Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство Сельджукидов (1040-1157 гг.)

  • Государство Хорезмшахов-Ануштегенидов (1097-1231гг.)

  • 15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане. Учебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета


    Скачать 447.2 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине история Для всех направлений бакалавриата и специалитета
    Дата03.06.2021
    Размер447.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла15_лекция_Установление_советской_власти_в_туркестане.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #213619
    страница4 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Государство Газневидов (997-1186 гг.). - южные земли государства Саманидов вошли в состав образовавшегося в X в. в Афганистане самостоя­тельного Газневидского государства. Название династия Газневидов получила от г. Газни-столицы государства. Основатель Газневидской династии Наср ад – Дин – Даул Себук-тегин Гази был тюркского происхождения. В 977 году Себук-тегин был провозглашен амиром владения Газна, которым управлял в качестве наместника Саманидов. Его политическое возвышение и расширение владений произошли в конце X в., когда в ходе двух сражений в 994 и 995гг.. произошедших в Хорасане, объединенная саманидская армия во главе с Нухом II Насром и Себук-тегином разгромила войска мятежных военачальников Абу-Али и Фаика. В результате этого Себук-тегин стал правителем всех саманидских владений к югу от Амударьи. В 997 году он фактически становится основателем Газневидского государства.

    Позднее, по договору 1001г. граница между Караханидским и Газневидским государствами прошла по реке Амударья.

    В пору своего расцвета при Махмуде Газневи границы государства включали в себя Хорезм, Хорасан, территорию современного Афганистана, Северо-Восточного Ирана и Северную Индию.

    Однако уже при сыне и преемнике Махмуда султане Маъсуде (1030-1041 гг.) держава Газневидов стала клониться к упадку, утратив многие свои территории.

    Основными противниками Газневидов стали Сельджукиды.

    В мае 1040 г. в битве при Данданакане войска султана Маъсуда были наголово разбиты Сельджукидами, после чего Газневиды навсегда потеряли Хорасан, а сам Маъсуд бежал в Газни и был убит заговорщиками.

    После 1053 г. государство Газневидов стало маленьким княжеством в устьях реки Инд.

    Государство Газневидов просуществовало более 200 лет вплоть до 1186 года, когда владения Газневидов были захвачены Гуридами.

    Государство Сельджукидов (1040-1157 гг.). В первой половине XI в. началось движение сельджукидов, во главе которого стояли братья Тогрул-бек и Чары-бек Давуд, внуки Сельджука из туркменского рода кынык. Они возглавляли группу огузских племен, которые завоевали Хорасан и южнокаспийские области Ирана.

    В 1040г. битва при Данданакане (между Серахсом и Мервом) положила конец могуществу государства Газневидов, на его развалинах образовалась держава великих Сельджукидов, историческая жизнь кото­рых протекала за пределами Средней Азии. Главою Сельджукидского государства стал Тогрул-бек, продолживший завоевательные походы и захвативший большую часть земель, принадлежавших Арабскому хали­фату. Столицей его государства был город Рей. Захваченные земли были разделены на уделы и большая часть Хорасана и г. Мерв достались Чары-бек Давуду.

    В 1044г. Сельджукиды завоевали Хорезм, в1055 г. завоевали г.Багдад. в 1089г. - Мавераннахр, караханидские владетели стали их вассалами. Гра­ницы Сельджукидского государства простирались от Амударьи до Сре­диземного моря.

    В 1072-1092гг. на престол сельджукидов вступил султан Джалетдин Мелик-шах, при котором выдвинулся знаменитый везирь Низам-ал-Мульк, написавший книгу «Сиасет-наме» («Книга о правлении»).

    В период правления Мелик-шаха государство сельджукидов простиралось от Мавераннахра до границ Египта. После его смерти государство разделилось на две части. Средняя Азия, часть Ирана и Афганистана вошли в восточную часть нового государства.

    В 1118г. к власти пришел последний из великих сельджукидов – султан Санджар (1118-1157гг.). При Санджаре сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. Караханиды и Хорезмшахи признали вассальную зависимость от султана Санджара.

    В 1153г. племена гузов кочевавшие в районе Балха и Хутталяна, разбили войско султана Санджара, а его самого взяли в плен. В 1156г. султану Санджару удалось бежать из плена, а в 1157г. он умер, не успев вернуть сельджукидскому государству былого могущества.

    Государство Хорезмшахов-Ануштегенидов (1097-1231гг.) - Хорезм в X в. входил в состав госу­дарства Саманидов. Во второй половине X в. он делился на северный со столицей Ургенч (Гургандж), во главе находился эмир, и южный- состолицей Кят и правителем, носившим титул хорезмшаха. В 999 г. пра­витель Северного Хорезма Маъмун ибн Мухаммад объединил обе части в единое государство, принял титул хорезмшаха и столицей сделал Ургенч.

    В период образования Караханидского и Газневидских государств, Хорезм, благодаря своему окраинному положению, не вошел ни в одно из них. С 1017 по 1040гг. Хорезм входил в состав государства Газневидов. С сороковых годов XI в. до начала XII в. Хорезм находился в составе государства Сельджукидов.

    Основателем государства Хорезмшахов принято считать Ануш-тегина, который сделал блестящую карьеру при дворе сельджука Мелик-Шаха(1072-1092гг.) Первоначально он был рабом у сельджукидов и происходил из тюркского рода «бекдили». Его сын Кутбиддин Мухаммад (1097-1127гг.) берет древний титул хорезмшаха, но при этом остается преданным вассалом сельджукидов. Первый, кто проявил явную тенденцию к превращению Хорезма в независимое государство, был внук Ануш-тегина – Атсыз. Его заслуга перед Хорезмом заключается в том, что он успешно вел борьбу с таким могущественным правителем, каким был сельджукидский султан Санджар. Хорезмшах Атсыз (1127-1156гг.) умело использовал любую слабость своего сюзерена и вместе с тем противника.

    К началуХII в. относится все большее, массовое оседание в Мавераннахре тюркских племен. Появляются крупные населенные пункты, жители которых говорят по-тюркски. Процесс их оседания еще не закончился, когда Мавераннахр подвергся нашествию новых завоевателей.

    В 30-х годах ХII в. кочевые племена, известные под названием каракитаев (тунгузские или монгольские племена), вторглись в Сред­нюю Азию, нанеся сильные удары Караханидам и Сельджукидам.

    Столицей могущественного государства Хорезмшахов был город Ургенч (Гургандж). По данным исторических источников город Ургенч (нынешний Куня Ургенч) во время правления Хорезмшахов стал одним из самых больших городов Востока. В резиденции Хорезмшахов можно было встретить знатных представителей множества вассальных стран, которые льстиво называли хорезмшаха Искандер Сани, т.е. «Второй Александр».

    Подводя итог, отметим, что возникновение в конце X- начале XI века государств Газневидов, Караханидов, Сельджукидов и Хорезмшахов, сыграло огромную роль в развитии государственности в регионе, так как означало окончательное установление в Средней Азии тюркской государственности.

    Народы нашей страны имеют древнюю и богатую культуру. В своем многовековом развитии она прошла и через периоды ослабления и даже упадка, и через периоды взлета и духовного ренессанса. Из последних особо выделяются в истории Узбекистана IX-XII и XIV-XV век, отмеченные высочайшим уровнем культуры и науки.

    Каковы же были исторические предпосылки духовного взлета IX-XII веков? Какие факторы подготовили этот период, отмеченный деятельностью целой плеяды гениальных ученых и мыслителей, внесших своими творениями бесценный вклад в сокровищницу мировой цивилизации? Пространный ответ на поставленные вопросы требует совершить небольшой экскурс во времена арабского завоевания Маверауннахра и утверждения власти Арабского халифата.

    Известно, что в начале VIII века Средняя Азия была завоевана арабами и вошла в состав арабского халифата. Нашествие завоевателей, нанесшее огромный материальный и духовный ущерб местным народам, не привело к гибели их цивилизации. Постепенно восстанавливались земледелие, ремесла, возрождались города.

    В столице халифата был создан «Байт-ул-хикма» («Дом мудрости»). По существу, это заведение выполняло функции академии наук. В библиотеке «Дома мудрости» насчитывалось свыше 400 тысяч томов рукописей, написанных на индийском, греческом, китайском, арабском, персидском языках Научная литература - по астрономии, математике, медицине, философии, истории, логике, географии переводилась на арабский язык квалифицированными сотрудниками. Здесь велись серьезные научные исследования, совершались важные открытия в области точных наук.

    По утверждению английского исламоведа Федерика Денни, в этот период «исламская цивилизация достигла своих наивысших успехов».2 Известно, что ряд выдающихся среднеазиатских ученых в отдельные периоды своей жизни жили и творили в Багдаде. Среди них следовало бы назвать Ахмада Фергани, Мусу Хорезми, Дживхари, Марвази Ахмад Фергани участвовал даже в строительстве обсерватории, а позднее создал свою астрономическую школу.

    Народы нашей страны имеют древнюю и богатую культуру. В своем многовековом развитии она прошла и через периоды ослабления и даже упадка, и через периоды взлета и духовного ренессанса. Из последних особо выделяются в истории Узбекистана IX-XII и XIV-XV век, отмеченные высочайшим уровнем культуры и науки.

    Каковы же были исторические предпосылки духовного взлета IX-XII веков? Какие факторы подготовили этот период, отмеченный деятельностью целой плеяды гениальных ученых и мыслителей, внесших своими творениями бесценный вклад в сокровищницу мировой цивилизации? Пространный ответ на поставленные вопросы требует совершить небольшой экскурс во времена арабского завоевания Маверауннахра и утверждения власти Арабского халифата.

    Известно, что в начале VIII века Средняя Азия была завоевана арабами и вошла в состав арабского халифата. Нашествие завоевателей, нанесшее огромный материальный и духовный ущерб местным народам, не привело к гибели их цивилизации. Постепенно восстанавливались земледелие, ремесла, возрождались города.

    В столице халифата был создан «Байт-ул-хикма» («Дом мудрости»). По существу, это заведение выполняло функции академии наук. В библиотеке «Дома мудрости» насчитывалось свыше 400 тысяч томов рукописей, написанных на индийском, греческом, китайском, арабском, персидском языках Научная литература - по астрономии, математике, медицине, философии, истории, логике, географии переводилась на арабский язык квалифицированными сотрудниками. Здесь велись серьезные научные исследования, совершались важные открытия в области точных наук.

    По утверждению английского исламоведа Федерика Денни, в этот период «исламская цивилизация достигла своих наивысших успехов».3 Известно, что ряд выдающихся среднеазиатских ученых в отдельные периоды своей жизни жили и творили в Багдаде. Среди них следовало бы назвать Ахмада Фергани, Мусу Хорезми, Дживхари, Марвази Ахмад Фергани участвовал даже в строительстве обсерватории, а позднее создал свою астрономическую школу.

    В IX-X веках происходит восстановление и дальнейший рост земледелия, в городах развиваются ремесла. Оживление городской жизни вызвало развитие наук, философской мысли, литературы и искусства.

    Широко известны имена таких представителей науки и литературы Средней Азии IX-XII веков, как астрономы Фергани и Турки, замечательный историк Бухары Наршахи, ученый - энциклопедист Хорезми, знаменитые философы и естествоиспытатели Фараби, Беруни, Ибн Сино, лингвисты и мыслители Махмуд Кашгари, Юсуф Хос Хожиб, великие поэты Рудаки и Фирдоуси и др.

    Мухаммад ибн Мусо ал-Хорезми (783-850гг.) был одним из первых, кто заложил основы возрождения и нового мощного подъема науки и культуры. Он родился в Хорезме и по мере взросления обрел славу великого математика, астронома и географа. Ал-Хорезми был в числе ученых, отучившихся в «Доме мудрости» в Багдаде, где руководил работой двух обсерваторий его главные научные заслуги заключены в создании основы системы исчисления уравнении I и II степени, а также целого направления в математике - алгебры. Его труды «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах» и некоторые другие, были переведены на латинский язык и оказали большое влияние на развитие научных знаний, как на Востоке, так и на Западе.

    Другим великим ученым-энциклопедистом раннего средневековья был Ахмад Фергани (797-8б5гг.), известный в мире науки, прежде всего как крупный астроном, математик и географ. Родился он в Ферганской долине в семье земледельца, учился в Мерве, жил в Хорезме, работал в Багдаде и Дамаске. Известно, что Фергани руководил постройкой обсерватории в Багдаде, участвовал в переводе с древнегреческого языка на арабский язык астрономических трудов греческих ученых и в переводе сведений, изложенных Птолемеем в «Расположении звезд».

    Большой вклад в развитие общественной мысли внес Абу Наср ал-Фараби (873-950гг). С его именем связаны ряд научных достижений и развитие прогрессивной общественно-философской мысли Ближнего и Среднего Востока. Он родился в местечке Фароб, входившем в государство Саманидов, граничащей с Арабским халифатом. Начальное образование он получил в Ташкенте, Бухаре и Самарканде. Позднее продолжал совершенствовать свое образование в Багдаде. По некоторым дошедшим до нас сведениям Фароби знал до 70 языков.

    В ряду гениальных мыслителей IX-XII веков особое место занимают Абу Райхан Беруни и Абу Али ибн Сино.

    Абу Райхон Беруни родился в 973 году в предместье древней столицы Хорезма Кията (ныне г. Беруни в Каракалпакстане). Уже в юности он овладел наследием древнегреческой классикой науки и со временем в совершенстве овладел древнееврейским, арабским, персидским и тюркскими языками. Своим учителем он считал знаменитого среднеазиатского астронома и математика Абу Насра Мансура, который был известен тем, что один из первых доказал теорему синусов для сферических треугольников. Уже в 21 год Беруни с большой точностью определял величину склонения эклиптики к экватору. При этом он пользовался квадрантом, специальным инструментом, сконструированным им самим. В 22 года он первым в Средней Азии создал глобус.

    Широкую известность Беруни принесла книга «Памятники минувших поколений». В ней дается полное описание всех эр. Праздников и календарей греков, римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, иудеев и других народов и племен, а также истории культуры и литературы разных стран Востока. По этой книге видно, что Беруни был не только математиком и астрономом, но и имел богатейшие знания в областях истории, лингвистике, литературы и этнографии.

    Выдающимся медиком и мыслителем рассматриваемой нами эпохи по праву считается Абу Али ибн Сино (980-1037 гг.). В Европе он известен под именем Авиценны. Если сжато и обобщенно выразить открытия сделанные им в медицине, то они сводятся к следующему: Ибн Сино первый в истории медицины дал такое классическое описание менингита, что через много веков Американский невропатолог Кэмпстон сказал, «вряд ли в наше время к этому описанию можно прибавить что-нибудь новое».4 Он же впервые в истории медицины дал первое и точное описание плеврита, воспаления легких, астмы, туберкулеза, выделив их из общих легочных болезней. Указал на заразительность чахотки.

    Продолжателем традиций Фергани и Беруни был Махмуд Чагмини. Он оставил заметный след в астрономии, философии, географии, математике. Его научные изыскания получили свое отражение в «Кратком сборнике по астрономии». По дошедшим до нас сведениям данные из этого труда широко использовались на занятиях в медресе Улугбека в Самарканде, то есть спустя три столетия после его написания.

    Другой ученый – Исмаил Журжони основную часть своей жизни провел в Хорезме. Его перу принадлежит десятитомное произведение – «Книга о фармацевтике», которым пользовались не только в регионе, но и в ряде стран Востока (в Ираке, Персии, Хузистане). Содержание труда свидетельствует о том, что его автор – человек широкого кругозора, большой гуманист.

    Мы хорошо знаем имя Омара Хайяма, и прежде всего как известного поэта – лирика, мастера рубаи. Но мало кто знал, что мастер рубаи одновременно был крупным ученым.

    Омар Хайям родился в 1048г. в Хорасане, учился в Балхе, Бухаре и Самарканде, руководил обсерваторией в Исфагане, стал крупным ученым, написал книги по математике, астрономии, философии. Он квалифицированно комментировал геометрические труды Евклида, пропагандировал многие сочинения Ибн Сины. В книге Хайяма «Трудные вопросы арифметики» указаны методы извлечения корней целых степеней из чисел. В сочинениях по алгебре, продолжая идеи ал-Хорезми, Омар Хайям систематизировал науку, установил ее границы с арифметикой и сформулировал очередные задачи исследований в области алгебры.

    Исследователи утверждают, что Хайям определил время Навруза – 22 марта каждого года, когда наблюдается астрономическое равноденствие. Но чтобы Навруз не переходил на другие дни, он ввел високосный год. По календарю Хайяма из каждых 33 лет 25 считаются постыми (т.е. 365 дней) и восемь високосных (3660 дней). Календарь Омара Хайяма был утвержден декретом Малик-шаха и начал применяться с 15 марта 1079 года в Центральной Азии и затем в других регионах.

    В рассматриваемый исторический период жили и плодотворно работали литераторы, лингвисты и другие представители гуманитарных наук. К их числу относится Ахмад Югнаки. Он был талантливым поэтом и учителем нравственности. До нас дошел только его единственный труд «Подарок истин», написанный или скорее продиктованный на древнеузбекском языке в стихотворной форме. Книга несет огромный познавательный и воспитательный заряд.

    Ученый - лингвист Махмуд Кашгари написал капитальный труд «Дивани луђати ат-тюрк» («Собрания тюрских слов наречий»). В нем даны толкования свыше 7500 тюрских слов и выражений. Книга свидетельствует о глубоком знании автором истории, этнографии, географии, литературы и языковмногих народов Востока. Его по праву считают основателем сравнительного языкознания. «Диван» был переведен на другие языки, в том числе в 1982-1985 годах. Другим известным мыслителем того времени был Юсуф Хос Хожиб. Главное его произведение – «Знание, ориентированной на счастье» было завершено в 1070г. Книга написана в стихотворой форме на староузбекском, состоит из шести с половиной тысяч бейтов (двустиший). Труд этого ученого специалисты оценивают как философскую, социальную и нравственную энциклопедию исламской духовности. В нем речь идет о достоинствах знаний в управлении обществом, о порядочности людей, об осознанном и обдуманном подходе в решении жизненных проблем, о гуманизме власти имущих по отношению к простым людям. По существу это трактат об общественном согласии.

    В рассматриваемую эпоху в регионе жили и творили выдающиеся поэты и мыслители на таджикском языке – Абу Абдулло Рудаки и Носир Хисров. В произведениях поэта Рудаки высоко звучит воспитательно-нравственный аспект, любовь к природе, к людям. Но Рудаки был не только поэтом, но и ученым. Он имел хорошие знания в астрономии, знал древнегреческую литературу.

    Носир Хисров изучал множество языков, а также естественные науки, логику, философию, правоведение, историю, музыку. В своих поэтических произведениях Носир Хисров воспевал общечеловеческие ценности, гуманистические идеи, раскрывал роль религии в нравственном воспитании.

    Талантливым поэтом был и Абдумансур Дакики, поэзия которого основывалась на хорошем знании фольклора. Он положил начало составлению «Шахнома», где должна была найти отражение эпическая история Средней Азии и Ирана до арабского завоевания. Однако Дакики не успел завершить свое произведение, смерть прервала его творчество. Закончил «Шахнома» знаменитый Абул Касим Фирдавси. Это широко известное произведение содержит поэтически изложенную героизированнную историю Ирана и Средней Азии от глубокой древности до установления в регионе власти арабов.

    «Шахнома» оказала огромное влияние на восточную литературу средних веков. Ей давали высокую оценку Алишер Навои и Абдурахман Джами. В разное время и не раз «Шахнома» переводилась и публиковалась во Франции, Англии, России и других странах.

    В рассматриваемый период ряд ученых составляют историю Средней Азии. Среди них известные летописцы Мухаммад ибн Жарир ат-Табари (839-923гг.) и Абубакр ибн Жагфар ан-Наршахи (899-959гг.). Наиболее известным трудом Наршахи считается «История Бухары». В ней излагаются события, относящиеся к VΙΙ-ХΙΙ векам. В книге даются история происхождения названия Бухары, описание ее окрестных районов, природно-географические условия Зарафшанского оазиса. Труд содержит ценные данные о жизни и быте населения, о ремеслах, об огнепоклонстве, процессе зарождения ислама.

    Книга Наршахи многократно переписывалась, переводилась, а с ХΙХ века и издавалась. Так, «История Бухары» в 1892 г. была опубликована Ч.Шефером в Париже на французском языке. В 1897г. ее издал на русском языке Н.Ликошин. Она также публиковалась в 1904 г. Мулла Султаном – в Бухаре, в 1939 г. М.Ризави – в Тегеране, и в 1954г. Р.Фрейц издал ее с необходимыми пояснениями в Кембридже на английском языке.

    Ал-Бухари учился богословию в Дамаске, Каире, Басре и Багдаде. Везде он изучал, отбирал, сопоставлял, систематизировал хадисы, вел квалифицированные дискуссии по их датированности. В течение пяти лет в г.Нишапуре был преподавателем медресе по хадисам. Вернувшись в Бухару, он создает целую школу по хадисам, обучает сотни учеников. Главный труд его жизни – это сборник включающий 7275 хадисов, многие из которых он знал наизусть. С тех пор минуло около 12 веков, но в исламском мире труд ал-Бухари считается важнейшим после Корана источником, и потому на протяжении столетий во многих странах многократно переписывается, переиздается, бережно читается.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта