|
философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
Тема 13. Проблема сознания в философии и современном естествознании. Философия познания, философия науки (6 часов).
Занятие 2. Познаваемость мира и его законов (2 часа). Вопросы для повторения.
Как понимали материалисты древности различие между явлениями сознания и материальными вещами?
В чем качественное отличие явлений сознания от материальных вещей?
Как определить идеальное, чем оно отличается от материального?
Как связано сознание с материей? Какие могут быть варианты ответов?
Что такое психофизиологическая проблема?
Что такое психофизическая проблема?
Диалектический материализм считает, что вся материя обладает свойством, которое на разных уровнях материи имеет разное развитие, а на высшем уровне становится сознанием человека. Что это за свойство?
Какую проблему должна решить теория отражения в диалектическом материализме?
Какая проблема в объяснении сознания возникает в диалектическом материализме с принятием теории отражения?
Почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть?
Можно ли сказать, что мышление и речь – это одно и то же, что не существует мысли без слов? Есть ли мышление у животных?
Что такое подсознание?
Что такое бессознательное в психике человека?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Основные философские концепции познания мира.
Чувственное познание мира и его формы (ощущение, восприятие, представление).
Рациональный уровень познания. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Роль рациональной интуиции в познавательной деятельности.
Иррациональное познание. Иррациональная интуиция, медитация.
Понятие истины. Объективность и конкретность истины.
Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение.
Проблема критерия истины.
Тестовые задания.
Гносеология это:
философская дисциплина (раздел философии),
учение о человеческом познании,
проблема поиска истинного знания,
все сказанное верно.
Знание есть «припоминание». Это утверждение высказал:
Демокрит;
Аристотель;
Платон;
Эпикур;
Сенека.
Философов, которые считают разум основой человеческого познания и выражают глубокое недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации принято называть:
иррационалистами;
сенсуалистами;
рационалистами;
эмпиристами.
Истина трактуется как «результат соглашения между людьми» в рамках:
прагматистской теории истины;
корреспондентской теории истины;
неотомистской теории истины;
конвенциональной теории истины.
Существовавший в античности гносеологический подход, в рамках которого подвергалась сомнению возможность получения достоверного знания, принято обозначать как:
гностицизм;
гедонизм;
скептицизм;
рационализм.
Философ Нового времени, который понимал пространство и время как доопытные (априорные) формы нашей чувственности:
Д. Локк;
Дж. Беркли;
И. Кант;
Л. Фейербах.
Философ,который сделал принцип: «Я мыслю, следовательно, существую», исходным принципом своей философии:
Ф. Бэкон;
Августин Аврелий;
Р. Декарт;
Дж. Локк.
Новые идеи, которые Дж. Локк вносит в теорию познания Нового времени:
разработку теории врожденных идей;
постановку проблемы и разработку теории первичных и вторичных качеств;
сведение качественного многообразия природы к единому основанию;
введение опыта в теорию познания в качестве источника знания.
И. Кант считал, что эмпирическое знание может обрести достоинства всеобщности и необходимости благодаря:
универсальности экспериментального метода, с помощью которого добывается это знание;
существованию Бога;
всеобщности и необходимости законов природы;
наличию у познающего субъекта априорных (доопытных) категориальных форм чувственности и рассудка.
Эмпирические методы познания были истолкованы в качестве универсальных, философских:
Б. Паскалем;
И. Ньютоном;
Ф. Бэконом;
Р. Декартом.
Гносеологическое направление, выраженное в словах «Нет ничего в интеллекте, чего прежде не было бы в чувствах»:
рационализм;
сенсуализм;
иррационализм;
прагматизм.
Точка зрения сторонников иррационализма:
«Существует изначальное родство между мировым духом и человеческой способностью познавать мир»;
«В разуме нет ничего, чего не было бы прежде в чувствах»;
«Познание мира возможно лишь с помощью интуиции прозрения»;
«Сознание всегда адекватно отражает материю».
Философское направление, в котором утверждается, что мир принципиально непознаваем:
иррационализм;
рационализм;
диалектический материализм;
сенсуализм.
Утверждение сторонников агностицизма:
«Процесс познания бесконечен»;
«В науке есть неразрешенные задачи»;
«Сущность вещей принципиально непознаваема»;
«Все наши знания имеют объективное содержание».
В философии «агностицизм» понимается как:
рассмотрение процесса познания;
рассмотрение объектов познания;
полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
сомнение в возможности познания.
В современной гносеологии объект познания:
существует «сам по себе»;
противостоит субъекту познания;
в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
является частью самопознающего субъекта.
Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это:
чувственное отражение;
познавательный контакт с объектом познания;
представление;
объяснение.
Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
абстрактным;
теоретическим;
обыденным;
научным.
Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
абстрактна;
объективна;
субъективна;
абсолютна.
Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
ложь;
заблуждение;
суждение;
предрассудок.
Среди современных концепций истины отсутствует:
когерентная;
соответствия;
системная;
прагматическая.
Субъект познания в современной гносеологии – это:
абстрактный индивид;
реальный ученый или философ;
технические средства (компьютер, научное оборудование и т. д.);
мыслительный коллектив.
Современные гносеологические исследования предполагают:
эмпиризм;
рационализм;
интуитивизм;
теоретико-методологический плюрализм.
К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
представление;
восприятие;
идея;
ощущение.
Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связанна с направлением:
рационализма;
реализма;
скептицизма;
сенсуализма.
Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):
понятие;
категория;
дефиниция;
термин.
Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:
понятие;
категория;
суждение;
умозаключение.
Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умозаключение:
я отношусь ко всем людям;
все люди похожи на меня;
я мыслю;
животные тоже мыслят.
На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
научное;
обыденно-практическое;
игровое;
философское;
мифологическое.
Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами:
действие;
познание;
опыт в целом;
физическая жизнь;
истина.
«Понимание» в современном направлении герменевтики рассматривается как:
диалог текстов;
приобщение к смыслу человеческой деятельности;
сама человеческая деятельность;
смыслообразование;
общение вне «стихий языка».
Задачи.
К. Маркс писал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления». (Соч. Т.3 С.1).
Согласны ли Вы с данным тезисом? Какова роль практики в познании?
Аргументируйте свой ответ.
Проведите анализ следующих высказываний о соотношении объекта и образа:
объект – это и есть образ, совокупность ощущений;
образ есть полная копия объекта, объект ничем, не отличается от образа;
между объектом и образом, нет ничего общего;
совпадение образа с объектом есть процесс.
К каким, философским направлениям, можно отнести приведенные определения истины; выберите, на ваш взгляд, наиболее верное и аргументируйте свой выбор:
истина – интуитивно ясное и самоочевидное положение;
истина – идея, руководство которой приводит к успеху;
истина – знание, которое соответствует показаниям органов чувств;
истина – знание, которое является адекватным отражением объективного мира;
истина – логически непротиворечивое знание.
Н. Кузанский писал: «Разум также близок к истине, как многоугольник к кругу...» (Антология мировой философии. Т.2. С.56). Проанализируйте это высказывание с точки зрения абсолютности и относительности истины.
Основные идеи темы.
Познание есть процесс формирования знаний. Уже древнегреческие философы обнаружили противоречия в этом процессе. Эти противоречия Зенон выразил в своих апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стадион». По мнению древних греков, эти противоречия связаны с двояким происхождением знаний. Один источник знаний – чувства и ощущения. Другой источник – разум.
Отсюда они сделали вывод, что знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью чувств или разума.
Если знание субъекта не «похоже» на объект, то возникает первый вопрос: может ли субъект получить достоверные знания об объекте?
Те, кто считал, что такое знание невозможно, получили в дальнейшем название агностиков. Агностицизм – это учение, либо отрицающее возможность получения достоверного знания, либо ограничивающее эту возможность.
Второй вопрос заключается в следующем: что же является источником достоверного знания – чувства или разум? Те, кто считал, что таким источником являются чувства, получили название сенсуалистов, те, кто разум – рационалистов. Мы можем назвать Парменида и Зенона первыми рационалистами, так как они считали, что чувства дают ненадежные знания (или мнения), а разум – надежные знания (или истину). Фактически рационалистами были и атомисты (Левкип, Демокрит). Хотя они и признавали, что образы вещей проникают в наши чувства, эти знания они считали мнением, а истиной считали знания о том, что все в мире – это атомы и пустота.
Так же и Платон считал истинными идеи, к которым можно приблизится с помощью разума. С помощью же чувств человек познает лишь тени идей. Дуализм Декарта, утверждавшего, что нет ничего общего между двумя субстанциями – протяженной и мысленной, приводит к выводу о том, что они не могут действовать друг на друга, а значит, материальный мир не причина наших представлений о нем. Поэтому среди сенсуалистов появилось два направления. Одно- материалистическое (те, кто считал, что источник ощущений – внешний материальный мир (Локк), другое субъективно-идеалистическое (те, кто считал источником знаний собственные ощущения, не связанные с материей (Беркли). Таким образом, в философии формировалось представление о процессе познания как формирования субъектом знаний об объекте, которое может осуществиться с помощью чувств и разума.
Проблема истины в познании.
Следующая важнейшая проблема в познании – это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая – холод. Какая же вода на самом деле?»).
В истории философии были разные ответы на эти вопросы.
В древности крайние точки зрения следующие:
материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени;
объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон);
софисты считали, что объективной истины нет: «Человек – мера всех вещей».
Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.
Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.
Истина – это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).
Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины – логическую непротиворечивость.
Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное Переживание, как интуицию.
Неопозитивизм считает, что истина – это согласованность предложений науки с чувственным опытом.
Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.
Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина – это знания, приводящие к успеху.
Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это – истины факта (вечные истины), все остальное – относительные истины.
Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание – заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.
Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.
Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.
Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер. Темы окладов и рефератов.
Концепция медитативного познания мира в философии и культуре Востока.
Роль чувственного созерцания в постановке диагноза.
Абстрактное мышление и медицинская диагностика.
Основные философские концепции истины.
Истина и заблуждение в истории медицины.
Практика – критерий истины.
Основная литература.
Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.
Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.
Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.
Спиркин А. Г. Основы философии. – М ., 2001.
Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.
Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.
Дополнительная литература.
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. // Новосибирск, 1983.
Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1985.
Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Происхождение знания: истоки и основы.//Вопросы философии, 2008, №4.
Дилитаяну Г. А. Методология диагноза. - М., 1970.
Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М., 1974.
Интегральная йога Шри Ауробинде. - М., 1992.
Канке В. А. Философия - М., 1996.
Лекторский В. А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии.//Философские науки, 2008, №3.
Розов М. А. Познание и инженерное проектирование.//Философские науки, 2008, №3.
Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. - М., 1972.
Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие?//Вопросы философии, 2008, №2.
Степанянц М. Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов.//Вопросы философии, 2007, №12.
Труфанова Е. О. Конструктивистский подход к Я.//Философия науки, 2008, №3.
Фарман И. П. Конструктивизм как направление. Формирование метода и перспективы.//Философские науки, 2008, №3.
Хрестоматия по философии: Уч. пособие / Сост. Алексеев П. В., Панин А. В. – М., 1996. (раздел 2: философия познания).
Хуторской А. В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект).//Вопросы философии, 2008, №4.
Черткова Е. Л. Метаморфозы конструктивизма.//Философские науки, 2008, №3.
Чудинов Э. М. Природа научной истины. - М., 1977.
Швырев В. С. От классического к современному конструктивизму.//Философские науки, 2008, №3.
Ярошевский Т. Размышления о практике. - М., 1976.
|
|
|