Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Семестр Всего Лекц ии Практ ические

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Краткое содержание лекций по дисциплине «Устное народное творчество» Лекция 1. Введение. Фольклор и фольклористика

  • Лекция 2. Жанровая структура русского фольклора. Принципы классификации фольклорных жанров

  • Лекция 3. Раннетрадиционный фольклор. Трудовые песни. Заговоры

  • УМК унт. УМК УНТ 2019-1 итог. Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине устное народное творчество


    Скачать 161.14 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по учебной дисциплине устное народное творчество
    АнкорУМК унт
    Дата11.04.2022
    Размер161.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМК УНТ 2019-1 итог.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #461989
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Учреждение образования

    «Белорусский государственный педагогический университет

    имени Максима Танка»

    Филологический факультет

    Кафедра белорусской и зарубежной литературы





    СОГЛАСОВАНО

    Заведующий кафедрой

    _______________ И.Н. Говзич


    (рег. № )

    СОГЛАСОВАНО

    Декан факультета

    ____________В.Д. Стариченок



    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
    для специальностей 1-02 03 02 Русский язык и литература;

    1-02 03 04 Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)

    Составитель:

    Е. П. Жиганова, кандидат филологических наук, доцент

    Рассмотрено и утверждено

    на заседании Совета БГПУ , протокол №

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    С. 3

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    С. 4

    ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    С. 48

    РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

    С. 54

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    С. 60




    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с типовой программой дисциплины «Устное народное творчество» и требованиями Государственного образовательного стандарта Республики Беларусь; предназначен для преподавателей, а также студентов филологического факультета БГПУ, которые обучаются по специальностям 1-02 03 02 «Русский язык и литература», 1-02 03 04 «Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)» (дневная и заочная формы обучения).

    Цель данного учебно-методического комплекса – создать условия для наиболее эффективной реализации требований образовательной программы по устному народному творчеству и соответствующего образовательного стандарта высшего образования.

    Учебно-методический комплекс включает:

    - теоретический раздел (конспект лекций по дисциплине);

    - практический раздел (примерная тематика семинарских занятий);

    - раздел контроля знаний (рефераты, самостоятельная работа, учебно-исследовательские задания, поверочные тесты, вопросы к экзамену);

    - вспомогательный раздел (учебная программа, учебно-методическая карта дисциплины, концепция воспитания через дисциплину, методические рекомендации, перечень учебных изданий).

    Учебно-методический комплекс рассчитан на самостоятельное использование преподавателями и студентами в процессе подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также к экзамену.

    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с рекомендованными типовым учебным планом общим объемом дисциплины.

    Изучение учебной дисциплины «Устное народное творчество» для специальностей 1 – 02 03 02 «Русский язык и литература» и 1 – 02 03 04 «Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)» рассчитано на 104 часа, из них 34 аудиторных: лекционных – 24 (4 УСР), практических – 10. Форма контроля – экзамен (I курс, 1 семестр):

    Семестр

    Всего

    Лекции

    Практические

    Самостоятельная работа студентов

    Форма контроля


    І

    104

    24

    10

    34

    экзамен


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    Краткое содержание лекций по дисциплине

    «Устное народное творчество»

    Лекция 1. Введение. Фольклор и фольклористика

    Фольклор (от англ. folklore - народная мудрость, знание) является важной составной частью культуры народа. «Фольклор - одна из самых продолжительных и всеобъемлющих систем духовной жизни народа, тесно связана с народным бытом (как отдельной системой) и с литературой». В европейской научно традиции под понятием «фольклор» понимают не только символическое народное творчество (в том числе и устное словесное искусство народа), но и духовное творчество в сочетании с материальной культурой (с учетом элементов быта, орудий труда, особенностей построения жилья и т.д.) Наряду с термином «фольклор» существует термин «народное творчество», которым обозначается вся творческая деятельность народа: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, художественное и декоративно-прикладное искусство - все, что несет отпечаток быта, а также является воплощением взглядов, идеалов и стремлений людей. Для того, чтобы разграничить сферы материального и духовного творчества народа, которые органично взаимодействуют, но не тождественны, часто используются термины «устная словесность», «народная словесность», «устное народное творчество».

    Устное народное творчество - это художественно-словесная творчество народа в совокупности ее видов и форм, где средствами языка сохранено знания о жизни и природе, древние культы и верования; а также отражен мир мыслей, представлений, чувств и переживаний. Устное народное творчество украинского народа формировалась на протяжении веков вместе с языком и поэтому вобрала в себя многовековой опыт, знания и память об историческом прошлом на разных стадиях развития народа.

    Основными отличительными признаками фольклора (в узком смысле слова) являются: устность (нефиксированный способ хранения, воспроизведения и передачи фольклорных текстов); традиционность (чистые новации в фольклоре исключены, любое произведение создается в рамках существующей традиции); вариативность (все фольклорные тексты существуют в вариантах, каждый из которых равноправен по отношению к другому); коллективность (фольклор – коллективное творчество, в котором не исключается индивидуальное начало, которое, в свою очередь, определяется традицией); синкретизм (полиэлементность и полифункциональность).

    В процессе своего бытования жанры словесной народного творчества переживают «производительный и непроизводительный» периоды своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старения, угасание), что связано с социальными и культурно-бытовыми изменениями, которые происходят в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народе объясняется не только художественной ценностью, но и скоростью изменений в стиле жизни, мировоззрении, вкусах их основных создателей и носителей-исполнителей. Соответственно и система жанров каждого периода делится на активный репертуар - жанры или произведения, которые широко бытуют; и пассивный - те, которые хранятся в народной памяти, выполняются фрагментарно.

    Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного искусства обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами выполнения, сочетание текста с мелодией, интонацией, движениями. В ходе истории некоторые жанры испытывали значительных изменений, исчезали, на их месте появлялись новые.

    Несмотря на яркое национальную окраску, произведения словесности разных народов обнаруживают сходство мотивов, образов и сюжетов, что объясняется либо развитием из одного источника, или культурным взаимодействием или возникновением подобных явлений на почве общих закономерностей социального развития. Это можно наблюдать при сравнении русских, белорусских и украинских фольклорных памятников.

    Возникновение фольклористики как науки предшествовал многовековой опыт сборки (записи) фольклорных текстов и их обработка в творчестве писателей, режиссеров, композиторов. В зависимости от научных представлений о предмете фольклористики менялись ее пределы и место среди других наук. На ранних этапах становления фольклористика определялась то как отрасль этнографии, то как раздел литературоведения, ее рассматривали и как вспомогательную дисциплину других наук - истории культуры и социологии.

    Со временем фольклористика становится самостоятельной наукой, формируется ее структура, разрабатываются методы исследования. Сейчас фольклористика - это наука, изучающая закономерности и особенности развития фольклора, характер и природу, сущность, тематику народного творчества, ее специфику и общие черты с другими видами искусства; особенности бытования и функционирования текстов устной словесности на разных этапах развития; жанровую систему и поэтике.

    Согласно специально поставленных перед этой наукой задач фольклористика делится на две области: историю фольклора и теорию фольклора.

    История фольклора - это отрасль фольклористики, что изучает процесс возникновения, развития, бытования, функционирования, трансформацию (деформацию) жанров и жанровой системы в различные исторические периоды. Теория фольклора - это отрасль фольклористики, которая изучает сущность устного народного творчества, особенности отдельных фольклорных жанров, их место в целостной жанровой системе, а также внутреннюю структуру жанров - законы их построения, поэтику.

    Фольклористика тесно связана, граничит и взаимодействует со многими другими науками. Ее связь с историей проявляется в том, что фольклористика, как все гуманитарные науки, является исторической дисциплиной, то есть рассматривает все явления и предметы исследования в их движении - от предпосылок возникновения и зарождения, прослеживая становление, развитие, расцвет к отмиранию или упадка. Причем здесь требуется не только установление факта развития, а его объяснение. Фольклор - явление историческое, поэтому требует стадиального изучения с учетом исторических факторов, черт и событий каждой конкретной эпохи. Задачи исследования устного народного творчества заключается также в том, чтобы выявить, как новые исторические условия или их изменение влияют на фольклор, что именно обусловливает появление новых жанров, а также в выявлении проблемы исторического соответствия фольклорных жанров, сопоставление текстов с реальными событиями, историзм отдельных произведений. Кроме того, фольклор часто сам может быть историческим источником. Существует тесная связь фольклористики с этнографией как наукой, изучающей ранние формы материального жизни (быта) и социальной организации народа. Этнография является источником и основой изучения народного творчества, особенно при анализе развития отдельных фольклорных явлений. Как наука, изучающая народное творчество в различных ее проявлениях, фольклористика граничит с культурологией (в исследовании культурных традиций и обычаев) и искусствоведением (как источник возникновения и развития различных видов искусства: театра, хореографии, живописи, музыки). Фольклористика тесно связана с литературоведением, потому что ее предмет - фольклор - является источником возникновения и развития профессионального словесного искусства - художественной литературы. Как своеобразная система народных взглядов на прекрасное и уродливое, добро и зло, на нормы первоначальной морали людей, эта дисциплина имеет общие научные интересы в соответствии с эстетикой и этикой, а также - с педагогикой, которая может рассматривать произведения устной словесности с точки зрения их воспитательного воздействия и народного опыта воспитания. С психологией эта связь проявляется разнообразно: во-первых, в исследованиях психических состояний и процессов, индивидуального и коллективного сознания, как побуждений к созидание, сохранение и распространение фольклорных текстов; во-вторых, как средства воспитания эмоций, чувств, воображения, мышления членов человеческих сообществ.

    Кроме этого, в большей или меньшей степени фольклористика связана еще с рядом наук: языкознанием (в частности диалектологией), поскольку является материалом образцов диалектов и наречий различных этнических групп, в которых фиксируется историческое развитие живой народной речи; географией и естествознанием (попытки объяснить природные явления, происхождение географических названий, растительной и животной символики), медициной (во взглядах на лечебные свойства растений, элементов природы, лечебное действие слова), социологией (сожительство отдельных слоев, законы жизни общности) и др.

    В процессе мирового развития фольклористики сформировались различные школы и направления изучения фольклора со специфическими подходами и методами. Среди основных школ изучения фольклора выделяют мифологическую, заимствований, антропологическую и историческую.

    Лекция 2. Жанровая структура русского фольклора. Принципы классификации фольклорных жанров

    Принципы классификации фольклорных жанров (по В. Проппу):

    - сфера применения;

    - способ исполнения;

    - особенности поэтики;

    - отношение к музыке.

    Принято выделять следующие группы фольклорных жанров:

    I.Трудовой фольклор (трудовые песни, дубинушки).

    II.Обрядовый фольклор.

    1. Календарные обряды и календарная поэзия. Колядки, подблюдные песни, масленичные песни, веснянки, троицко-семицкие, купальские и жнивные песни; хороводные и игровые песни.

    2. Семейные обряды и семейная поэзия (родинный обряд, свадебная поэзия: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные; причитания и приговоры; похоронные и рекрутские причитания и плачи). 

    III. Малые жанры фольклора

    - заговоры;

    - загадки; 

    - пословицы и поговорки;

    - приметы.

    IV. Необрядовый фольклор. Эпические, лирические и драматические жанры.

    1. Эпический прозаический фольклор:

    - сказочная проза (сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые сказки;

    - несказочная проза (предания, легенды, сказы, былички, бывальщины, анекдоты). 

    2. Эпический стихотворный фольклор:

    - былины; 

    - баллады;

    - исторические песни;

    - духовные стихи. 

    3. Лирические песни (песни с бытовой тематикой (любовные, семейные), песни с социальной тематикой (о крепостной неволе, тюремные, удалые, солдатские), песни о крестьянском отходничестве (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие). Шуточные и сатирические песни. Плясовые песни.

    4. Народный театр. Ряжения. Выкрики торговцев и балаганных дедов. Сатирические народные пьесы. Народный кукольный театр и его виды. Кукольный театр «Петрушка». Вертеп. Раек.

    5. Детский фольклор. Фольклор, созданный взрослыми для детей: колыбельные песни, пастушки, потешки, прибаутки, перевертыши; их жанровое своеобразие. Фольклор, возникший в детской среде. Детский игровой фольклор: жеребьевки и считалки. Детские игровые песни и стихи: песни-заклички, дразнилки и поддевки, скороговорки, страшилки.

    Лекция 3. Раннетрадиционный фольклор. Трудовые песни. Заговоры

    Ocнoвы xyдoжecтвeннoй oбpaзнocти ycтнoгo нapoднoгo твopчecтвa cлoжилиcь в дoиcтopичecкий пepиoд, кoгдa oднoвpeмeннo c языкoм (чeлoвeчecкoй peчью) пoявилcя paннeтpaдициoнный фoльклop. Paннeтpaдициoнный фoльклop — этo coвoкyпнocть дpeвниx poдoв и видoв фoльклopa, apxaичнaя cиcтeмa, пpeдшecтвoвaвшaя oбpaзoвaнию coбcтвeннo xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa нapoдa. Boпpoc o paнниx cтaдияx paзвития фoльклopa нe мoжeт paccмaтpивaтьcя нa мaтepиaлe тoлькo oднoгo нapoдa. Heoбxoдимo yчитывaть дpeвнee poдcтвo близкиx нapoдoв (нaпpимep, cлaвян), a тaкжe yнивepcaльныe, типoлoгичecкиe зaкoны paзвития oбщecтвa и кyльтypы, кoтopыe дeйcтвoвaли пoвceмecтнo. Иccлeдoвaтeли paннeтpaдициoннoгo фoльклopa oбpaщaютcя к дaнным иcтopии и языкa. Oни пpoвoдят нaблюдeния нaд жизнью и кyльтypoй этнocoв, зaдepжaвшиxcя в cвoeм paзвитии, a тaкжe нaд пepeжиткaми пepвoбытнoй кyльтypы в фoльклope цивилизoвaнныx нapoдoв. Taкoй пoдxoд нaзывaeтcя peтpocпeктивным.

    Трудовые песни

    В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг­рала трудовая деятельность. Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит­мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо­вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водо-черпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда. В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време­ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про­изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни­ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал­ся ритмический рисунок припева. В середине XIX в. труд бурлаков ушел в прошлое. "Дубинуш­ки" были использованы в профессиональном искусстве (лите­ратуре, музыке, живописи).

    Заговоры

    Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на­родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида­вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос­ти они были основаны на образном, метафорическом мышле­нии, уподоблении по аналогиям.

    Заговор (или заклинание) — произведение магического харак­тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред­метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

    Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Ритуальность исполнения заговоров требовала опре­деленного времени и места (на утренней или вечерней заре, в полночь, в Великий Четверг; у реки, у куриного насеста, в печи и проч.) Мифологи видели в заговорах древние мифы-молитвы, обра­щенные к языческим божествам. И в наше время заговоры рас­сматривают как источник реконструкции мифопоэтического мира. С мифами их сближает отождествление природного и че­ловеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим суще­ствам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (на­пример, часто упоминаются христианские святые).

    Важный признак заговора — вера в магическую силу слова. Это отразили его народные названия: заговор, наговор, шептание, слово, молитва. Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род­ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж­ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку). Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос­лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано­сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова­ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор­ное явление, были подвержены вариативности. В конце загово­ра исполнитель мог произнести слова, "нейтрализующие" воз­можные ошибки:

    Будьте мои слова и наговоры.

    Некоторые недоговоры,

    Исполнъш-полна крепки-лепки... 

    Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяй­ственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную тор­говлю...); лечебные; любовные (их называли присушки или отсушки); социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне...). Наиболее многочислен­ны лечебные заговоры.

    Персонажи заговоров очень многообразны. Это олицетворен­ные носители зла: двенадцать сестер — двенадцать дочерей Иро­довых, тоска, сухота, бес Салчак, худое, Грыз Грызец, звих, гром гремучий... С другой стороны, многочисленные помощники, ко­торые осуществляют просьбы или приказания: Божья Матерь (Мати Пресвятая Богородица), Святой Спаситель (Иисус Хрис­тос, Господь), Егорий Храбрый, батюшка святой отче Симон, красно солнышко, светлый месяц, звезды частые, утренняя зорюшка, вет­ры буйные, вихорь, огонь, огненный змей, батюшка черный дым, водичка-матушка, матушка змея-шкуропея...

    В художественной системе заговоров необходимо отметить богатство эпитетов. Большую роль в них играет прием сравне­ния. Например:

    Как ты, водичка-матушка.

    Убегаешь, не жалеешь

    Ни бережков, ни камешков,

    Так и мне не жалеть.

    В эпических заговорах с развитым центральным образом были постоянные элементы композиции: зачин (молитвенное вступ­ление), эпическая часть (описание обрядовых действий, действи­тельных или символических), выражение пожелания, закрепка-концовка. Построение заговора представляет собой последовательное сочетание формул. Фольклорная формула — устойчивая словес­ная конструкция, как правило, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения. Формула повторя­ется в разных произведениях жанра (многие жанры фольклора выработали свои формулы).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта