философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
Скачать 3.98 Mb.
|
Тема3. Философия древней Греции и Рима (6 часов). Занятие 2. Античная философия классического периода. Античная философия римского и эллинистического периода. Цель занятия. Формировать представление об античной философии как модели проблематики европейской культуры. Задачи.
Вопросы и задания для повторения.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Тестовые задания.
Основные идеи темы. Классический период в развитии античной философии. Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт и др. Понятие «софист» первоначально означавшее «мудрец», со второй половины V в. до н.э. становится кличкой, означающей особый тип философа, учителя философии. Протагор учил, что материя – вещественная основа мира. Но главное свойство материи, по Протагору, не объективность и не наличие какого -то первоначала, а её изменчивость, текучесть. Изменяется не только мир, но и сам человек как познающее существо. Однако верный тезис о текущей материи Протагор довёл до крайности, полагая, что в мире нет ничего устойчивого, в том числе и в человеческих знаниях и представлениях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположных мнения, претендующих на истинность. Человек свободен в выборе. Отсюда главный тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.). Сократ был противником гносеологического и этического релятивизма софистов. По убеждению Сократа, нравственность – это плод знаний. Цель философии по Сократу – научить людей добродетельности. Предпосылкой к этому должно быть познание всеобщих этических норм, всеобщего блага. Добродетели и знания, по Сократу, – это одно и то же. Источник знаний – самопознание. Диалог – основной метод нахождения истины. Сократ в споре впервые начал применять индуктивные доказательства. Он считал, что в споре надо задавать такие вопросы собеседнику, чтобы тот, в конце концов, признал своё собственное невежество. В целом своё искусство общения с собеседником Сократ называл майевтикой (правильное искусство). В центре философии Сократа был человек. Главный принцип философии Сократа – «Познай самого себя». ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.). Платон являлся учеником Сократа. Философия Платона – объективный идеализм. В ее основе лежит противопоставление объективной реальности, т.е. реально существующего, посюстороннего изменяющегося мира потустороннему, неизменному, вечному и неподвижному «истинному миру», миру духовных сущностей – идей. Мир идей («эйдосов») по учению Платона, – первичный, а мир чувственных вещей производный от мира идей – вторичный. Существующие предметы и вещи – это порождения потустороннего мира, бледные тени таинственного мира идей. В теории познания Платон выступал противником сенсуализма. Он считал, что чувства не могут быть источниками знаний. Источником знания являются припоминания: воспоминания бессмертной души человека о мире идей, которые она созерцала до вселения в тело человека. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания. Будучи представителем аристократии, Платон проповедовал идею о вечном ее господстве. Он считал, что в государстве должны существовать три группы людей. Первая – правители – философы, у которых преобладает разумная часть души. Они должны управлять государством. Вторая – мужественные воины со страстной и яростной душой - охранять его. Третья - земледельцы и ремесленники - с вожделеющей низменной душой -заниматься производительным трудом. Платон исключительно много путешествовал. Где-то в 387 году до н.э. в сорокалетнем возрасте он вернулся в Афины и организовал собственную школу – Академию. В Академии он излагал философские, политические и др. взгляды своим ученикам. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Аристотель проделал огромную работу по систематизации философских и научных знаний, а также по созданию новых дисциплин, в числе которых на первом месте стояла логика. Научное наследие Аристотеля очень велико и его можно разделить на 8 частей:
Аристотель утверждал, что сущность вещи заключается в самой этой вещи, что не существует общего наряду и отдельно от единичного. Каждый предмет, каждая вещь состоит из двух начал – материи и формы. Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидность). Материал в данном случае (медь) есть как бы возможность, а шар уже действительность, т. е. существующая реально вещь. По Аристотелю, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материи) в действительность. В основе мироздания в целом находится неопределенный пассивный субстрат – материя. Но в этом виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя – это возможность, способность вещи, идеальная форма, ее действительность. Хотя форма и связывается с материей, тем не менее существует одна «чистая», т.е. отрешенная от материи форма всех форм. Это некий перводвигатель, мысль, разум, который «мыслит сам по себе – Бог». Существенное место в философии Аристотеля занимает учение о четырех причинах: формальной, материальной, движущей (дейтвующей) и целевой(финальной). Греческий философ разработал учение о категориях как «клеточках» процесса человеческого мышления. Он выделял такие категории как «сущность», «количество», «качество», «время» и др. Аристотеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления. Аристотель не только известный философ, но и видный ученый, основатель биологии как науки. «Самая универсальная голова среди всех древних греков», учёный энциклопедист. Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период древнегреческой философии. Упадок Древней Греции привёл к кризису её философии. Наступил этап эллинизма. Эллинистический период в развитии античной философии. Эллинистическая эпоха древнегреческого рабовладельческого общества охватывает период от распада империи Александра Македонского до покорения Греции Римом – конец 1У-1 вв. до н.э. Известными философами в этот период были Эпикур и Тит Лукреций Кар. ЭПИКУР (341-270 гг. до н.э.). Эпикур – афинянин по происхождению является выдающимся мыслителем эпохи эллинизма. Взгляды Эпикура можно условно разделить на три основные части:
Философия для Эпикура – главное и основное средство для достижения человеком наиболее счастливой жизни. В своей философской концепции Эпикур обосновывает положение о вечности материи: ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Развивая философские взгляды атомистов Левкиппа и Демокрита, Эпикур полагал, что вселенная состоит из тел и пустот, а вещи осознаются нами с помощью ощущений. Тела состоят из неделимых и неизменных атомов, сам же мир безграничен и бесконечен. Эпикур ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте. Отсюда свобода, по Эпикуру, основной закон их существования. В применении к общественной жизни и к человеку это означало возможность выбирать им собственную траекторию полёта, свободно решать свою судьбу. В теории познания Эпикур стоял на позиции абсолютизации сенсуализма. Он полагал: чувства непогрешимы, чувства не ошибаются, – ошибается разум. Не отрицая существования Богов, Эпикур вместе с тем считал недопустимым их вмешательство в жизнь людей. Он утверждал, что душа человека материальна и смертна. Она состоит из атомов особой тонкости, рассеянных по всему телу. Эпикур придавал большое значение этическому учению. Цель философии – счастье человека. Счастье – это чувство удовольствия, а главное – свобода от страданий. Эпикур был сторонником гедонизма. Однако, при этом философ всегда подчёркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумом, нравственно и справедливо. Счастье – это всегда состояние мудрости и невозмутимости духа (атараксия). «Не надо бояться смерти и Богов» – учил Эпикур. «Пока мы живём, смерти нет, а когда она всё же придёт, то нас уже не будет». ЛУКРЕЦИЙ КАР (99-55 гг. до н.э.). Лукреций был выдающимся римским поэтом – философом и известным математиком и просветителем. Будучи последовательным сторонником философии Демокрита и Эпикура, Лукреций развивал и отстаивал основные положения их атомистической теории. Материя для Лукреция – это мир движущихся атомов. Она никем не сотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Атомы как некие «кирпичики» мира имеют разную величину и форму, чем и объясняется многообразие мира. Уничтожение того или иного предмета или вещи есть ничто иное, как распад атомов. Душа человека тоже материальна, будучи создана из воздуха и тепла. Дух, по Лукрецию, весьма тонок и имеет наибольшую скорость. Лукреций стоял на позициях признания познаваемости мира. Основой познания, по его мнению, являются чувственные восприятия. Они возникают в результате воздействия атомов на органы чувств человека. Чувства – это определенная ступень, без которой невозможно адекватное отражение объективной реальности. Философия Лукреция, как и всё эпикурейство, ориентировалась на объяснение мира с позиций научного знания и здравого смысла. Чтобы сделать людей счастливыми, считал Лукреций, надо избавить их от чувства страха перед Богами и помочь им в этом деле смогут различные науки (в том числе философия). Темы докладов и рефератов.
Основная литература.
Дополнительная литература.
|