Биоэттка. Киселев В.А. Словарь Биоэтика. Учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Скачать 1 Mb.
|
КОМПЕТЕНТНЫЙ ПАЦИЕНТКомпетентный пациент – элемент модели информированного согласия, обозначающий пациента, способного к принятию добровольного, осознанного решения. Согласие (отказ) компетентного пациента на (от) медицинское вмешательство опирается на осознание цели и характера лечения, связанного с ним риска, возможных альтернативных видов лечения. Выражение согласия или отказа пациентом производится в следующих формах: устная, письменная, поведенческая. Выбор формы выражения решения обусловливается обстоятельствами принятия решения (например, тяжесть поражения организма, сложность оперативного вмешательства). Стандартом в оценке компетентности пациента выступает стандарт здравого смысла. Как правило, здравого смысла достаточно, чтобы пациент постиг такие вещи как факт, что он умрет или станет больным еще больше без лечения, или, что лечение будет причинять боль и предвещает лишенную активности жизнь в течение продолжительного времени. Компетентность пациента не должна оцениваться по образовательному уровню, по глубине понимания происходящих в его организме естественных процессов. Принять или не принять лечение в большей степени зависит от его стиля жизни, религиозных убеждений, смысло-жизненных ориентаций. Некомпетентный пациент – это пациент, неспособный принять добровольное осознанное решение по поводу медицинского вмешательства. Отечественное законодательство предусматривает возможность оказания медицинской помощи без согласия пациента: - возраст пациента до 15 лет (за него принимают решения близкие или законные представители); - лицо, признанное в установленном порядке недееспособным; - отказ пациента или его законного представителя от права принимать решение; - лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; - лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами; - лица, совершившие общественно опасные деяния (см. «Основы …», Ст. 33, 34). В медицинской практике встречаются временно некомпетентные пациенты, согласие которых получить затруднительно, а медицинское вмешательство необходимо. Например, бессознательное состояние пациента, состояние пациента под влиянием наркотических, лекарственных средств. КОНТРАКТНАЯ МОДЕЛЬКонтрактная модель отношения «врач – пациент» устанавливает взаимосвязь между врачом, поставщиком медицинской услуги и пациентом, регулируемую контрактом (или свободным соглашением), заключаемым за вознаграждение. Специфика этой модели состоит в том, что обязательства сторон вырастают только из контракта. Однако медицинская практика свидетельствует о том, что большинство врачей и пациентов желают, чтобы отношения между ними были большими, чем только контрактными. Контрактная модель предусматривает сотрудничество и совместное принятие решений в терапевтическом процессе. Здесь не обязательно полное доверие (хотя и желательно), но необходимо согласие о целях лечения, уважение прав пациента и совести врача. Контрактная модель в отечественных правовых и этических документах специально не выделяется. Однако она постоянно реализуется как форма отношения между врачом и пациентом (ЗЛПУ и пациентом) в платной медицине. Например, при оказании стоматологических услуг частными клиниками, кабинетами. КОНТРАЦЕПЦИЯКонтрацепция – способ предупреждения естественного зачатия и регулирования рождаемости. Контрацепция – один из типов ограничительного типа воздействия на репродуктивную функцию человека. Право женщины на контрацепции. – это важнейшая составляющая ее права на охрану репродуктивного здоровья. Широкое применение контрацепции, как свидетельствует статистика, ведет к снижению количества искусственного прерывания беременности. Например, в Болгарии, Германии, Чехии, где охват современными видами контрацепции составляет 50-60%, количество абортов стало в 2-3 раза меньше числа родившихся (И. Мануилова, 1993, С.8). Длительное время под влиянием христианства искусственное ограничение деторождения не поощрялось. Этическое осуждение контрацепции препятствовало мнению врачей, что предохраняющие средства – суть мера и лечебная. Положение изменяется к концу XX века. На XIII Международном конгрессе акушеров-гинекологов (1991 г.) была предложена новая концепция здоровья и благосостояния женщины. В соответствии с ней медицинская помощь по контрацепции занимает важное место наряду с традиционными формами. В настоящее время существующие методы контрацепции условно разделяются на две группы. Первая – традиционная, включающая календарный, температурный методы, прерванный половой акт, механические и химические средства с локальным действием. Вторая – современные методы: оральная гормональная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС). По оценке специалистов, эффективность современных методов весьма высока. По сравнению с традиционными методами эффективность оральной контрацепции выше в 10-12 раз, а ВМС – в 3-7 раз. В России, например, традиционные методы контрацепции используют свыше 50% супружеских пар, ВМС – 17% супружеских пар, в которых женщины репродуктивного возраста. Биоэтический характер контрацепции состоит в том, что она выступает фокусом не только семейных, но и демографических, социальных, этических ценностей. В XX веке контрацепция как способ контроля рождаемости приобретает и политический характер. В 1952 г. была создана Международная федерация планирования семьи (МФПС), целью которой являлось приобщение супружеских пар к культуре планирования семьи. Работая в шести регионах мира (Африканский, регион Индийского океана, Арабский, Восточная и Юго-Западная Азия и Океания, Западное полушарие, Европа), федерация оказывает финансовую и моральную поддержку тем странам, которые в этом нуждаются. «Нужда» определяется демографическими показателями: уровень рождаемости, материнская смертность, детская смертность, распространенность контрацептивов. Рассмотрение контрацепции как способа регуляции рождаемости сквозь призму государственных, общественных, международных интересов ставит непростые вопросы: - кто же в таком случае является субъектом регуляции рождаемости: женщина, государство, международные организации? – насколько этична регуляция рождаемости в масштабах государственного управления или международного контроля? Придание контрацепции статуса государственного, а тем более, международного, чревато негативными последствиями. Вспомним хотя бы мальтузианство, которое все беды человечества связывало с «абсолютным избытком людей». В отечественных этических и правовых документах не прописано отношение к контрацепции. Решение вопросов, связанных с использованием контрацепции, это сфера индивидуальной, семейной жизни. Значит, регулятором рождаемости выступают традиции, обычаи, модифицированные этические доктрины, религиозные взгляды. Религиозный аспект контрацепции. Русская православная церковь (РПЦ) выразила свою позицию по этому вопросу в «Основах социальной концепции РПЦ» (XIII, 3). Базовым тезисом, с позиций которого РПЦ оценивает контрацепцию, выступает утверждение о том, что «продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза». Противозачаточные средства, которые искусственно прерывают жизнь на самых ранних стадиях, православие оценивает как аборт, а, значит, как грех и убийство. Другие средства, которые не связаны с пресечением зачавшейся жизни, считаются неабортивными, а, значит, применение их тоже грех, но не убийство. Любой намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений православием расценивается как грех, ибо обесценивает брак. Зарубежные православные богословы высказываются по поводу контрацепции более четко. Например, профессор православной теологии, отец Ст. Харакас считает, что: - поскольку рождение детей является одной из целей брака, то супружеская пара поступает аморально, постоянно прибегая к методам контрацепции, если на то нет смягчающих обстоятельств; - контрацепция аморальна и тогда, когда она способствует блуду и прелюбодеянию. Нет единодушия среди восточно-православных ученых в вопросе применения контрацепции с целью отсрочки рождения детей или ограничения их количества. Одни авторы ставят знак равенства между контрацепцией и абортом. Для них цель брака – исключительно рождение и воспитание детей. Любые другие проявления сексуальной активности, по их мнению, есть только сладострастие и потакание плоти. Другие православные авторы ставят под сомнение исключительную направленность брака на деторождение. Они рассматривают сексуальные отношения мужа и жены как один из аспектов их возможного духовного роста в любви и единстве. Такая точка зрения, безусловно, поддерживает применение контрацепции с целью отсрочки рождения детей и ограничения их числа, дабы предоставить большую свободу супружеской чете для проявления их взаимной любви. Иудаизм подразделяет методы контрацепции от наименее до наиболее нежелательных, начиная от оральных контрацептивов, которые, как считается, не препятствуют нормальному процессу оплодотворения, и заканчивая презервативом или прерванным половым актом, что является действительным вмешательством в этот процесс. Реформистская позиция в иудаизме оставляет целиком на усмотрение заинтересованной супружеской пары все вопросы, касающиеся планирования семьи, в том числе решение иметь ли детей вообще. Ортодоксальная позиция настаивает на принятии минимального требования иметь одного сына и одну дочь. |