Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЛАН: 1. Социально-политическая ситуация в середине XIV века в Маверауннахре. Образование государства Амира Темура и его военные походы.

  • 4. Расцвет материальной и духовной культуры в эпоху Темуридов. Политическая и литературная деятельность Алишера Навои.

  • 7-ЛЕКЦИЯ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД НАТИСКОМ С ЗАПАДА И ВОСТОКА.ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ РУССКО-ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XIII - XV ВВ. ПЛАН

  • 3. Москва – центр объединения русских земель 4. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости

  • 15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане. Учебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета


    Скачать 447.2 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета
    Дата03.06.2021
    Размер447.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #213619
    страница6 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Вопросы:

    1. Какая династия правила в Хорезме в начале ХIII в.

    2. Охарактеризуйте социально-политической и экономическое развитие Хорезма в начале ХIII в.

    3. Какие внутренние проблемы ослабляли государство Хорезмшахов?

    4. Раскройте основные стороны социально-политической и экономической жизни Монголии в конце ХII – начале ХIII вв.

    5. Что такое “Отрарская катастрофа”?

    6. В чем заключались причины завоевания Чингизханом Средней Ази?

    7. Почему государство Хорезмшахов потерпело поражение в войне с монголами?

    8. Какова роль Д.Мангуберды в освободительном антимонгольском движении?

    9. Укажите место Д. Мангуберды в истории Узбекистана и патриотическом воспитании молодежи.

    10. Каковы были последствия монгольского завоевания Средней Азии?
    6-ЛЕКЦИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ТЕМУРА И ТЕМУРИДОВ

    ПЛАН:

    1. Социально-политическая ситуация в середине XIV века в Маверауннахре. Образование государства Амира Темура и его военные походы.

    2. Система управления в государстве Темура, экономическая и культурная жизнь.

    3. Социально-политическая и экономическая жизнь в эпоху Темуридов.

    4. Расцвет материальной и духовной культуры в эпоху Темуридов. Политическая и литературная деятельность Алишера Навои.
    Политическая обстановка в Маверауннахре во 2-ой половине XIV века во многом определялась последствиями монгольского ига, установленного здесь Чингиз ханом и его потомками. 50-60-е годы XIV века и характеризовались, с одной стороны дроблением страны на мелкие непрочные феодальные владения постоянно враждававшие между собой, а с другой стороны, все усиливающимся стремлением каждого монгольского хана захватить весь Маверауннахр. В такой обстановке началась деятельность Темура, сумевшего в скором времени образовать обширную мировую империю.

    Уход Хусейна и Темура открывал врагу дорогу на Самарканд, оставленный без гарнизона и военачальников. К счастью для жителей города, в это время там находилась значительная группа сарбадаров.

    В 1370 году Темур переехал в Самарканд, где приступил к сооружению городских стен, цитадели и дворца. Это были первые постройки после разгрома города монголами.

    Объединить и подчинить земли между Амударьей и Сырдарьей, а также Фергану и Шашскую область Темуру не представляло особого труда. Здесь не было такого властелина, который мог бы противопоставить ему свою волю. Иначе обстояло дело с Хорезмом находившегося в сфере влияния Золотой Орды. Золотоардынский хан Тохтамыш проводил враждебную политику в отношении Темура, часто вовлекая в свои набеги на Маверауннахр и правителей Хорезма. Именно этим обстоятельством были вызваны пять походов Темура на Хорезм. В 1388г. он совершил последний поход на Хорезм и включил его в состав своегогосударства.

    В целом нужно подчеркнуть, что основными результатами военно-политической деятельности Темура стали образование и развитие сильного централизованного государства, и освобождение народов Средней Азии от монгольского ига, прекращение феодальных междуусобиц и утверждение стабильности и порядка, а также восстановление среднеазиатского участка Великого шелкового пути. Итоги военно-политической деятельности Темура нашли отражение и в дневнике испанского посла и путешественника Клавихо, пребывавшего при дворце среднеазиатского правителя в начале XV века. Он писал: Великий сеньор Темурбек покорил всю землю и империю Орасании (Хорасан), а также всю землю Тахикинии (Таджики), называемую Рей, да кроме того овладел всей Персией и Мидней с империей Таурис (Тебриз) и Солтания (Султания). Далее захватил владение Гилан (Гилян) с землями Дарбанте (Дербент) и завоевал владения Малой Армеии с землями Дербанте (Дербент) и завоевал владения Малой Армении с землями Арсингис (Эрзинзжан), Асхерона (Эрзурум), Ауникс (Авник) и подчинил своей власти империю Мерди (Мардин) и землю Кургистан (Курдистан), находящейся в той же Армении. Победив в сражении владетеля Малой Индии и получив в большую часть его земель, кроме того, разрушив город Дамаск и подчинив своей власти города Алеп (Алеппо), Вавилонию, Балдас (Багдад) и разорив много других стран и владений и выиграв множество битв и завоевав многое, двинулся на турка Ильдрина Баязита (Йûлдрûм Баязид), которûй бûл одним из самûх могушественных царей, каких знал мир - в турецкую землю, где дал ему бой у замка, называемого Ангури (Анкара) и взял его в плен вместе с одним из сыновей». Дневник Клавихо особо ценен в качестве исторического источника тем, что позволяет увидеть некоторые стороны военно-политической деятельности Темура и внутренней жизни в его государстве с позиций представителя Европы, являвшегося современником эпохи Темура.

    В общем, нужно подчеркнуть, что период правления Темура был отмечен не только формированием условий для духовного ренесанса, но и поступательным развитием экономики как в Маверауннахре, так и во всем центральноазиатском регионе.

    Характеризуя роль Темура в истории Средней Азии, И.Каримов подчеркивает: «Амир Темур создал сильное государство. Если бы государство не было столь мощным, то не было бы неповторимого духовного наследия, ни памятников, ни архитектурных комплексов, сохранившихся с тех времен».5

    Политическая обстановка в государстве темуридов характеризовалось во многом междуусобной и династической борьбой за престол, развернувшейся между потомками великого правителя.

    К началу 20-х годов ХV в. все Темурово наследство было сосредоточено в руках Шахруха и его семьи. Улугбек с 1409г. правил в Самарканде, Ибрахим-Султан с 1414г. в Ширазе, Суюргатмыш с 1418г. – в Кабуле, Газне и Кандагаре.

    Державу Темура, хотя номинально считали единой, фактически она уже в это время состояла из двух государств: одного – с центром в Герате, другого – с центром в Самарканде, столице государства Темура.

    В 1453г. глава туркменской династии Кара-Коюнлу Джеханшах, тогдашний властитель Азербайджана, силой присоединил западный Иран к Азербайджану, создав наряду с тимуридским, новое большое государство. Все это могло произойти вследствие упадка государственной власти, наступившего в Иране и Средней Азии.

    В общем, следует подчеркнуть, что к концу ХV в. в Хорасане и Маверауннахре экономические и политические основы государства Темуридов были подорваны острыми противоречиями внутри класса феодалов, с одной стороны, а также феодальными и народными массами, с другой. Феодальные неурядицы достигают своей наивысшей точки. Все это позволяет сделать вывод, что главной тенденцией государственно-политического развития Темуридского государства явилась усиливающаяся из десятилетия в деятельности децентрализация, приведшая к его ослаблению, а затем и гибели под натиском кочевых узбекских племен под началом Шейбани-хана в начале ХVΙ в.

    Развитие социально-экономических отношений в эпоху Темура и Темуридов определялась закономерностями развития феодального способа производства.

    На протяжении ХV века в Маверауннахре и Хорасане земельная собственность, как и раньше, делилась на четыре основных вида: «Мулки девани» (государственная обственность); «мулк» (частновладельческая собственность) – частные земли; «Мулки вакф» (вакуфная собственность)- земли, принадлежашие религиозным учреждениям, и «жамоа ерлари» - общественные земли.

    Государственные земли раздавались в качестве суюргала, который в эпоху Темуридов получил особенно широкое распространение. Обычно в суюргал жаловались отдельные кишлаки, города и области, которые в большинстве случаев передавались эмирам, крупным военоначальникам и государственным чинам. Такие земли нередко переходили из поколения в поколение по наследству.

    В ХV в., как и в предыдущие эпохи, обширные земли были закреплены за мечетями, медресе, ханака, мавзолеями, кладбищами и т.д. Такие земли именовались «мулки вакф» - вакуфные земли. Кроме того, в вакф передавались многочисленные дуканы, цехи, мельницы, базары и пр. Получаемые от них средства выдавались в виде жалованья мутавалли, мударрисам, табибам, учащимся, а также использовались на финансирование ремонта мечетей, медресе, лечебниц и ханака.

    Некоторая часть земли считалась собственностью сельской общины или рода. То были древние виды собственности, имевшие распространение главным образом в горных и предгорных районах. Такой вид собственности в период правления Темуридов, правда, не получил широкого развития.

    Улугбек был большим покровителем науки и культуры. По его приказам были построены четыре медресе: по одному в Бухаре (1417г.) и Гиждуване (1433г.) и два в Самарканде.

    Велика заслуга Улугбека и в создании целой астрономической школы, яркими представителями которой являются Казы-заде Руми, Гиясуддин Джемшид, Муиниддин, Мансур Каши и ученик последнего – Али ибн Мухаммед Бирджанди, комментатор трудов Улугбека.

    Казы-заде Руми был одним из первых преподавателей медресе Улугбека. За чрезвычайную ученость современники называли его «Афлотуни - замон», т.е. «Платон своей эпохи». Он похоронен в Самарканде, где над его могилой по рапоряжению Улугбека, высоко ценившего этого ученого, воздвигнут мавзолей, находившийся в близи группы мавзолеев Шахи-Зинда.

    Гиясуддин Джемшид – другой крупный математик и астроном школы Улугбека. Им еще в 1416г. был написан трактат об астрономических инструментах, из которых многие оказались в обсерватории Улугбека. Он же является автором ряда математических и астрономических работ.

    Особого внимания заслуживает ученик Мансура - Каши Али ибн Мухам-мад Бирджанди, которым написаны работы: «Комментарий к Гурганским таблицам», т.е. к таблицам Улугбека; «Комментарии к «Альмагесту», «Трактат по летоисчеслению» и др.

    Талантливым ученым был также Али Кушчи – ученик Улугбека. Ему приписываются работы: «Трактат по арифметике», посвященный индусской математике и некоторым вопросам астрономии, «Трактат по астрономии», «Трактат о решении лунообразой фигуры» и некоторые другие.

    При Темуре и Темуридах хорошо было поставлено и билиотечное дело. Существовали библиотеки: в Самарканде – Амира Темура и Улугбека; в Герате-Байсункара и Алишера Навои. В Балхе была открыта библиотека Бади’аз Замана. Правители постоянно пополняли эти собрания новыми книгами.

    В эпоху Темура и Темуридов высокого уровня развития достигли не только точные науки, но и литература, искусство, гуманитарная мысль в целом. В это время жили и творили такие яркие представители гуманитарных наук, как историк Лутфулла Хафизи Абру, автор замечательного произведения «Сливки летописей», Али ибн Мухаммад Джурджани, автор известного философско-суфийского трактата «Ат-тарифати Джурджани», лирические поэты Сираджиддин Бисати Самарканди, Бадахши Дурбек – автор поэмы «Юсуф и Зулейха», Саккаки – основоположник жанра касиды и др. В Самарканде жили знаменитые каллиграфы Абдурахман Хорезми и его сыновья Абдурахим и Абдулкарим, которые создали замечательные виды искусства каллиграфии и новые формы необычайно изящного почерка, и поныне украшающие всякого рода древние памятники (рукописи, резьба по дереву, мрамору, металлу и т.д.).

    Называя имена поэтов, писателей, литераторов эпохи Темуридов и воздавая им должное, все же нужно сказать, что звездами первой величины среди них на небосклоне гуманитарного знания были два выдающихся поэта и мыслителя Абдурахман Джами (1419-1492) и Алишер Навои (1441-1501). Если первый является крупным представителем персидско-таджикской литературы в Хорасане, то второй по праву считается основоположником узбекской классической литературы и узбекского литературного языка.

    Как поэт-мыслитель Алишер Навои творчески переработал художественные приемы своих предшественников и развил их идеи.

    Сборник его лирических стихов «Чар диван» («Сборник диванов»), «Хамсэ» («Пять поэм»), «Махбал-Кулуб» («Возлюбленная сердец»), «Мухакимат ал-Лугатайн» («Книга суждения о достоинствах двух – таджикского и узбекского языков») и другие литературные произведения являются бесценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

    Алишер Навои остался в памяти народа не только как гениальный поэт, но и как видный государственный деятель, так как длительное время занимал пост первого визиря при дворце султана Хусейна-Байкары. С памятью о нем как о государственном деятеле связана постройка не только прекрасных дворцов и мечетей, но и ряда общественно-полезных сооружений: бань, больниц, хаузов, мостов и т.д.

    Эпоха ренесанса дала своих выдающихся представителей почти во всех сферах общественной жизни, равно как в области естественно-научного, так и гуманитарного знания. Это коснулось и сферы искусства.

    Выдающимся живописцем (иниатюры) был гератский мастер Камалутдин Бехзод (1456-1537гг.). По изяществу рисунка, калориту его миниатюры занимают в живописи Востока особое место. Не случайно Бехзода иногда называют Рафаэлем Востока.

    Таким образом, вторая половина ХIV в. и весь ХV век занимают особое место в истории Узбекистана и всего центральноазиатского региона. Содержание этой эпохи пронизывают две тенденции: первая охватывает вторую половину ХIV в. и первые десятилетия ХV веков, вторая – охватывает в основном вторую половину ХV века. Если первая тенденция в развитии региона была связана со стремлением широких слоев населения освободиться от монгольского ига и заполучить сильную государственность, и эти настроения хорошо выразил своей объединительной политикой Амир Темур, создавший сильное централизованное государство и заложивший основы духовного ренесанса, который последовал в ХV в., то вторая тенденция проявила себя уже после смерти Темура и чем дальше, тем рельефнее она проявлялась. Эта тенденция отразила в себе закономерности феодализации общества, порождающие ожесточенную борьбу владетелей за власть и ведущую к феодальной раздробленности. Она достигла своей высшей точки к концу ХV в., превратив некогда могучее централизованное государство, созданное Темуром в конгломерат самостоятельных владений, в каждом из которых хотя и правили Темуриды, но единства между ними уже не было. Более того, почти весь ХV век, особенно, его вторая половина ознаменовалась нарастанием борьбы между потомками Темура за гегемонию в Средней Азии, котрая вела лишь к усилению феодальной раздробленности и способствовала относительно быстрому завоеванию Маверауннахра войсками Шейбани-хана, последовавшего в начале ХVI века. Если тенденция государственно-политического развития Средней Азии в рассматриваемую эпоху выразилась сначала в формировании сильной централизованной государственности и ее существовании на протяжении определенного периода времени, сменявшаяся затем тенденцией на ослабление и распад единого государства, то основы духовного ренесанса, заложенные еще деятельностью Тимура, оказались более устойчивыми: взлет культуры, науки и искусства раз начавшись в конце ХIV в., продолжался весь ХV век, подарив миру выдающихся ученых, поэтов и деятелей искусства.

    Вопросы:

    1. Какая социально-политическая ситуация сложилась в Мавераннахре к середине ХVI в?

    2. Укажите причины прихода к власти Амира Темура.

    3. Охарактеризуйте основные тенденции социально-политической и экономической жизни в государстве Темура и Темуридов.

    4. Что такое “Уложение Темура”?

    5. В чем заключались предпосылки и сущность расцвета науки и культуры в государстве Темура и Темуридов (“Темуридского ренессанса”)?

    6. Какой вклад внесли в мировую цивилизацию выдающиеся представители науки и культуры эпохи Темуридов?

    7. Каковы заслуги великого поэта Алишера Навои перед отечественной и мировой культурой?

    8. Каковы были основные формы и направления внешней политики Амира Темура и Темуридов?

    9. Охарактеризуйте роль Амира Темура в отечественной и мировой истории.

    7-ЛЕКЦИЯ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД НАТИСКОМ С ЗАПАДА И ВОСТОКА.ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ РУССКО-ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XIII-XV ВВ.
    ПЛАН:

    1.Монгольское нашествие и установление ордынского ига на Руси

    2.Отпор агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси

    3. Москва – центр объединения русских земель

    4. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости

    К началу XI в. территорию современной Монголии и юга Сибири заселили кереиты, найманы, татары и другие племена, говорившие на монгольском языке. К этому периоду относится становление их государственности. Вожди кочевых племен назывались ханами, знатные феодалы – нойонами. Общественный и государственный строй кочевых народов составляла частная собственность не на землю, а на скот и пастбища. Кочевое хозяйство требует постоянного расширения территории, поэтому монгольская знать стремилась к завоеванию чужих земель.

    Во второй половине XII в. монгольские племена под своей властью объединил вождь Темучин. В 1206 г. съезд племенных вождей присвоил ему титул Чингисхана («великий хан»). Монгольский владыка вошел в историю как один из самых жестоких покорителей народов, среди которых было и племя татар. Поскольку татары считались одним из самых крупных монголо-язычных племен, летописцы многих стран, в том числе и Руси, называли всех монголов татарами. Современные историки пользуются заимствованным из средневековых китайских источников термином монголотатары.

    Чингисхану удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В первое десятилетие XIII в. монголотатары завоевали народы Сибири. Затем они вторглись в Китай и захватили его север (окончательно Китай был покорен в 1279 г.). В 1219 г. монголотатары вступили на земли Средней Азии. За короткий срок они разгромили могущественное государство Хорезм. После этого завоевания монгольские войска под командованием Субудая напали на страны Закавказья.

    После этого монголотатары вторглись во владения половцев – кочевого народа, жившего по соседству с русскими землями. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Они решили выступить совместно с половецкими ханами. Сражение произошло 31 мая 1223 г.[2] на реке Калке. Русские князья действовали несогласованно. Княжеские распри привели к трагическим последствиям: объединенное русско-половецкое войско было окружено и разбито. Пленных князей монголо-татары зверски убили. После сражения на Калке продвигаться дальше на Русь победители не стали.

    В 1236 г. под руководством внука Чингисхана хана Батыя монголы начали поход на запад. Они покорили Волжскую Булгарию, половцев. В декабре 1237 г. вторглись в пределы Рязанского княжества. После пятидневного сопротивления Рязань пала, все жители, включая княжескую семью, погибли. Затем монголы захватили Коломну, Москву, другие города и в феврале 1238 г. подошли к Владимиру. Город был взят, жители перебиты или уведены в рабство. 4 марта 1238 г. русские войска потерпели поражение на реке Сить. После двухнедельной осады пал город Торжок, и монголотатары двинулись к Новгороду. Но не дойдя около 100 км до города, завоеватели повернули назад. Причиной этому, вероятно, послужили весенняя распутица и усталость монгольского войска. На обратном пути монголотатары столкнулись с ожесточенным сопротивлением жителей небольшого города Козельска, оборонявшегося 7 недель.

    Второй поход монголотатар на Русь произошел в 1239 г. Целью завоевателей стали земли Южной и Западной Руси. Здесь ими были захвачены Переяславль, Чернигов, после долгой осады в декабре 1240 г. был взят и разграблен город Киев. Затем была разорена Галицко-Волынская Русь. После этого завоеватели двинулись на Польшу и Венгрию. Они разорили эти страны, но дальше продвинуться не смогли, силы завоевателей уже были на исходе. В 1242 г. Батый повернул свои войска обратно и обосновал в низовьях Волги свое государство, получившее название Золотая Орда.

    Главной причиной поражения русских княжеств было отсутствие единства между ними. Кроме того, войско монголов было многочисленно, отлично организовано, в нем царила жесточайшая дисциплина, хорошо была поставлена разведка, использовались передовые по тем временам приемы ведения войны.

    Монголотатарское нашествие оказало большое влияние на историческую судьбу России. По всей вероятности, сопротивление Руси спасло Европу от азиатских завоевателей.

    Золотоордынское иго тяжело отразилось на социально-экономическом, политическом и культурном развитии русских земель. Более половины (49 из 74) известных русских городов были разорены монголотатарами, многие из них после нашествия стали селами, некоторые исчезли навсегда. Завоеватели убили и увели в рабство значительную часть городского населения. Это привело к экономическому упадку, исчезновению некоторых ремесел. Гибель многих князей и дружинников замедлила политическое развитие русских земель, привела к ослаблению великокняжеской власти. Вместе с тем необходимо отметить, что на Руси не было не только иноземных правителей, но даже поставленной завоевателями администрации. Главной формой зависимости была уплата дани. Ее собирали так называемые баскаки, во главе которых стоял великий баскак. Его резиденция находилась во Владимире. Баскаки имели особые вооруженные отряды, всякое сопротивление жестоким поборам и насилию беспощадно подавлялось. Политическая зависимость выражалась в выдаче русским князьям специальных грамот – ярлыков на право княжения. Формальным главой русских земель считался князь, получивший от хана ярлык на княжение во Владимире.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта