15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане. Учебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета
Скачать 447.2 Kb.
|
Внешняя политика Руси. Внешняя политика Руси. Борьба с кочевниками в течение нескольких столетий была основной внешнеполитической задачей Древней Руси. На степной границе приходилось держать значительные военные силы. Организация обороны южной границы в общегосударственном масштабе способствовала укреплению власти великих киевских князей, поднимала значение Киева как центра борьбы с кочевниками. Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав, находилось в тесных политических, экономических, культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. Социальное, политическое и культурное развитие Руси происходило в тесном взаимодействии со своим ближайшим соседом - Византией. Русско-византийские отношения РХ - ХI вв. -это сложный комплекс всесторонних связей, острых военных столкновений. Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и дружин. Византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем превратить Русь в зависимое от нее государство особенно при помощи христианизации. В период своего наивысшего расцвета, при Ярославе Мудром (1031-1060 гг.) Древнерусское государство завязывает связи со многими странами Европы, возрастает его международный авторитет. Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Сам князь был женат на дочери шведского короля. Одна из его дочерей - Анна - стала королевой Франции, две другие дочери королевами Венгрии и Норвегии. До Х1 в. сохранились сведения об отношениях отдельных земель Руси с варягами (разноязычными дружинами из северных стран). Основой связи Руси со странами Северной Европы оставались торгово-поморские отношения и служба скандинавских викингов при русском дворе. Русь и страны Северной Европы могли иметь общие международные интересы в: - поддержке торговли на Балтике; - защите своих прав в Византии; - охране торговых путей к арабам и др. Что касается Руси и стран Западной Европы, то «Повесть временных лет» дает ясное представление об Италии, перечисляя ее жителей: римляне, венецианцы, генуэзцы, итальянцы в широком смысле слова - древние римляне, волхва. После установления государственных договорных отношений с Византией русские отряды, а затем и наемный корпус участвовали в антиарабских войнах Х в. на Крите и Сицилии, а также действовали в южной Италии - в Апулии и Калабрии против норманнов. Русские князья открыто ставили политические интересы выше церковных, вступая в широкие экономические, политические контакты с католическими державами, используя в своих целях иноземную служилую знать. Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Передней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Болдуина 1 ездил русский игумен Даниил. Русско-французские отношения усилились при Ярославе Мудром, когда французский король Генрих I женился на дочери великого князя. Финансовая и моральная поддержка со стороны Руси могла пригодиться королю в тяжелой борьбе за единство Франции. Название Руси на английских картах появляется в середине ХШ в. Саги сохранили традицию, согласно которой некоторые скандинавы служили и воевали как в Англии, так и на Руси. Знакомство арабов с Русью определялось ее международным положением. В течение полутора столетий славянская гвардия (Х - середина ХI вв.) играла заметную роль в истории борьбы за независимость арабского государства Египта. В Каире была известна Славянская улица, в Палермо еще в 70-х гг. Х в. при арабах существовал Славянский квартал. Русские, посещавшие Александрию, Каир или Сицилию, могли найти этнически близкую среду. Важнейшими международными событиями, как известно, были крестовые походы, которые касались и Руси. Так, во время 1-го крестового похода (1096-1099 гг.) Русь отозвала свой военный корпус из Византии. В Иерусалиме после завоевания его латинянами существовал русский монастырь. Король Болдуин тепло принял побывавшего здесь в составе большой русской дружины черниговского игумена Даниила. Во 2-м крестовом походе (11471149 гг.) русское войско вместе с поляками осуществило поход в сторону прибалтийского Поморья, но в то же время Русь была связана и с другими участниками похода - через ее территорию в 1148 г. Возвращался чешский король Владислав II. В 3-м крестовом походе (1189-1192 гг.) Русь не принимала участия, а летописи отметили падение Иерусалима в 1187 году. 4-й крестовый поход (1203-1204 гг.), как и 2-й, был обращен в Переднюю Азию и Прибалтику, а сама Русь с подвластными ей землями (неславянскими), стала его целью. На этот раз ей надо было думать не о походах на мусульман-арабов или на язычников Прибалтики и Причерноморья, а о защите своих владений и независимости. Древняя Русь сыграла огромную роль в формировании политической карты Европы, так как: - она участвовала в борьбе народов против арабского, византийского и германского владычества; - приняла на себя главный удар тюркских кочевников; - победа Руси, русского народа в борьбе с крестовым походом шести стран, совпавшим с монгольским нашествием стала поворотным пунктом в исторических судьбах Европы. 4. Культура Руси Х-ХШ вв. Русская культура шла по пути самобытного развития и уже к Х в. достигла высокого уровня. Русь внесла ценный вклад в мировую культуру, создав сотни лет назад выдающиеся произведения литературы, живописи, зодчества. Ее средневековая культура заслужила высокую оценку современников и потомков В период становления и укрепления Древнерусского государства создается героический былинный эпос. Народ воспел борьбу с варягами в конце Х в. Первым эпическим героем стал пахарь-богатырь Микула Селянинович, олицетворявший сам народ, который воспел и подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына. Эпических героев создавали горожане, «отроки», ратники сельских ополчений. В Х веке на Руси возникает славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. Так, договор между князем Олегом и Византией 911 года был написан на греческом и славянском языках. На Русь были перенесены система знаков препинания, и умение делать материал для письма из кожи животных, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, делать прочные переплеты. Это «книжное искусство» было очень высоким в Х1 в. О распространении грамотности свидетельствуют записи владельцев различных ремесленных изделий. Грамотность была характерна не только для верхов общества, но и для простых граждан, показателем которой являются берестяные грамоты Х1-ХШ вв., обнаруженные во время раскопок в Новгороде. По своему содержанию - это частные письма, завещания, счета, торговые записки учебные упражнения, детские рисунки, загадки, стихи и многое другое. Древнерусские люди любили читать, переписывать книги, глубоко понимали их значение, отмечая, что «книги суть реки, на-пояющие вселенную которой осуществил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Это произведение дает представление об истории Руси, ее языке, происхождении письменности, религии, воззрении на мир наших предков, географических знаниях, искусстве, международных связях и др. «Повесть временных лет» отразила высокое мудростью». Для сближения с византийской культурой в Киеве и других городах началась работа по переводу и переписке книг. Русские книжники были знакомы с литературой на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. В начале ХI в., возможно и раньше (в конце Х в.), в столице и Новгороде начали составляться первые летописи, которые все больше разрастаясь, к концу ХI - началу ХП вв. представляли собой большой, систематический рассказ, известный под названием «Повесть временных лет», литературную обработку историческое самосознание ее составителя. Среди русской литературы ХП в. особое место занимает «Слово о полку Игореве», свидетельствующее о высоких чувствах, чести, воинском долге, достоинстве человека, патриотизме. Это произведение посвящено поражению русских войск от страшных степных врагов Руси половцев и зовет русских князей к объединению и защите ее границ. «Слово» является показателем высоты культуры человеческой личности в Древней Руси. Другое выдающееся произведение древнерусской литературы представлено «Молением» Даниила Заточника, написанное в форме послания к князю, наполненное афоризмами, остротами, скоморошными шутками. Автор ставит цель обсудить вопрос о преимуществах сильной княжеской власти, о неравенстве в обществе и выражает надежду на то, что все можно исправить волею князя, если он будет слушать умных советников. В русской литературе отсутствует проповедь агрессивных действий. Так, борьба с половцами рассматривается как защита русских от грабительского натиска. Характерным является отсутствие шовинизма и гуманное отношение к другим этносам. Подтверждением сказанного может служить отрывок из послания Федора Печерского князю Изяславу в.): «Милуй не токмо своея веры, но и чужаяаще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави». Талантливым и мудрым писателем был сам князь Владимир Мономах, которому принадлежит «Поучение», краткая автобиография, письмо к князю Олегу Святославичу и сочиненная им молитва. Написанные им произведения проникнуты стремлением упорядочить государственную жизнь Руси, в которой уже проявлялись признаки распада единства. Мономах призывает князей довольствоваться своим уделом, даже если он мал, учит князей уважать старших и покровительствовать младшим. Страстная политическая направленность сочинений Мономаха, их художественные достоинства, огромная эрудиция делают его произведения одними из самых значительных произведений древнерусской литературы. В Х11 в. литература все шире развивается, становится все более разнообразной по жанрам, авторами становятся не только киевляне и новгородцы, но и владимирцы, суздальцы, смоляне, галичане, черниговцы и др. В Х1 в. высокого искусства достигла церковная проповедь. Широкой известностью пользуется «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое выстроено по правилам византийского красноречия, отражает патриотический подъем Руси, прославляет русских, их крестителя князя Владимира IСвятославовича. Выдающимися показателями древнерусской культуры являются памятники архитектуры Х1-ХШ вв., которые сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Чернигове. Русские творцы, имевшие опыт в строительстве крепостей, дворцов, языческих деревянных храмов и быстро осваивали византийскую технику кирпичного строительства. В крупных городах страны они построили великолепные монументальные сооружения, вошедшие в сокровищницу мирового зодчества. Русские соборы представляют собой образцы умелого использования всех видов строительного искусства. Зодчество домонгольского периода представлено замечательными сооружениями, среди которых следует назвать Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийский собор в Новгороде (1045 г.), церковь Покрова на реке Нерли во Владимире (1165 г.), Дмитровский собор во Владимире (1194 г.). Живопись на Руси существовала издавна. Под византийским влиянием. После принятия христианства стали развиваться такие ее формы, как мозаика, фрески, иконопись, книжная миниатюра. Прикладное искусство Древней Руси достигло высочайшего уровня. Были велики достижения древнерусских ювелиров. Следует выделить перегородчатые эмали, которыми украшались золотые вещи, и изделия с чернью для серебряных изделий. Особенно искусна была филигрань (по русски «скань», представляющая собой изделия из тончайших скрученных, «сканных» проволок. Высоким искусством отличались стеклянные цветные браслеты, поливная керамика, резьба по кости, известная в Западной Европе как «резьба тавров» или «резьба русов». Богатая русская культура достигла наивысшего расцвета накануне татаро-монгольского нашествия. В период политической раздробленности едиными оставались язык, культурные традиции и с осознанием единства русских людей. Контрольные вопросы 1. Назовите причины образования государства на Руси 2. Что являлось экономической основой Древней Руси? 3. Дайте характеристику основным видам землевладения 4. Как можно охарактеризовать политический строй Древнерусского государства? 5. Перечислите основные категории населения Руси 6. Определите основные направления внешней политики 7. Какое значение для Руси имело принятие христианства? 8. Какие иноземные силы представляли опасность. В чем выразилась эта опасность? 9. Какова роль Древнерусского государства в формировании политической карты Европы? Литература 1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005. 2. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и политиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999. 3. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000. 4. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html 5. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html 6.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. - М., 1999. 7.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999. 4-ЛЕКЦИЯ. УЗБЕКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В IX-XII ВЕКАХ. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. БЕСЦЕННЫЙ ВКЛАД НАШИХ ПРЕДКОВ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Политическая ситуация в Маверауннахре и Хорасане в начале IX века. Политическая и экономическая жизнь в период господства Тахиридов и Саманидов. Экономическое и политическое положение в Маверауннахре в период господства Караханидов, Газневидов, Хорезмшахов и Сельджукидов. Исторические предпосылки раннего ренессанса IХ – ХII веков. Развития материальной культуры, науки, художественной литературы, исламоведения и исламской культуры. Вклад великих мыслителей Средней Азии в мировую цивилизацию. В конце VIII - начале IX в. начался распад Арабского халифа. Халифам все труднее становилось удерживать в повиновении покоренные народы. Частые восстания населения Средней Азии, войны в халифате привели к ослаблению центральной власти и появлению самостоятельных государств. Халифат начинает искать опору в местной знати, доказавшей свою преданность. Начиная со времени правления халифа аль - Мансура (754-775 гг.) и при его преемниках, халифе Махди (775-785 гг.) и Харуне-ар-Рашиде (786-809 гг.), государством, в основном, управляли визири из числа местной знати из семейства Бармакидов. В то же время арабы боялись, что местные аристократы будут претендовать на полноту власти. Это привело к уничтожению по приказу Харуна ар-Рашида семействаБармакидов, которые в продолжение 50 лет пользовались в халифате огромным влиянием, но в отношении восточных областей политика халифата не изменилась. Эти области по-прежнему управлялись с помощью местной земледельческой аристократии. Роль этой аристократии особенно возросла при халифе аль-Мамуне (813-833 гг.) и его преемниках, т.е. тогда, когда в Хорасане и в Мавераннахре пришли к власти местные династии Тахиридов и Саманидов. Тахириды (821-873 гг.). Первой из местных династий пришла к власти в Мавераннахре династия Тахиридов. Ее основатель Тахир ибн-Хусейн участвовал в подавлении восстания Рафи ибн Лейса в 806-810 гг. В 809 году умер халиф Харун ар-Рашид и Тахир поддержал будущего халифа Мамуна во время его борьбы за престол с другим претендентом - его братом Амином. После победы Мамуна в 813 году Тахир ибн-Хусейн был назначен одновременно наместником ал-Джазиры (Северная Месопотамия), военным комендантом столицы халифата Багдада и главой ведомства натуральных повинностейСавада (в Ираке), а впоследствии в 821 году наместником Хорасана и Мавераннахра. Своей резиденцией Тахир ибн Хусейн избрал г. Нишапур. Абул Аббаса Абдаллаха, номинально числившегося наместником Хорасана, фактически замещал его брат Тальха; благодаря деятельности Тальхи (822-828) и особенно самого Абул Аббаса Абдаллаха, занимавшего эту должность с 830 до 844 г., хорасанское наместничество фактически превратилось в вассальное халифу, но почти независимое государство.Этому способствовали непрерывные народные восстания в Хорасане и Средней Азии, подрывавшие устои халифата в восточных провинциях. Тахириды сумели установить в стране твердую власть и спокойствие, приняли меры по подъему сельского хозяйства, по ограничению злоупотреблений чиновников и знати, покровительствовали просвещению и восстановлению местных культурных традиций. Были построены новые каналы, что улучшило водоснабжение в районах искусственного орошения. Однако, положение крестьянства и городских ремесленников оставалось тяжелым. Выступления против гнета и непомерных налогов не прекращались. В целом, период правления Тахиридов был началом возрождения после арабского владычества и насильственной арабизации местной культуры. Саффариды (873-900 гг.).В IX-X вв., как и в предшествующую эпоху, одной из основных задач государственной власти в земледельческих оазисах Средней Азии была организация защиты этих оазисов от набегов кочевников. С этой целью создавались специальные отряды вооруженных добровольцев, которые назывались газиями (борцами за веру). Объединившись в группы, газии поступали на службу к тому или иному владетелю защищать границы от набегов кочевников, участвовали в борьбе с неверными, однако, часто сами становились участниками народных движений против местных правителей и знати. В 873 г. одно из таких народных восстаний возглавили братья Якуб ибн Лайс и Амр ибн Лайс, создавшие государство в Сеистане и прилегающих к нему областях и положившие конец могуществу Тахиридов. По мнению исследователей, Якуб был медником (по-арабски-саффар). Поэтому и династия была названа Саффариды. Разбив войско последнего Тахирида Мухаммада ибн Тахира, Якуб в 873г. занял город Нишапур. Власть Тахиридов была свергнута. В 874г. халиф был вынужден официально передать Якубу управление Хорасаном. Преемником Якуба стал его брат Амр ибн Лайс, который, признав свою зависимость от халифа, был назначен правителем Хорасана и восточных областей. Фактически, однако, Амр, также как и Тахириды, был независим от халифата. Саманиды(874-999гг.).В Мавераннахре в качестве наместников, подчиненных Тахиридам, выдвинулись Саманиды. За активное участие в подавлении народного восстания внуки Самана, основателя династии, получили в удельное владение ряд областей Средней Азии: Нух - область Самарканда, Ахмад - Ферганы, Яхья - Чача и Уструшаны, Ильяс - Герат. Наиболее удачливым оказался Ахмад, который пережил братьев и завладел их уделами. Его сын Наср получил от Халифа в 875 году полномочия на управление всем Мавераннахром, который стал ядром будущего саманидского государства. С этого времени Наср ибн Ахмад начинает чеканку серебрянных монет (дирхемов) со своим именем, что являлось символом независимости нового государства. Падение Тахиридской династии в 873г. создало благоприятную обстановку для утверждения власти Саманидов в Мавераннахре. С этого времени Саманиды занялись объединением Мавераннахра. Объединению способствовало и сочувствие этому со стороны горожан и крестьян, видевших в создании единого государства возможность организации такой военной силы, которая смогла бы оказать более решительное сопротивление набегам кочевников, чем оборонительные стены, дорого обходившиеся населению. Кроме того, отсутствие центральной единой власти способствовало внутренним смутам в стране. После падения Тахиридов, Бухара отказалась подчиняться Саффаридам. Бухарцы обратились к Саманидам с просьбой защитить их, В 874 году правителем Бухары был назначен Исмаил Самани. До смерти Насра (892г.), правителя Мавераннахра, Исмаил формально подчинялся ему, а фактически правил сам. Он идет походом до Таласа, побеждает местных тюрков, захватывает богатые серебром рудники Шельджи, тем самым укрепив экономику края и значительно расширив границы своего государства. Весной 900г. Исмаил нанес поражение государству Саффаридов, наголову разбив Амра ибн Лайса. В результате этой победы Исмаил Самани утвердил свою власть над всеми областями, подчиненными Саффаридам. Обеспечение независимости страны, наличие сильной государственной власти, прекращение набегов кочевых племен, спокойная обстановка в земледельческих оазисах и городах Мавераннахра и Хорасана создали необходимые предпосылки для общего подъема экономики и культуры страны. К началу X в. Исмаил Самани и его преемники получили возможность заняться организацией государственного аппарата и созданием сильного, хорошо вооруженного войска. Политика первых Саманидов была направлена на сближение с населением, на возрождение местных традиций, объединение разрозненных народностей и защиту страны от внешних вторжений. Поэтому, естественно, первые Саманиды пользовались симпатией и поддержкой всех слоев населения. Влиятельную и богатую группу составляло и купечество, извлекавшее выгоды не только от торговли, но и владевшее недвижимым имуществом в городах и земельными участками в сельской местности. Земельная собственность делилась на три категории: 1. Государственные земли (мульк султани), доходы с которых шли в казну. Это наиболее обширные земли, на которых жили крестьяне, объединенные в сельскую общину; Частные (мульк), принадлежавшие членам правящей династии, знати, представителям высшего духовенства, выходцам из тюркской гвардии, купцам и т.д.; Вакфные земли - это земли, переданные во временное или постоянное пользование различным мусульманским религиозным учреждениям. Сохранение независимости Мавераннахра, прежде всего, требовало создания сильного, централизованного государства. Исмаил Самани провел ряд реформ, направленных на укрепление государственного строя. Именно он создал централизованный, мощный, государственный аппарат управления, основанный на традициях древневосточной государственности. Во главе государства стоял эмир. Центральное управление состояло из 10 диванов. Главным из них был диван визиря, который возглавлял центральное управление. Ему подчинялись начальники остальных девяти диванов. Высшую политическую власть в стране осуществлял сахиб харас или эмир харас, главный исполнитель всех приговоров саманидского эмира. Были диваны по управлению саманидской гвардией - (шурат), диван, ответственный за почту - (берид), диван, наблюдавший за весами и гирями торговцев - (мухтасиб), диван ведавший доходами и расходами государства- (мустауфи), диван, осуществлявший контроль над расходованием казны -(мушриф) и т.д. Система центральных диванов находилась в тесной связи с местным управлением. Большую роль в правлении играла личная гвардия эмира, состоявшая из тюркских гулямов. Тюрки издавна славились воинским духом, редким умением владеть оружием и искусством наездников. Поэтому саманиды набирали в свою личную гвардию почти исключительно юношей-тюрков, специально обученных военному делу. Наиболее способные и заслуженные гулямы, продвигаясь по служебной лестнице, достигали высоких постов в государстве. Вторая половина X в. характеризуется бесконечной борьбой Саманидов с мятежниками. Власть Саманидов стала иллюзорной. Караханиды (927-1213гг.). К середине X в. на территории Восточного Туркестана и Семиречья сложилось государство Караханидов. Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (927-956гг.). В 942 г. Сатук сверг правителя в Балагасуне и объявил себя верховным правителем. С этого времени началась история собственно государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую, наряду с карлуками, входили чигили и ягма. В 992, 996гг. тюркские племена под руководством Богра-хана совершают походы в Мавераннахр, и в 999г под руководством Насра илекхана окончательно захватывают государство Саманидов. Караханиды почти на 100 лет утверждаются в Мавераннахре. Государство было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели (илек-ханы) обладали большими правами, вплоть до чеканки монет. Государственно - административная структура основывалась на иерархическом принципе. Каждому члену династии было отведено определенное, полагавшееся ему в силу принципа старшинства место в иерархии, но оно не оставалось неизменным: смерть одного из высших ее членов автоматически означала для нижестоящих перемещение на более высокую ступень. Власть в каганате переходила не по прямой нисходящей - от отца к сыну, а от старшего брата младшему, затем к следующему поколению династии. Таким образом, весь клан Караханидов являлся коллективным носителем власти, а каждый член династии имел право на часть общединастийного состояния. При Караханидах система «икта» - основная форма землевладения. Основной формой эксплуатации крестьянства была издольщина. В источниках XI в. издольщиков называют «барзигар». Землевладельцы сдавали крестьянам земли в аренду, за что брали с них часть урожая. Караханиды начали свое правление с наступления на дехкан, т.к. нуждались в их землях. Состоятельные дехкане Мавераннахра быстро перешли на сторону новых завоевателей с надеждой на восстановление своего прежнего общественно- политического положения. Но они ошиблись. Караханиды прекрасно понимали истинные намерения дехканов и отняли у них и политическое влияние и земельные владения. Постепенно, в X-XI вв. дехкане, как господствующий класс, исчезли. Дехканами стали называть теперь мелких землевладельцев-общинников, т.е. крестьянство. Место старой землевладельческой аристократии заняла тюркская кочевая знать, распоряжавшаяся большими наделами земли, доходы с которых поступали в ее пользу. С первой трети XII в. в Западном каганате вновь появились уделы, оформленные монетным чеканом, число которых к началу XIII в. достигло десятка. В то время прослеживалась явная тенденция дробления больших уделов на малые. Важно также отметить, что власть в позднекараханидских уделах уже была наследственной, т.е. передавалась от отца к сыну. В период правления Арслан-хана (1102-1130 гг.) им еще делались попытки вести политику большого, независимого государства. В лучшие годы своего правления Арслан-хан много строил, с его именем связана попытка восстановить г.Пайкенд. К караханидскому периоду относятся два ранних письменных труда на тюркском языке – Кутадгу билиг Юсуфа Хос Ходжиба и Дивани лугат ат-тюрк Махмуда Кашгарского. В 1130г. сельджукский султан Санджар осадил Самарканд и взял его. Хотя после 1130 г. в Самарканде правили ханы из караханидского дома, однако они уже утратили свою самостоятельность и в основном подчинялись воле султана Санджара. Однако после сокрушительного разгрома Санджара в Катванской степи под Самаркандом в 1141 г. власть над всем Туркестаном на север от Амударьи перешла к кара-китаям. Последним караханидам удалось избавиться от господства кара-китаев, но в 1213 г. хорезмшах Аллаутдин Мухаммад убил последнего правителя западного каганата Усмана в Самарканде. |