|
философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
Тема3. Философия древней Греции и Рима (6 часов).
Занятие 3. Контрольное занятие. Цель занятия.
Сформировать представление об античной философии как модели проблематики европейской культуры. Задачи.
Проверить знание философских идей основных представителей античной философии.
Оценить способность определять место и роль философских взглядов античных авторов в контексте развития мировой культуры.
Проверить умение видеть связь философии и медицины.
Проверить умение связывать античную философскую традицию с современностью.
Определить проблемные стороны усвоения и использования изученного материала студентами с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Вопросы для контрольного занятия.
Каждой подгруппе достается два вопроса: один из ранней греческой философии, другой из философии классического и римского и эллинистического периодов.
Ранняя греческая философия:
Представления о первооснове мира Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена;
Учение Пифагора и пифагорейцев о числах, пифагорейский образ жизни, пифагорейская медицина;
Учение о первооснове мире, диалектические идеи, учение о Логосе Гераклита;
Элейская школа: «атеизм», учение о едином и гносеология Ксенафана, онтологические идеи Парменида, доказательства невозможности помыслить движение и множественность мира Зенона;
Идеи о первооснове и движущих силах мира Эмпедокла, учение о гомеомериях Анаксагора;
Понятие атомов и пустоты, учение о свойствах атомов, видах движения, социальные идеи Левкиппа и Демокрита.
Античная философия классического периода:
Риторика, софизмы и философские идеи софистов;.
Учение о человеке, обществе, метод Сократа;
Онтология, гносеология, социальная философия Платона;
Классификация наук, учение о материи и форме, категориях, четырех видах причин, структуре души и социальные идеи Аристотеля.
Философия эллинистического и римского периода:
Эпикур;
стоики;
скептики;
неоплатоники.
Основная литература.
Асмус В.Ф. Античная философия. - М.:Высш. шк., 1998.
Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1: Античность. - СПб.. 1994.
История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991.
История философии: Запад-Россия-Восток. Книга I /Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М., 1995.
Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии, 1989. № 6.
Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989.
Чанышев А.Н Философия Древнего мира. – М., 2001.
Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.. 1981.
Дополнительная литература.
Антология кинизма. - М.:Наука, 1984.
Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. - М.;" 1975-1984.
Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность.//Вопросы философии, 2007, №12.
Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля. - М.: Наука, 1971.
Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. - М.: Наука, 1977.
Джюхадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода. - М., 1979.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1986.
Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма.//Вопросы философии, 2007, №12.
Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. №1-6.//Человек, 2007, №6.
Кессиди Ф. Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии.//Вопросы философии, 2007, №12.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. * В 6-ти тт. - М., 1963/80.
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. - М.: Мысль, 1996.
Нерсесянц В.С. Сократ и мы. - М.:Наука, 1977.
Платон. Сочинения: В 3-х. тт. - М., 1968-1972.
Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 - Новосибирск, 1994.
Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М., 1998.
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека.: Биографические очерки. - М.: Республика, 1995.
Тема 4: Философия средних веков (2 часа). Цель занятия.
Рассмотреть основные идеи западноевропейской философии эпохи средневековья в контексте западноевропейской, российской и исламской культур. Задачи.
Выделить особенности философских взглядов периодов патристики и схоластики.
Сравнить западноевропейский, восточноевропейский и исламский вариант ответов на основные проблемы философии средневековья.
Определить аспекты связи средневековой религии, философии и медицины.
Вопросы для повторения.
Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы развития античной философии.
Как философы Милетской школы решали проблему первоначала?
Что вкладывали элеаты в понятия «знание» и «мнение»?
Какие важные философские категории были введены в науку элеатами?
Объясните смысл тезиса Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
В чем заключается метод Сократа?
В чем суть теории анамнезиса Платона?
Почему учение Платона о государстве нередко называют первой коммунистической утопией?
В чем эвристический смысл учения Платона о структуре души?
Учение Аристотеля о материи и форме – материализм или идеализм? Обоснуйте свой ответ.
Покажите значение учения Аристотеля о четырех видах причин для медицины.
Покажите влияние философских идей на формирование медицинских парадигм античности.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Исторические условия формирования философии средневековья.
Период Патристики.
Возникновение схоластической философии в Западной Европе.
Спор об универсалиях: реализм, концептуализм, номинализм.
Проблема соотношения веры и разума в западноевропейской средневековой философии.
Философия Фомы Аквинского.
Тестовые задания.
Апологеты во 2 в. до н. э.:
являлись сторонниками Юлиана Отступника;
защищали, оправдывали христианское вероучение;
впервые раскрыли стремление души к первоединству;
рассматривали противоположность духа и материи.
Квинт Тертуллиан провозгласил:
«Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;
«Верую, потому, что нелепо»;
«Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;
«Ищите и обрящете».
«Стромата» (буквально – «цветные ковры») – это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой философии в глазах христиан. Оно было собрано:
Юлианом Отступником;
Юстином Мучеником;
Филоном Александрийским;
Климентом Александрийским.
Стремясь объединить христианство с неоплатонизмом, он впервые предпринял философско-аллегорическое истолкование Библии:
Климент Александрийский;
Аммоний Саккас;
Плотин;
Ориген.
Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325 - 394):
попытался разработать систему правоверного богословия;
опроверг догмат Троицы;
обосновал положение о том, что разум выше веры;
доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.
Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:
Иероним Блаженный;
Авросим Медиоланский;
Аврелий Августин;
Василий Кессарийский.
Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
исследовать социальную действительность;
исследовать природу;
найти рациональные доказательства веры;
сформировать христианскую философию в противовес языческой.
Учение Фомы Аквинского и целое религиозно философское направление, им созданное, называется:
атомизмом;
томизмом;
августинизмом;
папизмом.
Аверроэс – это западное прочтение арабского имени:
аль-Кинди;
аль-Фараби;
ибн Рушд;
ибн Сина.
Авиценна понимал мир как произведение:
слепых сил природы;
божественного разума;
божественной воли;
божественных воли и разума.
В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:
до единичных вещей;
в реальных вещах;
как единичные вещи;
после вещей.
По Аверроэсу, материальный мир:
вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен;
сотворен Богом из ничего;
обречен на гибель;
вечен и в пространстве безграничен.
Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности,
признавал бессмертие индивидуальной души;
отрицал бессмертие души;
считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете;
поддерживал идею об отсутствии различий между добром и злом.
Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что:
обосновывал тезис о нематериальности Бога, его совершенстве и вечности;
доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия;
писал о сотворении Богом – еще до сотворения мира – бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человеческих душ), которые обладают свободой воли (свободой выбора);
доказывал творение мира Богом «из ничего»;
рассматривал Бога-отца, Бога-сына, и святого духа как последовательные эманации верховного Бога.
К отцам церкви, деятельность которых характеризуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в 4 в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), относятся:
св. Иероним Блаженный;
Григорий Назианзин;
Василий Великий, епископ Кессарийский;
Григорий Нисский;
Амвросий Медиоланский.
Аврелий Августин написал следующие произведения:
«Шестоднев»;
«О блаженной жизни»;
«Исповедь»;
«О Граде Божием»;
«Гортензий».
Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия понимание отношений Бога и мира строится на:
эманационизме;
пантеизме;
эволюционизме;
креационизме;
панпсихизме.
На воззрения Иоанна Скота Эригуены оказали решающее влияние:
Максим Исповедник;
Амвросий Медиоланский;
Псевдо-Дионисий;
Алкуин;
Мани.
Основные идеи схоластики:
создать философский метод по изучению природного мира;
с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу;
придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
сформулировать основы социальной философии;
использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.
Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал:
против платоновского реализма;
за платоновский реализм;
против понятия общих субстанций;
за то, что существуют единичные вещи;
за то, что универсалии не являются речью.
К произведениям Фомы Аквинского не относятся:
«О Граде Божием»;
«Сумма теологии»;
«О предопределении»;
«О божественном единстве и теоретичности»;
«Об основании веры против сарацинов, греков и армян».
Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:
схоласты не достаточно хорошо знают греческий и арабский языки для правильного постижения древней философии;
они не достаточно знают математику, которая является основой наук;
схоластический метод – это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты;
схоласты не используют мистический метод познания;
они недостаточно используют аллегорический смысл Библии.
В «Сумме теологии» Фомы Аквинского содержится пять доказательств существования Бога, среи которых такие:
все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого. Бог – это уникальное совпадение случайности и необходимости;
все в мире направленно к некоей цели, имеет смысл и полезность. Бог – это высшее разумное существо, которое видит глобальную цель и все направляет к ней;
в мире существует ряд действующих причин. Но некоторые причины порождают сами себя. Бог существует независимо от каких бы то ни было причин;
все в мире движется, и Бог является «первым двигателем» мира;
все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог – наивысшая степень качества.
Основополагающими предвидениями Я. Беме являются:
«Наставления в христианской вере»;
«Аврора, или Утренняя заря в восхождении»;
«О тройственной жизни человека»;
«К христианскому дворянству немецкой нации»;
«О трех принципах».
С точки зрения Я. Беме, человек является:
идеальным совершенством, реализуемым не на земле, а в царстве Божием;
микрокосмом, единством божественного и природного;
полным ничтожеством, просветляемым святым духом и спасаемым по воле божией;
«малым богом», сочетающим в себе единство телесного духовного;
противоречивым сочетанием добра и зла.
Исторической личностью считали Иисуса Христа:
гностики;
манихеи;
неоплатоники;
фарисеи;
саддукеи.
Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения не дали в своем произведении «Против христиан»:
Порфирий;
Прокл;
Плотин;
Юлиан Отступник;
Маркион.
К апологетам принято относить:
Юстина Мученика;
Ямвлиха;
Татиана;
Цельса;
Афиногора.
В важнейшем догмате христианского монотеизма, догмате о троичности единого Бога – дух святой:
некоторыми исследователями рассматривался как заимствование христианами учения гностиков о плероме;
ассоциировался с Логосом;
религоведами истолковывался в качестве модификации ближневосточных религиозных представлений о богине-матери;
в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери;
представал абстрактным выражением Бога-отца, начиная с Филона Александрийского.
Основные идеи темы.
I. Исторические условия формирования и источники средневековой философии.
Средневековая философия Европы представляет собой тот отрезок времени, который непосредственно связан с христианской религией. Хронологически он охватывает период V-XV вв. Его отличие состоит в неразрывной связи философской мысли с религиозным учением. Церковь в этот период монополизировала образование и науку. Монастыри стали центрами научных знаний и культуры. Философия – «служанкой богословия». Основными ее проблемами стали вопросы: Существует ли мир вечно или он создан Богом? Каково место человека в этом мире? Как сочетаются свобода воли человека и предначертание Бога? Что есть общее, единичное и отдельное в свете учения о триединстве (троицы). Уже эти вопросы свидетельствуют о сближении философии с религией.
Характерными особенностями философии этого периода были:
Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия стала самым истинным и самым значимым источником знаний о мире. Это «Книга книг», слово Божие, Боговдохновленное произведение. Исходя из этого, понятие истины определялось её соответствием священному писанию.
Так как Библия считалась полным и окончательным сводом законов и бытия Бога, то важнейшим фактором следовало считать правильное ее толкование,- экзегетику. В соответствии с этим и вся философия была «экзегетична».
Следующей особенностью философии была ее тенденция к назидательству, дидактизму т. е. к поучению.
В целом философия средневековой Европы была оптимистической. Ей был чужд скептицизм и агностицизм. Мир и Бог, разумеется, непостижимы человеком. Но Божественные указания могут быть поняты через веру путём озарения. Отсюда две истины: мирская и божественная, которые должны находиться в извечном симбиозе. При всей стройности средневековой философии в ней можно выделить два основных этапа: этап патристики или учение отцов церкви, и этап схоластики, когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культурой общества. Этап патристики определяется примерно I – V вв., а схоластики XI – XV вв.
По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источникам и основой всего сущего, сверхъестественной всемогущей силой: «Все, что есть, - все от Бога».
Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое.
II. Период патристики.
Патристика – Христианское богословие в I – V вв. Ее главной задачей было отстаивание учения новой религии против «языческой» античной философии. Непосредственными идейными источниками раннехристианской философии были такие течения древнегреческой философской мысли как стоицизм, неоплатонизм, пифагореизм и др. Патристика обосновывала верховенство духовной власти над светской и вела пропаганду мирового владычества католической церкви.. Виднейшим представителем патристики был Августин Блаженный.
Августин Блаженный.
Философское наследие Августина составляют философско–теологические труды, апологетические сочинения и труды, направленные против критиков христианства. Основные из них: «О троице», «О граде Божием», «Исповедь» и др. В своих работах, опираясь на неоплатонизм, Августин рассуждает о бытии и времени, движении истории, прогрессе, личности человека и др. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог рассматривается им как начало и конец всего сущего. Он считал, что Бог сотворил мир из ничего, т.е. сотворил и саму основу (субстанцию) мира. Он сотворил и время, которого раньше не существовало до творения. Сам Бог находится вне времени, нечто застывшее, постоянное, непреходящее. Он имеет только «сегодня». «Сегодня Бог – это вечность». Человек имеет прошлое, настоящее и будущее. Его время распадается на «настоящее прошлого» - память, «настоящее настоящего» - созерцание человека и «настоящее будущего» - надежда человека. Таким образом время существует в уме человека. Значит времени до творения мира не было. Аналогично трактуется Августином вся история человечества. По его убеждению, вся мировая история человечества представляет собой борьбу двух враждебных и непримиримых царств («градов») – Божьего и земного. Град земной – это мир зла и сатаны, а град Божий – это мир добра и Бога. От «земного града» ко «граду Божьему»– таково движение общества к конечной цели.
Большое место отводил философ природе человека, его божественному предопределению и свободе воли. Человек – это разумная душа, пользующаяся земным телом. Душа нематериальна, близка к Богу и поэтому бессмертна. Её важнейшими способностями и функциями являются разум, воля и память. Однако они не находятся во власти человека и это дано ему от Бога. Следовательно, человек всё же не свободен, поскольку предопределён Богом. Что же тогда является источником грехопадения человека? Августин считает, что зло – это результат свободной воли человека и следствие отпадения его от Бога. Вера – высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науке. Разум подчинён вере и обосновывает её «Верь, чтобы разуметь» – провозглашал Августин. Эта знаменитая формула стала основным мотивом всего философского творчества Августина.
III. Период схоластики. Фома Аквинский.
Схоластика (от лат. Schola) в переводе с греческого обозначает – школа. Такое наименование установилась за господствующим направлением средневековой философии. Схоластика окончательно оформилась в XI в. на основе упрощения католицизма. Главной ее задачей считалось объяснение истинности и незыблемости христианского вероучения. В этот период философия преподавалась в школах при монастырях. Такая философия стала называться схоластикой («школьная философия»). Если патристика систематизировала христианское вероучение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для широких масс. Первоначально наибольшим влиянием пользовался платонизм, а с XIII в. искажённый аристотелизм. Творчество Аквинского («томизм») охватило целый ряд областей знания: теологию, философию, право. Философия Фомы начинается с категории бытия, которое обозначает все, что есть и все, что может стать. «Бытие есть и оно есть истина». «Вещи же могут меняться. Следовательно, они есть истина». Однако все вещи – это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Такая предельная полнота бытия есть Бог. Творчество Фомы Аквинского получило большое признание в философских кругах католицизма. Со временем (с конца XIX в.) когда Римский Папа объявил учение «святого Фомы» единственно истиной философией, она стала официальной доктриной католической церкви, а ее автор был провозглашен «всеобщим доктором» (учителем) католиков. И в ХХ столетии его учение возрождается в философии неотомизма.
IV. Проблема универсалий – ключевая проблема средневековой философии
Реализм является одним из направлений ранней схоластики, которое считало, что общие понятия (универсалии) имеют реальное и объективное существование. Они полагали, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Реалисты выдвинули два положения:
«Универсалии суть реальность»;
«Универсалии существуют раньше вещей».
Они исходили из платоновской идеи о том, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность лишь бледная копия мира идей. Известными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.
Концептуализм – направление в философии средневековья, считавшее, что общие понятия существуют в голове человека, но им соответствует нечто и в самих вещах (Пьер Абеляр).
Номинализм (от латинского – «nomina – имена) – направление в философии средневековья, которое считало, что общие понятия (универсалии) являются лишь именами отдельных предметов. Сторонники этого направления в противоположность реализму, утверждали, что реально существуют только единичные вещи, общие же понятия являются лишь звуками, голосом и речью. Их главными тезисами были:
«Вещи существуют раньше понятий»;
«Общие понятия суть имена».
Они признавали первичность предметов и вторичность понятий. Видными представителями номинализма XI – XIV вв. принято считать Уильяма Оккама и Дунса Скота и др.
Темы докладов и рефератов.
Проблема рациональных доказательств бытия бога.
Философские идеи гностицизма.
Философия Аврелия Августина.
Принцип гармонии веры и разума в философии Фомы Аквинского.
Средневековый мистицизм.
Средневековые университеты.
Арабская философия и медицина.
Православный исихазм.
Основная литература.
Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.
Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2: Средневековье. - СПб., 1994.
История западноевропейской философии: Уч.пособие/Под ред. Н.В.Мотрошиловой, М., 1998.
Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.
Соколов В.М. Средневековая философия. - М., 1984.
Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Дополнительная литература.
Абеляр Пьер. История моих бедствий. - ГЛ.. 1992.
Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1992.
Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии, 1997, № 7, с.114-141.
Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //Вопросы философии. 1994. '" I.
Знание за пределами науки. – М.: Республика, 1996.
Петров В. В. Онтология Максима Исповедника: трансформация античной парадигмы.//Вопросы философии, 2008, №2.
Рассел Б. История западной философии: В 2-х тт. Т.1. - М., 1993.
Соловьев В. Вера, разум, опыт //Вопросы философии, 1994, № 1.
Трахтенберг. Очерки истории западноевропейской средневековой философии. - М., 1957.
Философский энциклопедический словарь. - М,, 1983.
Юнг К. Различие Восточного и Западного мышления //Философские науки. 1994, № 10.
|
|
|