15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане. Учебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета
Скачать 447.2 Kb.
|
Литература: Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3. Барг М. Категория "цивилизация" как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР, 1991, № 5. Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки? Связана ли и как история с другими гуманитарными и социальными науками? Как вы себе представляете периодизацию мировой истории? В чем сущность христианской интерпретации исторического развития? Для чего, на ваш взгляд, при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие "цивилизация"? В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе? Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия? В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания? 2- ЛЕКЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РАННИЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ ПЛАН: Понятие государственности. Основные причины появления ранних государств. Возникновение древних государств на территории Узбекистана их экономическая, политическая и культурная жизнь. Появление античных государств на территории нашей Родины и их развитие. Место и роль торговых путей в обеспечении политических, дипломатических, экономических и религиозных связей между странами. Важное место в курсе истории Узбекистана занимает проблема формирования и развития узбекской государственности. Она приобрела особую значимость после вступления нашей республики на путь независимого развития, когда актуализировались такие вопросы как: Куда уходят корни современной государственности? Правомерно ли считать, что история узбекской государственности ведет свой отсчет со времени завоевания Средней Азии кочевыми узбеками Шейбани-хана? Встали и некоторые другие вопросы, связанные с особенностями формирования государственности. Исторической науке предстоит ответить на них более основательно, чем это было прежде, отказавшись от взглядов, которых придерживались некоторые ученые, как в бывшем Союзе, так и за рубежом, по которым следует, что узбекская государственность ведет свой отсчет со времени завоевания Средней Азии Шейбани-ханом (ХVΙ век) – (одна точка зрения) или начинается чуть ли не с 20-х годов ХХ века, когда образовалась бывшая Узбекская ССР (другая точка зрения). На встрече с историками республики в 1998 году президентом И.Каримовым наряду с другими была поставлена задача создать правдивую историю узбекской государственности. Им же на этой встрече была высказана мысль, что узбекская государственность «своими корнями уходит в глубь веков и насчитывает более трех тысячелетий».1 Нужно подчеркнуть, что такое утверждение прозвучало отнюдь не голословно: накопленные научные данные уже сегодня позволяют сделать такой вывод. Требуется лишь продолжить научные изыскания, результаты которых подтвердили бы выше сделанный вывод на еще более солидной и широкой источниковой базе. В целом же, как показывает исторический опыт, основными признаками формирующейся государственности являются: 1.Объединение населения под эгидой тех или иных властных структур на определенной территории. 2. Создание господствующим классом своего аппарата управления, опираясь на который, он проводит свою политику; 3. Взимание налогов с населения подвластных территорий для содержания аппарата управления и других целей. Прежде всего нужно отметить, что древнейшие государства на Востоке появились в ΙV тыс. до н.э. в Месопотамии. Со временем развитие государствен-ности привело во 2-й половине 11 тыс. до н.э., к появлению так называемых срединных царств (Ассирия и др.). К VΙ-ΙV векам до н.э. относится формирование мировых империй, образованных в ходе больших завоеваний царей из династии Ахеменидов и Александра Македонского. В целом же в эволюции государственности в Среднеазиатском Двуречье в древности можно выделить несколько периодов охватывающих время от второй половины ΙΙ тыс. до н.э. до ΙΙΙ – ΙV вв. н.э., т.е. до прехода к государствам средневековья. Дадим им характеристику. Первый перод – вторая половина ΙΙ тыс. до н.э. – становление протогосударственного образования на юге Узбекистана. Второй период – начало Ι тыс. до н.э. – 539 г. до н.э. – формирование так историко-культурных областей – Бактрин, Согда, Хорезма, в которых можно усмотреть первоначальные формы государств с разветвленной системой политической власти. Об этом свидетельствуют, в частности, данные Авесты, где упоминаются структурные единицы общества: имана (дом - семья), вис (род, родовое поселение), занту (племя), дахью (область, страна). Третий период – 539г. до н.э. – 330г. до н.э. – перерыв в развитии местной государственности, вызванный завоеванием Ахеменидов и вхождением областей Средней Азии в состав Ахеменидского государства. Крах империи Ахеменидов наступил с приходом Александра Македонского, который в течение трех лет (330-327гг. до н.э.) завоевал Среднюю Азию. Четвертый период – конец ΙV в. до н.э. – начало второй половины ΙΙ в. до н.э. – от завоевания Александра Македонского и до конца политического господства эллинов (Падение Греко-Бактрийского царства). Одновременно происходит процесс возрождения местной государственности: в последней четверти ΙV в. до н.э. возникает царство в Хорезме. В конце ΙΙΙ в. до н.э. - ΙΙ в. до н.э. формируются отдельные владения в Бухаре, Давани (Фергане), Согде. Вероятно, в это же время происходит становление государства Кангюй, в состав которого впоследствии вошло почти все Среднеазиатское Двуречье. По дошедшим до нас сведениям явствует, что оно состояло из пяти владений, каждое из которых чеканило свою монету, что свидетельствует об их самостоятельности. Пятый период - вторая половина ΙΙ в. до н.э. – начало Ι в. н.э. – укрепление и развитие местной государственности – Кангюя, Хорезмийского государства, владений Бухары, Согда, Давани, становление Юсчжийского государства. Каждое из этих владений имело свою монетную систему (за исключением Давани), основанной на серебре или меди. Появляется местная письменность – согдийская, хорезмийская, а это наряду с монетным чеканом является главным признаком развитой государственности. Шестой период – начало Ι в. н.э. – первая половина ΙΙΙ в. н.э. – расцвет местной государственности в античное время. Вхождение юга Узбекистана в состав могущественной Кушанской империи. Укрепление и дальнейшее развитие государственных образований в Двуречье. В Хорезме к власти приходит династия Афригидов. В рассматриваемый период Северная Бактрия входит в состав могущественной Кушанской империи, основанной в первой половине Ι в. н.э. вождем одного из юсчжийских родов Куджулой Кадфизом. Согд (Кашка-дарьинская и Самаркандская области Узбекистана) в это время представлял собой независимое государство. Самостоятельные владения представляли собой Бухара и Давань (Фергана), а также, по-видимому, Чач. Однако не исключено, что все эти владения номинально все же входили в состав Кангюя. В ΙΙΙ-ΙV вв. н.э. в истории Средней Азии имело место крушение великих империй древности - Кушанской и Парфянской, образование множества мелких самостоятельных владений, вторжение кочевых племен хионитов и кидаритов, а также определенный упадок экономики и культуры. Древние государства на территории Узбекистана отличались друг от друга по типам и формам правления. Можно выделить три основных типа и форм правления в них. Первый тип государства – царство, форма правления – абсолютная монархия. Под этот тип с вышеназванной формой правления можно подвести Греко-Бактрийское царство, Кушанское царство, Хорезмийское царство. Второй тип государства – конфедеративное царство; форма правления – ограниченная монархия. К этому типу государств можно отнести Кангюйское и Юсчжийское государства. Они состояли обычно из нескольких самостоятельных владений, управляемых вождями племен или главами родов, чеканивших свою монету. К примеру, в пределах государства Кангюй было пять таких владений: Бухара и ее окрестности, юго-восток Бухарского и северо-запад Самаркандского Согда, где правили вожди из династии Гиркода, Самаркандский Согд, выпускавший свои монеты с именами различных царей, и Южный Согд, где также существовал свой самостоятельный чекан. Аналогичного типа было и Юсчжийское государство в первый докушанский период его существования, созданное юсчжами. Третий тип государства – владения, форма правления – наследственная власть вождей племен или глав родов. Этот тип государственного объединения – небольшие владения. Китайские источники указывают на наличие 55 владений на территории Среднеазиатского Двуречья, пользовавшихся известной самостоятельностью и проводивших свою внешнюю политику. Как свидетельствует мировая история, образование и развитие древних государств сопровождалось появлением письменности у их народов. Как полагают историки, в основу местных древних доарабских систем письменности в Средней Азии легли две системы письменности – семитская, посредством арамейской, и греческая. В Бактрии греческий язык и письменность сохранялись и после падения Греко-Бактрийского царства, греческое письмо и язык еще сохраняются на монетах ранних кушанских царей – Вимы Ток, Вимы Кадфиза, Канишки Ι, но уже в правление этого великого из кушанских царей, приходящееся на первую половину ΙΙ в. н.э. происходит переход в государственной политике на бактрийский язык и письменность. Аналогичный по времени и содержанию процесс замены греческого и арамейского письма происходит в Хорезме. Таким образом, в конце Ι в. до н.э. и первые века н.э. в Среднеазиатском Двуречье возникли местные системы письменности. Одной из наиболее широко распространенных была согдийская письменность. В древности, и особенно в раннем средневековье она бытовала на обширных просторах Евразии – от Старого Мерва до Алтая, Монголии, Китая и Тибета, а согдийский язык являлся основным средством общения, особенно в торговле между различными народами. Столь широкое распространение согдийской письменности связано с активной торговлей, которую вели купцы Согда на трассах Великого Шелкового пути, и согдийскими поселениями возникшими далеко за пределами региона. В Восточном Туркестане и в Монголии где контакты согдийцев с тюрками были особенно тесными, согдийское письмо было приспособлено к фиксации древнеуйгурского языка, начавшего великую эстафету среднеазиатской письменности от согдийцев к уйгурам и далее к манчжурам. Второй по ареалу распространения и продолжительности употребления в Средней Азии была бактрийская письменность, распространившаяся в раннее средневековье на огромной территории от Индии до Восточного Туркестана. О ее значимости свидетельствует тот факт, что она была официальной в двух великих государствах – Кушанском и Эфталитском, а также в более мелких средневековых княжествах и владениях Тохаристана. Бактрийское письмо, как показали исследования, происходит от греческого курсива. Бактрийская письменность, как полагают ученые, существовала примерно восемьсот лет (от Ι-ΙΙ в. н.э. до VΙΙΙ-ΙХ в. н.э.). Еще одним видом письменности Средней Азии была хорезмийская, но в отличие от согдийской и бактрийской она была распространена в основном лишь на территории древнего Хорезма. Оно возникло на основе арамейского. Кроме местных систем, на юге Средней Азии, преимущественно в Северной Бактрии-Тохаристане, в древности и раннем средневековье бытовали индийские системы письменности - кхароштхи и брахми. Они были достоянием буддийской общины сангхи и индийских колоний, образовавшихся на юге Средней Азии в связи с проникновением сюда буддизма и торговыми операциями. Качественно новый этап в развитии дипломатических отношениях связан с миссией Чжан Цзяня, посетившего Среднюю Азию во ΙΙ в. до н.э. Именно после его возвращения в Китай там появляются первые дипломатические посольства из Средней Азии. С этого времени наступает эпоха интенсивных различного рода сношений государств Средней Азии и Китая, продолжавшихся много столетий. Движение же караванов по Великому Шелковому пути, связавшему многие страны и различные континенты, способствовало динамическому развитию дипломатии. Исторический анализ показывает, что дипломатия как особая форма международных отношений зарождается в Средней Азии уже в первой половине Ι тыс. до н.э., но ее становление и развитие приходится на первые века до н.э. – первые века нашей эры. На ранней стадии развития особое значение в силу определенных политических причин имели дипломатические отношения с Ираном и эллинистическими государствами Запада, с конца Ι тыс. до н.э., основное место в них занимает Китай. Таким образом, вышеприведенный материал свидетельствует о том, что государственность с такими ее неотъемлемыми признаками как наличие аппарата управления, проводившего ту или иную политику, письменность и дипломатия имеют в Средней Азии очень давние традиции. Литература: Мирзиёев Ш.М. «Сотрудничество на пути к единой истории и общему будущему» доклад на международной конференции в Самарканде Абдурахимова Н.А., Рустамова Г. Колониальная система в Туркестане во второй половине XIX – первой четверти XX вв. –Т., 1999. Алексеев В.П., Аскаров А., ХоджаевТ.К. Историческая антропология Средней Азии. – Т.: Фан, 1990. Вопросы: 1. Что такое государство? 2. Какие основные причины возникновения государственности вы знаете? 3. Какие вы знаете теории формирования государственности? 4. Выделите основные этапы развития ранней государственности на территории Узбекистана. 5. Какие письменные источники по истории древних государств на территории Узбекистана вы знаете? 6. Охарактеризуйте социально-политическую, экономическую и культурную жизнь древних государств. ЛЕКЦИЯ 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА –КИЕВСКОЙ РУСИ.КРЕЩЕНИЕ РУСИ. РУСЬ В ЭПОХУ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ПЛАН ЛЕКЦИИ: Происхождение древнерусского государства. Особенности, политического устройства Киевской Руси. Принятие христианства. Северо-Восточная Русь: от раздробленности к объединению. 1. Происхождение древнерусского государства. Основные источники знаний по проблеме. Основными источниками, позволяющими в определенной степени раскрыть содержание жизни древнерусского государства, являются летописи XI-XIII вв., в которых имеются сведения самого различного характера. Летописи эти повествуют о гораздо более ранних событиях, передававшихся, очевидно, устно, а затем уже зафиксированных в летописях. Важнейшим документом рассматриваемой эпохи явились копии "Русской Правды", а также переписываемые из века в век старинные былины. Позволяют сопоставить известные факты и события далекого прошлого старинные греческие, латинские и другие зарубежные исторические хроники. Древнерусскими летописями как главным источником пользовались российские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Древняя летопись "Повесть временных лет", составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, гласит, что новгородцы сами пригласили варяжских соседей из племени "русь" к себе на правление. Причина - нежелание отдавать главенство какой-либо из соперничавших сторон славянского севера. Жребий истории пал на варяга Рюрика и его дружинников. Рюрик "сел на правление" в Новгороде (862 или 874 г.), а его соратники Дир и Аскольд нашли себе место на Днепре. После смерти Рюрика с его сыном Игорем прибывает в Киев дружинник Олег. Как свидетельствует тот же источник, Олег обманным путем захватил власть, после чего надолго связал свою жизнь с Киевом (882-912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912-946 гг.) - основатель киевской династии Рюриковичей. Однако помимо указанной в российской историографии имеются две радикально противоположные друг другу концепции происхождения русского государства. Первая, оформившаяся в XVIII в., — норманнская теория, основоположником которой явились немецкие историки Байер и Миллер. Немцы сумели аргументировано доказать финское происхождение термина "Русь", что значит "грести". Слово пришло, якобы, от воинов-гребцов. В дальнейшем они сделали вывод об избранности скандинавов и неспособности славян самостоятельно заниматься политической деятельностью в тот исторический период. Другая точка зрения принадлежала М.В. Ломоносову. Михаил Васильевич стал основателем долгоживущей антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. В частности, им сделана попытка доказать славянское происхождение Рюрика, найти объяснение термина "Русь" в славянской топонимике. Все усилия великого ученого были направлены на создание патриотической истории Отечества. Последователями М. В. Ломоносова были многие российские и советские историки, в частности, академик Б. А. Рыбаков. Интересным является мнение ряда современных российских исследователей об этническом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой концепции варяги - жители Поильменья - такие же славяне, но занимались они вывариванием соли из морской воды Белого моря. Отсюда слова - "варить", "варежка", "Варяжское море" (озеро Ильмень). 2. Особенности, политического устройства Киевской Руси. Правило очередности наследования великого княжения по старшинству, этот родоплеменной пережиток, заставлял всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое, что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве, ни становлению федеративных начал на Руси. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерусских земель - княжеств нельзя назвать монархией — во всех землях (городах) существовало вече. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным предметом его компетенции было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важным кругом вопросов веча были вопросы о войне или же замирении. Так, когда для войны требовались силы всей волости и, следовательно, на]родного ополчения, обязательным было решение вече. Огромную роль оно играло в политической и хозяйственной жизни Новгородской земли, о чем свидетельствуют многие факты. Так, должности тысяцкого и посадника здесь были выборными. В XII в. новгородцы сделали попытку поставить по своему желанию епископа Аркадия, а прибывшему князю ставили условие невмешательства во внутреннюю жизнь Новгорода. Но власть веча везде, кроме Новгорода и Пскова, проявлялась в чрезвычайных случаях, тогда как княжеская власть была постоянной и повсеместно действующим органом управления. Не следует идеализировать вече и как выразителя народного единства. Народ не был един по социально-бытовому положению. «Единение всех» на вече означало «соглашение» такого подавляющего большинства, которое заставляло молчать разномыслящих. Из русских летописей пришли яркие образы великих киевских князей. Место каждого из них в памяти потомков, наших современников – достойно их вкладу в истории государства. Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий - предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве Дира и Аскольда. Затем, как известно, хозяином града Киева и земли русской стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика. Летописные данные свидетельствуют, что Олег находился у власти с 882 по 912 гг. Академик Б.А. Рыбаков, придерживаясь антинорманской концепции происхождения древнерусского государства, подчеркивал мимолетную роль Олега в жизни Руси. Однако нельзя забывать, что на том конкретном отрезке русской истории личность Олега сыграла и свою созидательную роль. Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил славян от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под одной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя. В результате успешных походов на Царьград в 907 и 911 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях - ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию. Княжение Игоря Рюриковича, преемника Олега, проходило в сложной обстановке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. В византийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград с целью поживиться - в 914 и 944 гг. Последний был неудачным и в договоре 945 г. между Византией и Русью последней пришлось расстаться с правом беспошлинной торговли. Не сложилось у Игоря княжение и дома. В силу традиций князь с дружиной сам ходил за данью по своим землям. В 946 г. такой поход закончился трагически для Игоря - он был убит древлянами. Увы, князь Игорь вошел в историю, как искавший поживы у своих подданных и первым поплатившийся за это жизнью. Жена его, Ольга, ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго. Как отмечают историки, из смерти мужа Ольга извлекла тяжкий для себя урок. Жестоко наказав жителей Ипкоростеня (поселение древлян), она затем коренным образом изменила практику сбора дани со всех областей, установив правило "погостов" вместо опасных походов "в полюдье". И эта новая практика просуществовала на Руси столетия, перейдя постепенно в "повозы" - доставку дани в Киев, а затем - в Москву. Согласно летописным данным в 955 (или 957) г. Ольга посетила с миссией Царьград и крестилась там, чем и заслужила у летописцев сравнение – «как бы заря с восходом солнца». По крещению Ольга получила христианское имя Елена. Как свидетельствуют древние источники, княгиня до конца своих дней была убежденной христианкой. Из русских летописей пришли яркие образы великих киевских князей. Место каждого из них в памяти потомков, наших современников – достойно их вкладу в истории государства. Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий - предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве Дира и Аскольда. Затем, как известно, хозяином града Киева и земли русской стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика. Летописные данные свидетельствуют, что Олег находился у власти с 882 по 912 гг. Видное место в когорте киевских князей занимает великий князь Владимир Святославич (980-1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. Молодость Владимира прошла бурно. То, что не покорялось, брал силой, в том числе, и любовь женщин. Но судьбе было угодно, чтобы именно этот неуемный князь-язычник стал крестителем руси. Не сразу, исподволь, Владимир склонялся к необходимости отказаться от старых обычаев, принять такую веру, чтобы разговаривать и торговать на равных с иноземцами и чтобы сердцу русскому люба была. Он знакомился с верами других народов и те сами приезжали, восхваляя свою религию. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру. Вслед за ним крестилась и вся Русь. Из источников явствует, что по разным причинам вошли в христианскую религию Ольга и Владимир: одна – для успокоения души и сердца, другой – для решения насущных политических вопросов. Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.). Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике считают и его внука - Владимира Всеволодича Мономаха (1113-1125 гг.). Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) - "Правду" Ярослава - вскоре назвали "Росськой (или Русской) Правдой". Она была составлена и переплетена в Новгороде в 1015-1016 гг. "Правда" Ярослава, дополненная позже Ярославичами - уникальный документ, отразивший живые процессы складывавшегося древнерусского государства. Княжение Владимира Мономаха - последний всплеск величия Киева в условиях растущей разобщенности Ярославичей и их двоюродной и троюродной княжеских ветвей, а также набегов половцев. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. Но древо киевское уже было расшатано его детьми - князьями в бесконечных междоусобицах. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть "матерью городов русских". 3. Социальный состав русского общества. Из известных источников вырисовываются следующие слои русского общества X1-XII вв.: свободное население, тогда еще не знавшее сословных делений и перегородок, зависимые ("закупы") и рабы (холопы, челядь). Политические права свободного населения Руси были одинаковы у всех. Но имущественные различия были существенными. Исходя из этого, можно выделить несколько групп свободных русичей: верхи, средние и низы. К первым, судя по летописным данным, относились "лучшие", "большие", "старейшие". Верхами были также "первые" люди и "бояре". Социальная природа "верхов" неоднородна. Они происходили их родовой аристократии, а также из выслужившихся приближенных князя. К средним свободным можно причислить княжеских дружинников, дворовых и управляющих, средних купцов. "Молодшие", "меньшие", "смерды", "простая чаль" - это низы свободного населения. Невозвращенные вовремя долг, деньги (купа) превращали бедного свободного в подневольного человека или даже раба. Помимо долга распространенными источниками рабства являлись плен, рождение от рабыни, женитьба на рабыне, а также услужение без договорен Сколько рабов и зависимых было на Руси - неизвестно. Однако постоянные упоминания источников о "селах с челядью", а также большой интерес, проявляемый "Русской правдой" к холопству, показывают, что рабство в X-XI вв. было весьма распространено на Руси. 4. Принятие христианства. Задолго до принятия Русью христианства определенная часть славян знала о византийской вере. Прежде всего, это были участники варяжско-славянских походов в Малую Азию, Царьград. Возвращаясь из походов дружинники рассказывали собратьям-язычникам" не только о необыкновенной красоте царьградских соборов, но и об обычаях византийской земли. Очень способствовали распространению знаний о византийской культуре внешнеторговые связи, когда наблюдательные купцы привозили еще более подробные рассказы о Царьграде. Что касается других духовных верований, в частности, иудейской, мусульманской, католической, то и они были знакомы русскому населению благодаря близости хазарского каганата, волжских болгар, миссий из Западной Европы. Однако энтузиазма у славянских язычников они не вызвали. Надо полагать, на то были серьезные исторические и политические причины - верования эти принадлежали народам, от которых часто чинились многие беды, да и по уровню своей культуры в X в. они не являлись образцом для подражания. И хотя выбор веры не был случайным, потребовались долгие десятилетия, прежде чем свыклись с новыми обычаями, именами, праздниками. Можно остановиться на наиболее важных изменениях, которые внесло в древнерусский быт христианство: принятие Русью новой веры широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей, учреждений. Церковь, в которой служили наиболее образованные люди, принесла на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном святыми братьями - просветителями Кириллом и Мефодием. Владимиром Святославичем и Ярославом Мудрым были основаны первые книжные школы для состоятельных детей в Киеве и Новгороде. Благодаря прямому влиянию византийской архитектуры развивалось русской храмовое зодчество; уникальным явлением стала русская иконопись. Огромная роль в строительстве храмов, монастырей, часовен принадлежит великим русским князьям Владимиру, Ярославу Мудрому, Юрию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Владимиру Мономаху. Вместе с христианством стали проникать на Русь новые политические понятия и отношения. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Проникая в душу и быт русского общества, христианство с его учением о любви и милосердии производило глубокую нравственную перемену в людях. Русская церковь выступала против кровной мести, жестоких форм рабства, против убийства беззащитных людей Примечательно то, что на Руси практически не знали того, что в западной Европе вошло под названием «инквизиция», когда жгли заживо людей по подозрению в "колдовстве" и за попытки научно объяснить природные явления и устройство Вселенной. Огромное внимание в своей духовной деятельности церковь уделяла семейным отношениям - их сохранению и правильному воспитанию. 5. Северо-Восточная Русь: от раздробленности к объединению. В середине XII в. древнерусское государство реально перестало существовать. На его территории возникло множество суверенных земель - княжеств ( к началу XII в. их насчитывалось уже около 50). Происходил общий упадок Юго-Западной Руси. Он сопровождался нарастающим отливом населения из Поднепровья. Миграция шла в двух направлениях. Одно - на запад, в Галицию и Волынь, в районы Верхней: Вислы Западного Буга и Днестра, В XIII-XIV вв. юго-западные и западные древнерусские земли были объединены в Русско-Литовском государстве. Здесь сложилась довольно редкая форма политического сотрудничества нескольких формирующихся народностей. Другое направление миграции - на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Это направление колонизации во многом определило процесс создания великорусского государства. По мнению В.О. Ключевского, оно имело два ряда последствий: этнографические и политические. Под первым подразумевается формирование великорусской народности, происходившее путем слияния русских поселенцев с коренным населением междуречья Оки и Верхней Волги. Это были народы финской (финно-угорской) группы: мурома, меря, весь, мордва, марийцы (последние два народа сохранились до наших дней). Постепенно большинство финских племен обрусели. Политическим последствием русской колонизации было усиление в Северо-Восточной Руси крупнейшего государственного образования - Владимиро-Суздальского княжества, ставшего со временем преобладающим над другими областями. Заселение и освоение земель на Северо-Востоке началось в X-XI вв. Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно колонизировали окружающие территории. Появились города Муром, Ростов, Суздаль. При Владимире Мономахе и Ярославле Мудром строятся Владимир на Клязьме и Ярославль на Волге. В связи с интенсивной миграцией в XII в. земли заселялись быстро. В отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни. В XII в. Ростово-Суздальская земля выделяется в особое княжество (с середины XII в. - Владимиро-Суздальское) и достается сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому. Он явился основателем Владимиро-Суздальской династии. По мере роста населения в этих землях возникают новые города: Галич, Городец, Дмитров, Звенигород, Москва, Кострома, Тверь, Стародуб, Юрьев, Переяславль-Залесский, Переяславль Рязанский. Наивысшего расцвета это княжество достигает во второй половине ХП - начале XIII в«.5когда сыновья Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский и Всеволод III вели борьбу за его политическую гегемонию. При этом они опирались на землевладельцев-дружинников и торгово-ремесленное население новых городов. Тогда была впервые предпринята попытка сломать отношения родового княжеского старшинства и превратить князей-родственников в "подручников". |