то есть последователь­ное изготовление ряда негативов и диапозитивов. Объект фотографируют на контрастном, особоконтрастном или сверхконтрастном фотоматериале, который затем прояв-

    144

    ляют в контрастно работающем проявителе до достиже­ния средней или слегка пониженной плотности. С полу­ченного негатива на контрастной фотопластинке (штри­ховой, репродукционной или диапозитивной) печатают диапозитив, который тоже обрабатывают контрастно ра­ботающим проявителем.

    С диапозитива контактным способом печатают 2-й негатив, со 2-го негатива — 2-й диапозитив и т. д.; операцию повторяют до тех пор, пока контраст не до­стигнет желаемой величины.

    Поскольку перекопировка приводит к усилению не­значительного различия в плотностях отдельных участ­ков негатива, обусловленного неравномерным освещени­ем объекта, съемку надо производить при очень ровном освещении, с применением по крайней мере двух освети­телей, установленных с противоположных сторон.

    Один из способов контрастирующей съемки — печать снимка с двух совмещенных негативных изображений одного и того же объекта. Для получения второго негати­ва фотопластинку вставляют в фотокамеру так, чтобы эмульсия была обращена не к объективу, а в противопо­ложную сторону. При этом кассетную часть камеры пос­ле наводки на резкость сдвигают вперед на расстояние, равное толщине пластинки. Негативы складывают эмуль­сией к эмульсии, добиваясь точного совмещения изобра­жений, и окантовывают по краям. Снимок печатается с совмещенных негативов посредством фотоувеличителя.

    Цветоразличительная съемка

    Цветоразличительной называется съемка со светофи­льтрами, пропускающими лучи видимой части спектра. Ее значение — преобразовать различие в цвете опреде­ленных частей или деталей исследуемого объекта в раз­личие яркостей с одновременным увеличением или умень­шением различия. Этот способ позволяет усилить слабо­заметный текст, выявить дописку в документе, прочитать запись, закрытую каким-либо красителем.

    Используемый светофильтр надевается непосред­ственно на оправу объектива или укрепляется перед объ­ективом с помощью держателя. Фильтр выбирается с учетом характера объекта съемки и задачи исследова­ния. При этом может быть полезна диаграмма цветов, изображающая спектр, замкнутый в круг. Цвета, рас­положенные в противоположных секторах диаграммы,

    145

    являются дополнительными (при оптическом смешива­нии дают ощущение белого цвета).

    Если требуется усилить запись, выполненную цвет­ным красителем на светлом нецветном (ахроматическом) фоне, фотографируют с фильтром, цвет которого являет­ся дополнительным к цвету штрихов или находится ря­дом с ним на диаграмме цветов. Так, например, желтые штрихи на белой бумаге следует фотографировать с си­ним, голубым или фиолетовым фильтром.

    Цветная деталь на сером или черном фоне с целью усиления фотографируется с фильтром того цвета, кото­рый имеет деталь, или одного из цветов, находящихся рядом с ним на диаграмме, а с целью уменьшения кон­траста — с фильтром дополнительного цвета.

    Если надо сфотографировать цветную деталь на цвет­ном фоне и при этом усилить контраст, применяется фильтр дополнительного цвета к цвету детали или фона.

    В случае необходимости дифференцировать две детали одного цвета (например, штрихи основного текста доку­мента и дописки) применяется фильтр того же цвета, что и цвет сравниваемых деталей или цвета, расположенного рядом в цветовом круге. При наличии даже небольшого различия в оттенках сопоставляемых деталей их изображе­ния на снимке оказываются неодинаковыми по плотности.

    Съемка производится на фотоматериалах, чувстви­тельных к лучам, пропускаемым выбранным фильтром.

    Наилучшие результаты достигаются при съемке на фотоматериалах, усиливающих избирательное действие светофильтра. Оптимальный фильтр и фотоматериал можно подобрать экспериментально, варьируя различ­ные сочетания пластинок (пленок) и фильтров.

    Наводка на резкость производится по матовому стек­лу, по возможности с выбранным для съемки светофильт­ром. Если вследствие большой плотности светофильтра изображение на матовом стекле видно плохо, наводка производится с менее плотным фильтром того же цвета. Объектив целесообразно диафрагмировать до 9—18.

    Выдержка определяется обычно путем ряда пробных съемок на нескольких пластинках или пленках.

    Фотографирование в ультрафиолетовых лучах

    При такой съемке изображение получается за счет действия на фотоматериал либо ультрафиолетовых лу­чей, отраженных от объекта съемки, либо видимого лю-

    146

    минесцентного свечения, вызванного действием ультра­фиолетовых лучей.

    Данный метод применяется чаще всего при исследова­нии документов с целью установления подделки путем травления записей, для выявления вытравленных текстов, дифференциации неоднородных материалов документов, одинаковых при обычных условиях наблюдения.

    В отраженных ультрафиолетовых лучах с длиной вол­ны от 400 до 340 ммк фотографируют с помощью обыч­ного стеклянного объектива, а в лучах с меньшей длиной волны — посредством кварцевого1 или зеркально-лин­зового объектива. Перед объективом фотоаппарата рас­полагают ультрафиолетовый фильтр (УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4 или иной), а объект съемки освещается при помощи аналитической люминесцентной лампы.

    Поскольку фокус ультрафиолетовых лучей находится ближе к объективу, чем фокус видимого света, после визуальной наводки на резкость в видимом свете кассет­ная часть камеры немного сдвигается к объективу. Вели­чина поправки на фокус тем больше, чем крупнее масштаб изображения и короче длина волны ультрафиолетовых лучей, пропускаемых фильтром. Обычно она определяет­ся экспериментально, путем ряда пробных съемок.

    При наличии лишь одного переменного фактора — масштаба изображения величина поправки определяется с помощью поправочного коэффициента. Он рассчитыва­ется применительно к определенному сочетанию объек­тива и фильтра. Расчет производится по формуле:



    где fv — фокусное расстояние для ультрафиолетовых лучей, пропускаемых фильтром, a fo — фокусное рас­стояние для видимого света2. Фокусное расстояние для ультрафиолетовых лучей при съемке в заданном мас­штабе определяется путем умножения поправочного коэффициента на фокусное расстояние для видимого света, замеряемое после наводки на резкость по матово­му стеклу.

    Дополнительная коррекция фокусировки обеспечива­ется диафрагмированием объектива.

    1 Обычным стеклом такое излучение в значительной мере погло­
    щается.

    2 fv для нахождения К определяется опытным путем, серией съемок
    при произвольно выбранном масштабе.

    147

    Для фотографирования в отраженных ультрафиолето­вых лучах используются обычно фотоматериалы, глав­ным образом несенсибилизированные (диапозитивные пластинки, пленки «позитив», «микрат», фототехнические пленки).

    Фотосъемку видимой люминесценции, возбужденной ультрафиолетовыми лучами, производят при помощи обычного стеклянного объектива. Ультрафиолетовый фильтр в этом случае располагают не перед объективом, а перед аналитической лампой. Для поглощения отражен­ных ультрафиолетовых лучей перед объективом распола­гают так называемый заградительный фильтр (стеклян­ный или целлулоидный) такого цвета, который способ­ствует повышению отчетливости изображения картины люминесценции. Его выбирают в соответствии с правила­ми цветоразличительной съемки.

    Фотографирование в инфракрасных лучах

    Так именуют съемку объекта, освещаемого тепловы­ми лучами. Она позволяет выявлять некоторые особен­ности за счет различия в поглощении инфракрасных лу­чей разными материалами, например карандашный текст, залитый анилиновыми чернилами.

    Данную съемку можно осуществить с помощью лю-бой обычной фотокамеры. На объектив надевается ин­фракрасный фильтр (ИКС-1, ИКС-2 или ИКС-3), а объ­ект освещается с помощью обычных электроламп нака­ливания. Одной из особенностей такой съемки является использование фотопластинок или фотопленок «инфра-хром», чувствительных к инфракрасным лучам. Важно, чтобы пропускание фильтра соответствовало спектраль­ной чувствительности используемого фотоматериала1.

    Поскольку фокус инфракрасных лучей находится дальше от объектива, чем фокус видимого света, после наводки на резкость в видимых лучах немного увеличива­ют расстояние между объективом и фотопластинкой. Це­лесообразно сфотографировать объект несколько раз, с разными поправками на фокус и из нескольких снимков выбрать наиболее резкий. Удовлетворительные резуль­таты можно получить, производя наводку на резкость по

    1 На упаковке фотоматериала «инфрахром» обозначается предел его чувствительности к инфракрасным лучам. Так, обозначение 880 означает, что фотоматериал чувствителен к лучам с длиной волны до 880 миллимикрон.

    148

    матовому стеклу с красным фильтром и сильно задиаф-рагмировав объектив.

    Экспонированные фотоматериалы «инфрахром» об­рабатывают в полной темноте или при свете фонаря со специальным фильтром (темно-зеленого цвета).

    В криминалистических исследованиях (в частности, для выявления некоторых вытравленных и смытых запи­сей, установления дописок в документах) применяется съемка инфракрасной люминесценции. Метод основан на способности некоторых веществ испускать инфракрасные лучи под действием лучей сине-зеленой зоны спектра. Объект исследования освещают с помощью двух дос­таточно мощных источников (например, кинопроекцион­ных ламп), перед каждым из которых помещают си­не-зеленый фильт (СЗС-8, СЗС-10, СЗС-14 или кювету с раствором медного купороса). Перед объективом рас­полагается инфракрасный или плотный красный фильтр (КС-15, КС-17, КС-19).

    Фотографирование в рентгеновских лучах

    Это — метод получения теневого изображения за счет действия на фотоматериал рентгеновских лучей, прошед­ших через фотографируемый объект.

    В криминалистике данный метод съемки применяется для изучения внутреннего устройства и состояния частей огнестрельного оружия, боеприпасов, замков, пломб, отыскания спрятанных металлических предметов, диф­ференциации входных пулевых повреждений, прочтения некоторых текстов, закрытых красящим веществом, вы­явления записей, написанных невидимыми чернилами, содержащими соли тяжелых металлов.

    В зависимости от характера объекта и задачи съемки применяют источник мягких рентгеновских лучей (напри­мер, установку РУМ-7) или жестких лучей (РУМ-4, РУ-725Б). Съемка производится на специальную рент­геновскую пленку (РТ-1, РТ-2, РМ-1, РМ-6) или обычные негативные фотоматериалы.

    Чтобы получить снимок в жестких рентгеновских лу­чах, фотоматериал можно поместить в черную бумагу, используемую для упаковки фотопластинок и фотобумаг, а при съемке в мягких рентгеновских лучах —• в специаль­ную металлическую кассету, одна стенка которой сделана из алюминиевой фольги.

    149

    Предмет съемки кладут на заряженную кассету мажную или металлическую) и освещают рентгеновски­ми лучами. Теневое изображение объекта получается пос­ле обработки экспонированного фотоматериала.

    Фотографирование в гамма-лучах (гаммаграфия)

    Гаммаграфией называется метод получения теневого изображения за счет действия на фотоматериал гам­ма-лучей, прошедших через исследуемый объект. Приме­няется в криминалистике для изучения внутреннего ус­тройства металлических предметов — оружия, бое­припасов, замков, пломб. При съемке применяется металлическая кассета для рентгенографии, которая заря­жается рентгеновской пленкой. На столе помещают заря­женную кассету (фольгой кверху) и на нее кладут исследу­емый объект. Над объектом на специальном кронштейне подвешивают контейнер с радиоактивным кобальтом (Со60), являющимся источником гамма-лучей. Пройдя через объект и стенку кассеты, гамма-лучи воздействуют на фотоматериал, вследствие чего на нем при проявлении возникает теневое изображение.

    Поскольку рентгеновские и гамма-лучи вредно дей­ствуют на организм человека, в работе с ними соблюда­ются определенные правила безопасности.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   49


    написать администратору сайта