Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для повторения.

  • Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

  • Темы докладов и рефератов.

  • Дополнительная литература.

  • Тема 3. Философия древней Греции и Рима

  • 1. Досократовский период в развитии античной философии.

  • Милетская школа

  • Эфесская школа

  • Элейская школа

  • Древнегреческий атомизм

  • философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
    Анкорфилософия методичка с тестами.doc
    Дата28.05.2017
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия методичка с тестами.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #8202
    страница2 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
    Тема 2. Философия Древнего Востока (4 часа).

    Занятие 2. Философия Древнего Китая (2 часа).
    Цель занятия.

    Сформировать представление о философии Древнего Востока, ее основных идеях и школах.
    Задачи.

    1. Изучить основные концепции и философские школы Древнего Китая.

    2. Проследить взаимосвязь китайской философии и медицины.


    Вопросы и задания для повторения.

    1. Дайте периодизацию истории Древней Индии.

    2. Как происходило формирование Вед – древнейших текстов Индии?

    3. Назовите основные школы Древнеиндийской философии.

    4. Назовите основные категории древнеиндийской философии.

    5. Каково содержание понятий Брахман и Атман, Пуруша и Пракрити?

    6. Изложите сущность учения о карме.

    7. Что такое Йога? Основные формы Йоги.

    8. Что такое Аюрведа? Каково ее место в развитии индийской медицины?

    9. В чем заключается сходство и различие философии буддизма и джайнизма?


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

    1. Исторические условия формирования философии Древнего Китая. Предфилософия Древнего Китая.

    2. Китайский космос.

    3. Даосизм.

    4. Конфуцианство.

    5. Философские аспекты Чанъ-буддизма.

    6. Древнекитайская философия и медицина.


    Тестовые задания.

    1. Недеяние в даосизме – это:

    1. полная бездеятельность;

    2. необходимое вмешательство в происходящее;

    3. планирование своих действий;

    4. внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.

    1. Основателем даосизма в Китае был:

    1. Мо-Цзы;

    2. Лао-Цзы;

    3. Конфуций;

    4. Чжуан-Цзы.

    1. Философов, автор следующего афоризма: «Мир нельзя упорядочить искусственным способом. Надо дать свободу его природным качествам»?:

    1. Мо-Цзы;

    2. Лао-Цзы;

    3. Конфуций;

    4. Чжуан-Цзы.

    1. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:

    1. мозг;

    2. лицо;

    3. сердце;

    4. желудок.

    1. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:

    1. поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци);

    2. вегетарианство;

    3. совершенствование тела и души;

    4. соблюдение общественного порядка.

    1. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

    1. слушаться старших по возрасту и званию;

    2. сдерживать себя, избегать крайностей;

    3. формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;

    4. быть гуманным.

    1. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями:

    1. отца и сына;

    2. матери и детей;

    3. друзей;

    4. сотрудников.

    1. Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживание остальных:

    1. истинное знание;

    2. истинное отношение;

    3. истинное состояние духа;

    4. истинное постоянство.

    1. Концепция перемены имен создана в:

    1. даосизме;

    2. джайнизме;

    3. конфуцианстве;

    4. буддизме.

    1. Идея, что государство – большая семья, а семья – малое государство, развита в:

    1. даосизме;

    2. джайнизме;

    3. конфуцианстве;

    4. буддизме.

    1. С точки зрения даосизма, настоящий правитель, подражая Дао, ставит себя:

    1. выше других;

    2. ниже других;

    3. рядом с другими.

    1. В философии даосизма «добро и зло», «жизнь и смерть»:

    1. стороны противоречия, которые необходимо разрешить в пользу добра и жизни;

    2. принципиально противоположные стороны бытия, обусловленные вечной, непреодолимой борьбой друг с другом;

    3. условные и относительные понятия.


    Задачи.

    1. В чем смысл следующей даосской притчи:

    «Некий мудрец решил ускорить рост злаков. Он начал тянуть их за вершины и вытянул из почвы совсем»?

    Основные идеи темы.

    В древнекитайской философии выделяют шесть школ: конфуцианство; монизм; школа закона; даосизм; школа «инь-янь» (натурфилософы); школа имен. Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно- политическая направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

    В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов (сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы). Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно – к «золотой середине», то есть гармонии в Поднебесной.

    В трактате Дао дэ цзин (VI - V в.в. до н. э.), излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Древние, которые выдаются за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового. Они содействовали жизни тем, что стремились сделать долговечное движение спокойным. В основе такого взгляда лежит представление о том, что в движении главное покой, устойчивость. Поэтому совершенно-мудрый весь день проводит в ходьбе возле телеги с тяжелым грузом.

    Подобно древним индусам даосы рассматривали мир как посев: глубоко в недрах небытия возникало Духовное Семя, чтобы затем прорасти в людях, дать урожай и после этого вернуть Небу и мирозданию умножившуюся духовность. Сами же даосы стремились увековечить себя как духовно так и во плоти. Их искания способствовали не только духовному совершенствованию, но и развитию алхимии, а также медицины, сексологии, геронтологии, боевых искусств – всего того, что так привлекает внимание в наши дни.

    Что касается духовного бытия, то оно связывалось с познанием ДАО. Ощутить его очень трудно; ведь «разноцветье мира ослепляет глаз, а разноголосица оглушает ухо», - и то, и другое мешает человеку увидеть «внутренним видением» главное. Поэтому, говорится в «Книге Пути и Благодати», лишь тот, кто способен созерцать невидимое, слышать неслышимое, ощущать бестелесное, близок к познанию ДАО. Только погрузившись в безмолвие в ходе медитации человек приобщается к истине.

    Сторонники Конфуция и его последователи (Конфуций или Кун - цзы, древнекитайский философ, живший в VI - V в.в. до н.э.), были озабочены тем, как обуздать распри в обществе и привести общественную и частную жизнь людей в состояние гармонии. Подчёркивая основополагающее значение древности для гармоничной жизни общества (господства справедливости, отсутствия междоусобных войн, бунтов, притеснения большинством меньшинства, разбоя и т.д.) конфуцианцы видели в качестве главного средства достижения всего этого ритуал и исправление имён.

    Ритуал даётся от Неба, но в своём движении он следует земле. Он – основа устойчивости царства, клана, человека; сам ритуал есть плод долга, а долг – часть душевного совершенства. «Благодаря ритуалу Небо и Земля приходят в согласие, солнце и луна ярко светят, четыре времени года следуют одно за другим, звёзды и созвездия движутся (по небесному своду), реки и речки плавно несут свои воды и все вещи процветают; благодаря ритуалу любовь и ненависть получают правильное направление; радость и гнев – правильное выражение; благодаря ритуалу низы послушны, а верхи мудры и изменения всех вещей приходят в порядок. Отход же от ритуала приводит к гибели», - говорится в трактате Сюнь цзи (IV - Ш в.в. до н.э.).

    Что может повредить ритуалу? Видимо, помимо прочих причин, стремление людей отойти от привычных понятий и попытаться внести в жизнь нечто новое. И это может, считал Конфуций, произойти путём исправления имён: люди самовольно создают имена, и это вызывает в народе сомнения, путаницу, приводит к многочисленным спорам и тяжбам. Имя же признаётся подходящим по обоюдному соглашению людей, но таковое у древних китайцев определяется канонами и традициями предков. То, что называют путаницей в именах, говоря современным языком, есть вскрытие в них противоречий, обнаружение элементов диалектики мышления. Например, такое суждение, как «быть оскорблённым не значит быть опозоренным», или «убить разбойника не значит убить человека» в трактате Сюнь цзи рассматриваются как образцы произвольного употребления слов, вносящие путаницу в умы людей. Здесь просматривается консервативная тенденция конфуцианства.

    Существенно и положение о том, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения жесткой иерархии внутри общества и семьи: государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Их отношения регулируются ритуалом, и таким образом поддерживается порядок. Здесь ритуал предстает как способ ограничения, сдерживания антиобщественных порывов, выступает, по сути, в качестве меры поступка. Этническим выражением такой меры у Конфуция является справедливость. Он совпадает с местом человека среди людей (государь, сын и т. д.), которое дается ему изначально. В этом состоит сущность человека, а так же обстоятельства его жизни. Справедливость приобретает значение пути человека, его судьбы, которая разворачивается в процессе жизни.

    Справедливость-судьба становится синонимом не только человеческого, но и космического бытия, они здесь слиты воедино. Это обосновывается категорией «ДЭ». Если ДАО – космический закон, то ДЭ – его земное воплощение. (ДЭ народа, ДЭ человека, ДЭ лошади и т.д.). Оно даётся от рождения и может быть утрачено, - всё зависит от самого человека. Ведь ДЭ совмещается с ритуалом, оно сливается с понятием умеренности, то есть определённой меры. Человеку предписывается избегать крайностей, «идти посередине»; быть скромным, уступчивым, соблюдать традицию и порядок. Это же относится и к правителю, следовательно, ДЭ выступает в качестве принципа управления государством.

    Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Одна из ветвей ведической философии – Веданта оказала влияние на французского писателя Ромена Роллана, английского писателя Олдоса Хаксли, немецкого писателя Германа Гессе: обращение к идеям буддизма мы встречаем у Л. Толстого, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Известны и такие деятели культуры как Николай и Константин Рерихи, а также Елена Рерих, вдохновлявшиеся этими идеями и много сделавшие для их распространения. Таким образом, можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад и в Россию.

    Есть у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия. Мы можем указать на поразительное сходство ряда важнейших идей Древневосточной философии и современной науки.
    Темы докладов и рефератов.

                1. Даосская йога и алхимия бессмертия.

                2. Китайские мантические искусства: И-Цзин (Книга перемен); Фэн-Шуй (китайская геомантия).

                3. Проблема «человек-общество» в социально-политической философии конфуцианства.

                4. Медицина Древнего Китая.


    Основная литература.

                1. Васильев Л. С. История религий Востока. – М., 1988.

                2. Чанышев А. Философия Древнего мира. – М., 2001.


    Дополнительная литература.

    1. Абаев Н. В. Ч-буддизм У; культура психологической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск, 1983.

    2. Алексеев В. М. Китайская народная картина. - М., 1966.

    3. Буров В. Г., Федотова В. Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика.//Вопросы философии, 2007, №12.

    4. Васильев Л. С. Проблема генезиса китайской мысли. - М., 1968.

    5. Васильев Л. СГ Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.

    6. Виноградова Н. А. Искусство Древнего Китая. Всеобщая история искусства Т.1.-М.. 1956.

    7. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. - М., 1992.

    8. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. - М., 1972.

    9. Дубровш А. Д. «Трудные вопросы» классической китайской медицины. - Л., 1991.

    10. Конфуций Лунь-юй (беседы и рассуждения) - М., 1987.

    11. Крушинский А. А. Язык и мышление в древнем Китае.//Вопросы философии, 2007, №12.

    12. Лукьянов А. Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. - М., 1992.

    13. Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии. - М, 1994.

    14. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1992.

    15. Основы религиоведения: учеб. / Ю.Ф. Барзенков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. Под ред. И.Н. Яблокова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2008

    16. Померанцева Л. Е. Поздние даосы. - М., 1979.

    17. Проблемы человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983.

    18. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин». - СПб., 1999.

    19. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. - СПб., 1998.

    20. Шицзин. Книга перемен и гимнов. - М., 1987.


    Тема 3. Философия древней Греции и Рима (6 часов).

    Занятие 1. Ранняя греческая философия
    Цель занятия.

    Формировать представление об античной философии как модели проблематики европейской культуры; определить особенности ранней греческой философии в сравнении с философией Древнего Востока.
    Задачи.

    1. Изучить философские идеи основных представителей ранней греческой философии.

    2. Проследить связь ранней греческой философии и медицины.

    3. Научиться связывать античную философскую традицию с современностью.


    Вопросы и задания для повторения.

    Отвечая на вопросы, следует обратить внимание на информацию предыдущих тем философии и материал из курса истории медицины.

                1. Назовите причины формирования философии Древнего Востока.

                2. В чем заключаются основные различия между философскими учениями Древней Индии и Древнего Китая?

                3. Перечислите основные направления Философии Древнего Востока.

                4. Подберите понятия европейской культуры близкие по значению следующим понятиям религиозно-философских систем Древней Индии: Брахман, Атман, Карма.

                5. О диалектике каких понятий религиозно-философских концепций Древней Индии идет речь в притче «О слепом и храмом», и в чем ее смысл?


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

                1. Ранняя греческая философия:

                  1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

                  2. Пифагор и пифагорийцы;

                  3. Гераклит;

                  4. Элейская школа (Ксенафан, Парменид, Зенон);

                  5. Эмпедокл, Анаксагор

                  6. атомизм Левкиппа и Демокрита.


    Тестовые задания.

    1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

    1. вода;

    2. огонь;

    3. земля;

    4. дерево.

    1. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:

    1. Фалес;

    2. Анаксимандр;

    3. Гераклит;

    4. Левкипп.

    1. Анаксимандр был учеником:

    1. Сократа;

    2. Аристотеля;

    3. Фалеса;

    4. Анаксимена.

    1. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

    1. порядок;

    2. Бог;

    3. разум;

    4. число.

    1. В своем учении о восприятии Эмпедокл развивал мысль о том, что исходящие из вещей излияния проникают в отверстия органов чувств по принципу:

    1. противоположности сходятся;

    2. подобное познается подобным;

    3. все познается в сравнении;

    4. одно дополняет другое.

    1. Философ, который первым назвал новый образ мышления “философия”?

    1. Гераклит

    2. Платон

    3. Сократ

    4. Пифагор

    5. Демокрит

    1. Философов, считавший воздух первоосновой всего сущего?

    1. Фалес

    2. Анаксимандр

    3. Анаксимен

    4. Демокрит

    5. Гераклит

    1. Философов - автор атомистической трактовки бытия?

    1. Аристотель

    2. Платон

    3. Демокрит

    4. Гераклит

    5. Эмпедокл

    1. Античный мыслитель - автор изречения: “На входящего в одну и ту же реку набегают всё новые и новые воды”?

    1. Демокрит

    2. Зенон

    3. Платон

    4. Гераклит

    5. Пифагор

    1. Античный мыслитель - автор высказывания: “ Этот космос, единый для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем Логосом, мерами разгорающимся и мерами потухающим”?

    1. Демокрит

    2. Фалес

    3. Пифагор

    4. Гераклит

    5. Анаксимен

    1. Функцией чисел, с точки зрения пифагорейцев является:

    1. гармонизация мира

    2. связь мира физического и умопостигаемого

    3. выражение сущности мира

    1. Ранние греческие философы-врачи:

    1. Фалес

    2. Гераклит

    3. Эмпедокл

    4. Пифагор

    5. Алкмеон

    6. Демокрит


    Основные идеи темы.

    Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ, учений и творческих личностей, а также по влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Она сформировалась в конце VI – V вв. до н. э. В её развитии принято выделять три основных периода:

    Первый – становление или рождение древнегреческой философии определяется как досократовский. На первом плане в этот период находилась природа, потому его называют ещё и натурфилософским, созерцательным.

    Второй – (V-IV вв до н. э.) – расцвет древнегреческой философии. Он определяется как классический и характеризуется началом поворота философии от проблемы природы к проблеме человека и общества.

    Третий – ( III в. до н.э. - IV в н. э.) – это закат и даже упадок древнегреческой философии, её кризис, который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. Период называется ещё эллинистическим или греко - римским.

    1. Досократовский период в развитии античной философии.

    Становление собственно греческой философии происходило в УП в. до н.э. Этот период характеризуется становлением рабовладельческих государств и появлением выдающихся мыслителей, которые выражали интересы нового общественного класса, формировавшегося на обломках родового строя.

    Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Фалес(624-547 гг. до н.э.) - основатель милетской философской школы, первый из «семи мудрецов». В своих философских концепциях исходил из предположения, что основой всего существующего в мире является вода. «Всё из воды и всё в воду» –так звучал основной тезис философа. Однако, воду он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. В первооснове Фалеса, т.е. в «бесконечной воде» содержится потенция дальнейшего развития. Всё остальное возникает путём «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. По Фалесу «Все полно Богов» и воду в движение приводит Ум(Разум).

    Анаксимандр(610-546 гг. до н.э.) – ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой всего существующего является беспредельное – апейрон, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо другое. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное и неопределенное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активный пребывает в движении.

    Анаксимен(589-524 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мира является воздух. Воздух, по его мнению, является началом всего сущего, что есть, что было, что будет. Всё возникает из воздуха и к нему все возвращается. При разряжении воздух становится сначала огнём, а затем эфиром, сгущение воздуха вызывает ветры – облака – воду – землю и камни. Солнце – это земля которая раскалилась из-за своего быстрого движения. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

    Эфесская школа: Гераклит Эфесский.

    Гераклит из Эфеса (530-470 гг. до н.э.) связывал всё сущее с огнём: «Огонь есть основной элемент, все является видом огня и все происходит путем разрежения и сгущения». Благодаря изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Для Гераклита огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершённости всего сущего. Мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды» в течение всего века.

    Центральным мотивом всего его учения был принцип: всё течет (панта реи). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое изменившись, становится этим». Постоянный ход развития Гераклит сравнивает с течением реки, в которую нельзя войти дважды. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ни дважды прикоснуться к преходящей по своему характеру тождественной сущности».
    Рассуждая о мире и его началах, Гераклит выдвинул также идею Логоса. В понимании Гераклита, Логос – это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность. Быть мудрецом для человека – значит жить по Логосу.

    Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

    Ксенофан из Колофона (ок. 570 – после 478 до н.э.) – древнегреческий странствующий поэт и философ. Свои взгляды излагал в стихотворной форме. Ксенофан – сатирик и полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога, «наивеличайшего среди богов и людей, не похожего на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. По Ксенофану, достоверным знанием обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет только вероятностный характер.

    Парменид (конец VI–Vв. до н.э.) - ученик Анаксимандра и Ксенофана.

    Парменид проводит резкое различие между подлинной истиной (алетейа), которая является продуктом рационального познания окружающего мира, и мнимой (докса), которая опирается на чувственное познание. Он считает, что чувственное познание дает человеку образ кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинной сущности. Парменид освобождает мышление от обмана воображения. Он считает критерием истины разум, ощущения отвергает из-за их кажимости.

    Зенон (490–430 гг. до н.э.) наиболее яркий ученик Парменида. В онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивал позицию целостности и неизменности сущего. Все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен. Зенон отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности всего сущего являются апории (логические рассуждения) Зенона. В апориях («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Зерно» - всего около 40 задач) он старался обосновать невозможность логического доказательства возможности движения.

    Пифагорейская школа: Пифагор и пифагорейцы.

    Основателем школы пифагорейцев был Пифагор Самоский (около 580 – 500 гг. до н.э.) Пифагор и его единомышленники впервые поставили вопрос о числовой структуре мироздания («все есть число»). Пифагор учил, что основой мира является число. «Число владеет вещами». Оно придает им соразмерность и тайну. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития было попыткой постижения количественной стороны мира. Началом всего числового рода является единица. От нее исходят другие числа, точка, линии и фигуры, а из фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке, из которых, согласно их учения, выводятся соответственно точка, прямая, квадрат, и куб. Сумма этих чисел дает число «десять», которое философы считали идеальным и отводили ему почти божественную сущность. Учение Пифагора о бессмертии души (ее перевоплощении) строится на полной подчиненности человека воле богов, а в обществе на достижении определенной «социальной гармонии, и опирающейся на абсолютную подчиненность демоса аристократии».

    Эмпедокл (483-423 гг. до н.э.). Предание говорит о нём как об ораторе, риторе, враче, инженере, поэте и философе. Он выдвинул положение о четырёх стихиях (корнях) всякого бытия. К числу таковых Эмпедокл относил землю, воду, воздух и огонь.
    Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют и разъединяют эти стихии, превращая многое в одно или же одно во многое.
    По Эмпедоклу познание возможно потому, что как субъект познания (человек), так и объект (окружающий мир) состоят в принципе из одних же стихий, соединённых лишь в различных отношениях. В отличие от элеатов Эмпедокл был сторонником определяющей роли чувственного познания. Эмпедокл создал картину естественного закономерного развития вселенной. Им была высказана догадка об эволюции живых существ путём естественного отбора.

    Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Анаксагор считал, что множество малых материальных частиц, которые называл «семенами вещей» (гомеомерии), имеют различные формы, цвет и вкус и обуславливают единство и многообразие мира. Соединение семян означает рождение вида, а разъединение – их упадок и гибель. Миром движет некий «нус» (ум, разум). Нус, по Анаксагору – это наилучшее и наичистейшее из всех вещей, активное начало развития и познания мира. В отличие от Эмпедокла Анаксагор не считал, что одинаковое мы познаём одинаковым. Как раз наоборот: всё познаётся себе противоположным (холодное – тёплым, сладкое – горьким и т. д.). Считая основной ступенью чувственное познание, Анаксагор считал, что ощущения не дают истины, так как истина познаётся лишь разумом, а не чувствами.

    Древнегреческий атомизм: Левкипп, Демокрит.

    Левкипп (500-440 гг. до н.э.). Принято считать, что Левкипп первоначалами считал атомы (бытие) и пустоту (небытие). Левкипп допускал существование небытия, т.е. абсолютной пустоты, которая «не менее реальная, чем любое тело». Пустота, по его мнению, разделяет мельчайшие частицы бытия (атомы). Он утверждал, что в основе Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а «бесконечное число всегда движущихся элементов», атомов. Атомы, будучи неделимыми, неизменными, бескачественными, отличаются один от другого величиной, формой, порядком и положением. Бесконечное разнообразие форм и величины атомов является основанием для различной скорости движения атомов. Атомы, согласно его взглядом, движутся в пустоте. Бесконечное множество атомов порождает вихри, в которых и образуются миры.
    Левкипп считал, что все существующее совершается в силу естественной необходимости. «Ни одна вещь не возникает бесследно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

    Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Демокрит – первый энциклопедический ум среди греков, великий древнегреческий философ – атомист. Он развил Левкиппову идею атома в философскую атомистическую теорию. Демокрит полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.). Отсюда вытекает и факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Отличаясь один от другого по величине и форме, атомы находятся в постоянном движении, существующем в разных формах – Хаосе, вихре, испарении. Свойствами звука, цвета и вкуса они не обладают. Эти свойства существуют условно. Различные соединения атомов образуют различные тела и наоборот – их разъединение ведет к распаду последних. Демокрит утверждал, что все живое отличается от неживого наличием души. Душа человека – это тоже сочетание огневидных атомов. Сам же человек произошёл естественным путём из тёплой грязи, без участия творца. Душа человека смертна. Когда человек умирает, его душа рассеивается в пространстве.

    Демокрит впервые в истории философии построил развернутую теорию познания, основанную на том, что из оболочки тел отделяются и истекают потоки атомов («идолы» - атомы), которые, воздействуя на органы чувств, дают темные представления о предметах. Над «темными знаниями» возвышаются «светлые, более тонкие знания», получаемые посредством разума. Эти знания доходят до обнаружения атомов и пустоты.
    Темы докладов и рефератов.

                1. Образ жизни пифагорейцев. Пифагорейская философия и пифагорейская медицина.

                2. Психология Платона.

                3. Биология и психология Аристотеля.

                4. Учение и судьба Сократа.

                5. Философия киников.


    Основная литература.

    1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.:Высш. шк., 1998.

    2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1: Античность. - СПб.. 1994.

    3. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.

    4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга I /Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М., 1995.

    5. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии, 1989. № 6.

    6. Чанышев А.Н Философия Древнего мира. – М., 2001.

    7. Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.

    8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.. 1981.

    9. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    10. Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989.


    Дополнительная литература.

    1. Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность.//Вопросы философии, 2007, №12.

    2. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Наука, 1977.

    3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1986.

    4. Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма.//Вопросы философии, 2007, №12.

    5. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. №1-6.//Человек, 2007, №6.

    6. Кессиди Ф. Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии.//Вопросы философии, 2007, №12.

    7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. * В 6-ти тт. - М., 1963/80.

    8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. - М.: Мысль, 1996.

    9. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 - Новосибирск, 1994.

    10. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М., 1998.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта