Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

  • Дополнительная литература.

  • Тема 16. Проблема общества, его структуры и развития в социальной философии

  • Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

  • философия методичка с тестами. Учебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс По дисциплине Философия Преподаваемой на кафедре философии и гуманитарных наук Для студентов
    Анкорфилософия методичка с тестами.doc
    Дата28.05.2017
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафилософия методичка с тестами.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #8202
    страница20 из 27
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27
    Тема 15. Проблема взаимодействия природы и общества (2 часа).
    Цель занятия.

    Сформировать философское представление о взаимодействии природы и общества в прошлом и настоящем.
    Задачи.

    1. Изучить исторические формы взаимоотношений природы и общества.

    2. Рассмотреть основные концепции взаимодействия природы и общества.

    3. Дать анализ глобальных проблем современности в т. ч. демографической и экологической проблемы.


    Вопросы для повторения.

    1. Дайте определение социальной философии.

    2. Назовите функции социальной философии.

    3. Дайте характеристику основных эпох развития социальной философии.

    4. Как соотносятся науки о человеке и социальная философия?

    5. Назовите основные этапы развития социологии.

    6. Дайте характеристику уровней современного социологического знания.

    7. Назовите основные методы прикладной социологии. Дайте их краткую характеристику.

    8. Раскройте сущность цивилизационного и формационного подходов в социальной философии.


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

    1. Исторические формы отношений человека и природы.

    2. Основные концепции взаимоотношений общества и природы.

    3. Глобальные проблемы современности:

    1. генезис глобальных проблем;

    2. виды глобальных проблем: экологические, демографические и др.;

    3. пути преодоления глобальных проблем.

    1. Космос и человечество. Концепция ноогенеза Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского.


    Тестовые задания.

    1. Вид природных ресурсов, освоенный человеком в эпоху первобытно-общинного строя:

    1. естественное богатство средств природы;

    2. естественное богатство средств труда.

    1. Вид производства, который имел определяющее значение в развитии первобытного общества:

    1. производство средств существования;

    2. производство самого человека.

    1. Философ, развивший концепцию ноосферы?

    1. Бердяев;

    2. Вернадский;

    3. Витгенштейн;

    4. Шпенглер;

    5. Тойнби.

    1. Назовите составляющие демографического фактора социально-исторической динамики:

    1. численность населения;

    2. национально-психологические особенности населения;

    3. геополитические особенности региона проживания населения;

    4. уровень рождаемости;

    5. плотность расселения;

    6. баланс по половому и возрастному признакам.

    1. К основным глобальным проблемам современности относят:

    1. проблема загрязнения мирового океана

    2. проблема СПИДа

    3. экологическая проблема

    4. демографическая проблема

    5. проблема голода

    6. проблема сохранения мира.

    1. Сущность демографической проблемы как глобальной:

    1. снижение рождаемости

    2. рост смертности

    3. рост народонаселение

    4. исчезновение малых народов

    5. глобализация.

    1. Сущность экологической проблемы:

    1. загрязнение природы промышленными предприятиями

    2. рост народонаселения за счет населения развивающихся стран

    3. снижение народонаселения в результате сокращения рождаемости

    4. неспособность биосферы перерабатывать отходы жизнедеятельности человечества

    5. загрязнение атмосферы в результате возникновения озоновых дыр.

    1. Особенность проблемы сохранения мира в XXI веке:

    1. распространение оружия массового уничтожения

    2. гонка вооружений

    3. холодная война

    4. доступность оружия массового уничтожения

    5. повышение роли ООН.


    Основные идеи темы.

    Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа – предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Как отмечает Н. Н. Моисеев, развитие общества вне биосферы – это нонсенс! Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона – жизненная необходимость людей.

    Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические потребности – особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле. Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности.

    Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек, И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям – миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда, И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы.

    В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества:

    1. Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное сотрудничество, а противостояние носит неантогонистическии характер;

    2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и обществом; производящаядеятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений.

    3. Постисторический, постцивилизационный (будущий). Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека.

    Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. Показательно в этом отношении то, что современная экологическая ситуация складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей. Подобная антропоцентрическая стратегия преобразования природной Среды, изменения отдельных элементов природного окружения без учета системной организации природы в целом привели к изменениям ряда факторов, которые в своей совокупности понижают качество природной Среды, вызывают необходимость все большей затраты сил, средств, ресурсов для их нейтрализации. В конечном счете, случилось следующее: стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты, Угроза глобального экологического кризиса свидетельствуют об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Землю нельзя рассматривать как нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество – лишь часть целого; обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его на самих себя. И если мы не,поймем, что человек, будучи частью природы, оказывает навесь окружающий его мир мощное и растущее влияние, что человек, по сути дела, такая же естественная сила, как ветры и приливы, мы не сможем увидеть и осознать всей опасности наших нескончаемых усилий вывести Землю из равновесия.

    Если в прошлом, несмотря на происходившие на локальном или региональном уровнях необратимые изменения окружающей среды, природа сама справлялась с поступающими в биосферу промышленными и другими отходами, поскольку их общий объем не превосходил ее способности к самоочищению, то в настоящее время, когда общий объем загрязнения природы существенно превышает ее способности к самоочищению и самовосстановлению, она уже не в состоянии справится с нарастающими антропогенными перегрузками. В связи с этим человечество вынуждено взять на себя ответственность за сохранение естественной среды обитания в жизнепригодном состоянии.

    Проблема философских аспектов во взаимоотношениях «человек-природа-цивилизация» является чрезвычайно обширной и многоплановой.

    Несмотря на появление представлений о единстве природы и человека, их взаимообусловленности, эти два мира в сознании ученых XIX века еще не были взаимосвязанными. Таким связующим звеном сказалось учение о ноосфере, которое начало формироваться В. И. Вернадским в начале нынешнего столетия. К 1900 г. им был подытожен опыт многолетних исследований. В результате возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени. Создание биохимии естественно поставило новый вопрос – вопрос о месте человека в этой картине общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы ХIХ в. он начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным – направляемым силой разума.
    Доклады и рефераты.

    1. Коэволюционная стратегия: принципы и регулятивы.

    2. Коэволюция как новая парадигма цивилизации.

    3. Новый образ природы и новые ценности цивилизации сотрудничества и ненасилия.

    4. Экологическое сознание и проблема типов рациональности.

    5. Основные концепции устойчивого развития.

    6. Демографическая ситуация в России.

    7. Экологическая ситуация в Росси и Удмуртии.


    Основная литература.

    1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.

    2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

    4. Социальная философия (под ред. В.Н. Лавриненко). - М., 1995, с. 53-67.

    5. Социология. - М., 1995, с. 79-85.

    6. Спиркин А. Г. Основы философии. – М ., 2001.

    7. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

    8. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    9. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.


    Дополнительная литература.

    1. Арон Р. Основные вопросы философии истории. // Философия и общество. 1997, № 1, с. 254-273.

    2. Глобальная экологическая проблема. - М., 1988.

    3. Глобальные проблемы общечеловеческой ценности. - М., 1990.

    4. Грин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. Ч.2 – Волгоград, 1995, с. 5-22.

    5. Канке В. А. Философия. - М., 1996, с. 245-255.

    6. Кареев Н. Основные вопросы истории. // Философия и общество. 1997, № 1, с. 218-244.

    7. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

    8. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // ж. Вопросы философии, 1995, № 1.

    9. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. - М., 1994, с. 75-100.

    10. Момджян К. Х. Социум. Общество. История. - М., 1994.

    11. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М., 1996, с.313-329.

    12. Смелзер Н. - Социология. - М., 1994, с. 84-90.



    Тема 16. Проблема общества, его структуры и развития

    в социальной философии (4 часа).

    Занятие 1. Структура общества в социально-философском аспекте (социальная статика) (2 часа).
    Цель занятия.

    Сформировать философский взгляд на общество, его структуру и пути развития.
    Задачи.

    1. Рассмотреть общество как целостную систему.

    2. Дать социально-философский анализ структуры общества.

    3. Дать социально-философский анализ развития общества.


    Вопросы для повторения.

    1. Как развивались исторические формы отношений природы и общества?

    2. Дайте краткую характеристику основных концепций взаимодействия природы и общества.

    3. Назовите глобальные проблемы современности.

    4. Каковы пути решения демографической проблемы?

    5. Что такое экологический кризис и каковы пути его разрешения?

    6. Определите понятие «ноосфера» и назовите основных теоретиков концепции ноосферы.


    Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

    1. Специфический смысл понятия «общество» в связи с понятиями «государство», «нация», «народ», «социальные группы».

    2. Понятие «социальная система», «социальная структура».

    3. Марксистско-ленинское учение о классах как основных элементах социальной системы: возникновение классов, основные классообразующие признаки, ликвидация классового деления.

    4. Понятие социальной роли.

    5. Социальные группы и их виды.

    6. Социальная стратификация. Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними.

    7. Социальная мобильность и ее формы. Основные каналы социальной мобильности.


    Тестовые задания.

    1. Основоположник теории социальной стратификации:

    1. Огюст Конт;

    2. Герберт Спенсер;

    3. Николай Бердяев;

    4. Питирим Сорокин;

    5. Людвиг Витгенштейн.

    1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

    1. культурология;

    2. социальная философия;

    3. гносеология;

    4. политология.

    1. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

    1. взаимодействие общества и природы;

    2. использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;

    3. саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

    4. развитие духовной сферы в направление к идеалу.

    1. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

    1. семья;

    2. государство;

    3. собственность;

    4. власть.

    1. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

    1. государству;

    2. нации;

    3. экономике;

    4. науке.

    1. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

    1. общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

    2. человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

    3. общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разобранных общественных связей;

    4. человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами

    1. «Общество» в современной философии представляется как:

    1. неотделимая часть природы, подчиняющаяся только ее законам;

    2. система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культурой;

    3. объективная реальность, одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, собственными законами и направленностью развития;

    4. сознание и воля людей, объединенных общими стремлениями и интересами;

    5. ассоциация мыслящих существ, преобразующих мир в процессе совместной трудовой деятельности, обусловленной наличием языка.

    1. В экономической сфере жизни общества материальное производство решает следующие задачи:

    1. создает материальную базу существования общества;

    2. непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы и т.д);

    3. способствует развитию философского знания;

    4. определяет уровень развития духовно-нравственной сферы жизни общества;

    5. определяет политические процессы.

    1. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются:

    1. онтология;

    2. метафизика;

    3. социальная философия;

    4. антропология;

    5. философия истории.

    1. Согласно концепции М. Вебера, общество – это:

    1. жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

    2. понимающее «бытие-в-мире»;

    3. свободный практический и творческий выбор;

    4. система социальных действий и их смыслов.


    Основные идеи темы.

    Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности. Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей.

    Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

    Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

    Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.

    В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. Наряду с общими, особенным и специфическим законам.

    Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. В рамках марксистской концепции к ним относятся категории деятельности, производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. В рамках феноменологической модели-категории интеракция, агент, социальная связь, социальное знание и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый предмет в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

    Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т. д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

    Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах.

    В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними.

    В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям.

    Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

    В социологии существует множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале ХIХ в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

    Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитом определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.

    «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

    Марксизм делит классы на основные и неосновные.

    Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарий и буржуазия.

    Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

    Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Египте – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

    Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы».

    Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей.

    Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

    Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого или иного класса, вырабатывают его идеологии.

    Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

    Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

    Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность.

    Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» (от латинского stratum – слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.

    Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников – бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую - «рабочую аристократию» и низшую, низко квалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими.

    Близко по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уорнером. Он провел социологические исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность – выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям:

    1. престиж, профессия, власть, могущество;

    2. доход или богатство;

    3. образования или знания;

    4. религиозная или ритуальная частота;

    5. положение родственников;

    6. этническая принадлежность.

    Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

    Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения.

    Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

    1. вертикальном – движение вверх и вниз;

    2. горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне.

    Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социальное происхождение. Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества, Но общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.

    Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно- социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
    Доклады и рефераты.

    1. Тенденции развития социальной структуры Российского общества.

    2. Основные тенденции развития социальной структуры стран Западной Европы и США.

    3. Место и роль интеллигенции в социальной структуре стран мира.

    4. Феномен бюрократии в современном обществе.

    5. Основные теории неравенства.


    Основная литература.

    1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.

    2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.

    3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.

    4. Социология (под ред. В. Н. Лавриненко). - М., 1998.

    5. Социология. - М, Наука, 1995, с.170-206.

    6. Спиркин А. Г. Основы философии. – М ., 2001.

    7. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

    8. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    9. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.


    Дополнительная литература.

    1. Вильчек В. Алгоритмы истории - Нева, 1990, № 7.

    2. Гиденс Э. Стратификация и классовая культура. – Социологическое исследование, 1992, № 9, с. 112-124, № 11.

    3. Гринин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. Ч.2. - Волгоград, 1995, с. 70-78, 82-88.

    4. К. Маркс. Нищета философии. - Маркс К., Энгельс Ф., Сочин., т.4, с.83-84.

    5. Комаров М. С. Введение в социологию. - М., Наука, 1994, с. 89-102, 120-180.

    6. Кормер В. Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. - Вопросы философии, № 1, 1991.

    7. Кравченко А. И. Социология. - М., «Академия» 1997, 182-277.

    8. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. - М «Академия», 1997, с.203-337.

    9. Гладков В. А. Философский практикум. Вып. 1-3 - М., 1994 200-217.

    10. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н., Кобыща А. В. и др. Социология. Основы общей теории. – М., 1996.

    11. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекции. - М., «Центр», 1990,

    12. Смелзер Н. Социология. - М., 1994, с. 72-79, 273-304

    13. Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность. - Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992, с.295-425.

    14. Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1. – М., 1994, 176-227.

    15. Стариков Е. «Угрожает ли появление «среднего» класса». - М., «Знамя», №1, 1991.

    16. Стариков Е. Новые элементы социальной структуры. Коммунист, № 5, 1990.

    17. Фролов С. С. Основы социологии. - М., «Юристь», 1992, с. 170-195, 212-236, 291-306.

    18. Фролов С. С. Социология. - М., 1994, с. 145-166, 212-225.



    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27


    написать администратору сайта