Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

  • Закон отрицания отрицания.

  • Дополнительная литература.

  • Тема 12. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

  • Доклады и рефераты. Системный анализ в биологии и медицине. Методы познания сущности болезни. Основная литература.

  • философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
    Анкорфилософия методичка с тестами.doc
    Дата28.05.2017
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия методичка с тестами.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #8202
    страница15 из 27
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27
    Тема 12. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии (8 часов).

    Занятие 2. Законы диалектики (2 часа).
    Вопросы для повторения.

    1. Определите понятие «диалектика».

    2. Сравните две концепции развития: диалектику и метафизику.

    3. Дайте характеристику диалектики как системы. Назовите ее структурные компоненты и элементы.

    4. Назовите принципы диалектики.

    5. Определите понятие «закон». Дайте классификацию законов по степени общности.

    6. На какой вопрос теории развития отвечает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений?

    7. Определите категории качества, количества меры.

    8. Каков механизм действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?

    9. Дайте классификацию типов скачков.

    10. Какова диалектика эволюции и революции в общественном развитии?


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

    1. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики. Понятие тождества, различия, противоречия, противоположности.

    2. Противоречие как источник движения и развития. Виды противоречий. Основные этапы развертывания противоречий.

    3. Категория отрицания. Роль диалектического отрицания в процессе развития.

    4. Закон «отрицания отрицания». Спиралеобразный характер развития.


    Тестовые задания.

    1. Укажите правильное определение:

    1. противоречие – это отношение между различными сторонами предмета или различными предметами;

    2. противоречие результат – ошибок, неправильных действий;

    3. противоречие – это отношение между противоположностями;

    4. противоречие – это путанное, неверное высказывание, логическая ошибка

    1. Классическим проявлением какого закона диалектики является биогенетический закон Геккеля-Мюллера?

    1. закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;

    2. закона единства и борьбы противоположностей;

    3. закона отрицания отрицания.

    1. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

    1. циклов;

    2. стрелы;

    3. спирали;

    4. маятника.


    Задачи.

    1. Развитие есть диалектическое единство: устойчивости и изменчивости; преемственности и отрицания; обратимости и необратимости; возникновения и уничтожения; непрерывности и дискретности.

    Какое из этих положений характеризует сущность развития? Какое из этих положений выражает сущность закона отрицания? Какие качества развития выражает закон отрицания отрицания? Через какие из выделенных качеств развития закон отрицания отрицания связан с другими основными законами диалектики?

    1. Какое из определений противоречия является наиболее точным?

      1. противоречие – это отношение единства и борьбы;

      2. противоречие – это взаимоисключение противоположностей;

      3. противоречие – это отношение тождества и различия;

      4. противоречие – это недостатки, плохие явления, которые надо изгонять.

    2. Какое определение более точно?

      1. диалектическое отрицание – это уничтожение старого содержания и установление нового;

      2. диалектическое отрицание – это сбрасывание новым содержанием старой формы;

      3. диалектическое отрицание – это победа одной противоположности над другой;

      4. диалектическое отрицание – это момент всякого развития, связанный с отбрасыванием устаревшего и удержанием положительного;

      5. диалектическое отрицание – это ступень всякого развития, имеющего прогрессивное направление;

    - сделайте выбор, попробуйте обосновать, почему остальные пять определений недостаточно точны и полны?

    1. «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление также, в свою очередь, превращается в свою противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой». – Плеханов В. Г. к вопросу о развитии монистического взгляда на историю. – Избр. философские произв. М., 1996, т. 1, с. 572.

    - «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность… Можно ли считать рабовладельческое общество превращенной формой и концом развития первобытнообщинного общества»? – Там же.

    - «Противоположность первому явление также, в свою очередь, превращается в свою противоположность… Можно ли считать феодализм превращенной формой и противоположностью рабовладельческому обществу»? – Там же.

    - «Третья фаза развития имеет формальное сходство с первой… Что сходно у первобытнообщинного и феодального общества»? – Там же.

    В чем прав и в чем не прав Г. В. Плеханов?

    1. «Закон единства и борьбы противоположностей выражает взаимосвязь противоположностей – одну из наиболее широко распространенных форм всеобщих связей, в которых происходит развитие…он выражает основное содержание развития и его источник». – Сюсюкалов Б. И. Основные законы материалистической диалектики. М.,1985, с. 15.

    - «Закон перехода количества в качество показывает, как в каком порядке, каким способом происходят и чем обуславливаются качественные изменения явлений, как в процессе развития возникает новое качество и исчезает старое». – Там же, с. 43.

    - «Закон отрицания выражает взаимосвязь старого и нового в развитии явлений объективного мира и познания, общий путь и прогрессивный характер процесса развития». – Там же, с. 64.

    Что общего в этих законах? Что отличает эти законы друг от друга? Какие аспекты развития характеризуют эти законы? Почему эти законы основные в диалектике?

    1. Противоречие между новыми ассимилированными веществами и старой наследственностью.

    - Противоречие между новыми факторами среды и старыми требованиями к среде.

    - Противоречие старением и обновлением.

    - Противоречие между ассимиляцией и диссимиляцией.

    Какое из этих противоречий является основным в живой природе? Почему все остальные противоречия не являются основными?

    Аргументируйте свой ответ.

    1. Притяжение и отталкивание. В магнетизме начинается полярность; она здесь обнаруживается у одного и того же тела; в электричестве же она распределяется между двумя или несколькими телами, приходящими во взаимное напряжение. Все химические процессы, сводятся к явлениям химического притяжения и отталкивания. Наконец, в органической жизни образование клеточного ядра надо рассматривать как явление поляризации живого белкового вещества, а теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложнейшего растения, с одной стороны, и до человека – с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления». – Маркс К., Энгельс Ф. соч., т. 20, с. 526.

    Покажите связь выделенных Ф. Энгельсом противоречий между собой.

    1. «Тело всегда двигается в какой-нибудь среде, т. е. в пространственном соотношении с другими телами. Эта среда оказывает ему сопротивление, противодействующее механической энергии перемещения …оно…постепенно уничтожает силу движения. Пока эта сила превышает его, движение продолжается; в известный момент наступает равновесие – и тело останавливается; бывают случаи, когда сопротивление, быстро получает перевес, и движение тела сменяется обратным». И далее вывод: «От равновесия через нарушающую его борьбу двух сил к новому равновесию». – Богданов А. Философия живого опыта. СПб., с. 203-204, 209.

    В чем прав и в чем не прав А. Богданов?

    1. Найдите источник развития следующих процессов:

      1. воспаление;

      2. дыхание;

      3. движение планет вокруг солнца;

      4. восприятие нового художественного произведения.

    2. Продолжите ряд, связанный с классификацией этапов развертывания противоречий: тождество, несущественное различие…

    3. Какое определение является более точным:

      1. диалектическое отрицание – это уничтожение старого содержания и установление нового;

      2. диалектическое отрицание – это момент развития, связанный с отбрасыванием устаревшего и удержанием положительного.

    Сделав выбор, попробуйте обосновать, почему остальные определения недостаточно полны и точны.

    Основные идеи темы.

    Этот закон – ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

    Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить, прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

    Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.

    Тождество – это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

    Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

    Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

    Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д.

    Отношение между противоположностями есть противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

    На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы (ступени) развития и разрешения противоречий:

    1. тождество;

    2. несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей);

    3. существенное различие;

    4. противоположность (конфликт);

    5. неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

    Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.

    Внутренние противоречия – это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия.

    Внешние противоречия – это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

    В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.

    Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

    1. если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

    2. противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

    3. борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей – это закон;

    4. в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

    5. борьба противоположностей и их единство обуславливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

    Закон отрицания отрицания.

    Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

    Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового.

    Отрицание отрицания прежде всего предполагает:

    1. повторяемость в процессе развития;

    2. возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени;

    3. относительную завершенность конкретных циклов развития;

    4. несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.


    Доклады и рефераты.

      1. Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей для биологии и медицины.

      2. Закон «триады» Гегеля.

      3. Методологическое значение закона отрицания отрицания для биологии и медицины.


    Основная литература.

    1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия – М., 2001.

    2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    3. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.


    Дополнительная литература.

    1. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    2. Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983.

    3. Краткий очерк истории философии. – М., 1974.

    4. Новак В. Г. Особенности проявления материалистической диалектики в биологии и медицине. – М., 1968.

    5. Петров Ю. Е. Отрицание отрицания как закон циклической повторяемости и поступательности развития // Вестник МГУ, серия Философия, 1988, №4.

    6. Спиркин А. Г. Философия – М., 2001.

    7. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    8. Царегородцев Г. И. Методологические проблемы современной медицины. – М., 1965.


    Тема 12. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии (8 часов).

    Занятие 3. Категории диалектики (2 часа).
    Вопросы для повторения.

    1. На какие вопросы теории развития отвечает закон единства и борьбы противоположностей?

    2. Почему закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики?

    3. Определите понятия «тождество», «различие», «противоречие», «противоположность».

    4. Дайте классификацию этапов развертывания противоречий.

    5. На какой вопрос теории развития отвечает закон отрицания отрицания?

    6. Чем диалектическое отрицание отличается от метафизического?

    7. Дайте анализ биогенетического закона с точки зрения закона отрицания отрицания.

    8. Почему классики марксизма изменили название гегелевского закона Триады?

    9. В чем специфика закона отрицания отрицания по сравнению с другими законами диалектики?


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

    1. Категория диалектики. Место и значение соотносительных категорий в диалектике. Система категорий в диалектике.

    2. Диалектика единичного, особенного и всеобщего.

    3. Диалектика содержания и формы. Категории целого и часть, система и элемент, структура и функция.

    4. Диалектика сущности и явления. Сущность и закон. Методы познания сущности.


    Тестовые задания.

    1. Античных философов - предшественник номиналистического решения вопроса о единичном и общем:

    1. Платон;

    2. Аристотель;

    3. Протагор;

    4. Демокрит;

    5. Сократ.

    1. Нарушением правильного понимания каких диалектических категорий является теория и практика Пролеткульта в первые годы Советской власти?

    1. части и целого;

    2. содержания и формы;

    3. сущности и явления;

    4. причины и следствия;

    5. единичного и общего.


    Задачи.

    1. Определите, что является содержанием молекулы, атома, художественного произведения, способа производства? Какова форма этих явлений?

    2. «Сторонники отождествления отдельного с единичным вместе с тем отождествляют общее с целым, с ценностной системой, считая единичное (отдельное) частью целого, ее элементом». – Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982, т. 1, с. 333.

    - «Надо идти от вещей (воспринимаемых) в общем, к их составным частям: ведь целое скорее уясняется чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей». – Аристотель.

    Как соотносится между собой целое и общее, отдельное и элемент? Как осуществляется процесс познания «общего – отдельного - единичного»? Что определяет сущность и специфику отдельной вещи: единичное, отдельное (особенное), общее?

    1. К каким последствиям на практике приводит преувеличение общего и забвение единичного, особенного (и наоборот)?

    1. в политической сфере;

    2. в обучении и воспитании;

    3. в медицине.

    1. Исходя из высказываний Р. Вирхова, который писал: «жизнь организма есть ни что иное, как сумма жизней отдельных клеток, которые соединены в нем. Местом, где разыгрываются патологические процессы, служат сами клетки и примыкающие к ним территории… Патологические явления всюду противоречат мысли о единстве организма».

    - Ответьте, чем его взгляды отличаются от современной точки зрения на патологический процесс?

    (цит. по кн.: А. П. Корольков, В. П. Петленко. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., 1997., с. 57).

    1. Определите к каким философским течениям можно отнести ниже приведенные утверждения и прокомментируйте.

    1. общее существует самостоятельно, независимо от единичного;

    2. общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи;

    3. общее реально существует, но оно существует через единичное, проявляется в нем как повторяющееся во многих единичных вещах;

    4. общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого он обозначает вещи.

    1. «Все единичное является особенным, но не все особенное является единичным. Особенное может быть и общим». – Шептулин А. П. диалектика единичного, особенного и общего». М., 1973, с. 131-132.

    - «Общее по отношению к особенному ведет себя не всегда одинаково. Оно может выступать и в собственной роли, и в роли особенного». – Там же.

    На конкретных примерах покажите, что оба утверждения верны, по смыслу взаимопроникают друг в друга, но не тождественны.

    Основные идеи темы.

    Категории диалектики. Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. Единичное и общее. В ходе практического воздействия на мир человек сталкивается с отдельными материальными образованиями ивещами. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют «как таковые». Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.

    В одно и то же время оно и единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных условиях развития отдельного единичное может становиться общим, а общее – единичным (новые виды растений, породы животных, мода).

    Из единства общего и единичного в отдельном можно сделать соответствующие выводы для практической деятельности. Так, чтобы составить себе более полное представление о том или ином объекте (или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других материальных образований.

    Если каждому явлению необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося (все так делают!), но и из особенного, присущего только данной области. Это обусловливает многообразие форм и путей решения одной и той же практической задачи.

    В процессе познания мы ищем общее между исследуемыми и уже изученными явлениями, а затем переходим к поиску единичного.

    Сущность и явление.

    Сущность — совокупность всех необходимых сторон и отношений (законов) вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни. Это то, без чего данная вещь не может быть сама собой.

    Явление — это способ обнаружения сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.

    Сущность всегда находится в единстве с явлением, ибо она в нем не только обнаруживается, но через него существует, действует.

    Сущность всегда проявляется. Явление существенно, однако оно не тождественно сущности, отличается от нее. Оно богаче сущности, ибо привносит нечто иное, чем то, что идет от сущности. Явление в свое содержание включает новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, и из сущности не вытекают.

    Поскольку сущность выступает лишь через явление и последнее передает ее в преобразованном, так или иначе искаженном виде, постольку в познании и в жизни нельзя ограничиваться тем, что лежит на поверхности материальных образований. Необходимо проникать вглубь вещей, событий, процессов и воспроизводить их сущность в сознании в форме идеальных образов.

    На практике нужно всегда опираться на сущность, на знание необходимых свойств и связей, особенно в работе с людьми, ибо внешность обманчива. Хорошая одежда зачастую скрывает недостатки тела, хорошая внешность — пороки души.

    Явление всегда текуче, изменчиво. Сущность же составляет нечто устойчивое, сохраняющее себя во всех изменениях. Однако будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной. Преходящи, подвижны, текучи не только явления, но и сущности вещей.

    Содержание и форма.

    Содержанием называется категория, охватывающая совокупность всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодействий и изменений. Оно включает и внутренние, и внешние взаимодействия.

    Форма — это организация устойчивых связей между компонентами содержания.

    Любая система всегда имеет как форму, так и содержание. Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи, форма и содержание выражают противоположные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости, форма — к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму, но и форма активно влияет на содержание.

    Форма может ускорять развитие содержания, но может и замедлять его в зависимости от того, соответствует ли она содержанию или уже устарела. Соответствие формы содержанию никогда не бывает полным. В высокой соразмерности формы и содержания — тайна изящного.

    Целое и часть. Система, структура. Элемент. Часть и целое – философские категории, отражающие отношение между сторонами отдельного предмета.

    Любой предмет состоит из частей. Однако попытки понять особенность того или иного предмета, явления на основе анализа частей ипоследующего суммирования их свойств ведут к неудачам. Целое не сводится к сумме его частей. Оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только в единой системе, т. е. на основе определенного типа соединений. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем мировое целое — это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичное есть части, а не целое. Таким мир сформировался в нашем сознании, таким он остается в нем до сих пор.

    Целое – исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи.

    Категории «целое» и «часть» сходны и взаимосвязаны с понятиями «система», «структура» и «элемент».

    Система (от греч. система – составленное из частей, целое, соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

    Структура (от лат. структура – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

    Элемент (от. лат. элементум – стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее первичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций которых она складывается, образуется.
    Доклады и рефераты.

    1. Системный анализ в биологии и медицине.

    2. Методы познания сущности болезни.


    Основная литература.

    1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.

    2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

    4. Спиркин А. Г. Основы философии. – М ., 2001.

    5. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

    6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    7. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.


    Дополнительная литература.

    1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1985.

    2. Агуров В. В. Категории «форма» и «структура». - М., 1970.

    3. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М., 1974.

    4. Алексашина Р. И. Категория «сущность» и проблема сущности болезни. // Вестник АМН СССР, 1968, № 21, с.30-34.

    5. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    6. Категории диалектики как ступень познания. - М., 1971.

    7. Оруджев З. М. Диалектика как система. - М., 1973.

    8. Спиркин А. Г. Основы философии. – М ., 2001.

    9. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    10. Царегородцев Г. И. Методологические проблемы современной медицины. – М., 1965.

    11. Шептулин А. И. Категории диалектики. - М., 1971.

    12. Шептулин А. И. Система категорий диалектики. - М., 1967.

    13. Шепуто Л. Л. Вопросы философии и теории медицины. Курс лекций. - 1969.


    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


    написать администратору сайта