Главная страница

УМК Основы философии. Учебнометодический комплекс предлагает традиционную для философских курсов логику рассмотрения тем от общемировоззренческих вопросов через блок истории философии к систематическому разделу. В первом разделе Основные идеи мировой философии


Скачать 240.5 Kb.
НазваниеУчебнометодический комплекс предлагает традиционную для философских курсов логику рассмотрения тем от общемировоззренческих вопросов через блок истории философии к систематическому разделу. В первом разделе Основные идеи мировой философии
Дата19.03.2022
Размер240.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУМК Основы философии.doc
ТипУчебно-методический комплекс
#403828
страница1 из 2
  1   2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного миро­воззрения. При этом необходима как интеграция всех ранее накопленных студентами знаний в сфере гуманитарных (обществознание, история, культурология, право) и естественно-научных (физика, биология и др.) дисциплин, так и опора на их субъективный жизненный опыт.

Цель учебно-методического комплекса - сформировать у студентов представления о филосо­фии как специфической области знания, этапах ее становления о философских, научных и религи­озных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соот­ношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельно­сти человека, общества, цивилизации.

Задача курсастудент должен знатьосновную проблематику фи­лософии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в ос­новных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания не­обходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

Учебно-методический комплекс предлагает традиционную для философских курсов логику рассмотрения тем: от общемировоззренческих вопросов через блок истории философии к систематическому разделу.

В первом разделе «Основные идеи мировой философии» представлены темы: «Философия Древнего мира», «Философия Средних веков и эпохи Возрождения», «Философия Нового и новейшего времени», «Немецкая классическая философия. Немецкий материализм», «Постклассическая европейская философия XIX-XX вв.» и «Русская философия X-XX вв.», охватывающие все основные этапы развития мировой и отечественной философской мысли. В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философских школ и направлений, рассматриваются их идеи, определившие развитие культуры в це­лом. История философии является самодостаточной частью философской науки, поэтому ее детальное освоение является необходимым условием для дальнейшего изучения курса философии.

Второй блок тем «Человек и мир» посвящен важнейшим проблемам теории философии: структуре бытия, законам и категориям диалектики, закономерностям всеобщих изменений.

В третьем разделе «Человек - сознание – познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «Уче­ние о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важней­шие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В четвертом разделе «Духовная жизнь человека» изучаются темы: «Философия и научная картина мира», «Философия и религия», «Философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании чело­века.

Пятый раздел «Социальная жизнь» раскрывается через темы «Общество как объект философского осмысления. Человек в исторической перспективе», «Философия культуры», «Глобальные проблемы современности». В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей XIX-ХХ вв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские пред­ставления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных про­блемах, стоящих ныне перед человечеством.

Студент в результате усвоения курса должен уметьсамостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические по­зиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, ве­ра? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно нау­читься философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Структура учебно-методического комплекса подчинена основным формам учебной работы: лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде подготовки сообщений, написания рефератов и эссе, работы с философскими первоисточниками.

Тематическое планирование отражает распределение часов по группам различных специальностей. В ходе самостоятельной работы предполагается углубление знаний студентов по отдельным темам курса, на основе философского анализа первоисточников по хрестоматии «Мир философии».
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; при­рода человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность лич­ности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе; человечество перед лицом глобальных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Мировоззрение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Картина мира и ее соотношение с мировоззрением. Основные уровни и формы мировоззрения. Мифологическое миропонимание. Религиозное мировоззрение. Основные вехи философского мировоззрения. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правиль­ной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основ­ных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и ис­кусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос филосо­фии. Язык философии. Функции философского знания. Источники философского знания. Основные направления философии.

Основные понятия
Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, философия, религия, наука, миф, материализм, идеализм, диалектика, методы философии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. Мировоззрение – это

а) воззрение человека на мир

б) строгая логическая структура

в) отрицание познаваемости мира

г) индивидуальное бытие человека
2. Историческим типом глобального уровня мировоззрения является

а) миф

б) наука

в) материя

г) природа
3. Общими чертами исторических типов мировоззрения является то, что все

а) признают коэволюцию человека и природы

б) отрицают познаваемость мира

в) ставят глобальные проблемы

г) рассматривают взаимоотношения между людьми
4. В структуру философского знания входит

а) логика

б) биология

в) диалектика

г) метафизика
5. Признаком метафизики, как метода является

а) развитие

б) деление

в) противоречие

г) взаимосвязь
6. Разница между историческими типами мировоззрения выражается в исследовании

а) объекта

б) субъекта

в) метода

г) предмета
7. По степени общности постановки проблемы мировоззрение бывает

а) иррациональным

б) научным

в) рациональным

г) атеистическим
8. Укажите черты, характерные для мифического мировоззрения

а) объективизм

б) синкретизм

в) натурализм

г) антропоцентризм
9. Основным методом философии является

а) гуманистический

б) диалектический

в) религиозный

г) антропологический



Раздел I. Основные идеи мировой философии
Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в ис­тории философии, смысл и значение той или иной эпохи.
Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, соци­альной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

Т е м а 1.1 Философия Древнего мира
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира. «Цивилизационный взрыв» середины I тысячелетия до н. э.

Становление древнекитайской философии. Культура ДАО. Даосизм, конфуцианство.

Философская культура Древней Индии. Упанишады как переход от мифологического к философскому мировоззрению. Многообразие религиозно-философских школ. Буддизм и ведантизм.

Особенности древнегреческой цивилизации и генезис античной мысли. Общекультурные, социальные и общественно-политические предпосылки философии. Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, киники, стоики и скеп­тики).

Основные понятия
Культура Дао, даосизм, конфуцианство, упанишады, буддизм, ведантизм, космоцентризм, архэ, стихия, логос, бытие, эйдос, софистика, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм, гедонизм, теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм.


  • Кризис мифологического сознания и его причины (Древний Восток и/или Древняя Греция).

  • Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма.

  • Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность — главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей.

  • Единое, Ум (Логос), Душа — триада первосущностей в античной философии.

  • Становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции.

  • Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному.

  • Демокрит, Ньютон и атомистическая парадигма.

  • Неоплатонизм и христианство.

  • Аристотель: жизнь и деятельность.

  • Диоген (киник), Эпикур, Сенека (римский стоик) о человеке.

  • Филон Александрийский и формирование христианства.

  • Идеи неоплатонизма (Платон, Прокл).



Контрольные вопросы и задания



1. Основная идея Буддизма заложена в утверждении, что жизнь есть

а) грусть

б) радость

в) страдание

г) движение
2. Одной из основных школ Древнего Китая является

а) кинизм

б) даосизм

в) джайнизм

г) стоицизм
3. Укажите черты, присущие Древнегреческой философии

а) эмпиризм

б) агностицизм

в) космоцентризм

г) креационизм
4. Определите, какое из философских учений наиболее полно разработано Платоном

а) учение о бытии

б) учение о мире идей

в) учение о всеединстве

г) учение о сотворении всего Богом
5. Укажите, что составляет суть учения Платона о познании

а) идея переселения души

б) идея припоминания души

в) идея божественного откровения

г) идея божественного провидения
6. Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вей»

а) кинизм

б) даосизм

в) джайнизм

г) стоицизм
7. Философские тексты Вед носят название

а) Упанишады

б) Самоведы

в) Ригведы

г) Аджурведы
8. К школам раннего периода Древнегреческой философии относятся

а) киники

б) стоики

в) элеаты

г) эпикурийцы
9. Форма мировоззрения эпохи эллинизма, отрицающая ценности, нормы, традиции – это

а) стоицизм

б) скептицизм

в) кинизм

г) позитивизм
10. Первых древнегреческих философов называли

а) киниками

б) лириками

в) физиками

г) эмпириками

Т е м a 1.2 Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Истоки, влияние идей античности.

Своеобразие средневековой философии (V-ХVI) веков. Основные периоды ее развития. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия, основные принципы религиозно-философского мировоззрения (теоцентризм мышления, креационизм, провиденциализм и др.). Библия как основа мировоззрения человека Средневековья.

Богочеловек и мир в христианской философии. Проблема души и тела, разума и веры, свободной воли.

Апологетика и патристика. Своеобразие восточной и западной патристики. Личность и учение А. Августина. Августин о душе и самопознании, о «двух градах». Его трансцендентальная философия истории.

Ранняя и высокая схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского. Пять доказательств бытия Бога Фомой Аквинским.

Эпоха Ренессанса (ХIV-ХVI) века. Общекультурные предпосылки Ренессанса. Гуманизм как основа мировоззрения эпохи Возрождения. Важнейшие черты философии Возрождения (антропоцентризм). Освобождение от церковного влияния и проблема человеческой индивидуальности. Философы–неоплатоники.

Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Диалектика Н. Кузанского. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

Скептицизм М. Монтеня. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

Основные идеи Реформации.
Основные понятия

Патристика, схоластика, креационизм, провиденциализм, теология, универсализм, реализм, гуманизм, микрокосм, макрокосм, пантеизм, антропоцентризм.
Темы рефератов

  • Основные идеи и ценности христианства.

  • «Исповедь» А.Августина и «История моих бедствий» П.Абеляра как особый вид религиозно-философских сочинений.

  • Символизм средневековой культуры.

  • Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики.

  • Данте и философия раннего Возрождения.

  • Леонардо да Винчи — великий художник, изобретатель, философ.

  • Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».

  • Никколо Макиавелли и его политико-философское учение о государственном управлении.

  • Диалектика Николая Кузанского.

  • Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Копер­ник, Д. Бруно, Г. Галилей).

  • Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанелла.

  • Реформация: причины и основные этапы развития


Контрольные вопросы и задания


1. На этапе патристики формировались основы философии

а) критической

б) христианской

в) метафизической

г) материалистической
2. Представителями реализма в средневековой философии являются

а) Фома Аквинский

б) Пьер Абеляр

в) Дунс Скот

г) Иоанн Росцелин
3. Жизненный путь в исихазме рассматривается как

а) подвиг

б) дление

в) страдание

г) наслаждение
4. Определите понимание человека, характерное для эпохи Возрождения

а) человек – микрокосм

б) человек – общественное животное

в) человек – мыслящее существо

г) человек – творец и художник
5. Отличительными особенностями философского мышления в эпоху Возрождения являются

а) деизм

б) пантеизм

в) политеизм

г) гуманизм

д) антропоцентризм
6. Особенность этапа схоластики являлась постановка проблем соотношения

а) этики, эстетики и религии

б) религии, науки и философии

в) онтологии, гносеологии и этики

г) природы, науки и человека
7.. Укажите самого известного «западного» отца церкви периода патристики

а) Фома Аквинский

б) Пьер Абеляр

в) Аврелий Августин

г) Уильям Оккам
8. Гуманистическая традиция в развитии философии эпохи Возрождения связана с творчеством

а) А. Данте

б) Ф. Петрарки

в) М. Монтеня

г) П. Абеляра

д) И. Росцелина


Т е м a 1.3 Философия Нового времени и эпохи Просвещения
Особенности и основные темы философии Нового времени. Проблема метода. Эмпиризм и рационализм.

Философия Нового времени, эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъек­тивный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени.

Проблема соотношения теологии и философии, Бога и Разума. Пантеизм и деизм. Создание механическо-материалистической картины мира (И. Ньютон).

Проблема метода познания. Исследование природы человеческого ума, эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и принцип универсального сомнения. Методологические правила Р. Декарта.

Соотношение рационального познания и чувственного опыта у Т. Гоббса. Сенсуализм и учение о качествах, либерализм Дж. Локка. Идея единой субстанции, пантеизм Б. Спинозы. Монадология и организмический идеал Г.В. Лейбница. Субъективная трактовка опыта и скептицизм Д. Юма. Разум и социальный прогресс в эпоху Просвещения. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.

Основные понятия

Эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, пантеизм, деизм, скептицизм, агностицизм, субстанция, монада, отчуждение.

Темы рефератов

  • Знание — сила. Ф. Бэкон.

  • Разумная природа человека. Р. Декарт.

  • Т. Гоббс — философ государства.

  • Свобода как результат договора. Дж. Локк.

  • Бог есть природа. Б. Спиноза.

  • Д. Юм о человеческой природе.

  • Проблема человека в философии эпохи Просвещения.

  • Человек как «мыслящий тростник» (Б.Паскаль)



Контрольные вопросы и задания
1. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был

а) Дж. Локк

б) Р. Декарт

в) Г. Лейбниц

г) Б. Спиноза
2. Для философии французского Просвещения характерен

а) гедонизм

б) агностицизм

в) материализм

г) провиденциализм
3. В Период Нового времени были сформированы философские методы

а) эмпиризм

б) рационализм

в) скептицизм

г) агностицизм

д) иррационализм
4. Для Декарта оно не нуждается «…ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное содержание

б) реальное существование

в) мыслящее Я

г) очевидное явление
5. Кто из философов Нового Времени является автором афоризма: «Знание - сила»?

а) Бэкон

б) Гоббс

в) Декарт

г) Локк


6. «Чистой доской» Джон Локк именовал

    1. общество

    2. человеческое тело

    3. человеческую душу

    4. космический разум


7. Д. Беркли утверждал, что
а) материи не существует вовсе

б) материя объективно существует
в) материя существует только в нашем восприятии и сознании
8. «Монада» в учении Г. Лейбница – это:

а) единая субстанция

б) простая субстанция

в) духовный модус

г) материальная субстанция


Т е м a 1.4 Немецкая классическая философия. Немецкий материализм.

Французская революция, ее влияние на ситуацию в Европе, Германия конца XVIII – начала XIX веков: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Иммануил Кант. Основные идеи «критического» периода. «Трансцендентальный идеализм». Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив».

Г. Гегель — вершина немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Историзм и диалектика Гегеля. Система «абсолютного идеализма».

Философия Л. Фейербаха. Критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха.

Философия К. Маркса и Ф.Энгельса. Идеология марксизма. Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии Маркса. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). Марксова философия истории. Принципы материалистического понимания истории. Учение о классовой борьбе и революциях.

Философская антропология Маркса. Человек — активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы.

Основные понятия
Теоретический разум, практический разум, априорность, трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», агностицизм, абсолютная идея, диалектика, отчуждение, общественно-экономическая формация
.

Темы рефератов


  • Этическое учение Э. Канта.

  • Философия Гегеля. Система и метод.

  • Гуманизм Л. Фейербаха.

  • Основные проблемы философии марксизма.

  • Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.

  • Гегель о социокультурном процессе и счастье человека.

  • Противоречие системы и метода в философии Гегеля.



Контрольные вопросы и задания


1. Вопрос о познаваемости мира И. Кант решал с позиции

а) скептицизма

б) эмпиризма

в) рационализма

г) агностицизма
2. Основные положения философии Г. В. Ф. Гегеля изложены в

а) «Критике чистого разума»

б) «Феноменологии духа»

в) Критике практического разума»

г) «Критике способности суждения»
3. В теории познания Л. Фейербах выступал как

а) дуалист

б) сенсуалист

в) позитивист

г) рационалист
4. Понятие «категорический императив» И. Кант определил как

а) неизменность вещей

б) признание господина

в) обязательное правило, побуждающее к поступку

г) стремление к насильственному завоеванию
5. Все мировое развитие Г. В. Ф. Гегель представил в виде движения

а) чистого разума

б) божественного духа

в) мирового разума

г) фаворского света
6. Укажите основные достижения философии марксизма

а) идея богочеловечества

б) религиозно-этические искания

в) материалистическое понимание истории

г) формулировка категорического императива
7. В основу диалектического материализма К. Маркса была положена диалектика

а) Сократа

б) Гегеля

в) Демокрита

г) Гераклита
8. Человек, по мнению Л. Фейербаха, является существом

а) природным

б) историческим

в) социальным

г) реалистическим
9. Определите хронологические рамки Немецкой классической философии

а) н. XVII-XVIII в.

б) XVIII-XIXв.в.

в) н. XIX-XX в.

г) XV-XVI в.в.


Т е м a 1.5 Постклассическая европейская философия XIXXX вв.
Постклассическая европейская философия ХIХ-ХХ веков — иррационализм и философия жизни. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Нигилизм Ф.Ницше. «Аполлоническое» и «Дионисийское» в культуре. Воля к власти и идеал сверхчеловека.

Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж. Милля. Концепция трех стадий развития интеллекта. Индуктивность позитивного знания. Эмпириокритицизм Р.Авенариуса и Э. Маха. Теория принципиальной координации и чистого описания.

Поздняя философия жизни. А.Бергсон и его учение об интуиции и памяти.

Логический позитивизм, прагматизм, аналитическая философия. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к эмпирической основе. Принцип верификации Р. Карнапа. Логика и семиотика Ч. Пирса. Инструментализм Д. Дьюи. Логический атомизм Б. Рассела. Исследование соотношения языка и реальности Л. Витгенштейна.

Феноменология Э. Гуссерля. Учение Гуссерля о чистом сознании и его интенциональности.

Экзистенциализм М.Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра. Бытие и время. Экзистенциальность и экзистенциалы. Проблемы выбора судьбы, существования и смерти, одиночества, свободы и ответственности.

Психоанализ З.Фрейда и К.Юнга и его влияние на философию и культуру. Неотомизм. Персонализм Н.Бердяева и Ж. Маритена.

Концепция человека П.Т. де Шардена. Герменевтика как метод понимания и истолкования в работах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г. Зиммеля и Г. Гадамера. Философская антропология Э.Фромма. Гуманизм А. Швейцера.

Основные понятия
Философия жизни, феноменология, герменевтика, позитивизм, индивидуализм, экзистенциализм, психоанализ, неопозитивизм, постпозитивизм, гуманизм.
Темы рефератов


  • Ф.Ницше и его отношение к христианству.

  • Неокантианство и эмпириокритицизм в философии XIX века.

  • Утопический социализм в XIX веке.

  • Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма.

  • Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века.

  • Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию.

  • Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века.

  • «Римский клуб» и постановка «глобальных проблем современности».

  • Модернизация, модернизм и постмодернизм.



Контрольные вопросы и задания


1. Выделите основные направления западно-европейской философии к. XIX- н. XX в.в.

а) платонизм

б) пифагоризм

в) позитивизм

г) протестантизм
2. Термин «экзистенциализм» переводится как философия

а) сути

б) сущности

в) существующего

г) существования
3. Иррационалистическая тенденция в европейской философии XIX в. представлена творчеством

а) О. Конта

б) Ф. Ницше

в) К. Маркса

г) П. Фейерабенда
4. Укажите представителя постпозитивистской философии науки XX в.

а) К. Ясперс

б) Б. Рассел

в) И. Кант

г) К. Поппер
5. Исходная задача феноменологии Гуссерля состоит в

а) истолковании научного текста,

б) выработке понятия «бытие осознанности»,

в) определении смысла жизни человека,

г) интерпретации новых знаний о мире.

6. В основе мироздания, учил Шопенгауэр, лежит слепое и злое начало

  1. Мировая воля

  2. Мировой разум

  3. Мировая материя

  4. Всемирное тяготение


7. Кьеркегор определял человеческую экзистенцию как «бытие-...»

  1. рядом

  2. между

  3. сверху

  4. с краю


8. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»

  1. «Человек – это звучит гордо!»;

  2. «Горе слабому!»;

  3. «Человек человеку – бог»;

  4. «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».


Т е м a 1.5 История русской философии X-XX вв.
Русская философия периода раннего феодализма XI—XIV в., ее особенность, основные идеи и источники («Слово о законе и благодати» Иллариона, «Изборник Святослава», «Повесть временных лет», «Поуче­ние Владимира Мономаха» и др.). Русская феодальная философия XV— XVII в., ее основные идеи, источники и представители («Послание» мо­наха Филофея к Василию III, Нил Сорский и др.). Русская философия к. XVII—XVIII в., ее особенности, основные идеи и представители (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. П. Татищев). Мировоззренческие взгляды М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.

Русская философия XIX- XX вв. Предпосылки возникновения русской философской мысли. Философия и теология на Руси. Русские мыслители и общественные деятели XVII - XVIII  веков (Юрий Крижанич, М.В.Ломоносов, Григорий Сковорода). Западники и славянофилы. (П.Чаадаев, А.Герцен, И.Киреевский, А.Хомяков, К.Аксаков). Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциализм (Н.Бердяев, Л.Шестов). Русская религиозная философия XX века (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Лосев).

Основные понятия
Западничество, славянофильство, почвенничество, анархизм, концепция всеединства, ноосфера, Богочеловечество, Русская идея.

Темы рефератов


  • Жизнь и философское творчество Вл. Соловьева.

  • Славянофильство в прошлом и настоящем.

  • Основные идеи западничества.

  • Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

  • Экзистенциализм в России: творчество Н. Бердяева.

  • Русский космизм — философия XX века.



Контрольные вопросы и задания

1. Определите проблему, составляющую предмет дискуссии между западниками и славянофилами

а) выбор пути развития России

б) рациональное постижение мира

в) природа общих понятий (универсалий)

г) соотношение общественного бытия и общественного сознания
2. Религиозно-философская направленность в русском космизме представлена

а) А. И. Герценым

б) Н. Ф. Федоровым

в) В. С. Соловьевым

г) Н. г. Чернышевским
3. Выделите важнейших представителей западничества в русской философии XIX в

а) П. Я. Чаадаев

б) А. И. Герцен

в) А. С. Хомяков

г) И. В.Киреевский

д) В. Г. Белинский
4. Характерной чертой русская философия XIX-XX в.в. является интерес к

а) морально-этическим проблемам

б) изучению общих понятий

в) ценностям мировой культуры

г) изучению единичных понятий
5. Концепцию В. С. Соловьева называют философией

а) космизма

б) эмпиризма

в) всеединства

г) рационализма
6. В философии славянофила Хомякова ключевое понятие

а) бытие

б) соборность

в) всеединство

г) русская идея.
7. Первым философским обществом в России было тайное «Общество ...»

  1. филантропов

  2. филистеров

  3. франкмасонов

любомудров

Раздел II.

Человек и мир
Требования к знаниям: студент должен иметь представление о современном философском взгляде на строение бытия, знать основные диалектические законы и категории.
Требования к умениям: студент должен уметь соотносить категории идеального и материального бытия, выделять его структурные элементы, воспринимать мир как целостную структуру, разбираться в строении и свойствах материального мира. Должен понимать роль и значение диалектических взаимосвязей в развитии мира, уметь соединять знания диалектики с конкретными жизненными ситуациями.

Тема 2.1 Философское осмысление бытия
Понятие бытия, его интерпретации в историко-философских традициях. Бытие и материя. Понятие субстанции. Философское понимание «материи». Понятие «материя» и ее содержание в различных философских системах. Идеалистическая и материалистическая философия. «Материальность» и «материя». Онтологический и гносеологический аспекты понимания материи. Естественнонаучные представления о материи. Уровни материи. Основные свойства материи.

Единство и целостность мира. Структурные уровни материи (неорганическая природа, органическая природа, социальная природа). Атрибуты материи. Движение, пространство и время. Их психологический статус, отношение пространства и времени к субстанции. Субстанциональная и реляционная концепции. Философский смысл теории относительности. Современная физическая картина мира.

Единство и многообразие мира как философская проблема, ее мировоззренческое и методологическое значение.
Основные понятия

Бытие, небытие, сущее, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, пространство, время, картина мира.

Темы рефератов

  • Основные этапы развития понятия бытия.

  • Природный мир и его бытие.

  • Внутренний мир человека как особый род бытия.

  • Бытие как результат перехода одной формы бытия в другую.

  • Становление понятия материи.

  • Современные научные представления о строении материи.

  • Уровни организации материи.

  • Движение как атрибутивное свойство материи.

  • Взаимодействие пространства, времени и материи.

  • Философский смысл теории относительности.

  • Материальное единство мира.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите, какие из перечисленных проблем относятся к метафизическим

а) исследование первых начал и причин;

б) познание бытия;

в) изучение природы;

г) проблема истины;

д) знание субстанции.
2. Онтология – это философская наука

а) о познании

б) о мышлении

в) о бытии

г) о человеке

д) о природе
3. К основным формам бытия относятся:

а) бытие вещей (природы)

б) бытие Бога

в) бытие человека

г) бытие духовного (идеального)

д)виртуальное бытие

е) бытие социального
4. Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциональный подход в понимании пространства и времени?

а) Кант

б) Ньютон

в) Гегель

г) Эйнштейн
5. В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является

а) субстанцией

б) субстратом

в) эссенцией

г) экзистенцией
6. Укажите, какие из приведенных ниже определений характеризуют классические подходы к пониманию материи

а) материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, но существующей независимо от них

б) материя – это необходимый субстрат (материал), из которого произведены все вещи

в) материя – это все то, что занимает место в пространстве, т. е. обладает такими характеристиками, как протяженность, объем, плотность, масса, непроницаемость
7. Укажите, кто из указанных мыслителей отстаивал реляционную концепцию пространства и времени

а) Демокрит

б) Аристотель .

в) И. Ньютон

г) Г. Лейбниц

д) А. Эйнштейн
8. Учение исходящее из равенства двух субстанций, это...

а) Иррационализм

б) ересь

в) политеизм

г) дуализм

д) дхарма
9. Длительность существования материи характеризуется понятием

  1. время

  2. пространство

  3. скорость

  4. бытие

Тема 2.2 Диалектика как учение о развитии
Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. Концепции развития в философии от древнегреческих ученых до философов XX века (Гераклит, Н. Кузанский, Г. Гегель, К. Маркс). Диалектическое учение Г.В. Гегеля. Диалектика и ее альтернативы: метафизика, релятивизм, догматизм. Структура диалектики: принципы, законы, категории.

Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Их особенности, проявления, взаимодействие.

Основные диалектические категории в философии. Детерминизм и индетерминизм. Принцип развития и идея глобального эволюционизма в современном естествознании. Синергетика как учение о самореорганизущихся системах и современное миропонимание.

Диалектика как структура бытия, метод познания и логика мышления.
Основные понятия

Диалектика, метафизика, релятивизм, софистика, догматизм, эклектика, взаимодействие, связь, отношение, изменение, движение, развитие, синергетика, качество, количество, мера, скачок, тождество, различие, противоположность, противоречие, диалектическое отрицание, поступательность, цикличность.
Контрольные вопросы и задания
1. Учение, отрицающее объективность причинной связи, это...

а) исследование

б) инвариантность

в) индукция

г) индетерминизм

д) индивидуализм
3. Уточните, какое из приведенных определений соответствует философскому пониманию движения

а) движение – это перемещение материального тела из одной точки в другую

б) движение – это изменение вообще

в) движение – это направленное качественное изменение системы
4. Определите, какой закон диалектики описывает источник (причину) развития

а) закон единства и борьбы противоположностей

б) закон перехода количественных изменений в качественные

в) закон отрицания отрицания
9. Греческое слово «диалектика» первоначально означало

  1. двуличие

  2. искусство спора

  3. театральное представление

  4. магический ритуал


Раздел III.

Человек - сознание — познание
Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, свя­занные с изучением человека: его происхождение, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современ­ные философские и научные представления о природе человека, вырабаты­вать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, свобода, смерть, вера, счастье и т. д. Должен понимать связь между философским учением о познании и приемами познания тех наук, которые он изучает.

Т е м а 3.1. Проблема человека в философии
Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Природа и сущность человека. Единство биологического, социального и психологического в человеке. Антропогенез и социогенез.

Индивидуальное и социальное в человеке. Человек, индивид, личность.

Социальные роли личности. Проблема жизни и смерти как предмет философского осмысления. Вопрос о смысле человеческой жизни. Свобода и ответственность. Нравственные, эстетические и религиозные ценности в человеческой жизни.
Основные понятия:

Человек, индивид, индивидуальность, антропосоциогенез, жизнь, смерть, бессмертие, свобода.

Темы рефератов:

  • Гены, либидо или социум?

  • Человек — венец творенья или ошибка природы?

  • Резервные возможности человека.

  • Психоанализ и проблема человека. Феномен человека Тейяра де Шардена. Теории происхождения человека.

  • Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества.

  • Проблема человека в экзистенциализме.

  1   2


написать администратору сайта