Стилистика_русского_языка. Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование
Скачать 0.81 Mb.
|
А. Строй простого предложенияВ простом предложении к стилистическим ресурсам могут быть отнесены средства выражения членов предложения, особые случаи использования однородных членов предложения, средства связи членов предложения, стилистически значимые разновидности простых предложений, порядок слов и некоторые другие. Этим явлениям свойственна богатая синонимия, в том числе стилистическая. Так, сказуемые осложненной формы, выраженные фразеологизированными глагольно-именными сочетаниями, типичны для книжной (научной и деловой, отчасти публицистической) речи; параллельными им оказываются глагольные простые сказуемые, характерные для разговорной и художественной речи: принимать участие- участвовать; вести борьбу- бороться; оказывать помощь-помогать; проявлять интерес- интересоваться; питать надежду- надеяться; производить осмотр- осматривать(первые варианты книжные). Книжной речи свойственны и такие расщепления сказуемого, которые отяжеляют выражение и усугубляют именной характер высказывания. Это наиболее часто встречается в официально-деловой речи и несет на себе печать канцелярского стиля: дальше следует перечисление(вместо дальше перечисляется); имеет место отсутствие, неявка(вместо отсутствовали, не явились); использовать применение(вместо применять)и т. п. Это явление известно и научной речи, в которую оно, по-видимому, проникает из официально-деловой в результате взаимодействия стилей. Яркий разговорный характер имеют формы простого глагольного сказуемого, выраженные инфинитивом (ср. нейтральное Она опять стала кричатьи разговорное Она опять кричать),междометием (А он бац на землю),повторением сказуемого (Ехали мы, ехали, а все еще далеко; И делать не делает, а время тянет).Все эти виды выражения сказуемого, как и предложения в целом, весьма экспрессивны. Среди стилистико-семантических явлений, связанных с формами выражения сказуемого, можно отметить также синонимию связок (быть, являться, стать, становиться, оказываться, делаться, оставаться)и синонимию падежных форм в именной части составного сказуемого (был свой человек- был своим человеком).При этом следует иметь в виду, что глаголы, выступающие в роли связки, обычно вносят в предложение различные семантические оттенки: проявление, обнаружение признака (быть),возникновение признака (стать),сохранение прежнего признака, состояния (оставаться)и т. д. Однородные члены предложения могут соединяться союзами и без союзов; могут быть расположены парами и т. д., что создает возможности их стилистического использования. Писатели и публицисты употребляют их в различных стилистических функциях: от изобразительно-динамической или торжественно-приподнятой (в периоде) до юмористической (при намеренном объединении в качестве однородных членов несоединимых, разнородных понятий). Использование однородных членов - явление книжно-письменной речи; разговорной оно не свойственно. Помимо художественной речи, однородные члены широко употребляются в научной, особенно в описаниях свойств явлений и предметов, а также в официально-деловой. В последней они имеют и специальное оформление в виде перечисления с использованием нумерации. Усилению экспрессивности при однородных членах способствуют: повторяющийся союз ив усилительной роли, а также союз ни-ни,союз да(в основном в художественной речи: Здравствуй, утро да солнце веселое!).В научной речи широко используется соединительный союз как... так и,в научной и отчасти публицистической речи - противительные союзы не только- но и, не столько- сколько.Из двух противительных союзов: нои а- первый характерен для книжной, второй - для разговорной речи; разговорный характер имеет в функции соединительного или противительного союз да. Далеко не все вариантные случаи согласования и управления оказываются стилистически значимыми, многие из них лишь ортологические (нормативно-языковые), хотя они приводятся в пособиях по стилистике. Стилистическими в области управления являются, например, уже отмеченные в разделе морфологии синонимические параллели предложного и беспредложного управления, вместе с тем отличающиеся и оттенками смысла: принес брату- для брата; гулять вечерами- по вечерам, ехать поездом- на поезде; нужный многим- для многих.Сюда относится и так называемое нанизывание (или цепь) падежей, в частности родительного. Это явление, нередко затрудняющее общение (почему его и рекомендуется избегать), оказывается, однако, весьма характерным и, в общем, нормативным для научной и официально-деловой речи, за исключением, конечно, некоторых случаев злоупотребления. Оно здесь даже неизбежно и закономерно по следующим причинам. Названные сферы общения оперируют сложными понятиями, нередко выражаемыми сложными же терминами - словосочетаниями из двух-трех слов. В случаях необходимости использования таких терминов в родительном падеже и тем более объединения двух понятий неизбежно получается цепь родительных падежей. Замена же терминов местоимениями и существительными-синонимами в научной и официально-деловой речи нежелательна в связи с тем, что здесь необходима точность выражения. Заметим, что в этих разновидностях речи такая цепь обычно не затрудняет общение даже и тогда, когда она состоит из четырех-пяти элементов. Поэтому к оценке данного явления следует подходить строго функционально-стилистически, т. е. с позиций данного стиля. Примеры цепей родительного падежа в научной речи: метод познания явлений жизни(И. Г. Андреев); установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома от положения его в периодической системе(П. Л. Капица); в официально-деловой: порядок составления и выполнения планов железнодорожных перевозок(Устав железных дорог); определение порядка очередности удовлетворения претензий кредиторов(Уголовно-процессуальный кодекс). К стилистическим явлениям в сфере управления относится также и синонимия предлогов; средство от простуды - против простуды; с помощью- при помощи; о поездке- про* поездку; насчет * чего-либо- касательно, относительно чего-либо,где слова, помеченные звездочкой, носят разговорный характер в отличие от параллельных им книжных. Книжный же характер имеет предлог в сочетании: по окончании(ср. после окончания)и, напротив, в параллели: говорить о том- за то;второй вариант разговорный, хотя он иногда используется в публицистической речи. Богата синонимия причинных предлогов: ввиду *, вследствие *, благодаря, в связи *, из-за, по причине*(слова, отмеченные звездочкой, книжные). Яркую стилистическую окраску книжной речи (официально-деловой и отчасти научной) имеют отыменные предлоги позднего образования: в деле, в области, в силу, по линии, по частии др. Нередко они ведут к нежелательному отяжелению стиля высказывания. Профессиональный характер имеют сочетания балкон типа лоджия, платье типа кимоно. Семантическими оттенками отличаются вариантные сочетания падежных форм при глаголах с отрицанием: не читал этой книги- не читал эту книгу. Стилистически значимо обычно обособление тех или иных членов предложения и оборотов. Это средство, более свойственное книжной речи, имеет целью смысловое выделение обособленных слов. В художественной речи обособление используется в экспрессивных целях, но в научной в основном в смысловых. Особенно экспрессивны используемые в художественной речи так называемые факультативные обособления (когда возможно употребление как обособленного, так и необособленного члена). Способствует экспрессии употребление обособленных приложений, определений, отдаленных от определяемых существительных; постпозиция обособлений и др. Приведем некоторые примеры. Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом(Пушкин); Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит(Тютчев); Кто это сделал тебе скрипку, такую звонкую и чуткую?(Горький); Он услышал, как слезы защипали ему веки. Слезы унижения, они были едки(Федин). Общеизвестны стилистическая роль и окраска причастных и деепричастных оборотов, носящих книжный характер, и соотносительных с ними придаточных предложений. Стилистическую значимость имеют и различные конструкции с отглагольными существительными: за неимением уважительных причин(без уважительных причин); идти на снижение(снижаться); Началось выдвижение кандидатов.Они имеют книжный характер и употребительны в официально-деловой речи. В области науки и техники, а также законодательства весьма употребительны термины, представляющие собою отглагольные существительные:умножение знаменателей; согласование членов предложения; восприятие предметов; удаление осадка; выбор средств; взыскание пени; привлечение к ответственности. В профессиональной речи весьма распространены названия действий-процессов, также ведущие к образованию конструкций с отглагольными существительными: прокладка путей; разбивка на квадраты; ввоз товаров; прокат стали; выпечка хлеба. Иногда образование подобного рода конструкций оказывается ненужным, искусственным, ведущим лишь к отяжелению и «сухости» речи. К использованию таких оборотов прибегают иногда фельетонисты, юмористы и сатирики с целью стилизации и осмеяния канцелярской речи. Велико стилистическое значение порядка слов в простом предложении. Еще А. М. Пешковский указывал, что перестановка слов одного и того же предложения, состоящего из пяти знаменательных слов, дает более сотни вариантов семантико-стилистических оттенков. Эти возможности широко используются в художественной речи, а также в публицистической, отчасти и в других стилях письменной речи. Обычно считается, что русскому языку свойствен свободный порядок слов, однако эта свобода не абсолютна. Порядок слов определяется и грамматически: системой языка, в частности структурой словосочетания, и смысловой стороной текста. Важное значение имеет отправной пункт высказывания - тема («известное») и то, что о нем говорится - рема («новое»). Движение от темы к реме образует прямой, или объективный, порядок слов, а от ремы к теме - обратный, инверсированный, или субъективный. Прямой порядок слов стилистически нейтрален, инверсированный же обладает экспрессией и потому оказывается стилистически значимым. Если прямой порядок слов связан с нейтральным интонационным фоном речи, то инверсия - нарушение обычного порядка слов - сопровождается изменением обычной интонации. Большую роль при этом играет логическое ударение, выделяющее «логический предикат», рему. Особенной экспрессией и, следовательно, стилистической значимостью обладает в русском языке инверсия именного сказуемого, например:Поразительным, иногда бывает человеческое постоянство!(Ю. Казаков); Сухостойное было лето(Шолохов). Экспрессивность создается и в тех случаях, когда акцентируемый член выносится с конца предложения в начало или середину или, во всяком случае, стоит на необычном для себя месте. Инверсия, в результате которой на первое место выдвигается акцентируемое подлежащее, специфична для художественной речи. Иногда перестановка слов не сопровождается изменением интонации и потому не обладает особенной экспрессивностью; стилистическое значение порядка слов в этом случае - в необычности словорасположения. Последнее особенно свойственно стихотворной речи. Инверсированный порядок слов в речи может использоваться и с риторической установкой - в художественной прозе и в публицистике (ср. в газетном заголовке: Размаха шаги саженьи). Официально-деловой и научной речи более свойствен прямой порядок слов, но и здесь возможны инверсии. В устной разговорной речи наблюдается иная система словорасположения, чем в книжно-письменной. Особенно выделяется в этом отношении диалогическая речь. Порядок слов в разговорной речи отличается, с одной стороны, большей свободой, с другой - ей свойственны особые типизированные схемы словорасположения. Основной принцип расположения слов и словесных групп в устной речи - это принцип ассоциативного присоединения. Коммуникативное членение в письменной речи выражается порядком слов, а в устной - интонационно. Место нового (ремы) в устной речи более свободно, в письменной же господствует его постпозиция. По наблюдению О. Б. Сиротининой, «стилистическая функция порядка слов проявляется в художественном и публицистическом стиле как средство стилизации речи, эмоциональности повествования и как индивидуальная авторская особенность». Стилистическими возможностями обладает и сам строй простого предложения, например синонимия разных типов предложения. Так, можно говорить о синонимии утвердительных и отрицательных предложений (Кто же этого не знает!- Все это знают!); определенно-личных и безличных (Я думаю- Мне думается);неопределенно-личных и безличных (Рекомендуют избрать...- Рекомендуется избрать...);эллиптических и полных и т. д. Кстати, употребление полных или неполных предложений достаточно четко обусловлено сферой использования. Как правило, в книжно-письменной речи неполные предложения не используются (кроме, конечно, тех частей художественных текстов, которые отражают живую разговорную речь - сказ, речь персонажей того или иного произведения). Зато в сфере живого общения, осуществляющегося в устной форме, неполные предложения составляют один из распространенных типов предложений. По этой причине, как верно отмечает А. Н. Гвоздев, при обучении школьников родному, русскому языку необходимо Специально учить употреблению полных предложений, являющихся признаком интеллектуальной речи. Этого не требуется в отношении неполных предложений. Различные виды односоставных предложений также имеют определенное тяготение к той или иной сфере общения. Например, безличные предложения, обозначающие явления природы (Темнеет, Вечереети т. д.), состояние человека (Меня тошнит, Что-то гнетет, Ему не спитсяи т. п.), используются почти исключительно в разговорной речи, а также в художественной. Из двух вариантов типа: У меня нет времени- Я не имею времени- первый является разговорным, второй носит искусственный и книжный характер. Обобщенно-личные предложения, содержащие образное выражение суждении общего характера, свойственны народной речи: Что посеешь, то и пожнешь; С кем поведешься, от того и наберешьсяи т. п. Одним из ярко эмоциональных типов односоставных предложений являются инфинитивные. Недаром они составляют фонд разговорного синтаксиса, тогда как синонимичные им безличные предложения с модальными словами необходимо, можно, следуети т. п. характерны для книжной речи (научной и официально-деловой). Ср. обладающие окраской разговорности инфинитивные предложения со значением неизбежности действия (Быть беде!),его невозможности (Не быть тебе в Москве!);вопросительные инфинитивные предложения, ставящие вопрос с оттенком обязательности, желательности, позволения (К кому обратиться? У кого ему учиться? Что купить Вам?);восклицательные инфинитивные предложения с оттенком протеста или утверждения чего-либо, риторические вопросы (Да мне ль его бояться? Зачем меня просить?).Побудительные инфинитивные предложения, напротив, несут на себе печать официальности или профессиональной речи, хотя используются и в устной форме речи; они характерны для разного рода команд: Поднять флаг! Свистать всех наверх! Убрать паруса!Этого типа предложения известны и призывной публицистической речи: Собрать урожай без потерь! Встать на вахту пятилетки! Сфера употребления номинативных предложений - это в основном художественная речь и некоторые жанры публицистики. Номинативные предложения выполняют здесь особую функцию - создания образной, видимой картины (пейзажи, изображение состояния). Чаще они используются в начале произведения или главы: Баррикада. Булыжник. Жара. Порох. Пыль. По началу такому сразу вся узнается игра (Антокольский). Тишина. Перья скрипят, сверчок кричит(Чехов). |