Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для контрольного занятия.

  • Ситуационные задачи и творческие задания.

  • Дополнительная литература.

  • Тема 11. Философское учение о мире

  • Вопросы и задания для повторения.

  • Вопросы для подготовки к занятию и опроса

  • Философское понятие материи.

  • Движение – способ существования материи.

  • Пространство и время как формы существования материи.

  • Темы докладов и рефератов.

  • философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
    Анкорфилософия методичка с тестами.doc
    Дата28.05.2017
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия методичка с тестами.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #8202
    страница13 из 27
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27
    Тема: Современная западная и русская философия (2 часа).

    Контрольное занятие.
    Цель занятия.

    Проверить умение использовать знания по современным философским школам (начиная с марксизма) для решения практических жизненных проблем.
    Задачи.

    1. Проверить знание основных идей современных философских течений, начиная с марксизма.

    2. Определить умение определять и понимать место идей русских философов в мировой культуре.

    3. Проверить умение использовать знания для решения практических задач.


    Вопросы для контрольного занятия.

      1. Исторические условия возникновения марксизма. Теоретические источники марксистской философии.

      2. Основные философские идеи К.Маркса и Ф.Энгельса: материалистическое понимание истории, учение об общественно-экономических формациях и социальных революциях.

      3. Философия марксизма в России: Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин.

      4. Диалектический и исторический материализм в СССР: период "советской философии".

      5. Исторические и социальные условия развития современной западной философии.

      6. Позитивизм и его основные направления.

      7. Феноменология Э Гуссерля. Феноменологический метод в медицине.

      8. Возникновение и сущность философии жизни. Шопенгауэр. Ф.Ницше – основоположник философии жизни. Философские взгляды О.Шпенглера.

      9. Возникновение, истоки и сущность экзистенциализма. Основные идеи экзистенциализма. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр.

      10. Прагматизм. Пирс Ч., Джеймс У., Дьюи Д.

      11. Основные философские идеи фрейдизма и неофрейдизма. Теория и методы психоанализа.

      12. Возникновение истоки и сущность герменевтики. В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, Ю. Хабермас, П. Рикер.

      13. Философская антропология: М.Шеллер, Х.Плеснер, А.Гелен.

      14. Структурализм. К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко.

      15. Постмодернизм. Ж.Дерида, Ж Делез, Р. Барт.

      16. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

      17. Возникновение, истоки и основные черты русской философии.

      18. Славянофилы и западники: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Я Чаадаев.

      19. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский.

      20. Философия Всеединства: В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков.

      21. Естественно-исторический материализм: И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов.

      22. Русский экзистенциализм: Н.А. Бердяев, Лев Шестов.

      23. Философия «высшего синтеза»: теория числа, имени, мифа А.Ф. Лосева.


    Ситуационные задачи и творческие задания.

    1. Вы - врач. Вам несколько месяцев не выплачивают заработную плату. Какова Ваша поведенческая реакция на это, если основу Вашего мировоззрения составляет:

    1. экзистенциализм,

    2. прагматизм,

    3. позитивизм?

    1. Соответствуют ли критериям научности позитивизма следующие высказывания:

      1. «Животное не мыслит, потому что не говорит».

      2. «Все верующие люди почитают Бога, потому что не знают законов природы».

      3. «Из всех составных частей сухого остатка крови белки за­нимают наибольшую часть».

    - Аргументируйте свою позицию.

    1. Обоснуйте точку зрения «гносеологического анархизма», что «наука - еще больший миф, чем религия». Ваше отношение к подобной позиции.

    2. Можно ли считать, что успешные «новые русские» - это воз­никающий сверхчеловек Ф. Ницше?

    Аргументируйте свою позицию.

    1. Приведите аргументы «за» и «против» точки зрения, что Ф.Ницше - идеолог национал-социализма (фашизма).

    2. Являются ли следующие суждения истинными с точки зрения прагматизма:

      1. « Всякий колониальный захват оправдан, так как захвачен­ные народы вливаются в более цивилизованную нацию».

      2. «Здоровье населения коренным образом улучшит всеобщая вакцинация ».


    Основная литература.

    1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.

    2. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

    3. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

    4. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х тт. – Л., 1991.

    5. История русской философии: Учеб. для вузов. – М.: Республика, 2001.

    6. История философии: Запад-Россия-Восток: в 2-х томах /Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1995.


    Дополнительная литература.

    1. Башкова Н.П. Основы современной философии в вопросах и ответах. – Ижевск, 2004.

    2. Водолагин А. В. Психопатология и метафизика воли (к 125-летию Карла Ясперса).//Вопросы философии, 2008, №5.

    3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. – М., 1997.

    4. Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма. // Философия и общество, 2007, №1.

    5. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    6. Никольский С. А. О русском мировоззрении. №4.//Человек, 2007, №6.

    7. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука;1995.

    8. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    9. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    10. Франк С. Современная духовная ситуация и идея отрицательного богословия.//Философские науки, 2008, №4.

    11. Фрумкина Р. М. Без виновности виноватые: Карл Ясперс об исторической вине немецкого народа. №1.//Человек, 2007, №6.

    12. Шевченко В. Н. Марксизм: история и современность.//Вопросы философии, 2007, №12.

    13. Эдельштейн М. Ю. XII «Лосевские чтения» - Международная научная конференция «Античность и русская культура Серебряного века» (к 85-летию проф. А. А. Тахо-Годи).//Вопросы философии, 2008, №5.

    14. Ю. Сюаньмэн. Марксизм и проблемы онтологии.//Вопросы философии, 2007, №12.

    15. Янцен В. Человек – страдающий: герменевтика иррационального.//Вопросы философии, 2008, №5.


    Тема 11. Философское учение о мире (2 часа).
    Цель занятия.

    Сформировать философское представление о мире.
    Задачи.

    1. Рассмотреть философскую онтологию как учении о бытии.

    2. Сформировать философское представление о субстанции, материи, движении, пространстве и времени.


    Вопросы и задания для повторения.

    1. Дайте периодизацию истории философии в связи с крупными историческими периодами жизни общества.

    2. Назовите основные школы античной философии развивавшие учение о бытии; материи; пространстве и времени.

    3. Какие школы европейской философии Нового времени развивали учение о бытии, материи, пространстве и времени?

    4. Назовите основные исторические этапы развития диалектики.

    5. Дайте сравнение диалектики Гегеля и метафизических систем Нового времени.

    6. Что нового внес в диалектическую философию марксизм?

    7. Дайте характеристику взаимодействия философии и медицины в процессе развития человеческой цивилизации.


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса:

    1. 1.Онтология как учение о бытии. Решение проблемы субстанции материалистической и идеалистической философии.

    2. Философское понятие материи и его значение для современной науки.

    3. Движение – способ существования материи. Формы и типы движения.

    4. Пространство и время как формы существования материи.

    5. Биологическое пространство и время.

    6. Социальное пространство и время.


    Тестовые задания:

    1. Философ, который ввел понятие «бытие»:

    1. Парменид;

    2. Аристотель;

    3. Платон;

    4. Зенон;

    5. Сократ;

    1. По мнению Лейбница, «духовные элементы бытия»:

    1. монады;

    2. атомы;

    3. модусы.

    1. Любое измерение, преобразование, процесс – это:

    1. эволюция;

    2. развитие;

    3. инволюция;

    4. движение.

    1. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, - будь это вода, апейрон или воздух:

    1. Анаксимандр;

    2. Эмпедокл;

    3. Протагор;

    4. Фалес;

    5. Анаксимен.

    1. Проблемы, относящиеся к метафизическим:

    1. исследование первых начал и причин;

    2. познание бытия;

    3. изучение природы;

    4. проблема истины;

    5. знание субстанции.

    1. К основным типам классической метафизики относятся:

    1. метафизика субстанции; г) метафизика субъекта;

    2. метафизика всеединства; д) метафизика пола.

    3. метафизика природы;

    1. Принципы, характеризующие постклассические проекты метафизики:

    1. идея тождества бытия и мышления;

    2. плюральность истины и мышления;

    3. предпосылочность знания;

    4. приоритет существования над сущностью;

    5. акцент на ближайших ("поверхностных") структурах практики;

    6. суверенность разума и познающего субъекта.

    1. Онтология - это учение о:

    1. познании;

    2. человеке;

    3. мышлении;

    4. природе;

    5. бытии.

    1. К основным формам бытия относятся:

    1. бытие вещей (природы);

    2. бытие духовного (идеального);

    3. бытие Бога;

    4. виртуальное бытие;

    5. бытие человека;

    6. бытие социального.

    1. Определения, характеризующие классические подходы к пониманию материи:

    1. материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, но существующей независимо от них;

    2. материя - это необходимый субстрат (материал), из которого произведены все вещи;

    3. материя - это все то, что занимает место в пространстве, т. е. обладает такими характеристиками, как протяженность, объем, плотность, масса, непроницаемость.

    1. Определения, соответствующие философскому пониманию движения:

    1. движение - это перемещение материального тела из одной точки в другую;

    2. движение - это изменение вообще;

    3. движение - это направленное качественное изменение системы.

    1. Определите, какой закон диалектики описывает источник (причину) развития:

    1. закон единства и борьбы противоположностей;

    2. закон перехода количественных изменений в качественные;

    3. закон отрицания отрицания.

    1. Мыслитель, выдвинувший реляционную концепцию пространства и времени:

    1. Демокрит;

    2. Г. Лейбниц;

    3. Аристотель;

    4. А. Эйнштейн;

    5. И. Ньютон.

    1. Основные характеристики пространства в макромире:

    1. длительность;

    2. ритмичность;

    3. протяженность;

    4. асимметричность;

    5. симметричность.

    1. Основные характеристики времени в макромире:

    1. длительность;

    2. структурность;

    3. протяженность;

    4. изменчивость;

    5. симметричность.

    1. Социальное пространство:

    1. одномерно;

    2. двухмерно;

    3. трехмерно;

    4. четырехмерно;

    5. многомерно.


    Задачи.

    1. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». – Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131.

    «Существовать – значит быть воспринимаемым». – Д. Беркли

    Что общего в этих определениях? Что отличает эти положения друг от друга? Идеи какого философского направления проводит и защищает Беркли? На основании чего можно утверждать, что данное Лениным определение материи материалистическое?

    1. «Материя как таковая это, - пишет Ф. Энгельс, - чистое создание мысли и абстракции. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под влиянием материи. Материя, как таковая, в отличие от определенных существующих материй, не является, таким образом, чем – то чувственно существующим» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 270).

      1. какая гносеологическая ошибка лежит в основе попыток найти «первоматерию» или «праматерию»?

      2. Существуют ли, с точки зрения диалектического материализма, такие объекты на самом деле?

      3. К какому огрублению наших представлений о реальности ведет допущение «первоматерии».

    2. «Материя есть только мыслимая вещь, которую мы, довольно несовершенным образом, создали себе, чтобы представить непреходящее в вечной смене явлений. Теперь, когда мы начинаем понимать, что действительное, т. е. то, что на нас действует, есть лишь энергия, нам приходится исследовать взаимное отношение обоих понятий и результат несомненно будет тот, что признак реальности может быть приписан только энергии». – Э. Оствальд. Несостоятельность научного материализма и его устранение. – СПб, 1896, с. 15 – 16.

    - «Тот фокус, который проделывается обыкновенно с отрицанием материи, с допущением движения без материи, состоит в том, что умалчивается об отношении материи к мысли... Мысль исчезла, - говорят нам, желая делать отсюда гносеологические выводы. А мысль осталась? – спросим мы. Если нет, то с исчезновением мозга и нервной системы исчезли и представления и ощущения, - тогда, значит, все исчезло, исчезло и ваше рассуждение… Если же – да, если при исчезновении материи предполагается не исчезнувшей мысль (представление, ощущение и т. д.), то вы, значит, тайком перешли на точку зрения философского идеализма». – Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 283.

    1. «Что в понятии материи надо включить и мысли, это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму». – Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 259.

    - «Все, что существует, если не является материей, то по крайней мере, материально. Если Ленин определяет материю, исходя из гносеологической точки зрения, следовательно, противопоставляя ее сознанию, он этим не хочет сказать, что сознание нематериально». – Планти-Бонжур.

    Что такое гносеологическая противоположность материи и сознания? Как соотносятся между собой «материя» и «материальность»? Сознание материально или нематериально? Почему?

    1. Как Вы понимаете выражение «материя есть причина самой себя» (Спиноза)?

    2. «Современный человек не достиг и, пожалуй, никогда не достигнет того, чтобы определить, что такое материя. Если все есть материя, то само это положение теряет смысл, ибо, принимая все формы, она не является больше той материей, какой ее рассматривали, и если материя – это все, то нельзя больше говорить о превращениях материи, тем более, что мы не знаем, что она собой представляет». – И. Вайл.

    Прокомментируйте.

    1. Известно, что при определении материи мы пользуемся понятием сознания, а определяя сознание, пользуемся понятием материи. Нет ли здесь логического противоречия и простого повторения?

    2. Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя – это философская категория, чистое сознание мысли, абстракции. Следовательно, материя существует только в сознании. Можно ли согласится с этим выводом?

    3. «Эксперименты показали полную превращаемость материи. Все элементарные частицы в столкновениях достаточно большой энергии могут превращаться в другие частицы или могут быть просто созданы из кинетической энергии, и они могут превращаться в энергию, например в излучение. Следовательно, мы имеем здесь фактически окончательное доказательство единства материи. Все элементарные частицы «сделаны» из одной и той же субстанции, из одного и того же материала, который мы теперь можем назвать энергией или универсальной материей, они – только различные формы, в которых сможет проявляться материя». – Гейзенберг. Физика и философия. М., 1963, с. 131.

    Прокомментируйте.

    1. - «Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото» - Гераклит.

    - «Атомы, складываясь и сплетаясь… рождают вещи». – Демокрит.

    - «В мире имеется только одно изначальное вещество, или материал, из которого состоит все: это вещество мы называем чистым опытом. Мысли и вещи являются «простыми частицами» чистого опыта, они – единственные частицы, которые действуют в одном смысле как объекты, а в другом – фигурируют как умственные состояния». – У. Джеймс.

    - «Материя – твердая, жидкая, газообразная – находится в движении и управляется потоком частиц. Все есть движение, все есть превращение. Сегодня эти явления, эти факторы превращения нами познаны, они носят название: могущество, разнообразие и господство энергии и движущих сил». – М. Папон.

    - «Сущность» вещей или «субстанция» тоже относительны, они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня – дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих «вех» познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует…» - Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18. с. 277-278.

    - «В настоящее время мы не можем даже наверняка утверждать, что в дальнейшем будут открыты сущности «более первичные», чем поля и электроны. Природа неисчерпаема в свойствах. Неисчерпаем, как подчеркивал Ленин, электрон. Столь же неисчерпаемы по своим свойствам и электромагнитные поля. Поэтому процесс все более глубокого познания свойств поля не прекратится никогда. Но делимы ли до бесконечности известные нам сегодня простейшие образования? Вся совокупность фактов говорит, что скорее всего нет. Если это так, то дальнейший процесс изучения полей и элементарных частиц будет связан только с обнаружением все более глубоких свойств». – Григорьев В. И., Мякишев Т. Я. Силы в природе. М., 1964, с. 143.

    К какому философскому направлению принадлежат авторы этих положений? В чем они правы и в чем заблуждаются?

    1. «Движение, - пишет Ф. Энгельс, - есть способ существования материи (К. Маркс и Энгельс. Соч., т. 20, с. 59).

      1. В чем отличие диалектико-материалистического понимания движения от метафизического?

      2. Почему, с точки зрения диалектического материализма, нельзя отрывать материю от движения?

      3. На каком основании диалектический материализм утверждает, что движение несотворимо и неуничтожимо?

      4. Разъясните замечание Ф. Энгельса о том, что «неуничтожимость движения надо понимать не только в количественном, но и в качественном смысле» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 360)

      5. Есть ли разница между выражениями «движущаяся материя» и «материальное движение»?

    2. «Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных телах, колебание молекул в качестве электрического или машинного, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в которых – в одной или нескольких сразу – находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент». – Марк К., Энгельс Ф. соч., т. 20, с. 59.

    О каких формах движения материи говорит в данном случае Ф. Энгельс? Что является основой для выделения данных форм движения? Можно ли говорить и в каком смысле о генетическом единстве этих форм движения? Докажите свой ответ конкретными примерами.

    1. «Материя, чисто механическое перемещение которой хотя и содержит в себе возможность превращения при благоприятных условий в теплоту, электричество, химическое действие, жизнь, но которая не в состоянии породить из себя эти условия, такая материя потерпела определенный ущерб в своем движении. Движение, которое потеряло способность превращаться в свойственные ему различные формы, хотя и обладает еще dinamis, но не обладает уже energeia и, таким образом, частично уничтожено. Но и то и другое немыслимо». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 360-361.

    Объясните, от чего зависит возможность (dinamis) и действительность (energeia) движения материи, многообразие и единство форм движения материальных объектов.

    1. «…природа движущихся тел, - пишет Ф. Энгельс, - вытекает из форм движения» (К. Маркс и Ф. Энгельс. соч., т. 20, с. 563).

      1. В чем отличие теплового движения от механического? Какой качественно новый принцип кладется в основу описания тепловых явлений?

      2. Можно ли электромагнитные явления выразить на языке механики?

      3. Могут ли законы низших форм движения использоваться для объяснения процессов и явлений, относящихся к высшим (по сравнению с ними) формам движения?

    2. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени» (В. И. Ленин. – полн. собр. соч., т. 18, с. 181).

      1. Почему с точки зрения диалектического материализма, нельзя говорить о движении вне пространства и времени?

      2. Р. Декарт отождествлял пространство и протяженность, т. е. не отделял пространства от вещей. Возможно ли движение вещей в такой картине мира? Если возможно, то каким образом?

      3. Что нового в понимание связи материи, движения, пространства и времени внесла общая теория относительности?

      4. Исходя из данных современной науки, покажите неразрывную связь материи и движения с пространством и временем.

    3. «…Основные формы всякого бытия, - писал Энгельс, - суть пространство и время». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 51).

      1. Относится ли это высказывание к бытию людей?

      2. Покажите, что признание бытия вне пространства и времени означает переход на позиции идеализма.

      3. Согласны ли вы с критикой Л. Фейербахом представлений о начале мира во времени: «Не есть ли время только форма мира, способ, которым следуют друг за другом отдельные существа и явления мира? Как, следовательно, могу я приписывать миру начало во времени?» (см., В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 49).

      4. Отличается ли точка зрения Л. Фейербаха на пространство и время от точки зрения Ф. Энгельса?

      5. Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?

      6. Прокомментируйте замечание В. И. Ленина: «Время вне временных вещей - бог» (В. И. Ленин. – полн. собр. соч., т. 29, с. 59).

    4. Согласны ли Вы с учением Эпикура (ок. 342 – ок. 271 до н. э.):

    «Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому, что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение»?

    1. Согласно учению средневековых философов, дьявол – это небытие, прикидывающееся бытием. Чем была вызвана подобная трактовка?

    2. Материальны ли следующие явления:

      1. свет;

      2. пространство и время;

      3. информация;

      4. вакуум;

      5. тень;

      6. угрызения совести.

    3. Ф. Энгельс писал: «Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания».

    Согласны ли Вы с этим утверждением?

    1. Аристотель доказывал: «Так как движение должно существовать всегда и не останавливаться, то необходимо должно существовать нечто вечное, что движет как первое… должен существовать первый неподвижный двигатель… Следовательно, если движение вечно, вечным будет и первый двигатель…» (Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1, с. 450). Какие философские идеи заложены в этих рассуждениях Аристотеля?

    2. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями: элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов –

      1. безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека;

      2. пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;

      3. единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления;

      4. неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

    3. Какому философу – Гегелю, Марксу, Платону, Плотину – какая трактовка бытия принадлежит?

      1. бытие природы, в действительности, - небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;

      2. бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т. д.; оно включает в себя общественное бытие;

      3. бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия;

      4. бытие – это Единое, которое есть все и ничто; оно – потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно – прекраснейшее, совершенное.

    4. Какому философу – Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Ж. П. Сартру – какое определение бытия принадлежит?

      1. бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;

      2. Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;

      3. быть – это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия – одно и то же;

      4. Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность.



    Основные идеи темы.

    Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

    Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь – понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.

    Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

    Системообразующим принципом философской картины мира выступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

    Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

    Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

    Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование.

    И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

    Основные формы бытия:

    Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

    Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;

    Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

    Бытие общества или иначе, социальное бытие.

    Природное бытие – есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

    Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» - это, не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных явлений, но как искусственные объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику, человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники. Однако есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания.

    Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения «первого» бытия, что делает (при известных обстоятельствах) физическое существование человека невозможным.

    В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются 1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи; 2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS; 3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

    Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.

    Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, наития, откровения).

    Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.

    В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие, субъективный идеализм – субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет объективный дух.

    Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира.

    Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.

    Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения, в равной степени, имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в процессе развития мира. Однако общечеловеческий опыт, принцип научности при его усвоении позволяют выделить философское понятие «материи».

    Философское понятие материи.

    Вопрос о сущности понятия «материя» затрагивает основы любого развитого мировоззрения.

    Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап – этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

    Второй этап – этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 – 18 в. Трансформировала понятие «бытия» в понятие «материя». В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории «материя». С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженности, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция – атрибутами движения, пространства и времени, и наконец, способностью вызывать ощущения (Гольбах).

    Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале XX века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов – разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия «поля» описывало новое состояние материи отличное от вещества.

    Идея неделимого атома, первокирпичика – рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо «кризисом в физике». Рушиться наука, поскольку «материя исчезает» считали ученые того периода. Им возражал В. И. Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно, наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия.

    Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи философии.

    Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

    В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения).

    Все объекты материального мира, как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы – это системы предметов, объекты вещей. Духовная система – это система ценностей идеалов.

    Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.

    Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум (или типы материальных систем: неорганическую, органическую и социальную).

    Неживая природа представлена уровнями:

    1. субмикроэлементарный;

    2. микроэлементарный;

    3. ядерный;

    4. атомарный;

    5. молекулярный;

    6. макротел (соизмеримых человеку величин);

    7. планет;

    8. систем планет;

    9. галактик;

    10. систем галактик;

    11. метагалактик;

    12. вселенной, мира в целом.

    Живая природа имеет свои уровни:

    1. доклеточный (ДНК, РНК, белки);

    2. клеточный – клетки;

    3. многоклеточный – многоклеточные организмы;

    4. надорганизменный – виды, популяции, биоценозы, биосфера.

    В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы – человеческое общество.

    Социум представлен такими уровнями:

    1. индивид;

    2. семья;

    3. коллективы;

    4. социальные группы;

    5. этносы, нации, племена, расы;

    6. государства;

    7. союзы государств;

    8. общества, человечество в целом.

    На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления пространственно-временных отношений, различными видами движения.

    Движение – способ существования материи.

    Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

    Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознание понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

    Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

    Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

    Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что:

    1. неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

    2. движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

    3. движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности;

    4. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета (особое состояние движения);

    Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

    Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

    Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами. По сути, речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой ( Г. Хакен , И. Пригожий, И. Стенгерс).

    Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:

    Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;

    Между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшие формы движения возникают на базе низших;

    Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

    Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

    Пространство и время как формы существования материи.

    Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во всех спорах стоял вопрос, в каком отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). То есть делался вывод о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.

    Вторую концепцию называют реляционной (relatuo – отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых движущейся материей.

    В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной А. Энштейном теории относительности. Теория относительности, специальная ее часть, гласит пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое пространство – время (пространственно-временной континуум). В свою очередь общая теория относительности утверждает: пространство и время не существует без материи их метрические свойства (кривизна и скорость течения времени) создаются распределением и взаимодействием тяготеющих масс.

    Таким образом, согласно реляционной концепции:

    Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.

    Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

    Но материальный мир не просто состоит из структурно-расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление о времени.

    Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.

    Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени –координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.

    Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.

    В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специфично и временная организация живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.

    Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, социально значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми и несут на себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.




    Темы докладов и рефератов.

    1. Концепция Большого взрыва как начала Вселенной.

    2. Проблема биологического пространства и времени В. И. Вернадского.

    3. Биоритмы и биологическое время.

    4. Хрономедицина – новое направление в медико-биологической науке и практике.

    5. Основные понятия хронобиологии и хрономедицины.

    6. Проблема исторического пространства и времени в трудах Л. Н. Гумилёва.


    Основная литература.

    1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия - М., 2001.

    2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    3. Калашников В.Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

    4. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

    5. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    6. Философия: Учебник / Под ред. Губина Д. В. и др. - М., 1996.


    Дополнительная литература.

    1. Алюшин А. Л., Князева Е. Н. Многоуровневое темпоральное строение реальности.//Вопросы философии, 2007, №12.

    2. Арлычев А. Н. Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модели.//Вопросы философии, 2007, №12.

    3. Артур Т. Уинфри. Время по биологическим часам. - М., 1990.

    4. Биологические ритмы: в 2-х тт. - М., 1984.

    5. Борзенков В. Г. Понятие «жизнь» в философии науки ХХ века, №2.//Человек, 2007, №6.

    6. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1989.

    7. Ганелин В. Г. Что такое жизнь с точки зрения геолога.//Вопросы философии, 2008, №6.

    8. Гумилёв Л. Н. Этнос и биосфера. - М., 1989.

    9. Дильман. Большие биологические часы. - М., 1982.

    10. Калмыков А. А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство, №5.//Человек, 2007, №6.

    11. Материалистическая диалектика: в 5-ти тт. Т.1. Объективная диалектика – М.: Мысль, 1981.

    12. Нагуманова С. Ф. Существует ли разрыв в материалистических объяснениях психики?//Вопросы философии, 2007, №12.

    13. Никифоров А. Л. Философия в системе высшего образования.//Вопросы философии, 2007, №12.

    14. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

    15. Спиркин А. Г. Философия. - М., 2001.

    16. Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. – СПб., 1993.

    17. Физика космоса. Маленькая энциклопедия. - М., 1986.

    18. Хачатурян В. М. Измененные состояния сознания. К проблеме архаической компоненты психики.//Человек, 2008, №1.

    19. Хронобиология и хрономедицина. - М.: Медицина, 1989.

    20. Чайковский Ю. В. Философия дарвинизма против философии эволюции.//Вопросы философии, 2007, №12.

    21. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1979.

    22. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1979.

    23. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1987.

    24. Шмерлина И. А. Дарвинизм в научном и массовом сознании (заметки по материалам эмпирических наблюдений).//Человек, 2008, №2.

    25. Штомка П. С. Социология социальных изменений. - М., 1996.


    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


    написать администратору сайта