|
философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
Тема 6: Западно-европейская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Контрольное занятие (2 часа). Цель занятия.
Обобщить информацию по западной современной философии, философии эпохи Возрождения и философии Нового времени. Задачи.
Определить главные идеи и рациональное зерно представителей западной современной философии эпохи Возрождения и Нового времени.
Определить роль и место каждого из философов эпохи Возрождения и Нового времени в духовной культуре Европы.
Выявить влияние философских идей эпохи Возрождения и Нового времени на развитие науки и социально-политические перспективы Европы.
Вопросы к контрольному занятию.
Диалектика и концепция «ученого незнания» Н. Кузанского.
Понятие бесконечности и гелиоцентрическая система Н. Коперника.
Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм».
Гуманизм эпохи Возрождения: Франческо Петрарка и Данте Алигьери.
Э. Роттердамский: гуманистическая концепция христианской философии и концепция «глупости».
Политическая философия Н. Макиавелли.
Томас Мор и Утопия.
Классификация наук, методологический принцип и дуализм Р. Декарта.
Индуктивный метод и теория «идолов» («призраков») познания Ф. Бэкона.
«Новая Атлантида» - бэконовский проект Академии наук.
Монадология Г. В. Лейбница.
Человек и его судьба в философии Г. В. Лейбница.
Томас Гоббс: учение о совокупности тел и теория политического абсолютизма.
Дж. Локк: общественно-правовой идеал Просвещения.
Учения Дж. Локка об идеях и его общая основа.
П. Спиноза и методика монизма и пантеистический иммонектизм.
Учение Б. Спинозы о трех родах познания.
Нравственный идеал и концепция религии и государства Б. Спинозы.
Субъективный идеализм Дж. Беркли.
Скептицизм Д. Юма.
Географический детерминизм Монтескье.
Философия французского Просвещения XVIII в.: Вольтер и Руссо.
Механистический материализм XVIII в.
Основная литература.
Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.
Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб., 1996.
Скирбекк Г., Гильс Н. История философии. – М., 2001.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М., 1996.
Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Дополнительная литература.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). – М., 1985.
Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании.//Вопросы философии, 2007, №12.
Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века: Очерки. – М., 1983.
Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
Руслина А. О. Макиавеллизм и стратагемность в западной и восточной культурах. №6.//Человек, 2007, №6.
Шталь Х. «Единое» Платона – корень «неиного» Николая Кузанского? Статья Алексея Лосева о трактате «De Li non aliud».//Вопросы философии, 2008, №6.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1985.
Тема 7: Классическая немецкая философия (4 часа).
Занятие 1. Философия Иммануила Канта, Иоганна Готтлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга. Цель занятия.
Определить место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философии и культуры в целом. Задачи.
Рассмотреть основные идеи И. Канта в области онтологии, гносеологии, этики, антропологии и социальной философии.
Проанализировать влияние философии И. Канта на современную философию и науку.
Проанализировать влияние немецкой классической философии на социальную практику Германии и других стран мира.
Оценить влияние социально-философских идей Канта, Гегеля и Фейербаха на политическую жизнь последующих исторических периодов развития европейских государств.
Вопросы для повторения.
Объясните название философии Просвещения?
Какую роль отводят разуму в философии Просвещения?
Каковы основные идеи географического детерминизма?
В чем смысл теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо?
Остро критикуя религию, Вольтер утверждал, что если бы религии не было, ее нужно было бы придумать. Для чего?
Каково отношение к частной собственности Вольтера и Руссо?
Кому из французских просветителей принадлежит представление о человеке, как о машине?
В чем состоит прогрессивность и ограниченность философских исканий Эпохи Просвещения?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Исторические условия формирования классической немецкой философии.
Филсофия и. И.Канта:
Докритический период творчества И. Канта.
Критический период творчества И. Канта.
Философские взгляды Фихте.
Трансцендентальный идеализм Шеллинга.
Тестовые задания.
В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант впервые выдвинул:
теорию подлунного мира;
небулярную теорию;
теорию предустановленной гармонии;
теорию множественности миров.
«Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, которому можно прийти:
интуитивно;
способом доказательств;
на основе чувственного опыта;
в первичном ощущении.
Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
априорности чувственного опыта;
трансцендентных предметов;
апостериорности ощущений;
непознаваемости «вещи в себе».
Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
все наше познание начинается с чувственного опыта;
познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются с нашим разумом;
познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
По теории Канта, время и пространство:
являются вечными реальными атрибутами субстанции;
не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
возникают ситуационно, по мере совершенствования и познания мира;
являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
вещь в себе;
феномен;
ноумен;
интеллектуальный синтез.
В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, что бы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:
привычной формой твоего поведения;
принципом инстинкта самосохранения;
общим «естественным» законом;
примером для подражания других.
По Канту, знание нравственного закона:
является актуальной проблемой этики;
обусловлено образованием или воспитанием;
дается в эмпирическом опыте;
дано каждому доопытно.
По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
соответствует действующему закону;
доставляет личное удовлетворение;
подчинен абстрактному чувству долга;
связан с гуманными или дружескими чувствами.
«Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
научного познания;
нравственной философии;
морального поведения;
правовых взаимоотношений.
В этике Канта современники усмотрели:
основу новой системы права;
оральное доказательство существования бога;
истоки нового естествознания;
основы современной метафизики.
В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:
потребности;
творческой способности;
практики;
незаинтересованность.
По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено:
соразмерностью объекта познающим способностям;
чувственным наслаждениям как совокупностью простых ощущений;
логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном;
полезностью и практической значимостью конкретных предметов.
В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:
практический – «незаинтересованный» - синтетический;
созерцательный – эстетический – практический;
созерцательный - практический – эстетический;
незаинтересованный – созерцательный – синтетический.
Основные идеи темы.
Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.
В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй - «критический». В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа.Он развивал оригинальную философскую концепцию, названную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии – теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек – это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. В этом своем подходе И. Кант тяготеет к агностицизму. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям – ноумены. Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача, призвание и судьба, но одновременно и великая драма человеческого разума. Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т. е. напряженные противоречивые состояния разума. В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом». Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Темы докладов и рефератов.
Учение И. Канта о «вещи в себе».
Этика И. Канта.
Социальная философия Фихте.
Социальная философия Шеллинга.
Учение И. Канта о «вещи в себе».
Этика И. Канта.
Кант и неокантианство.
Основная литература.
Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
История западноевропейской философии/Под ред Н.В.Мотрошиловой – М., 1998.
История философии в кратком изложении. – М., 1991.
История философии/Под ред Н.В.Мотрошиловой – М., 2001.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая) – М., 1986.
Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб, 1996.
Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Дополнительная литература.
Кант И. Сочинения в 8 тт. Т.3. – М., 1969.
Краткий очерк по истории философии. – М., 1984.
Ойзерман Т. И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля).//Вопросы философии, 2007, №12.
Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
Рокмор Т. Гегель о конструкционизме.//Вопросы философии, 2007, №12.
Хорст Г. Кант в историческом контексте.//Вопросы философии, 2007, №12.
Тема 7: Классическая немецкая философия (4 часа).
Занятие 2. Философия Гегеля. Философия Фейербаха. Цель занятия.
Определить место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философии и культуры в целом. Задачи.
Рассмотреть основные идеи представителей немецкой классической философии в области онтологии, гносеологии, диалектики и социальной философии.
Проанализировать влияние немецкой классической философии на социальную практику Германии и других стран мира.
Оценить влияние социально-философских идей Канта, Гегеля и Фейербаха на политическую жизнь последующих исторических периодов развития европейских государств.
Вопросы для повторения.
Основной вопрос философии по И. Канту?
Что такое априорные формы познания?
К непознаваемым «вещам-в-себе» Кант относит?
С точки зрения И. Канта познаваемо ли что-нибудь в мире?
Какие императивы разработал И.Кант?
Объясните три типа вера по И.Канту.
В чем смысл идеи о вечном мире И. Канта?
Как И.Кант повлиял на современность?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Философия Г.В.Ф. Гегеля:
Диалектический метод Гегеля.
Объективно-идеалистическая система Гегеля.
Социально-философские идей Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Тестовые задания
Гегель считал, что в основе реальности лежит:
абсолютная идентичность;
абсолютная бессознательность;
абсолютная идея;
абсолютное божество.
По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:
ощущение – внутренние и внешние идеи – размышление;
чувственный опыт и априорные категории – чистые (неэмпирические) принципы;
чувственное познание и врожденные идеи – рациональное познание;
чувственная достоверность – восприятие – рассудок.
В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:
противоречие;
превращение одного в другое;
тождество;
неустранимое противостояние.
Идею труда, воспитывающего человека и отделяющего его от природы Гегель связывал с концепцией:
свободного труженика;
господина и раба;
существа из природы;
власти страха перед смертью.
Гегель полагал, что развитое общество – это:
нравственная реальность;
общество всеобщего благоденствия;
царство Божие;
правовое государство.
Способность общественного индивида выполнять различные в соответствии с обязательствами роли в общественном разделении труда Гегель усматривал как результат процесса:
натурализации;
разумности;
отчуждения;
опредмечивания.
В «Феноменологии духа» Гегель рассматривает различные религии как формы:
поклонения человека божеству;
самосознания абсолюта;
возвышения человека до уровня божества;
абсолютного подчинения человека природе.
В «Науке логики» Гегеля Абсолют – это:
силы формирующие мир по своему образу;
«определения мысли», образующие диалектически организующую систему;
субъективное самосознание мысленных определений;
объективные предпосылки самосознания.
Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:
Феноменология духа;
Энциклопедия философских наук;
Наука логики;
История философии.
В «Логике» Гегеля рассматриваются важнейшие этапы саморазвития Абсолюта и процесс познания предметной действительности. В ней к «объективной логике» относятся:
наука о бытии и наука о понятии;
наука о бытии и наука о сущности;
наука о сущности и наука о понятии;
наука о бытии, сущности и понятии.
«Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» - это:
бесконечность бесконечного процесса;
ряд естественных чисел;
выражение определенной структуры целого;
бесконечный прогресс количества, не содержащий качества.
В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
все, что существует – разумно;
все, что существует – действительно;
разумное тождественно действительному;
все, что разумно – действительно.
Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
становление свободного человека;
самоцельное становление свободы;
развитие мирового духа во времени;
развитие мирового духа в пространстве.
В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:
рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир;
в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;
есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;
есть существующий оплот европейского «священного союза».
Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:
правые гегельянцы;
старогегельянцы;
младогегельянцы;
неогегельянцы.
В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части:
Феноменология духа;
Логика (Малая логика);
Наука логики;
Философия природы;
Философия духа.
Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются:
выдающиеся деятели истории и культуры;
уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов;
простые люди, ведущие бессознательный образ жизни;
выдающиеся религиозные деятели, исполняющие данную им в откровении волю Бога;
исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа».
Для Фейербаха религия – это:
вид знания и форма просвещения;
сущность человека;
проявление невежества;
способ самопознания;
реакционная утопия.
С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
необходимость;
знание;
волю;
произвол.
Основные идеи темы.
В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Главное в его творчестве, по словам Энгельса, диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Философскую систему Гегеля принято называть системой объективного диалектического идеализма. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея, по Гегелю, в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Она как бы руководит «хором» всех мировых событий, выступая как истинное, вечное, могущественное начало и движущая сила всего существующего. В теоретической системе Гегеля исходный принцип его философии -тождество (совпадение, слияние), бытия и мышления. Гегель его понимает так: логическое предшествует историческому, т.е. понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до высшей точки развития, когда видна истина этого процесса. А логика процесса и есть идея, ради которой развертывается процесс. Таким образом, по Гегелю, законы логики являются подлинными законами природы и человеческой истории. Поэтому, по Гегелю, мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительно разумно, все разумное рано или поздно становится действительным», - подчеркивал Гегель. Здесь все поставлено с ног на голову. Однако рациональным зерном в этих положениях является гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности.
Философия Фейербаха называется антропологическим материализмом, т.к. основным предметом своей философии он сделал реального человека, рассматривая его с материалистических позиций, как существо природное, чувственное. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией. Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, означает отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и рассмотрение человека в тесном единстве с окружающей природой, восприятие человека как ее венца. Отстаивая материализм в понимании природы, Фейербах остался идеалистом в трактовке человеческого общества. Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека как ее продукт, завершение эволюции. Говоря о природе, Фейербах подчеркивает, что она вечна и бесконечна, существует во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, и все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии, а движение является формой ее существования.
Природа познается человеком и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Сущность человека Фейербах сводит к разуму и воле, которые якобы неизменны во все времена. К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, которая представляет собой продукт чуждости (бесчеловечности) мира человеку. Философ пытался создать новую религию – религию любви человека к человеку. Фейербах надеялся на то, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Особое значение по Фейербаху, должна иметь любовь к женщине, ведь кто не любит женщину, тот не любит человека вообще. Основная литература.
Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
История западноевропейской философии/Под ред Н.В.Мотрошиловой – М., 1998.
История философии в кратком изложении. – М., 1991.
История философии/Под ред Н.В.Мотрошиловой – М., 2001.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая) – М., 1986.
Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. – СПб, 1996.
Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Дополнительная литература.
Краткий очерк по истории философии. – М., 1984.
Ойзерман Т. И. Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля).//Вопросы философии, 2007, №12.
Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
Рокмор Т. Гегель о конструкционизме.//Вопросы философии, 2007, №12.
Хорст Г. Кант в историческом контексте.//Вопросы философии, 2007, №12.
|
|
|