Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания для подготовки к рубежному контролю

  • Выполнить конспекты статей

  • Примерные тестовые задания для текущего контроля: ТЕСТ 1 1. Фольклор – это

  • 2. Жанры обрядового фольклора: А. сказкаВ. частушкаС. заговор3. В зимние святки входят

  • 4. Колядка – это А. обрядовая песняВ. обрядовое печеньеС. утварь5. Масленица длилась

  • 6. В весенне-летний цикл входит А. ЕгорийВ. Семик и ТроицаС. Васильев вечер7. Какая из сказок является тотемной

  • 8. Художественный метод сказки А. Установка на достоверностьВ. Установка на вымыселС. Установка на восприятие9. Кащей Бессмертный

  • 10.Волшебные предметы А. железная просфораВ. клубочекС. печь11.Богатырство киевское

  • 12.Что не могла выдернуть дружина Вольги А. РепкуВ. ГвоздьС. Сошку13.Образы духовных стихов

  • 14.«Подступал тута царь Бахмет турецкий и разорял он…» А. КиевВ. РязаньС. КазаньТЕСТ 2 1. Эпитеты Ивана Грозного

  • 2. Мастрюк по отношению к Марье Темрюковне А. СынВ. ДядяС. Брат3. «Плач Ксении Годуновой» – это

  • 4. С кем «думал думушку» Степан Разин А. с боярамиВ. с голутьбоюС. с разбойничками5. В исторической песне Пугачева судил

  • 6. К какому роду поэзии относится баллада А. эпическомуВ. лирическомуС. драматическому7. «Насильный постриг» – это

  • 8. Основу лирической песни составляет: А. сюжетная ситуацияВ. драматический конфликтС. сюжет9. Психологический параллелизм бывает

  • 10.«На Муромской дорожке» – это А. песня авторского складаВ. жестокий романсС. блатная песня11.Как звали сына царя Максимилиана

  • 12.В театре Петрушки участвуют (лишнее исключите) А. ЦыганВ. КапралС. Маршал13.«Маленький мальчик…» – это начало

  • 14.Образы страшилок (лишнее исключите) А. Красная рукаВ. Красный носС. Гроб на колёсиках Тестовые контрольные задания

  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Учебная программа Пояснительная записка

  • Семестр Всего Лекц ии Практ ические

  • УМК унт. УМК УНТ 2019-1 итог. Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине устное народное творчество


    Скачать 161.14 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по учебной дисциплине устное народное творчество
    АнкорУМК унт
    Дата11.04.2022
    Размер161.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМК УНТ 2019-1 итог.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #461989
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

    Программа экзамена по дисциплине «Устное народное творчество»

    1. Русское устное народное поэтическое творчество как вид искусства.

    2. Фольклор и литература.

    3. Фольклор и язык. Символическая деятельность.

    4. Основные критерии фольклора.

    5. Диалектика коллективного и индивидуального начал в устном народном творчестве.

    6. Традиционность фольклора. Импровизация.

    7. Синкретизм устного народного творчества.

    8. Вариативность фольклора.

    9. Связь фольклора с мифом и ритуалом. Основные особенности традиционного мировоззрения. Антропоцентризм, антропоморфизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

    10. Основные типы мифов, особенности структурной организации мифологического текста (хронотоп, композиция, система образов). Отличие мифа от повествования с линейным сюжетом.

    11. Основные структурные особенности ритуала. Основные типы обрядов. Роль обрядов в жизни общества.

    12. Происхождение и дифференциация жанров устного народного творчества.

    13. Жанровая структура русского устного народного поэтического творчества.

    14. История развития русского фольклора.

    15. Национальное своеобразие русского фольклора.

    16. Фольклористика - наука о фольклоре.

    17. Основные научные школы мировой и отечественной фольклористики.

    18. Трудовой фольклор. Происхождение. Поэтика трудовой песни.

    19. Жанровая структура и поэтика обрядового фольклора.

    20. Календарные праздники. Их роль в жизни общества. Обрядовая поэзия. Типология и поэтика обрядовых песен.

    21. Зимние обряды и обрядовая поэзия. Поэтика святочных, подблюдных масленичных песен.

    22. Весенние обряды и обрядовая поэзия (веснянки, троицко-семицкие песни и т.д.).

    23. Летние обряды и обрядовая поэзия (купальские, костромские песни).

    24. Осенние обряды и обрядовая поэзия (зажиночные и дожиночные песни).

    25. Семейные обряды и обрядовая поэзия.

    26. Родинный обряд.

    27. Похоронная, рекрутская обрядовость и обрядовая поэзия. Плачи и причитания.

    28. Свадебный обряд и обрядовая поэзия. Типология и поэтика свадебной песни.

    29. Заговоры. Типология и поэтика.

    30. Необрядовый фольклор. Жанровая структура и поэтика.

    31. Жанровая структура и поэтические особенности эпического прозаического необрядового фольклора.

    32. Сказочная проза (типология и поэтика).

    33. Сказки о животных. Происхождение, типология и поэтика.

    34. Волшебная сказка. Происхождение. Основные структурные особенности текста волшебной сказки (хронотоп, композиция, система образов).

    35. Социально-бытовая (новеллистическая) сказка. Особенности поэтики.

    36. Несказочная проза (предания, легенды, сказы, былички, анекдоты и т.д.). Типология и поэтика.

    37. Жанровая структура и поэтические особенности эпического стихотворного необрядового фольклора.

    38. Былины. История возникновения и развития жанра. Типология и поэтика.

    39. Древнейшие (мифологические) былины. Происхождение. Основные сюжеты и герои.

    40. Былины киевского цикла. Основные сюжеты и герои.

    41. Былины новгородского цикла. Основные сюжеты и герои.

    42. Баллады Типология и поэтика.

    43. Исторические песни. История возникновения и развития жанра. Особенности поэтики.

    44. Русские духовные стихи. История возникновения и развития жанра. Источники русских духовных стихов. Основные сюжеты. Особенности поэтики.

    45. Лирическая песня. Типология и поэтика. Психологический параллелизм.

    46. Народное драматическое искусство. Происхождение и основные структурные особенности.

    47. Виды народного театра. Кукольный театр. Народная драма.

    48. Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы, поговорки. Особенности поэтики.

    49. Городской фольклор. Рабочий фольклор. Особенности развития устного народного творчества в ХХ в.

    50. Детский фольклор. Основные сферы детского творчества по принципу среды возникновения и бытования фольклорных текстов. Жанровая структура.


    Вопросы и задания для подготовки к рубежному контролю:

    Вопросы для самоанализа:

    1. Расскажите об академических школах в русской фольклористике XIX –

    начала XX вв.

    2. В чем сходство и в чем отличие гаданий и заговоров?

    3. В чем сходство и в чем отличие календарной и семейной обрядовой поэзии?

    4. Как связана с мифологией поэтическая сторона свадебного обряда?

    5. Раскройте роль импровизации в причитаниях?

    6. Сравните использование художественного приема метафоры в пословицах и загадках.

    7. Охарактеризуйте сказки как вид народной прозы.

    8. В чем выразилась педагогическая направленность сказок о животных?

    9. Раскройте значение «основного сюжета» для жанра волшебных сказок.

    10.Что общего в анекдотических и новеллистических сказках?

    11.Охарактеризуйте общие признаки произведений несказочной прозы.

    12.Как соотносятся историческая достоверность и художественный вымысел в преданиях?

    13.Раскройте особенности отображения истории в былинах.
    Выполнить конспекты статей

    Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие для фил. спец. пед. ин-ов / Сост. Ю.Г. Круглов.- М., 1986. – 536 с.

    1.Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов (стр.50).

    2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество (стр.90).

    3. Пропп В.В.Принципы классификации фольклорных жанров (стр. 110).

    4. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний (стр. 147).

    5. Афанасьев А.Н.Народные праздники (стр. 135).

    6. Пропп В.Я. Морфология сказки (стр.288).

    7. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля (стр. 364).

    8. Лихачев Д.С. Эпическое время былин (стр. 344).

    9. Виноградов Г.С.Детский фольклор (стр.435).

    10. Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятья урожая и благополучия семьи (стр. 152).

    Примерные тестовые задания для текущего контроля:

    ТЕСТ 1

    1. Фольклор – это:

    А. народная мудрость

    В. народная память

    С. народное слово

    2. Жанры обрядового фольклора:

    А. сказка

    В. частушка

    С. заговор

    3. В зимние святки входят

    А. катание по жниву

    В. Колядование

    С. завивание березы

    4. Колядка – это

    А. обрядовая песня

    В. обрядовое печенье

    С. утварь

    5. Масленица длилась

    А. месяц

    В. один день

    С. неделю

    6. В весенне-летний цикл входит

    А. Егорий

    В. Семик и Троица

    С. Васильев вечер

    7. Какая из сказок является тотемной

    А. «Царевна-лягушка»

    В. «Каша из топора»

    С. «Медведь – липовая нога»

    8. Художественный метод сказки

    А. Установка на достоверность

    В. Установка на вымысел

    С. Установка на восприятие

    9. Кащей Бессмертный

    А. Губитель

    В. Даритель

    С. Осветитель

    10.Волшебные предметы

    А. железная просфора

    В. клубочек

    С. печь

    11.Богатырство киевское

    А. Алёша Попович

    В. Садко

    С. Тугарин

    12.Что не могла выдернуть дружина Вольги?

    А. Репку

    В. Гвоздь

    С. Сошку

    13.Образы духовных стихов

    А. Василиса Премудрая

    В. Алексей Человек Божий

    С. Два Лазаря

    14.«Подступал тута царь Бахмет турецкий и разорял он…»

    А. Киев

    В. Рязань

    С. Казань
    ТЕСТ 2

    1. Эпитеты Ивана Грозного:

    А. Прозритель

    В. Целитель

    С. Светел Месяц

    2. Мастрюк по отношению к Марье Темрюковне

    А. Сын

    В. Дядя

    С. Брат

    3. «Плач Ксении Годуновой» – это

    А. причитание

    В. заговор

    С. историческая песня

    4. С кем «думал думушку» Степан Разин?

    А. с боярами

    В. с голутьбою

    С. с разбойничками

    5. В исторической песне Пугачева судил

    А. Суворов

    В. Орлов

    С. Панин

    6. К какому роду поэзии относится баллада?

    А. эпическому

    В. лирическому

    С. драматическому

    7. «Насильный постриг» – это

    А. любовная баллада

    В. историческая баллада

    С. социально-бытовая

    8. Основу лирической песни составляет:

    А. сюжетная ситуация

    В. драматический конфликт

    С. сюжет

    9. Психологический параллелизм бывает:

    А. формальный

    В. отрицательный

    С. положительный

    10.«На Муромской дорожке» – это

    А. песня авторского склада

    В. жестокий романс

    С. блатная песня

    11.Как звали сына царя Максимилиана?

    А. Адольф

    В. Альфонс

    С. Аника

    12.В театре Петрушки участвуют (лишнее исключите)

    А. Цыган

    В. Капрал

    С. Маршал

    13.«Маленький мальчик…» – это начало

    А. Дразнилки

    В. Считалки

    С. Садистского стишка

    14.Образы страшилок (лишнее исключите)

    А. Красная рука

    В. Красный нос

    С. Гроб на колёсиках

    Тестовые контрольные задания:

    1 вариант:

    1. Охарактеризуйте календарные обряды зимнего цикла.

    2. Назовите основные жанровые особенности былины.

    3. Особенности классификации лирических песен.

    2 вариант:

    1. Охарактеризуйте календарные обряды весенне-летнего цикла.

    2. Назовите основные этапы русской свадьбы.

    3. Особенности классификации исторических песен.

    3 вариант:

    1. Охарактеризуйте календарные обряды осеннего цикла.

    2. Дайте определение жанру баллада.

    3. В чем заключается специфика возникновения и бытования духовного

    стиха.

    4 вариант:

    1. Сформулируйте особенности поэтического стиля лирических песен.

    2. Назовите основные сборники русского фольклора.

    3. Что входит в понятие «народный театр»?

    5 вариант:

    1. Назовите основные жанры русской сказки.

    2. Назовите основные жанровые признаки частушки.

    3. Назовите жанры детского фольклора.

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    Учебная программа

    Пояснительная записка

    Программа учебной дисциплины «Устное народное творчество» составлена в соответствии с концепцией литературного образования
    и обусловлена реалиями нашего времени.

    Основная цель дисциплины «Устное народное творчество» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными закономерностями развития искусства слова на разных этапах развития общества. Вследствие заявленной цели в процессе изучении данной учебной дисциплины необходимо реализовать следующие задачи:

    • познакомить студентов с кругом фольклорных текстов различных жанров;

    • познакомить студентов с трудами ученых-фольклористов и различными подходами к изучению фольклора;

    • научить выявлять особенности композиции и поэтики произведений устного народного творчества.

    Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста, связь с другими учебными дисциплинами. Согласно типовым учебным планам по специальностям 1 – 02 03 02 “Русский язык и литература” и 1 – 02 03 04 “Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)” дисциплина “Устное народное творчество” входит в цикл специальных учебных дисциплин и изучается студентами в первом семестре наряду с дисциплинами социально-гуманитарного блока, что позволяет использовать полученную информацию в процессе изучения данного предмета. Учебная дисциплина “Устное народное творчество” имеет генетически обусловленные связи с дисциплинами литературоведческого цикла, такими как “История русской литературы и литературной критики”, “Введение в литературоведение”. Учебная дисциплина носит обучающий и развивающий характер и предполагает знакомство студентов с жанровой структурой русского фольклора, закономерностями функционирования фольклорных текстов в символическом пространстве традиционной культуры, а также формирование представления о роли универсальных смысловых структур в обеспечении межкультурной коммуникации. В центре рассмотрения оказываются вопросы исторического развития и поэтики фольклора, характеристика влияния ритуально-мифологического компонента семантической структуры художественного текста на восприятие эстетического сообщения. Изучение осуществляется на основе приобретенных студентами базовых знаний в области историко-литературной типологии и литературоведения.

    Изучение учебной дисциплины “Устное народное творчество” должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

    Требования к академическим компетенциям специалиста

    Студент должен:

    • АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

    • АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

    • АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

    Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

    Студент должен:

    • СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

    • СЛК-6. Уметь работать в команде.

    • СЛК-8. Быть способным к реализации ценностно-ориентационной деятельности.

    Требования к профессиональным компетенциям специалиста

    Студент должен быть способным:

    • ПК-1. Эффективно реализовывать обучающую деятельность.

    • ПК-2. Управлять учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

    • ПК-3. Использовать оптимальные методы, формы, средства обучения.

    • ПК-4. Осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания.

    • ПК-11. Формировать базовые компоненты культуры личности воспитанника.

    • ПК-12. Эффективно осуществлять технологию деятельности классного руководителя.

    • ПК-13. Эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве учителя-предметника и классного руководителя.

    • ПК-14. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и др. источниками информации.

    • ПК-15. Развивать уровень учебных возможностей обучающихся на основе системной педагогической диагностики.

    • ПК-16. Организовывать и проводить коррекционно-педагогическую деятельность с воспитанниками.

    • ПК-17. Предупреждать и преодолевать школьную неуспеваемость.

    • ПК-18. Осуществлять профилактику девиантного поведения подростков.

    В результате изучения дисциплины «Устное народное творчество» студент должен знать:

    • историю возникновения и развития жанров устного народного творчества;

    • сюжетно-композиционные особенности и средства художественной выразительности различных жанров устного народного творчества;

    • принципы и приемы анализа фольклорных текстов;

    • методы научных исследований в области фольклора;

    В результате изучения дисциплины «Устное народное творчество» студент должен уметь:

    • анализировать фольклорные тексты и видеть степень их влияния на литературные произведения;

    • исследовать фольклорные произведения с точки зрения особенностей их композиции, поэтики, идейного своеобразия;

    • осуществлять научно-исследовательскую и методическую деятельность.

    В результате изучения дисциплины «Устное народное творчество» студент должен владеть:

    • соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

    • умениями и навыками определять жанровую принадлежность фольклорных памятников и особенности их поэтического воплощения.

    По каждой учебной теме в соответствии с ее целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподаватель проектирует и реализует конкретные педагогические технологии.

    Основными образовательными технологиями являются: проблемные (проблемное преподавание, поисковый метод); коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (дискуссия, круглый стол, презентация, проектная деятельность, групповая работа и др.), культурологические и этнопедагогические подходы.

    Организация самостоятельной работы студентов. При изучении учебной дисциплины «Устное народное творчество» используются такие методы самостоятельной работы, как выполнение индивидуальных заданий на практических занятиях под контролем преподавателя, выполнение индивидуальных заданий внеаудиторно (управляемая самостоятельная работа студентов), написание рефератов, подготовка презентаций, конспектирование научных статей, подготовка докладов для выступлений на студенческих научных конференциях, собирание фольклорных текстов и др.

    Общее количество часов, количество аудиторных часов, форма получения образования, распределение учебных часов, форма текущей аттестации. Изучение учебной дисциплины «Устное народное творчество» для специальностей 1 – 02 03 02 «Русский язык и литература» и 1 – 02 03 04 «Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)» рассчитано на 104 часа, из них 34 аудиторных: лекционных – 24 (4 УСР), практических – 10. Форма контроля – экзамен (I курс, 1 семестр):

    Семестр

    Всего

    Лекции

    Практические

    Самостоятельная работа студентов

    Форма контроля


    І

    104

    24

    10

    34

    экзамен
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта