философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
Скачать 3.98 Mb.
|
Тема 12. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии (8 часов). Занятие 4. Категории диалектики (2 часа). Вопросы для повторения.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Тестовые задания.
Задачи.
Как в данной ситуации должен поступить физик и философ? Кто прав – Гейм или Майер? Каким критерием Вы пользуетесь для определения того, что является причиной падения тел? Какие критерии еще можно использовать?
Почему необходимо различать:
«Растения остаются на том же месте, где они вырастают из земли, и не имеют силы сдвинуться с места. Все же они составлены из подвижных частей, так что ветер может сгибать их в разные стороны. Это возможно благодаря их структуре, и поэтому следует считать доказанным, что бог имел намерение в отношении растений, что бы они оставались на одном и том же месте, но не были бы недвижными». (Цит. по кн.: М. Г. Макаров. Категория «цель» в домарксистской философии. Л., 1974, с. 111).
Основные идеи темы. Причина и следствие. Причина – это действие, обусловливающее определенное изменение. Следствие – результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Диалектикарассматривает причину развития любого объекта, явления, процесса в их внутренних противоречиях. Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одних условиях является причиной, в других — следствием и, наоборот (например, индукционный ток в генераторе и двигателе). Поэтому чтобы изучить предмет всесторонне, нужно его рассмотреть и как причину, и как следствие взаимодействия определенных явлений. Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных причин (развитие и гибель организма, повышение производительности труда, обучение в вузе и т. д.). Данное обстоятельство следует учитывать на практике при определении путей воздействия на ту или иную область действительности. Если одно и то же явление может вызываться к жизни разными причинами, то, естественно, существует не один, а множество путей достижения одного и того же результата. Нужно выбрать наиболее целесообразный, эффективный, соответствующий конкретным условиям путь. Не все причины, обусловившие появление того или иного следствия, играют одинаковую роль. Причины могут быть основными и второстепенными (причины развала СССР, образования СНГ). Различают причины внутренние и внешние. Первые порождаются взаимодействием между элементами целостности, вторые вытекают из взаимодействия между предметами, явлениями, процессами. Определяющую роль в развитии материального объекта играют внутренние причины. В истории познания причинные связи понимались по-разному. Сложилось два основных подхода — детерминизм и индетерминизм. Детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности (нет явлений без причины). Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности. В крайней форме индетерминизм отрицает ее вообще. Необходимость и случайность. Необходимость первоначально была замечена в процессе познания причинно-следственных отношений. Осмысливая связь следствия с причиной, мы обнаруживаем, что за известной причиной следует не любое, а строго определенное следствие. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в конкретных условиях. Она вытекает из внутренней основы явления, его сущности. Случайность — это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти. Она имеет основание не в сущности данного явления, а в воздействии на данное явление других явлений. Необходимость и случайность не существуют раздельно. Каждое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Случайное выступает как форма проявления необходимости. Находясь в органической взаимосвязи и взаимозависимости, случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта переходят друг в друга, меняются местами: случайное становится необходимым. Так как необходимое при определенных условиях может становиться случайным, а случайное — необходимым, то, познав эти условия, можно создать их искусственно и превратить случайные свойства, соответствующие практическим интересам, в необходимые, а необходимые, противоречащие интересам людей, — в случайные (например, новые источники энергии и аварии на АЭС). Возможность и действительность. Одна из сторон взаимосвязи между объективно существующими и возникающими на их основе новыми явлениями представлена в диалектикекатегориями действительности и возможности. Возможность – это то, чего еще нет, но оно может быть. Действительность есть ставшая, реализовавшаяся возможность. Возможность и действительность выступают как тесно связанные противоположности, которые подвижны. В процессе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результативной, практическая деятельность должна опираться на действительность. Возможности могут быть прогрессивными и реакционными. Первые ускоряют развитие, вторые тормозят его. Возможности, порожденные закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями, называются реальными. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости (например, каждый человек может стать миллионером). Различают абстрактные (их общим признаком является отсутствие в действительности достаточных для их реализации условий и факторов); конкретные (для их осуществления имеются необходимые условия) возможности. Всякая возможность начинает проявляться в виде абстрактной, а реализоваться способна лишь конкретной. Наш выбор всегда связан с возможностями, возможность выбора — это великое благо. Главное – не упустить время. Время сокращает эту возможность. Но выбрать всегда труднее, чем просто найти. Объективное содержание категорий диалектики определяет их роль и место в философии. Они имеют мировоззренческое значение, так как отражают объективный мир, раскрывают его сущность. Темы докладов и рефератов.
Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 13. Проблема сознания в философии и современном естествознании. Философия познания, философия науки (6 часов). Занятие 1. Проблема сознания в философии и современном естествознании (2 часа). Цель занятия. Изучить философскую теорию сознания, познания и науки. Задачи.
Вопросы для повторения.
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
Тестовые задания.
Задачи.
«Язык – это есть живая плоть идеи, чувства, мысли» («Чаша мудрости». М., 1978, с. 196).
«Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой речи мысль связана со словом и воплощена в слове и обратно: оно есть феномен лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли».
Согласны ли Вы с таким, определением, сознания? Дайте обоснование своей позиции.
Прокомментируйте это высказывание К. Маркса.
Назовите аспекты общественного и индивидуального сознания, которые отражены в данном тексте?
Можно ли согласиться с рассуждением Сенеки?
Аргументируйте свою позицию. Основные идеи темы. Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов. Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.) Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие – объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость). Как же решается проблема сознания? Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека – искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга. Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией. Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство – одна из главных проблем для материализма. Данная проблема существует и в естествознании. Это психофизиологическая проблема – как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема – как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга. Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи – свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение – это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга. Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т. п. У растений – это уже раздражимость, у животных – это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян. Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики – сознания. Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону – это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме. В западной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного в разное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д. Проблема происхождения сознания. В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных. То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели. Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание. Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях – зафиксированных в слове. Слово – это знак понятия. Необходимо также определить способ достижения цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание (со-знание). Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать. В происхождении сознания много проблем. Например, почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть. Одно и то же — речь и мышление — или существует мысли без слов? Есть ли мышление и речь у животных? И т.д. Структура сознания. В сознании выделяют следующие уровни:
Ощущение – воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие – воспроизведение предмета в целом. Представление – воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление – явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания? Мышление невозможно без языка. Естественный язык – способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т. п.) существуют только на базе естественного. Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка? К сознанию относится также и самосознание. Самосознание – это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль. Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты). В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П. В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное – неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений: - бессознательное – биологические потребности, инстинкты; - подсознание – все то, что было или может быть осознано; - сверхсознание – неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания – эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества. Структура сознания. Схема 1. Структура сознания. Схема 2. Структура психики. Структура общественного сознания. Доклады и рефераты.
Основная литература.
Дополнительная литература.
|